Правила техники безопасности на уроках труда в начальных классах

Положения техники безопасности на уроках физической культуры

Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.

Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:

  • К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
  • На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
  • Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
  • После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
  • Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
  • На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.

Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:

  • Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
  • Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
  • В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
  • Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
  • Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:

  • Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
  • Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
  • Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
  • Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
  • При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
  • Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
  • Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
  • При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:

  • Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
  • Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
  • Покидать место занятий спокойным шагом.
  • В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
  • После занятий обязательно вымыть руки с мылом.

Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.

Занятие 6. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ (с нарушениями интеллекта)

Творческие способности затрагивают все периоды развития ребёнка, начиная уже с дошкольного возраста, и развивают уверенность в себе, способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, упорство, гибкость и нестандартность мышления. У учащихся с ОВЗ отмечается специфичность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, в связи с чем дети данной категории испытывают значительные трудности в учебном процессе, в отношениях с учителями и сверстниками.

В задачи обучения и воспитания детей данной категории входят:

  • развитие их потенциальных познавательных возможностей,
  • коррекция поведения,
  • привитие учащимся трудовых, а также других, не менее жизненно важных социальных навыков и умений.

С помощью изобразительной деятельности ребёнок начинает усваивать и получать социальный опыт. У обучающихся, таким образом, развивается наблюдательность, самостоятельность, смекалка, и в целом формируется творческая личность.

Среди различных видов деятельности учащиеся с ОВЗ особенная роль принадлежит рисованию. Рисование является наиболее интересным и занимательным уроком и больше напоминает игру по своей доступности, наглядности и простоте выражения. Осваивая как можно большее количество разнообразных изобразительных техник, ребёнок обогащает и развивает свой внутренний мир.

На современном этапе в области специальной психологии и педагогики используются различные эффективные средства коррекции. Необходимо разделять традиционные и нетрадиционные техники рисования.

К традиционным техникам рисования относится рисование с помощью цветных и простых карандашей, восковыми мелками, фломастерами, а также рисование кистью (акварель или гуашь).

Нетрадиционные техники рисования несколько отличаются и более разнообразны по своему содержанию. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкие возможности для развития умственно отсталых детей, способствует проявлению самостоятельности и инициативы, также помогает познакомить учащихся с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в интересной форме, выразить чувства и эмоции при помощи цвета.

К таким техникам относят рисование:

  • пальцами (точечное и линейное),
  • ладонью (открытая, закрытая),
  • каплей (прямые линии, в геометрической фигуре),
  • нитками,
  • кляксография (закрашивание фона, рисование предметов симметричного строения),
  • приёмы трафаретной печати,
  • рисование мыльными пузырями, солью, отпечатками листьев.

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности у учащихся с ОВЗ отличается своеобразием и имеет некоторые особенности, связанные с неточностью зрительного и слухового восприятия, с нарушением внимания и запоминания, с трудностями планирования последовательности действий, с некритичностью к собственному результату.

Эти особенности проявляются в «графических штампах» изображений (отражение заученных изображений – дом, дерево, солнце, самолёт), «графических пережёвываниях» одной и той же формы, примитивности, схематичности, стереотипности изображения, наличии разного рода нелепостей, трудностей в расположении предметов в пространстве листа.

Специфика работы педагога очень важна ещё и потому, что у детей с ОВЗ часто имеются нарушения мелкой моторики, координации движений, недостаточно сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Но несмотря на это, опыт работы специальных (коррекционных) школ показывает, что дети с нарушением интеллекта проявляют наибольшую активность именно в рисовании, часто отдают предпочтение данному виду деятельности, чем другим, поэтому при систематическом обучении учащиеся данной категории могут в достаточной мере овладеть техникой рисования.

Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и желанием, взрослые, как педагоги, так и родители, должны своевременно помогать ему, поддерживать, рисовать вместе.

Необходимо также помнить про индивидуальный подход к ребёнку, который реализовывается на всех этапах обучения детей. Выполнение данного принципа требует от педагога и родителей знаний об особенностях развития каждого учащегося, о его желаниях и интересах.

На начальном этапе работы важно научить детей пользоваться кистью, красками, различать цвета и формы предметов и др. Однако только технических навыков недостаточно, нужно передать через рисунок свои эмоции и чувства, личные переживания и жизненный опыт.

Нетрадиционные техники рисования позволяют не слепо следовать предложенному образцу, а создать нечто новое доступным и простым для детей способом. Вместо привычного прямоугольного листа подойдут вырезанное сердце, круг, большой цветочек, квадрат и т. , а рисовать можно руками (пальчиками, раскрытой и закрытой ладонью, кулаком), отпечатком половинки яблока или других продуктов, изобразить красивые листья на дереве помогут ватные палочки, а чтобы ещё и укрепить дыхательную систему и силу лёгких – выдувание трубочкой различных клякс.

Данные техники рисования активизируют познавательный интерес, способствуют творческому воображению, стимулируют положительную мотивацию к обучению, снимают эмоциональное перенапряжение, что позволяет учесть возрастные и образовательные возможности детей с разной степенью умственной отсталости.

Специалисты, которые работают с детьми с ОВЗ отмечают, что нетрадиционные техники рисования очень удобны и просты в применении, дают положительные результаты. Поэтому в семье родители могут успешно организовать рисование дома в форме игры, и, таким образом, это поможет лучше понять ребёнка, узнать его сильные и слабые стороны, актуальный уровень развития, преодолеть его недостатки.

Для повышения познавательного интереса на занятиях можно использовать несложные загадки, пальчиковые игры, чтение коротких сказок или стихов, можно включить музыку, звуки животных или проговаривать их.

Таким образом, неоднократное использование нетрадиционных техник рисования под чутким руководством родителей и педагога позволяет создать доброжелательную атмосферу на занятиях, повышает возможности ребёнка к успешной адаптации в обществе, учит детей с нарушением интеллекта выражать свои эмоции и чувства, стать более внимательными и сосредоточенными.

Можно сделать вывод о том, что применение различных приёмов и материалов в процессе рисования формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности учащихся, способствует развитию умственных, речевых и двигательных способностей ребёнка.

Инструктажи по технике безопасности для детей

Также рекомендуем просмотреть инструктажи по правилам безопасного поведения детей при общественно-полезном труде, генеральной уборке, уборке территории, пришкольного участка и выполнении функций дежурного класса.

  • Инструкция по охране труда для дежурного по школе класса
  • Инструкция по охране труда для учащихся при проведении массовых мероприятиях на базе других учреждений
  • Правила поведения детей в театре и музее
  • Правила поведения для учащихся в библиотеке
  • Правила поведения учащихся на каникулах
  • Инструкция по правилам поведения на зимних каникулах
  • Инструктаж для учащихся на летние каникулы
  • Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
  • Инструкция по охране труда для учащихся при проведении генеральной уборке кабинетов
  • Инструкция по охране труда для учащихся при уборке пришкольной территории
  • Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке

Проведение детям инструктажа по технике безопасности никогда не бывает лишним. Учащиеся могут знать правила поведения при нахождении в том или ином месте, однако напомнить еще раз перед посещением необходимо. Рекомендуется, например, в процессе экскурсии делать кратковременные остановки и напоминать правила перехода улицы, движения, перед посещением театра или музея.

Рекомендуем просмотреть:
Инструкции по охране труда для учащихся школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Занятие 2. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

Реформирование различных сфер жизнедеятельности в России определяет необходимость воспитания личности активной, способной нестандартно мыслить при решении жизненных ситуаций, а значит, творческой и инициативной.

Проблемой развития творческого воображения занимались такие видные психологи и педагоги, как Л. Выготский, В. Давыдов, С. Рубинштейн, Д. Эльконин. Но в практике школы вопросы влияния на развитие творческого воображения у обучающихся конкретных методик, применяемых на уроках изобразительного искусства, разработаны недостаточно.

ФГОС НОО говорит о необходимости творческого развития обучающихся, которое происходит в большей степени на уроках эстетического цикла, то есть на уроках ИЗО в том числе. Такие уроки как ИЗО и технология имеют большой потенциал в разностороннем развитии личности учащегося, кроме того, особенно влияют на отдельные психические процессы, отвечающие за воображение и творчество. Если на этих уроках сочетать разнообразные методы и приемы обучения, то можно повысить эффективность уроков изобразительного искусства.

Одним из эффективных средств развития творческого воображения младших школьников является нетрадиционная техника рисования. При использовании нетрадиционных техник рисунок создается с помощью различных средств и материалов, которые отличаются от традиционных карандаша и кисти.

Нетрадиционная техника рисования появилась как результат экспериментирования в практике педагогов дошкольного образования. Поскольку рисование является действенным способом познания мира и обладает огромным потенциалом в приобщении к искусству, очень важно, чтобы ребенок любил рисовать.

Бесспорно, каждый любит рисовать, когда у него это хорошо получается. В раннем детском возрасте рисование кистью или карандашом требует высокого уровня владения техникой рисования, должны быть сформированы навыки, многие дети испытывают трудности, что в свою очередь может привести к отвращению от рисования.

Чтобы избежать возникающие трудности, педагоги начали системно реализовывать нетрадиционную технику рисования. Она заключается в использовании материалов, инструментов, способов рисования, которые не считаются традиционными.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом, ватой по бархатной бумаге и т. Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Следовательно, рисование в целом, и рисование с использованием нетрадиционных техник в частности, дает толчок к развитию воображения, творчества, у ребенка развивается самостоятельность, инициативность, он способен к выражению индивидуальности.

Первый этап развития творческого воображения младших школьников — диагностика. Для её проведения используются методики «Круги», «Неполные фигуры» (Е. Торренс) и «Нарисуй что-нибудь» (Р. Немов).

В методике «Круги» оценивается разнообразие создаваемых образов, широта воображения, эмоциональность рисунков. За ограниченное время испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Можно пририсовывать к контурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Время работы 15-20 минут. Основным показателем оценки уровня воображения и творческого мышления у ребенка служит количество отображенных идей. Если ребенок воспроизвел 9 и более тем, то у него высокий уровень развития творческого воображения, если изображено от 6 до 8 тем, то уровень считается средним, а низкий уровень определяется при 1-5 темах.

Методика «Нарисуй что-нибудь» предполагает рисование чего-нибудь необычного по собственному желанию. На выполнение задания отводится 5 минут. Результаты оцениваются по следующим критериям:

  • 8-10 баллов — высокий уровень;
  • 4-7 баллов — средний уровень;
  • 0-3 баллов — низкий уровень.

Например, если ребёнок нарисовал свое настроение, хотя изображение сложно назвать чем-то совершенно новым, однако ярко проявляется фантазия ребенка в выборе красок и форм, рисунок получился очень эмоциональным, запоминающимся, при этом хорошо проработаны детали картины, то это средний уровень.

При низком уровне рисунки детей отличаются  простотой, шаблонностью, слабой прорисовкой деталей, использованием 2-3 цветов и отсутствием оттенков.

Цель методики «Неполные фигуры» (Е. Торренса) — изучение особенностей творческого воображения, тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Каждый испытуемый получает карточку с элементами геометрических фигур, которые надо дорисовать. По мнению С. Павловой: «Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза». Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и так далее.

От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.

К нетворческим относятся типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг — колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла). Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). Такого рода композиции расцениваются как повторяющиеся, из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Данный критерий при анализе работ позволяет выделить из общего числа созданных композиций те изображения, которые являются оригинальными.

Второй этап предполагает на основе полученных данных организацию уроков ИЗО таким образом, чтобы получился комплекс последовательных и взаимодополняющих занятий с применением нетрадиционных техник рисования.

Например, в МБОУ «III Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. Федорова» с. Чкалов Хангаласского района Якутии разработали такой комплекс занятий:

  • Вводный урок-беседа о нетрадиционных техниках рисования;
  • «Ленские столбы» — выдувание
  • «Богатство реки Лена» — кляксография;
  • «Космическое небо» — набрызги;
  • «Разноцветные бабочки» — монотипия;
  • «Волшебство ниток» — рисование нитками;
  • «Удивительные звери» — тычкование;
  • «Новый год» — оттиск печаткой.

Очень важно в работе с ребенком пытаться проникнуть в его состояние, понять настроение, ход его размышлений. В этом помогают разговоры о мечтах и рефлексия. Для этого можно спросить:

  • Все ли задуманное получилось?
  • Какие трудности были?
  • Что бы ты поменял(а)? и др.

Приобщение к художественному творчеству и искусству является необходимым составляющим в разностороннем развитии личности каждого ребенка. На уроках ИЗО дети знакомятся с красивым и одухотворённым миром живописи, узнают интересные факты из истории создания шедевров и т.

Как правило уроки по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования позволяют повысить уровень творческого воображения детей. У обучающихся расширяются горизонты восприятия искусства в целом, и рисунка в частности, они учатся, не стесняясь, придумывать и рисовать образы.

Рисунки детей становятся более разнообразными, яркими, сочетающими много различных форм и цветов. Кроме того, дети начинают предпринимать попытки самостоятельно продумывать композицию рисунка, использовать различную технику по своему желанию. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования создают личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности и обеспечивают высокую результативность в развитии творческого воображения.

Занятие 5. Развитие чувства цвета у младших школьников

Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании эстетических качеств личности. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации.

Освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета, «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка, использование разнообразных нетрадиционных техник способствуют возникновению эмоциональной реакции на цвет и формированию умения выражать свое отношение к цвету, получать оттенки цвета, их гармоничные сочетания, что в итоге способствует развитию чувства цвета.

В начальной школе нетрадиционным техникам уделяется не столь большое внимание, как в программах для дошкольных образовательных организаций. Между тем, работа в нетрадиционных техниках создает возможности для увлечения искусством, проявления себя в качестве художника. В процессе рисования происходит развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, воображения, речи, цветоразличения, формируется умение выбирать материалы и техники в соответствии с замыслом.

Большую роль использование нетрадиционных техник играет в развитии чувства цвета у младших школьников. Данный процесс происходит, начиная с тактильных ощущений и переходя к эмоциональной реакции на цвет и умения создавать и использовать в работе гармоничные цветовые сочетания.

Способность человека к восприятию цвета через кожный анализатор изучалась во второй половине XX века и получила название кожно-оптическая чувствительность. Кожно-оптическая чувствительность в разной степени присуща всем людям и является одним из компонентов высокой сенсорной одаренности человека.

Исследования тактильного восприятия цвета показали, что как при контактном распознавании цвета, так и при определении цветовой поверхности рукой на расстоянии не более 20 см, у человека появляются ощущения, характеризующие тот или иной цвет. Выявлены пороги цветовой чувствительности для каждого цвета.

Чувствительность кожи к цветным образцам основывается на теплообмене излучением между кожным покровом человека и окрашенными в разные цвета предметами. Тактильные ощущения цвета ребенок получает при непосредственном контакте с цветной поверхностью при работе в техниках аппликация и коллаж, при работе с краской в технике пальцеграфия, в процессе рисования пластилином.

При работе в технике пальцеграфия изображение выполняется кончиками пальцев, используются гуашь или пальчиковые краски, при этом рисующий ощущает цвет краски через кожный анализатор. Прикосновения могут быть точечными и смазанными. Желательно использовать при выполнении работы несколько цветов, подбирая их так, чтобы получались гармоничные сочетания и смеси красок.

При работе в технике рисование пластилином небольшие кусочки пластилина разного цвета перемешиваются пальцами или накладываются на поверхность листа картона рядом и размываются, в результате чего получаются живописные сочетания и оттенки цвета.

При работе в техниках аппликация и коллаж также происходит соприкосновение поверхности руки с материалами разного цвета, что дает возможность получения ребенком ощущения цвета и возможность проанализировать данные ощущения.

При работе в популярной технике эбру изображение получается на поверхности воды и может быть зафиксировано (отпечатано) на листе бумаги. Аналогичным способом изображение с поверхности воды можно получить, используя масляные краски.

При работе в технике акватипия гладкую пластину натирают кусочком мыла, затем выполняют рисунок акварелью или гуашью. Выполненный рисунок полностью просушивается. Лист акварельной бумаги увлажняют и накладывают на рисунок, плотно приглаживают рукой или прокатывают валиком. Можно слегка сдвинуть лист, получится дополнительный живописный эффект.

Для выполнения работы в технике акватушь нужна плотная бумага, на которой гуашью выполняется яркий, достаточно крупный и обобщенный рисунок. Рисунок просушивается, затем весь лист полностью закрашивается черной тушью и вновь просушивается. Лист с рисунком помещается в воду и осторожно промывается, тушь и гуашь частично смываются, частично остаются, создавая неожиданные сочетания осветленного цвета с черным и серым тоном.

В этих техниках на уроках изобразительного искусства можно выполнять пейзажи, натюрморты, создавать фантастические композиции. В данном случае полученные цветовые сочетания вызывают эмоционально-эстетическую реакцию детей, способствуют возникновению желания закрепить и повторить полученный результат, стимулируют интерес к изобразительной деятельности в целом.

Понимание взаимосвязей цвета и звука, вкуса, запаха, цвета и формы способствует развитию всех органов чувств ребенка, обогащению его жизненного опыта, умению соотносить информацию, полученную от разных анализаторов, способствует развитию способностей к синестезии.

Чтобы показать взаимосвязь цвета и вкуса на занятии детям предлагается вспомнить ощущения вкуса яблока, шоколада, классифицировать знакомые им вкусы на приятные и неприятные, кислые, сладкие, пресные, подобрать цветовую гамму к каждому из вкусов. Вкус в представлениях детей более конкретен и материален, чем запах, поэтому изображается вкус отпечатками — штампами разной формы, кистью крупными мазками, следя за тем, чтобы дети не переходили на изображения конкретных объектов.

Для изображения вкуса и запаха можно предложить подобрать цветовые сочетания и выполнить работу в технике акварель по сырой бумаге, начиная с центра листа, где краска наиболее концентрирована, кругообразными движениями размывать цвет, одновременно вводя новые оттенки. Можно выполнить рисунок акварельными карандашами и затем размывать его, передавая усиление и ослабление запаха. Попробовать изобразить запахи травы, дыма, запахи сладкие, приторные, приятные и неприятные и прочее. Показать, как запах волнами расходится по комнате из какого-либо источника, как перемешиваются несколько запахов. Учащиеся создают композиции, которые называют «Мамины духи», «Фруктовый салат», «Вкус торта», «Запахи леса» и так далее. В своих работах младшие школьники показывают умение решать поставленные перед ними задачи, соотносить цвет и вкус, цвет и запах, передавать свое отношение к изображаемому при помощи цветовых сочетаний и оттенков цвета.

Большую роль в обучении рисованию играет умение получать цвета и оттенки. Такое умение развивается обычно при работе в традиционной технике «лессировка», суть которой заключается в послойном наложении нескольких слоев краски после высыхания предыдущего слоя. Такая техника работы представляет достаточную сложность для учащихся начальных классов.

Смешение цветов можно получить при работе в технике пуантилизм, появившейся в живописи конца XIX в. Чистые цвета накладываются точками концом кисти рядом друг с другом, в результате восприятия изображения вблизи глаз видит точки, при отдаленном расположении рисунка точки сливаются друг с другом, создавая новый цвет и более четкое изображение объекта. Таким образом можно показать, как получить оранжевый, зеленый и фиолетовый цвет. Дети осваивают не только приемы работы в новой технике и получения производных цветов, но и прием «приближение — отодвигание».

При помощи скотча разных цветов можно создавать композиции как на плоскости, отрезая и наклеивая внахлест куски скотча, так и полуобъемные композиции. При наклеивании скотча послойно получаются производные цвета и сложные оттенки цвета. Создавая такую работу, учащийся запоминает правила смешения цветов и экспериментирует, получая новые неожиданные цветовые сочетания. Скотч можно скручивать, сминать, создавая, таким образом, полуобъемные изображения цветов, животных, пейзажи и натюрморты.

Получать оттенки цвета и осваивать их названия дети могут при работе в техниках рисование полоской картона и фроттаж. Интересные работы получаются в технике рисования полоской картона (лучше линолеума). Гуашь наносится на полоску линолеума или на поверхность листа бумаги и растирается по поверхности. Ширина мазка зависит от ширины полоски, получаются интересные переходы цвета, ребенок может варьировать направление движения и силу нажима на полоску.

Техника фроттаж (натирание) заключается в следующем. Под лист бумаги подкладывают материалы с четко выраженной фактурой — гофрированный картон, сетку, тисненую кожу, засушенные листья и прочее. Лист бумаги натирается положенным плашмя грифелем карандаша, масляной пастелью или восковыми мелками. Натирание можно проводить в несколько слоев, наблюдая при этом за получением оттенков в зависимости от нажима на мелок, подкладывая под лист с рисунком карандашом материалы с разной фактурной поверхностью.

Использование нетрадиционных техник создания изображения и нетрадиционных материалов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дает возможность самовыражения не только через рисунок, но и через пластические упражнения, сочинение историй о цвете, игру с музыкальными инструментами (подбор звучания каждого цвета). Пластические упражнения (представить себя в образе какого-либо цвета, показать его характер, движение) помогают ребенку вжиться в образ цвета. Подбор звучания того или иного цвета на доступных детям музыкальных инструментах также способствует пониманию характера цвета, развитию способностей к синестезии.

Занятие 3. Диагностика развития художественных способностей детей

Ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своем творчестве. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. Поэтому с малых лет надо развивать навыки рисования с помощью ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Они открывают широкий простор для развития детской фантазии, дают ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

В дошкольном возрасте подходят такие нетрадиционные техники рисования:

  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошками,
  • рисование ватными палочками,
  • рисование с помощью ниток,
  • рисование по мокрой бумаге,
  • рисование зубочисткой,
  • силуэтное рисование,
  • рисование штрихом.

Они помогают детям развить воображение, дают эмоциональный настрой на дальнейшее творчество.

С детьми школьного возраста можно освоить более сложные техники:

  • кляксография;
  • граттаж;
  • диатипия;
  • энкаустика;
  • акватушь;
  • набрызг;
  • рисование на стекле.

Преподаватели студии рисования для учащихся при кафедре «Технология» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. Аммосова» предложили следующие критерии, определяющие развитие художественных способностей:

  • критерий художественных способностей «Умение рисовать»;
  • критерий художественных способностей «Сочетание цветовой гаммы»;
  • критерий художественных способностей «Композиционное решение».

В соответствии критериями выделены высокий, средний и низкий уровень.

В таблицах приводятся критерии по уровням.

Диагностика проводится до начала занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и во время обучения.

Правила техники безопасности на занятиях гитарой

Вашему вниманию представляются узконаправленные правила техники безопасности, апробированные на занятиях гитарой объединением гитаристов «Солнечный город» ЦВР «На Сумском». В разработке
• рассматриваются правила ухода, хранения и транспортировки музыкального инструмента (гитары), правила пользования музыкальными электроинструментам
• рассказывается о том, как принципы правильной посадки за инструментом и профессиональной постановки руки уберегут от растяжений и травм игрового аппарата
• поднимается вопрос о том, как предупредить травмы в случае коррозии струн и травматические ситуации, если струна случайно порвется при настройке инструмента; как обращаться с электроинструментами и специальной аппаратурой
• рассматривается тема, которая по какой-то причине умалчивается в педагогике: как ухаживать за руками музыканта.

Правила техники безопасности на уроках гитары

Техника безопасности на занятиях в дополнительном образовании включает в себя общие требования по технике безопасности, известные всем педагогам, такие как противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, правила дорожного движения, правила поведения на уроке и в учебном учреждении, требования безопасности в аварийных ситуациях, правила профилактики ОРВИ и ОРЗ и прочие.

Однако, каждое объединение дополнительного образования имеет свои, сугубо специфические правила техники безопасности, позволяющие создать максимально комфортную и безопасную обстановку в коллективе, уберечь детей от травматических ситуаций.

Вашему вниманию представляются именно узкоспециализированные правила техники безопасности, апробированные на занятиях гитарой в объединении «Солнечный город» ЦВР «На Сумском»

Правила транспортировки, хранения и ухода за музыкальным инструментом (гитарой)

  • При транспортировке гитары следует пользоваться чехлом для инструмента. В зимнее время стоит приобрести утепленный чехол, так как разница в температуре между улицей и помещением в 20-40 градусов может привести к разрыву струн, деформации и трещинах на корпусе инструмента.
  • Нельзя транспортировать гитару с надетым на нее каподастром, так как случайное (избыточное) давление на струны может привести к поломке головки грифа. Во время перемены нужно обязательно снимать каподастр с гитары.
  • Необходимо соблюдать температурный режим при хранении инструмента. Не хранить инструмент около батареи, под прямыми солнечными лучами, во влажном и неотапливаемом зимой помещении.
  • На перемене нельзя оставлять гитары лежащими на стуле, так как при случайном контакте с идущим мимо человеком инструмент может упасть и сломаться. Гитару следует либо повесить на специальный держатель инструмента (они находятся в классе на стене), либо повесить колковым механизмом на стул с квадратной спинкой, либо, в крайнем случае, положить на пол. Недопустимо вешать гитары колковым механизмом на стул с округлой спинкой, так как они (гитары) могут соскользнуть спинки стула и поломаться.

Предупреждение травматических ситуаций в случае разрыва струн

  • Следует четко отслеживать состояние струн. В случае обнаружения коррозии необходимо немедленно заменить струну, чтобы она случайно не порвалась во время игры и не «выстрелила» в лицо играющему.
  • При покупке новой гитары или замене струн требуется обязательная процедура растягивания первых трех струн (e,b,g), так как новые струны, как правило, не держат строй. С этой целью в течение трех-пяти дней необходимо по10 минут в день слегка оттягивать струны от грифа правой рукой. Важно одновременно левой рукой придерживать струны, слегка прижимая их к грифу, на случай, если они вдруг порвутся.

III. Правила пользования музыкальными электроинструментами и аппаратурой

  • Нельзя самостоятельно (без присмотра учителя) включать синтезатор
  • Нельзя наступать на соединительные кабели электрогитар и синтезаторов
  • Не стоит самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры. При неполадках и сбоях в работе электроинструментов следует немедленно прекратить игру и сообщить об этом преподавателю.
  • Следует проявлять максимальную аккуратность при работе с микрофонами, следить, чтобы они не упали, надежно закреплять микрофоны в держателях стоек.
  • Нельзя приближаться к розетке, электроинструментам и электроприборам с мокрыми руками.

Правила, предупреждающие растяжения и травмы игрового аппарата

  • При изучении техники баре на первоначальном этапе работы следует обязательно использовать классическую посадку за инструментом. Это позволит избежать растяжения мышц кисти левой руки.
  • Отрабатывая бой с «поющим» глушением, нужно следить за правильной постановкой правой руки: запястье и пястье должны быть на одном уровне, плоскость руки от запястья до пястья должна быть параллельна верхней деке, расстояние от запястья до верхней деки должно составлять не меньше 5-7см. В случае высоко поднятого запястья есть риск травмирования кожных покровов дистальных (ногтевых) фаланг.
  • На начальных этапах обучения игре на гитаре недопустимо наличие длинных ногтей, так как формируется неправильная постановка левой руки, неправильная посадка за инструментом и возможно растяжение мышц игрового аппарата. Наличие ногтей на правой руке допустимо (если различная длинна ногтей кажется эстетичной исполнителю).

Здоровьесберегающие правила на занятиях гитарой

  • На занятиях не следует репетировать свои собственные музыкальные композиции одновременно с учебным процессом, так как превышается шумовой порог, допустимый для восприятия звуков и музыкальное мышление перегружается избыточной информацией. Кроме того, страдает культура восприятия и обучающиеся с эстетической точки зрения формируются не как музыканты, а как ремесленники.
  • По этой же причине недопустимо одновременное исполнение разных музыкальных композиций на перемене.
  • Не рекомендуется включать электроинструменты на полную мощность.

Основные правила ухода за руками музыканта

Руки музыканта – это главный инструмент для извлечения звуков и воплощения художественного образа, за ними следует ухаживать.

  • Следить за чистотой рук и использовать для ежедневного ухода за руками мыло с кремовой текстурой и увлажняющим эффектом.
  • Отдельного ухода требует кутикула. Разросшуюся кутикулу следует удалять.

Основные правила при удалении кутикулы

  • Перед удалением кутикулу стоит размягчить в теплой воде с добавлением морской соли, капельки эфирного масла или травяных настоев
  • Запрещено использовать лезвия
  • Нельзя обрезать кожу очень близко к основанию пластины
  • Обязательно нужно проводить дезинфекцию инструментов
  • Запрещается использование чужих приборов
  • Ни в коем случае нельзя отгрызать заусеницы или кутикулы
  • После процедуры удаления кутикулы использовать увлажняющий или питательный крем для рук, а саму кутикулу обрабатывать масляным раствором витамина а или маслом для кутикулы.

Также вас может заинтересовать

  • Методическая разработка Творческий подход-одно из главных условий в работе с начинающими
  • Подготовка учащихся к публичному выступлению
  • Сольфеджио в комплексном воспитании юного музыканта
  • Конспект открытого урока. Тема: «Работа над полифонией – трехголосная инвенция И.С.Баха №7- ми минор»
  • Особенности работы над метроритмом в 1 – 2 классах детских музыкальных школ на уроках сольфеджио

Правила техники безопасности на уроках труда в начальных классах

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Инструкция по технике безопасности на уроках
изобразительного искусства

Общие требования безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике
безопасности.

Опасность возникновения травм:

  • при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;
  • при работе с красками;
  • при нарушении
    инструкции по ТБ.

В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и
перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом уроков.

  • Подготовить необходимые материалы и инструменты.
  • Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении
    работы.
  • Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  • При слабом зрении надеть очки.
  • Одеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.

Требования безопасности во время занятий.

Выполнять все действия только по указанию
учителя.

Не делать резких движений во время работы.

Соблюдать порядок на рабочем месте и
дисциплину.

Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке
материалами.

Не покидать рабочее место без разрешения
учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом
учителю.

При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия,по команде
учителя организованно, без паники покинуть помещение.

При получении травмы немедленно сообщить о случившемся
учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

  • После окончания работы произведите уборку своего места.
  • Вымойте лицо и руки с мылом.
  • Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите
    учителю.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *