Техника безопасности на уроках физической культуры Гончаров Петр Николаевич, учитель физкультуры Хохольского лицея р.п. Хохольский
Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил! К урокам физической культуры допускаются: учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности; 2. учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья).
Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил! На уроках физической культуры необходимо знать: Звонок – начало урока – построение в спортивном зале. 2. Выход из зала, только в сопровождении учителя.
Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил! Запрещается : жевать жевательную резинку; пользоваться мобильным телефоном; самовольно брать спортивный инвентарь из спортивного зала.
Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил! Виды травм раны, ссадины, порезы кровотечения ушибы вывихи переломы
Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил! Основные причины травматизма: Неудовлетворительная подготовка мест занятий, оборудования, инвентаря; 2. Неблагоприятные погодные условия; 3. Обувь и одежда, несоответствующая погоде и виду занятий; 4. Отсутствие страховки и самостраховки;
5. Недостаточная тренированность и фиксирование нагрузки; 6. Пренебрежительное отношение к разминке; 7. Низкая поведенческая культура учащихся (несоблюдение дисциплины); 8. Отсутствие медицинского сопровождения и нарушение медицинских требований . Безопасность на уроке физической культуры – это знание и выполнение правил!
Первая помощь при травмах Раны, ссадины, порезы Причины : падение, Неисправный инвентарь, нарушение дисциплины Симптомы: боль, нарушение целостности кожного покрова Первая помощь Обработка раны Наложение повязки Внимание! Водой рану промывать не следует! Не прикладывать к ране нестерильные предметы! При глубокой ране, срочно доставить пострадавшего в медицинское учреждение !
Первая помощь при травмах Кровотечение Причины: порезы, падения, столкновения при выполнении упражнений Симптомы: кровяные выделения, головокружение, потеря сознания, слабость Первая помощь Поврежденную часть тела приподнять, наложить тугую повязку или жгут (при сильном кровотечении) Внимание! Жгут должен находится на теле не более 1,5 – 2 часов Прикрепить записку с датой и временем наложения жгута Пострадавшего срочно доставить в медицинское учреждение
Первая помощь при травмах Вывихи Причины: падение, сильный удар Симптомы : сильная боль, опухоль сустава, невозможность двигать конечностью Первая помощь Фиксация поврежденной конечности, неподвижность Внимание! Вывих – это стойкое смещение концов костей, входящих в один сустав При вывихе верхней конечности, руку необходимо подвесить на косынке При вывихе сустава нижней конечности, пострадавшего необходимо уложить на носилки и срочно доставить в медицинское учреждение
Первая помощь при травмах Переломы Причины: падение, сильный удар Симптомы: резкая боль, припухлость, Кровоподтек в области травмы, невозможность совершать движения Первая помощь Обеспечить неподвижность и наложить шину Внимание! Шина должна захватить не менее, чем 2 сустава выше и ниже перелома Под шину необходимо подложить мягкую прокладку Пострадавшего следует срочно доставить в медицинское учреждение
Первая помощь при травмах Ушибы Причины: падение, сильный удар Симптомы: боль, припухлость, кровоподтеки, небольшое нарушение функций Первая помощь На место ушиба следует приложить холод Внимание! Пострадавшей части тела необходимо создать возвышенное положение Обеспечить покой и неподвижность Наложить тугую повязку
Определите травму, объясните свой выбор? Расскажите о первой помощи при данной травме?
Соблюдайте правила безопасности на уроке физической культуры!
Правила техники безопасности на уроках физкультуры по легкой атлетике. Выполнила: Ученица 8 класса Кузиева Амина
1. Общие требования безопасности 1. Учащиеся должны Иметь спортивную форму и обувь, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен бережно относиться к спорт. инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначения. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
2. Заниматься легкой атлетикой только в местах, названных учителем, в поле его зрения.
4. Приступать к выполнению легкоатлетических упражнений только после разминки.
5. Не бежать навстречу общему движению учащихся на беговой дорожке (бег по кругу стадиона осуществлять только в направлении против часовой стрелки.
6. Бег Учащийся должен: 1. При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке. Во время бега смотреть на свою дорожку. Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки. В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны. Выполнять разминочный бег по крайней дорожке
7. Не допускать стопорящей (резкой) остановки после финиша.
8. Не перебегать (пересекать)дорожку во время бега «соревнующихся».
9. При групповом старте не толкаться локтями, не наступать на пятки впереди бегущего.
10. Во время бега на длинные дистанции уметь правильно распределять силы по дистанции (не начинать быстро).
11. Прыжки Учащийся должен: 1. Не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте. Выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение. Выполнять прыжки поочередно.
12. Не выполнять прыжки на неровный, рыхлый или скользкий грунт.
13. Метания Учащийся должен: 1. Перед метанием убедиться, что в направление броска никого нет. Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв. При групповом метании стоять с левой стороны от метающего. В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд. После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний.
14. Перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в зоне приземления снаряда.
15. Не стоять рядом с метающим.
16. Требования безопасности в аварийных ситуациях: 1. Учащийся должен: При получении или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры. С помощью учителя оказать травмированному первую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «Скорую помощь». При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасной выход по плану эвакуации.
17. Требования безопасности по окончании занятий:. Учащийся должен: 1. Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения. Организованно покинуть место проведения занятий. Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь. Вымыть с мылом руки
Успехов на уроках физкультуры!
На бегу нужно оставаться бдительным, следить за собственным состоянием и происходящим вокруг
Важно! На любой совместной тренировке нужно придерживаться границ своей дорожки. Иначе есть риск столкнуться на высокой скорости с другим бегуном и получить травму
Лучше всего бегать на специально отведенных участках: стадионах, размеченных маршрутах в парке или лесу. Незнакомый маршрут, особенно на бездорожье, надо сначала пройти пешком, осмотреться.
Если пришлось бежать по автомобильной дороге, необходимо двигаться навстречу водителю. Это безопаснее, чем бег с автомобилем за спиной. Держитесь ближе к краю дороги и старайтесь не вилять из стороны в сторону.
В идеале — выбирайте проезжую часть с обочиной, чтобы можно было контролировать поток встречного движения и, своевременно сместиться на край обочины, например, если будет ехать большегруз.
Надевайте на пробежку форму, которую будет заметно издалека. А если тренировка приходится на вечер или раннее утро, выбирайте одежду со светоотражающими элементами. Можно купить и самостоятельно прикрепить наклейки-светоотражатели на привычную одежду.
Перед пробежкой зашнуруйте кроссовки плотно, но не слишком туго, чтобы не создавать лишнего давления на голеностоп.
Если любите бегать на улице под музыку, не используйте наушники с активным шумоподавлением: это небезопасно! Отдавайте предпочтение моделям, которые оставляют уши открытыми.
Чтобы тренировки укрепляли здоровье и не приводили к травме, важно соблюдать правильную технику бега:
Без пульсометра контролировать частоту сердечных сокращений можно по характеру дыхания и способности разговаривать. Показатель низкого пульса — свободное, ровное дыхание. Когда дыхание сбивается, а говорить становится сложно, нужно снизить темп или перейти на ходьбу
Бегать на высоком пульсе неподготовленным спортсменам не рекомендуется, это может навредить сердечной мышце.
Подробнее о правильном беге и контролировании пульса читайте в нашей статье «Техника бега»
Перед любой беговой тренировкой необходимо сделать небольшую разминку. Выполните несколько упражнений: приседаний, прыжков, наклонов, выпадов; легко пробегитесь трусцой или быстро пройдитесь. Это разогревает мышцы, а суставы заставляет выделять защитную смазку, что облегчает движение и готовит тело к более высокой нагрузке.
Резко завершать беговую тренировку нельзя. Лучше постепенно перейти на более медленный бег или ходьбу и только потом останавливаться.
Тренировку завершайте растяжкой: она расслабит мышцы и предотвратит боли.
При температуре воздуха выше 30 °C бегать не рекомендуется, потому что в таком случае тренировка пройдет с меньшей эффективностью. Кроме того, можно получить тепловой или солнечный удар. Избегайте открытого солнца в пользу затененных участков. В жару можно заменить бег активной ходьбой.
Лучше бегать по грунтовке, так как асфальт накапливает тепло и потому не очень комфортен для бега в жару. При появлении тошноты, внезапной слабости, головокружения или мушек в глазах немедленно прекратите тренировку.
При минусовых температурах лучше ограничиться тренировками на малом или среднем пульсе. Нежелательно бегать в мороз больше −20 °C, сильный снегопад и метель. В таких условиях лучше отправиться в тренажерный зал и заниматься на беговой дорожке.
Основная задача зимней экипировки бегуна — поддерживать тепло. Принцип многослойности здесь очень кстати: вниз надевается термобелье, а сверху создается утепляющий слой (например с помощью флисового джемпера), завершает экипировку легкая куртка для защиты от ветра и осадков. Перчатки, бафф и шапка обязательны для зимней пробежки.
— легкая куртка; — перчатки и шапка (для более теплой погоды — налобная повязка), а также бафф
Правила бега в холодную погоду:
Марафон — это огромная нагрузка на сердце, суставы, позвоночник. Поэтому к бегу на длинные дистанции нужно хорошо подготовиться.
Совет эксперта
Начинать подготовку к марафону нужно не менее чем за 16 недель до забега, следовать графику и постепенно наращивать нагрузку. Если это ваш первый марафон, внимательно отнеситесь к текущему физическому состоянию: возможно, время подготовки придется увеличить
Рекомендации для тех, кто собирается бежать марафон:
Самое важное — «слушать» свое тело. Лучше сойти с дистанции при появлении следующих тревожных симптомов:
Организаторы марафонов заботятся о мерах безопасности. На контрольных точках работают пункты медицинской помощи и дежурят бригады скорой.
Участвовать в забеге следует только при хорошем самочувствии. При первых тревожных симптомах забег лучше прекратить и обратиться в медпункт
О правильной подготовке к соревнованию читайте в этой статье
Теперь вы знаете основные правила тренировок. Одевайтесь по погоде, совершенствуйте технику бега и не забывайте разминаться до и после пробежки.
Для комфортных и безопасных занятий вам также понадобятся правильно подобранные кроссовки. Заказать их можно в нашем онлайн-магазине. Если вы затрудняетесь с выбором, прочитайте статью «Как выбрать кроссовки для бега» или обратитесь за помощью к экспертам в вашем городе.
Инструктаж по мерам безопасности для учащихся по предмету
I. Общие требования безопасности.
– пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;
– иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;
– выходить из раздевалки по первому требованию учителя;
– после болезни предоставить учителю справку от врача;
– присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;
– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;
– иметь коротко остриженные ногти;
– знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.
– резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;
– вставлять в розетки посторонние предметы;
– пить холодную воду до и после урока;
– заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.
II. Требования безопасности перед началом занятий.
– переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
– снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);
– убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
– под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
– с разрешения учителя выходить на место проведения занятия;
– по команде учителя встать в строй для общего построения.
III. Требования безопасности во время занятий.
– внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
– брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
– во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
– выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
– покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
– толкаться, ставить подножки в строю и движении;
– залезать на баскетбольные формы, виснуть на кольцах;
– жевать жевательную резинку;
– мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
– выполнять упражнения с влажными ладонями;
– резко изменять направление своего движения.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.
– при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
– с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
– при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
– по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
V. Требования безопасности по окончании занятий.
– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
– организованно покинуть место проведения занятия;
– переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
– вымыть с мылом руки.
Инструкция по охране труда для учащихся по мерам безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках
Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Нестандартное оборудование должно быть надёжно закреплено и находиться в исправном состоянии.
К занятиям допускаются учащиеся:
– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
– прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.
– бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
– быть внимательным при перемещениях по стадиону;
– знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.
– снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
– убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;
– организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;
– под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
– убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
– под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;
– по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;
III. Требования безопасности во время проведения занятий.
Занятия проводятся на ровном нескользком грунте под руководством учителя физкультуры.
– следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.
– внимательно слушать объяснения упражнений и правильно их выполнять;
– выполнять упражнения только на исправном оборудовании;
– при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;
– быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;
– не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях лёгкой атлетикой
Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.
– не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;
– убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
– не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;
– при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;
– во время бега смотреть на свою дорожку;
– после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;
– возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;
– в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
– при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;
– выполнять разминочный бег по крайней дорожке.
Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.
– грабли класть зубьями вниз;
– не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;
– выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
– выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;
– после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.
Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.
– перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;
– осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
– при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;
– в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
– находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
– после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;
– при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;
– не передавать снаряд друг другу броском;
– не метать снаряд в необорудованных для этого местах.
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях спортивной гимнастикой
– заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;
– жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
– поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.
Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.
Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжёлые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой.
Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления – в два слоя.
На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
Изменяя высоту брусьев вдвоём, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
Высоту перекладины устанавливайте в лежачем положении. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время её установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
– каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
– вытирать руки насухо;
– выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
– при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая;
– при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
– переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.
Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.
Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.
Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку, стоя за снарядом.
Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковёр, не мешайте другим.
Инструкция по лыжной подготовке для школьников
Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).
Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).
Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.
Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.
Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.
Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой.
Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях игровыми видами спорта
Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.
– знать и соблюдать простейшие правила игры;
– под наблюдением учителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;
– убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;
При выполнении упражнений в движении учащийся должен:
– избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;
– исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;
– соблюдать интервал и дистанцию;
– быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;
– по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.
– выполнять ведение мяча с поднятой головой;
– при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;
– после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.
– ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;
– прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;
– следить за полётом мяча;
– соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;
– помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.
– выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;
– при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.
– толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;
– при броске в движении хвататься за сетки, виснуть на кольцах;
– бить рукой по щиту;
– при попадании в корзину двух и более мячей выбивать их другим мячом;
– бросать мячи в заградительные решётки.
Во время игры учащийся должен:
– следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;
– по свистку прекращать игровые действия.
– толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;
– хватать игроков соперника, задерживать их продвижение;
– широко расставлять ноги и выставлять локти;
– во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;
– ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.
– после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнёра кончиками пальцев, образующими «сердечко»;
– при приёме следить за полётом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч – двумя руками снизу на предплечья;
– не отбивать мяч ладонями;
– во время передач через сетку не трогать её руками, не толкать друг друга на сетку.
Подача, нападающий удар
– убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;
– соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнёра;
– выполнять удар по мячу напряжённой ладонью;
– не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху.
– знать простейшие правила игры и соблюдать их;
– следить за перемещением игроков на своей половине площадки;
– производить замены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;
– выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;
– передавать мяч другой команде передачей под сеткой. При подаче нельзя наступать на линию, а при приёме мяча – задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.
Во время игры нельзя:
– дразнить соперника;
– заходить на его сторону;
– касаться сетки руками и виснуть на ней.
По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а, проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперёд, наклонив туловище и голову.
Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми
Занятия в спортзале проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием. Спортивный зал должен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушителем) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
– внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;
– соблюдать правила игры и не нарушать их;
– начинать игру по сигналу учителя;
Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек.
Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.
Игры с догонялками
– смотреть в направлении своего движения;
– исключать резких стопорящих остановок;
– во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;
– помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки.
Пойманные у стены игроки, но оставшиеся в игре, согласно правилам, должны отойти от неё на один – два метра.
Игры с перебежками
– пропустить вперёд бегущих быстрее вас;
– не изменять резко направление своего движения;
– не выбегать за пределы игровой площадки;
– заблаговременно замедлять бег при пересечении линии «дома»;
– не останавливать себя, упираясь руками или ногой в стену.
Игры с мячом
– не бросать мяч в голову играющим;
– соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;
– следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;
– не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
– не падать и не ложиться на полы, когда хочет увернуться от мяча;
– ловить мяч захватом двумя руками снизу.
– не начинать эстафету без сигнала учителя;
– выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;
– не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;
– после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы.