Общеразвивающие упражнения (ОРУ)— это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка.
– формированию правильной осанки;
– укреплению опорно-двигательного аппарата;
– улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы.
– развитию и укреплению мышцы плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов;
-нормализации процессов напряжения и расслабления;
– развитию психофизических качеств ребенка.
Детям шестого года жизни включают 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются 5-8 раз.
Используют многосоставные упражнения.
ОРУ даются в следующей последовательности:
– для мышц плечевого пояса, шеи, кистей, рук;
– для гибкости позвоночника (туловища),
– для мышц пресса и ног.
Но, если после ОРУ дети выполняют подскоки или прыжки с продвижением вперед,
последовательность ОРУ может быть такой:
– упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса и рук;
– брюшного пресса и ног;
– спины и гибкости позвоночника.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук.
В упражнениях, развивающих мышцы плечевого пояса, вдох всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх шире плеч; выдох связан с изменением ее при опускании рук вниз, проведением их вперед, хлопком перед собой.
Варианты упражнений:
– разводить руки в стороны из положения руки перед грудью;
– поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову;
– поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед – вверх;
– поднимать руки вверх – назад попеременно, одновременно;
– поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Другая группа общеразвивающих упражнений — для туловища, развития и укрепления мышц спины.
При наклонах вдох совпадает с выпрямлением, выдох — с наклоном в левую, а вдох — в правую сторону. Или выдох с наклоном в одну сторону; вдох — с выпрямлением в другую.
При полуоборотах вдох совпадает с поворотом в одну сторону, выдох с положением прямо, то же — в другую сторону.
Варианты упражнений :
– поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками;
– поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса;
– наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса;
– наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола;
– наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки;
– поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову;
– поочередно отводить ноги в стороны из упора присев;
– двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине;
– подтягивать голову и ногу к груди (группироваться);
– подтягиваться на руках на гимнастической скамейке.
Следующая группа ОРУ – для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.
В упражнениях вдох происходит при выпрямлении ног, выдох — при сгибании их в коленях, приседании.
Варианты упражнений:
– переступать на месте, не отрывая носки ног от пола;
– приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, за спину;
– поднимать прямые ноги вперед (махом);
– выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх);
– захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их;
– перекладывать, передвигать их с места на место;
– переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Организация детей
: в круг, врассыпную, в полукруг, в звенья, в 2-4 колонны через центр.
Оборудование: мячи, косички, мешочки, обручи, шнур, веревки, палки, скакалки, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.
– Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами (весом 1 кг), но не более трех на одном занятии.
– Предметы, используемые для общеразвивающих упражнений, раздают и убирают сами дети. Воспитатель лишь напоминает, как их надо держать и переносить.
Методы и приемы обучения:
– наглядные (показ, имитации, звуковые ориентиры);
– словесные (распоряжение, команды, поощрение, указание, объяснение);
– практические (игровые).
Требования к выполнению ОРУ :
– делать упражнения с большой амплитудой движений;
– четко принимать исходное положение;
– двигаться в соответствии с заданным темпом;
– выполнять известные упражнения самостоятельно;
– выдерживать положение отдельных частей тела (голову, спину держать прямо, руки в локтях не сгибать, ноги в коленях не сгибать);
Проведение ОРУ включает следующие компоненты:
Педагог, дает четкие объяснения, пользуется интонацией, подчеркивающей темп выполнения упражнений.
Новое упражнение следует назвать, показать, сопровождая подетально показ объяснением. Только после этого дети могут приступить к его выполнению.
Несложное упражнение необходимо назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию.
На этапе углубленного разучивания педагог использует приемы:
– следит за правильным выполнением движений,
– предлагает изменить исходное положение при выполнении упражнений,
– проанализировать, как выполнили движения товарищи, кто правильно выполнил его, кто что-то сделал неверно.
Хорошо знакомые движения можно предложить вспомнить, рассказать, как они выполняются.
Педагог использует варианты выполнения, изменяет исходное положение, вносит разнообразные предметы, побуждает детей осознанно, правильно, четко выполнять упражнение.
Алгоритм словесных методов при выполнении ОРУ
На этапе закрепления и совершенствования движений ребенок сознательно воспринимает задания, действует целенаправленно, точно, красиво, выразительно.
На этом этапе педагог может:
– использовать выполнение упражнений под счет, музыку;
– вносить творческие задания, предлагая детям изменить, сделать по-другому одному или группой физическое упражнение;
– знакомые детям упражнения только называются. («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны»).
Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой.
По ходу повторения педагог:
– дает дополнительные указания,
– помогает ребенку прикосновением руки выпрямиться и т. д.,
– подбадривает, поощряет («Хорошо, Таня, выполняешь приседание, спина прямая, голову не опускаешь!»);
– если большинство детей затрудняются, делают ошибки, необходим дополнительный показ упражнения, можно привлечь к этому ребенка, который выполняет его правильно.
– ребенок должен точно соблюдать направление движения, его амплитуду, темп, правильно занимать исходное положение;
– точно выполнять промежуточные, а также конечные положения, например, при приседании держать спину прямо, не опускать голову, пятки держать вместе, при поднимании ног оттягивать носки и т. д.;
– ОРУ должны выполняться согласованно. Исключение составляют только те, которые требуют индивидуального темпа выполнения, например, приподнимание головы, плеч и разведенных в стороны рук («Самолет»);
– следует использовать упражнения, требующие силовых усилий: сесть из положения лежа на спине, опустить ноги, поднятые вверх под углом, и т. п. (они выполняются в среднем темпе, кроме тех, которые легче делать в быстром).
Требования к качеству выполнения ОРУ
Исходные положения стоя
– Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, так как обеспечивает устойчивость и равномерное распределение давления тяжести тела на конечности.
– Стойка ноги врозь — ноги расставлены на ширину плеч, шага. Используется во всех возрастных группах в упражнениях для рук и плечевого пояса, при поворотах в стороны.
-Основная стойка — пятки вместе, носки врозь (слегка развернуты), положение рук может быть различным.
– Стойка на коленях — колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, руки вниз. Используется при поворотах в стороны, седе на пятки, на пол справа и слева и т. п.
– Стойка ноги сомкнуты — носки и пятки вместе. Используется в приседании с наклоном
спины вперед, приседании с выпрямлением ног, касаясь пальцами пола, и т. п.
– Стойка в упоре на коленях – тело опирается на кисти рук и ноги, согнутые в коленях; колени, голени и носки опираются о пол всей длиной.
–Стойка ноги врозь, правая (левая) впереди — ноги на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты.
– Стойка ноги шире плеч — ноги широко разведены, носки слегка развернуты.
– Стойка на правом (левом) колене — одна нога коленом, голенью и носком опирается о пол, другая выставлена вперед, согнута в колене, ступня на полу; бедро опорной ноги и голень выставленной ноги вперед перпендикулярны полу.
– Руки за спину, кисть на кисть — руки за спиной согнуты в локтях, кисть на кисть, нижняя держит верхнюю.
– Руки вдоль туловища — прямые руки опущены вниз, свободно вдоль туловища.
– Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение.
– Руки вверх — прямые руки подняты вверх на ширину плеч и отведены назад до отказа, ладони обращены внутрь.
– Руки перед грудью — согнутые в локтях руки подняты так, чтобы кисти были продолжением предплечья, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч.
– Руки за голову — согнутые руки расположены так, что пальцы касаются затылка, локти отведены назад, ладони обращены вперед.
– Руки к плечам — согнутые в локтях руки касаются пальцами середины отведенных назад плеч, локти у туловища.
– Руки за спину, кисть «в замок» — руки слегка согнуты в локтях, кисти соединены, повернуты ладонями наружу.
Исходные положения сидя
– Сидя, ноги врозь — ноги прямые, разведены на 30—40°, носки оттянуты, слегка развернуты.
– Сидя, ноги скрестно (по-турецки) — ноги согнуты в коленях, одна перед другой.
– Сидя на пятках — голени и носки опираются о пол, носки повернуты внутрь, ягодицы на пятках, туловище вертикально.
– Сидя, ноги вперед — сидя, ноги прямые сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты; положение рук может быть различным, указывается дополнительно
-Упор сзади — опора на кисти, поставленные сзади пальцами вперед, назад, в стороны.
-Сидя (сед) на скамейке поперечно — сесть верхом, ноги согнуты, ступни на полу,
положение рук указывается дополнительно.
Положение рук в исходном положении сидя может быть такое же, как в исходном положении стоя, – руки на пояс, руки за спину, за голову и др. Кроме того, есть ряд специфических положений.
Исходные положения лежа
-Лежа на животе — ноги прямые сомкнуты, руки согнуты в локтях, ладони (одна на другой) перед собой на полу. Иное положение кистей и рук указывается дополнительно.
– Лежа на спине — ноги прямые сомкнуты, носки слегка развернуты, руки вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо (для проверки приподнять голову и посмотреть на носки); иное положение рук и ног указывается дополнительно
Приемами обучения служат показ и объяснение.
Обогащение двигательного опыта детей позволяет чаще применять объяснение без наглядного сопровождения или показ только отдельных элементов упражнения.
Образец выполнения упражнений воспитатель дает в разных по отношению к детям положениях: лицом, спиной, боком.
Желательно, чтобы в течение года в показе упражнений приняли участие все дети; при этом готовить к этому их следует заранее.
Педагогу необходимо тщательно продумывать команды: они должны быть понятными, четкими, краткими, не слишком громкими.
Правильный образец, объяснение, точные указания и команды способствуют тому, что каждый ребенок успешно овладевает программным материалом, сохраняет бодрое настроение, увеличивает свою двигательную активность.
Общеразвивающие движения великолепно сочетаются с самомассажем, как мануальным (ручным), так и ножным.
Например, ребенку предлагается обхватить плечи руками (кисть левой руки кладется на правое плечо, кисть правой руки на левое) — «обнимем себя» и погладим (кисти рук перемещаются от предплечья вниз и вверх вдоль руки; руки сжаты в кулак — косточками пальцев потереть ладони, стопы);
«помоем ушки» (имитация, которая позволяет хорошо помассировать ушную раковину, мочки и т.д.).
К ОРУ относятся движения, оказывающие воздействия на отдельные части тела
• Позволяют избирательно воздействовать на крупные
и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцы),
• Точно дозировать физическую нагрузку, равномерно
их развивать.
• Положительно влияют на сердечно-сосудистую,
дыхательную и нервную систему.
• Способствуют координации движений
• Способствуют развитию ловкости, быстроты,
гибкости, силы, точности, глазомера.
• ОРУ проводятся под музыку – содействуют развитию
пластичности, выразительности, ритмических и
других эстетических качеств.
Классификация ОРУ по 3 признакам
1
. По анатомическому признаку:
для плечевого пояса и рук
туловища
ног
комбинированные
2. По наличию предметов
с предметами
без предметов
на предметах
на предметах и с предметами
3. По направленности воздействия
для развития физических качеств: на выносливость, на гибкость,
на координацию
Дыхательные упражнения
Требования к проведению ОРУ
• Необходимо учитывать возрастные особенности
детей, уровень подготовленности, состояние
здоровья:
1. Сложность: по технике, амплитуде
2. Количество (от 4-5 до 8-10)
3. Дозировка (от 4-6 до 8-10)
4. Темп (медленный, средний, быстрый)
• Учитывать форму работы
• Равномерное воздействие на все группы мышц
• Включать ОРУ, которые развивают физические
качества
• Из разных исходных положений
• Правильная последовательность
1. Для мышц плечевого пояса
2. Для мышц ног
3. Для мышц туловища, с постепенным
нарастанием трудности
4. Последнее упражнение на
выпрямление осанки
• ОРУ должны быть направлены на
тренировку сердечно-сосудистой системы
• ОРУ должны способствовать
формированию правильной осанки,
развивать своды стоп
• Наличие дыхательных упражнений
Исходные положения
И. П. – это положение, которое принимается
перед началом движения
От него в значительной степени зависят:
•Трудность выполняемого упр. (приседание
и.п. о.с., ноги – II; наклоны и.п. стоя – сидя)
•Качество (приседание руки на поясе, с
палкой за плечами; повороты в стороны и.п.
стоя, сидя
•Избирательность воздействия («Рыбка»,
поднимание ног из положения лежа)
Виды исходных положений (и.п.)
• Для туловища: стоя, стоя на коленях, стоя на
четвереньках, в приседе, сидя – с упором на руки,
без упора; лежа на спине, животе – с упором рук и
без упора, на боку.
• Для ног: о.с., ноги вместе, ноги врозь, (на ширине
ступни, длине ступни, ширине плеч, шире плеч,
правая или левая нога вперед), ноги скрестно.
• Для рук:
-руки согнуты (руки на поясе, к плечам (плечи
разведены),руки на голову, руки за голову, перед
грудью, вниз, вперед, в стороны, вверх (пальцы
сжаты, ладони вовнутрь),назад, за спиной)
-Руки прямые( вперед, в стороны, вверху)
Общепринятые исходные положения (и
О. С. ( ОСНОВНАЯ СТОЙКА)
С. Н. В (СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ)
У. С. Н. В (УЗКАЯ СТОЙКА НОГИ ВРОЗЬ)
Ш. С. Н. В. ( ШИРОКАЯ СТОЙКА НОГИ
ВРОЗЬ)
С. С. ( СОМКНУТАЯ СТОЙКА)
СКРЕСТ. СТ. П РАВОЙ. ( СКРЕСТНАЯ
СТОЙКА ПРАВОЙ)
СТ. Н ОГИ ВРОЗЬ Л. ( СТОЙКА НОГИ
ВРОЗЬ ЛЕВОЙ)
СТ. В ЛИНИЮ ПРАВОЙ (СТОЙКА В
ЛИНИЮ ПРАВОЙ)
Исходные положения для туловища
Основная стойка руки на
поясе
Стойка ноги врозь
(с.н.в.)
Средние четвереньки
Низкие четвереньки
Высокие четвереньки
Стойка наклон вперед,
руки на поясе
Сед прогнувшись
Сед углом, ноги врозь
Упор лежа на предплечья
Упор лежа сзади на
предплечья
Использование предметов (значение)
Разнообразят упражнения
Помогают выполнить упр. правильно, с большей амплитудой,
интенсивно и тем самым повышают эффективность его
влияния на развитие мышц
Увеличивают нагрузку на работающие мышцы (набивной мяч).
Развивают сенсорику. Развивают мышцы кисти, стопы
Конкретизируют задание – контролировать свои движения.
Выступают в качестве зрительных ориентиров.
Помогают согласовывать свои движения с движениями
сверстников (с длинной палкой).
Вызывают положительные эмоции, повышают интерес,
развивают эстетические качества.
Развивают трудовые навыки (раздача, сбор предметов)
Требования к предметам
Должны отвечать:
• гигиеническим требованиям, размеры, вес должны
соответствовать возрастным возможностям детей.
• эстетическим требованиям.
Виды
флажки, кубики, султанчики, ленточки,
мячи (большого и среднего диаметра), набивные
мячи,
гимнастические палки, длинные палки (2,5-3 м),
обручи, веревки, скакалки.
Раздача предметов
•По ходу движения берут
самостоятельно
•Раздают звеньевые (направляющие)
•Раскладывают заранее в качестве
ориентиров
Методы проведения ОРУ
• Новое упражнение (алгоритм)
– назвать;
– замедленный показ с объяснением;
– показ выразительный, в нужном темпе;
– команда к принятию и.п., к выполнению;
– начать с детьми.
• Знакомые ОРУ (варианты методов)
•назвать, пояснить отдельные части;
•название, краткое описание без
показа;
•название, вопросы к детям;
•название, показ ребенка
В ходе выполнения ОРУ
Счет в сочетании с командами-указаниями
(присесть – встать);
Музыкальное сопровождение
Жест руки
Указания на качество
Краткая положительная оценка (общая,
индивидуальная)
Показ ребенка (как поощрение)
Помощь
Частичный показ педагога
Одновременное выполнение с детьми
Образец записи ОРУ (фрагмент урока)
№
п./п
I
II
1.
2.
Содержание
Вводная часть:
построение, приветствие, сообщ. цели;
Ходьба обычная
Ходьба на носках змейкой
Ходьба в приседе
Бег врассыпную, в колонну
Ходьба на пятках, обычная
Ходьба на внешней стороне стопы
Игровое упражнение «Слушай команду»
Бег – непрерывный, медленный
Ходьба обычная.
Перестроение в 3 колонны.
Поднимание рук вверх
И.п. – о.с.
1-руки вверх, пр. ногу отставить назад
2- и.п.
3-4 – то же с левой ноги
Наклоны вперед
И.п. – с.н.в., руки в замок за спиной.
1-3 – наклон, рывками отводим руки
назад – вверх.
4 – И.п.
Дозировка
20 сек.
20 сек.
20 сек.
20 сек.
20 сек.
40 сек
8 раз
8 раз
Организационнометодические приемы
Равняйсь, смирно
В обход по залу шагом марш
Руки на пояс
Руки на колени
По 1 свистку –врассыпную, по 2-м
– в колонну
Руки за спину
Руки к плечам
По команде «Класс!» -выполнять
Бежать легко, на носках
Через центр з. тройками марш!
Название
Руки прямые, ногу на носок,
прогнуться
Показ с объяснением
Руки прямые, выше поднимаем,
глубже наклон
Примечан
ие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена Институт физической
культуры и спорта
Выполнил студент
I курса, 15 группы
Струков Павел
СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ
ОСНОВНЫЕ
• ГИМНАСТИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
• МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
• СЛОВО ПЕДАГОГА
• ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЯ НА СНАРЯДАХ
УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ
ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. О БЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
2. В ОЛЬНЫЕ 3. А КРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
4. С ТРОЕВЫЕ
Специально подобранные упражнения для развития и
укрепления крупных групп мышц, оздоровления
организма.
Подготовка
занимающихся
к овладению
более
сложными
двигательными
навыками
Формирование осанки
Развитие физических качеств
Воздействие на отдельные группы мышц,
части тела
Развитие скоростной, силовой выносливости
Простота
Доступность
Возможность строго дозировать нагрузку
Многофункциональность
По анатомическому
признаку:
• Для шеи
• Для рук
• Для плечевого
пояса
• Для туловища
• Для ног
По признаку использования
предметов:
• Без предметов
• С предметами
• На гимнастических
снарядах
• С гимнастическими
снарядами
По принципу
преимущественного
воздействия на мышцы:
• На силу
• На скоростно-силовые
качества
• На выносливость
По признаку организации
группы:
• Индивидуальные
• Вдвоём
• втроём
По методологической
значимости:
• Для формирования
осанки
• На гибкость
• На координацию
движений
По исходному
положению:
• Стоя
• Сидя
• лежа
«Сверху вниз»
«Снизу вверх»
По типу зарядки
От периферии к центру
От центра к периферии
Методические рекомендации по составлению комплекса ОРУ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Определить методологическую цель комплекса ОРУ
Определить схему построения комплекса ОРУ
Определить состав и количество упражнений в комплексе
ОРУ
Определить направленность движения
Определить исходное положение
Указать название движения
Указать направление движения
Распределить движения по счётам
Указать конечное положение
ДЛЯ ШЕИ
• Наклоны головы вперед,
назад, в стороны
• Повороты головы влево,
вправо
• Круговые движения
головой
• Совмещение наклонов
головы с поворотами
ДЛЯ МЫШЦ РУК И
ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА
• Силовые упражнения на
увеличение подвижности в
суставах для пальцев кисти
• Сгибание и разгибание рук
• Повороты рук
• Круговые движения руками
(прямыми, согнутыми,
кистью)
• Взмахи и рывковые
движения руками,
прямыми и согнутыми
ДЛЯ МЫШЦ
ТУЛОВИЩА
• Наклоны вперед,
назад, с прямой и
согнутой спиной
• Повороты туловища
направо и налево
• Сочетание наклонов
с поворотами
туловища
• Круговые движения
ДЛЯ МЫЩЦ НОГ И
ТАЗОВОГО ПОЯСА
• Наклоны головы вперед,
назад, в стороны
• Повороты головы влево,
вправо
• Круговые движения
головой
• Совмещение наклонов
головы с поворотами
Методические показания к проведению ОРУ
• Следовать от более простых к более сложным ОРУ
• Следить за дисциплиной во время выполнения ОРУ
• Уделять внимание на соответствие спортивной
формы занимающхся комплексу ОРУ
• Разделять дозировку упражнения по возрастному,
методологическому критерию
• Своевременность замечаний по правильности
выполнения упражнения
Физическая культура
Разминка на уроках.
Комплекс упражнений.
Евлоев Ислам Макшарипович,
учитель физической культуры
ГБОУ «СОШ №5 г. Малгобек»
Республики Ингушетия.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для головы. 1
И.п. ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны головой.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для головы. 2
И.п. то же. Повороты головой.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для головы.3
И.п. то же. Круговые движения головой.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для рук. 1
И.п. ноги вместе, правую руку вверх над головой, левую руку вниз
вдоль туловища.
Рывки руками.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для рук.2.
Ип. ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
Рывки руками.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для рук.3
И.п. ноги на ширине плеч, руки к плечам. Круговые движения плечами.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для туловища.1
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для туловиша.2
И.п. то же. Повороты туловищем.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для туловиша.3
И.п. то же. Круговые движения туловищем.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для ног.1
И.п. Ноги вместе. Руки на пояс.
Прыжки на месте.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для ног.2
И.п. Ноги на ширине плеч, руки вытянули перед собой. Махи ногами.
12 эффективных упражнений для разминки на уроке физкультуры
Для ног.3
«Гимнастика с методикой преподавания»
тема: Общеразвивающие упражнения
и их характеристика
Учитель физической культуры:
Демидович А. М
.
КГУ «Забеловская средняя школа»
Содержание
1. Характеристика общеразвивающих упражнений.
2. Классификация общеразвивающих упражнений.
3. Правила записи общеразвивающих упражнений.
4. Способы проведения и объяснения общеразвивающих упражнений.
4. Контрольные вопросы.
5. Рекомендуемая литература.
1. Характеристика
общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в гимнастике – это доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении основной, ритмической и производственной гимнастикой.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с различным согласованием движений и т.д.
Общеразвивающие упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения и др.
При подборе ОРУ учитываются условия проведения урока, его задачи и состав занимающихся.
2. Классификация
общеразвивающих упражнений
1. По анатомическому признаку – в зависимости от работы тех или иных групп мышц:
2. По признаку преимущественного воздействия или работы мышц в определенном режиме:
3. По признаку методологической значимости упражнений:
4. По признаку использования упражнений:
5. По признаку организации группы.
6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения:
3. Правила записи
общеразвивающих упражнений
При составлении комплекса ОРУ необходимо уточнить:
1) Для каких целей составляется комплекс;
2) Для кого составляется комплекс.
При подборе упражнений необходимо учитывать следующие правила:
1) Разностороннее воздействие на организм;
2) Локальное влияние;
3) Правила прогрессирования;
4) Гимнастический стиль упражнений с четкой регламентацией (дозировка, темп, амплитуда, отдых).
Дозировка ОРУ контролируется:
1) Количеством упражнений;
2) Содержанием упражнений;
3) Темпом упражнений;
4) Интервалом отдыха;
5) Исходным положением.
При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется римской цифрой в этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки – счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия.
IV. И.п. – о.с., руки в стороны.
1. Поворот вправо, руки вверх
3. Поворот влево, руки верх
Объединить можно и запись одного движения, длящегося более чем один счет, например: 1-2 – встать на носки, руки вверх.
1. Раздельный способ проведения характеризуется тем, что между упражнениями есть время для информации о последующем упражнении.
2. Поточный способ проведения ОРУ – без остановок, без пауз.
3. Круговой тренировки – характеризуется тем, что занимающиеся делятся на группы, и проведение проходит по подстанциям.
4. Игровой и соревновательный способ – характеризуются присутствием стимула к победе, определению сильнейшего. В игровом, плюс присутствие сюжета игры.
5. Проходной способ – характеризуется тем, что ОРУ проводятся в движении (команда для остановки не «стой», а «закончили»).
Способы объяснения информации:
1) По рассказу;
2) По показу;
4) По разделениям.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные задача, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений.
2. Приведите классификации общеразвивающих упражнений.
3. Методика подбора и составления комплексов общеразвивающих упражнений.
4. Каким образом записываются общеразвивающие упражнения. Приведите пример.
5. Перечислите способы проведения общеразвивающих упражнений.
6. Назовите способы объяснения общеразвивающих упражнений. Приведите примеры.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Л.С. Алаева. Гимнастика: методика проведения строевых и общеразвивающих упражнений. Учебно-методическое пособие для училищ Олимпийского резерва. – Омск: ФГОУ СПО «Омское государственное училище Олимпийского резерва», 2005. – 66с., ил.
2. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
3. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.
1. Брыкин А. Т. Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС, 1985. 368 с.
2. Гимнастика и методика преподавания. – Под общ. ред. В. М. Смолевского.- М.:Физкультура и спорт, 1987.- 336 с.
3. Гречко А. С.,Соколов Г. Я., Яковлев Н. Л. Гимнастика. Профессионально-педагогические умения. Учебное пособие для студентов физкультурных заведений. – Омск:СибГАФК. 1998г.
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп. Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести: наклоны выпады приседания повороты круговые вращения в суставах строевые упражнения . Для получения необходимого эффекта каждое упражнение должно выполняться не менее 10—15 раз.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), затем – к крупным мышечным группам (мышцы туловища).
Наклоны к прямым ногам из положений стоя и сидя, глубокие выпады и др. развивают подвижность в суставах (гибкость) Растягивание увеличивает обмен веществ в растягиваемых мышцах, повышает кровообращение в них. Наклоны к прямым ногам из положения седа ноги вместе улучшают кровоснабжение позвоночника, повышают эластичность суставных элементов и мышц спины.
Упражнения всех 4-х групп могут быть направлены на развитие силы, гибкости и быстроты . Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса Упражнения для туловища Упражнения для мышц ног Упражнения для мышц всего тела Классификация ОРУ: (в основу положен анатомический признак разделения упражнений на группы по их воздействию на отдельные части тела):
Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук, в упоре лежа (руки на полу, гимнастической скамейке).
Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловища . Прогибание , лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор, лежа боком, в упор, лежа на спине; поднимание туловища, не отрывая ног от пола; круговые движения ногами ( педалирование ). Упражнения для туловища
Упражнения для ног Стоя — различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах на 30—60 м.
Упражнения для рук, туловища и ног В положении сидя, лежа — различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями — попеременные сгибания и разгибания рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление. Проработка упражнений утренней зарядки.
I. И . п. — о. с. 1—4 — круговые движения головой в левую сторону ; 5—8 — то же, в др. сторону. I II. И . п. — стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1 — с поворотом туловища направо руки в сторону; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. I I. И . п. — о. с. 1—2 — наклон головы назад до отказа; 3—4 — и. п.; 5—6 — наклон головы вперед; 7—8 — и. п.
IV. И . п. — руки в стороны. 1—2 — круг руками книзу; 3—4 — круг руками кверху. То же, из и. п. — руки вперед. V. И. п. – стоика ноги врозь . 1—3- три пружинящих наклона, постепенно увеличивая амплитуду движения ; 4 – и. п. V I. И . п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — сгибая левую, наклон вправо, левую руку вверх; 2 — и. п.; 3—4—то же, в др. сторону; 5 — сгибая левую, наклон вправо, правую руку за спину, левую вверх; 6 — и. п.; 7 — 8 — то же, в др. сторону .
VII. И . п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — поворот туловища налево; 2 — наклон вправо, правой рукой коснуться пола; 3 — положение счета 1; 5—8 — то же, в др. сторону VIII. И . п. — широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вправо, правую руку книзу , левую за голову; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же, в др. сторону. I X. И . п. — широкая стойка ноги врозь, руки в стороны-кверху, ладони вперед. 1 — наклон, взяться за голеностопы; 2 — сгибая правую руку, наклон к правой; 3 — сгибая левую руку, к левой; 4 — и. п.
X. и. п. — широкая стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — сгибая правую, выпад; 2 — наклон к правой, локтем левой руки коснуться правого носка; 3 — с поворотом туловища направо локтем правой руки коснуться пола у носка снаружи; 4 — толчком правой и. п.; 5—8 — то же, с др. ноги . X I. И . п. — упор присев. 1 — толчком двумя упор лежа; 2 — и. п. X II. И . п. — упор присев на левой, правую назад на носок. На каждый счет смена положения ног.
XIII. И . п. — полуприсед , руки скрестно . 1 — прыжок ноги врозь, руки вверх-в стороны; 2— и. п. X IV. И . п. — стойка, руки согнуть, кисть в кулак. 1 — подскок на двух; 2 — подскок на правой, левую согнуть вперед , правым локтем коснуться левого колена; 3—4 — то же, др. ногой. X V. И . п. — о. с. 1 — прыжок на двух; 2 — мах правой вперед; 3 — 4 — то же, левой.
Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом, необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами
Спасибо за внимание Выполнил Коряков C . Н.
Общеразвивающие упражнения
Методика проведения с детьми дошкольного
возраста
Общеразвивающие упражнения –доступные детям, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с
Общеразвивающие упражнения –доступные
детям, несложные в техническом отношении
элементарные движения телом и его частями,
выполняемые с различным мышечным напряжением,
скоростью, амплитудой, в различном ритме и темпе.
Задачи:
11
Укрепление здоровья
формирование у него
Clickребенка
to addи Title
правильной осанки
22
Развитие
качеств
Clickфизических
to add Title
13
Подготовка к выполнению
сложных
Click to add
Title двигательных
действий
24
Развитие двигательной
памяти
и активизация
Click to add
Title
мыслительной деятельности в целом
15
Эстетическое воспитание,
формирования
«культуры
Click to add
Title
движений»
Классификация общеразвивающих упражнений
По анатомическому признаку
Для рук и
плечевого
пояса
По функциональному признаку
Для гибкости
Ловкости и
координации
Туловища
Ног и таза
Быстроты
Выносливости
Для всего тела
Силы
С использованием предметов
Без использования предметов
С мячом, гимнастической
Все одновременно, взявшись
палкой, погремушками,
за руки, стоя в шеренге,
канатом, обручем,
кругу. По парам.
ленточками, кеглями,
мешочками с песком,
кубиками, скакалкой,
гантелями. С использованием
гимн. скамейки, гимн.
стенки, простейших
тренажеров
Правила составления
комплексов ОРУ
1. Комплекс должен оказывать всестороннее
воздействие на организм ребенка. Включать в
работу все основные группы мышц, обеспечивать
гармоничное развитие всех систем.
2. Упражнения должны быть доступными.
Соответствие возрастным особенностям детей, их
физической подготовленности.
3. Последовательность упражнений должна
соответствовать принципу «постепенности». От
простого к сложному, «сверху – вниз» – для рук и
плечевого пояса , для туловища, для ног, с
постепенным повышением интенсивности.
4. Упражнения должны отвечать назначению
комплекса – утренней гимнастики, физминутки, для
развития физических качеств, вводной части занятия
Порядок построения комплексов ОРУ
1
Потягивания, дыхательные упражнения
2
Упр. для рук, плечевого пояса, осанки
3
Повороты, наклоны туловища в стороны
4
5
Упр. для ног, из исх. пол. стоя
Наклоны туловища вперед
6
Упр. для ног и живота из исх. пол. лежа
7
Упр. для туловища из исх. пол. лежа на животе
8
Прыжки и подскоки
9
Ходьба и бег на месте
Примерное количество упражнений в комплексе
Возрастная группа
Количество упражнений в
комплексе, количество
повторений одного
упражнения
II младшая
4-5
Средняя
5-6
Старшая
6-8
Подготовительная
8-10
Термины физических
упражнений
Положения согнутых рук
Стойки
Выпады
Наклоны
Приседы и полуприседы
Седы
Смешанные упоры
Положения согнутых рук
а
б
в
г
д
е
а– Руки на пояс, б – руки перед грудью, в – руки
к плечам, г – руки за голову, д – руки перед
собой, е – руки за спину
Стойки
Стойки
а
б
в
г
д
е
Ж
А- основная стойка, б – стойка ноги врозь, в –
широкая стойка ноги врозь, г – узкая стойка, д
– стойка ноги врозь правая (левая) впереди, е)
стойка скрестно правой, левой ж – стойка на
правом (левом) колене
Выпады
а
б
в
г
д
А- выпад правой (левой), б –
выпад назад, в – наклонный
выпад, г – выпад с наклоном, д –
глубокий выпад
Наклоны
а
б
в
г
а – наклон, б – наклон
прогнувшись, в – наклон с
захватом, г – наклон в широкой
стойке
Приседы и полуприседы
А
Б
В
Г
Д
а – присед, б – полуприсед, в –
полуприсед с наклоном, г –
круглый присед, д – присед на
правой (левой)
Седы
Седы
а
б
в
г
д
е
а – сед, б – сед ноги врозь, в – сед углом,
г – сед согнувшись с захватом, д – сед на
пятках, е – сед
с наклоном
Смешанные упоры
а
б
в
г
а – упор стоя согнувшись, б – упор
присев, в – упор на правом (левом)
колене, г – упор лежа