ипальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»
Доклад на тему:
«Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»
Сарызина О. Ю.
Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог дошкольного образования, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В данном документе описаны основные требования, касающиеся инновационной деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.
Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.
В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном с цифровым поколением.
Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
В условиях массового перехода на дистанционное обучение мы столкнулись с недостаточными знаниями и навыками цифровой грамотности. Всю образовательную деятельность мы начали делать в формате презентаций, но понимали, что многим родителям некогда читать и показывать данные материалы детям, да и детям в домашних условиях это не очень комфортно, ведь основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Тогда мы решили использовать в презентациях информационные ресурсы интернета. Это включение в них видео, ссылок на мультфильмы, физминутки и сайты с заданиями для усвоения пройденного материала. Снова столкнувшись с проблемами в виде отсутствия подходящих программ для открытия файлов и прочего, мы решили перейти на новый формат занятий – создание мультимедиа файлов (видео).
Изучив данный вопрос самостоятельно, послушав опыт других педагогов в этом направление, мы приняли решение действовать и развиваться. После изучения информации в интернете, мы скачали несколько видеоредакторов. Нами были выбраны видеоредакторы Movavi, PowerDirector и KineMaster, хотя программа может быть любой. Подобрав материалы по теме недели и по темам ближайших занятий (фото, картинки, gif-изображения, футажи), а также сделав фото и короткие видео наглядных материалов и наглядных образцов (поэтапное рисование, например), мы приступили к созданию видео.
Такие видео-занятия позволяют в игровой форме передать тему занятия детям на расстоянии, не перегружая их и не нарушая СанПин (длительность занятия 4-5 мин).
За время дистанционного обучения мы создавали и видео-занятия, и видео-поздравления и небольшие мультипликации в честь праздников. В дальнейшем хотим включить такие фрагменты не только в онлайн-занятия, но и в группе на занятиях, например в формате квест-приключений можно оказаться в горах, в лесу, прогуляться по улицам города и узнать много нового увидев своими глазами, не выходя из группы.
Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях?
Педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагога – учиться всю жизнь!
Спасибо за внимание!
СОВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА
В данной работе рассматривается понятие цифровой грамотности. Обосновывается необходимость развития цифровой грамотности специалистов педагогического профиля. Описываются основные компоненты цифровой грамотности. Анализируются главные современные ресурсы, предназначенные для повышения цифровой грамотности, и их основные возможности, способствующие усовершенствованию педагогического процесса.
цифровая грамотность, образовательный процесс, цифровизация образования, повышение педагогической квалификации, цифровые образовательные ресурсы.
MODERN RESOURCES FOR INCREASING THE DIGITAL LITERACY OF THE TEACHER
This paper discusses the concept of digital literacy. The necessity of developing digital literacy of pedagogical specialists is substantiated. The main components of digital literacy are described. The main modern resources designed to improve digital literacy and their main features that contribute to the improvement of the pedagogical process are analyzed.
digital literacy, educational process, digitalization of education, improvement of pedagogical qualifications, digital educational resources.
Ни для кого не секрет, что технический прогресс определяет темпы развития общества. Особенно очевидным данный факт становится в современном социуме, в котором все более приоритетное значение отдается цифровым технологиям, незаменимым сегодня во многих сферах человеческого бытия. Это можно сказать о производстве, науке, медицине, сфере услуг. В современном мире процесс цифровизации постепенно охватывает все области жизнедеятельности человека. Важно отметить, что цифровизация и информатизация не обходят стороной и образовательный процесс, способствуя формированию так называемой «цифровой образовательной среды», в рамках которой активно внедряются различные современные информационно-компьютерные технологии и ресурсы.
В свою очередь цифровая образовательная среда требует специальной профессиональной подготовки педагогов, развития у них цифровой грамотности с целью их оптимальной интеграции в современную образовательную систему, чему может препятствовать ряд профессиональных педагогических дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное овладение цифровыми навыками.
Поэтому особо актуальной становится проблема повышения цифровой грамотности педагогов для обеспечения качественного и результативного образовательного процесса. Встает вопрос о важности подготовки специалистов педагогического профиля, развитии у них профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий.
Вопросы развития цифровой грамотности современных педагогов изучались такими отечественными исследователями как Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, С. С. Жумашева, О. А. Зайцева, В. И. Колыхматов и др. Современные образовательные ресурсы как средство повышения цифровой грамотности педагогов рассматривались в трудах Е. Е. Дурноглазова, В. И. Колыхматова, Е. А. Кузнецовой, И. В. Шевердина, Д. С. Шапиева и др. Авторы подчеркивают эффективность использования специально разработанных ресурсов для повышения педагогической квалификации в сфере использования цифровых технологий в образовании.
Таким образом, возрастает значимость специализированных образовательных ресурсов, используемых при подготовке педагогов к работе с современными информационно-цифровыми технологиями с целью обеспечения успешной педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательного процесса.
данного исследования является изучения основных современных ресурсов для повышения цифровой грамотности специалистов педагогического профиля.
Изложение основного материала. Для педагога, как и любого другого специалиста, ведущего профессиональную деятельность в современном мире, важным является развитая цифровая грамотность, то есть совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в цифровом обществе. Во многих развитых странах трудоустройство современного специалиста, в том числе и педагога, не обладающего должным уровнем цифровой грамотности, не представляется возможным. Именно поэтому можно говорить о том, что цифровая грамотность становится фундаментом для развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.
В качестве критериев цифровой грамотности П. Гилстером были выделены следующие навыки:
1. Информационная компетентность – выражается в навыках поиска необходимой информации, а также освоения и применения инструментов, необходимых для работы с ней;
2. Коммуникативная компетентность – выражается в навыках общения с другими пользователями в рамках цифровых ресурсов;
Таким образом, цифровая грамотность человека определяется его умением работать с информацией, а именно находить ее, анализировать, интегрировать, управлять и обмениваться ею, поддерживать через нее компьютерные технологии, а также цифровую среду в сфере обучения, работы и досуга.
В структуре профессионального становления педагогов исследователь В. И. Колыхматов выделяет следующие ключевые компоненты цифровой грамотности:
– эффективное использование новых цифровых технологий (средств коммуникации, интерактивных средств работы с информацией, мобильных технологий, электронных ресурсов и пр.);
– эффективная ориентация в Интернет-пространстве, навыки поиска, обработки и анализа информации;
– навыки создания нового образовательного контента, интерактивного учебного материала в цифровой среде.
По мнению исследователя именно эти компоненты будут определять основные требования к цифровой грамотности педагогов в ближайшие годы.
На сегодняшний день цифровое пространство располагает различными цифровыми образовательными ресурсами, представленными как в свободном доступе так и на рынке медиаконтента. Данные ресурсы могут носить демонстрационный, информационно-справочный, обучающий, моделирующий, имитационный и другой характер.
Среди наиболее популярных информативных и удобных ресурсов, используемых в процессе самообразования современных педагогов можно выделить следующие:
4. « Вклад в будущее» – информационный ресурс Благотворительного фонда Сбербанка. Данный ресурс снабжен тематическими подборками различных материалов по актуальным направлениям:
• Советы и рекомендации педагогов в организации дистанционной формы обучения.
• Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей.
Рассмотренные образовательные ресурсы могут быть успешно использованы с целью повышения цифровой грамотности современных педагогов. Благодаря представленным на них материалам педагоги могут усовершенствовать свою работу, делая образовательный процесс более эффективным и качественным.
Таким образом, современная система образования, находясь под непосредственным влиянием мирового процесса цифровизации, требует срочного и качественного формирования новой цифровой компетенции педагогических работников. Проведенный в данном исследовании теоретический анализ показал, что современным педагогам важно осваивать последние ИТ-технологии, обучаться современным педагогическим методам и технологиям, что предполагает освоение новых видов взаимодействия, которые затем должны использоваться в педагогической практике. Основная цель всех современных педагогов заключается в постоянном развитии и совершенствовании профессиональной компетенции, в том числе и в сфере работы с цифровыми технологиями. Разработанные информационные ресурсы по развитию указанных педагогических компетенций позволяют в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс в современных образовательных реалиях.
Список использованных источников
Цифровая грамотность педагогов
дошкольных образовательных организаций
старший воспитатель МБДОУ д/с №2
В статье раскрыты особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды.
ИКТ-компетенция, технология, безопасность, информационная грамотность, цифровая грамотность, визуализация.
Мировые тренды развития образования и вызовы времени определяют высокие требования к цифровой грамотности педагогов, в том числе и педагогов дошкольного образования. Цифровые технологии быстро распространяются и обновляются. Высокоскоростной интернет, высокопроизводительные цифровые мобильные устройства, веб -инструменты, социальные сети, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект органично входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в дошкольное образование. Цифровизация всех сфер жизни требует от педагога новых компетенций, способствующих применению в образовательном процессе цифровых инструментов.
Анализ различных научных подходов к определению цифровой грамотности свидетельствует о разных взглядах на понятие и компоненты цифровой грамотности. Цифровую грамотность важно рассматривать как с позиции важности для обеспечения продуктивной жизнедеятельности человека в цифровом мире, так и с позиции применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективность образовательных результатов.
Профессиональные стандарты педагогов диктуют, что современные педагоги должны обладать необходимыми и достаточными ИКТ-компетенциями для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Наличие компетентности в области цифровых технологий является одним из основных профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в этой области, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направлены на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.
В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями цифровые тнхнологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном с цифровым поколением.
Информационно-коммуникационная грамотность предполагает наличие комплекса компетенций педагога. И КТ-грамотность необходимо разделить на два компонента: первый компонент отражает комплекс умений в области использования и применения информации, а именно сбора, переработки, оценки, структурирования, хранения, адаптации информации для использования в решении образовательных задач. Информационная грамотность предполагает выявление и осознание информационных потребностей педагога: что он хочет найти? Какую проблему он пытается решить? Выявление источников информации: использовать Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники? Педагог должен определить: где следует искать информацию?
К кому обратиться за помощью? как узнать, насколько надежна данная информация и как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников? Важным умением является использование информации в соответствии с этическими нормами: как действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
Второй компонент связан с применением информации в процессе образовательной коммуникации офлайн и онлайн, а именно с умением педагога использовать сервисы для асинхронного общения или общения не в режиме реального времени для решения образовательных задач и задач взаимодействия с коллегами и родителями (электронная почта, социальные сети, форумы, блоги); с умением использовать сервисы, позволяющие общаться с родителями и коллегами в режиме реального времени (мессенджеры, чаты и т. п.); с умением решать продуктивно коммуникативные образовательные задачи и проявлять культуру удаленного общения, используя различные каналы связи; с умением обеспечить безопасность в процессе коммуникации и защиту персональных данных воспитанников и их родителей; с умением создавать цифровую педагогическую репутацию, опираясь на морально-этические принципы педагогической деятельности.
с первой точки зренияэто набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. В этом смысле к критериям цифровой грамотности необходимо отнести:
Современный педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагогического работника – учиться всю жизнь!
В структуру цифровой грамотности педагога дошкольного образования входят следующие компоненты:
Компьютерная грамотность предполагает универсальный набор знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов. Показателем сформированности компьютерной грамотности у педагогов является комплекс умений и навыков:
Грамотность в области визуализации образовательного контента. Понятие визуализации в дошкольном образовании строится на принципе наглядности в обучении. В ситуации развития цифрового образования данный принцип приобретает новые характеристики. Грамотность педагога в области визуализации образовательного контента предполагает совокупность умений, направленных на достижение максимального обучающего воздействия на дошкольника с использованием всех каналов восприятия. Показателями данной грамотности являются:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод что информационная грамотность личности – это совокупность ее мотивов, знаний, способностей, умений, способствующих выбору, применению, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов, анализу сложных процессов функционирования информационных потоков.
Живущему в эпоху цифровизации человеку, необходимо развивать осознанное восприятие технологического прогресса. При принятии информированных решений он должен учитывать отрицательные и положительные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть всецело от нашей способности принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. – 2020. -№ 1
. – С. 30-45
2. Soldatova, G. (2020), “Classic School and a Little Online”, Children in the Information Society, Vol. 1
, pp. 16-25.
3. Tolstikhina, A. (2020), “Uniting distance”, Children in the information society, Vol. 1
, pp. 30-45.
Статья поступила в редакцию 18.08.2020
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург
В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.
Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.
DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER
Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg
In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher’ digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.
Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.
Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-
ния цифровым контентом.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.
Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.
– общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);
– комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);
– специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).
В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-
Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.
Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?
Коммуникативная грамотность -г1 89″
Компьютерная грамотность — ^^
учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с
Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:
• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;
• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;
• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.
Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.
С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».
В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:
– эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);
– эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;
– умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.
Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.
1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва : Перо, 2020. – 98 с.
2. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 50-55.
3. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 12-15.
4. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163). – С. 152-158.
5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – Москва : Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.
6. Binginlas, K. A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K. A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2009. – V. 5
. – P. 235-245.
7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. – 2011. – V. 3. – Р. 623-626.
1. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.
2. Kolykhmatov, V. I. (2019), “Role of digital technology in the teacher professional development”, Inter-regional scientific-practical Conference “Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher”, St. Petersburg, pp. 50-55.
3. Kolykhmatov, V. I. (2019), “The future of education: digital transformation”, Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.
4. Kolykhmatov, V. I. (2018), “Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.
5. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O. A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.
6. Binginlas, K. A. (2009) “Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature”, Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5
, pp. 235-245.
7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), “Role of ICT in the Curriculum Educational System”, Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.
Статья поступила в редакцию 20.08.2020
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-