правила техники безопасности на уроках физической культуры 3 класс кратко

Правила по технике безопасности на уроках физической культуры. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности. К урокам физической культуры допускаются учащиеся, имеющие допуск врача (основная и подготовительная группа здоровья). Учащиеся обязаны иметь на уроках спортивную форму и чистую спортивную обувь. Спортивная форма должна соответствовать температуре в спортивном зале и погодным условиям (при занятиях на улице). Волосы убраны. Учащиеся переодеваются в специально отведенном месте – спортивной раздевалке. В спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации учащиеся должны сообщить об этом учителю. Ценные вещи не рекомендуется оставлять в спортивной раздевалке, их следует передать учителю физкультуры. Освобожденные от занятий учащиеся должны присутствовать на уроке с классом. Они обязаны показать учителю медицинскую справку об освобождении. Со звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры. Запрещается жевать жевательную резинку на уроках физкультуры. Мобильным телефоном можно пользоваться с разрешения учителя. Учащиеся не должны мешать учителю проводить урок и другим учащимся выполнять упражнения на уроке. Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю. На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель. Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч. ) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя. Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов. Запрещается перемещать ворота без разрешения учителя. Учащиеся обязаны соблюдать осторожность при переходе из одной половины зала в другую, когда зал разделен на две части для двух групп (классов). При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать о б этом учителю. В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.

Правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре. к занятиям физической культурой допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и ознакомленные с Правилами техники безопасности и поведения учащихся на занятиях по физической культуре, имеющие спортивную форму и спортивную (сменную) обувь;

обувь для занятий физкультурой должна быть удобной и иметь хорошее сцепление с покрытием;

если ученик не приносит на урок форму, то поскольку в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями заниматься без спортивной формы нельзя, следовательно, его работа на уроке оценивается в “1” балл;

вход в спортивный зал возможен только в сменной обуви; до звонка в зал никто не заходит, после звонка в зале никто не находится; во время урока в раздевалке никого не должно быть;

класс, который переодевается в раздевалке, отвечает за ее состояние; нанесенный ущерб возмещается за счет учащихся (сломанные крючки, лампочки, ручки, разрисованные стены и т. ) ;

если класс не удовлетворен состоянием раздевалки, то он должен немедленно сообщить об этом учителю; в таком случае ответственность ложится на класс, который последним переодевался в этой раздевалке; в обратном случае нанесенный ущерб будет возмещаться за счет данного класса;

на уроке физкультуры присутствуют учащиеся СМГ, ЛФК, а также временно освобожденные от занятий физкультурой; все они должны брать с собой сменную обувь или разуться перед входом в зал;

учащиеся, пропустившие занятия по болезни, а также временно освобожденные от занятий физкультурой должны предоставить учителю документ, это подтверждающий;

учащиеся, отнесенные к ЛФК по окончанию четверти (за неделю до окончания) или при переходе в другую группу здоровья должны предоставить учителю документ, в котором подтверждается, что они прошли курс лечебной физкультуры ; на основании этого документа они получают “зачтено” или “не зачтено” по предмету физическая культура;

учащиеся, отнесенные к СМГ, занимаются отдельно (во внеурочное время) со своим преподавателем (см. объявления у входа в спортзал) ; эти учащиеся по окончании четверти на основании решения преподавателя по СМГ получают “зачтено” или “не зачтено” по предмету физическая культура;

на урок физкультуры запрещается приносить жевательную резинку, а также предметы, которые могут травмировать учащихся (часы, цепочки и прочее) ; на время урока ценные вещи можно сдавать на хранение преподавателю (во время перемены) ;

в связи с повышенной опасностью травматизма на уроках физкультуры, все учащиеся должны беспрекословно выполнять требования преподавателя;

ученик на уроке физкультуры при первых же признаках недомогания должен немедленно прекратить занятие и сообщить об этом учителю; ученик, который чувствует себя плохо или не в состоянии заниматься по какой-либо причине должен до начала занятия сообщить об этом преподавателю;

единственным документом, освобождающим от урока физкультуры является медицинская справка; записка от родителей таковым документом не является и не освобождает учащихся от обязанности брать спортивную форму и сменную обувь;

освобождение от физкультуры по справке, по сути, является освобождением лишь от выполнения физической нагрузки, в то время как в программу урока физической культуры входит еще и такой компонент как “знания”, поэтому пропуск занятий по данной причине является необоснованным;

учитель физкультуры не имеет права отпускать учащихся с урока физической культуры, такую ответственность может взять на себя только завуч или директор школы;

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке. После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний. Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее. ;
С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры. Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий

Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из самых главных задач, которые обозначены в нормах ФГОС. Например, если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. А важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, обязательно формирующую личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

На данный момент существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Несомненно, здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемостъ (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен (нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Определение «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

К классификации здоровьесберегающих технологий специалисты предлагают несколько подходов. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. Смирновым (Н. Смирнов, 2006).

Он выделяет несколько групп среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секцийи на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

– организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Определённое место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

– социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии(САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования.

Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне – руководитель отдела образования и его заместители.

Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школы здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников. На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

Создание оптимальных гигиенических, экологических и других
условий для образовательного процесса;

Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т

Обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

Включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;

Обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

Проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям – задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, – задача каждого учителя.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Средства используемые при реализации здоровьезберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы;

4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

Комплексное использование этих средств позволяет решать за­дачи педагогики оздоровления.

Методы, используемые при реализации здоровьесберегающих технологий

Под методами заоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятель­ность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две труппы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж: самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др

Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Виды здоровьесберегающих технологий

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр. Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Структура процесса обучения при использовании здоровьесберегающих технологий

Этап начального ознакомления с основными понятиями и пред­ставлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

Сформировать смысловое представление об элемен­тарных правилах здоровьесбережения.

Создать элементарные представления об основных по­нятиях здорового образа жизни.

Добиться выполнения элементарных правил здоровь­есбережения (на уровне первоначального умения).

Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попыт­ках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбе­режения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углублен­но познать основы здоровьесбережения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии; б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

Этап закрепления знаний, умений и навыков по здороиъесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического ис­пользования.

Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных прак­тических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений использо­вания основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях

Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности. Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком.

Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки-экскурсии и др.

Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшими очень острыми, нужно решать комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее. Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.

Антипова, Л. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л. Антипова //Начальная школа. -2017. -№8. 106-108

Андреева, И. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И. Андреева //Стандарты и мониторинг. – 2018. -№3. 15-19

Будаева, Н. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н. Будаева //Начальная школа плюс до и после. – 2019. -№3. 32-36

Борисова И. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения. -2015. -№10.

Базарный В. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М. , 2015. – 176с.

Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А. Гурьев //Стандарты и мониторинг. – 2019. -№3. 20-26

Дзятковская Е. , Колесникова Л. , Долгих В. Информационное пространство и здоровье школьников. – Новосибирск: Наука, 2002. – 186 с

Крыжановский Г. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. – М. : Медицина,2015. – 156 с. Смирнов Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2017. – 96 c.

Казначеев В. Выживание населения России. – Новосибирск, 2018. – 412 с.

Колесникова М. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. -2015. -№5.

Митина Е. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2016, № 6. 56-58.

Опубликовано

по мерам безопасности для учеников

при занятиях лёгкой атлетикой

Общие требования безопасности.

Занятия проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием.

Место проведения занятия должно быть оборудовано средствами пожаротушения (огнетушители и пр. ) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

К занятиям допускаются ученики:

– отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе

– прошедшие инструктаж по мерам безопасности

– имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий

– начинать занятие, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя

– бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению

– внимательно слушать объяснение порядка и техники выполнения упражнений и запоминать их

– начинать выполнение упражнений по сигналу учителя

– знать и  выполнять настоящую инструкцию

– при невыполнении данной инструкции пройти внеплановый инструктаж

За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

Требования безопасности перед началом урока.

– переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь

– снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т

– убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы

– под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения урока

– выходить на место проведения урока с разрешения учителя

– по команде учителя встать в строй для общего построения

III. Требования безопасности во время проведения урока.

– при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке, которая должна продолжаться не менее чем на 15м за финишную отметку

– во время бега смотреть только на свою дорожку

– во избежание столкновений исключить резко стопорящую остановку

– возвращаться на старт по крайней дорожке; при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками

– в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны

– при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем

– выполнять разминочный бег по крайней дорожке

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить    приземление ученика на ноги.

– класть грабли зубьями вниз

– не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки

– выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет

– выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учеником

– после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

– перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания

–  не оставлять без присмотра спортивный инвентарь

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

– при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры

– с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать скорую помощь

– при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасные выходы согласно плана эвакуации

– по распоряжению учителя поставить в известность администрацию гимназии и сообщить о пожаре в пожарную часть

Требования безопасности по окончании урока.

– под руководством учителя убрать спортивный инвентарь

– организованно покинуть место проведения урока

– переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь

– вымыть руки с мылом

МБОУ СОШ №15 им. Потапова ст. Лысогорской

2021-2022 уч. год

Инструктор – учитель физкультуры

Класс: _____ Классный руководитель:

№ п/п Фамилия, имя инструктируемого обучающегося воспитанника Дата рождения Класс Дата проведения Инструкция или ее содержание Подписи Инструктируемого Инструктирующего 1. Инструкция по правилам безопасности для занятий учащихся в спортивном зале ИОТ-016 По охране труда при проведении занятий по легкой атлетике ИОТ-018 2.

№ п/п Фамилия, имя инструктируемого обучающегося воспитанника Дата рождения Класс Дата проведения Инструкция или ее содержание Подписи Инструктируемого Инструктирующего 1. По охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм ИОТ -019 2.

Класс: ______ Классный руководитель:

№ п/п Фамилия, имя инструктируемого обучающегося воспитанника Дата рождения Класс Дата проведения Инструкция или ее содержание Подписи Инструктируемого Инструктирующего 1. По охране труда при проведении занятий по гимнастике ИОТ -017 2.

Класс: ____ Классный руководитель:

№ п/п Фамилия, имя инструктируемого обучающегося воспитанника Дата рождения Класс Дата проведения Инструкция или ее содержание Подписи Инструктируемого Инструктирующего 1. По охране труда при проведении занятий по легкой атлетике ИОТ-018 2.

Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на уроках физической культуры?

Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте

Что необходимо соблюдать на уроке физкультуры?

Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке , Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя, В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю, Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока

Какие правила безопасности для занятий в спортивном зале?

В спортивном зале заниматься только в спортивной одежде и обуви с нескользкой подошвой. Не входить в спортивный зал в верхней одежде. Соблюдать личную гигиену (следить за чистотой тела, коротко остригать ногти ). Не заносить в спортзал предметы не предназначенные для занятий спортом

Что такое техника безопасности на занятиях уроках физической культурой?

Техника безопасности на занятиях физкультуры предполагает, что обучающиеся с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятий и обязательны к выполнению всеми участниками образовательного процесса

Что делать на физкультуре?

Основная цель уроков физкультуры в школе — поддержка общего физического развития школьника. Дело не в оздоровлении или развитии конкретных физических возможностей, которые важны для отдельных видов спорта. Это стимул для детей осознанно включать в расписание активные часы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *