разработка урока техника безопасности на уроках химии

гОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Безопасность и охрана труда при использовании химических веществ »

Дисциплина: Химия

Автор работы:

Зубкова Дарья Михайловна

Тольятти

2014

Тема занятия: Безопасность и охрана труда при использовании химических веществ

Цели занятия:

1. Методическая: использование технологии метода проекта при проведении теоретического занятия, с элементами метода «мозгового штурма»

2. Обучающая: формирование общих и профессиональных компетенций в процессе изучения безопасности и охрана труда при использовании химических веществ.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе, воспитание активной творческой личности будущего специалист; воспитывать культуру учебного труда, навыки самообразова­ния, экономного расходования времени.

Длительность: 1час 30мин

Вид, тип занятия: теоретическое занятие с использованием технологии проектной деятельности

Междисциплинарные связи:

– общая и неорганическая химия

– органическая химия

– экологические основы природопользования

– технология органических веществ

– БЖД

Оборудование: мультимедийный проектор, экран и компьютер

Тема учебного проекта: Мысли глобально – действуй локально

Форма работы: групповая, исследовательская (таблица №3)

Перечень литературы:

1. Микрюков В.Ю., Безопасность жизнедеятельности: учкбник – М.:ФОРУМ, 2011. – 464с. – (Профессиональное образование).

2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб.пособие для 9–11 клпссов общеобразовательной школы. – М.: «Школа-Пресс», 1996. – 464.:ил.

3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.Экологические основы природопользования: Учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. – 2– е изд.,испр. и доп. – М.:Издательский цент «Академия», 2003. –208с.

4. Естествознание и основы экологии: Учеб.пособие для студентов сред.спец.пед.учеб.заведений/ Р.А. Страуд. – 2–е изд.,стереотип. – М.: издат.центр «Академия», 1998. – 288с.

Общие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной (учебной) деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Перечень используемых технических средств, дидактических материалов: компьютер, проектор, экран и презентации студентов, презентация преподавателя

План занятия

Таблица 1

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1.

Организационный этап

Словесный метод

5 мин.

2.

Постановка целей и задач (актуализация)

Словесный, исследовательский метод, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

10 мин.

3.

Основная часть: защита проектов

Наглядно-демонстрационный метод, групповая «мозговая атака», инсерт,

технология проектной деятельности, метод проблемно-поисковый, использование IT – технологий

50 мин

4.

Рефлексия, подведение итогов

Метод словесной передачи информации, групповой анализ ситуаций

10 мин.

5.

Заключительный

Словесный метод

5 мин.

Таблица 2

Ход урока

Этапы учебного занятия

Содержание деятельности

Методы

обучения

Средства обучения

Хронометраж

преподавателя

студентов

1.Организационный

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку, подготовка компьютера, проектора;

Приветствуют и

слушают преподавателя

Словесный

5 мин.

2. Постановка целей и задач (актуализация)

Формулирует тему занятия цели занятия

Знакомит с правилами защиты про­екта и напоминает критерии оценок (Приложение №4).

Показываю лист оценки (Приложение №10) и раздает листы оценки студентам . Сообщает, что в конце занятия группы сделают взаимооценку друг другу.

Принимают, уточ­няют цели и за­дачи.

Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Задают уточняю­щие вопросы в случае недопони­мания

Словесный, исследовательский метод,

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Компьютер, проектор, экран, презентация преподавателя

10 мин.

3.Основная часть: защита проектов

Преподаватель задает вопросы студентам:

«Какая опасность существует при использовании химических веществ, таких как кислоты, щелочи как в лаборатории техникума, так в лаборатории цехов? Какие меры осторожности надо соблюдать, выполняя опыты в лаборатории? Б.Коммонер сказал про окружающую среду: «Все связано со всем» А что вы думаете об этой мысли?». Преподаватель говорит о том, что была проведена предварительная работа, которая включала следующие этапы: подготовка, планирование, исследование, оформление результатов, создание презентация и анализ (Таблица №3). Преподаватель организует выступления проектных групп с презентациями. Побуждает студентов других групп участвовать в обсуждении презентации. Задает вопросы. Поправляет или сам дает ответ в случае затруднения студентов.

Студенты слушают и отвечают на вопросы

Слушают и анализируют

Осуществляют защиту своих проектов. Отвечают на вопросы.

Слушают выступающих, дополняют, задают вопросы докладчикам

Наглядно-демонстрационный метод, групповая «мозговая атака»,

Технология проектной деятельности, метод проблемно-поисковый, использование IT – технологий

Презентация преподавателя

Тетради

Компьютер, проектор, экран, презентации студентов и преподавателя

50 мин.

4. Рефлексия, подведение итогов

Предлагает ответить на вопросы по самооценке (Приложение №9) и оценить защиту творческих проектов других групп с помощью оценочных листов. Сам делает опенку проекта. Дает оценку деятельности групп. Анализирует и делает обобщение по результатам оценочного листа. Отвечает на вопросы студентов. Преподаватель и студенты вместе обсуждают, что уже было известно студентам о теме «Безопасность и охрана труда при использовании химических веществ», что для них явилось новой информацией, что противоречило их предположениям, о чем они хотели бы узнать больше. В заключение спрашивает студентов: «Получили ли дополнительные знания к уже имеющимся?», «Пригодятся вам новые знания в профессиональном будущем?», «Какие навыки вы приобрели, работая в группе?».

Анализируют и

оценивают свою работу. Оформляют и сдают оценочные

листы. Слушают оценку преподава -теля и экспертов.

Слушают обобщение преподавателя

и задают в случае

необходимости вопросы.

Отвечают на вопросы по самооценке.

Задают вопросы

Метод словесной передачи информации, групповой анализ ситуаций

Компьютер, проектор, экран, презентация преподавателя

10 мин

5. Заключительный

Преподаватель благодарит всех студентов и оглашает проставленные оценки. В конце учебного занятия презентации сдаются преподавателю

Студенты слушают преподавателя

Словесный метод

5 мин

Таблица №3

Основные этапы проекта

Этапы работы и их содержание

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

1. Подготовка

-Определение темы проекта и ее актуальности (приложение1)

-Выделение проблемы. Постановка целей и задач проекта

  • -Обсуждает тему и ее актуальность с преподавателем, получая при этом дополнительную информацию

-Формулирует проблему

-Устанавливают цели и задачи проекта

  • -Знакомит студента с проектной деятельностью, мотивирует студентов

-Помогает в определении проблем, постановке целей и задач проекта

2. Планирование

-Определение источников информации (приложение 2)

-Определение способов сбора и анализа информации

-Составление плана работы и формы отчета (приложение 3)

-Установление критериев оценки (приложение 4)

  • -Формирование команд и распределение ролей в проекте (приложение 5)

  • -Знакомство с планом и правилами работы в группе (приложение 6)

-Знакомство с графиком консультаций (приложение 7)

  • -Знакомится с предложенной литературой и способами сбора информации

  • -Разрабатывают план работы

  • Знакомится с формой отчета и критериями оценки

  • -Формируют команды и распределяют свои роли в проекте

  • -Знакомство с планом и правилами работы в группе

  • Формулируют задачи

-Определяют день консультаций

  • -Предлагает идеи и высказывает предложения

  • -Предлагает источники информации

  • -Определяет сроки работы

  • -Координирует план действий

  • -Знакомит с формой отчета и критериями оценок

  • -Знакомит студентов с правилами работы в группе

-Знакомит с графиком консультаций

3. Исследование

  • -Сбор информации и решение промежуточных задач

  • -Выполнение исследования

-Решает промежуточные задачи и выполняют исследования

-Наблюдает, советует, консультирует

-Координирует и направляет деятельность студента

4. Оформление результатов и формулирование выводов

-Анализ и обработка информации

– Письменный отчет в виде портфолио

-Формулирование заключения или выводов по проекту

-Оформляют творческую работу

-Готовят презентацию

-Анализируют информацию и формулируют выводы

-Наблюдает, советует, консультирует

-Координирует и направляет деятельность студента

5. Презентация

-Защита проекта

-Представляет результаты работы по проекту

-Анализируют и оценивает работу студентов

6. Анализ

– Анализирует результаты своей работы, выявляют недостатки, с целью повышения качества выполнения следующего проекта

-Анализирует работу отдельных студентов и группы в целом

-Выявляет недостатки

-Вырабатывают меры по коррекции недочетов и ошибок

Приложение 1

Темы проектов

1. Опасности химических веществ в химической лаборатории техникума.

2. Опасности химических веществ на производстве.

3. Влияние выбросов химических веществ на окружающую среду.

Приложение 2

Литература

1. Естествознание и основы экологии: Учеб.пособие для студентов сред.спец.пед.учеб.заведений/ Р.А. Страуд.- 2-е изд.,стереотип.- М.: издат.центр «Академия», 1998.-288с.

2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учеб.пособие для 9-11 клпссов общеобразовательной школы.-М.: «Школа-Пресс», 1996.-464.:ил.

Приложение 3

1.Творческая работа

2.Приложение (мультимедийная презентация)

1.1.Требования к содержанию творческой работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему работы; фамилию, имя и отчество руководителя проекта; город и год.

Оглавление

Включает:

наименование всех глав, разделов с указанием

номера страниц, на которых размещается материал

Введение (до двух страниц)

Содержит:

оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи; обоснование необходимости проведения работы

Основная часть (не более 10-ти страниц)

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретной исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы

2.1. Требования к содержанию презентации

Стиль:

Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Фон:

Для фона предпочтительны холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не  более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Содержание информации:

Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице:

Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты:

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Приложение 4

Критерии оценки защиты проектов:

1.Актуальность и значимость темы.

2.Полнота раскрытия темы.

3.Качество разработки идеи.

4.Завершенность исследования.

5.Оригинальность и творческий подход.

6.Артистизм и выразительность выступления.

7.Раскрытие содержания проекта на презентации.

8.Защита проекта.

Приложение 5

Состав группы и распределение обязанностей в группе:

№ группы

Лидер группы

Состав группы

Роль студента в проекте

Приложение 6

План работы в группе:

1.Выберите лидера.

2.Изучите задание.

3.Сформулируйте цели и задачи группы.

4.Распределите задания в группе.

5.Подберите литературу по заданной проблеме.

6.Составьте план и сценарий защиты проекта.

Правила работы в группе:

1.Работу в группе направляет преподаватель, а руководит ею лидер группы.

2.Все в группе проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. В группе не должно быть «спящих».

3.Каждый в группе должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.

4.Группы не соревнуются между собой, все студенты группы с удовольствием от общения друг с другом, от того, что они вместе выполняют проектное задание.

5.Ответственность, за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проект.

6. Проект защищайте уверенно. Во время защиты проекта работает вся группа.

7.Уважайте свой труд и труд сокурсников – внимательно выслушивайте друг друга.

Приложение 7

График консультаций

№ группы

Лидер группы

Дата и время консультаций

№ кабинета

Приложение 8

Правила защиты проекта

А) Выступающие:

Докладчики выходят к доске и защищают свой проект в течении 15 минут. После выступления докладчика все присутствующие могут задавать вопросы .

Б) Члены экспертной комиссии:

По ходу защиты проектов согласно установленным критериям оценивают выступающих и подсчитывает набранное количество баллов.

Г) Все присутствующие:

После выступления каждого студента при желании могут задавать вопросы

Приложение 9

Вопросы по самооценке:

1. Насколько удачно была выбрана тема проекта?

2. Глубоко ли мы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней еще остались?

Приложение 10

Лист оценки

Качество разработки идеи

Завершенность исследования

Оригинальность и творческий подход

Артистизм и выразительность выступления

Оформление работы

Раскрытие содержания проекта на презентации

Защита проекта

Ответы на вопросы

Сумма всех баллов

Результаты оценивают по пятибальной системе (1 – 5 баллов). 35-40 баллов = отлично, 24-34 балла = хорошо, 23-18 балла = удовлетворительно, менее 18 баллов = доработка.

4

Для развития у учащихся навыков критического мышления учащимся задаются следующие вопросы и выслушиваются их мнения, ответы обсуждаются в классе и делаются выводы.

1. Что такое химия?

2. Найдите на рисунке предметы, связанные с химией и объясните свой выбор.

разработка урока техника безопасности на уроках химии

3. Что делают химики?

4. Для чего следует изучать химию?

5. С какими предметными областями тесно связана химия?

Применение современной химии

Химия тесно связана с такими предметами, как физика, математика, биология и медицина.

Ученики смотрят видеоролик «Применение современной химии»

Лучше выполнять эксперименты по химии в хорошо оборудованной лаборатории. Перед началом работы в химической лаборатории узнайте больше о базовом лабораторном оборудовании.

Для проведения успешного и безопасного эксперимента химик должен быть знаком с основным лабораторным оборудованием и химической посудой.

Ученики смотрят видеоролик«Название химической посуды»

Ученики выполняют задания по видеоролику.

При достаточном знании о составе и структуре химических веществможно предсказать виды химических превращений, которым они могут подвергнуться. Многие из этих химических превращений могут быть вызваны в результате проведения множества интересных и разнообразных экспериментов. Мы должны научиться выполнять эти эксперименты таким образом, чтобы это было безопасно для каждого.

Ученики смотрят видеоролик«Правила техники безопасности в химической лаборатории»

Совместно с учащимися создаются правила техники безопасности в кабинете химии

Практическая работа №1.«Техника безопасности и знакомство с лабораторным оборудованием»

Практическая работа выполняется в виде групповой работы.

В каждой группе по 2 учащихся.

Групповая работа.

1-группаопределяет, что означают знаки безопасности.

Эти знаки ламинированы. Под каждым знаком учащиеся пишут маркером что они означают.Учащиеся могут получить необходимую информацию из стенда «правила техники безопасности».

разработка урока техника безопасности на уроках химии

Критерии оценивания 1-группы:

-эффективно используют отведенное для работы время;

-правильно характеризует 7 знаков по технике безопасности.

2-группаопределяет, что означают знаки безопасности.

Эти знаки ламинированы. Под каждым знаком учащиеся пишут маркером что они означают.При проведении работы учащиеся используют полученные ранее знания по предметам «естествознание» и «физика».

разработка урока техника безопасности на уроках химии

Критерии оценивания работы 2-ой группы:

-эффективно используют отведенное для работы время;

– правильно характеризует 4 знака по технике безопаснности.

3-группаобъясняет правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

Следующие рисунки ламинированы в формате А4. Учащиеся пишут маркером соответствующие правила техники безопасности.

разработка урока техника безопасности на уроках химии

Критерии оценивания работы 3-ой группы:

-эффективно используют отведенное для работы время;

-правильно характеризует 5 знаков по технике безопаснности.

4-группе выдается химическая посуда. Они называют их и объясняют их применение в химии.При проведении работы учащиеся берут за основу просмотренный во время урока видео-ролик «Названия химической посуды».

Название

Химическая посуда

Применение

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химииразработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

разработка урока техника безопасности на уроках химии

Критерии оценивания работы 4-ой группы:

-эффективно используют отведенное для работы время;

Правильно называют 5видов химической посуды и области их применения.

5-группе выдается воронка и фильтровая бумага. Они показывают как правильно подготовить фильтровую бумагу и объясняют технику фильтрования.

Учащиеся собирают штатив, указывают названия частей и объясняют их функции.

разработка урока техника безопасности на уроках химии
разработка урока техника безопасности на уроках химии

Критерии оценивания работы 5-ой группы:

-эффективно используют отведенное для работы время;

– правильно собирают штатив;

– правильно называют 3 составные части штатива;

Каждая группа защищает свою работу перед классом. Отвечают на вопросы учащихся. Подводятся итоги практической работы.

Учащиеся умеют оценивать свою работу и работу своих одноклассников согласно критериям.

Индивидуальная работа.

Учащиеся выполняют задание формативного оценивания.

Задания указаны в приложении.

[Приложение 1]

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.

Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь и письменные принадлежности.

Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя.

Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя.

После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом.

При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.

При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах.

При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;

Брать вещества руками;

Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;

Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;

Материал по химии Правила техники безопасности

Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;

Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;

Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;

Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;

Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;

Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;

Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;

Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;

Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;

Зажигать спиртовку без надобности;

Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.

Помните!!! Все химические опыты в домашних условиях запрещены !!!

Химические опыты проводят только в присутствии учителя химии!

1

Урок 1. Техника безопасности в кабинете химии. Вводный инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. 8 класс

2

Цели: 1. Изучить правила техники безопасности в кабинете химии. 2. Знать понятия «химия», «вещество», «свойства веществ». 3. Уметь различать понятия «тело» и «вещество», характеризовать физические свойства веществ, задачи химии.

3

Сикорская О.Э. Жизнь твоя в опасности без правил безопасности.

4

Сикорская О.Э.

5

Сикорская О.Э.

6

Сикорская О.Э. Нюхать нужно осторожно, И при том, махнув рукой, И тогда не будет плохо У ребенка с головой.

7

Сикорская О.Э.

8

Сикорская О.Э. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе – будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.

9

Сикорская О.Э. Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя – Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, хим кабинет, Для еды условий нет!

10

Сикорская О.Э.

11

Сикорская О.Э.

12

Сикорская О.Э. Рукой не трогай реактивы– Начнутся страшные нарывы. А коль коснешься кислоты, О, скоро пожалеешь ты!

13

Сикорская О.Э.

14

Сикорская О.Э.

15

Будьте особенно осторожны в обращении с кислотами, щелочами, огнеопасными и ядовитыми веществами !

16

Происхождение слова «химия» а) Хми (египетскийий.) – «черная» земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия. б) Кеме (египетскийий.) – «черная» наука. Алхимия как темная, дьявольская наука. в) Хюма (древнегреч.) – «литье» металлов; того же корня и греческое хюмос – «сок». г) Ким (древнекитайской.) – «золото». Тогда химию можно толковать как «златоделие».

17

Что изучает химия? Химия изучает: 1.Вещества. 2. Свойства веществ. 3. Превращения веществ.

18

В мире вечного движенья, В превращеньях вещества, Возникают на мгновенья Все живые существа. Но, явившись на мгновенье, Знать уж хочет существо, В чём же вечное движенье?

19

1.Стакан. 2.Линейка. 3.Ваза. 4.Скрепка. 5.Фольга. 6.Котел. 7. Пакет 8.Кольцо. 9.Стол. 10.Самовар. 1.Стекло. 2.Пластмасса. 3.Керамика. 4.Сталь. 5.Алюминий. 6.Чугун. 7.Полиэтилен. 8.Золото. 9.Древесина. 10.Медь.

20

Проверь себя! Тест. 1. В приведенном перечне вещество – это 1) алюминий 2) железный гвоздь 3) алюминиевая ложка 4) капля воды 2. В приведенном перечне физическое тело – это 1)жидкая вода 2) лед 3) водяной пар 4) капля воды 3. В приведенном перечне вещество – это 1) снежинка 2) вода 3) капля воды 4) ледяная сосулька 4. В приведенном перечне физическое тело – это 1)железо 2) железный гвоздь 3) алюминий 4) ртуть 5. В приведенном перечне физическое тело – это 1) медная проволока 2) крахмал 3) дистиллированная вода 4) спирт 6. В приведенном перечне вещество – это 1) капля дождя 2) стеклянный стакан 3) алюминиевая ложка 4) дистиллированная вода




21



22

Задание: вместо пропусков вставьте термины «вещество» или «тело». 1. При обычных условиях имеет форму и объем. 2. может быть твердым, жидким или газообразным. 3. обладает теплопроводностью.

23

Лабораторный опыт «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» Вариант 1Вариант 2 Свойства веществ Алюминий Уголь Агрегатное состояние Цвет Блеск Запах Раствори- мость в воде Свойства веществ Железо Сера Агрегатное состояние Цвет Блеск Запах Раствори- мость в воде

24

Лабораторный опыт «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» Вариант 1Вариант 2 Свойства веществ Алюминий Уголь Агрегатное состояние твердое Цвет серебри сто-белый черный Блеск есть нет Запах нет Раствори- мость в воде не растворим Свойства веществ Железо Сера Агрегатное состояние твердое Цвет серебри сто-белый желтый Блеск есть нет Запах нет Раствори- мость в воде не раствори мо не раствори ма

25

1. Признаки – бесцветный, растворимый, электропроводный, имеющий определенную температуру плавления – могут быть отнесены 1) только к веществам 3) и к телам, и к веществам 2) только к физическим телам 4) ни к телам, ни к веществам 2. Соль и сахар можно различить по 1) цвету 3) агрегатному состоянию при обычных условиях 2) по растворимости в воде 4) по отношению к нагреванию 3. Какой из признаков не является физическим свойством дистиллированной воды 1) температура кипения при нормальном давлении равна С 2) хороший растворитель 3) электропроводна 4) бесцветна 4. Какой из признаков не является свойством алюминия 1) серебристо-белый цвет 3) высокая электропроводность 2) пластичность 4) способность притягиваться к магниту 5. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят 1) агрегатное состояние 3) растворимость в воде 2) плотность 4) склонность к разложению при нагревании

26

Моющие и Моющие и чистящие средства чистящие средства Пища Средства для Средства для борьбы с насекомыми с насекомыми Химические средства Химические средства гигиены и косметики гигиены и косметики Вода Лекарства В жизни химия нужна, Как предмет она важна. И учить ее прилежно Мы должны от А до Я. Что мы носим, что едим, Чем здоровью мы вредим? Как кислоты выливать, Чтобы что-то не взорвать? На все вопросы эти Нам химия ответит.

27

Задачи химии 1. Изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве. 2. Получение различных веществ, необходимых в хозяйстве страны.

28

Нанотехнологии и химия Нано – это 10 м. Наноробот




29



Самостоятельная работа Задание 1. Выпишите в два столбика « тела » и « вещества » следующие слова: стакан, кислород, ключ, льдина, ртуть, свеча, вода, железо, черепица, известь, гипс. Задание 2. « Крестики-нолики ». Найдите выигрышный путь: а) телаб) вещества вилкапластмассавоск линейкасвечакапля кислородсотыжелезо глинаполиэтиленльдинка пробиркасвинецкапля батарея чугун провод Задание 3. Заполните таблицу « Свойства веществ ». Свойства веществ ВодаПриродный газ Агрегатное состояние Цвет Блеск Запах Растворимость в воде Задание 4. Дополните последовательность: название вещества – свойство вещества – применение вещества. А) Медь – … – изготовление электрических проводов. Б) Алмаз – … – ювелирные украшения. В) Алюминий – … – изготовление фольги. Г) Графит – … – изготовление грифелей для карандашей.

30

Ответы на задания 1. Тела: стакан, ключ, льдина, свеча. Вещества: кислород, ртуть, вода, железо, черепица, известь, гипс. вилкапластмассавоск линейкасвечакапля кислородсотыжелезо 2 а 2 б глинаполиэтиленльдинка пробиркасвинецкапля батарея чугун провод 3 Свойства веществ ВодаПриродный газ Агрегатное состояние жидкоегазобразное Цвет бесцветная бесцветный Блеск нет Запах нет Растворимость в воде-нет А) Медь – электропроводность – изготовление электрических проводов. Б) Алмаз – блеск – ювелирные украшения. В) Алюминий – пластичность – изготовление фольги. Г) Графит – оставляет след на бумаге – изготовление грифелей для карандашей. 4




31



Рефлексия Я знаю… Я умею…

32

Домашнее задание с.3-4, §1, определения, ответить на вопросы 1-5 на с.13

33

Использованные ресурсы 1) Lab.zip 2) 3) Т.А. Боровских. Тесты по химии. 8 класс. Издательство «Экзамен», москва, 2010

1

Техника безопасности на уроках химии глазами учеников Материал подготовила учитель высшей категории МОУ «Травниковская СОШ» Тутукова Елизавета Леонидовна

2

Цель: Воспитание и развитие у учащихся стремление к самоопределению и самореализации Задачи: Выявить творческих, инициативных учащихся; Активизировать развитие творческих способностей обучающих; Соединить теоретические и практические стороны программного материала; Воспитывать интерес к предмету и познанию мира.

3

Большое внимание на уроках химии уделяем технике безопасности. В конкурсе рисунков участвуют ребята с 8 по 11 классы.

4

Можно сделать классический конкурс: 1. Нарисовать безопасный процесс обучения проведения практических работ в кабинете химии, 2. Выбрать лучшие рисунки и поместить их на стенд.

5

Техника безопасности глазами учеников Общий вид стенда

6

Можно пойти по направлению, как нельзя себя вести в кабинете химии

7

Можно идти в противоположном направлении – как нужно себя вести в кабинете химии

8

Можно выдать стихи ребятам, на которые они сделают рисунки. Здесь может быть несколько вариантов. В своих творениях ученики используют разные направления. Работы после выставки хранятся в папках. Они группируются по отдельным правилам техники безопасности и по творчеству.

9

Папки для рисунков и стихов




10



11

Станешь натрий изучать – Мягкий он, как глина, Но опасно пальцем мять, Знаешь, в чём причина?

12

К носу совершай рукой Лёгкие движенья, Вот тогда – «нюхач» такой Просто загляденье!

13

Опыт можно проводить Только с разрешения, Ведь могу и не простить, Ваши прегрешения. При работе с кислотой Не нужна тревога. С осторожностью простой Избежишь ожога.

14

А кусочек вещества Надо брать пинцетом. Не пустые то слова, Помни, друг, об этом.

15

Плюс один – не получать Нагоняй за двойку. Кто же будет вас ругать На больничной койке?

16

Если пробуешь на вкус Ты всё непременно, Может статься, ты не трус, Но глупец отменный.

17

Не прими за простоту Лёгкость водорода, Проверяй на чистоту, Превращая в воду. В смеси с воздухом тотчас Водород взорвётся Ведь не зря «гремучий газ» Эта смесь зовётся.

18

Техника безопасности и герои детских стихов

19

Если ты во всё подряд Окунаешь пальчик, Про такого говорят: «Бестолковый мальчик!»

20

Техника безопасности и фантастика

21

Техника безопасности и «мультяшки» Насыпай и приливай Только над поддоном, Капнул мимо – не зевай, Промокни тампоном.

22

Техника безопасности и «мультяшки»




23



24

Техника безопасности и мы Реактив без меры льёшь – Плохо это, помни, Я не жадина, но всё ж, Будь поэкономней!




25



26

Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны!

27

Уважаемые коллеги! Вы увидели, насколько наблюдательны и внимательны дети, какие разнообразные рисунки они создают, работы выполнены карандашом, красками и фломастерами. И, что немаловажно, работали с фантазией. Я предложила вам только маленькие эпизоды, на основе которых, надеюсь, вы создадите свои незабываемые конкурсы рисунков. Спасибо за просмотр До новых встреч! Уважаемые коллеги! Вы увидели, насколько наблюдательны и внимательны дети, какие разнообразные рисунки они создают, работы выполнены карандашом, красками и фломастерами. И, что немаловажно, работали с фантазией. Я предложила вам только маленькие эпизоды, на основе которых, надеюсь, вы создадите свои незабываемые конкурсы рисунков. Спасибо за просмотр До новых встреч!

28

Источники информации Все рисунки взяты из личного архива учителя химии Тутуковой Елизаветы Леонидовны. Копилка химических знаний. Стихи – физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии» Копилка химических знаний. Стихи – физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии» snosti_v_kabinete_khimii_quot/ О химии в стихах Гребенникова Ольга Геннадьевна МОБУ «СОШ 16» г. Минусинск учитель химии О химии в стихах Гребенникова Ольга Геннадьевна МОБУ «СОШ 16» г. Минусинск учитель химии Ты в химкабинет пришёл B+%D0%B2%D0%BE+%D0%B2%D1%81%D1%91+%D0%BF%D0%BE%D0%B4 %D1%80%D1%8F%D0%B4+%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0 %B5%D1%88%D1%8C+%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8 %D0%BA%2C+%D0%BF%D1%80%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B E%D0%B3%D0%BE+%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D 1%82+%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B E%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D 0%B8%D0%BA.&fr=chrome

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 7

г.Соль-Илецка»Оренбургской области

Конспект урока химии в 8 классе

Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Подготовила:Сивожелезова

Татьяна Геннадьевна,

учитель химии

МОБУ «СОШ № 7

г.Соль-Илецка»

г.Соль-Илецк 2012

Цель: ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.

Задачи:

1.Изучить правила поведения в кабинете химии и правила по технике безопасности при работе с реактивами и оборудованием.

2. Формировать навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, развивать способности наблюдения, анализа.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и школьному имуществу.

Оборудование: компьютер, проектор, спиртовка, шпатель, держатель, пробирки, соль поваренная, спички.

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

1.Орг.момент Когда не было техники безопасности

В позапрошлом столетии техника безопасности при работах по химии находилась ещё в стадии формирования, поэтому исследователям постоянно приходилось сталкиваться в лабораториях с неприятными сюрпризами – взрывами, выделением ядовитых и дурно пахнущих веществ, химическими ожогами…

Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лабораториию На вопрос о том, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: “Ожидаю результата опыта”.

Описанный случай достаточно красноречиво показывает беспомощность человека, более того, выдающегося химика перед неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. Только воплощённое в правилах техники безопасности знание о способах преодоления возможных опасностей может надёжно защитить как опытных исследователей, так и делающих первые шаги в изучении химии школьников, сохранить их силы и здоровье для будущей плодотворной научной работы.

В начале прошлого века была издана книга двух немецких авторов Егли и Рюста “Несчастные случай при химических работах”, в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях, ставшая сегодня библиографической редкостью.

2.Знакомство с правилами поведения в химическом кабинете и правилами по технике безопасности при проведении химических опытов. (Просмотр презентации)

3.Беседа по просмотренной презентации

Учитель: Каковы основные правила поведения в кабинете химии?

Предполагаемые ответы:

  1. Во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте.

  2. Начинать выполнение практической работы только с разрешения учителя.

3.В кабинете химии запрещается:

  • принимать пищу и напитки;

  • загромождать проходы портфелями и сумками;

  • выносить из кабинета и вносить в него любые вещества;

  • брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимися;

  • проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные лабораторной работой;

  • оставлять без присмотра нагревательные приборы. По первому требованию учителя остановить выполнение работы (опыта).

4.Немедленно сообщить учителю:

  • о получении травмы (порез, ожог), плохом самочувствии;

  • обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах;

  • обо всех неполадках в работе оборудования.

5.При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя.

4.Самостоятельная работа

Задание: Рассмотрите рисунки и подписи к ним. Сформулируйте правила обращения с веществами.

Untitled-1
img704_1
img703_1
img701_1
img700_1
img702

img698_1
img692_1

img693_1
img696_1
img695_1
img694_1
img697_1

5.Практическая работа Отработка навыков работы со спиртовкой и химическими веществами.

Задание 1. Откройте склянку с сыпучим веществом и насыпьте в пробирку с помощью шпателя немного вещества. Обратите внимание: как вы положили крышку от склянки.

Задание 2.Налейте в пробирку из химического стакана воды на 2\3.

Задание 3.Размешайте раствор до растворения вещества.

Задание 4 Прочитайте инструкцию по работе со спиртовкой и нагрейте раствор в пробирке до кипения.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Спиртовка

  1. Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3. Фитиль;

5. Колпачок.

6.Первая помощь

Прочитайте правила по оказанию первой помощи

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

7.Закрепление

Ответьте на вопросы теста, и проверь свои знания по технике безопасности.

Тест . Правила поведения в кабинете химии

Вариант 1(выберите один верный ответ)

1. Если во время занятий в кабинете химии что-то загорится, то что нужно сделать в первую очередь:

1. быстро выбежать из кабинета 2. постараться потушить пожар

3. сообщить учителю и следовать его указаниям 4. начать выносить горючие жидкости

2. Что должен сделать учащийся, если почувствует себя плохо во время занятий:

1. обратиться к учителю или лаборанту 2. пойти к врачу, предупредив соседей по парте

3.дождаться конца занятий и пойти в поликлинику 4. пойти домой

3. Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок:

1.может, если там находится учитель или лаборант

2. может, если у него есть на это разрешение

3.вход в кабинет разрешен только со звонком

4.может, если там есть другие учащиеся

4. Если Вы увлекаетесь химией, можно ли брать в кабинете реактивы для домашнего эксперимента:

1. можно, но с ведома преподавателя

2. строго запрещено

3. реактивы выдаются родителям по их письменному заявлению

4. можно, если данные вещества Вам знакомы

5. Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:

1.сразу сообщить преподавателю

2. убрать осколки стекла, а потом убрать разлившуюся жидкость

3. сначала убрать жидкость, а потом осколки

4. посмотреть, не льется ли пролитая жидкость со стола

6. Как должен реагировать учащийся на неправильные действия своего соседа во время лабораторной работы:

1. ничего не делать, чтобы не мешать вести урок

2. надавать соседу тумаков

3. объяснить соседу его ошибки, а если не поможет, сказать учителю

4. немедленно сообщить преподавателю

7. Куда ставить портфель в кабинете химии:

1. возле своего стола 2. внутрь стола

3.на стол 4. оставлять возле двери

8. Какое первое действие надо произвести при попадании на кожу каких-либо растворов:

1. обработать каким-нибудь раствором из аптечки 2.промыть водой

3. аккуратно стряхнуть капли 4. ничего не делать

9. Если учащемуся неясно что-нибудь в ходе выполнения лабораторной работы, что он должен делать:

1. после урока выяснить этот вопрос у учителя

2. спросить совета у соседей, но работу не прекращать

3. работу прекратить, пока все не выяснит у учителя

4. закончить работать и сдать тетрадь

10. Следует ли мыть руки после занятий в кабинете химии?

1. мыть, если была лабораторная работа

2. не следует

3.только по указанию учителя

4. если только кто-то ещё будет мыть

11. Как должен поступить учащийся при получении какой-либо травмы?

1. не поднимать паники, но по окончании занятий обратиться к врачу

2.немедленно самому себе оказать помощь, а после урока сообщить учителю

3. немедленно сообщить учителю

4. попросить разрешения выйти из класса и пойти к врачу

12. Почему сосуд, из которого наливают жидкость, надо брать этикеткой в ладонь?

1. не обязательно этикеткой в ладонь 2. так удобнее держать сосуд

3. так лучше видно этикетку

4. капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку

Тест . Правила поведения в кабинете химии

Вариант 2(выберите один верный ответ)

1.Входить в кабинет химии можно:

1. без разрешения учителя;

2. по разрешению учителя;

3. по разрешению старосты;

2. Во время работы на рабочем столе может находиться:

1. портфель; 2. учебник химии; 3. бутерброд ; 4. письменные принадлежности;

3. Во время работы следует использовать реактивы в стеклянной посуде:

1. без этикеток; 2. с этикеткой, на которой указана формула и название вещества;

4. Остатки реактивов:

1. надо вылить (высыпать) назад в банку, где они находились;

2. высыпать в урну или раковину 3. следует отдать лаборанту;

5. Нагревая пробирку, необходимо:

1. направлять отверстием вверх 2. держать ее руками;

3. направлять отверстием к себе; 4. направлять в сторону от всех;

6.На вкус:

1. можно пробовать все реактивы; 2. нельзя ничего пробовать;

3. можно пробовать некоторые вещества;

7.Выполнять опыты нужно:

1. спокойно 2. быстро 3. стоя 4. сидя

8. Выполнять надо только те опыты, которые:

1. хочется выполнять самому; 2. разрешены учителем; 3.любые

9. Чтобы пробирка не лопнула:

1. ее нагревают только снизу; 2. —- сверху ; 3. по всей длине

4. сначала прогревают всю пробирку, потом ту часть, где находится в-во;

10. В случае попадания вещества на кожу или в глаза нужно:

1. протереть тряпкой или ладонью; 2. сообщить учителю; 3. рассказать товарищам; 4. промыть большим количеством воды;

11. Посуду, из которой взяли реактивы, надо:

1. сразу закрыть и поставить на место; 2. поставить на место, не закрывая; 3. закрыть и поставить на место после окончания всех опытов;

12.Спиртовку

1.нельзя поджигать самостоятельно 2.надо поджигать спичкой 3. можно поджигать зажигалкой 4. Можно поджигать от другой спиртовки

Самопроверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

1

1

2

1

4

2

2

3

1

3

4

2

4

2

3

4

2

1

2

1

4

3

2

8.Рефлексия-

-Что нового вы узнали сегодня?

-Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке

-Поставьте себе оценку в дневник самостоятельно

Д.З.

Напишите рассказ. Сказку, стихотворение о правилах техники безопасности или нарисуйте рисунок, плакат.

Использованные ресурсы

1.Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб – М.: САГА – ФОРУМ, 2008. 111 с.

2.http://machfi.narod.ru/testschem/8-1t-2.htm

3.http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/urok–tekhnika-bezopasnosti.html

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Химия (8 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 7

г.Соль-Илецка»Оренбургской области

Конспект урока химии в 8 классе

Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Сивожелезова

Татьяна Геннадьевна,

учитель химии

МОБУ «СОШ № 7

г.Соль-Илецка»

г.Соль-Илецк 2013

Тема: Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Цель: ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.

2. Формировать навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, развивать способности наблюдения, анализа.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и школьному имуществу.

Оборудование: компьютер, проектор, спиртовка, шпатель, держатель, пробирки, соль поваренная, спички.

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

1.Орг.момент Когда не было техники безопасности

В позапрошлом столетии техника безопасности при работах по химии находилась ещё в стадии формирования, поэтому исследователям постоянно приходилось сталкиваться в лабораториях с неприятными сюрпризами – взрывами, выделением ядовитых и дурно пахнущих веществ, химическими ожогами…

Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лабораториию На вопрос о том, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: “Ожидаю результата опыта”.

Описанный случай достаточно красноречиво показывает беспомощность человека, более того, выдающегося химика перед неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. Только воплощённое в правилах техники безопасности знание о способах преодоления возможных опасностей может надёжно защитить как опытных исследователей, так и делающих первые шаги в изучении химии школьников, сохранить их силы и здоровье для будущей плодотворной научной работы.

В начале прошлого века была издана книга двух немецких авторов Егли и Рюста “Несчастные случай при химических работах”, в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях, ставшая сегодня библиографической редкостью.

2.Знакомство с правилами поведения в химическом кабинете и правилами по технике безопасности при проведении химических опытов.

Ребятам предлагается посмотреть презентацию, в которой отражены некоторые правила по технике безопасности. (Просмотр презентации)

3.Беседа по просмотренной презентации

Учитель: Каковы основные правила поведения в кабинете химии?

Предполагаемые ответы:

  1. Во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте.

  2. Начинать выполнение практической работы только с разрешения учителя.

3.В кабинете химии запрещается:

  • принимать пищу и напитки;

  • загромождать проходы портфелями и сумками;

  • выносить из кабинета и вносить в него любые вещества;

  • брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимися;

  • проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные лабораторной работой;

  • оставлять без присмотра нагревательные приборы. По первому требованию учителя остановить выполнение работы (опыта).

4.Немедленно сообщить учителю:

  • о получении травмы (порез, ожог), плохом самочувствии;

  • обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах;

  • обо всех неполадках в работе оборудования.

5.При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя.

4.Самостоятельная работа

Задание: Рассмотрите рисунки и подписи к ним. Сформулируйте правила обращения с веществами.

Untitled-1
img704_1
img703_1
img701_1
img700_1
img702

img698_1
img692_1

img693_1
img696_1
img695_1
img694_1
img697_1

5.Практическая работа Отработка навыков работы со спиртовкой и химическими веществами.

Задание 1. Откройте склянку с сыпучим веществом и насыпьте в пробирку с помощью шпателя немного вещества. Обратите внимание: как вы положили крышку от склянки.

Задание 2.Налейте в пробирку из химического стакана воды на 2\3.

Задание 3.Размешайте раствор до растворения вещества.

Задание 4 Прочитайте инструкцию по работе со спиртовкой и нагрейте раствор в пробирке до кипения.

Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Спиртовка

  1. Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3. Фитиль;

5. Колпачок.

6.Первая помощь

Прочитайте правила по оказанию первой помощи

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

7.Закрепление

Ответьте на вопросы теста, и проверь свои знания по технике безопасности.

Тест . Правила поведения в кабинете химии

Вариант 1(выберите один верный ответ)

1. Если во время занятий в кабинете химии что-то загорится, то что нужно сделать в первую очередь:

1. быстро выбежать из кабинета 2. постараться потушить пожар

3. сообщить учителю и следовать его указаниям 4. начать выносить горючие жидкости

2. Что должен сделать учащийся, если почувствует себя плохо во время занятий:

1. обратиться к учителю или лаборанту 2. пойти к врачу, предупредив соседей по парте

3.дождаться конца занятий и пойти в поликлинику 4. пойти домой

3. Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок:

1.может, если там находится учитель или лаборант

2. может, если у него есть на это разрешение

3.вход в кабинет разрешен только со звонком

4.может, если там есть другие учащиеся

4. Если Вы увлекаетесь химией, можно ли брать в кабинете реактивы для домашнего эксперимента:

1. можно, но с ведома преподавателя

2. строго запрещено

3. реактивы выдаются родителям по их письменному заявлению

4. можно, если данные вещества Вам знакомы

5. Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:

1.сразу сообщить преподавателю

2. убрать осколки стекла, а потом убрать разлившуюся жидкость

3. сначала убрать жидкость, а потом осколки

4. посмотреть, не льется ли пролитая жидкость со стола

6. Как должен реагировать учащийся на неправильные действия своего соседа во время лабораторной работы:

1. ничего не делать, чтобы не мешать вести урок

2. надавать соседу тумаков

3. объяснить соседу его ошибки, а если не поможет, сказать учителю

4. немедленно сообщить преподавателю

7. Куда ставить портфель в кабинете химии:

1. возле своего стола 2. внутрь стола

3.на стол 4. оставлять возле двери

8. Какое первое действие надо произвести при попадании на кожу каких-либо растворов:

1. обработать каким-нибудь раствором из аптечки 2.промыть водой

3. аккуратно стряхнуть капли 4. ничего не делать

9. Если учащемуся неясно что-нибудь в ходе выполнения лабораторной работы, что он должен делать:

1. после урока выяснить этот вопрос у учителя

2. спросить совета у соседей, но работу не прекращать

3. работу прекратить, пока все не выяснит у учителя

4. закончить работать и сдать тетрадь

10. Следует ли мыть руки после занятий в кабинете химии?

1. мыть, если была лабораторная работа

2. не следует

3.только по указанию учителя

4. если только кто-то ещё будет мыть

11. Как должен поступить учащийся при получении какой-либо травмы?

1. не поднимать паники, но по окончании занятий обратиться к врачу

2.немедленно самому себе оказать помощь, а после урока сообщить учителю

3. немедленно сообщить учителю

4. попросить разрешения выйти из класса и пойти к врачу

12. Почему сосуд, из которого наливают жидкость, надо брать этикеткой в ладонь?

1. не обязательно этикеткой в ладонь 2. так удобнее держать сосуд

3. так лучше видно этикетку

4. капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку

Тест . Правила поведения в кабинете химии

Вариант 2(выберите один верный ответ)

1.Входить в кабинет химии можно:

1. без разрешения учителя;

2. по разрешению учителя;

3. по разрешению старосты;

2. Во время работы на рабочем столе может находиться:

1. портфель; 2. учебник химии; 3. бутерброд ; 4. письменные принадлежности;

3. Во время работы следует использовать реактивы в стеклянной посуде:

1. без этикеток; 2. с этикеткой, на которой указана формула и название вещества;

4. Остатки реактивов:

1. надо вылить (высыпать) назад в банку, где они находились;

2. высыпать в урну или раковину 3. следует отдать лаборанту;

5. Нагревая пробирку, необходимо:

1. направлять отверстием вверх 2. держать ее руками;

3. направлять отверстием к себе; 4. направлять в сторону от всех;

6.На вкус:

1. можно пробовать все реактивы; 2. нельзя ничего пробовать;

3. можно пробовать некоторые вещества;

7.Выполнять опыты нужно:

1. спокойно 2. быстро 3. стоя 4. сидя

8. Выполнять надо только те опыты, которые:

1. хочется выполнять самому; 2. разрешены учителем; 3.любые

9. Чтобы пробирка не лопнула:

1. ее нагревают только снизу; 2. —- сверху ; 3. по всей длине

4. сначала прогревают всю пробирку, потом ту часть, где находится в-во;

10. В случае попадания вещества на кожу или в глаза нужно:

1. протереть тряпкой или ладонью; 2. сообщить учителю; 3. рассказать товарищам; 4. промыть большим количеством воды;

11. Посуду, из которой взяли реактивы, надо:

1. сразу закрыть и поставить на место; 2. поставить на место, не закрывая; 3. закрыть и поставить на место после окончания всех опытов;

12.Спиртовку

1.нельзя поджигать самостоятельно 2.надо поджигать спичкой 3. можно поджигать зажигалкой 4. Можно поджигать от другой спиртовки

Самопроверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

1

1

2

1

4

2

2

3

1

3

4

2

4

2

3

4

2

1

2

1

4

3

2

8.Рефлексия-

-Что нового вы узнали сегодня?

-Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке

-Поставьте себе оценку в дневник самостоятельно

Д.З.

Напишите рассказ. Сказку, стихотворение о правилах техники безопасности или нарисуйте рисунок, плакат.

Использованные ресурсы

1.Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб – М.: САГА – ФОРУМ, 2008. 111 с.

2.http://machfi.narod.ru/testschem/8-1t-2.htm

3.http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/urok–tekhnika-bezopasnosti.html

Что включает в себя техника безопасности?

Техника безопасности включает требования к поведению работников и выполнению ими своей рабочей функции, направленные на предотвращение опасных ситуаций для жизни и здоровья как самих работников, так и их окружения. Аналогом понятия « техника безопасности » является термин «безопасные методы и приемы работы». 20 мая 2020 г

Что нельзя делать на уроках химии?

Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками

Что необходимо соблюдать на уроке?

Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте

Что такое техника безопасности на физре?

Техника безопасности на занятиях физкультуры предполагает, что обучающиеся с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время занятий и обязательны к выполнению всеми участниками образовательного процесса

В чем заключается техника безопасности?

Техника безопасности — вид деятельности (система организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов) по обеспечению безопасности любой деятельности человека, в том числе и трудовой деятельности

Какие правила безопасности нужно соблюдать на уроке физкультуры?

Учащимся нельзя: – резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале, – вставлять в розетки посторонние предметы, – пить холодную воду до и после урока , – заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте

Что нельзя делать в кабинете физики?

Ученикам запрещено брать на себя обязанности лаборанта или преподавателя. Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду или же такие, которые не соответствуют требованиям правил безопасности на уроке физики . Также запрещено применять самодельные приборы и оборудование с открытыми токоведущими элементами

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *