К занятиям допускаются учащиеся: отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; прошедшие инструктаж по мерам безопасности; имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Учащийся должен: иметь коротко остриженные ногти; заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя; бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению; знать и выполнять настоящую инструкцию.
Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности: — маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений; — канат не должен иметь порывов и узлов; — бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся; — жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин; — перекладина должна быть гладкой, без ржавчиныК занятиям допускаются учащиеся: отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; прошедшие инструктаж по мерам безопасности; имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности: — маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений; — канат не должен иметь порывов и узлов; — бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся; — жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин; — перекладина должна быть гладкой, без ржавчины.
Техника безопасности при проведении занятий по гимнастике I. Общие требования безопасности К занятиям допускаются учащиеся: отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; прошедшие инструктаж по мерам безопасности; имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности: — маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений; — канат не должен иметь порывов и узлов; — бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся; — жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин; — перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии; — поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.
Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках. Выполняя упражнения потоком один за другим соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе. Требования безопасности перед началом занятий Учащийся должен: переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь; снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся серьги, браслеты, часы и т.
Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов. Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств. При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой.
Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя.
Последовательное
решение задач на каждом этапе обучения
гимнастическим
упражнениям связано с использованием
конкретных методов
и приемов. Под методами
обучения движениям следует
понимать выбор принципиального способа
(пути) решения той или
иной задачи в целом, а методическим
приемом
является способ действия преподавателя
и ученика для решения частных задач.
На протяжении всего хода обучения
отдельные методы и
приемы могут быть использованы как для
решения только одной задачи
обучения, так и для нескольких разных.
Метод
программирования. Перед непосредственным
разучиванием
нового упражнения у преподавателя
должна быть полная программа
предстоящих действий. Одной из форм
планирования обучения
является алгоритмизация.
Методика составления предписаний
алгоритмического типа предусматривает
разделение учебного
материала на части (учебные задания),
которые осваиваются
в строгой последовательности.
Алгоритмические предписания должны
отвечать следующим требованиям:
3)
все учебные задания должны быть
взаимосвязаны и расположены
последовательно с нарастанием сложности.
Каждая
серия заданий направлена на решение
определенной задачи:
развитие физических качеств, освоение
исходных или конечных
положений, разучивание основных
двигательных действий, выполнение
подводящих упражнений и др. После
выполнения всех серий
учебных заданий движение изучается в
целом в облегченных
Подобный
способ организации обучения относится
к так называемому
линейному
программированию. Предписанием
алгоритмического
типа следует пользоваться в том случае,
когда применение
целостного метода обучения невозможно
или малоэффективно.
Обучающая
программа для отдельного движения
может быть составлена
и по типу разветвленного
программирования,
требующего более детального разбора
техники движения и соответствующей
организации обучения. Такая программа
включает: описание структуры движения,
определение главных и частных
задач, описание обучающих упражнений
и базовых двигательных
навыков, последовательность двигательных
заданий, средства для
исправления ошибок и контроля за ходом
освоения движения. Такая
форма планирования характерна для
случаев обучения более сложным
гимнастическим движениям.
Словесный
метод. Это один из универсальных методов,
с jio-мощью
которого решается широкий круг задач:
описание техники, постановка
задач обучения, анализ результатов
исполнения движения,
управление обучением и др. Отсюда и
разнообразие методических
приемов использования слова: рассказ,
объяснение, опрос, обсуждение,
сопровождение выполнения движения.
Данные приемы
обучения доступны и действенны на
разных этапах.
При
использовании данного метода обучения
особое внимание уделяется
точности и лаконичности ведения диалога
с учеником. Слова
должны быть образными и точными, а
выражение — кратким и
понятным. Выбор способа воздействия
словом в значительной мере
зависит от возраста и подготовленности
учащихся, а также от способностей
преподавателя. Использование терминологии
в гимнастике
во многом облегчает общение между
учеником и преподавателем.
Метод
показа. Данный метод помогает создать
представление об упражнении,
уточнить отдельные детали техники,
обратить внимание
ученика на допущенную ошибку, сравнить
варианты (попытки)
Один
из способов показа заключается в
демонстрации целостного
и совершенного исполнения движения —
эталона техники. Кроме
того, возможен акцентированный показ
отдельных фаз и фрагментов е выделением
решающих или типичных моментов
исполнения
движения.
Наиболее
нагляден «живой» показ преподавателем
или другим исполнителем. Еели при этом
исполнение оказалось не совсем удачным
и действия были неточными, то следует
правильно объяснить
и
опенить данное выполнение, а затем
найти возможность показать технически
правильное исполнение.
При
разучивании гимнастических упражнений
эффективны способы
опосредованного показа — демонстрация
кинокольцовок, кинограмм,
наглядных рисунков, схем и других
методических пособий.
Метод
целостного разучивания упражнения. Он
подразумевает выполнение
изучаемого движения целиком. Такое
освоение движения
характерно для большинства
упражненийосновной гимнастики, для
большинства относительно простых
движений на снарядах, а
также для отдельных сложных упражнений,
которые могут быть выполнены
целиком в облегченных условиях.
Облегчение условий выполнения
упражнений достигается различными
способами: введением
дополнительных средств безопасности
(поролоновые ямы, маты,
валики, страховочные пояса), оказанием
помощи, уменьшением
высоты снаряда, упрощением исходного
и конечного положений,
выполнением движений на тренажерах.
Основным правилом использования
данных приемов является сохранение
структурной целостности
изучаемого упражнения.
Одним
из вариантов метода целостного
разучивания упражнения
является метод
подводящих
упражнений.
Он
заключается в целостном выполнении
ранее освоенного и структурно
сходного с новым упражнения. Например,
для разучивания полета-кувырка
используется подводящее упражнение
кувырок из стойки на руках.
Метод
расчлененного разучивания упражнения.
Он заключается в
целесообразном выделении отдельных
частей движения, освоении
каждого из них и последующем соединении
в целое упражнение.
Он используется при изучении самых
различных движений и обеспечивает
доступность обучения упражнению.
Искусственное дробление
упражнения на части облегчает освоение
решающих двигательных
действий. Степень дробности заданий
зависит от специфики
упражнения и возможностей учащихся.
Каждое обучающее упражнение
должно быть конкретным и доступным и
не вносить принципиальных
изменений в структуру изучаемого
целостного движения. При расчлененном
методе разучивания упражнения
эффективным приемом является
использование контрольных заданий.
Они могут
представлять собой как самостоятельные
задания, так и
части целостного движения, выполняемые
в определенных условиях.
Оценка таких заданий может быть балльная,
альтернативная (хорошо
— плохо, сделал — не сделал) или в
единицах системы измерений
(точность отдельных действий).
Разновидностью
метода расчленения является метод
решения-
частных
двигательных
задач.
Он
характеризуется
подбором серии учебных заданий,
содержащих компоненты
техники основного упражнения. Например,
при изучении
опорных прыжков ученикам часто предлагают
серию учебных заданий
для правильного отталкивания от мостика
(подскоки на месте,
спрыгивание с небольшой высоты и
темповое отталкивание ногами,
наскок на мостик б преодолением «барьера»
высотой 15—
20
см). Данный метод обучения обычно
способствует уточнению представления
о технике, исправлению стойких ошибок,
совершенствованию
исполнения упражнения в целом.
Методы
целостного и расчлененного разучивания
упражнения являются
ведущими методами. Они тесно связаны
между собой и дополняют
друг друга. При целостном методе возможна
отработка отдельных
деталей движения, а обучение с расчленением
предусматривает
его завершение целостным исполнением
изучаемого движения.
Наряду
со многими приемами, которые используются
при разучивании гимнастических
упражнений, особое внимание следует
остановить
на двух, имеющих универсальное применение.
Любое
облегчение действий ученика, способствующее
овладению новым
движением, может оказаться помощью в
обучении. Это и простая
подсказка ученику момента решающих
действий, и подача системы ритмических
сигналов, сопровождающих выполнение,
и использование
вспомогательных средств, обеспечивающих
безопасность
и облегчающих выполнение двигательных
заданий.
Но
ученику часто необходима и физическая
помощь со стороны преподавателя.
Под приемами помощи подразумеваются
физические
действия преподавателя, облегчающие
выполнение упражнения,
а под приемами страховки — готовность
его и действия с целью
предотвратить травмы. При этом можно
выделить следующие
основные приемы (по В. Н Морозову):
В
практике обучения используются как
отдельные приемы помощи
и страховки, так и их сочетания.
Эффективность применения данных
приемов во многом зависит от
профессиональной подготовки
преподавателя, который должен уметь
предугадать результат действия
ученика, правильно выбрать место у
снаряда и способ оказания
помощи.
Дополнительные
сигналы и ориентиры облегчают
ученику ориентировку
в пространстве, содействуют точному
выполнению двигательных
действий, оценке результата этих
действий.
К
зрительным
ориентирам относятся: естественные
ориентиры,
расположенные вблизи места исполнения
упражнения (части
снаряда, окружающие предметы),
дополнительные средства — предметы
(мячи, гимнастические палки, скакалки
и др.), а
также специально
сделанные разметки (масштабные,
простые).
Выполнение
движения может сопровождаться отдельными
звуковыми
сигналами
(хлопки, свистки и т. п.). Они могут
задавать
ритм или темп движения, подсказывать
ученику моменты начала
и окончания действий. Изменение сигналов
по длительности и силе расширяет
диапазон их применения.
Когда
затруднена зрительная ориентировка
ученика, эффективными
могут быть дополнительные тактильные
сигналы. Они
имеют место при естественном взаимодействии
со снарядом или оказании
помощи (касание, опора, отталкивание),
а также при специальном,
искусственном воздействии со стороны
преподавателя для уточнения моментов
необходимых действий.
Сочетание
различных дополнительных сигналов и
ориентиров в процессе
разучивания гимнастических упражнений
является одним из
условий их успешного освоения.
14.8.
МЕТОДИКА
ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК
Любое
исполнение гимнастических упражнений
не застраховано
от ошибок, даже если движение доступно,
а методика обучения совершенна.
Поэтому преподаватель и ученик должны
быть готовы (методически
и психологически) к возможности появления
ошибок и
должны уметь их исправлять.
Трудности,
которые испытывает ученик в процессе
обучения, могут
быть разного характера. Они относительны
и определяются путем
сопоставления двигательного задания
и потенциальных возможностей
ученика.
Естественные
затруднения возможны при полном
соответствии сложности упражнения и
готовности ученика (его возможностей)
к обучению.
Они связаны с наиболее типичными
ошибками, которые часто
встречаются у большинства учеников и,
как правило, ожидаемы.
При исправлении таких ошибок появляется
представление о
«границах» изменчивости движения при
условии его выполнения и
невыполнения, приобретается оперативный
двигательный опыт для
дальнейшего формирования двигательного
навыка, уточняется понятие
о верном и неверном исполнении
разучиваемого движения.
Затруднения,
связанные с недостаточной подготовленностью
ученика
к обучению, оказываются разнохарактерными.
Они менее предсказуемы
и индивидуальны.
В
связи с необходимостью исправления
ошибок в процессе освоения
гимнастических упражнений можно
сформулировать следующие
правила действий:
разнохарактерных
ошибок, а избирать путь их последовательного
устранения;
4)
более эффективно срочное исправление
ошибки по ходу выполнения
движения — без отсрочки на следующий
подход, занятие.
Для
исправления ошибок следует использовать
различные приемы
и средства, начиная с уточнения
двигательных представлений, предупреждая
появление ошибок и переходя к совместному
анализу результатов
действия, дозированным заданиям,
акцентированному
(сравнительному) воспроизведению
движения, различным способам
облегчения выполнения движения,
психологическому воздействию
на ученика (подъем настроения, создание
уверенности и т. п.).
Меры предупреждения
появления ошибок сводятся к полноценной
подготовке ученика к обучению, глубокому
знанию техники
выполнения нового движения, эффективным
и своевременным действиям
преподавателя при разучивании движения.
При исправлении
ошибок особое значение приобретает
индивидуальный подход
к ученикам.
Физическая
помощь педагога-тренера занимающемуся
позволяет эффективно формировать
адекватные задачи, двигательные
представле-ния, осуществлять постановку
управляющих действий, осознанно
осва-ивать их ориентировочную основу,
уменьшать отрицательные защитные
реакции учеников и др. Другими словами,
умения и навыки физического воздействия
являются эффективным «орудием» в руках
педагога.
Физическая
помощь – это физическое воздействие
на занимающегося, оказываемое педагогом
или управляемыми им техническими
средствами и компенсирующее недостающую
подготовленность занимающегося с целью
обеспечения безопасного решения
осваиваемой им двигательной задачи.
Из
этого определения следует, что страховка
или обеспечение безопасности при решении
двигательной задачи является компонентом
(частью) более широкого понятия физическая
помощь, которая помимо страховки
предполагает обеспечение решения
осваиваемой двигательной задачи.
Разумеется,
не всегда педагогу удается добиться
реализации этой цели – часто приходится
полностью переключаться только на
обеспе-чение безопасности занимающегося.
Однако это не меняет сути поня-тия,
поскольку стремление педагога, используя
различные приемы физического воздействия
на учащегося, довести его действия до
уровня программных требований,
обеспечивающих решение осваиваемой
дви-гательной задачи, является сутью
или основой цели физической помощи как
профессионально-педагогического умения.
Тенденция
рассматривать страховку как более
широкое понятие, чем физическая помощь,
обусловлена тем, что цель страховки –
обеспечение безопасности на занятиях
(предупреждение травм). Достижение этих
же целей предусматривает еще целый
комплекс различных мероприятий –
обеспечение санитарно-гигиенических
условий (температурный режим, освещенность
и т.п.), правильное расположение спортивных
снарядов, обеспечение дисциплины на
уроке и т.п. Однако включать все это в
понятие страховки нецелесообразно.
Поэтому,
исходя из сказанного и определения
физической помо-щи, под страховкой будем
понимать готовность педагога осуществить
са-мые разнообразные приемы физической
помощи для обеспечения безопас-ности
в процессе выполнения занимающимся
двигательного действия (решения
двигательной задачи).
Анализ
литературных источников, педагогические
наблюдения, опрос преподавателей и
тренеров позволяют констатировать, что
уме-ния и навыки оказания физической
помощи являются сложными
про-фессионально-педагогическими
компонентами мастерства педагогов,
требующими от них максимальной
концентрации внимания, наличия
сформированных сенсорно-перцептивных
составляющих действия, тон-ких
дифференцировок мышечных усилий,
предвидения возможных кри-тических
ситуаций по особым признакам протекания
движений, высо-кого уровня развития
силовых и скоростно-силовых качеств и
др.
Особенно
важны эти умения и навыки для
тренера-преподавателя по адаптивной
физической культуре.
В. Н.
Морозов (1979) выделил следующие основные
приемы физической помощи:
1)
проводка – действия педагога,
сопровождающие ученика по всему
упражнению или отдельной его фазе;
2)
фиксация – длительная задержка ученика
в определенной части (точке) движения;
3)
подталкивание – кратковременная помощь
при перемещении ученика снизу вверх;
4)
поддержка – кратковременная помощь
при перемещении ученика сверху вниз;
5)
подкрутка – кратковременная помощь
ученику при выполнении поворотов.
В. Н.
Курысь (1994) добавил к приемам, выделенным
В. Н. Морозо-вым (1979), еще один прием –
«обкрутка», систематизировал приемы
физической помощи и страховки, применяемые
педагогом с использо-ванием технических
средств (подвесным поясом – «лонжей»
различных конструкций – неподвижной,
подвижной, комбинированной), подробно
рассмотрел технику различных приемов
оказания помощи при работе спортсмена
на вспомогательных снарядах (трамплин,
батут, тренажер-ные дорожки и др.).
Однако
сложность и многогранность приемов
физической помощи не позволяет построить
их классификацию по одному основанию
(классифи-кационному признаку). Поэтому
было выделено несколько таких
класси-фикационных признаков, призванных
отобразить все многообразие спо-собов
взаимодействия педагога с занимающимся
и предполагающих разде-ление приемов
на группы и подгруппы – роды, виды,
классы (рис. 16) (С. П. Евсеев, И. В. Журавков,
1996).
Прежде
всего, все приемы физической помощи
разделим на группы в зависимости от
продолжительности оказания помощи
занимающемуся. В этой связи можно
выделить три группы действий педагога:
1) сопровож-дающие занимающегося в
процессе выполнения всего упражнения
(или даже комбинации); 2) отдельной его
фазы (части) и 3) в те или иные моменты
движения (рис. 16).
Во
избежание возможных чисто терминологических
недоразумений необходимо подчеркнуть,
что выделенный классификационный при
ния
(к кому или оказания
равления
техническими средствами в
зависимости от их функ
вами
в зависимости от способа воздействия
на занимающихся
Положение
педагогав процессе выполненияприема:
Влияние
на скорость выполнения осваиваемого
На
спортив-снаряда ном снаряде
Рис.
16. Классификация приемов физической
помощи
Приложение
усилий к телу занимающегося Приложение
усилий к техничес-ким средствам
Управление
техни-Запуск, управления ческими
средства-режимом работы ми – преобразова-и
остановка авто-телями усилий пе-номных
технических дагога – в процессе средств
– тренажеров выполнения упраж-и
вспомогательных нения занимающимися
приспособлений
Управление
техническими средствами, реализующими
жесткую связь с занимаю-щимися Управление
техническими средствами, реализующими
полужесткую связь с занимаю-щимися
Управление техническими средствами,
реализующими гибкую связь с занимаю-щимися
уменьшение
сохранение скорости оптимальной
(замедление) скорости
знак
предусматривает разделение приемов,
прежде всего, исходя из со-отношения
продолжительности процесса решения
двигательной зада-чи (времени выполнения
двигательного действия или их комбинации)
и продолжительности приема оказания
помощи, а не из собственно временных
параметров длительности того или иного
приема. Времен-ные характеристики
приемов помощи при этом могут значительно
ва-рьировать, поскольку они обусловлены
продолжительностью процесса решения
двигательной задачи.
Интересно
отметить, что авторы, посвятившие свои
работы систе-матизации и описанию
приемов физической помощи (В. Н. Винокуров,
1970; М. А. Попов, 1971,1977, 1979; В. Н. Морозов,
1979; В. Н. Курысь, 1994 и др.), не разрабатывали
их классификации и, естественно, не
выделя-ли тех или иных классификационных
признаков. Однако в описании
си-стематизированных ими приемов легко
обнаружить рассматриваемый и другие
выделенные нами классификационные
признаки.
Так,
например, описывая прием проводки,
авторы показывают, что это действия
педагога, сопровождающие занимающегося
по всему уп-ражнению или отдельной его
фазе, а давая характеристику таким
при-емам, как подталкивание, поддержка,
подкрутка, указывают, что это –
кратковременная помощь (В. Н. Морозов,
1979; В. Н. Курысь, 1994 и др.). К последнему
виду помощи относятся и приемы
«выталкивания» или «вытягивания»,
описанные В. Н. Морозовым (1979).
Что
же касается такого приема, как фиксация
– длительная задержка учащегося
педагогом в определенной части (точке)
движения (В. Н. Морозов, 1979; В. Н. Курысь,
1994 и др.), то он может выступать и как
прием первой группы (если двигательная
задача состоит в освоении статического
упражнения), и как прием третьей группы
(если выделяется отдельный момент
упражнения).
В
зависимости от величины усилий,
развиваемых педагогом в процессе
оказания помощи, все приемы условно
делятся на три группы:
1)
приемы, выполняемые с минимальной
величиной усилий;
2)
приемы, выполняемые со значительной
величиной усилий;
3)
приемы, выполняемые с максимальной
величиной усилий.
Такой
классификационный признак, как скорость
выполнения приема, дает основания для
выделения: 1) медленных, 2) быстрых и 3)
взрывных действий педагога.
Наличие
сложных комбинированных приемов,
различным образом сочетающих выделенные
признаки действий педагога, убеждают
в необ-ходимости серьезного отношения
к двигательной и физической подго-товленности
тренера и учителя по адаптивной физической
культуре. Пе-дагог должен не только
уметь тонко дифференцировать свои
действия по временным и силовым
параметрам, но и быть готовым к проявлению
взрывных действий с проявлением
максимальной величины усилий.
В
практике известны случаи, когда при
оказании физической помощи занимающемуся
во время его срыва со спортивного снаряда
тренеры получали серьезные травмы
(растяжения, вывихи и даже разрывы мышц),
поскольку не были физически подготовлены
к столь большим нагрузкам.
Возвращаясь
к рассмотрению классификации приемов
физической помощи, отметим, что важным
классификационным признаком явля-ется
направление приложения усилий педагога.
В соответствии с этим признаком все
приемы помощи разделены на четыре
группы, в кото-рых усилия педагога
направлены:
1)
против действия силы тяжести;
2)
в плоскости движения занимающегося;
3)
перпендикулярно или под углом к плоскости
движения занимающегося и
4)
с изменением направления усилий.
К
первой и второй группам приемов могут
быть отнесены подталкивание и поддержка,
в которых помощь осуществляется при
перемещении спортсмена снизу вверх и
сверху вниз соответственно.
Примером
приема второй группы является проталкивание
занимающегося в горизонтальном
направлении при выполнении соскока
сальто назад на перекладине, когда его
полет осуществляется слишком близко к
снаряду и возникает угроза удара ногами
по грифу перекладины.
Типичными
приемами третьей группы являются приемы
выталкивания или вытягивания спортсмена
при выполнении соскоков с брусьев (у
мужчин).
И,
наконец, в качестве иллюстрации приемов
четвертой группы может служить подкрутка,
представляющая собой помощь занимающемуся
при выполнении поворотов.
Разумеется,
необходимо иметь в виду условность
выделенных групп, так как в практике,
как правило, используются самые различные
соче-тания приемов этих групп. Однако
такое выделение позволяет охватить все
многообразие конкретных действий
педагога.
Значительное
разнообразие спортивных снарядов и
выполняемых на них двигательных действий
привело к выводу о целесообразности
выделения классификационного признака
– положение педагога в процессе
выполнения физической помощи, которое,
в свою очередь, имеет два основания: 1)
наличие перемещений и 2) местонахождение
педагога.
Во-первых,
основной прием оказания физической
помощи может осуществляться: 1) без
перемещения педагога; 2) с незначительным
перемещением и 3) со значительными
перемещениями. Конструктив-ные особенности
снарядов, обусловливающие особенности
выполняе-мых на них двигательных
действий, приводят к тому, что основной
прием оказания помощи может сочетаться
с положением педагога на одном и том же
месте, например, оказание помощи
занимающемуся, находя-щемуся на кольцах;
с незначительными его перемещениями
(оказание помощи занимающемуся на
брусьях, перекладине и др. снарядах) и
со значительными перемещениями тренера
(оказание помощи при выпол-нении учащимся
серии акробатических упражнений или
упражнений на бревне).
Во-вторых,
педагог может осуществлять помощь
занимающемуся, находясь: 1) на спортивном
или вспомогательном снаряде (например,
на батуте, брусьях и других снарядах);
2) на дополнительных приспо-соблениях
– подставках к основному снаряду,
приближающих педагога к месту выполнения
занимающимся упражнения (на подставках
к пе-рекладине, брусьям, кольцам и другим
снарядам); 3) вне снаряда (на полу или на
страховочных матах). Причем, находясь
на снаряде или приспособлениях-подставках,
многие тренеры используют еще и
до-полнительные фиксаторы (пояса),
позволяющие облегчить им сохра-нение
своего равновесия в процессе оказания
помощи.
При
оказании помощи занимающемуся при
выполнении им сложных упражнений,
связанных с риском, возможно привлечение
дополнительных преподавателей или
обученных учащихся. В этой связи прием
может осуществляться одним, двумя, тремя
и более страхующими, которые должны
четко координировать свои действия.
В
зависимости от того, к кому или к чему
непосредственно прикладывает усилия
педагог (от предмета управления), все
приемы можно разделить на две крупные
группы:
1)
приемы приложения усилий к звеньям тела
занимающегося;
2)
приемы, в которых педагог управляет
техническими средствами, контактирующими
в свою очередь со звеньями тела
занимающегося.
Последняя
группа приемов в зависимости от
функционального назначения управляемых
педагогом технических средств делится
также на две группы (подгруппы):
1)
приемы управления техническими
средствами, представляющими собой
преобразователи усилий педагога, в
процессе выполнения упражнения
занимающимися;
2)
приемы запуска, управления режимом
работы и остановки автономных технических
средств – тренажеров или вспомогательных
приспособлений.
В
качестве примера приемов первой подгруппы
приведем приемы управления в процессе
выполнения упражнений занимающегося
тренажером – рамой А. А. Цомая (1966) или
приемы управления подвижным подвесным
поясом (В. Н. Курысь, 1994).
К
приемам второй подгруппы относятся,
например, приемы управления императивными
тренажерами, которые могут воздействовать
на звенья тела занимающегося автономно
от действий педагога, который лишь
запускает и останавливает их работу
или регулирует ее режим.
На
технику выполнения приемов помощи с
использованием технических средств
влияет способ воздействия последних
на занимающегося или характер связи,
реализуемый техническими средствами.
От характера этой связи зависит время
передачи усилий тренажера на звенья
тела учащегося, что необходимо учитывать
при реализации того или иного приема.
В
первую группу таких приемов могут быть
отнесены приемы управления техническими
средствами, реализующими жесткую связь
с занимающимися за счет рычагов,
приспособлений – шин, роликов и т.п.
Во
вторую группу могут быть включены приемы
управления различными рамами, с которыми
занимающийся взаимодействует через
полужесткие связи. В этом случае спортсмен
фиксируется к раме, например, с помощью
авиационных амортизаторов.
Типичными
приемами третьей группы являются
действия педагога по управлению
подвесными поясами (лонжами), реализующими
гиб-кую связь с занимающимся. Данные
приемы требуют освоения особой техники
регулирования длины веревки и степени
ее натяжения в про-цессе выполнения
занимающимся упражнения.
В
связи с внедрением в учебно-тренировочный
процесс различных технических средств
у педагогов появилась возможность
регулировать скорость выполнения
занимающимся упражнения в достаточно
широ-ком диапазоне. Что и дало основание
для рассмотрения еще одного
клас-сификационного признака – влияние
приемов физической помощи на скорость
выполнения осваиваемого учащимися
упражнения. В соответ-ствии с этим
признаком можно выделить:
1)
приемы, уменьшающие скорость выполнения
упражнения (обеспечивающие замедленное
выполнение);
2)
приемы, обеспечивающие выполнение
упражнения с оптимальной скоростью;
3)
приемы, позволяющие увеличить скорость
выполнения упражнения (обеспечивающие
ускоренное выполнение).
К
приемам второй группы может быть отнесен
прием, названный В. Н. Курысем (1994)
обкруткой, если при этом действия
педагога сопровождают занимающегося
по всему упражнению или отдельной его
фазе.
Завершая
описание разработанной классификации
приемов физи-ческой помощи, подчеркнем,
что она позволяет охватить все приемы,
описанные в доступных литературных
источниках и выявленные в про-цессе
наблюдений и опросов тренеров и учителей
физической культуры. Данная классификация
позволяет прогнозировать появление
новых при-емов и, главное, служит
ориентиром при разработке содержания
мето-дики формирования рассматриваемых
профессионально-педагогических умений
и навыков или, пользуясь терминологией
В. Н. Курыся (1994) – методики физической
и технической подготовки педагога по
адаптив-ной физической культуре.
В
качестве примера разработки нового
приема физической помощи на основе
рассмотренной классификации можно
привести прием, условно названный
тандотерпией (В. В. Певченков, 1998; С. П.
Евсеев, В. Н. Илларионов, В. В. Певченков,
2000). Он предполагает освоение дви-гательных
действий путем тренировки с принудительным
(императив-ным) выполнением движений.
Он объединяет способы обучения с по-мощью
кинетотерапевта (когда больного держат
за руки и подталкива-нием стимулируют
движение, контролируя постановку ноги
и помогая удерживать равновесие) и с
помощью подвешивания в «воротниках» и
корсетах различных конструкций.
Существенными
недостатками этих способов является
отсутствие эффективных средств
механического принуждения к копированию
боль-ным ребенком естественных навыков
движения здорового человека, поскольку
воздействие осуществляется лишь с
помощью руки и сло-весных наставлений.
Контролировать правильную постановку
ноги очень трудно.
Для
ребенка с умственной патологией данные
способы малоэффективны. Суть тандотерапии
заключается в том, что больного принуждают
повторять циклы естественных движений,
которые передаются через механическую
связь от соответствующей части тела
обучающего здорового человека –
тандотерапевта (инструктора).
Другими
словами, больной, находящийся перед
тандотерапевтом, соединяется жесткой
механической связью в единый тандем с
после-дним (рис. 17). Руки, ноги, корпус и
голова инструктора связаны с
соот-ветствующими частями тела ребенка.
Любое движение, выполненное тандотерапевтом,
за счет соответствующего механизма
передачи дви-жения заставляет обучаемого
выполнить аналогичное движение.
Варианты
механической связи могут быть различными
и использу-ются как вместе, так и в
отдельности (в зависимости от того,
каким движениям надо обучать). На рис.18
приведен пример связи пальцев руки
инструктора и ребенка, а на рис.19,а,б
вариант связи звеньев тандо-терапевта
со звеньями ребенка с помощью обычной
изоленты.
Наиболее
перспективными направлениями развития
данной группы умений и навыков являются
приемы, основанные на использовании
принципов тандотерапии, императивных
тренажеров и приспособ-
лений-шин,
распределяющих силу воздействия на
звенья человека на максимально возможную
площадь.
Данная
классификация уже нашла практическое
применение. Она была положена в основу
экспериментальной методики формирования
умений и навыков оказания физической
помощи и страховки, в кото-рой, в частности,
широко используются тренажеры – макеты
тела че-ловека (рис. 20.) с целью исключения
опасных последствий возможных ошибок
осваивающего эти сложные
профессионально-педагогические умения
и интенсификации данного процесса.
Контрольные
вопросы и задания
1.
Дайте определение физической помощи
как профессиональнопедагогическому
умению.
2.
Как соотносятся между собой приемы
физической помощи и страховки?
3.
Какие приемы физической помощи вам
известны?
Перечислите
несколько классификационных признаков,
по которым проводится разделение на
группы приемов физической помощи.
Какие
приемы физической помощи, оказываемой
педагогом с помощью технических средств,
вам известны?
6.
В чем суть приемов физической помощи,
названных тандотерапией?
Рекомендуемые статьи
На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров. Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору.
Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч. Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.
Требования безопасности во время занятий Учащийся должен: каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов; вытирать руки насухо, использовать магнезию; выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой; при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая; при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю; переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.
Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение.
Не используйте его не по назначению. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке. Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности.
Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления.
При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание.
Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. Учащийся должен: при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»; при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
Требования безопасности по окончании занятий Учащийся должен: под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; организованно покинуть место проведения занятия; переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; вымыть с мылом руки.
Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности по окончании занятий. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.
Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве.
Протереть гриф перекладины, проветрить спортивный зал. Проверить надежность крепления перекладины, крепления гимнастического коня и козла, крепление спортивных винтов брусьев. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты, чтобы поверхность была ровной.
Не выполнять упражнения на снарядах без учителя Не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другими учащимися При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный интервал, чтобы не было столкновений При прыжках и соскоках со снарядах приземлятся мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений. При выполнении прыжков со спортивных снарядов приземляться мягко, пружинисто приземляясь. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал. Снять спортивный костюм и спортивную обувь Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом. При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
Не приступать к занятиям без соответствующей спортивной формы. Не выполнять упражнения без разрешения учителя. Выполнение учащимися отдельных упражнений особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков связано с определенным риском.
При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др.
Типичные травмы: ссадины, потертости и срывы мозолей; ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов; разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени; не исключены ушибы головы. Меры обеспечения безопасности.
Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету.
Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов.
Гимнастические маты укладывать так. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь а не вкладыши , а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой — отвертывать и завертывать стопорные винты.
Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний.
При закреплении к крючкам на полу лягушкам необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении.
Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды канат, шест, кольца и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов.
Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.
В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам.
В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия. Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др. Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук.
Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей. Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.
При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения например, шпагат могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка.
Помощь в гимнастике — это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.
Различают следующие вилы помощи: Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению.
Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся