Техника безопасностина уроках технологии для девочек
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, при работе на пришкольном опытном участке.
Инструкции для учащихся в швейной мастерской
При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Первоочередной задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной учебной мастерской.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе в швейной мастерской
- Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с утюгом в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
- Инструкция по охране труда при работе с тканью
- Инструкция по охране труда при работе на оверлоке
- Инструкция по охране труда при работе со швейными машинками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе на универсальной промышленной швейной машине
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ручным приводом
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ножным приводом
Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.
Инструкции по охране труда в кабинете кулинарии
Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.
- Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
- Инструкция по охране труда при кулинарных работах
- Инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
- Инструкция по охране труда при работе с миксером
- Инструкция по охране труда при работе с блинницей
По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.
Правила работы за станками
Для начала нужно ознакомить мальчиков с общими правилами безопасности работы с любым видом станков.
Перед началом работы:
- Надеть одежду, защищающую от загрязнений, волосы спрятать под головной убор.
- Проверить, надёжно ли закреплён инструмент.
- Закрепить деталь для обработки в тисках, патроне или иной части инструмента.
- Проверить, как работает станок «вхолостую».
Во время работы:
- Подавать заготовку к вращающемуся инструменту нужно плавно, не допуская резких движений.
- Если нужно отойти от станка, его следует выключить.
- Трогать руками патрон, оправку или сверло нельзя.
- Перед тем, как остановить работу станка, нужно достать заготовки, это позволит избежать поломки оборудования.
После окончания работы:
- После полной остановки работы станка удалить стружку щёткой (ни в коем случае не руками.
- Протереть инструменты и станок, показать рабочее место преподавателю.
“Техника безопасности на уроках технологии. ПРАВИЛО Являйтесь на занятия в спецодежде. Следить за тем, чтобы спецодежда не имела свисающих концов, тесемок. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт
1
Техника безопасности на уроках технологии
2
ПРАВИЛО Являйтесь на занятия в спецодежде. Следить за тем, чтобы спецодежда не имела свисающих концов, тесемок – уберите их до начала работы. Уберите волосы под головной убор.
3
ПРАВИЛО Выполняйте только те работы, которые поручены учителем, соблюдая при этом заданную последовательность операций. Следите за правильностью вашей рабочей позы.
4
ПРАВИЛО Нe работайте не станках без разрешения учителя. Пользуйтесь только тем оборудованием, устройство которого вам известно.
5
ПРАВИЛО Работайте только исправным инструментом, используете его строго по назначению. Располагайте инструмент на рабочем месте так, чтобы им было удобно пользоваться.
6
ПРАВИЛО Стружки и опилки с рабочего места убирайте только специальной щеткой.
7
ПРАВИЛО Во время работы не разговариваете и не занимайтесь посторонними делами
8
ПРАВИЛО Содержите свое рабочее место в чистоте и порядке. Бережно относитесь к оборудованию, инструментам и материалам.
9
ПРАВИЛО После урока уберите рабочее место и сдайте изделия и инструмент учителю.
10
Строго соблюдать правила безопасности труда
Гендерный вопрос
Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.
Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.
«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».
Инструкции по технике безопасности
В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.
Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:
- общие положения – информация, раскрывающая предназначение инструкции;
- требования и правила перед началом, во время и после работы;
- правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Как это было
Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.
«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.
Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:
«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку».
Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.
В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.
«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».
Все ли перемены к лучшему?
Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.
«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В. , отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».
Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:
«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».
При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:
«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».
Материалы по теме:
- Нужна ли школе религиозная грамотность?
- От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
- Как приучить ребенка к физическому труду.
Соблюдение техники безопасности в кабинете технологии для девочек также является обязательным условием занятия. Избежать травмирования позволят правила, описывающие работу:
- при приготовлении пищи;
- при работе, связанной с кройкой и шитьём;
- при пользовании электрическим утюгом.
Инструктаж
Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом.
Инструктаж проводится в следующих случаях:
- вводный – в самом начале года;
- первичный – перед началом изучения новой темы;
- повторный – раз в полугодие;
- внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
- целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.
Доклад «Техника безопасности на уроках технологии»
Техника безопасности на уроках технологии.
Программа трудовой подготовки школьников реализуется во всех классах. У нас имеются определенные условия, обеспечивающие выполнение изучаемой программы. Это мастерская, где находится достаточное количество швейных машин. Расстановка оборудования и состояние, в котором оно находится, соответствует требованиям техники безопасности. В кабинетах имеются соответствующие инструкции, журналы регистрации инструктажей. Стараюсь приучать детей к правильной организации рабочего места, к заботе об исправном состоянии оборудования и инструментов. Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности.
Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.
Во всех случаях ответственным лицом является преподаватель, он следит за наличием и исправностью оборудования.
Прежде чем приступать к урокам труда учитель должен ознакомить детей с правилами безопасности, которые расписаны в инструкциях к этим урокам.
Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии представлены инструкции по охране труда при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками. Также, представлены инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему в кабинете технологии, другие необходимые инструкции по технике безопасности в кабинете технологии школы.
На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму. Урок начинается по звонку.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. На уроках учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы. В течении урока учащиеся должны придерживаться определённым правил:
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций: – не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашинки. – ставить утюг на подставку; – следить за исправностью электрических приборов.
Стенды
Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде.
Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.
Техника безопасностив кабинете технологии для девочек
В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.
Инструкции по охране труда для учителя технологии
Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя в кабинете технологии, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить первичные средства пожаротушения. Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательных отношений в кабинете.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
- Инструкция по охране труда в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
- Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с компьютером, принтером и другой оргтехникой
- Инструкция по технике безопасности при использовании мультимедийного проектора
- Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае в школе
- Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения и соответствия температуры воздуха санитарным нормам.
Техника безопасности – простая формальность?
Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими.
Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке.
Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.
Приготовление пищи
Одно из любимых занятий девушек – кулинария. Однако для того, чтобы оно принесло только положительные эмоции, необходимо следовать установленным правилам.
- Надеть халат или фартук, спрятать волосы под шапочку или косынку.
- Проверить исправность оборудования, изучить его маркировку.
- Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов.
- При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.
Во время урока:
- Вымыть руки.
- Перед тем, как начать работу с электроплитой, следует проверить, исправна ли она. Перед этим нужно встать на диэлектрический коврик.
- Также нужно проверить целостность вилки и шнура и установить плитку на специальную термоподставку. Не допускается использование плиты с открытой спиралью.
- Готовить нужно только в эмалированной посуде.
- Пользоваться приборами, предназначенными специально для конкретной деятельности.
- Пользоваться хорошо заточенными ножами.
- Пользоваться разделочными досками соответствующей маркировки.
- Проталкивать продукты в мясорубку специальным деревянным или пластиковым пестиком.
- Не натирать на тёрке мелкие частички продуктов.
- Ножи и вилки подавать только рукояткой вперёд.
- Отходы помещать в урну с крышкой.
- Горячие крышки, кастрюли, сковородки и другую кухонную утварь брать с помощью прихваток.
После окончания занятия:
- Отключить плиту от электропитания за вилку, не дёргать за шнур.
- Убрать рабочие столы, вымыть посуду и инвентарь.
- Убрать мусор, выбросить отходы.
- Выключить вытяжку.
- Снять халат или фартук, головной убор, вымыть руки.
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.
Инструктажи и инструкции для обучающихся
ИОТ – 3. – 2022 Вводный инструктаж по технике безопасности.
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по пожарной безопасности в учреждении
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по антитеррористической безопасности
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда обучающихся МОАУ «СОШ № 86» (вводный инструктаж)
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила поведения учащихся в школе»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила поведения учащихся на каникулах»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила поведения детей и подростков на улице и других общественных местах»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила безопасного поведения в общественном транспорте»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила безопасного поведения на дорогах и на транспорте»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила безопасного поведения учащихся на водоёмах в летний, осенне – зимний периоды»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда «Правила безопасного поведения учащихся при обнаружении неизвестных пакетов, неразорвавшихся снарядов, мин, гранат»
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слётов, брейн – рингов и др
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда при работе по уборке пришкольной территории
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране труда при организации генеральных уборок кабинетов
ИОТ – 3. – 2022 Инструкция по охране жизни и здоровья обучающихся на детских игровых площадках
Чему учат сегодня
Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников.
Блоки, которые могут входить в программу:
- робототехника;
- информационные технологии;
- ведение хозяйства;
- деревообработка;
- знакомство с металлом;
- домоводство;
- оформление дома;
- дизайн;
- домашняя экономика.
Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения.
Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата.
Школа “Точка будущего” в Иркутске
В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу.
Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи.
Кухня в Инженерном корпусе школы №548
В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы.
«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д. , ученица третьего класса из подмосковного Королева.
В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:
«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».
Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику:
«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».
Техника безопасности на уроках в кабинете технологии
Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек – в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков – в учебных мастерских.
Также, данная страница посвящена технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей. Для данного вида работ разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности.
Для мальчиков перейти на страницу: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.
Использование электрического утюга
Любой электрический прибор представляет собой опасность, а утюг особенно, ведь им пользуются в непосредственной близости от рук, в связи с чем вероятность ожога увеличивается.
Перед началом занятия:
- Надеть фартук, спрятать волосы под косынку.
- Проверить, исправен ли утюг: осмотреть шнур и вилку на наличие повреждений.
Во время занятия:
- Включать и выключать утюг из сети сухими руками.
- В перерывах между работой ставить утюг на термоподставку.
- Не допускать соприкасания подошвы утюга со шнуром.
- Не прикасаться руками к подошве утюга.
- Не оставлять горячий утюг без присмотра.
- Отключить утюг от электропитания за вилку.
- Привести рабочую поверхность в порядок.
- Снять спецодежду.
- Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.
Ручная обработка металла
При работе с металлом следуйте правилам, изложенным ниже.
До начала работы:
- Надеть фартук и нарукавники или халат, головной убор.
- Надеть очки (при рубке металла).
- Проверить инвентарь (совок, сметку, щётку для чистки напильников, сиденье, подставную решётку) на наличие неисправностей. При их обнаружении обратиться к преподавателю.
- Если всё в порядке, разложить их в последовательности, указанной преподавателем.
- Убедиться в исправности верстачных тисков.
- Закрепить деталь, которая будет подвергнута обработке, в тисках. Плавно опустить рычаг тисков.
- Следить за исправностью и налаженностью инструментов (поверхности молотка, кувалды и других ударных инструментов должны быть выпуклыми, заострённые инструменты должны иметь деревянную рукоятку без сколов и трещин, длина зубила должна быть не меньше 15 см, а оттянутая его часть – 6-7 см).
- Ключи должны соответствовать гайке по размеру.
- При разрезании металла ножницами, нужно придерживать отрезаемую часть рукой в рукавице или перчатке.
- Проверить исправность оборудования, при обнаружении поломки сообщить преподавателю.
- Очистить оборудование от следов работы.
- Убраться на рабочем месте. Отходы собрать в специальную ёмкость.
- Положить инструменты в порядке, указанном учителем.
- Привести в порядок себя.
Покинуть кабинет, получив разрешение учителя.
Журнал техники безопасности
Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:
- фамилии и инициалы учеников;
- даты рождения проинструктированных;
- класс, в котором они учатся;
- дата инструктажа;
- номер инструкции и её название;
- подписи учеников;
- фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
- подпись преподавателя.
Обработка древесины
Обрабатывать древесину вручную – процесс не менее сложный, чем работа с металлом, поэтому правил техники безопасности здесь тоже много.
- Надеть спецодежду (халат, головной убор).
- Проверить состояние инвентаря (совка, сметки, сиденья, подставной решётки).
- При обнаружении неисправности инструментов или оборудования следует уведомить об этом педагога.
- Проверить исправность верстачных дисков (не сработана ли насечка, плотно ли привинчены губки тисков).
- Плотно закрепить в тисках деталь, подвергаемую обработке.
- Следить за исправностью оборудования (прежде всего, за наличием неповреждённой рукоятки у заострённых инструментов).
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Пользоваться инструментами строго по назначению.
- Проверить исправность оборудования, в случае их повреждения сообщить учителю.
- Убрать рабочее место, отходы поместить в предназначенный для этого ящик.
- Разложить приборы в последовательности, обозначенной учителем.
- Чтобы не испортить насечки на губках тисков, оставить зазор в пару миллиметров.
- Покинуть кабинет с разрешения преподавателя.
Работа с тканью
Кройка и шитьё также сопряжены с немалыми опасностями, поэтому техника безопасности при работе в кабинете технологии должна соблюдаться беспрекословно.
Перед началом урока:
- Надеть фартук, на голову повязать косынку.
- Проверить наличие нужных инструментов и их исправность.
- При обнаружении ржавых булавок, иголок, сломанных ножниц и т.п. сообщить учителю.
- Проверить работу электрической швейной машинки, целостность шнура и вилки.
- Иголки и булавки в перерывах между шитьём вставлять в специальную подушечку или убирать в коробочку.
- Не брать в рот острые предметы.
- Пользоваться при шитье напёрстком.
- Выкройку к ткани прикреплять острым концом от себя.
- Ножницы класть и острым концом от себя, а передавать ручками вперёд.
- Не наклоняться низко над работающей швейной машинкой.
- Не держать пальцы близко к лапке работающей швейной машинки.
- Не откусывать нитки зубами.
- Отключить машинку от электропитания за вилку, а не за шнур.
- Привести в порядок рабочий стол, убрать мусор в специальную урну.
- Снять фартук и косынку
- Покинуть кабинет, получив разрешение преподавателя.