Профессиональные кибербуллинги уроки безопасности

Видеоуроки

Интернет сделал общение проще. К сожалению, плохие поступки тоже проще совершать по сети. Например, поссориться и разругаться. Или писать гадости под вымышленным именем. Из-за этого именно интернет-травля, или «кибербуллинг», переживает сейчас расцвет. Из нашего урока вы узнаете, как распознать это негативное явление и как на него реагировать.

Вредоносное ПО и как защитить свои устройства

Вредоносная программа — болезнь компьютера, подобно тому, как грипп – болезнь человека. Ее даже часто называют человеческим словом «вирус». В этом видеоуроке мы расскажем о простых мерах безопасности, которые позволят избежать «заражения» ваших устройств.

Фишинг – как защитить себя от мошенников

Если «вирусы» атакуют техническую часть компьютера, то мошенники с помощью методов социальной инженерии атакуют его биологическую часть – человека. В этом видео мы расскажем про самый распространенный вид интернет-мошенничества – фишинг, рассмотрим самые популярные схемы, и обсудим как не попасться на крючок мошенникам.

Персональные данные и цифровой след

Современный человек оставляет массу информации о себе в сети. Люди выкладывают свои фотографии, оставляют контакты, ищут информацию, просматривают новости и видео. Все это формирует так называемый цифровой след. В этом уроке вы сможете узнать о том, как сохранить конфиденциальность своих персональных данных и оптимизировать свой цифровой след.

Безопасное использование беспроводных соединений

Мобильный интернет, публичные сети Wi-Fi, Bluetooth — эти технологии делают повседневную жизнь лучше, но они же могут стать источником угрозы. В этом видео мы обсудим как безопасно использовать беспроводные соединения, какие есть виды аутентификации и каким должен быть стойкий пароль.

Принципы безопасного поведения в сети

Проверьте себя — сможете ли вы отличить безопасные действия в интернете от опасных? В этом видео мы покажем вам, на что нужно обратить внимание в электронной переписке, когда вы совершаете онлайн-покупки или «серфите» в интернете.

Безопасное хранение данных

Привилегией цифрового мира является возможность создания резервных копий и восстановления важной информации в случае ее потери. В видеоуроке мы поделимся секретами, как сохранить ваши данные.

Если вы или ваши дети столкнулись с кибербуллингом

  • Оцените ситуацию, проверьте, подходит ли атака под статьи 119 или 282 УК РФ. Если вам угрожают, сохраните подтверждение угроз и обращайтесь в полицию.
  • Если травля происходит в социальных сетях, напишите жалобу в техническую поддержку сети на пользователей, которые проявляют агрессию. Если атака массовая, проясните ситуацию и попросите у технической поддержки помощи.
  • Защитите свои данные, не пренебрегайте правилами цифровой безопасности.
  • Обратитесь за психологической или иной помощью в одну из профильных организаций. Список организаций есть на сайте ​​проекта против кибербуллинга.

«Найдите в Интернете гайды по кибербезопасности, установите сложные пароли и двухфакторную аутентификацию. Не переживайте травлю в одиночестве, а с теми, кто гарантированно поддержит вас. К сожалению, это доступно не всем, но надо попытаться найти онлайн или оффлайн комьюнити людей, которые будут на вашей стороне. Не могу советовать обращаться в полицию, потому что в нашей стране это зачастую угрожающий орган для женщин, особенно для политически-активных женщин», — советует Дарья Серенко.

Активистка также рекомендует не брать трубку. И записаться к психологу. Если такой возможности нет, попросить близких скинуться на психолога или позвонить на горячую линию психологической помощи.

Вот несколько материалов по цифровой безопасности, которые помогут вам защитить себя и свои данные:

  • 42 совета по безопасности смартфонов.
  • Как выбрать облачное хранилище и защитить данные.
  • Как надежно удалять цифровые данные.
  • 30 шагов, как привести компьютер в порядок.

№ 2. Насколько распространён кибербуллинг в Казахстане?

Согласно данным исследования Национального центра общественного здравоохранения “Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья” – Health behaviour in school-aged children, каждый пятый казахстанский подросток от 11 до 15 лет становится жертвой или участником травли (буллинга). Как выяснилось, 17% подростков 11–15 лет подвергались буллингу, травле в школе один и более раз в месяц. Жертвами буллинга чаще становятся городские школьники по сравнению с сельскими. В исследовании также отмечается, что кибербуллингу подвергались по крайне мере один раз, или более 12% подростков 11–15 лет.

Что говорит закон?

В российском законодательстве есть две статьи, которые теоретически могут подходить для борьбы с кибербуллингом — статья 119 УК РФ «угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» и статья 282 «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В последней даже упоминается возбуждение вражды «публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет».

Александр Верховский, директор центра «Сова», занимающегося информационной и исследовательской работой по темам проблемы национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества, изучает дела именно по этим статьям. По его словам, чаще всего эти статьи не используются как основные, то есть возбуждаются вместе с другим правонарушением — побои, хулиганство и прочее.

Статья по угрозам убийством или нанесению тяжких повреждений очень плохо работает. Предполагается, что речь идет об угрозах, по которым есть основание полагать, что они серьезные. Это нечеткая граница, поэтому добиться дела по 119-й статье чрезвычайно сложно. Тем более когда угрожающий, как обычно бывает при кибербуллинге, не пишет прямо, а пишут более обтекаемо. Например, «ходи осторожно», «мы знаем, где учатся твои дети».

Александр отмечает, что в случаях массового кибербуллинга, как с Дарьей Серенко, на каждого агрессора невозможно завести дело. Каждый отдельный человек совершает незначительный вред, но если это делают тысяча человек, то эффект для потерпевшего намного серьезнее. При этом организованная кампания кибербуллинга никак не квалифицируется, потому что организаторы не пишут прямые призывы, например, «давайте все вместе угрожать человеку убийством».

№ 4. Как прекратить кибербуллинг в отношении ребёнка?

Если такой случай произошёл, то необходимо решать проблему только в рамках правового поля, а для этого надо обратиться в правоохранительные органы, отмечает Айгуль Ракишева. Ведь угроза жизни и здоровью преследуются по закону. Есть возможность обращения по телефонам доверия для детей и подростков – 150, в полицию – 102, где также окажут помощь. Надо сохранить все доказательства: сделать скриншоты сообщений, сохранить переписку, письма, аудио, видео.

Не во всех случаях есть возможность призвать виновных в детском кибербуллинге к ответственности. Ведь в социальных сетях при регистрации не всегда указываются реальные данные пользователя. Очень легко удалить один аккаунт и создать другой. Существует сложность проверки и идентификации лица, использующего определённый аккаунт, кроме того, аккаунты могут управляться ботами.

“В таких случаях не так много вариантов решения проблемы: заблокировать обидчика и направить жалобу администраторам социальной сети на группы и каналы, чтобы другие дети не оказались жертвами преследователей. Удалить аккаунт или помочь ребёнку удалить лишнюю информацию из сети, чтобы она не стала источником новых проблем. К слову, ненужную информацию относительно детей стоит удалить и родителям со своих страничек социальных сетей, ведь зачастую они сами выкладывают о ребёнке личные истории, которые могут быть предметом насмешек со стороны сверстников”, – отмечает Айгуль Ракишева.

Формы буллинга и кибербуллинга в школе

Кибербуллинг – это лишь общее понятие, которое варьируется от колкой шутки в адрес человека до настоящего виртуального преследования, что влечет за собой тяжелые психологические последствия.

На данный момент существуют такие виды травли в Сети, как:

  • Перепалки, или флейминг — короткая эмоциональная дискуссия, в которой участвуют двое и более собеседников в социальных сетях или на других ресурсах Интернета. Как правило, перепалки не ограничиваются одной фразой и переходят в длительный спор. Первые несколько минут флейминг выглядит как разговор на равных, но может превратиться в одностороннее психологическое давление, вызывающее у жертвы сильный стресс.
  • Перегрузка каналов коммуникации – сюда включаются нападки с использованием неоднократно повторяющихся сообщений, комментариев, звонков на мобильный и т.п. Причем нередко пострадавший получает от нескольких сотен до тысяч оскорблений в свой адрес.
  • Самозванство – это когда пользователь использует данные и имя жертвы, чтобы рассылать негативную информацию через социальные сети, блог и почту. Нарушитель может как взломать аккаунт пострадавшего, так и создать фейковый (ненастоящий) под его именем или никнеймом. В результате пользователь получает негативные отклики на отправленные агрессором сообщения.
  • Выманивание и распространение личной информации – пользователь получает конфиденциальные данные и отправляет их тем, кому они не предназначены (в том числе с помощью публикации в открытом доступе).

Профессиональные кибербуллинги уроки безопасности

  • Социальная изоляция (остракизм). Каждый человек хочет быть в группе, но, когда его из нее исключают, он чувствует себя отчужденным. Из-за длительной изоляции падает самооценка, проявляются глубокие эмоциональные проблемы, стресс. Такой вид кибербуллинга особенно заметен в Сети, где предусмотрены блокировка нежелательных пользователей, защита паролем и списки друзей. Кибер-остракизму свойственно игнорирование мгновенных сообщения и электронных писем.
  • Киберпреследование – скрытая слежка за всеми действиями жертвы с целью нанесения физического вреда в реальной жизни: насилия, избиения и т.п.
  • Хэппислепинг (happy slapping) – нападение на прохожих, которое появилось после нескольких случаев в метро. Подростки избивали проходящих мимо людей, параллельно записывая это на камеру мобильных телефонов. Теперь этот термин применяется к любым видео, содержащим сцены насилия, опубликованным в Интернете без согласия пострадавшего.

Что делают платформы и сети?

Акты киберагрессии чаще всего происходят именно в социальных сетях и мессенджерах. Поэтому у каждой социальной сети выработана собственная политика безопасности, предусматривающая борьбу с кибербуллингом. Большинство соцсетей стараются автоматически удалять оскорбительный контент, принимают жалобы от пользователей и имеют различные функции по защите пользователей (блокировка, закрытие информации от определенных пользователей и прочее).

Кроме технических мер, компании стараются поощрять информирование о вреде киберагрессии. Например, TikTok продвигает флешмоб #CreateKindness, поддерживая пользователей, которые делятся «добрым» контентом. «ВКонтакте» уже несколько лет в ноябре активно развивает флэшмоб #неткибербуллингу.

Для современного ребенка интернет — способ социализации

В наши дни не только семья, детский сад, школа и секции помогают в социализации ребенка. Буквально с пеленок малыш через гаджеты познает виртуальный мир, который по значимости не уступает реальному.

«В ходе исследований 2015 года выяснилось: 78% российских детей от 6 до 18 лет сидят в интернете. 27% ребят от 13 до 24 лет проводят в социальных сетях больше 5 часов в день, а юноши и девушки 18-24 лет являются самыми активными пользователями. Больше половины (69%) подростков мгновенно реагируют на любые обновления и сообщения. Родителям кажется, что вместо игр на свежем воздухе и диалогов тет-а-тет их дети бездельничают в сети, причем в ущерб здоровью».

Действительно, контент многих соцсетей сложно назвать полезным, тем не менее, именно в интернете подростки формируют необходимые навыки:

  • Самообразование;
  • Фильтрация информации (фактчекинг), ее правильное использование;
  • Творчество, создание нового;
  • Знакомства и общение — развитие коммуникативных навыков;
  • Умение разрешать конфликты, поиск компромисса;
  • Самообладание.

Киберагрессия = буллинг?

«Часто кибербуллинг становится продолжением травли в реальной жизни, например, в школе. Десять лет назад связь между онлайн-жестокостью и обычным буллингом наблюдалась лишь в 10% случаев, сейчас – в 40%. И тенденция нарастает во времени. Самые беззащитные перед сетевой агрессией – ученики 5-6 классов, у них еще не сформирована самооценка».

Часто кибербуллинг становится продолжением травли в реальной жизни, например, в школе. Десять лет назад связь между онлайн-жестокостью и обычным буллингом наблюдалась лишь в 10% случаев, сейчас — в 40%. И тенденция нарастает во времени. Самые беззащитные перед сетевой агрессией — ученики 5-6 классов, у них еще не сформирована самооценка.

Общие черты
  • Наличие закрепленных ролей «агрессор — жертва — свидетели».
  • Враждебность.
  • Систематичность.
  • Неравенство. Тот, кто преследует, обычно превосходит жертву по силе и обладает большей властью.
Различия
  • Анонимность агрессоров.
  • Непрерывность кибербуллинга.
  • Большее количество свидетелей.
  • Отсутствие обратной связи.
  • Страх ребенка перед реакцией взрослых, которые не принимают всерьез «ерундовую» перепалку в сети. Запретить доступ в интернет — не значит решить проблему, ощущение публичного позора при этом не исчезнет.
  • Многие родители учат детей не разговаривать с незнакомцами, кричать, если схватят, не брать у чужих еду, игрушки и тем более не садиться в машину. Тот факт, что ребенок знает об опасностях реальной жизни, не ограждает его от кибербуллинга.
  • В интернете человек может по несколько раз перечитывать угрозы и оскорбления или пересматривать неприятные видео, что обостряет переживания.

«Не все люди понимают разницу между шуткой и травлей. Многие даже не подозревают, что занимаются кибербуллингом, они просто дурачатся или сбрасывают напряжение через враждебные высказывания. Главный критерий — состояние жертвы. Если оппонент чувствует унижение и беспомощность — вы переборщили с «юмором». Не нужно доказывать человеку, что он слишком мнителен, попробуйте поставить себя на его место».

Виды виртуальной агрессии

  • Хейтинг — проявление ненависти в сети, необоснованная критика в адрес другого человека.
  • Троллинг — социальная провокация, издевательства в онлайн-диалогах. Агрессор получает удовольствие, когда жертва выходит из себя.
  • Флэйминг — словесные баталии, которые разворачиваются в чатах, соцсетях, на форумах. Внезапная вспышка эмоций у собеседников может даже не иметь отношения к первоначальной теме.
  • Кибербуллинг.
  • Киберсталкинг — ложные обвинения, клевета, кража личного профиля, использование информации для вымогательств.
  • Грифинг — игровой вандализм. Когда один из игроков получает удовлетворение от причинения вреда другим участникам: убийство персонажей, ограничение доступа к ресурсам в игре, оскорбления в игровом чате.
  • Секстинг — переписка сексуального характера, обычно по согласию. Но и ее злоумышленники обращают во зло. Так, интимные фото и видео жертвы «сливаются» в социальных сетях, чатах, по электронной почте.
Топ-6 самых агрессивных интернет-мест
  • Вконтакте;
  • Чаты;
  • Онлайн-игры с большим количеством участников;

«Во время кибербуллинга подросток ощущает свое бессилие, у него нарушаются сон и аппетит, падают самооценка и успеваемость. Страх быть непонятым или высмеянным побуждает его молчать, он старается вести себя как обычно. Поэтому родные и педагоги зачастую ни о чем не подозревают. Самым страшным последствием любой травли является суицид, вызванный затяжной депрессией».

Не рой яму другому.

Не всегда агрессоры, промышляющие в сети, получают заслуженное наказание. Но у всего есть последствия:

  • Человек, который «питается» чужими страданиями, перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Сейчас он троллит в интернете, а потом легко преступит закон в реальной жизни и окажется в тюрьме.
  • Постоянное пребывание в негативной среде подтачивает здоровье — и неважно, агрессор это или жертва.
  • Социальная тревожность. Ненависть по отношению к людям делает злоумышленника асоциальным, ему становится трудно налаживать контакты. Что обязательно сказывается на профессиональной и личной жизни.
  • Уязвимость. Занимаясь кибербуллингом, человек пытается самоутвердиться за чужой счет, что говорит о его низкой самооценке и комплексах. Со временем ситуация будет усугубляться.

Законы и статистика по кибербуллингу подростков в России

Осенью 2022 года на рассмотрение Госдумы был передан законопроект о регулировании кибербуллинга. Авторы собрали данные о том, что более 70 % учащихся школ на территории РФ подвергались интернет-травле, оскорблениям и преследованиям.

Подобное исследование проводилось Mail. ru Group в 2019 году ко Дню борьбы с кибербуллингом, отмечающимся 11 ноября. По данным аналитики, около 58 % россиян сталкивались с онлайн-травлей, причем около 76 % подростков, участвовавших в исследовании, не рассказывали родителям о том, что над ними издевались в Сети.

На данный момент не предусмотрено юридической ответственности за кибербуллинг в России, поэтому оказать помощь тем, кому она требуется, довольно сложно. Законодательно не существует понятия «скриншот», поэтому при обращении в суд он может быть не принят в качестве доказательства об интернет-травле. Чтобы он обрел должный вес, потребуется пройти процедуру нотариального заверения, что на сегодняшний день стоит немалых денег.

День борьбыс кибербуллингом

Уже третий год подряд 11 ноября VK проводит День борьбы с кибербуллингом, чтобы обратить внимание на то, что насилие в сети и за ее пределами — недопустимо.

Совместно с VK «Сферум» освещает проблему кибербуллинга в России. Мы подготовили материалы о том, как учитель может остановить травлю и как ребёнок может рассказать о проблеме. Работники сферы образования, столкнувшиеся с кибербуллингом, могут получить поддержку специалиста ― бесплатную консультацию с психологом службы «Вариант»

Как присоединиться к проектам Дня борьбыс кибербуллингом: Поставьте жёлтое сердце —в постах, в сториз, отправьте в чат или канал на «Сферуме» — в знак того, что вы против травли в интернете. Расскажите о своём отношении к проблеме, используя хештег #неткибербуллингу

Уже третий год подряд 11 ноября VK проводит День борьбыс кибербуллингом, чтобы обратить внимание на то, что насилие в сетии за ее пределами — недопустимо.

Мы подготовили материалы о том, как учитель может остановить травлю и как ребёнок может рассказать о проблеме. Работники сферы образования, столкнувшиеся с кибербуллингом, могут получить поддержку специалиста ― бесплатную консультациюс психологом службы «Вариант»

Как присоединиться к проектам Дня борьбы с кибербуллингом: Поставьте жёлтое сердце —в постах, в сториз, отправьте в чат или канална «Сферуме» — в знак того, что вы против травли в интернете. Расскажите о своём отношениик проблеме, используя хештег #неткибербуллингу

Уже третий год подряд 11 ноября VK проводит День борьбы с кибербуллингом, чтобы обратить внимание на то, что насилие в сетии за ее пределами — недопустимо.

Как присоединиться к проектам Дня борьбы с кибербуллингом: Поставьте жёлтое сердце —в постах, в сториз, отправьте в чат или канална «Сферуме» — в знак того, что вы против травли в интернете. Расскажите о своём отношении к проблеме, используя хештег #неткибербуллингу

О сервисе психологического консультированиядля работников сферы образования

Работники сферы образования, которые столкнулись с кибербуллингом личноили наблюдают в классе, могут получить поддержку специалиста ― бесплатную консультацию с психологом службы «Вариант».

руководитель сервиса психологического консультирования «Вариант»

«Кибербуллинг ― это электронная травля, проявление жестокости в онлайн-пространстве. К сожалению, это часть цифровой среды и общения в интернете. К счастью, для противостояния агрессии у нас гораздо больше инструментов, чем кажется на первый взгляд. У взрослых есть возможность поддержать ребёнка, научить отвечать на агрессию и защищать себя здесь и сейчас. То, насколько мы и наши дети устойчивы в реальном мире, настолько мы снижаем шансы электронной травли. Найти хорошее решение самостоятельно при кибербуллинге бывает сложно, поэтому специалисты команды „Вариант” ― рядом. Найдём сильные стороны, которые вы точно используете в повседневной жизни, поддержим и вместе продумаем стратегию для успешного выхода из онлайн-ситуации!»

«Кибербуллинг ― это электронная травля, проявление жестокостив онлайн-пространстве. К сожалению, это часть цифровой среды и общенияв интернете. К счастью, для противостояния агрессии у нас гораздо больше инструментов, чем кажется на первый взгляд. У взрослых есть возможность поддержать ребёнка, научить отвечатьна агрессию и защищать себя здесьи сейчас. То, насколько мы и наши дети устойчивы в реальном мире, настолько мы снижаем шансы электронной травли. Найти хорошее решение самостоятельно при кибербуллинге бывает сложно, поэтому специалисты команды „Вариант” ― рядом. Найдём сильные стороны, которые вы точно используете в повседневной жизни, поддержим и вместе продумаем стратегию для успешного выходаиз онлайн-ситуации!»

«Кибербуллинг ― это электронная травля, проявление жестокости в онлайн-пространстве. К сожалению, это часть цифровой среды и общения в интернете. К счастью, для противостояния агрессии у нас гораздо больше инструментов, чем кажется на первый взгляд. У взрослых есть возможность поддержать ребёнка, научить отвечать на агрессию и защищать себя здесь и сейчас. То, насколько мы и наши дети устойчивы в реальном мире, настолько мы снижаем шансы электронной травли. Найти хорошее решение самостоятельно при кибербуллинге бывает сложно, поэтому специалисты команды „Вариант” ― рядом. Найдём сильные стороны, которые вы точно используете в повседневной жизни, поддержим и вместе продумаем стратегию для успешного выходаиз онлайн-ситуации!»

Работники сферы образования, которые столкнулись с кибербуллингом лично или наблюдают в классе, могут получить поддержку специалиста ― бесплатную консультацию с психологом службы «Вариант».

Работники сферы образования, которые столкнулись с кибербуллингом личноили наблюдают в классе, могут получить поддержку специалиста ― бесплатную консультациюс психологом службы «Вариант».

«Кибербуллинг ― это электронная травля, проявление жестокости в онлайн-пространстве. К сожалению, это часть цифровой среды и общения в интернете. К счастью, для противостояния агрессии у нас гораздо больше инструментов, чем кажется на первый взгляд. У взрослых есть возможность поддержать ребёнка, научить отвечать на агрессию и защищать себя здесь и сейчас. То, насколько мы и наши дети устойчивы в реальном мире, настолько мы снижаем шансы электронной травли. Найти хорошее решение самостоятельно при кибербуллинге бывает сложно, поэтому специалисты команды „Вариант” ― рядом. Найдём сильные стороны, которые вы точно используетев повседневной жизни, поддержим и вместе продумаем стратегию для успешного выходаиз онлайн-ситуации!»

Онлайн-конференция «Безопасный интернет:что нужно знать школьниками учителям»

Цель мероприятия — привлечь внимание к проблеме интернет-травли и помочь педагогам лучше ориентироваться в цифровом пространстве. Эксперты расскажуто правилах безопасного общения в сети и научат пользоваться сервисами Учи.

Конференция, организованная Учи. ру с VK Образование, пройдет в День борьбыс кибербуллингом, 11 ноября, с 13:00 до 17:45 мск, при поддержке Департамент образования и науки города Москвы и платформы Сферум.

Профессиональные кибербуллинги уроки безопасности

Подробнее о Конференции

Цель мероприятия — привлечь внимание к проблеме интернет-травли и помочь педагогам лучше ориентироваться в цифровом пространстве. Эксперты расскажут о правилах безопасного общения в сети и научат пользоваться сервисами Учи.

Конференция, организованная Учи. рус VK Образование, пройдет в День борьбы с кибербуллингом, 11 ноября,с 13:00 до 17:45 мск, при поддержке Департамент образования и науки города Москвы и платформы Сферум.

Цель мероприятия — привлечь внимание к проблеме интернет-травлии помочь педагогам лучше ориентироваться в цифровом пространстве. Эксперты расскажут о правилах безопасного общения в сети и научат пользоваться сервисами Учи.

Конференция, организованная Учи. ру с VK Образование, пройдет в День борьбы с кибербуллингом, 11 ноября, с 13:00 до 17:45 мск, при поддержке Департамент образования и науки города Москвы и платформы Сферум.

Онлайн-конференция «Безопасный интернет:что нужно знать школьникам и учителям»

Цель мероприятия — привлечь вниманиек проблеме интернет-травлии помочь педагогам лучше ориентироватьсяв цифровом пространстве. Эксперты расскажуто правилах безопасного общения в сети и научат пользоваться сервисами Учи.

Конференция, организованная Учи. ру с VK Образование, пройдет в День борьбы с кибербуллингом, 11 ноября, с 13:00 до 17:45 мск,при поддержке Департамент образования и науки города Москвы и платформы Сферум.

Воркшоп. Интернет-ресурсыдля проведения урока

Онлайн-среда помогает учителю сделать урок интереснее, предоставляет богатый материал для создания проверочных работ и домашних заданий, без нее невозможно дистанционное обучение. Как использовать возможности интернета наиболее эффективно — обсудим на воркшопе. Вы узнаете, какие есть особенностиу образовательной платформы, как с помощью такой платформы сократить времяна подготовку к уроку и помочь ученикам достичь более высоких образовательных результатов.

директор направленияпо взаимодействиюс пользователями платформы «Сферум»

руководитель отдела регионального развития образовательной онлайн-платформы Учи

Онлайн-среда помогает учителю сделать урок интереснее, предоставляет богатый материал для создания проверочных работ и домашних заданий, без нее невозможно дистанционное обучение. Как использовать возможности интернета наиболее эффективно — обсудим на воркшопе. Вы узнаете, какие есть особенностиу образовательной платформы, как с помощью такой платформы сократить время на подготовку к уроку и помочь ученикам достичь более высоких образовательных результатов.

Онлайн-среда помогает учителю сделать урок интереснее, предоставляет богатый материалдля создания проверочных работ и домашних заданий, без нее невозможно дистанционное обучение. Как использовать возможности интернета наиболее эффективно — обсудим на воркшопе. Вы узнаете, какие есть особенностиу образовательной платформы, как с помощью такой платформы сократить время на подготовку к урокуи помочь ученикам достичь более высоких образовательных результатов.

Проекты VKко Дню борьбыс Кибербуллингом

поддержали проект, разместив желтое сердце на логотипах. 11 ноября VK Образование и Учи. ру при поддержке Департамента образования и науки города Москвы и платформы «Сферум» проведут онлайн-конференцию

«Безопасный интернет: что нужно знать школьникам и учителям»

пользователи смогут пройти AR-викторину про борьбу с травлей. На вопросы интерактивного квиза можно будет ответить с помощью технологии управления жестами: большой палец вверх — если согласен с утверждением, большой палец вниз — если нет. После прохождения викторины пользователи смогут проверить свои знания о кибербуллинге в подробной статье от экспертов.

Материалы о проблеме кибербуллинга

подготовили медиапроекты системы VK. Так, Дети Mail. ru выпустили материал о том, что делать родителям, которые узнали, что их ребенок — агрессор в сети. В Здоровье Mail. ru рассказали о том, как кибербуллинг сказывается на здоровье человека, а Леди Mail. ru подготовили материал о проблеме мизогинии.

Социальная сеть Одноклассники

совместно с международной организацией «ООН-Женщины» проведут прямой эфир, посвященный теме кибербуллинга. 25 ноября в 19:00 в

психологи и эксперты обсудят, как распознать онлайн-травлю и как помочь ее жертвам. Также 11 ноября на один день ОК меняют свой логотип: к привычному дизайну добавилось жёлтое сердце в знак поддержки тех, кто пострадал от травли в сети.

Умный голосовой помощник Маруся

ответит на вопросы про кибербуллинг: вместе с психологами из сервиса “Мета” она поможет распознать травлю, расскажет, чем она опасно и подскажет, как не стать агрессором. Специально для Маруси музыканты и Музыка VK составили плейлисты от злости. Исполнители Манижа, Кис-Кис и OG Buda порекомендуют свои любимые успокаивающие треки и расскажут о собственном опыте столкновения с кибербуллингом. Специалисты Облака объясняют, как защитить свои фотографии и файлы и что делать, если доступ к ним получили злоумышленники.

пользователи смогут пройти AR-викторину про борьбу с травлей. На вопросы интерактивного квиза можно будет ответить с помощью технологии управления жестами: большой палец вверх — если согласен с утверждением, большой палец вниз — если нет. После прохождения викторины пользователи смогут проверить свои знанияо кибербуллинге в подробной статьеот экспертов.

подготовили медиапроекты системы VK. Так, Дети Mail. ru выпустили материало том, что делать родителям, которые узнали, что их ребенок — агрессор в сети. В Здоровье Mail. ru рассказали о том, как кибербуллинг сказывается на здоровье человека, а Леди Mail. ru подготовили материал о проблеме мизогинии.

совместно с международной организацией «ООН-Женщины» проведут прямой эфир, посвященный теме кибербуллинга. 25 ноября в 19:00в

психологии эксперты обсудят, как распознать онлайн-травлю и как помочь ее жертвам. Также 11 ноября на один день ОК меняют свой логотип: к привычному дизайну добавилось жёлтое сердце в знак поддержки тех, кто пострадал от травли в сети.

поддержали проект, разместив желтое сердцена логотипах. 11 ноября VK Образование и Учи. рупри поддержке Департамента образования и науки города Москвы и платформы «Сферум» проведут онлайн-конференцию

пользователи смогут пройти AR-викторину про борьбу с травлей. На вопросы интерактивного квиза можно будет ответить с помощью технологии управления жестами: большой палец вверх — если согласен с утверждением, большой палец вниз — если нет. После прохождения викторины пользователи смогут проверить свои знанияо кибербуллинге в подробной статье от экспертов.

подготовили медиапроекты системы VK. Так, Дети Mail. ru выпустили материал о том, что делать родителям, которые узнали, что их ребенок — агрессор в сети. В Здоровье Mail. ru рассказали о том, как кибербуллинг сказываетсяна здоровье человека, а Леди Mail. ru подготовили материал о проблеме мизогинии.

Судьбу героев решают пользователи: премьера сериала о борьбес кибербуллингом

интерактивного сериала «Ничего страшного»

, который был снят VK и студей Lateral Summer при поддержке фонда «ИРИ». Съемки сериала прошлив Москве в августе этого года. Веб-сериал основан на реальных историях жертв травли и результатах исследований различных ее видов. Главные роли исполнили Алиса Хазанова, Виталий Кудрявцев и Ясмина Омерович, а также актеры-подростки, которые исполнят роли своих ровесников-школьников, участвующих в травле или пострадавших от кибербуллинга Ольга Сергеева, Кирилл Белобородов, Никита Богатов, Ульяна Куликова и другие.

Сериал состоит из шести эпизодов по 15 минут. Каждая серия сопровождается образовательными материалами о проблеме буллинга и о том, как с ней справляться. В сериале приняли участие психологи фондов «Шалаш» и «Журавлик», а также блогеры Петр Плосков, Анастасия yniversamka и Менеджер проектов массового футбола Департамента женского футбола РФС Мария Исаева.

Благодаря техническим возможностям ВКонтакте и Одноклассников зрители могутне только следить за развитием сюжета, но и управлять действиями героев, решая,как поступить в той или иной ситуации. Серии будут выходить на сайте

,а также на видеоплатформе в мини-аппах ВКонтакте и в Одноклассниках.

Профессиональные кибербуллинги уроки безопасности

, который был снят VK и студей Lateral Summer при поддержке фонда «ИРИ». Съемки сериала прошли в Москве в августе этого года. Веб-сериал основан на реальных историях жертв травли и результатах исследований различных ее видов. Главные роли исполнили Алиса Хазанова, Виталий Кудрявцев и Ясмина Омерович,а также актеры-подростки, которые исполнят роли своих ровесников-школьников, участвующихв травле или пострадавших от кибербуллинга Ольга Сергеева, Кирилл Белобородов, Никита Богатов, Ульяна Куликова и другие.

Благодаря техническим возможностям ВКонтактеи Одноклассников зрители могут не только следить за развитием сюжета, но и управлять действиями героев, решая, как поступить в той или иной ситуации. Серии будут выходить на сайте

, а также на видеоплатформе в мини-аппах ВКонтакте и в Одноклассниках.

Материалыдля учителей, школьникови родителей

Чек-лист для учителяКак бороться с кибербуллингом и травлей

Чек-лист Валерия Майорова из фонда «Шалаш»

Поговорите с группой детей, которые организуют травлю. Объясните, что травля —это однозначно плохо всегда и всем. Если кто-то отличается от вас, то это не поводдля психологического или физического насилия. Расскажите, что с травлей может столкнуться кто-то из них в любой момент, как только станет чем-то отличатьсяот группы.

Начните с группой травящих школьников регулярное обсуждение кибербуллингакак проблемы группы, а не отдельных людей. Не переходите на критику отдельных участников и их личных особенностей. Никогда не обвиняйте преследователейи не стыдите свидетелей.

В общении удерживайте фокус группы на том, что это общая проблема, которую обязательно нужно решить. Ваш класс должен стать пространством, где каждый будет чувствовать себя в безопасности и уважительно относиться к другим. Сформулируйте чёткие правила для всего класса. Например, нельзя обижать других физически и даже плохими словами в соцсетях и классе. Можно просить о помощии предлагать её. Подчеркните, что вы будете внимательно следить за соблюдением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себяв безопасности.

Сделайте счётчик соблюдения правил. Например: банку, в которую в конце дняили недели вы будете класть цветной камешек, если дети не организовывалии не участвовали в травле.

Пожалуйтесь модераторам на пользователей, которые вас оскорбляют. Заблокируйте их аккаунты.

Сделайте скриншоты оскорбительных сообщений, предложений сексуального характера, угроз жизни и здоровью, сохраните их. Они могут пригодиться при обращении в полицию.

Если травля вызывает у вас сильный стресс, то обратитесь к друзьям за поддержкой,а к психологу — за профессиональной помощью. Не оставайтесь с проблемой одинна один.

ИнструкцияМеня обижают в социальных сетях, что делать?

Чек-лист для учителяКак бороться с кибербуллингоми травлей

Поговорите с группой детей, которые организуют травлю. Объясните,что травля — это однозначно плохо всегда и всем. Если кто-то отличается от вас,то это не повод для психологического или физического насилия. Расскажите, чтос травлей может столкнуться кто-тоиз них в любой момент, как только станет чем-то отличаться от группы.

Начните с группой травящих школьников регулярное обсуждение кибербуллингакак проблемы группы, а не отдельных людей. Не переходите на критику отдельных участников и их личных особенностей. Никогда не обвиняйте преследователей и не стыдите свидетелей.

В общении удерживайте фокус группына том, что это общая проблема, которую обязательно нужно решить. Ваш класс должен стать пространством, где каждый будет чувствовать себя в безопасностии уважительно относиться к другим. Сформулируйте чёткие правила для всего класса. Например, нельзя обижать других физически и даже плохими словамив соцсетях и классе. Можно проситьо помощи и предлагать её. Подчеркните, что вы будете внимательно следить за соблюдением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себяв безопасности.

Пожалуйтесь модераторамна пользователей, которые вас оскорбляют. Заблокируйте их аккаунты.

Сделайте скриншоты оскорбительных сообщений, предложений сексуального характера, угроз жизни и здоровью, сохраните их. Они могут пригодитьсяпри обращении в полицию.

Если травля вызывает у вас сильный стресс, то обратитесь к друзьямза поддержкой, а к психологу —за профессиональной помощью. Не оставайтесь с проблемой одинна один.

Материалы для учителей, школьников и родителей

Поговорите с группой детей, которые организуют травлю. Объясните, что травля — это однозначно плохо всегда и всем. Если кто-то отличается от вас, то это не повод для психологического или физического насилия. Расскажите, что с травлей может столкнуться кто-то из них в любой момент, как только станет чем-то отличаться от группы.

В общении удерживайте фокус группына том, что это общая проблема, которую обязательно нужно решить. Ваш класс должен стать пространством, где каждый будет чувствовать себя в безопасности и уважительно относиться к другим. Сформулируйте чёткие правила для всего класса. Например, нельзя обижать других физически и даже плохими словами в соцсетях и классе. Можно проситьо помощи и предлагать её. Подчеркните, что вы будете внимательно следить за соблюдением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себя в безопасности.

Сделайте скриншоты оскорбительных сообщений, предложений сексуального характера, угроз жизни и здоровью, сохраните их. Они могут пригодиться при обращениив полицию.

Если травля вызывает у вас сильный стресс,то обратитесь к друзьям за поддержкой, а к психологу — за профессиональной помощью. Не оставайтесь с проблемой один на один.

Поговорите с группой детей, которые организуют травлю. Объясните, что травля — это однозначно плохо всегда и всем. Если кто-то отличается от вас, то это не повод для психологического или физического насилия. Расскажите, что с травлей может столкнуться кто-то из них в любой момент, как только станет чем-то отличатьсяот группы.

Начните с группой травящих школьников регулярное обсуждение кибербуллинга как проблемы группы, а не отдельных людей. Не переходите на критику отдельных участников и их личных особенностей. Никогда не обвиняйте преследователей и не стыдите свидетелей.

В общении удерживайте фокус группы на том, что это общая проблема, которую обязательно нужно решить. Ваш класс должен стать пространством, где каждый будет чувствовать себя в безопасностии уважительно относиться к другим. Сформулируйте чёткие правила для всего класса. Например, нельзя обижать других физически и даже плохими словами в соцсетях и классе. Можно просить о помощии предлагать её. Подчеркните, что вы будете внимательно следитьза соблюдением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себя в безопасности.

Сделайте счётчик соблюдения правил. Например: банку, в которуюв конце дня или недели вы будете класть цветной камешек, если дети не организовывали и не участвовали в травле.

Если травля вызывает у вас сильный стресс, то обратитесь к друзьям за поддержкой, а к психологу — за профессиональной помощью. Не оставайтесь с проблемой один на один.

Начните с группой травящих школьников регулярное обсуждение кибербуллинга как проблемы группы, а не отдельных людей. Не переходите на критику отдельных участникови их личных особенностей. Никогда не обвиняйте преследователей и не стыдите свидетелей.

В общении удерживайте фокус группы на том,что это общая проблема, которую обязательно нужно решить. Ваш класс должен стать пространством, где каждый будет чувствовать себя в безопасности и уважительно относиться к другим. Сформулируйте чёткие правила для всего класса. Например, нельзя обижать других физически и даже плохими словами в соцсетях и классе. Можно просить о помощи и предлагать её. Подчеркните, что вы будете внимательно следить за соблюдением правил, так как ваша задача — сделать так, чтобы все ученики чувствовали себя в безопасности.

Сделайте счётчик соблюдения правил. Например: банку, в которую в конце дняили недели вы будете класть цветной камешек, если детине организовывали и не участвовали в травле.

Сделайте скриншоты оскорбительных сообщений, предложений сексуального характера, угроз жизнии здоровью, сохраните их. Они могут пригодитьсяпри обращении в полицию.

Если травля вызывает у вас сильный стресс, то обратитесь к друзьям за поддержкой, а к психологу — за профессиональной помощью. Не оставайтесьс проблемой один на один.

Как защититься от кибербуллинга?

В наши дни сложно отделить реальную жизнь от виртуальной. Во время пандемии интернет стал еще популярнее: люди ушли в режим онлайн с головой, стали вести себя свободнее, а общепринятые нормы поведения перестали играть важную роль. Дарья Захарова, психолог и гештальт-терапевт, рассказала, как противостоять сетевым агрессорам и мошенникам

02 ноября 2021

В интернете нет физического контакта и жестких правил. Правда, в некоторых соцсетях уже вводятся определенные требования к поведению участников. В ряде стран даже появились законы, которые запрещают использовать мат и оскорбления в чатах или комментариях. Еще десять лет назад онлайн-пространство было всем в новинку, а сейчас это — неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому каждый пользователь несет ответственность за себя и свои высказывания.

Но люди все равно чувствуют полную свободу и даже безнаказанность, что отражается на их манере общения. Взаимодействовать без потерь с троллями и мошенниками взрослым не всегда удается, что уж говорить о детях и подростках. Они с еще большей легкостью попадаются на крючок кибербуллинга.

«Во время кибербуллинга человек регулярно подвергается онлайн-травле. Ему присылают оскорбительные сообщения, выкладывают в сеть порочащие его фото и видео. Иногда агрессоры создают поддельный веб-сайт или «паблик ненависти», где размещают компромат с целью унизить свою жертву».

№ 6. Как государство защищает детей от кибербуллинга?

Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за буллинг или кибербуллинг как в отношении несовершеннолетних, так и взрослых граждан в виде клеветы, оскорбления, доведения до самоубийства и так далее. Можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы и параллельно в Министерство информации и общественного развития с уведомлением о фактах кибербуллинга, чтобы оперативно удалить в социальных сетях противоправную переписку.

Кроме того, Министерство информации и общественного развития недавно презентовало законопроект о защите казахстанских детей от буллинга и кибербуллинга, где устанавливается, что буллинг и травля – это равнозначные понятия, под которые подпадают действия лица или группы лиц унизительного характера. В случае применения данными лицами средств информационно-коммуникационных технологий такие действия будут относиться к кибербуллингу. Представленные в проекте закона новые компетенции уполномоченных органов позволят на подзаконном уровне более детально расписать механизмы по противодействию буллинга/кибербуллинга в отношении граждан.

Профилактика и предотвращение

«Не нравится, что о тебе пишут, — не читай», «А чего ты ждал(а) от интернета? Здесь каждый делает, что хочет», «Зачем все принимать близко к сердцу?» — подобными репликами люди пытаются поддержать жертву кибербуллинга. Но ребенок не воспринимает виртуальное пространство как угрозу. Он с детства погружен в интернет: игры, мультики, сказки ассоциируются у него с удовольствием. Поэтому, попав в сети агрессора, он остается один на один с ним, не зная, как действовать. А обратиться за помощью — стыдно.

«Учите детей соблюдать конфиденциальность: не выкладывать в сеть личную информацию или фотографии, которые могут нанести урон их репутации и самооценке, не сообщать свое местоположение незнакомым людям. Если подросток все-таки стал объектом травли, не корите его: я же говорил, а ты не слушал. Создайте безопасную среду, удалив обидные сообщения, ограничьте доступ к жестоким видео. Заблокируйте нежелательные сайты, но не отбирайте гаджеты, иначе ребенок почувствует себя аутсайдером».

Меня троллят, что делать?

  • Поделитесь проблемой с теми, кому доверяете: родственники, друзья, старшие товарищи.
  • Игнорируйте единичный случай кибербуллинга.
  • Не мстите. Как уже говорилось, любой негатив бьет по самочувствию. Если ничего не можете предпринять, попытайтесь переключиться на что-то позитивное: посетите сайт с милыми картинками, посмейтесь над забавным видео, напишите близкому.
  • Когда вас начинают специально задевать за живое, скажите прямо, чтобы человек остановился.
  • Сохраняйте доказательства: скриншоты сообщений, фотографии, видео.
  • Блокируйте тех, у кого плохая репутация в сети. Это можно сделать в настройках телефона, на специальных платформах. Закройте свой профиль, добавляйте в друзья только знакомых.
  • Если вас запугивают, вымогают деньги или угрожают жизни/здоровью, нужно обратиться в полицию.
  • Сообщайте о троллинге поставщику контента.
  • Если вы свидетель кибербуллинга, заступитесь за жертву, только не вовлекайтесь в деструктивный диалог. Пригласите своих друзей-единомышленников, вместе окажите позитивное давление на агрессора. Создайте отдельный чат, чтобы поддержать пострадавшего, обменяться опытом интернет-поведения.
Ресурсы, которые могут помочь
  • Журнал «Дети в информационном обществе».
  • Научные статьи Галины Солдатовой — доктора психологических наук, директора Фонда развития Интернет.
  • «Цифровая гигиена» — образовательный проект для обеспечения безопасности детей и подростков в интернет-пространстве.

Что делать, если ребенок стал жертвой кибербуллинга

В первую очередь детям стоит объяснить, что такое кибербуллинг, и рассказать о некоторых правилах поведения в Интернете:

  • Помогите детям понять, что в Сети нужно быть вежливыми с другими пользователями, не ругаться и не говорить гадости, ведь получать оскорбления в свой адрес неприятно в любой форме.
  • Покажите, как правильно реагировать на нападки других интернет-пользователей, расскажите, почему не стоит вести разговор и спросить с провокатором. Если проблема не решается, можно предложить детям выбрать другой интернет-ресурс и удалить текущий аккаунт со всеми личными данными.
  • Если все-таки произошла ситуация, что ваш ребенок стал жертвой интернет-травли, помогите ему решить проблему. Многие форумы, сайты и соцсети оснащены функцией блокировки провокатора. Также вы можете обратиться в службу поддержки сайта, объяснив им ситуацию, и попросить удалить страничку.
  • Расскажите детям, что кибербуллинг нельзя применять в любом виде, будь то клевета, угрозы или простое хулиганство.
  • Постарайтесь время от времени интересоваться действиями детей в Сети. Наблюдайте за их эмоциональным состоянием после пребывания в интернете.

Лицо кибербуллера

В 2019 году команда Mail. ru Group (теперь уже VK company) учредила в России день борьбы с кибербуллингом. Каждый год 11 ноября компания проводит флешмоб о кибербуллинге, чтобы привлечь внимание к проблеме. В последнем исследовании сотрудники «ВКонтакте» попытались изучить роль агрессора в кибербуллинге и выяснить мотивы.

По данным исследования, основной мотив агрессора злость — 39% буллеров признались, что испытывают гнев, при этом только 5% раскаиваются за содеянное. 70% агрессоров считают, что публиковать личные данные — это нормально.

Авторы исследования определили четыре типа агрессоров в Интернете:

  • борец за «справедливость», считающий, что обличает тех, кто неправ;
  • кибербуллер-мизогинист, унижающий женщин;
  • кибербуллер-геймер, унижающий других игроков.

Сотрудники «ВКонтакте» пришли к выводу, что «агрессивное поведение может восприниматься как способ осуществления прав и свобод человека», а большинство кибербуллеров не понимают чувств жертвы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *