РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА БИБЛИОТЕКАРЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В настоящее время понятие «цифровая грамотность» постоянно меняется и расширяется. Вследствие этого можно найти много трактовок данного понятия. Мы будем считать, что цифровая грамотность — это способность безопасно работать с информацией (создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни).

Материалы и методы. Статья написана с использованием следующих методов: анализ научной литературы по данной теме, а также результатов социологического исследования аналитического центра НАФИ.

Результаты и их обсуждение. Социологическое исследование, проведенное в рамках вопроса, представляет собой онлайн-опрос, участники опроса – учителя школ. Опрос содержит разного рода вопросы: открытые и закрытые. Педагоги были разделены на две группы: использующие цифровые технологии и те, которые не работают с цифровыми.

Рис. 1. Информация о педагогах школ

Результаты опроса показали, что практически половина педагогов (40%) неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют в педагогической деятельности. Более 20% учителей используют цифровые технологии непродолжительный период времени. При этом практически все педагоги (более 85%) активно используют компьютерную сеть Интернет, и у них нет трудностей при работе с компьютером и гаджетами. Причем педагоги теперь значительно чаще интересуются новыми программными продуктами и ресурсами (более 75%), а также широко пользуются социальными сетями (более 751%).

Рис. 2. Опыт использования цифровых технологий

Рис. 3. Согласие с суждениями о цифровых технологиях

Индекс цифровой грамотности педагогов – показатель уровня готовности педагогов к цифровой экономике, он был разработан НАФИ в три года назад. Данный показатель базируется на оценке информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Помимо опроса для оценки цифровой грамотности проводилось интервью. В ходе опроса каждому участнику необходимо было ответить на 15 вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений. Каждому из вопросов были присвоены равные весовые коэффициенты (так как не все индикаторы были более значимы, чем другие).

Для расчета индекса цифровой грамотности педагогов предлагалось шесть суждений (3 верных и 3 неверных). В итоге было 30 суждений для оценки истинности. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов для 5 компонентов цифровой грамотности: информационная, коммуникативная, медиа грамотность, компьютерная, технологическая. Индекс варьируется значениями от 0 до 100.

Рис. 4. Индекс цифровой грамотности учителей школ

Индекс цифровой грамотности учителей школ высокий – 87%. Самое низкое значение у компонента «отношение к технологическим инновациям» – 76%. Данный критерий определяет знание современных технологий и умение работать с гаджетами. Наиболее высокие уровни у компонентов «информационная грамотность» – 93% и «компьютерная грамотность» – 92%.

Выводы. Таким образом, современное обучение в школе невозможно без цифровой грамотности педагогов и учащихся. Цифровая грамотность является одной из главных компетенций педагога. Благодаря ей перед педагогом открываются следующие возможности: поиск материалов для подготовки к урокам, создание электронных образовательных ресурсов для индивидуализации обучения. Все это позволяет повысить мотивацию у учащихся и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.

Социологическое исследование аналитического центра НАФИ позволяет оценить уровень цифровой грамотности с помощью определенного индекса. Результаты измерения индекса цифровой грамотности педагогов показывают, что учителя школ обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает средний показатель по России.

Информационные технологии в образовании: учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова; под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-2187-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/81571 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М. П. Лапчик. — 3-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 185 с. — ISBN 978-5-00101-769-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151575 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Организация современной информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. — Москва: Прометей, 2016. — 278 с. — ISBN 978-5-9907986-4-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89710 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография / Г. Н. Чусавитина, Л. В. Курзаева, Л. З. Давлеткиреева, М. О. Чусавитин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-2035-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125427 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Жумашева Светлана Сатыбалдиевна – кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра педагогики, институт педагогики и психологии Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: статья рассматривает актуальность цифровой грамотности и использования современных технологий обучения в учебных заведениях. Анализируется рынок труда в контексте требований цифровой экономики. Описывается понятие и формирование «цифровой грамотности» в условиях учебного процесса. Приводятся примеры активного использования цифровых технологий в учебном процессе. Анализируется цифровая грамотность педагога как система базовых знаний, навыков и установок в сфере повседневного использования цифровых технологий.

Ключевые слова: интернет, цифровая грамотность, цифровая компетентность, информационные технологии, информационная среда.

DIGITAL LITERACY AS ONE OF THE KEY COMPETENCES OF A

MODERN TEACHER Zhumasheva S. S.

Zhumasheva Svetlana Satybaldievna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY, INSTITUTE OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY ABAI KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article examines the relevance of digital literacy and the use of modern learning technologies in educational institutions. The labor market is analyzed in the context of the requirements of the digital economy. The concept and formation of “digital literacy” in the educational process is described. Examples of the active use of digital technologies in the educational process are given. The digital literacy of a teacher is analyzed as a system of basic knowledge, skills and attitudes in the field of everyday use of digital technologies.

Keywords: internet, digital literacy, digital competency, information technology, information environment.

DOI: 10.24411/2312-8089-2021 -10911

Новая цифровая реальность трансформирует систему образования — меняется роль учителя и родителей в учебном процессе, появляется потребность в изучении новых предметов, связанных в основном с IT-технологиями. У этих тенденций есть много преимуществ, однако они не лишены сложностей. Человек с каждым днем увеличивает объемы поглощаемой информации, и ему становится все труднее учиться, ориентироваться в информационном потоке и планировать время.

Мировая цифровая экономика формируется под влиянием волн инноваций: социальные сети, электронная коммерция, интернет вещей, виртуальная реальность,

робототехника. Все это меняет повседневную жизнь человека и предъявляет новые требования ко всем сферам жизни и деятельности человека, которые немыслимы без информационно-коммуникационных технологий.

На рынке труда, опирающемся на требования цифровой экономики, возрастает необходимость в специалистах, которые смогут непрерывно повышать свои знания, улучшать навыки и умения, адаптироваться к новым технологиям производства, будут способны к самостоятельной работе с использованием современных средств информационных технологий. В таких условиях и система образования должна совершенствоваться посредством использования современных подходов и способов формирования компетентности обучающихся и обеспечивать цифровую экономику компетентными и конкурентоспособными специалистами.

Цифровые и сетевые технологии так плотно вошли в наш обиход, причем во все сферы жизни, что без них мы чувствует себя неполноценно или, как минимум, некомфортно. Используются прогрессивные инновации и в образовании, в том числе высшем.

Самый простой пример активного применения информационных технологий, распространенный, как среди студентов, так и их преподавателей – это доступ к данным, необходимым для учебного процесса. Доступ реализуется и с помощью ресурсов тематических порталов в интернете, и с помощью локальных ресурсов университетов. Ассортимент ресурсов постоянно пополняется и расширяется – от статистических и энциклопедических сервисов до сайтов с контентом, который генерируют сами пользователи.

Не все дисциплины удается доходчиво объяснить, используя ораторское искусство лектора или доску с мелом. Важную роль в развитии цифровой грамотности играет системное использование цифровых технологий в образовательном процессе. Наличие функциональных демонстрационных инструментов, вроде проектора с диаграммами, слайдами, видео, позволяет донести нужную информацию до студентов быстрее и эффективнее.

Наглядный пример использования технологий в учебном процессе – это информационные ресурсы для работы со студентами, изучающими историю, картографию, геологию, географию. Современные технологии позволяют и демонстрировать информацию в масштабируемом формате, и в режиме реального времени вносить правки, настройки, дополнения.

Информационные технологии, в том числе, позволяют улучшить учебный процесс «на дистанции», предоставляя деканатам и преподавательскому составу необходимую базу для проверки знаний и сбора необходимой статистики. Возможность оперировать большими объемами данных, (по всему университету, за несколько лет и так далее) дает возможность для адекватного анализа.

Еще одна технология, которая в период пандемии плотно вошла в жизнь и школьником, и студентов, и учителей – это дистанционное обучение. Несмотря на то, что в этом направлении практические технологии преподавания, контроля над выполнением заданий, особенности коммуникации в рамках больших групп еще не отработаны до идеала, в будущем дистанционное обучение может стать более популярным. В том числе среди обучающихся и преподавателей, которые не могут находиться физически в том или ином городе или ВУЗе.

В настоящее время создание цифровой экономики в Казахстане требует соответствующей ориентации системы образования, подготовки человека, использующего в своей деятельности современные цифровые технологии.

Одной из компетентностей, которую необходимо сформировать у преподавателя нового поколения, является «цифровая компетентность».

Понятие «цифровая грамотность» принято связывать с именем Пола Гилстера, американского писателя и журналиста, в прошлом – профессора университета штата Иллинойс (Чикаго), по образованию инженера в области электроники. Его книга

«Цифровая грамотность» была издана в 1997 году и стала первой в мире монографией, посвященной проблеме цифровой грамотности.

Цифровая грамотность – это расширяющиеся возможности креативных действий. Интернет полон таких возможностей. Существует множество сайтов, на которых можно создавать информацию в разных формах – текстовых, графических, фотографических, аудиальных, аудиовизуальных. В Интернете есть множество бесплатных программ, приложений, баз данных. Грамотный пользователь должен уметь разыскивать их и обращаться к ним.

Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. Критерии достижения цифровой грамотности:

1. критерии достижения медиаграмотности;

2. навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность);

3. навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность);

4. навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).

Под цифровой компетентностью мы понимаем основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности.

Иными словами, цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, которые представлены в различных моделях ИКТ – компетентности, информационной компетентности, но и установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности».

Другие считают, что необходимо проектировать образовательное пространство вуза и учебная аудитория должна отвечать современным требованиям и запросам цифрового общества. Для подготовки конкурентоспособного педагога необходимо в вузе

продолжить формирование у него цифровых компетенций. А преподаватель университета должен способствовать развитию цифровых компетенций студентов. Но чаще бывает так, что цифровые компетенции профессора отстают от компетенций студентов. Для решения этой проблемы целесообразно вести речь о проектировании образовательного пространства вуза, создании специальной профессионально-ориентированной среды для формирования цифровой компетентности как преподавателя, так и студента. Данная среда должна создаваться в соответствии со следующими принципами: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт обучаемого, учет его индивидуальных особенностей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время преподавателю необходимо планировать, организовывать и направлять процесс обучения в соответствии с меняющимися представлениями о готовности обучаемого к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, обеспечивать условия для подготовки к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях, демонстрируя разнообразие применения информационных сред и получаемых базовых знаний. Изучение новых информационных сред дает возможность выявить будущему специалисту достоинства и недостатки этих программ и тем самым определить степень их эффективного использования в практической деятельности.

Список литературы /References

2. Лапчик М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие / М. П. Лапчик. М: БИНОМ, 2013. 182 с.

4. Yachina N. P. E-Teaching Materials as the Means to Improve Humanities Teaching Proficiency in the Context of Education Informatization / N. P. Yachina, L. A. Valeeva, A. F. Sirazeeva // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. Vol. 11. Is. 4. P. 433-442.

7. Федотова Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е. Л. Федотова. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с.

8. Fross K. « Student zone» as a new dimension of learning space / K. Fross, D. Winnicka-Jaslowska, A. Sempruch // Case study in Polish conditions (Conference Paper). Advances in Intelligent Systems and Computing Volume, 2018. Vol. 600.

3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. – 2020. -№ 1

. – С. 30-45

2. Soldatova, G. (2020), “Classic School and a Little Online”, Children in the Information Society, Vol. 1

, pp. 16-25.

3. Tolstikhina, A. (2020), “Uniting distance”, Children in the information society, Vol. 1

, pp. 30-45.

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher’ digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.

Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-

ния цифровым контентом.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.

Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.

– общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);

– комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);

– специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-

Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.

Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?

Коммуникативная грамотность -г1 89″

Компьютерная грамотность — ^^

учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с

Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:

• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;

• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;

• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.

Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.

С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:

– эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);

– эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;

– умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.

Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва : Перо, 2020. – 98 с.

2. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 50-55.

3. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 12-15.

4. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163). – С. 152-158.

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – Москва : Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.

6. Binginlas, K. A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K. A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2009. – V. 5

. – P. 235-245.

7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. – 2011. – V. 3. – Р. 623-626.

1. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.

2. Kolykhmatov, V. I. (2019), “Role of digital technology in the teacher professional development”, Inter-regional scientific-practical Conference “Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher”, St. Petersburg, pp. 50-55.

3. Kolykhmatov, V. I. (2019), “The future of education: digital transformation”, Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

4. Kolykhmatov, V. I. (2018), “Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

5. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O. A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.

6. Binginlas, K. A. (2009) “Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature”, Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5

, pp. 235-245.

7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), “Role of ICT in the Curriculum Educational System”, Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *