разработка урока природа и наша безопасность

Приложение №1

Рассмотрим подробнее структуру и содержание компьютерных инструментов ИУМК ) «Открываем законы родного языка ,математики и природы » под редакцией Л. Симоновой ,Е. Кузнецовой ,Т. Зинченко. и приведем методическое обоснование целесообразности их реализации в виде опытных образцов в инструментальной компьютерной среде.

Методический кабинет ИУМК – организованное хранилище нормативных документов, научно-методических и учебно-методических материалов в помощь учителю. Методический кабинет включает:

Стандарт – (Государственный образовательный стандарт начального общего образования) – помогает учителю определить значимость конкретного раздела и темы урока предмета «Окружающий мир».

Обязательный минимум содержания – ориентирует учителей в определении уровня изучения раздела и темы урока предмета «Окружающий мир».

Типы уроков – содержит характеристику уроков различных типов: указаны их цели, этапы, особенности.

Формирование понятий – содержит теоретическую справку по важному и трудному для учителей вопросу. Описано, что такое «понятие», каковы ступени формирования понятий, способы определения понятий, методика обучения понятиям.

Содержательные линии – содержит список содержательных линий предмета. В каждом предмете выделяются содержательные линии, которые изучаются в развитии. Этот элемент включен в методический кабинет для того, чтобы учитель, разрабатывая урок, видел его в системе других уроков линии, осознал и реализовал связь с ними; видел, какие вопросы уже изучены, а какие еще будут рассматриваться; учитывал преемственность в развитии ботанических, зоологических и экологических представлений и понятий с первого по четвертый класс и далее. Материал по содержательной линии включает: теоретическая справка, методику изучения разделов (тем), материалы для контроля.

Теоретическая справка – включает предметную часть (по базовой науке, например, по естествознанию) и методическую часть (например, по

методике преподавания естествознания).

Обращение к предметной части теоретической справки позволяет учителям:

– понять основу учебного материала;

– осознанно изучать его с детьми,

– уменьшить вероятность фактических ошибок на уроке,

– увидеть перспективу в изучении материала.

Методическая часть теоретической справки позволяет грамотно работать с учебным материалом по какому-либо разделу и по конкретной теме этого раздела, видеть общие подходы в методике обучения различным темам одного раздела и реализовать их в уроке.

Методика изучения разделов (содержательных линий, тем) – содержит конкретные рекомендации по изучению отдельных тем внутри разделов курса, в том числе с использованием ИКС, позволяет понять, на каких принципах и подходах основаны включенные фрагменты уроков, наборов заданий и демо-слайдов, эффективно пользоваться ими на уроке и самому разрабатывать методически обоснованные уроки по выбранной теме.

Материалы для контроля – включают характеристику материалов для контроля за усвоением учебного содержания младшими школьниками: качества предметных знаний и умений учащихся, виды заданий для их проверки. Использование таких материалов позволяет осознанно подходить к организации контроля на уроке, понимать, что (какие качества знаний и умений) и с помощью каких заданий можно проверить у учащихся.

Разработанная структура методического кабинета и материалы, подготовленные по выбранным предметам и содержательным линиям, составляют основу для создания многофункционального инструмента, снабженного эффективной системой поиска и гиперссылок, наполненного научно-методическими материалами по актуальным проблемам педагогического образования (начальная школа) и учебно-методическими материалами по всем содержательным линиям образовательных областей начальной школы.

Медиатека – организованное хранилище информационных объектов (ИО), из которых можно сконструировать урок. Можно использовать имеющиеся объекты или материалы других учителей, а также создавать свои собственные за счёт введения новых объектов.

Иллюстрации удобно использовать при создании видеорядов к урокам при изучении нового материала и конструировании заданий для учащихся при закреплении и проверке изученного.

разработка урока природа и наша безопасность

Медиатека иллюстраций содержит изображения различного типа. Это могут быть фотографии, рисунки, схемы. В состав медиатеки входят и другие объекты. Например, видеосюжеты. анимации.

Интерактивные задания позволяют школьникам наблюдать и исследовать природные закономерности,развивают исследовательские умения.

разработка урока природа и наша безопасность

– средство управления учебной деятельностью

– средство организации контроля;.

На слайдах уроков присутствуют персонажи. Персонажи выполняют в упражнениях роль учителя и помощника. Пример представлен на рисунке.

разработка урока природа и наша безопасность

разработка урока природа и наша безопасность

разработка урока природа и наша безопасность

Приложение № 3

Анкетирование учащихся.

Текст анкеты для ученика:

Текст анкеты для ученикаНравятся ли тебе уроки окружающего мира, проводимые с помощью интерактивной доски?(Выбери три самых подходящих ответа) Да. Интересно, занимательно. Узнаешь свои ошибки Да. Повторяю то, что пройдено Да. Наглядно вижу процессы, которые происходят в природе. Развиваю мышление Да. Тренирую внимание, память. Помогает лучше учитьсяЧто бы ты сделал, чтобы стало интереснее ?

Оглавление

ГЛАВА 1. Общие подходы в использовании современных технических средств в учебном процессе

1 Роль и место современных технических средств в начальной школе4

Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе

Характеристика интерактивных ресурсов по начальной школе

Глава 2. Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира

Методика использования интерактивной доски на разных этапах урока

ГЛАВА 3. Результаты использования интерактивной доски в проведении уроков окружающего мира

Конспекты уроков с использованием интерактивной доски48

Уроки памяти «Блокадный хлеб»

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят современные технические средства , а именно , интерактивная доска. Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Интерактивную доску можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: учитель может проектировать урок, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD,CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать и сохранить.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Прежде всего, любой урок, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Среди основных этапов можно выделить следующие:

Определить тему, цель и тип занятия;

Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

Составление структуры урока, определение этапов, на которых планируется использовать инструментарий интерактивной доски.

Анализ целесообразности использования интерактивного оборудования на конкретном уроке в сравнении с традиционными средствами обучения.

Отобрать наиболее эффективные средства из возможностей компьютера и интерактивной доски;

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала. Таким образом, составляется временная развертка (поминутный план) урока. Работа с интерактивной доской вписывается в тематическое планирование как «работа с ИКТ»;

При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или интернете или составляется авторская программа. Из найденного материала собирается презентационная программа – электронный конспект. Он состоит из «кадров», которые будут проецироваться на экран. Каждый «кадр» – основа, заготовка для решения какой-либо задачи на доске. В ходе урока на «кадре» будет что-либо дописано, отмечено, перемещено и так далее.

Рекомендации по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

  • Фон слайдов не должен быть слишком ярким;
  • Изображения в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;
  • Изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими четко их видеть с любого места;
  • На каждом слайде может быть размещено не более 7–9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);
  • Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным мало существенными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;
  • Объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;
  • Должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;
  • Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, лошадь больше овцы);
  • Надписи на слайдах должны давать понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в подробностях (например, название иллюстрации);
  • Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся (например, для учащихся начальных классов количество слайдов не должно превышать 8–12).

При демонстрации слайдов очень важно выполнять следующие правила:

  • Следить, чтобы разработка была хорошо видна всем учащимся;
  • Сопровождать иллюстративный материал пояснениями учителя, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;
  • Стремиться вовлечь в процесс восприятия, возможно, все органы чувств: зрение, слух, осязание.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Изучая новую тему, можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяется верность ответа: учитель опускает «шторку», за которой находится верный ответ.

Формы работа с интерактивной доской:

Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (перемещая его в сторону или отмечая маркером).

Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т. (отмечая маркером)

Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (перемещение объектов)

Деление материала на группы

Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию, при этом используется функция перемещения объекта.

Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применяться на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов.

Работа с изображениями

При изучении нового материала – поэтапное открытие структурных компонентов рисунка.

При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера.

Работа со схемами

Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», перо, функция перемещения объектов).

Работа с таблицами

Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов).

Работа с кроссвордами

Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками.

Возможность работы одновременно двум ученикам(двухпользовательский режим работы ).

Использование«прожектора», инструмента интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Например, берётся два или три варианта какого-либо изображения. Детям предлагается тщательно изучить первое. Затем он все больше и больше открывает изображение и просит учащихся прокомментировать то, что они видят,задавать вопросы.

Методика использования интерактивной доски на разных этапах урока.

Использование интерактивной доски на этапе актуализации знаний и постановке проблемы на уроке в 1 классе по теме «Растения и грибы».

На данном этапе я использую флипчарт , приготовленный к этому уроку на основе видеоматериалов из ИУМК «Открываем законы родного языка, математики и природы», учебного пособия.

Актуализация знаний. Учитель предлагает схему на интерактивной доске.

-Что изучаем на уроках окружающего мира ? (в верхнем прямоугольнике открывается слово«природа»).

-На какие группы делится природа? (открываем- живая и неживая ).

– На какие царства делится живая природа ? (открываем- животные и растения).

-Почему же здесь ещё один прямоугольник? (выслушиваются мнения ,предположения учеников).

-В гости к какому царству отправимся сегодня, как оно называется ,где встретить объекты этого царства ,узнаем посмотрев фильм(схема остаётся не открытой до конца ).

разработка урока природа и наша безопасность

Учитель предлагает посмотреть фильм « Многообразие грибов»(длит. 30 сек

разработка урока природа и наша безопасность

После просмотра фильма задаётся вопрос: «Догадались ,что за царство? Какое оно разнообразное. Как по-разному выглядят грибы.

– А вы как думаете, к какому царству относили грибы?

Переходим к следующей странице

Итак, мы отправляемся в царство грибов – клик на прямоугольник, открываем слово грибы.

Использование интерактивной доски на этапе совместного открытия знаний на уроке в 1 классе по теме « Весна- пробуждение природы».

На этапе совместного открытия знаний использую флипчарт, подготовленный к этому уроку.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение

– Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

Совместное открытие новогознания

-Перенесите в область «Весна», признаки, по которым мы понимаем, что наступило время года-весна.

разработка урока природа и наша безопасность

Стало холоднее. Стало теплее

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День уменьшается. День увеличивается.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

– Давайте послушаем песню. ( Дети слушают песню « Весна» ). После прослушивания песни учитель задаёт вопрос: « Ребята, попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)

Работа с картиной А. Саврасова « Грачи прилетели».

разработка урока природа и наша безопасность

( С помощью инструмента « прожектор» картина открывается постепенно ).

– Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

– Что изображено? Как бы вы озаглавили?

Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»

– Назовите объекты неживой природы.

– А теперь назовите объекты живой природы

– Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной. Далее работа идёт в форме диалога ученики- учитель.

– А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

– Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины ; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)

Использование интерактивной доски на этапе контроля знаний на уроке во 2 классе по теме « Глобус и карта».

Начиная с середины 2 класса в конце четверти или после изучения большой темы , предусмотрены проверочные работы. В первой половине урока детям предлагается разгадать кроссворд, это позволит подготовиться к проверочной работе , которую ученики будут выполнять во второй половине урока.

Ход этапа урока.

Мы с вами изучили тему « Глобус и карта». Узнали что такое план, глобус, карта, где используют глобус, для чего нужна карта. Сегодня на уроке вы проверите, на сколько успешно усвоили данную тему. Сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд ,для того чтобы каждый вспомнил пройденный материал, а затем вам будет предложена проверочная работа по вариантам и вы будете её выполнять.

Кроссворд предлагается на интерактивной доске, дети по одному вписывают правильные ответы. ( Кроссворд в приложении на диске « Повторение и контроль знаний»).

П о г о р и з о н т а л и:

Изображение предметов такими, как мы их видим сверху.

Модель Земли.

Определяется на карте по оттенкам синего цвета.

Огромное водное пространство. На Земле их четыре.

Показывает, во сколько раз уменьшены размеры предметов на карте и плане.

Самая длинная параллель.

На карте показаны коричневым цветом.

Часть суши, со всех сторон окруженная водой.

Сторона света. На карте находится вверху.

П о в е р т и к а л и:

Часть суши, с трех сторон окружена водой.

На выбор учителя можно предложить вместо кроссворда решить по этой же теме филворд, который предлагается также на интерактивной доске. Двигаясь по горизонтали или вертикали ,соберите из букв слова. Каждая буква может использоваться только один раз ,двигаться можно только по горизонтали или по вертикали.

В результате освоения основной образовательной программы в области информационных технологий младшие школьники должны:

– использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

– использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Внедрение в работу учителя современных технических средств способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование технических средств в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Конспекты уроков с использованием интерактивной доски

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Дикие и домашние животные» по программе «Школа-2100».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить с разными видами животных, учить различать животных по внешним признакам.

Образовательные: дать понятие «насекомые», «травоядные», «млекопитающие», «хищники», закрепить понятия «дикие», «домашние»; расширять представления о животных.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе, воспитывать чуткое отношение к животным.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе, развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, флипчарт,. Вахрушев«Окружающий мир 1 класс», мозаика «Сложи картинку».

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки.

Вправо, влево потянитесь,

И друг другу улыбнитесь (садятся)

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой

На урок возьмём с собой.

Будет он нас согревать,

На уроке помогать.

Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

Стоит копна.

Сзади метла (корова).

Ест и пьет

Песенки поет (кошка).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

разработка урока природа и наша безопасность

Нет ни дыма, ни пожара (лиса).

Хвост колечком, лежит у крылечка

Подойдёшь – зарычит(собака)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь).

– Как назвать одним словом тех, о ком были загадки?

-На какие две группы можно разделить всех животных?

художник и объяснить свой ответ

Игра. «Дикие и домашние». (На доске картинки с изображениями диких и домашних животных. 1учащийся отбирает диких животных, а 2 – домашних

Проблемная ситуация: мышь домашнее или дикое животное?

разработка урока природа и наша безопасность

Вывод: домашними можно назвать только тех животных, которые не только живут рядом с человеком, но и приносят человеку пользу, человек за ними ухаживает.

Аналогично ведется работа с дикими животными.

-А кто же такое дикие животные? Чем они отличаются от тех, которых приручил человек?

Вы, наверное, устали? Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали.

И, как зайцы, поскакали.

И за кустиком пропали.

  • «Домашние и дикие»
  • Если я назову дикое животное – вы должны присесть, а если назову домашнее животное – вы должны встать во весь рост и вытянуть руки вверх:волк,корова,лошадь, медведь, кот, лиса, свинья, лев, обезьяна, коза,гусь.

Открытие нового знания. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим говорить о животных, узнаем, на какие группы они делятся, и как различать животных разных групп.

– Сравните лошадь и корову. Что у них общего? Чем отличаются? Похож ли чем – нибудь заяц на этих животных? (у всех 4 ноги, голова, шея, хвост, тело покрыто шерстью).

Вывод: животные, у которых 4 ноги и тело покрыто шерстью – это звери.

Звери в зависимости от питания бывают травоядные, хищники, млекопитающие.

Аналогично рассматривается группа птиц и делается вывод.

Вывод: животные, у которых 2 ноги и тело покрыто перьями – это птицы.

Предлагаю вашему вниманию ещё две группы животных: рыбы и насекомые. Чем они отличаются от тех, с кем мы уже познакомились?

– Сколько ног у насекомых? (Обратить внимание, что на туловище у насекомых есть, маленькие полоски – насечки, поэтому и называются насекомые).

Вывод: животные, у которых 6 ног – это насекомые.

(разучивание новой физкультминутки «Стрекоза»).

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась, (улыбаются друг другу)

Раз – росой она умылась, (умывают лицо)

Два – изящно потянулась, (подтягиваются)

Три – нагнулась и присела, (наклоны и приседание)

На четыре – полетела. (взмахи руками)

У реки остановилась,

Над водою – покружилась. (кружатся на месте)

Первичное закрепление.

Назовите группы животных, о которых узнали сегодня на уроке и главные их отличия. А теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Я попрошу вас соединить изображение животного с группой, к которой оно относится.

разработка урока природа и наша безопасность

Работа в парах.

-У вас на парте карточки с изображением животных. Подумайте, посовещайтесь друг с другом. Найдите «лишнее» животное.

Карточка №1.

Лиса, волк, змея, медведь.

Карточка №2.

Кит, курица, корова, собака.

Карточка №3.

Слон, сова, кенгуру, лошадь.

Индивидуальная работа. Сложить мозаику.

– У вас на столе лежат разрезанные картинки. Ваша задача: собрать изображение животного. Расскажите, кто это. К какой группе животных относится.

– Сейчас я предлагаю вам каждому подойти к доске и оценить свою работу, поместить смайлик в табличку с выражением, которое вам ближе.

Спасибо вам за работу. Вы сегодня все молодцы.

И я прочту вам стихотворение Сергея Островского.

Если из гнезда упала птица – мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге – я в тревоге.

Если раздавлю зерно невольно – мне больно.

Если ствол сломали бесшабашно – мне страшно.

Им бы жить на белом свете – Я В ОТВЕТЕ!

Любите природу, не обижайте животных. Мы за них в ответе.

Конспект урока курса «Окружающий мир» в 1 классе по теме « Осень-природа готовится к зиме» по программе «Школа2100».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: знать времена года, основные признаки каждого времени года, правила поведения в природе.

Уметь отличать осень от других времен года, оценивать правильность поведения в природе.

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, развивать устную речь.

Регулятивные :принимать и сохранять учебную задачу, учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения.

Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала, оформлять свою речь в устной речи.

Познавательные: характеризовать времена года, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений, животных и времен года.

Основные понятия: похолодание, листопад,

Ход урока.

Организационный момент. (Музыка П. Чайковского «Времена года»)

Акатуализация знаний и постановка проблемы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о времени года, о котором великий русский поэт А. Пушкин сказал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

– Посмотрите внимательно на фотографии иллюстрацию в учебнике и дайте им общее название ( учебник с. 48, слайды в презентации: осень, осенняя природа.

– По каким признакам вы узнали, что здесь изображено именно это время года?

– О чём наш сегодняшний урок?

– Что мы узнаем на уроке? ( Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку).

III. Совместное открытие новых знаний.

На доске картинки с изображением осенних месяцев ( возможности доски).

разработка урока природа и наша безопасность

Рассмотрите рисунки. Назовите тему, которая объединяет все рисунки. (Осень).

Чем они отличаются? Расположите рисунки в соответствии с периодами осени. Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Дети читают стихи :

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи? ( Ноябрь).

Как изменяется неживая природа по месяцам? (презентация)

Вывод. В чём причина происходящих изменений в неживой природе? (похолодание)

– Проводя наблюдение за погодой, мы говорим о неживой природе. Давайте вспомним признаки осени в неживой природе.

Дети называют признаки осени в неживой природе:

– Солнце поднимается всё ниже и ниже, день становится короче.

– Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок.

– Небо всё чаще затягивают облака и тучи.

– Дождик становится холоднее, затяжнее и начинает выпадать снег.

Составление картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень». Обучающиеся делятся на три группы по рядам. Каждый ряд вытягивает конверт с заданием. Из элементов дети должны составить картинку.

Инструкция: сначала собираетесь, читаете задание. Вспоминаете признаки данного периода осени, составляете картинку. (Время работы 5 минут) Картинка предъявляется классу).

(Упражнение «Собери осенние листья»)

Дует, дует ветер

(Ученики дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо – влево)

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

( Движение руками сверху вниз).

И бегут по листьям

(Лёгкий бег на месте)

Мы с тобой гулять пойдём

(Шаг на месте)

И листочки соберем.

(Присаживаются, наклоняясь, «собирая» листочки)

Похолодание в жизни растений.

Похолодание меняет жизнь растений.

Многие из них, рассеяв свои семена, погибают У деревьев начинают опадать листья. Как называется эта пора? (Листопад)

Учитель демонстрирует листья с плодами , ученики находят эти же самые растения у себя на партах.

-Вместе с листьями опадают семена. Дуб рассеял свои желуди, клен и липа – крылатки, семена похожие на крылья стрекоз.

– Что же произойдет с этими семенами? (Прорастут на следующий год).

– Какой вывод можно сделать? (Жизнь продолжается).

Отгадайте загадки. Отгадки покажите под листочком. (возможности доски)

разработка урока природа и наша безопасность

Совершил один полет,

Полетел он сверху вниз

И на форточке повис. (Кленовый лист)

Потечет слеза (Береза)

Каждому она шапочку дала,

А себе не взяла. (Дуб, желуди).

Кто раскрасил клен в багрянец?

Пожалев лишь сосны.

Лес весь жарко подрумянил.

– Какие краски выбрала осень? Учебник стр. 49 Рассматривают листья, читают вывод.

Выполняют задание в тетради№2 стр. Нарисуйте цвета осени.

Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью. Как это происходит? Ответы детей. (презентация слайдов)

Животные готовятся к холодной зиме: лисы утепляют норки, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, ёж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые – комары и мошки.

Самостоятельное применение знаний.

Рабочая тетрадь, задание 4 с. 19 ( 3 предложения) (возможности доски)

разработка урока природа и наша безопасность

Вставьте пропущенные слова в предложения и прочитайте. Сделайте вывод. (Осенью все живые существа готовятся к суровой зиме

Проверка самостоятельной работы.

– Ребята. Когда животным лучше живётся, осенью или зимой?

– Почему вы так думаете?

– Как нам позаботиться о тех, кто остается с нами в суровую зиму?

Итог урока.

– Что узнали нового?

– Ответили ли на главный вопрос урока?

-По каким признакам мы устанавливаем, что наступила осень?

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природа и наша безопасность». УМК А. Плешакова

Цель: познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест

— Что обозначают эти знаки?

— Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомним формулу безопасности.

(Учитель записывает на доске

Предвидеть опасность.

По возможности избегать ее.

При необходимости действовать решительно и четко.

Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

— Какие опасности для человека может таить неживая природа?

— Какие опасности для человека кроются в живой природе?

Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

Работа по теме урока

Как вести себя во время грозы

— Отгадайте загадки.

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза

Вот по небу мчится конь —

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром

Гроза — красивое и величественное явление природы.

— Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охлаждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх- вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обволакивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делается тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются электричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя — отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружающий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы — не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность — удары молнии.

— Что страшнее — гром или молния? (Ответы учеников

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила. Молния — это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб — разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена — подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для электрических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.

А чтобы уберечься, людям надо знать правила.

(Учитель раздает детям распечатки памятки

Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: когда солнце сильно печет, а в воздухе накапливается влага, затем начинает по-особенному меняться небо и виден особый предгрозовой свет.

Если вы находитесь на возвышении, немедленно спуститесь вниз. На открытом пространстве держитесь подальше от высоких предметов. Не ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

Если почувствуете щекотание кожи или волосы на голове поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая бросайтесь ничком на землю: это уменьшит риск вашего поражения.

Если вы находитесь среди высоких объектов, сядьте на что-нибудь сухое, постарайтесь убрать с земли ноги. Очень важно, чтобы вы сидели именно на сухом, так как мокрые предметы не защитят вас от молний: они являются прекрасными проводниками.

Сожмите колени и обхватите их руками, опустив пониже голову.

Если вы в лодке, немедленно гребите к берегу: быть на воде во время грозы очень опасно.

Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Это наиболее безопасное место во время грозы. Металлический корпус автомобиля защитит вас: даже если молния ударит прямо в него, она уйдет в землю, не причинив вам никакого вреда. А вот передвигаться на мотоцикле или велосипеде в такое время не стоит. Резиновые сапоги на ногах хоть и предохраняют в какой-то мере, но не гарантируют безопасности.

В городе держитесь подальше от металлических заборов и вообще от всего металлического.

Находясь дома, выключите радио и телевизор. При грозе первым делом нужно закрыть окна.

Молния может убить человека, если ударит в голову и пройдет через тело. Кроме того, она может вызвать сильные ожоги и такие судороги мышц, что даже кости иногда не выдерживают и ломаются.

— Какие правила поведения во время грозы вы уже знали?

— Какие правила поведения во время грозы вы услышали впервые?

Опасные растения и грибы

Кто из нас не любит растений, их красивых цветов и листьев? Люди разводят растения в саду и дома. Без них наша жизнь была бы тусклой и скучной. Растения приносят нам огромную пользу — выделяют кислород, синтезируют органические вещества, дают пищу людям и животным.

— Чем опасны ядовитые растения и грибы? (Ответы учеников

Они могут вызвать сильную боль в животе, понос и даже судороги. Съев некоторые растения, человек рискует умереть. Даже если чуть-чуть пожевать кусочек ядовитого растения и выплюнуть, все равно капелька сока попадет в желудок, и этого будет достаточно, чтобы вызвать недомогание. У некоторых растений ядовиты только отдельные части. Так, у ревеня ядовиты листья, а из стеблей можно сварить вкусный компот. У нарцисса ядовиты луковицы, а лютик, если его наешься, может стать причиной сильного расстройства желудка, рвоты и судорог.

Ядовитыми могут быть и грибы.

— Рассмотрите в учебнике иллюстрации на с. 26—27.

— Работая в парах, назовите опасные растения и грибы.

— С помощью атласа-определителя опишите эти растения и грибы. Расскажите, как они выглядят.

— Как избежать отравления ядовитыми растениями и грибами?

(Учитель дополняет сообщения учеников (см. дополнительный материал к уроку)

Животные и наша безопасность

На планете живет много людей, а насекомых еще больше. Когда-то эти мелкие существа представляли для нас грозную опасность. Всего двести лет назад целые города вымирали от эпидемий чумы и тифа, которые распространяли крошечные насекомые: блоха и вошь.

Уже никто в развитых странах не боится этих болезней, но заболевания, которые вызывают насекомые, еще остались. Это малярия — передается при укусе зараженного комара, клещевой энцефалит — передается при укусе лесного клеща.

— Какие правила защиты от укусов насекомых вы знаете? (Примерный ответ. Отправляясь на прогулку, нужно надеть длинные брюки и рубашку с длинными рукавами. Открытые участки тела следует намазать или побрызгать репеллентом — средством, отпугивающим насекомых, чаще осматривать друг друга. При укусе насекомого надо удалить жало, промыть ранку перекисью водорода или марганцовкой

— Прочитайте в учебнике текст на с. 28—29.

— Как избежать укуса змеи? (Не ходить по лесу в открытой обуви, не трогать змей

— Что делать, если она укусила?

— Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с кошкой и собакой?

(Учитель раздает ученикам распечатки памятки

Любой ребенок, когда видит собаку, хочет погладить ее. Но это не всегда безопасно.

Что делать, если на вас напала собака?

Остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна.

Встаньте боком к собаке.

Твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!».

Не делая резких движений, позовите хозяина.

Если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага.

Не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза: это может спровоцировать животное на активные действия.

Если собака приседает, она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть).

Если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора!

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 14).

— Прочитайте задание. Какие правила поведения во время грозы вы запомнили?

— Допишите предложения. (Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие. Нельзя находиться возле металлических предметов. Нельзя прикрываться от дождя металлическими предметами. Нельзя купаться во время грозы

(После выполнения задания проводится проверка

№2 (с. 14).

— Прочитайте задание. Вырежьте из приложения и наклейте рисунки ядовитых растений.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка

№3 (с. 15).

— Прочитайте задание. Соедините линиями названия грибов и рисунки.

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику

№5 (с. 16).

— Прочитайте задание. Придумайте условные знаки к правилам безопасности.

— Кого бы вы похвалили сегодня на уроке? За что?

— По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите с ребятами, опираясь на свои наблюдения.

— Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?

— Есть животные, которых многие люди считают опасными.

На самом же деле они безобидны. О каких животных идет речь? Как нужно к ним относиться?

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие опасности для человека таит живая природа?

— А неживая?

Итак, некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определенные правила.

Учебник: прочитать текст на с. 25-30, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.

Дополнительный материал

Всем известно выражение «белены объелся», что означает: человек совершает действия, граничащие с сумасшествием. Если отведать белены, спустя некоторое время возникает помутнение сознания, нервное возбуждение, головокружение, появляются зрительные галлюцинации, охриплость голоса, сухость во рту. Затем наступает потеря сознания. Ежегодно от отравления беленой страдают до 40 человек, одна треть пострадавших — дети.

Белена — сорняк. Растет по обочинам дорог, на пустырях, во дворах, на огородах. Стебель растения толстый, высотой до 150 см. Листья удлиненной овальной формы, темно-зеленые. Цветки крупные, грязножелтого цвета. Плод — коробочка или кувшинчик — сверху закрывается круглой крышечкой. Семена напоминают маковые — мелкие, темно- коричневого цвета.

Ядовиты все части растения. Дети путают семена белены с семенами мака.

Растет как сорняк вокруг жилищ, у дорог, иногда образуя заросли. Это красивое растение так и просится на клумбу.

Стебель прямой, внутри полый, голый. Отходящие от него черешки на внутренней стороне мягковолосистые. Листья крупные, заостренные, крупнозубчатые. Цветки с белыми венчиками, похожие на воронку. Плоды — коробочки яйцевидной формы с колючими шипами. Семян много. Они черные, почти круглые.

Ядовиты все части растения, особенно — цветки и плоды.

Ландыш является украшением майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевернутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льется на лужайку тонкий аромат. Его хрупкие белоснежные колокольчики изящной кистью свисают со стройного, в обертке блестящих листьев, стебля.

Цветки появляются позже листьев. Сначала появляется тонкая веточка с мелкими зеленоватыми шариками-бутонами. Потом бутоны белеют, и наконец раскрываются чудесные благоухающие снежно-белые цветки. Цветение идет снизу вверх — первым распускается самый нижний цветок.

Все части растения ядовиты.

К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину, а листья засыхают. Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Но запомни: это очень ядовитые ягоды! Есть их ни в коем случае нельзя. Две-три ягодки ландыша могут оказаться для ребенка смертельной дозой.

Рекомендуем посмотреть

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Разнообразие веществ. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Природа в опасности. Охрана природы. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Общество. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Семейный бюджет. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Человек. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!

ГЛАВА 3. Результаты использования интерактивной доски в проведении уроков окружающего мира.

Используя эти комплекты, можно демонстрировать анимированные сюжеты, дидактические средства, медиаиллюстрации, видеосюжеты. В результате я собрала материал к урокам окружающего мира для первого класса и к части уроков для 2 класса.

С целью выявления эффективности использования интерактивной доски на уроках окружающего мира среди учеников второго класса было проведено анкетирование : Нравятся ли тебе уроки окружающего мира ,проводимые с интерактивной доской? (Текст анкеты, ответы учащихся находятся в Приложении №3).

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • познавательный интерес к предмету с использованием на уроке интерактивной доски у детей повышается;
  • уровень знаний по предмету с использованием современных технических средств возрастает (Диаграмма №1 и Диаграмма №2)
  • интерактивная доска на уроках позволяет достичь такие метапредметные результаты, как:развитие коммуникативной компетенции;умение определять области знаемого и незнаемого;умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • развитие коммуникативной компетенции;
  • умение определять области знаемого и незнаемого;
  • умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Список литературы

  • Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя. 1 , 2 .классы. «Баласс»2017г.
  • Вахрушев А.А. «Окружающий мир. Наша планета Земля» 2 класс. «Баласс» 2017г.
  • Вахрушев А.А. « Окружающий мир. Я и мир вокруг»1 класс. «Баласс» 2011г.
  • Волохова Е.Ю. Дидактика, Конспект лекций. Издательство «Феникс» 20014.- 288с.
  • Интерактивные дидактические материалы «Повторение и контроль знаний. Окружающий мир 1-2 класс». CD.
  • Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  • Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). И: Просвещение, 2009г.
  • Кравченя Э. М. « Технические средства обучения в школе». М.2006 г.-275с.
  • Крысина М.В. « Использование возможностей интерактивной доски на уроках в начальной школе. Информационные технологии в образовании».Саратов-2012 г.
  • Методическое пособие с электронным интерактивным приложением «Повторение и контроль знаний .Окружающий мир 1-2 классы» Интерактивные дидактические материалы. М ,Издательство « Глобус»2018.
  • Методические рекомендации для учителя к интегрированному учебно-методическому комплексу « Открываю законы родного языка, математики и природы» Москва 2017 г.
  • Мулярчик С.Е. « Методические рекомендации для участников образовательного процесса по работе с интерактивной доской : описание, возможности, методическое применение».М. 2011 г.
  • Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя / М.: “Российское педагогическое общество” / 2007г.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 г.№189
  • Электронное интерактивное приложение «Уроки окружающего мира с применением информационных технологий».Издательство «Планета» 2016 г.

Заключение.

В данной методической разработке я, опираясь на авторскую программу курса « Окружающий мир» под редакцией А. А Вахрушева и набор информационных средств по данному предмету, составила тематический план для 1 класса с использованием интерактивной доски и сценарии уроков по разным темам. Мною были изготовлены мультимедийные продукты: тесты, флипчарты и разработаны методические рекомендации по использованию интерактивной доски на различных этапах урока окружающего мира.

Использование на уроках интерактивной доски превращает его в настоящий творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения, имеется возможность включения детей в учебно-исследовательскую деятельность.

В перспективе ставлю себе задачу разработать уроки с использованием современных технических средств для 2 класса, 3 и 4 классов по русскому языку, математике и окружающему миру.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *