ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

· Перед метанием делать упражнения для растяжки мышц и связок.

· Перед выполнением метания проверить, чтоб в направлении броска никого не было.

· Не проводить встречных метаний.

· Находиться в шеренге с дистанцией вытянутой руки.

· Устанавливать очередность метания мяча.

· Стоять слева от метающего.

· Метательные снаряды собирать по команде учителя.

· Перед броском убедиться, что в направлении метания никого нет.

· Осуществлять метание только с разрешения руководителя.

· Нельзя находиться в зоне броска, стоять справа от метающего.

· Не оставлять инвентарь (мячи) без присмотра.

· Нельзя подавать снаряд для метания броском.

· Нельзя метать снаряд в необорудованных местах.

· При повышенной влажности вытирать руки и мокрые снаряды сухой тряпкой.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Возникновение спорта по метанию мяча. Укажите, на территории какого государства возник вид спорта по метанию мяча.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Решение: Территория Древней Греции.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

2. Метание. Разместите группу детей, наблюдающих за метанием мяча, справа или слева от атлета, как того требует техника безопасности.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Решение: согласно технике безопасности, люди должны находиться слева от спортсмена.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

«Физическая культура» для «3» класса

Тема: Подвижные игры.

Подвижные игры – игра способствует физическому и психическому развитию ребёнка, вырабатывает у детей бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивает лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке.

Расположение команд – определенное расположение участников игры на площадке

Спортивный инвентарь – спортивные снаряды, используемые для игры.

Эстафета – спортивные состязания двух и более команд, в которых участники один за другим проходят игровые этапы.

Легкая атлетика включает:


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

• перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

• осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

• при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

• в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

• находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

• после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

• при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в необорудованных для этого местах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

Требования безопасности по окончании занятий

• под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.

Ученики! не забывайте о правилах безопасности во время уроков.

И тогда будет все хорошо!

Основные техники

Есть два основных вида метания мяча — с места и с разбега. Каждый имеет свои особенности выполнения броска. Важно понимать, что рост и длина конечностей не имеют значения, важнее правильная техника.

Для того чтобы бросить предмет с места, нужно завести руку со снарядом за голову. После чего подключая мускулатуру плеч, туловища и ног совершить движение. Последовательность выполнения:


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Важно не допускать заступа. Не стоит переживать, что не удастся с первого раза все сделать правильно. Постоянные тренировки помогут отработать навык.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Есть еще метание с разбега. Для этого требуется дорожка до 20 м в длину. Примерно на разбег отводится 14 шагов. Мяч нужно держать в руке, которая находится выше плеча. Движение начинают с правой ноги и сам бег ведется на ускорение. Скрестный шаг позволяет развернуть тело и напрячься. После чего нужно резко выбросить руку и метнуть мяч. Перескакивая с левой нижней конечности на правую, погасить инерцию разбега.

Выделяют еще бросок мяча в горизонтальную или вертикальную цель. Для начального обучения пойдет зона, отмеченная обручем. Задача ученика попасть в нее с определенного расстояния. Для любого способа метания снаряда нужно учитывать правильный захват мяча.

Сзади предмета размещены указательный, средний, безымянные пальцы. Большой и мизинец поддерживают его сбоку. Именно такое положение позволяет эффективно бросить мяч в цель.

Снаряды для метания. Виды и устройство. Особенности и безопасность

Метание снарядов принадлежит к древнейшим видам спорта. В далекие века навыки попадания в цель обеспечивали выживание на охоте и на войне. Метание развивает большинство групп мышц, учит оптимальному распределению усилий, улучшает координацию движений. В легкой атлетике выделяют несколько видов метаний. Они подразделяются в зависимости от того, какие снаряды для метания используются.

Интересные факты о метании

На всех официальных соревнованиях используемые снаряды должны соответствовать ИААФ.

Существуют следующие снаряды

Деревянные диски предназначены для упражнений и состязаний. Также они используются для установления рекордов. Диск изготавливают из дерева, покрывают лаком, а сверху надевают стальной ободок. Внутри него устанавливают стальные пластины для придания диску необходимой массы. Обе стороны диска должны быть одинаковыми, без бугров, выемок и острых углов.

Резиновые диски необходимы для занятий внутри помещений, где есть риск повреждений пола или оборудования. Такие диски формируют и вулканизируют в специальных пресс-формах из особой резиновой смеси.

Металлические диски получили наиболее широкое применение, потому что их производство менее затратно. С ними упражняются на улице. Металлические диски отливаются из алюминия.

Вес диска зависит от категории и возраста спортсмена. Параметры дисков приведены в таблице.

Копье

Как и диск, копье — это древние легкоатлетические снаряды для метания. Его составные элементы — это древко и наконечник. Древко производят в основном из ясеня, бука или березы. Самую широкую его часть обматывают хлопчатобумажным шнуром. Наконечник делают из металла, шлифуют, а острие копья закаляют.

Допускаются упражнения с копьями из металла в том случае, если все установленные параметры соблюдены. Такое копье изготовлено из дюралюминиевой трубки. С одной стороны имеется деревянный хвостовик, а с другой — стальной наконечник. Посередине копье обматывается изоляционной лентой, а затем шнуром для удобства захвата.

Поверхность древка делают однородной, без ямок, желобков, дырочек и шероховатостей.

Размеры и вес копий для метания представлены в таблице.

Копье небезопасно для присутствующих на занятиях и турнирах. Поэтому его баланс сформирован определенным образом и не позволяет копью вылететь за пределы территории для бросков (400 м).

Молот для метания

Такие снаряды для метания предназначены для метания на дальность.

Молот состоит из

Тяга и ядро соединены стержнем, который вращается на подшипнике и предупреждает перекручивание снаряда во время метания.

Все составные части молота производятся из стали. Тяга и рукоятка подвергаются оцинковке, а ядро может окрашиваться масляной или нитрокраской.

Длина молота стандартна и составляет 121 см. а вес зависит от категории и возраста спортсменов. С учетом веса молоты распределяются по номерам (см. таблицу).

Бывают также молоты, в ядро которых заливается ртуть. Объем такого ядра в 1,5 раза меньше, а вес молота составляет 5 либо 7,257 кг.

Мяч с петлей

Состоит из оболочки, наполнителя и ручки-петли. При метании спортсмен держит мяч за ручку, и, вращая его вокруг своей оси, бросает. Оболочка мяча кожаная и состоит из шести частей, которые приклеиваются на хлопчатобумажную подкладку и пристрачиваются на полюсах. Ручка также изготавливается из кожи и настрачивается на тесьму для увеличения прочности. На ручке и покрышке мяча не допускается наличие каких-либо дефектов.

Набивка мяча плотная и равномерная, без бугров и пустот. В качестве наполнителя используют конский волос, оленью шерсть, хлопчатобумажные начесы.

Мячи бывают только двух категорий: 1 и 2. Их характеристики представлены в таблице.

Граната

Представляет собой стакан из металла, покрытый черной эмалью, и деревянную лакированную рукоятку. Рукоятки изготавливаются в основном из березы. Гранаты выпускают различных весов. Значение веса указывается на торце металлического стакана.

Применяются также гранаты, выполненные целиком из металла.

Длина гранаты для мужчин составляет 2,36 см, а масса — 0,7 кг, а для детей — 1,65 см, а вес — 0,25 кг.

Ядро

Такие снаряды для метания предназначены для толкания на дальность. Это габаритный шар из серого чугуна, латуни или стали. Чаще всего используются чугунные ядра. Они окрашиваются черной масляной или нитрокраской. Для калибровки нужной массы в ядре проделывают отверстие, и в него заливается свинец в нужном количестве. Сверху отверстие закрывается заглушкой.

С учетом возраста и пола спортсменов выпускаются ядра разной массы: от 3 кг для детей до 7,265 кг для мужчин. В зависимости от веса ядра разделяют по номерам (см. таблицу).

Профилактика травматизма при использовании снарядов

Снаряды для метания при их неправильном использовании могут стать причиной серьезных травм.

Чтобы избежать риска травматизма, необходимо выполнять следующие правила

Для результативности бросков необходимо совершенствовать технику метания и координацию движений. Это улучшит результаты и предотвратит вероятность вывихов и растяжения связок.

Так же одна из дисциплин лёгкой атлетики. Спортивный снаряд, имеющий форму учебной ручной гранаты, метается одной рукой с разбега на максимально возможную дальность. Вес снаряда составляет от 200 до 700 граммов.

Метание гранат – распространенное упражнение в легкой атлетике. Особенно при сдаче нормативов в школе или армии. Популярность это упражнение получило в последние годы, благодаря возвращению в России массовой сдачи норм ГТО “Готов к труду и обороне”.

Способы метания гранат

Существует несколько способов метания учебных гранат.

1. Метание гранат на дальность.

Делается это с разбега или с места, на усмотрение судей и организаторов соревнований и сдачи нормативов. Снарядом выступает учебная граната, вес которой 600 граммов. У каждого участника есть три попытки. Если вы выполняете это упражнение в армии, то особые требования будут к форме.

Форма должна быть полевая с автоматом в руке. При этом допускаются некоторые послабления – разрешен расстегнутый воротник либо немного ослабленный ремень на поясе. При этом снимать головной убор строго запрещается. Метание гранаты на дальность производится от специальной планки, также ее может заменить линия длиной около 4 метров.

Внимание уделяют также качеству дорожки для разбега. Она должна быть плотной, шириной около полутора метров, а протяженностью не менее 25 метров. В самом конце, перед планкой, от которой предстоит бросок, ширина дорожки увеличивается до 4 метров.

2. Метание гранат на точность

Метание гранат этим способом также производится с разбега или с места. На расстоянии в 40 метров от бросающего расположены 3 круга. В центральный попасть сложнее всего – его диаметр составляет всего полметра, за и оценивается это попадание наивысшим баллом. Радиус второго круга составляет полтора метра, а третьего два с половиной.

Главная цель спортсмена – попасть в самый центр мишени, в котором установлен красный флаг на высоте 30 сантиметров от земли. Форма одежды, а также размер и вес учебной гранаты такие же, как и при метании снаряда на дальность. При этом для того, чтобы попасть в мишень, участнику дается намного больше попыток. Три только пробных и 15 бросков в зачет. При этом спортсмен ограничен во времени. Тренироваться он может не больше минуты, а бросать зачетные броски максимум 6 минут.

Оценка метания гранат

Метание гранат в цель оценивает судья, который находится в непосредственной близости от мишени. После каждой попытки он оценивает точность попадания и поднимает соответствующие табличку, также дублирует эту информацию голосом. Только после того, как выставлена оценка за бросок, разрешается бросать следующую гранату.

Попадание в каждый раздел мишени оценивается разным количеством очков. За гранату в центральном круге спортсмен получит 115 баллов, за попадание во второй круг 75 баллов и, наконец, за попадание в третий – 45 очков. Если граната попала в флажок, установленный в самом центре мишени, то дополнительных очков за это не предусмотрено. Спортсмен получит 115 баллов.

Победителей определяют как в личном, так и в командном первенстве.

Виды и техника метания

К видам относятся:

· Бросок гранаты или мяча, вес гранаты – 700г для мужчин, для женщин и юношей среднего возраста – 500г. Мячи имеют вес 155-160г.

· Толкание ядра, мужское ядро весит – 7,260кг, женское – 4кг.

· Метание молота, мужской молот весит – 7,260кг, женский – 4кг.

· Метания диска, мужской диск весит – 2кг, женский – 1кг.

К технике относится:

Первое правило, которое необходимо знать, чтобы техника метания гранаты была верной – как правильно держать снаряд.

Важно держать гранату таким образом, чтобы ручка снаряда упиралась основанием в мизинец спортсмена.

Сам мизинец в это время должен быть согнут и максимально прижат к ладони. Остальные пальцы должны плотно охватывать ручку гранаты. Еще один важный момент, расположение большого пальца. Он может находиться как вдоль оси снаряда, так и поперек его.

Второе – это разбег. Его можно условно поделить на 2 части

1. Атлет движется прямо, набирая скорость.

2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.

Метание мяча. Виды и техника метания. Особенности.

Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.

Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.

Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого автора уже упоминается мяч.

Основные принципы метания мяча

В данном упражнении допускается выполнение броска несколькими способами: с места, с разбега, из-за головы, с плеча. Тот или иной метод используется сообразно возрасту, индивидуальным особенностям спортсмена, а также от размера и веса самого мяча. Однако независимо от способа начинающим не рекомендуется выполнять метание с максимальной силой, так как мышцы и связки еще не адаптировались к таким нагрузкам, и результатом может стать травма.

Как уже было сказано, броски производятся на дальность. Основных факторов, влияющих на этот показатель всего 3:

Решающее значение при этом имеют первые два.

Скорость вылета напрямую связана с той силой, которая прикладывается атлетом, расстоянием — что преодолевает снаряд в руке спортсмена, и временем прохождения этого расстояния. Проще говоря, чем больше расстояние и меньше время, тем выше ускорение. Соответственно, если метание мяча происходит с разбега, дальность однозначно будет выше.

Угол полета не менее важен при выполнении броска. Согласно тригонометрическим законам, наибольшее значение дальность достигает при полете мяча под углом 45 градусов по горизонту. Однако на практике невозможно настолько точно бросить снаряд. Оптимальным является угол 30 — 43 градуса, что достигается в процессе долгих тренировок.

Продолжительность полета снаряда при броске никак не связана ни с ростом спортсмена, ни с длиной его рук, хотя можно подумать обратное. Рост, безусловно, определяет высоту точки отрыва снаряда, но если техника метания соблюдена, существенного влияния на результат этот фактор не окажет. То же самое можно сказать и о воздушном сопротивлении. Воздух влияет на скорость полета и его продолжительность в сторону уменьшения, но мяч слишком мал, чтобы это влияние было слишком весомым. И высота вылета, и сопротивление влияет на полученную дальность не более, чем на несколько сантиметров.

Метание мяча с места

Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Техника броска с места такова:

Бросок с разбега

Разбег осуществляется на дорожке протяженностью 20 м. Предполагается, что всего спортсмен должен сделать 12 шагов: 8 предварительных и 5 заключительных. Но в действительности все зависит от конкретного спортсмена, уровня его подготовки.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Чтобы правильно выполнить метание мяча с разбега, следует:

Необходимо выполнять равномерно, постепенно ускоряясь, пружинистыми шагами. Корпус при этом нельзя наклонять вперед и обязательно следует контролировать положение толчковой конечности. Всю дистанцию нужно разделить на 2 одинаковых отрезка. На первом идет набор скорости, а на втором — подготовка к броску. Метание мяча предполагает наличие отличной координации движений. Стараясь не потерять набранного ускорения, нужно отвести руку назад для броска. Иногда для того, чтобы участникам состязаний было легче ориентироваться, на дорожке делают отметку, где нужно начать отводить руку.

Несмотря на то, что дальность броска напрямую связана со скоростью при разбеге, перенапрягаться не стоит. В противном случае может не хватить сил непосредственно на метание мяча. Самое большое значение имеет предпоследний шаг, который называют скрестным. При его выполнении энергия передается от ног атлета метающей руке и далее снаряду. Также он необходим для придания правильного положения конечностям. Двигаясь скрестным шагом, атлет должен выполнить упор на открытую наружу стопу и подготовить руку к броску. Именно такое положение ноги сделает метание результативным. Корпус должен быть повернут левым боком по направлению движения мяча, метающая рука — прямая и находится сзади, а другая — согнута и расположена на уровне груди.

Правильное положение метающей руки


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Выполняя последние шаги разбега, метатель позволяет ногам оказаться впереди рук, поэтому со стороны кажется, что его торс немного отклоняется назад. С помощью такого положения максимально эффективно передается энергия, необходимая метающей руке для броска. На школьных тренировках метание мяча ограничивается поворотом плеча по направлению движения снаряда с одновременным отведением руки назад. Но у профессионалов техника отведения руки выглядит немного по-иному.

Существует 2 способа:

Второй способ признается более динамичным.

Выполняется при разгибании метателем правой ноги. Плечи при этом не меняют своего положения, кисть руки, удерживающей мяч, поворачивается вверх ладонью, а сама рука сгибается и поворачивается. В результате корпус атлета принимает положение натянутой тетивы. Корпус спортсмена повернут вперед, а рука с мячом начинает движение назад. На уровне уха атлет резко подает вперед плечи, выпрямляет метающую руку и делает в конце броска хлестообразное движение кистью.

Таковых немного, но они существенно снижают результативность броска:

Эти 2 движения влекут к потере скорости, набранной при разбеге, и, как следствие, к уменьшению дальности полета мяча.

Еще одной ошибкой является заступ за контрольную линию. Этого легко избежать, переступив с одной ноги на другую.

1. Бегай, прыгай, метай. Школа легкой атлетики для детей 7 – 12 лет // Перев. с норвеж. М.: Физкультура и спорт, 1982. 72 с.

2. Белых Н. А. Легкоатлетические метания. Киев, Здоровь,я. 1976. с.7

3. Богданов Г. П., Зданевич А. А., Чернов В. Н. Для овладения метательными движениями // Физкультура и спорт. 1987. №3. с.19

4. Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: Просвещение, 1986.с.3 .

5. Рощупкин Г. В., Гогин A. B. Метание на уроках в I-II классах // Физическая культура в школе,- 1990. N 5. – С. 16-18.

6. Рощупкин Г. В., Гогин A. B. Метание на уроках в III-IV классах // Физическая культура в школе.- 1990. N 7. – С. 9-14.

7. Фокин Ф. Т. Обучение метаниям: IV класс // Физкультура в школе. 1984. – N 10. – С. 22-26.

Метание – это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований).

В зависимости от способа выполнения, легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) бросок из-за головы над плечом (копье, граната); 2) бросок с поворотами (диск, молот); 3) толчок (ядро).

Метания также можно разделить на две группы: метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами, и метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами.

Метание копья (гранаты, малого мяча) – смешанный вид (циклический и ациклический), требующий от занимающегося проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации. Метание выполняется с прямого разбега, преимущественно на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска и молота – ациклические виды, требующие от занимающегося проявления силовых и скоростно-силовых качеств, а также гибкости и координации. Метания выполняются из круга (с ограниченного пространства), преимущественно на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра – ациклический вид, требующий от занимающегося проявления силовых и скоростно-силовых качеств, а также координации. Выполняется толкание из круга (с ограниченного пространства).

Основной целью спортивных метаний является дальность полета снаряда, однако падение снаряда должно быть в зоне, которая установлена правилами соревнований.

Легкоатлетические метания по структуре являются одноактны­ми или ациклическими упражнениями. Метания различны только по внешней картине движений метателя, основы же техники всех метаний состоят из следующих факторов:

1) начальная скорость вылета сна­ряда, т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя;

2) угол вылета – это угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта;

3) высота выпуска снаряда – это расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора;

4) сопротивление воздушной среды;

5) угол местности – это угол, образо­ванный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.

Эти факторы присущи всем метаниям, и, по сути, у них одна цель – придание снаряду наибольшей скорости вылета, которая является одним из основных факторов дальности полета снаряда. Дальность полета снаряда определяется по формуле:

где V – начальная скорость вылета снаряда; α – угол вылета; g – ускорение свободного падения.

Для снарядов, обладаю­щих аэродинамическими свойствами, рассматриваются дополнительные факторы: угол атаки, лобовое сопротивление и вращательный момент.

1 фактор – начальная скорость вылета снаряда.

Условно можно выразить зависимость скорости снаряда от ве­личины силы, пути приложения этой силы и времени действия данной силы по следующей формуле:

где V – скорость вылета снаряда; F – сила, приложенная к снаряду; L – длина пути действия силы; а t – время приложения силы.

2 фактор – угол вылета снаряда.

Угол вылета снаряда является одним из основных факторов, определяющих результативность в метаниях. С точки зрения механики оптимальный угол вылета снаряда – 45° (в безвоз­душном пространстве и без воздействия каких-либо других сил). В реальной жизни угол вылета снаряда различен во всех видах метаний, он отличается по половому признаку метателя и весу снаряда.

В легкоатлетических метаниях угол вылета снаряда зависит от: начальной скорости вылета снаряда; высоты выпуска снаряда; аэродинамических свойств снаряда; скорости разбега; состояния атмосферы (направление и скорость ветра).

Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38° до 42°, наиболее оптимальным является угол в 40°, дальнейшее увеличение угла обозначенных выше границ, приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска: у женщин – 33-35°, у муж­чин – от 36 до 39°. Это, можно объяснить разным весом снарядов, различной скоростью вылета и разной площадью по­верхности снаряда.

Оптимальный угол вылета в метании копья находится в пределах от 27 до 30° для планирующего копья, т. е. старого образца. С введением копья со смещенным центром тяжести угол увели­чился до 33-36°.

Угол вылета в метании гранаты находится в пределах 40-42°.

В метании молота самый большой угол вылета – 44°. Это мож­но объяснить большой массой снаряда и большой начальной скоростью вылета.

При увеличении скорости разбега угол вылета снаряда во всех видах метаний незначительно повышается, кроме метания диска, где, наоборот, угол вылета понижается.

3 фактор – высота выпуска снаряда.

Высота выпуска снаряда также оказывает влияние на результат в метаниях: чем выше высота, тем дальше летит снаряд, поэтому при спортивном отборе в метании необходимо учитывать не только силовые возможности, но и рост, и длину рук спортсменов.

4 фактор – сопротивление воздушной среды.

При метаниях молота, гранаты, малого мяча и толкании ядра сопротивление воздушной среды мало и постоянно, поэтому их значение обычно не учитывается. А при метании копья и диска, т. е. снарядов, обладающих аэродинамическими свойства­ми, воздушная среда оказывает существенное влияние на ре­зультат.

Аэродинамические свойства диска примерно в 4,5 раза лучше, чем копья. В полете эти снаряды вращаются: копье – вокруг своей продольной оси, а диск – вокруг вертикальной оси. Копье совершает примерно 25 оборотов, что недостаточно для появления ги­роскопического момента, но эта скорость вращения стабилизирует положение копья в полете. При полете диска вращение его со­здает гироскопический момент (эффект крыла), который противодействует пово­роту диска вокруг вертикальной оси и стабилизирует его положе­ние в воздухе.

В полете возникает сила лобового сопротивления, которая характеризуется отношением площади поперечного сечения снаряда к силе и скорости набегающего потока воздуха. Набегающий поток воздуха давит на площадь поперечного сечения снаряда, об­текая его. С противоположной стороны возникает область по­ниженного давления, характеризующая подъемную силу, вели­чина которой будет зависеть от скорости набегающего потока воз­духа и угла атаки снаряда. В метании копья и диска подъемная сила превышает лобовое сопротивление, увеличивая тем самым дальность полета снаряда. В метании копья оптимальный угол атаки находится в пределах 2-10°.

Угол атаки может быть отрицательным и положительным. При встречном ветре необходимо уменьшать угол атаки, тем самым, уменьшая силу лобового сопротивления. При метании женского диска встречный ветер требует большего снижения угла вылета, чем при метании мужского диска.

Метая диск при попутном ветре угол атаки наоборот необходимо повышать до 44°, создавая тем самым диску свойства паруса. Даль­ность метания снаряда будет влиять на угол вылета: чем дальше летит снаряд, тем больше угол вылета.

Во всех видах метания, кроме толкания ядра, сила воздействия на снаряд (сила лобового сопротивления) не влияет на угол вы­лета. При толкании ядра, чем меньше сила воздействия на снаряд, тем больше угол вылета, и наоборот.

В легкой атлетике целостное действие метания можно условно разделить на четыре фазы:

– подготовка к разбегу и разбег;

– торможение после выпуска снаряда.

Держание снаряда. Задача этой части метания – держать снаряд так, чтобы выполнить метание свободно, с оптимальной амплитудой движения. Правильное держание должно способствовать передаче метателем снаряду силы для его движения по наибольшему пути в нужном направлении, а также выбрасыванию снаряда с наибольшей скоростью.

В легкоатлетических метаниях разбег выполняется следующим образом: 1) поступательным движением (граната, копье, ядро); 2) вращательно-поступательным движением (диск, молот, ядро).

Разбег заканчивается подготовкой к финальному усилию. Основная задача этой части метания – при минимальной потере горизонтальной скорости движения снаряда ускоренным движением отдельных частей тела растянуть мышцы всех звеньев тела так, чтобы создать условия для их последовательного сокращения, тем самым придти в такое положение, чтобы снаряд оказался на возможно большем расстоянии от предполагаемой точки вылета, т. е. увеличить путь разгона снаряда и создать наиболее благоприятные условия для выполнения финального усилия.

Торможение после выпуска снаряда. Задача этой части – погасить продолжающееся инерционное движение метателя с целью не нарушить правила соревнований.

Реализация всех перечисленных в начале факторов, влияющих на результат в метании возможно при условии достижения высокой физической и технической подготовленности. В свою очередь эффективность выполнения техники в метании зависит от развития таких физических качеств как – сила, скорость, скоростно-силовые возможности, координация и гибкость.

В метании молота иное положение. Сначала работа мышц рук и верхнего плечевого пояса придают скорость, и затем, по мере увеличения скорости снаряда, включаются мышцы туловища и ног, которые способствуют удержанию правильного положения тела и движению его вокруг оси с продольным продвижением вперед, противодействуя центробежной силе снаряда.

Предварительная скорость набирается на более длинном пути движения, плавно, до оптимального значения. В фазе финально­го усилия эта скорость достигает таких максимальных величин, на какие только способен метающий, и в последней части этой фазы пе­редается снаряду.

В придании скорости снаряду участвуют различные звенья тела и различные группы мышц, которые работают в определенной последовательности. Причем последующие движения должны как бы наслаиваться на предыдущие. Начи­нают работу мышцы ног, затем – мышцы туловища, плеч, пред­плечья, а завершают работу мышцы кисти.

За счет последовательного включения в работу звеньев тела снизу-вверх в фазе финального усилия происходит перенос количества движения с нижних звеньев на верхние, здесь также в работу вклю­чаются растянутые мышцы в каждом звене, и каждое звено включа­ется в работу на скорости, а не с места. Причем скорость звеньев возрастает снизу вверх.

Для того чтобы увеличить скорость вылета снаряда, можно идти по следующим направлениям: 1) увеличить силу; 2) увеличить путь воздействия силы; 3) уменьшить время действия силы; 4) комплексное направление по трем предыдущим.

Метатель, постоянно работает над увеличением силы мышц, но этот процесс длительный, и в то же время нельзя до бесконечности увеличивать мышечную силу, так как у челове­ческого организма есть свой предел.

Спортсмен ограничен правилами соревнований, т. е. мес­том выполнения метания. Изменения в технике метаний в последнее время в основ­ном касались фазы разбега. Только в толкании ядра была сделана попытка изменить скачкообразный прямолинейный разбег на вращательный, впервые продемонстрировал технику толкания ядра с поворота советский метатель А. Барышников. В этих двух видах техники толкания ядра есть свои и положительные, и отрицательные стороны.

Следующее направление это уменьшение времени действия данной силы на определенном пути, т. е. спорт­смен работает конкретно не над развитием силы, а над увеличением прироста силы в единицу времени, над быстротой проявления данной силы, которая относится к скоростно-силовым качествам. Это направление имеет больше перспективы в дальнейшем развитии техники метаний для достижения высоких результатов.

Исторический экскурс

Еще на Олимпийских играх в Древней Греции было метание копья на точность, позже добавили упражнение на дальность. Отдельно выделяли метание диска. В современном легкоатлетическом спорте до соревнований допускаются не только мужчины, но и женщины. Было добавлено толкание ядра.

История метания мяча неотрывно связана с детскими играми. Легкий и небольшой снаряд был безопасным и с его помощью легко было тренироваться. Мяч мог быть как воздушным, так и набитым перьями. Игры с ними были популярны в Древней Греции, Древнем Риме и в других цивилизациях. Не потеряли они актуальности в Средние века и Новое время.


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

В современных условиях в программу соревнований входит только метание копья, диска, толкание ядра. На уроках физкультуры в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях такие упражнения используются для развития координации, укрепления мышц рук, ног и туловища. Особенно это важно для детей 9−10 лет.

Для взрослых умение бросать мяч важно для еще по одной причине. Мужчины учатся в армии метать гранаты. Различия снарядов только в весе и удержании.

Для учащихся разных классов разработаны нормативы. Для метания используется малый набивной мяч весом 150 г. Так, мальчики 9−10 лет должны метнуть снаряд на 24−32 м, девочки — 13−17 м. В 11−12 лет для мальчиков норматив — 25−34 м, для девочек — 14−22 м. В возрасте 13−15 лет норматив составляет для мальчиков 30−40 м, для девочек — 18−26 м. Для взрослых нормативы иные и мяч для них должен быть тяжелее.

Инструкция по технике безопасности при метании мяча

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Метание – вид спорта, относящийся к лёгкой атлетике. Еще в Древней Греции (708 г. до н. э.) этот вид спорта включён в олимпийские игры в дисциплинах метания копья и диска. В состав современных Олимпийских игр этот вид спорта был включен в 1908 году.

Виды метания в лёгкой атлетике:

· метание диска;

· метание копья;

· толкание ядра;

· метание молота

Спортивный инвентарь по метанию бывает разный: копьё, диск, молот, ядро, граната, мяч, и другой. В школе обычно метают мячи и гранаты.

Метание мяча – это упрощенная форма метания.

Для получения хороших результатов и их закрепления, при метании мяча основной упор делают на развитии следующих физических качеств:

· совершенствование координации и быстроты движений;

· улучшение гибкости и подвижности, как в плечевых суставах, так и в грудном отделе позвоночника;

· повышение уровня скоростно-силовых качеств.

Существует немало упражнений, которые помогают выполнить необходимую разминку перед метанием, и в дополнение способствуют улучшению необходимых для метания физических качеств.

Сначала выполняется классическая разминка (шея–руки–корпус–ноги) с акцентом на разминку рук.

Среди известных упражнений для развития координации и быстроты движения можем отметить следующие:

1. Невысокие прыжки вверх на двух ногах с изменением положения рук при каждом подпрыгивании. Положение рук может быть, например, на пояс, к плечам, в стороны, вверх, к груди. При выполнении такого упражнения рекомендуется разнообразить задания, меняя от занятия к занятию последовательность положения рук и увеличивая дозировку. Выполнять 8-16 раз с увеличением темпа. Более сложным вариантом такого упражнения является чередование еще и положения ног, врозь и вместе;

2. Передвижение от ходьбы до бега в различном темпе, меняя направление по сигналам. Как правило, выполняется всем классом в течении 2-3 минут с ускорением темпа. Хорошим вариантом будет проведение игровым методом, с выбыванием после двух или трех ошибок.

Для улучшения гибкости и подвижности в грудном отделе позвоночника и плечевых суставах подойдут упражнения:

1. Исходное положение ноги на ширине плеч, левая рука вниз, правая – вверх. Упражнением является смена положения рук, на каждый счет, с последовательным увеличением скорости выполнения. Рывки руками. Локоть движется около головы, голова не опускается. Выполнять 8-12 раз с последующим увеличением дозировки. Можно выполнять в движении по кругу;

2. Исходное положение то же. Выполняется имитация кроля на груди путем совершения круговых движений руками. Возможно выполнение стоя или в движении по кругу. Повторяется 12-18 раз с постепенным ускорением темпа.

Для развития скоростно-силовых качеств используют такие упражнения как:

1. Бег с ускорением. Подходит выполнение и с низкого, и с высокого старта, благодаря чему это можно чередовать. Как правило, ускоряются на 15-20м. После проведений упражнений по одному есть смысл выполнять по 3-4 ученика с последующим определением победившего. Возможны также различные варианты эстафет на базе бега с ускорением, в которых может участвовать весь класс;

2. Наклоны вперед из положения лежа. Ноги закреплены. Наклоны вперед выполняются с увеличением темпа после выполнения первой половины повторений. 8-12 раз будет достаточно.

Незадолго перед выполнением метания рекомендуется выполнять упражнения с вращением плечевого сустава и разминки мышц плеча, для минимизации риска травмирования.

Кроме вышеперечисленных видов тренировки необходимых для метания качеств, рекомендуется использовать различные подвижные игры. С их помощью можно добиться развития нужных навыков в более лёгкой и привычной для учеников форме. Практически все известные подвижные игры, так или иначе, улучшают как скоростно-силовые качества, так и координацию с подвижностью в целом. « Попади в цель», «Пятнашки с мячом», «Подвижная цель» и «Дальние броски» – это одни из самых известных игр с довольно простыми правилами, которые эффективно помогают развивать метательные навыки для учащихся третьих классов.

Игры с мячом развивают смекалку, ловкость, силу и глазомер. Помогают научиться ориентироваться в пространстве, развить коммуникативные способности и навыки командного взаимодействия.

Инструкция по технике безопасности при метании мяча

· Перед метанием делать упражнения для растяжки мышц и связок.

· Перед выполнением метания проверить, чтоб в направлении броска никого не было.

· Не проводить встречных метаний.

· Находиться в шеренге с дистанцией вытянутой руки.

· Устанавливать очередность метания мяча.

· Стоять слева от метающего.

· Метательные снаряды собирать по команде учителя.

· Перед броском убедиться, что в направлении метания никого нет.

· Осуществлять метание только с разрешения руководителя.

· Нельзя находиться в зоне броска, стоять справа от метающего.

· Не оставлять инвентарь (мячи) без присмотра.

· Нельзя подавать снаряд для метания броском.

· Нельзя метать снаряд в необорудованных местах.

· При повышенной влажности вытирать руки и мокрые снаряды сухой тряпкой.

Мы поможем в написании ваших работ!

Возможные ошибки

Не всегда получается с первого раза выполнить бросок. Спортивные упражнения требуют от человека максимальной концентрации. Успешность выполнения действия зависит от ряда факторов. Поэтому важно уметь выявлять ошибки и исправлять их.

Например, при разбеге скованность метателя в предварительной фазе приведет к тому, что мяч не получится далеко кинуть. Это происходит из-за быстрого разбега или передвижения на полусогнутых ногах. Для исправления ситуации нужно вырабатывать равномерный бег.

Ошибки при разбеге:


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Во время обучения важно отрабатывать правильную технику метания мяча. Бросок согнутой рукой или рукой сбоку приведет к тому, что предмет не достигнет цели. При исполнении упражнения нужно соблюдать технику безопасности.

Для этого людей, которые выполняют метание, размещают на безопасном расстоянии друг от друга. Нельзя делать броски навстречу друг другу. Стоит обязательно соблюдать очередность выполнения упражнения и нужно следовать командам тренера или учителя.

Стоит помнить, что при неправильной методике выполнения броска можно получить травму — растяжение голеностопных связок или вывих плечевого сустава. Поэтому важно соблюдать технику безопасности и внимательно относиться к тренировкам.

Некоторые упражнения

Уже с двухлетнего возраста дети уверенно манипулируют мячом. На уроках физкультуры для этого используют разные темы, которые позволяют эффективно подготовиться к выполнению броска. Учитель обязан соблюдать правила метания и контролировать размещение учеников на площадке.

Важно помнить, что дети быстро утомляются от однообразных занятий. Поэтому упражнения лучше делать кратко по 8−10 подходов, многие из них допускается выполнять в парах. Для начального обучения лучше использовать большие утяжеленные мячи.

Примерный перечень упражнений:


ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

ПРИ МЕТАНИИ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ В КАКОЙ ЗОНЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ МЕТАНИЯ МЯЧЕЙ

Участник второй команды ловит снаряд, бросает двумя руками и тоже встает в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием или совершила меньше всего ошибок.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *