Техника безопасности и
правила поведения
на уроках физической культуры
Где проходят занятия гандболом для детей
Уроки гандбола включены в школьную программу. А также ребёнок может заниматься в секции или в государственной спортивной школе гандбола.
Обучение в школе
Школьная программа по физической культуре предполагает ознакомление учащихся со спортивными играми
, в том числе и с гандболом.
Однако, ему уделяется не слишком много внимания. Школьники познают основы техники и тактики гандбола, а также правила игры, что помогает обрести навыки
, полезные и для других спортивных дисциплин.
Секции
Углублённые знания детей по гандболу возможно получить в специализированных секциях. Часто клуб расположен в школьном спортзале, и занятия проводятся после уроков. Такие группы бесплатные, и удобны тем, что ребёнку не нужно тратить время на дорогу. Также они есть практически в каждом спорткомплексе и дворце спорта.
Важно!
При выборе секции или спортшколы ориентируются на цели занятий (для общего физического развития или профессионально). Важен и правильный выбор тренера. Предварительно рекомендуется узнать отзывы о секции.
Государственные спортшколы
Ещё один вариант, где можно заниматься ребёнку — спортивные школы государственного уровня. Тут также упор идёт на профессиональное обучение.
Анализ факторов, способствующих росту травматизма и заболеваемости учеников во время занятий физической культурой на стадионе или пришкольной спортивной площадке. Требования безопасности во время занятий, в аварийных ситуациях и по окончании занятий.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Россия, Частное образовательное учреждение
Общеобразовательная школа № 201 «Согласие»
Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой
Ученик 6 класса Нечая Дениса
безопасность травматизм физический культура
Общие требования безопасности
Требования безопасности во время занятий
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Требования безопасности по окончании занятий
Главная задача школьного физического воспитания – повсеместно способствовать укреплению здоровья учащихся, научить их как улучшить физическую подготовленность, воспитать бодрость духа и высокие нравственные качества. На это и нацелены все занятия физическими упражнениями. На уроках физической культуры изучают элементы лёгкой атлетики, гимнастики, подвижные и спортивные игры. Такое же содержание в основном и самостоятельных занятий учащихся. И всегда, и всюду необходимо соблюдать правила безопасности.
Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:
· отрицательная температура воздуха;
· мокрый грунт (пол);
· сильный ветер;
· опавшая с деревьев листва;
· падение на скользком грунте или твердом покрытии;
· нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;
· выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.
Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.
К занятиям допускаются учащиеся:
· отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
· прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
· имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.
При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:
· растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;
· растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;
· воспаление надкостницы большеберцовой кости;
· мышечные боли;
· ослабление свода стопы.
Иногда случается «гравитационный шок» -кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.
Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: обще подготовительную(медленный бег 2-3 минуты, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 минут) и специально подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения). Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:
· последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);
· упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;
· общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз.
Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.
При проведении занятий по бегу:
· осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;
· проводить бег только в одном направлении;
· на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;
· за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15м;
· не делать резко «стопорящую» остановку после бега.
При проведении занятий по прыжкам в длину.
· место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;
· во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;
· подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;
· дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;
· необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;
· параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.
При проведении занятий по прыжкам в высоту:
· в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;
· места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;
· в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога
· -левая), а затем -с другой (толчковая нога -правая);
· не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;
· не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.
На занятиях по метанию:
· не проводить встречного метания;
· строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);
· команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;
· перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;
· не производить метание без разрешения учителя;
· не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);
· нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;
· не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;
· не передавать снаряд для метания друг другу броском.
· Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону
· при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
· с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
· при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
· по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
· под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
· организованно покинуть место проведения занятия;
· переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
· вымыть с мылом руки.
При уделении должного внимания соблюдению правил техники тезопасности при занятиях легкой отлетикой, правильном выполнении методических и организационных указаний, хорошей постановке врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило, отсутствуют.
Список использованной литературы
Башкиров В. Профилактика травм у спортсменов. / В. Башкиров. М: Физкультура и спорт, 1987. 3-55.
Бирюков А. , Кафаров К. Средства восстановления работоспособности спортсмена. / А. Бирюков, К. Кафаров. М: Физкультура и спорт, 1984. 152.
Дембо А. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. / А. Дембо. М: Медицина, 1970. 18-32.
Размещено на Allbest
Меры безопасности при занятиях гимнастикой. Инструкция по тб на занятиях гимнастикой. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар
К занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчиныК занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины
Техника безопасности при проведении занятий
по гимнастике
I. Общие требования безопасности
К занятиям допускаются учащиеся:
отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной
медицинским группам;
прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и
соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с
разрешения учителя;
бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не
использовать его не по назначению;
знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их
металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении
упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
– маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и
вероятных падений;
– канат не должен иметь порывов и узлов;
– бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин,
шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным
особенностям занимающихся;
– жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;
– перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
– поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов. Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках. Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные
интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если
нет уверенности в их выполнении. Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной
гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не
допущен или отстранен от участия в учебном процессе. Требования безопасности перед началом
занятий
Учащийся должен:
переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся
(серьги, браслеты, часы и т. );
убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние
предметы;
под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование,
необходимые для проведения занятия;
по команде учителя встать в строй для общего построения. Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических
снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без
специальных тележек и устройств. При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека
с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и
не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на
другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте
приземления – в два слоя. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не
менее пяти метров. Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба
конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между
жердями не должна превышать ширины плеч. Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость
снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки. Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой
стороны, предварительно наклонив снаряд. III. Требования безопасности во время занятий
Учащийся должен:
каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных
винтов;
вытирать руки насухо, использовать магнезию;
выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног,
пружинисто приседая;
при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных
пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде,
способом, указанным учителем. Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не
отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не
раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не
используйте его не по назначению. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь
уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке. Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность
в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и
падению. Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от
снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и
подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи
при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка
другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте
страховку стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет
посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить
задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не
мешайте другим. Требования безопасности при несчастных
случаях и экстремальных ситуациях
Учащийся должен:
при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и
поставить в известность учителя физкультуры;
с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь,
при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие,
организованно, под руководством учителя покинуть место проведения
занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного
заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. Требования безопасности по окончании
занятий
Учащийся должен:
под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его
хранения;
организованно покинуть место проведения занятия;
переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
вымыть с мылом руки.
Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности по окончании занятий. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар. Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.
Требования безопасности перед началом занятий
Надеть спортивный костюм и спортивную обувь на нескользкой подошве. Протереть гриф перекладины, проветрить спортивный зал. Проверить надежность крепления перекладины, крепления гимнастического коня и козла, крепление спортивных винтов брусьев. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты, чтобы поверхность была ровной
Не выполнять упражнения на снарядах без учителя
Не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями
Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другими учащимися
При выполнении упражнений потоком соблюдать достаточный интервал, чтобы не было столкновений
При прыжках и соскоках со снарядах приземлятся мягко на носки ступней, пружинисто приседая
Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений. При выполнении прыжков со спортивных снарядов приземляться мягко, пружинисто приземляясь.
Требования безопасности по окончании занятий
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал. Снять спортивный костюм и спортивную обувь
Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом.
При появлении во время занятий боли в руках, покраснений кожи или при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации учреждения.
Требования безопасности при аварийных ситуациях. Пожар.
При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
Безопасность на уроках физической культурыМеры предосторожности.
Не приступать к занятиям без соответствующей спортивной формы. Не выполнять упражнения без разрешения учителя.
Посмотреть все слайды
РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Безопасность на уроках по гимнастике
Выполнение учащимися отдельных упражнений (особенно на гимнастических снарядах и опорных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и неловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая лестница и др. ) и падения, а в результате – травмы.
Типичные травмы:
ссадины, потертости и срывы мозолей;
ушибы и растяжения сумочно-связочного аппарата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;
разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;
не исключены ушибы головы. Меры обеспечения безопасности
1. Правильно выбирать места занятий и размещать снаряды в зале, располагать их на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаряды необходимо обложить гимнастическими матами с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимнастические маты укладывать так. чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. При подготовке к занятиям на брусьях прежде всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих концов, при этом стоять под ними запрещается. При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности установки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и брусья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой. Не реже одного раза в учебный год необходимо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На канатах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки должны быть гладкими и не иметь трещин, сколов. В подготовительной части урока, при выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовительные упражнения направленного воздействия. Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа. Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др. Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих упражнений с использованием гимнастических палок и отягощений, например гантелей. Подготовка меж позвонковых сочленений включает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения. При выполнении упражнений на гибкость необходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упражнения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и страховка. Помощь в гимнастике – это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правильного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недостаточном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты. Различают следующие вилы помощи:
проводка – действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;
фиксация – задержка ученика учителем в определенной точке движения;
подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;
поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;
подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов;
комбинированная помощь – использование различных приемов, применяемых одновре-менно и последовательно. Помощь, как правило, оказывается на начальной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения непосредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.
Страховка – это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учителем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников. Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самостраховки для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из опасных положений.
Самостраховка – это заранее разученные приемы обеспечения безопасности, применяемые са-мим занимающимся для предупреждения травм. Например, предотвратить срыв со снаряда можно своевременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инерционного движения), изменением упражнения.
Очень важно научиться правильно приземляться во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед – сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.
Стоящий на страховке обязан правильно выбрать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать разные приемы страховки. Так, при выполнении упражнений на брусьях нельзя держать руки над жердями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно перемещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выполнения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места приземления, поддерживая ученика за руку.
Гизельская общеобразовательная санаторная
План-конспект урока физической культуры по теме:
Сведения, правила поведения на
занятиях по гимнастике
Преподаватель Бепиева И.
Тема:
Гимнастка. Теоретические сведения, правила поведения на занятиях по гимнастике. Построения в колону по одному. Движение строевым шагом. Разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики.
Упражнения на брусьях:
девочки- размахивание
в висе; вис присев; мальчики- размахивание в упоре; сед ноги врозь.
Акробатика:
кувырок вперед, мостик. Опорный прыжок ”ноги врозь” упражнения для развития силы и гибкости.
Задачи:
Сообщить теоретические сведения.
Повторить строевые упражнения. Разучить новый комплекс упражнений. Учить технике движений на брусьях. Повторить и дополнить акробатические элементы. Развивать двигательные качества силу, ловкость, гибкость, координацию движений.
Место занятия
– спортивный зал.
Необходимый инвентарь –
брусья, маты, гимнастический мостик, козел.
Продолжительность урока 40 минут.
Вводная часть –
2-3 минуты.
Правила поведения на занятиях по гимнастике в целях предупреждения травматизма.
Подготовительная часть – 10 минут.
Построение в колонну по одному. Движение строевым шагом. Повороты налево, направо, кругом. Первый способ: построить класс в одну ширенгу по команде “Класс, в одну колонну – становись!” Движение строевым шагом начинается по команде:
“
Строевым шагом – марш!
”
Ходьба обычная по диагонали, змейкой, ускоренная, медленный бег, а также правым, левым боком. Бег с захлёстом голени назад, с высоким подниманием колен. Бег с поворотом по хлопку кругом. Различные ускорения по сигналу. Переход на ходьбу. Успокоить дыхание.
Комплекс утренней гимнастики.
Исходное положение – основная стойка. 1-2. Подняться на носки, руки через стороны вверх (глубокий вдох). 3-4 – Вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
Исходное положение – руки перед грудью. 1-2. Два пружинистых движения, согнутые в локтях руками назад до отказа. 3-4 – То же, прямыми руками. Повторить 6-8 раз.
– правая рука вверху, левая внизу. Пальцы сжать в кулак. 1-2. Два пружинистых движения, руками назад до отказа. 3-4. То же, но изменяя положения рук. Повторить 5-6 раз.
– ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Правую руку вперед, отвести ее в сторону и до отказа назад, одновременно повернуть туловище вправо, смотреть на кисть правой руки. 3-4. То же, но левой рукой. Повторить 4-6 раз.
– ноги на ширине плеч, руки в стороны. Присесть на левую ногу, руки на колено левой ноге. Вернуться в И. 3-4. То же, но на правую ногу. Повторить 4-6 раз.
– основная стойка. Руки вверх, ладони вперед, прогнуться. Не сгибая ног, наклониться вперед. Присесть, руки вперед.
Вернуться в И. Повторить 4-6 раз.
1-3. Три подскока на месте, руки на пояс. Подскок на месте с поворотом кругом. Повторить 6-8 раз.
Ходьба на месте с высоким подниманием колен 20-30 с. Постепенно темп шагов замедляется.
– основная стойка. 1-2. Руки через стороны вверх, глубокий вдох, 3-4. Руки расслабленно вниз, глубокий выдох. Повторить 6-8 раз.
Основная часть – 20 минут.
Упражнения на гимнастических снарядах, с предметами выполняются по круговой системе по 2-3 мин. на вид. Упражнения на брусьях. 1)Размахивание в упоре на брусьях в середине брусьев. При размахивании ноги должны подниматься выше жердей. Уделить внимание помощи и страховке. 2)Сед ноги врозь – выполняется из положения упора. Силой или махом поднять ноги вперед, развести их в стороны и плавно опустить на жерди. При этом тело должно быть слегка пригнуто в грудной части.
Акробатика-кувырок вперед, мостик.
Подводящие упражнения: 1)группировки в упоре присев. Обратить внимание на положение головы, круглую спину, слегка разведенные колени, локти прижаты, захват рук чуть ниже колен;2) То же, но в положении лежа на спине. Сделать несколько перекатов вперед и назад. Попытаться в конце переката вперед выйти в положение упора присев. Потом на счет 1-5 выполнить упражнение по разделениям. После овладения техники кувырка приступить к слитному выполнению.
Опорный прыжок через козла “согнув ноги”.
С небольшого разбега (6-8 шагов) прыгнуть на мостик и, отталкиваясь ногами, принять упор присев на коне; выпрямляясь, с одновременным махом рук вперед-вверх, соскочить вперед прогнувшись. При приземлении слегка согнуть ноги, руки вынести вперед- в стороны.
Рекомендуется упражнения с отягощениями относительно небольшого веса с возможно большей скоростью. Вес отягощения не должен превышать 30% от максимального усилия. Следовательно, величина отягощений для мышц разгибателей туловища не должна превышать 20 килограмм.
Гибкость- различные движения прямыми руками с максимальной амплитудой. То же с небольшими отягощениями в руках. Повороты туловища влево, вправо. Мост из положения лежа на спине. Стоя у гимнастической стенки, махи ногами назад, вперед, в стороны.
Заключительная часть урока.
Ходьбы по залу с выполнением дыхательных упражнений.
Игра на внимание. “знаешь ли ты команду
Учитель умышленно подает ряд неправильных команд. На них ученики не должны реагировать.
на занятиях акробатикой
Подготовила тренер по акробатике
Дубиничева Татьяна Владимировна
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКОЙ
Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура не ниже 15-17°С.
- Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
- При занятиях акробатикой должно быть исключено:
Для предотвращения травм на занятиях акробатикой необходимо учитывать основные причины травматизма:
- нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной дисциплины;
- нарушение методики и режима тренировки;
- отсутствие страховки или неумелое ее применение;
- плохое материально-техническое обеспечение занятий;
- нарушение врачебных требований и гигиенических условий.
Частыми причинами травм являются: форсирование подготовки акробатов;
чрезмерные нагрузки; неумение обеспечить на занятиях и после них достаточный отдых для восстановления функционального состояния к следующему подходу или тренировке; недооценка систематической и регулярной работы над техникой; включение в тренировку упражнений, к которым акробат не готов из-за слабого развития физических качеств или утомления. К травматизму могут привести: проведение занятий без тренера; неправильное размещение или слишком большое количество занимающихся в зале; неорганизованные переходы или хождения; отсутствие сознательной дисциплины, чувства ответственности и серьезного отношения к занятиям.
На тренировках как комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травматизма применяется профессиональная страховка и помощь.
- К тренировочным занятиям допускаются учащиеся только после ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к занятиям спортивной акробатикой.
- При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
- Перед началом занятий зал должен быть проветрен естественной сквозной системой вентиляции. Тренер-преподаватель должен проверить исправность и надежность крепления снарядов и готовность зала к занятиям.
- Вход в зал разрешается только в присутствии тренера-преподавателя.
- Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура не ниже 15-17°С.
- Учащиеся допускаются к занятиям только в соответствующей спортивной форме. Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы, способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.
- Перед началом занятий тренер-преподаватель должен постараться выявить любые, даже незначительные отклонения в состоянии здоровья обучающихся, с последующим их освобождением от занятий для предупреждения случаев травматизма и заболеваний.
Требования безопасности во время занятия
Занятия в зале проходят согласно расписанию.
Тренер-преподаватель должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
При занятиях акробатикой должно быть исключено:
- неправильное обучение технике физических упражнений;
- отсутствие необходимой страховки (самостраховки), неправильное её применение;
- плохая подготовка инвентаря для проведения занятий (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов);
- нарушение дисциплины, невнимательность, поспешность.
- находиться в зале и начинать учебно-тренировочные занятия без тренера-преподавателя,
- при занятиях на акробатической дорожке возвращаться в зону разбега по дорожке,
- находиться в зоне приземления или возможного падения выполняющего упражнение,
- бегать по ковру во время занятий,
- перебегать от одного места занятий к другому,
- выполнять самостоятельно сложные элементы без страховки, не имея на это разрешения тренера.
- ставить на страховку учащегося, не имеющего достаточного опыта страховки, а также страхующего, находящегося в состоянии усталости или недомогания.
При разучивании элементов использовать гимнастические маты, страховочную лонжу. Недостаточно разученные элементы выполнять со страховкой. При использовании гимнастических матов, необходимо следить, чтобы они были уложены с точной стыковкой без щелей между ними.
- при выполнении упражнений потоком (один за другим) необходимо соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
- перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что зона разбега и приземления свободна.
- при появлении во время занятий боли, а также при неудовлетворительном самочувствии, обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
- выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения преподавателя.
Требования безопасности после окончания занятий
- После занятий все спортивные снаряды должны быть аккуратно поставлены на места хранения.
- Проветрить спортивный зал.
- В раздевалке при спортивном зале переодеться, снять спортивную форму (одежду и обувь).
- Тщательно вымыть лицо и руки с мылом. По возможности рекомендуется принять душ.
Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
- При резком ухудшении состоянии здоровья или травмировании учащегося тренер- преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию ему первой доврачебной помощи.
- Одновременно нужно вызвать медицинского работника и скорую помощь.
- При обнаружении признаков пожара преподаватель должен обеспечить эвакуацию обучающихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их полной безопасности. Все учащиеся проверяются в месте сбора по имеющимся у преподавателя поименным спискам.
- При обнаружении пожара действия работников образовательного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.
- Поведение и действие всех лиц в условиях чрезвычайной ситуации должны быть
объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными. Руководство действиями в чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель образовательного учреждения или назначенный им представитель администрации.
Анализирование урока по ФГОС
Анализирование урока по ФГОС* это, по сути, конспекты уроков, которые помогают провести полный анализ учебного занятия и служат рабочей картой учителю.
Анализирование по современным стандартам включает в себя следующие пункты:
- Основные цели. В этом пункте отражаются образовательные, воспитательные и развивающие цели, а также достижения поставленных учителем задач;
- Организация урока. В этом пункте необходимо отразить структуры, этапы, время, логику и методы урока;
- Способы мотивации. В этом пункте отражаются методы мотивации, применяемые учителем для того чтобы ученик полностью достиг поставленных целей на уроке;
- Соответствие требованиям ФГОС*. В этом пункте необходимо определить ориентированность урока на стандарты нового поколения;
- Содержание урока. Этот пункт должен отражать подачу учебного материала с научной точки зрения, а также соответствие информации возрасту ученика. Помимо этого здесь отражается соответствие урока образовательной программе;
- Методика проведения урока. В этом пункте необходимо указывать, какие методы применяет педагог, определить преобладает ли деятельность ученика в сравнении с деятельностью педагога, определить насколько высок объем самостоятельной работы ученика и каков ее характер;
- Психологические моменты. Этот пункт определяет влияние учебной деятельности на развитие мышления, восприятия, воображения и внимание. Также здесь отображается внимание учителя к каждому ученику и оценка им уровень физической подготовки каждого ребенка.
Каждый пункт анализа оценивается по 2 бальной системе, где отметка 0 обозначает полное отсутствие критерия, отметка 1 – частичное присутствие критерия, а отметка 2 – полное соответствие поставленным задачам.
Техника безопасности на уроках легкой атлетики
Есть определенные общие правила для проведения уроков физкультуры. Под них попадает и легкая атлетика.
Перед занятием необходимо:
- Одеть соответствующую одежду и обувь.
- Внимательно прослушать инструктаж преподавателя о выполнении физических нагрузок;
Во время занятий необходимо:
- Следить за тем, чтобы во время прыжков или бега не было посторонних предметов на дорожках. А также нельзя использовать неисправный или вовсе поломанный инвентарь, находиться на территории, где занимаются метанием. Это может быть травмоопасно;
- Соблюдать правила пожарной безопасности, правила поведения на спортивных площадках, и в других местах активности;
- Выполнять задания в порядке, заданным учителем;
- Как можно скорее сообщить учителю при возникновении нестандартной ситуации, ЧП (например, травмы или пожара), не паниковать и следовать указаниям старшого инструктора;
Касательно непосредственно легкой атлетики необходимо:
- Выполнять задания нужно, следуя разрешениям учителя.
- Выполнять задание «бег» в группе на короткие дистанции необходимо с максимальной осторожностью на своей дорожке;
- Не останавливаться слишком резко. Это может спровоцировать ушибы как у того, кто останавливается, так и у последующих участников;
- Выполнять задание «прыжки» стоит на ровной, плотной, желательно шершавой поверхности. Приземляться на руки нельзя. Также нельзя делать упражнения в закрытом прыжковом секторе.
- Перед тем, как выполнять задание «метание», важно посмотреть, нет ли кого-то в данном секторе;
- Снаряды для метания нужно отдавать друг другу из рук в руки или катить. Бросать запрещается;
- Если снаряд намок или просто влажный, необходимо вытереть его насухо, чтобы избежать случайных травм.
Снаряды для метания в легкой атлетике
После занятий необходимо:
- Собрать и положить на место спортивное снаряжение;
- Не нарушать правила поведения в раздевалке;
- При плохом самочувствии уведомить учителя, сходить в медпункт.
Бег на дистанции 100 м и 200 м
Бег на 100 м – старейшая спринтерская дисциплина. Она была еще в первых Олимпийских играх 1896 года. Длина измеряется по прямой дорожке от линии старта до полосы финиша. Ширина, выделенная широкими белыми полосами (минимум 5 см), должна быть не менее 1,22 м, но и не больше 1,25 м. Спортсмен должен соблюдать правила безопасности: бежать по своему треку. Обычно на стадионе, в легкоатлетическом манеже по 8 беговых дорожек.
Бег на 200 м – дисциплина, которая была включена во вторые Олимпийские игры 1900 года. В женской Олимпиаде появилась в 1948 году. Проводится так же, как и при стометровке, только длина трека составляет 200 м. В чемпионат мира дистанция была добавлена только в 1982 году.
Техника игры
Состоит из специальных приёмов, которые выполняются в движении и на месте. В зависимости от роли, выполняемой игроками на площадке, техника подразделяется на защиту и нападение.
Построение тактики
Тактика является важнейшей структурной частью подготовки.
Основные практические элементы — варианты соревновательных действий, способы правильного распределения сил в процессе матча, а также приёмы психологического влияния на соперника
и маскировка своих настоящих намерений.
Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС
Основная цель ФГОС* это развитие личности ребенка. Именно поэтому современные стандарты значительно изменили организацию уроков физкультуры в школах.
Сегодня урок физкультуры это в первую очередь формирование у учеников стремления и желания заниматься спортом всю оставшуюся жизнь, а также формирование навыков работы в команде и способности к саморазвитию и самоизменению.
Для достижения этих целей урок должен строиться таким образом, чтобы ученики понимали, зачем они это делают, какую пользу это принесет и почему физкультура важна для их развития. Также по современным стандартам важно анализирование урока, которое помогает учителям отследить успехи учеников и выбрать наиболее правильный вектор в дальнейшем обучении.
Изучение техник в теории и на практике
Тренер учит игроков теории и практике
спортивной дисциплины.
Передачи и их виды
Таких способов два:
Фото 3. Мальчик в прыжке совершает передачу мяча одной рукой сбоку, рядом находится соперник в майке другого цвета.
Упражнения на ведение и ловлю мяча
Используются как общие техники, предполагающие бег и прыжки
, так и дополнительные, направленные на непосредственную работу с атрибутом и помогающие научиться держать его, вести, ловить, передавать, бросать.
Таких упражнений много. Например, следующие:
Для отработки качества приёмов ловли и передачи мяча также используются различные подвижные игры. Ряд упражнений направлен на отработку бросков в ворота. Сначала рекомендуется кидать в пустые ворота, а после играть с вратарём. Элементы выполняются с различных позиций и расстояний.
Защита
Основные задачи игры в обороне — охрана своих ворот
и предотвращение нападения со стороны противника и получение мяча.
Защитник стоит на ногах, расставленных на расстоянии 20-40 см
и согнутых под углом 160-170 градусов.
Руки согнуты в локтях под прямым углом, располагаются удобной для быстрого движения позиции. Тяжесть туловища распределена на две ноги.
Техника защиты предполагает следующие движения:
- Ходьба
— позволяет выбрать позицию для опеки нападающего. Применяется простая ходьба и приставной шаг. - Прыжки
— используются при отборе, блокировании, перехвате мяча. Защитнику нужно уметь выпрыгнуть из любой исходной позиции. Делается это путём толчка одной и двумя ногами. - Блокирование
— предполагает преграждение движения мяча или нападающего игрока. Выполняется одной либо двумя руками, сверху, снизу или сбоку. Защитнику нужно выявить направление броска и быстро выпрямить руку, чтобы преградить снаряду путь. - Выбивание
— позволяет прервать ведение мяча. Полагает удар одной рукой по атрибуту. - Отбор мяча при бросании.
Предполагает прерывание броска при окончании разгона снаряда. В этом случае защитник проводит к нему руку со стороны направления ожидаемого броска и будто снимает мяч с руки противника.
Гандбол – это один из самых популярных командных видов спорта в России. Несмотря на то, что за чемпионатами по гандболу болельщики следят меньше чем за футбольными или хоккейными баталиями, данный вид состязаний имеет свою крепкую фанатскую базу. Где же любители гандбола могут понаблюдать за соревнованиями в Москве? Какое состояние развития данного вида спорта в столице на данный момент?
Положения техники безопасности на уроках физической культуры
Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.
Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:
- К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
- На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
- Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
- После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
- Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
- На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.
Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:
- Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
- Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
- В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
- Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
- Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.
Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:
- Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
- Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
- Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
- Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
- При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
- Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
- Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
- При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.
Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:
- Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
- Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
- Покидать место занятий спокойным шагом.
- В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
- После занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.
Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на уроках физической культуры?
Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте
Что необходимо соблюдать на уроке физкультуры?
Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке , Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя, В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю, Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока
Какие правила безопасности для занятий в спортивном зале?
В спортивном зале заниматься только в спортивной одежде и обуви с нескользкой подошвой. Не входить в спортивный зал в верхней одежде. Соблюдать личную гигиену (следить за чистотой тела, коротко остригать ногти ). Не заносить в спортзал предметы не предназначенные для занятий спортом
Что нельзя делать во время урока физкультуры?
В спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю
Что является правилом техники безопасности на уроке физической культуры?
∎ место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов, ∎ во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление , ∎ подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы
Какие правила нужно соблюдать во время прыжков?
Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги. при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли. Не передавайте снаряд друг другу броском