Помните анекдот о том, чем закончилась драка между физруком и трудовиком? Победу одержал трудовик, потому что карате – это карате, а молоток – это молоток. Шутки шутками, но в школе все инструменты должны использоваться только по назначению, как предписывает техника безопасности.
Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.
Общие правила
Для начала рассмотрим общие правила техники безопасности в кабинете технологии:
- Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
- Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
- Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
- Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
- Работу можно начинать только по команде учителя. Отвлекаться от работы не следует. Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
- Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
- Оборудование можно использовать только по назначению.
- Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
- Держать их нужно так, как показал учитель.
- Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте.
- На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
- Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
- Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено.
- На время перемены нужно покинуть кабинет.
- После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.
Инструкции по технике безопасности
В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.
Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:
- общие положения – информация, раскрывающая предназначение инструкции;
- требования и правила перед началом, во время и после работы;
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Журнал техники безопасности
Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:
- фамилии и инициалы учеников;
- даты рождения проинструктированных;
- класс, в котором они учатся;
- дата инструктажа;
- номер инструкции и её название;
- подписи учеников;
- фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
- подпись преподавателя.
Стенды
Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.
Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
Ручная обработка металла
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть – 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
После окончания занятия:
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Для девочек
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:
- при приготовлении пищи;
- при работе, связанной с кройкой и шитьём;
- при пользовании электрическим утюгом.
Приготовление пищи
Одно из любимых занятий девушек – кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.
- Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
- Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
- Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
- При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
Во время урока:
- Вымыть руки.
- Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
- Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
- Готовить нужно только в эмалированной посуде.
- Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
- Пользоваться хорошо заточенными ножами.
- Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
- Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
- Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
- Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
- Отходы помещать в урну с крышкой.
- Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.
- Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
- Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
- Убрать мусор, выбросить отходы.
- Выключить вытяжку.
- Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Работа с тканью
Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.
Перед началом урока:
- Надеть фартук, на голову повязать косынку.
- Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
- При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.
- Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
- Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
- Не брать в рот острые предметы.
- Пользоваться при шитье напёрстком.
- Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
- Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
- Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
- Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
- Не откусывать нитки зубами.
- Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
- Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
- Снять фартук и косынку
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Использование электрического утюга
Любой электрический прибор представляет собой опасность, а утюг особенно, ведь им пользуются в непосредственной близости от рук, в связи с чем вероятность ожога увеличивается.
Перед началом занятия:
- Надеть фартук, спрятать волосы под косынку.
- Проверить, исправен ли утюг: осмотреть шнур и вилку на наличие повреждений.
Во время занятия:
- Включать и выключать утюг из сети сухими руками.
- В перерывах между работой ставить утюг на термоподставку.
- Не допускать соприкасания подошвы утюга со шнуром.
- Не прикасаться руками к подошве утюга.
- Не оставлять горячий утюг без присмотра.
- Отключить утюг от электропитания за вилку.
- Привести рабочую поверхность в порядок.
- Снять спецодежду.
- Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.
Примерная инструкция по технике безопасности на занятиях по трудовому обучению
Общие требования безопасности
К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
Опасность возникновения травм:
при работе с острыми и режущими инструментами; при работе с конторским клеем; при нарушении инструкции по ТБ.
В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Требования безопасности перед началом занятий
Приготовить необходимые материалы и инструменты.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
При слабом зрении надеть очки.
Надеть рабочую одежду — нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятий
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
При работе швейной иглой надеть наперсток.
Осторожно пользоваться конторским клеем.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вложите ножницы в футляр, швейные иглы в подушечку-игольницу.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все иголки.
Приведите себя в порядок, вымойте лицо и руки с мылом.
Рекомендуем посмотреть
Инструкция по ТБ при организации внеклассной работы
Инструкция по ТБ при проведении занятий со спортивными и подвижными играми
Инструкция по ТБ для учащихся при ручной обработке древесины
Инструкция по ТБ для учащихся при кулинарных работах
Инструкция по ТБ для учащихся при проведении культурно-массовых мероприятий
Техника безопасности на технологии
- Суть подхода
- Для мальчиковУроки за станкамиРабота с металломРабота с деревом
- Уроки за станками
- Работа с металлом
- Работа с деревом
- Уроки труда для девочекТкани
- Ткани
- Пожарная безопасность
Уроки труда связаны с высокими рисками травмирования учащихся, в особенности если речь идет о работе со специальными станками, обработке металла и дерева. Учитель должен внимательно следить за действиями подопечных, контролировать состояние применяемого инвентаря. Техника безопасности на технологии предполагает также знание правил безопасности проведения работ.
Суть подхода
Программы трудовой подготовки школьников реализуются практически во всех классах, обязательно учитывая правила техники безопасности на уроке технологии. Создаются все необходимые для реализации курса условия — оборудование помещений, закупка инвентаря, пр. Так, в классе должно быть достаточно столов, станков, швейных машин, хорошее освещение. От условий в мастерской во многом будет зависеть работа учеников.
Дети на школьном уроке технологии
Важно! Дети в начальной и старшей школе должны правильно организовывать рабочее пространство, следить за исправностью инструментов, оборудования. При этом основная контрольная функция все равно остается за преподавателем.
Безопасным выполнение работ должно быть на любой стадии творческой деятельности. Наличие в кабинетах журналов регистрации, инструктажей обязательно. Каждого школьника до начала выполнения работ следует ознакомить с техникой безопасности. Ответственное лицо за трудовым процессом — преподаватель.
ТБ на уроках охраны труда рассматривает базовую модель поведения, которая сведет риски получения травм во время занятий к минимуму. Инструкции касаются обращения со станками, молотками, гвоздями, иглами, булавками, ножницами, утюгами, машинками для шитья. Действует отдельный свод правил по оказанию первой помощи пострадавшим во время уроков по технологии.
Мальчик и девочка в защитных фартуках перед уроком труда
Нормы выполнения работ:
- Сначала всегда проводится первичный инструктаж по ТБ — преподаватель знакомит класса с программой, методическим материалом, требованиями к уроку.
- В ходе обучения школьники консультируются по вопросу возможности избежать травмирования при проведении работ.
- Находиться во время занятий на уроке нужно строго в форме.
Обязательно наличие знаний по основным аварийным ситуациям и способам их предотвращения в будущем.
Для мальчиков
Правила безопасности на уроке технологии для мальчиков касаются проектов по обработке металла, дерева, особенностей применения специальных станков.
Уроки за станками
Перед выполнением работ за станками нужно:
- Надеть спецодежду и сделать это правильно — убрать волосы, если нужно, застегнуть рукава халата.
- Проверить надежность креплений фрез, сверл, резцов.
- Закрепить обрабатываемую заготовку максимально прочно.
- Проверить работу оборудования сначала вхолостую.
Во время обработки заготовок их подачу осуществляют без рывков и усилий, максимально плавно. Патрон руками трогать нельзя, оправку, сверло тоже. Перед тем, как отходить от станка, его нужно обязательно выключить, предварительно отведя инструмент.
После завершения работ стружку убирают щеткой, стружку протирают, инструменты, прочие приспособления приводят в порядок, место сдают учителю либо дежурному.
Важно! Игнорирование ТБ при работе со станками чревато серьезными последствиями — травмы глаз, рук, ожоги.
Работа с металлом
До ручной обработки металла нужно:
- Надеть спецодежду.
- Защитить глаза очками.
- Проверить наличие инвентаря.
- Осмотреть инструмент на предмет наличия повреждений, об обнаруженных неисправностях сообщить преподавателю.
- Протестировать верстачные диски (нужна нормальная, не сработавшаяся насечка и плотно прикрученные губки тисков).
В ходе проведения рабочих операций деталь крепко зажимают в тисках, рычаги опускают медленно и плавно во избежание травмирования рук. Следить нужно за поверхностью кувалд (она должна быть выпуклой), инструментов (никаких заостренных хвостовиков, обязательное наличие плотно прилегающих деревянных ручек), режущих ударных инструментов (поверхность не должна быть сбитой). Зубило берут не меньше 150 мм в длину.
Мальчики на уроке труда выполняют обработку металла
После завершения работ инструмент нужно проверить, при обнаружении неисправностей сообщить учителю. Рабочее место в порядок приводят школьники, отходы складываются в ящик, инструменты выкладываются по установленным учителем правилам. Губки тисков не следует зажимать очень плотно во избежание порчи насечек.
Работа с деревом
Перед началом обработки дерева нужно:
- Надеть полный комплект спецодежды, обязательно с головным убором.
- Проверить наличие необходимого инвентаря (сметка, совок, сидение, решетка).
- Проверить инструменты, верстачные тиски.
При выполнении работ обрабатываемую деталь прочно закрепляют в тисках, применяют исправные, налаженные инструменты. Во избежание травм следите за тем, чтобы инструменты с острыми хвостовиками имели плотно прилегающие деревянные рукояти без трещин, сколов. Отвлекаться в ходе обработки нельзя, чтобы не создавать потенциально травмоопасные ситуации. Для запила ножовкой рекомендовано применять специальные приспособления.
Инструмент для работы с деревом
Когда урок будет завершен, проверяется состояние инструментов, о любых неисправностях сообщается учителя. Рабочее место нужно будет тщательно убрать, а отходы сложить в ящик. Выкладывать инструменты следует в установленном учителем порядке. Чтобы насечки не портились, тиски, как и в случае с металлом, сильно не зажимают.
Уроки труда для девочек
Правила безопасности на технологии в кабинете для девочек свои, но учитель тоже должен все время находиться с классом. У разных типов работ свои риски — в кулинарии можно обжечься, во время шитья пораниться.
Важно! Ношение формы для девочек на уроках труда является обязательным, как и для мальчиков.
- К уроку допускаются те учащиеся, которые изучите правила ТБ.
- Применять инструменты, плиты можно только с разрешения учителя.
- Наличие формы обязательно, девочкам нужно убирать волосы.
- Сломанный, поврежденный инвентарь применять нельзя.
- Рабочее место следует содержать в полной чистоте, мусор убирать своевременно.
- По не прямому назначению инструмент не используют.
- Инвентарь держат так, чтобы опасные острые части были направлены от себя.
- На случай получения травмы школьница должна сразу сообщить об этом учителю.
После окончания урока рабочие места приводятся в порядок, руки моются с мылом.
Уроки шитья (труд в школе) для девочек
Ткани
Возможные опасности при работе с тканями — травмы глаз, повреждения пальцев иголками, булавками, ножницами, спицами. Вещи для рукоделия нужно хранить в шкатулке, сумочке или другом специально оборудованном месте. Для булавок, иголок обязательно использовать игольницы.
Во время работы с инструментами обращаться бережно, иглы не брать в рот и не накалывать на одежду. Длина нити не должна превышать длину локтя. Ученицы не должны ронять ножницы на пол лишний раз, нитку следует только обрезать, а не обрывать либо откусывать. Во время работы размахивать крючками, спицами, ножницами нельзя.
Важно! После завершения шитья проверяется число булавок и иголок — их должно быть не меньше, чем в начале работы. Сломанные инструменты заворачивают в бумагу и выбрасывают в мусорник.
Пожарная безопасность
Отдельное внимание на уроках технологии уделяется требованиям пожарной безопасности. Основные положения:
- необходимость регулярной проверки состояния проводов, целостности изоляции;
- применение только исправных приборов;
- защита розеток от перегрузок;
- запрет на касание разъемов кабелей, подключение, переключение ремонт электрических приборов своими силами;
- чистота и сухость рук во время работы за ПК, отсутствие еды и питья на рабочем месте;
- моментальное принятие мер при обнаружении непонятных звуков и аромата гари;
- обязательное наличие аптечки с огнетушителем;
- применение систем пожарной сигнализации СПС;
- выключение сетевого оборудования после завершения работ;
- запрет на курение, применение спичек.
Учитель рассказывает детям о правилах пожарной безопасности
Системы пожарной безопасности должны быть продуманными, нельзя загромождать выходы и входы — они нужны на случай аварийной ситуации. Инструктаж по пожарной безопасности проводит преподаватель, при необходимости его время от времени повторяют.
Важно! Знание техники пожарной безопасности должно иметь практическую ценность. То есть цель — дать детям знания о том, что нужно делать на случай возгорания.
Техника безопасности (ТБ) на уроках технологии должна соблюдаться неукоснительно, поскольку от этого зависит здоровье детей. Она касается специальной формы, головных уборов, инструмента, оборудования, содержания рабочего места в порядке, правил проведения работ. Следить за соблюдением инструкций должен преподаватель, который находится в кабинете в течение всего урока.
https://youtube.com/watch?v=gcrBk_3jNSg%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»
Правила техники безопасности для учащихся на уроках
Фурсова Татьяна Николаевна
Техника безопасности на уроках технологии
- 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.
- 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
- 3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
- 4. Не работай неисправными инструментами.
- 5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
- 6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
- 7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.
- 8. Не разговаривай во время работы.
- 9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока.
Положи на парту клеенку, рабочую доску.
Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
Надень рабочую одежду.
Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила работы с линейкой и карандашом.
Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
Работай только хорошо отточенным карандашом.
Линию проводи слева направо.
При черчении карандашом, держи его наклонно.
Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Техника безопасности при работе с ножницами
Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножницами, нельзя отвлекаться и размахивать руками, подносить ножницы к лицу.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
Не оставляй ножницы открытыми.
Используй ножницы по назначению
Правила безопасной работы с клеем.
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Техника безопасности при работе с иглами и булавками
Храните иголки и булавки в определенном месте , не оставляйте их на рабочем месте.
Не пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми иголками и булавками
Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
До и после работы проверить количество игл.
Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
Не отвлекайся во время работы с иглой.
По окончании работ убрать все иголки
и булавки в специальные коробки и подушечки.
Правила безопасной работы с пластилином.
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом .
Правила работы с природным материалом.
Не ломай растущие деревья и кустарники.
Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
Для резания веток используй нож с тупым концом.
Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.
Храни природный материал в сухом месте
Правила уборки своего рабочего места.
Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.