С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫМ НАВЫКАМ

С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫМ НАВЫКАМ

Для чего необходимы уроки компьютерной грамотности для детей

Цифровая среда окружает детей с самого рождения. Может показаться, что ребята 7–10 лет с ПК на «ты»: умеют его включать, открывать социальные сети, играть в компьютерные игры.

Однако познания в области техники обычно носят развлекательный характер. Компьютер и смартфон регулярно используют 93% российских детей. При этом в Интернет они чаще выходят для игр, просмотра видео и общения с друзьями — и только потом идет подготовка к школьным урокам.

С некоторыми понятиями дети этого возраста вовсе не знакомы:

Печатать на клавиатуре, находить информацию при помощи поисковой сети, работать с файлами: хотя современные дети и рождаются чуть ли не со смартфонами в руках, но это умения, которые можно и нужно приобретать уже с 7 лет.

Детям полезно узнать о том, что гаджет — не просто средство для развлечений, но также инструмент для решения задач и расширения кругозора. Детский мозг пластичен и восприимчив к обучению, и ключевой момент — что в него будет заложено.

К тому же, в начальных классах уже дают задания, связанные с компьютером: найти данные в Сети, подготовить реферат, составить презентацию или таблицу. Вместе с этим общению с ПК в школе начинают учить сравнительно поздно, и устройство компьютера для детей 10 лет остается неизведанной темой.

Потому родителям школьников 7–10 лет стоит задуматься о дополнительном образовании. Детям важно научиться создавать тексты и слайды для презентаций, считать по формулам и делать графики в электронных таблицах. Изучение ПК научит искать и анализировать информацию, решать проблемы, критически смотреть на мир. Ребенок станет организованным, целеустремленным, инициативным.

Поможет детям в этом кружок компьютерной грамотности.

Что изучают на занятиях по компьютерной грамотности для школьников

Стартовый модуль курса по компьютерной грамотности посвящен контакту с ПК и прикладными программами. Ученики узнают о появлении компьютера, его составляющих и принципах действия.

Дети знакомятся с определением безопасности в Интернете: чтобы распознавать фейки, избегать вирусов и не наткнуться на мошенников. А еще учатся пользоваться операционной системой и облачным хранением, печатать на русской и английской раскладках клавиатуры с высокой скоростью.

Помимо этого, ребята исследуют сервисы от Google:

В последующих модулях продолжается знакомство с редакторами от Google. Например, делая таблицы, дети используют вложенные функции и создают вафельные и столбчатые диаграммы.

Попутно школьники осваивают такие навыки, как:

Компьютерная грамотность в начальной школе — первый шаг к увлекательному хобби и будущей карьере. Кто знает, вдруг возможности компьютера сподвигнут ребенка изучать разработку, заняться конструированием игровых вселенных или написанием собственного веб-сайта. В любом случае ребенок будет чувствовать себя уверенным пользователем ПК и применит полученные знания не один раз.

Для знакомства с компьютерной грамотностью для детей онлайн рекомендуем посмотреть видеоуроки на YouTube-канале школы «Пиксель». Бесплатные ролики — подходящий способ понять, что представляют собой занятия.

Если уже убеждены в том, что ребенок нуждается в улучшении контакта с ПК — ждем на курс компьютерной грамотности от школы программирования для детей «Пиксель».

Компьютерные компетенции

руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества

– Цифровая грамотность – это один из ключевых навыков XXI века, но, к сожалению, не каждый об этом задумывается. Жизнь современного человека все больше и больше связана с цифровым пространством. И безопасность современного человека в интернете напрямую зависит от его знания цифровых основ. Именно поэтому сегодня важно знать и понимать принципы безопасного использования интернета и шагать в ногу с технологиями самим, а также помочь детям освоить ключевые цифровые навыки для профессионального развития и легкой адаптации в цифровом мире. Освоить кибертехнологии реально в любом возрасте, и это не так сложно, как может показаться. Быть кандидатом наук, вундеркиндом или хакером вовсе не обязательно. Вдобавок вы можете превратить это в увлекательную игру и вместе с ребенком следить за последними новинками в мире IT и интернета, обсуждая и вместе обучаясь новому.

руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского»

Современным детям сложно представить мир без гаджетов: так, по данным нашего исследования, 88% детей в возрасте 7-10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет. При этом 15% опрошенных ребят отметили, что уже сталкивались с онлайн-мошенничеством. Цифровая грамотность становится таким же необходимым для жизни навыком, как и письмо или чтение, поэтому базовым правилам безопасности стоит обучать как можно раньше. К тому же, если освоение навыков проводить в игровой форме, в диалоге друг с другом, это позволит не только легче их освоить, но и поможет укрепить доверительные отношения.

Книги по онлайн-безопасности

Разнообразные учебники и развлекательные истории, которые учат безопасности в виртуальном мире — не менее важный медиум, чем онлайн-вебинары. Преподаватель компьютерной грамотности не всегда может вспомнить важные вещи — в живом обучении многие теоретические поинты неизбежно теряются. Книги сохраняют весь объем полезных знаний, поэтому использовать их полезно даже в современном дигитальном образовании. Важно и само переключение между цифрой и иными форматами компоновки информации — дети в любом случае должны познавать мир в его многогранности, и понимание того, что жизнь имеет и виртуальный, и реальный аспект, хорошо скажется на полноценности восприятия. Таким образом, книги станут неплохой альтернативой бесплатным курсам компьютерной грамотности, доступной в Москве, СПб и ряде других городов.

Первой книгой нашего топа станет сборник по вселенной Minecraft. На самом деле эта игра давно уже приобрела статус культовой — о ней знают миллионы детей по всему миру, и даже те, кто проводят в Интернете сравнительно немного времени, осведомлены о странном кубическом мире. Множество онлайн-школ учат программированию и другим информационным технологиям на примерах из Майнкрафта. В игре есть все — логические устройства, сложные многоуровневые постройки, режим креативности, привязка к языку кодинга, смешение ролевого жанра, экшна, шутера, выживания, головоломки, песочницы и многого другого. Сборник посвящен именно Майнкрафту — но он рассказывает обо всем перечисленном. В том числе в качестве проекта обучения компьютерной грамотности. Ведь игра напрямую связана с онлайн-сообществом, с правилами поведения в нем, с серверами и многопользовательской активностью. Поэтому данный материал о компьютерной грамотности будет полезен дошкольнику, желающему понять, что же собой представляет мир по ту сторону экрана.

Книга Дэвида Уитни расскажет больше о создании веб-сайтов, приложений, о технологиях будущего. С помощью HTML, CSS и JavaScript дети будут создавать уникальные проекты, которые могут перерасти из ситуативного занятия в хобби — а затем и в будущую карьеру. Онлайн-курсы программирования игр и сайтов неплохо справляются с задачей обучения тонкостям профессии, но эта книга — самое то, чтобы неспешно постигать новое, обдумывая некоторые вещи по несколько раз. Такой формат поможет ребенку усвоить сложные максимы, касающиеся веб-грамотности, подобрать удобный темп самообучения и практиковаться в свое удовольствие. Кажется, что в современности книги совсем вышли из моды — однако ничего лучше для постижения трудных образовательных локусов пока что не придумали.

А этот мини-учебник в легком повествовательном тоне проведет юных читателей через перипетии языка программирования для детей 10 лет — языка Пайтон. Это один из самых востребованных языков в принципе: на нем создаются видеоигры и различные приложения, он используется во множестве обучающих сред и курсов. В рамках знания компьютерной грамотности полезно изучить и библиотеку Python — понимание того, как работают подобные языки вообще, весьма поможет в освоении внутренней кухни кодинга и виртуальных процессов. Дети узнают больше о логических командах, операторах, а также о том, где можно применить полученный опыт.

Можно использовать разнообразные фильтры в почте и социальных сетях. Вкупе с паролями, пользованию которым стоит научить ребенка, они обеспечивают достаточный уровень безопасности. Но и здесь важно не переусердствовать. Интернет сложно назвать самым дружелюбным местом, но, чем больше контроля будет исходить от родителей, тем чаще дети будут ему противиться. Самым идеальным вариантом было бы воспитать хорошую привычку — советоваться со взрослыми относительно того, какой сайт или какой тип контента будет приемлемым для школьника.

При необходимости запретить посещение сайта следует обосновать такое решение — если ребенок понимает, что запрет ограждает его психику от деструктивного влияния, он будет относиться к этому проще. Самопроверка тоже не будет лишней: если родитель чаще задается вопросом «как бы я реагировал на месте детей?», риск постоянного контроля и мании запретительства существенно снижается. Взаимное доверие и общее понимание того, что цифровая гигиена не должна становиться паранойей — лучшее, что может быть в коммуникации между родителем и ребенком.

Наша подборка позволит как обеспечить информационную гигиену, так и научить детей информационным технологиям. Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, азы программирования, устройство Интернета, обучение цифровым библиотекам в рамках компьютерной грамотности — все это достаточно важно.

Для ознакомления детей младшего школьного возраста с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психологические и возрастные особенности развития; принципы обучения; специфику учебного материала и дидактических задач урока; гигиенические условия; использовать разнообразные методы и приёмы.

Рассмотрим психологические и возрастные особенности развития младших школьников. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Начинается в 7 лет и длится примерно до 10лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.

Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.

Все познавательные психические процессы становятся произвольными. Воля проявляется во внимании, памяти, мышлении. Наблюдается тесная взаимосвязь между всеми психическими процессами.

У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое.

Дальнейшее развитие получает интеллектуальная рефлексия — способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.

Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить занятия.

Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику. Происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но играет немалую роль в психическом развитии ребенка.

Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности.

Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, подражательность.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

Несмотря на желание младших школьников обучаться, могут быть и проблемы, связанные с потерей интереса к обучению. Причинами этого явления могут быть:

– перегрузка однообразным учебным материалом;

– несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

– ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Задача обучения не только научить детей младшего школьного возраста читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить компьютерной грамотности.

Последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Таким образом, чтобы формирование компьютерной грамотности младших школьников было продуктивным, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить занятие, педагогу необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, появившиеся новообразования этого периода.

Организация учебного процесса в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.

На занятии с детьми младшего школьного возраста с целью формирования компьютерной грамотности применяются следующие принципы обучения:

– принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;

– принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой системы знаний и закономерностей развития понятии в сознании учащихся;

– принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания;

– принцип наглядности, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления;

– принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, позволяющий применять приобретенные в процессе обучения знания;

– принцип активности и сознательности в обучении, требующий активизации учебно-познавательной деятельности, развития их самостоятельности;

– принцип преемственности, предполагающий установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;

– принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности.

Выбирая методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста для формирования компьютерной грамотности, педагог стремится найти эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы развитие умственных и творческих способностей, познавательной и самостоятельной деятельности, успешному усвоению материала.

Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе может происходить с помощью:

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Они могут меняться местами.  Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они используются в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, то  объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

В современной дидактике выделяют традиционные методы обучения:

– словесные методы (слово);

– наглядные методы (наблюдаемые предметы, наглядные пособия);

– практические методы;

– методы проблемного обучения.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, подразделяются на виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция. Слово активизирует воображение, память, чувства.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников; к ним относятся упражнения, практические работы. Этими методами формируются практические умения и навыки. Практическое занятие основной вид учебных занятий, направленный на формирование практических умений и навыков.

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий, при которых необходимо включение процессов активного мышления, познавательной деятельности для нахождения новых способов и приемов выполнения задания.

Выбор метода обучения зависит от:

– общих целей образования, воспитания и развития учеников;

– особенностей изучаемого предмета;

– цели, задач и содержания материала конкретного урока;

– возрастных особенностей учеников;

– уровня подготовленности учеников;

– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

– возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Задача формирования компьютерной грамотности не может быть полностью достигнута без использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.

Процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Использование на занятиях игровых технологий позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. У детей вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:

– дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;

– способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;

– выработать навыки культурно-продуктивного общения;

– научить использованию компьютера для получения новых знаний.

– использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;

– проведение работ, стимулирующих интерес и активность ребят;

– применение наглядных пособий и электронных развивающих книг;

– включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.

В результате изучения вопроса методов и приёмов формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста, можно сделать выводы:

Подкасты по обучению компьютерной грамотности детей 5–7 лет

Воспринимать информацию можно и аудиально — подкасты как раз набирают популярность. Попробуйте послушать один из них самостоятельно или вместе с детьми — может прийтись по душе.

По цифровой грамотности для детей сегодня даже выпускаются подкастами. Делимся самыми интересными аудиоресурсами, благодаря которым школьники смогут познакомиться с миром IT:

14. « Айти и дети»

Подборка аудиофайлов подойдут родителям, которые хотят научить детей кодить, но не знают, с чего начать. Ведущие рассказывают, зачем учить дошкольников и школьников программированию, что представляют собой цифровые профессии и чем они отличаются друг от друга, как правильно мотивировать ребенка.

Выпуски помогут узнать о проектировании игр и мобильных приложений, поспособствуют выбору детских онлайн-курсов по разработке, поведают о первых шагах в IT для детей.

15. « Проекция бесконечности»

Подкаст содержит ролики о технологиях, новшествах и захватывающих жизненных происшествиях.

Некоторые из выпусков повествуют об IT. Например, в 68-ой части обсуждаются понятие компьютерной грамотности и изменения в восприятии этого термина за последние 20 лет, знакомство с ПК и важность операционной системы, предпосылки замены стационарных ПК на более мобильные гаджеты.

16. « Двигатели прогресса»

В подкасте говорится о применении технологий в различных сферах и влиянии открытий на жизнь людей. Ведущий Антон Комолов встречается с экспертами, и вместе они обсуждают, как IT-разработки меняют окружающее пространство.

Ребенок узнает об истории автомобиля, искусственном интеллекте, транспортной кибербезопасности, умном доме, NFT-искусстве, виртуальной реальности. Аудио помогут детям расширить кругозор и познать мир.

Статьи, ресурсы, курсы по цифровой грамотности

Видеоуроки — не единственный способ обучить детей взаимодействию с технологиями. Полезные материалы и онлайн-курсы компьютерной грамотности для дошкольников придут на помощь.

7. Статьи по обучению детей 5–7 лет компьютерной грамотности в блоге онлайн-школы «Пиксель»

Подборка бесплатных статей по компьютерной грамотности для детей поможет самостоятельно узнать о функционировании ПК и интернета, освоить быструю печать и редактирование текста, научиться совершать операции в таблицах и составлять презентации.

Посмотрев посты и ролики, дошкольник сможет сделать анкету или опрос в гугл-формах, сохранить нужную информацию на ПК или в облачном хранилище, воплотить рисунок при участии мыши.

Текст чередуется картинками, скриншотами и видеоматериалами — ребенок не заскучает и усвоит увиденное.

8. Проект обучения компьютерной грамотности «Цифровой ликбез»

Обучающие занятия помогут дошкольнику развить цифровую грамотность. Участие в проекте приняли крупные компании: от «ВКонтакте» до «Лаборатории Касперского».

Ролики разделены по категориям и представляют собой мультики. Можно выбрать интересующее направление, среди которых: авторские права, интернет-мошенничество, компьютерные и мобильные вирусы, денежные кража, покупки в Сети, цифровая приватность.

Видеоуроки рекомендуется смотреть совместно с родителями и педагогами, чтобы при необходимости уточнить непонятные термины.

9. Бесплатные курсы по компьютерной грамотности от Neumeka

Учащиеся курсов компьютерной грамотности для начинающих познакомятся с правилами работы за ПК, дети смогут взаимодействовать с носителями данных, потрудятся над фото, видео и музыкой.

10. Бесплатное обучение компьютерной грамотности для детей от ресурса «Дефектология Проф»

Курс предназначается детям от 5–7 до 10–11 лет, в том числе с ОВЗ. Лекции и онлайн-консультации расскажут ребятам о компьютере и помогут применить приобретенные умения.

Дошкольники и школьники освоят клавиатуру и компьютерную мышь, работу за ПК, игры и рисование. Ученик овладеет графическими, текстовыми и табличными сервисами. А еще наловчится искать информацию в интернете, пользоваться электронной почтой, соблюдать меры безопасности в Сети. Помимо базовых знаний, ребенок познакомится со средой Scratch и постигнет азы кодинга.

В образовательный план входят 68 видеоуроков и 2 онлайн-встречи с наставником каждый месяц. За время учебы дошкольник воплотит несколько проектов.

11. Обучение ПК от «Курсов компьютерной грамотности»

Курс компьютерной грамотности для детей 5–7 лет поспособствует обучению работе за ПК. Прочитав материалы, дошкольник будет чувствовать себя уверенно, взаимодействуя с гаджетами.

Статьи разделены на категории. Ребенок исследует компьютер и ОС, узнает о подключении клавиатуры и наушников, рассмотрит единицы измерения файлов, научится выключать устройство.

Отдельный блок посвящен безопасности: ученик выяснит, как поставить пароль и как себя вести, если его украли.

Работа в Скайпе и гугл-сервисах, перенос фото с телефона на ПК, способ форматирования флешки, поиск человека в интернете: на эти и другие вопросы имеются ответы в материалах.

Список статей пополняется и обновляется, поэтому есть смысл периодически заглядывать на сайт. Рекомендуем:

12. Бесплатные курсы по работе в MS Office от сайта «Теории и практики»

Подборка из 13 курсов раскроет секреты и нюансы работы в MS Office: пройдя обучение, ребята рассмотрят потенциал программ Excel, Powerpoint и Word. Этот курс отлично подойдет для школьников: MS Office необходим уже в начальной школе.

В роликах содержится информация о создании привлекательных презентаций, работе с фото- и видеоматериалами, подготовке к публичным выступлениям. Любители таблиц познакомятся с нужными функциями, научатся проводить финансовые расчеты и оперировать датами. Ребенок сможет совершать и действия с текстом: создавать письма и наклейки, использовать закладки, делать объявления, редактировать изображения.

Курсы приводятся как на русском, так и на английском: повод освоить иностранный язык.

13. Уроки кибербезопасности от «Киберпротекта»

Курс направлен на учащихся 7–9 классов, но продвинутые дошкольники тоже обнаружат для себя массу полезного и занимательного.

За период обучения дети узнают о цифровом следе и нормах безопасных взаимодействий в Сети, научатся распознавать кибербуллинг и придумывать надежные пароли, смогут защититься от опасных программ и негативных последствий онлайн-шоппинга.

Уроки включают в себя видео, интерактивные задания, методические материалы и технологические карты.

Зачем детям изучать цифровую грамотность и что она включает?


С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫМ НАВЫКАМ

Сегодня предлагается широкий выбор материалов по компьютерной грамотности для детей. В этой вы найдете различные ресурсы по категориям.

YouTube-каналы

Преподаватели школы «Пиксель» уверены, что быть с компьютером на «ты» необходимо каждому ребенку. Курс рассчитан на детей 7-10 лет. Полученные знания пригодятся ребятам и в учебе, и в повседневной жизни. При просмотре видео-уроков, выложенных на YouTube-канале школы, они познакомятся с понятием «операционная система», научатся быстро печатать, пользоваться Google Документами, Google Презентациями и Google Таблицами, защищать проекты и выступать перед аудиторией. В курс входит большой блок тем, посвященный безопасности в сети: как не попасться на удочку мошенников, уберечься от кибератак, защитить себя при общении online.

Информатика для детей «КомпьюТерики» в клубе «АльтОшка»

«АльтОшка» — часть обучающей социальной сети «Альт Клуб». Уроки компьютерной грамотности для детей «КомпьюТерики» проходят в игровой форме, некоторые задания нужно выполнять в тетради. Занятия разработаны для младшеклассников.

Дети развивают память и внимание, проводят время весело и с пользой. При просмотре видео они познакомятся с историей информатики, устройством компьютера и правилами работы за ним, пройдут тест на уровень компьютерных знаний. Юные пользователи научатся работать с мышкой и клавиатурой, рисовать в графическом редакторе Paint. Преподаватель подробно объясняет все, что ребенок видит на экране. Блоки с новыми понятиями чередуются с играми, физкультминутками, творческими заданиями.

Азбука цифровой грамотности TVSmeshariki

«Азбука цифровой грамотности» со смешариками — 7 трехминутных эпизодов, где юные зрители осваивают правила поведения в интернете. Любимые герои попадают в разные ситуации, связанные с миром цифровых технологий. Лосяш рассказывает о том, что гаджеты не могут заменить общение с друзьями и прогулки на свежем воздухе, предлагает варианты более полезного досуга. В ненавязчивой форме школьникам объясняют, как безопасно общаться с незнакомыми людьми в соцсетях, искать полезную информацию, устанавливать надежные пароли, распознавать мошенников.

Курс по базовой компьютерной грамотности для детей онлайн от Общественного Фонда ITeachMe.

Курс состоит из 3 блоков, которые посвящены следующим темам:

Основы компьютерной грамотности для детей

Команда Codify решила сделать компьютерную грамотность доступной для каждого. Курс вмдео-уроков предназначен для взрослых и детей старше 7 лет, которые не знакомы с компьютером. Информация излагается в комфортном темпе, понятным языком. При просмотре видео ребята познакомятся с такими понятиями, как операционная система, файл (типы и расширения). Они научатся пользоваться мышью и функционалом рабочего стола, устанавливать и удалять программы, устанавливать браузер и пользоваться сервисами Google.

Информационно-обучающие видеоролики для повышения цифровой грамотности от Академии Минпросвещения России

Полезные материалы по компьютерной грамотности есть и на других видео-хостингах, например, на Rutube. На видео-занятиях, разработанных Академией Минпросвещения России, детям от 10 лет объясняют:

Курсы, статьи и другие ресурсы

Это всероссийский образовательный проект в сфере IT. Видеоуроки разработаны для взрослых и детей с участием ведущих технологических компаний. Своими знаниями делятся Яндекс, Фирмы «1С», «Лаборатории Касперского», госкорпорации Росатом и VK, Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».

Компьютерные занятия для детей созданы в виде мультфильмов, где жители подводного мира учатся эффективно работать с информацией, безопасно общаться в соцсетях и совершать покупки в интернете. Ребята узнают о таких проблемах, как интернет-мошенничество, интернет-буллинг, похищение денежных средств, телефонные и компьютерные вирусы. Юные пользователи научатся защищать себя. Возможно, «Цифровой ликбез» станет одной из ступенек к обучению детей программированию.

Курсы компьютерной грамотности в школе программирования для детей «Пиксель»

Школьники 8-10 лет узнают, как работают компьютер и интернет, научатся быстро печатать и редактировать текст, пользоваться электронными таблицами, создавать презентации. Информация в статьях подается в краткой и доступной форме, в разных форматах, чтобы ребенок не заскучал. Помимо текста, в них есть полезные ссылки, скриншоты, видео.

Новые знания можно сразу применять на практике, следуя шагам из видео или скриншота, например:

Занятия по компьютерной грамотности для школьников Neumeka

Пошаговые уроки Neumeka предназначены для начинающих пользователей. Курс компьютерной грамотности включает теоретическую и практическую часть.

Ребята научатся настраивать Windows, работать с фото, видео, музыкой.

Школа компьютерной грамотности для детей, созданная Московсковским институтом коррекционной педагогики

Видеолекции и онлайн-встречи адресованы ребятам от 5 до 11 лет, в том числе и с ОВЗ. Курс нацелен на ознакомление детей с базовым функционалом компьютера в теории и на практике. В игровой форме они научатся управлять мышкой, пользоваться клавиатурой, рисовать. Родители вместе с детьми смогут освежить свои базовые знания.

После регистрации родитель получает доступ к системе дистанционного обучения школьника. Юный пользователь сам решает, с каким разделом он захочет познакомиться в первую очередь. На групповых онлайн-встречах с преподавателями, которые проходят 2 раза в месяц, он сможет задать свои вопросы. Выполнение домашних заданий необязательно. Программа считается успешно освоенной после просмотра всех видеоуроков. Тестов для проверки знаний не предусмотрено.


С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫМ НАВЫКАМ

Бесплатный пошаговый курс обучения компьютеру

На этом сайте представлен список статей, которые помогут ребенку свободно чувствовать себя при работе за компьютером. Список постоянно пополняется. Компьютерные занятия для школьников разделены на несколько блоков:

Занятия по работе в MS Office на сайте «Theory & practice»

Подборка 13 ресурсов на русском и английском языках, которые помогут освоить новые полезные функции MS Office. Статьи будут интересны подросткам, которые хотят изучить:

Программа обучения от компании «Киберпротект»

Интерактивный курс разработан в формате смешанного обучения для учеников 7-9 классов. Продолжительность — 3 академических часа. Дети научатся:

Уроки выложены на платформе CORE, каждый из них включает видеоматериалы, интерактивные задания для контроля усвоения информации, методические материалы для работы в группах, технологические карты с подробным планом действий во время работы.

Подкаст «Айти и дети» ориентирован на родителей, заинтересованных в обучении подростков программированию. Он также будет полезен старшеклассникам, которые хотят начать кодить, но не знают, с чего начать. Школьники узнают, какие навыки необходимы для того, чтобы начать программировать, чем отличаются друг от друга IT-профессии.

Ведущие подкастов рассказывают:

«Проекция бесконечности»

Подкаст о технологиях, новинках и интересных событиях. На крупных подкастах часто выходят отдельные выпуски, посвященные IT, которые могут быть интересны и полезны подросткам. В 68 выпуске «Компьютерная грамотность» обсуждают:

«Двигатели прогресса»

В этом подкасте рассказывают о высоких технологиях, их влиянии на нашу жизнь в настоящем и будущем. В гости к ведущему Антону Комолову приходят эксперты. Они знают, как новейшие достижения IT меняют мир. Примеры тем:


С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫМ НАВЫКАМ

Телеграм-каналы

Телеграм-канал будет полезен подросткам и взрослым. Посты помогут самостоятельно овладеть компьютерной грамотностью или повысить ее, найти ответы на популярные вопросы, быть в курсе новых возможностей, которые открываются перед пользователями благодаря стремительному развитию технологий. Примеры вопросов, которые освещаются в блоге: безопасное извлечение флешки; что такое вебинар в сети и каковы технические требования для участников; как узнать о перемещении посылки, которую доставляет Почта России. В постах есть описание личного опыта автора, полезные ссылки на статьи, видео, приложения, сервисы.

Wylsacom Red

Этот канал о технологиях и жизни в ногу со временем. Авторы выкладывают последние новости из мира игр, обзоры популярных моделей гаджетов и их более бюджетных аналогов, рекламу курсов по востребованным IT-направлениям.

«Эксплойт»

«Эксплойт» — это медиа о технологиях и диджитал-культуре. С 2018 года команда «Эксплойт» создает контент в Telegram. Аудитория телеграм-канала — программисты, дизайнеры и другие IT-специалисты. Посты будут интересны и подросткам, интересующимся IT-сферой. На канале также выкладывают нативную рекламу приложений, банковских решений, гаджетов, курсов, анонсов. Примеры новостей: у Xiaomi появился внешний SSD-накопитель; нейросети создают песни; что умеет робо-собака QRIC.

20. « Не баг, а фича»

Телеграм-канал, где публикуют полезные фичи соцсетей, скрытые возможности ОС и диджитал-лайфхаки, советы по личной безопасности в интернете, например:

Возможно, в этой подборке для вас найдется интересная и актуальная информация для ознакомления ребенка с компьютером и современными технологиями.

А если вам было бы интересно изучить это направление глубже, то записать ребенка на кружок компьютерной грамотности, — отличная возможность организовать ему полезный и интересный досуг. Знания, полученные на курсах, пригодятся ему в учебе, будущей профессии, повседневной жизни.

Как проходят уроки по компьютерной грамотности

Курс от школы «Пиксель» подойдет:

Обучение сочетает теоретическую и практическую части: получить знания и сразу же применить их. Благодаря геймифицированному формату ребенок не теряет мотивацию и сохраняет стремление к изучению опций ПК до конца. Учиться можно индивидуально и в группе, офлайн и онлайн.

В «Пикселе» модульная система: каждый из 3 курсов помогает глубже узнать компьютер. В модуле 12 уроков, которые проводятся раз в неделю. Занятие длится полтора часа: дети усваивают новое и не устают.

Тренд XXI века

Цифровая грамотность – это умение ориентироваться в виртуальном пространстве и коммуницировать посредством цифровых платформ. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества считают, что это обязательный навык для каждого осознанного человека в XXI веке.

Цифровая грамотность тесно связана с понятием цифровой безопасности. По данным «Лаборатории Касперского», 91% родителей используют девайсы для обучения и развития детей. Однако просвещению по вопросам цифровой грамотности специального внимания не уделяют. Главная причина – взрослые сами плоховато ориентируются в этой сфере. Большинство взрослых, например, считают, что забота о персональных данных – вообще не их дело, мол, все само.

Именно поэтому Центр цифровой экспертизы Роскачества в том числе занимается цифровым ликбезом. И если вы регулярно читаете наши статьи, то знаний оттуда вам будет вполне достаточно, чтобы рассказать своему ребенку об азах работы в Сети и правильном использовании гаджетов, а также предостеречь от киберугроз.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *