Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся 9-11 классов
Тема: «Пожарная безопасность в школе»
Цели: 1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», поднятие его престижа;
практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях
Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего
Оборудование: 1. презентация; 2. компьютер; 3. проэктор; 4. экран; 5. прогивогаз;
бинты; 7. шина.
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень
важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии
все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф
нашей стране существует мощная структура – МЧС России, готовая действовать в сложной
обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в
современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС
России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)
Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о
пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи,
о защите здоровья и жизни.
III. Основная часть урока.
Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом
жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ,
приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда
люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода,
крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того,
чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как
непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в
многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его
людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность
человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников
героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой
Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты,
отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)
Огонь – враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах.
Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары
не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали
тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер
еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко
расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она
подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила
сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и
воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски
промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько
минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина
Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)
Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? (слайд 7)
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в
образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по
специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании),
первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии
с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными
соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей,
имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных
лиц государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с
действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные
правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с
действующим законодательством.
Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые
правила и выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей,
эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при
обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности
принимаемых мер. Первое, что надо сделать – это закрыть дверь того помещения, где горит
помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное
поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с
большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре.
Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы,
который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11,
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар
нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком
помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации
(слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
– главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро
эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет
журнал и построит вас;
– если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно –
марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в
– если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению,
пригнувшись или ползком;
– на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно
узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд 14)
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 17-22).
Средства индивидуальной защиты при пожаре.
1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных
10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование
индивидуальных средств защиты (слайд 23).
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор;
вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так,
чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание;
закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением
рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый
узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при
надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть
глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох,
открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого,
учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову
Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью
(это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно
погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой
или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в
ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной
поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной
холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того,
чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева
обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя
использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у
пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях
(при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в
реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху
сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только
бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной
помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую
повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло,
спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного
повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд 24).
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или
подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность,
слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления,
нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости –
чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в
кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое
обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.
Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая
Консультация медицинского работника.
Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.
Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и
умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю
всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)
Задачи
- Знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною.
- Знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения.
- Знакомство с первичными средствами пожаротушения и противопожарными объектами в здании (пожарный щит, пожарный кран, запасные выходы).
- Знакомство с правилами пожарной безопасности.
- Воспитание осторожного обращения с огнём.
- Воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.
- Воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие в ОГНЕННУЮ СТРАНУ», презентация «Викторина по противопожарной безопасности», приложение «Легенда о Прометее», приложение «карточки для самостоятельной работы» приложение «Памятка «Как вести себя при пожаре», приложение «Памятки «Как вести себя при пожаре», приложение «Тесты», рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.
Актуализация знаний и практических и умственных умений.
Отгадайте загадку: (Приложение 1, слайд 1)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два. Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Сегодня мы будем путешествовать по ОГНЕННОЙ СТРАНЕ (Приложение 1, слайд 2)
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
(Рассказ ученика) (Приложение 1, слайд 3). Легенда о Прометее. (Приложение 3).
Ученик 1. Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.
Ученик 2. И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал. Сохраняли его, как умели, –
Всемогущий, горячий огонь.
Ученик 3. И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
Ученик 4. Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты. Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
Ученик 5. Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает. Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
Ученик 6. И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли. Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Ученик 7. Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Огонь – друг. (Приложение 1, слайд 4)
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. (Дополнения детей).
Огонь – символ. (Приложение 1, слайд 5)
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг. (Приложение 1, слайд 6)
Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.
III. Формулирование темы и целей урока.
Но, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой. Очень добрый, очень злой
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? А догадаться вам поможет ребус. Разгадайте его. (Приложение 1, слайд 7).
Определение пожара. (Приложение 1, слайд 8).
Пожар — процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению.
Фото пожара. (Приложение 1, слайд 9)
Какова цель нашего урока? (Закрепить правила пожарной безопасности
Изучение нового материала.
Причины возникновения пожара.
Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.
-Чем может быть опасен пожар?
-Отчего может возникнуть пожар?
-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
(Приложение 1, слайды 10-11)
Причины пожаров.
Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.
Твои действия в квартире, если дома нет взрослых.
Если выйти из помещения невозможно. (Приложение 1, слайд 12)
- Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
- Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
- Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
- Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
При выходе через задымлённый коридор. (Приложение 1, слайд 13)
- Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
- Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду.
- Двигайся к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.
При пожаре в доме. (Приложение 1, слайд 14)
- Вернись, плотно закрой входную дверь.
- Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
- Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
- При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
Как надо вести себя при пожаре
Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.
Ученик 8. Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!
Ученик 9. Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.
Ученик 10. Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!
Ученик 11. Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас. Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!
Ученик 12. Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите. Поспешите выйти вон. В подъезд, не на балкон!
Средства тушения пожара. (Приложение 1, слайд 15-16)
Чем можно потушить пожар? (К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны
Физминутка (Приложение 1, слайд 17)
Игра «Потуши пожар»
А теперь, чтобы огонь победить,
Его надо быстро потушить!
Ребята делятся на 2 команды. Ставят 2 небольших ведерка. Первые участники каждой команды наливают воду в ложку и должны донести до ведра и налить в него, прибежать к команде и передать следующему игроку, которой повторяет действия первого игрока. Победит та команда, которая первая наберет воду в ведерко.
Сила, ловкость и сноровка,
И физическая подготовка
Для пожарного нужна,
Для пожарного важна.
Между стульями перетянута веревка, на которой висят колокольчики. Нужно пройти так, чтобы не задеть их. Выигрывает та команда, кто пройдет правильно и быстрее.
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре.
Из каждой команды выбирается по одному человеку.
Он «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
- называет адрес, где горит;
- свой номер телефона;
- свою фамилию;
- на каком этаже горит;
- как лучше подъехать к дому;
- сколько подъездов в доме.
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
Закрепление знаний и способов действий.
Творческая работа по составлению правил в рисунках.
Работа в группах по карточкам. (Приложение 4)
Проверка проведенной работы (выступления спикеров групп). (Приложение 1,слайд 18)
Контроль и самопроверка знаний.
Тест по пожарной безопасности. (Приложение 4)
Назовите имя героя древнегреческих легенд, принёсшего огонь людям. • Зевс
• Геракл
• Гера
• Прометей
Назови героя сказки Киплинга, сумевшего с помощью огня справиться с опасным соперником. • Багира
• Шерхан
• Маугли
• Каа
Чего же испугался Шерхан, и что может грозить и тебе?
• Высокая температура
• Большая палка
• Громкий голос
• Красный цвет
Что не является причиной пожара?
• Детские шалости с огнем
• Оставленный включенным утюг
• Перегрев велосипеда
• Неосторожное обращение с открытым огнем
• Сварочные работы
• Непотушенная спичка
• Поджог
С какой птицей на Руси ассоциировался поджог?
• Красный петух
• Красный воробей
• Красная ласточка
• Красная сорока
• Красная утка
Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось?
• Вызывать пожарную охрану по телефону 01
• Кричать «Пожар»
• Покидать горящее помещение
• Открывать все окна и двери
• Встречать пожарных
• Если огонь небольшой, пробовать затушить
Что надо делать при пожарах?
• Распахивать окна и двери в горящем помещении
• Близко подходить к огню
• Поддаваться панике
• Тушить водой, включенный телевизор
• Вызывать пожарную охрану
Что нельзя делать, если загорелся телевизор?
• Быстро выключать его
• Засыпать песком, землёй, стиральным порошком
• Заливать водой
• Накрывать плотной тканью, покрывалом, ковриком
Что нельзя делать при эвакуации из горящего здания?
• Перемещаться по задымленному помещению, пригнувшись или ползком
• Прикрывать рот и нос влажной тканью
• Залезать под кровать
• Накидывать на себя мокрое одеяло
Что не является средством тушения пожара?
• Огнетушитель
• Вода
• Песок
• Веник
• Керосин
• Брезентовое покрывало
Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
• Водопроводчик
• Пожарный
• Пожарник
• Огнеборец
• Огнегасильщик
Проверка теста. (Приложение 2)
VII. Домашнее задание.
Составь кроссворд на противопожарную безопасность.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Что узнали нового?
– Что понравилось?
– Какие сделали выводы?
Сегодня мы с вами выучили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.
Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, молчат.
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат).
Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.
И, конечно же, огонь станет вашим верным и послушным другом, а не врагом! (Приложение 1, слайд 19-20)
Просмотр фото про пожары и пожарников под песню «Парни службы МЧС»
Улан-Удэ, МОУ СОШ №17.
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Сценарий сказки по пожарной безопасности «Секрет маленькой спички»
создать условия для развития творческих способностей детей
формировать основы пожарной безопасности через театрализованную деятельность;
учить детей на примере героев сказки избегать пожароопасных ситуаций.
развивать навыки выразительной речи;
развивать чувство ответственности за свои поступки;
формировать сценическую речь и сценическое движение;
учить пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния – произносить текст
удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно.
воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью;
воспитывать сочувствие к пострадавшим, одобрение смелого поступка пожарных
В главных ролях
Сказочница-Абдулова Д.
Умничка-Злата Б.
Тихоня-Денис Т.
Огонь –Елизавета Р.
Медведь-Тимур К.
Медведица-Ева Ш.
Мишутка-Роман Н.
Лис- Денис С.
Лисица- Ева С.
Лисенок- Артем Б.
Сова- Александра О.
Волки- Руслан Б. , Никита Ч. , Роберт З. , Кооль В.
Белки- Кира Р. , Забава А.
Заяц- Тимофей Р.
Оператор: Юшкова Н. , помощник воспитателя подготовительной группы
Костюмеры: родители подготовительной группы- Нарыжная Ирина Владимировна, Рыжова Мария Сергеевна, Тимофеева Алена Константиновна, Быкова Мария Александровна
Сказочница: В далеком северном крае был сказочный лес, где жили добрые звери.
В этом лесу жили, были три медведя Михаил Потапыч, Настасия Петровна и маленький Мишутка.
Рядом с берлогой медведей была нора, где жили папа лис, мама лисица и сыночек Лисенок. Лисенок и Мишутка была друзьями, и часто играли вместе.
Лисенок был озорным шалуном, а Мишутка был очень серьезным и послушным ребенком.
На большом дереве устроилась тетушка Сова – умная голова. Она всегда следила за порядком в лесу, и была в курсе всех новостей.
Также жили в лесу волки, зайцы, белки, готовые прийти в любое время на помощь своим соседям.
У самой опушки протекала небольшая речушка, освежая этот лес своей водичкой
Однажды медведь с медведицей и лис с лисицей решили пойти в лес за едой, а детишкам сказали: «Сидите дома, не балуйтесь, мы скоро придем».
Родители ушли далеко в лес за кормом, а их детеныши дома стали играть.
Лисенок посидел, поиграл и решил пойти в гости к Мишутке. Мишутка очень обрадовался, предложил ему поиграть.
Мишутка: Лисенок как хорошо, что ты пришел ко мне в гости, давай играть.
Сказочница: Чуть поиграл Лисенок и стало ему скучно. Он увидел спички и предложил Мишутке, печку затопить да чай вскипятить.
Сказочница: А Мишутка ему говорить
– ни – ни – ни!
Мы остались ведь одни.
Спички без родителей не брать
И нельзя их зажигать!
Спичка – невеличка,
Спит как в колыбельке,
В коробочке своей.
Но малютка эта – Палочка с секретом,
Если загорится – Станет всех сильней!
Лисенок: Не буду я с тобой играть, пойду домой к себе домой.
Лисенок не стал играть с Мишуткой,
Отказался с ним дружить,
Громко топнул он ногою,
Быстро начал уходить,
Грустно Мишке расставаться,
Он Лисенку предложил остаться.
Мишутка: Так и быть, оставайся, разрешаю печь топить.
Разрешил Лисенку Мишка печь топить,
А сам решил его чаем угостить.
Взял спички маленький Лисенок
И зажег печку.
Вот Лисенку любопытно,
Спичечный секрет не видно.
Что же это за секрет?
Как найти скорей ответ?
И вот Лисенок решил поиграть
И дверцу у печки полез открывать.
Из печки упал озорной уголек
И пол деревянный мгновенно зажёг.
Мишутка: Ты, что натворил, зачем дверцу открыл. Давай спрячемся
И вмиг огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепка, Мишуточкин дом:
Пылают столы, полы, потолки,
Резвятся вовсю огоньки – угольки.
Сова пожар с высока увидала,
Колокольчиком звонким на помощь созывала.
Сказочница: В это время лесу Эколята ходили,порядок наводили, устали сели отдохнуть. Они услышали колокольчик, поняли, кому то нужна их помощь.
Умничка говорит: Тихоня, кому то нужна помощь, давай пойдем, поможем.
Сказочница: Эколята на пожар поскорей прибежали, быстро взяли ведра, набрали воды из речушку, протекающей у самой опушки.
Мишуткин дом водой заливали,
Да песню свою запевали:
“Мы – эколята защитники – герои,
Нам огонь послушен
Если вспыхнет он порою –
Будет вмиг потушен.
Услыхали волки песню
И скомандовали смело:
Раз, два, три, четыре, пять!
Эй, зверята, стройтесь в ряд!
Мы всегда спешим на помощь,
Потому что мы отряд,
И про нас все говорят:
“Замечательные парни”.
Зайцы, белки прискакали,
Пожар тушить помогали
Эколята же в доме малышей нашли,
И конечно, же их спасли.
Не сгорел Мишуткин дом,
Ремонт будет в нем потом.
Что ж Лисенок и Мишутка?
Испугались не на шутку.
Пожар этот будет вам урок
И Эколята всерьез решили:
Дети правила должны все знать,
И зверятам предложили
Всему их сейчас обучать
Эколята: Зверята, давайте,мы их научим правилам пожарной безопасности.
Чтоб не ссориться с огнем,
Нужно больше знать о нем,
Отказаться от привычки
Свысока смотреть на спички.
Дремлют спички, словно птички,
В коробочке до поры,
Только маленькие спички
Не годятся для игры.
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончится печально
Эта страшная игра!
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы,
И останется от дома
Только горсточка золы.
Слушайте, учите правила всегда
Не берите спички сами никогда
Здоровыми тогда.
А теперь, детишки,
В руки спички не брать,
Никогда не зажигать!
Костер не зажигай
И жидкость в него не подливай!
К розеткам не подходить,
Вас током может убить!
Дым увидел, не зевай,
А пожарных вызывай!
Помни каждый гражданин,
Папы, мамы из лесу вернулись
И, конечно, увидев все, ужаснулись.
Ой! Какой для них удар,
В этом доме был пожар.
Их успокоили Эколята,
С малышами родители все в порядке.
От огня их спасли соседи,
Они бесстрашны и добры.
Медведи,лисы друзей благодарили.
Лисица: Спасибо соседи, детей наших уберегли и от беды спасли
Медведица: За это мы вас
Сладким медом угостим.
А Мишутка и Лисенок
Повинились, извинились.
Мишутка и Лисенок: Простите нас родители, мы больше спички брать не будем, наши соседи всему научили.
Родители простили малышей.
Дети в лес пошли гулять
Стали песню напевать:
“В теплый солнечный денек
Мы опять с тобой, дружок,
По тропинке босиком,
Взявшись за руки идем!
Хорошо, что мы идем!
Хорошо, что мы поем!
Повезло, на что мы живем!”
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Картотека игр по правилам пожарной безопасности
Дидактическая игра: « Лото – пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре ( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т. Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей.
Дидактическая игра «Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
– Назови возможную причину пожара;
-как правильно вызвать пожарных;
– что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
– можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
– что нужно делать, если в доме запахло газом;
– можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
– можно ли поджигать тополиный пух;
– можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
– можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
– что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
– как правильно покинуть задымлённое помещение;
– можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Дидактическая игра: «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. ) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Дидактическая игра: «Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек
Дидактическая игра: «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит. ) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Раз, два, три, четыре.
Дым столбом поднялся вдруг.
Красный отблеск побежал.
Стол и шкаф сгорели разом.
Пламя прыгнуло в листву.
Кто в огонь бросал при этом
Помни каждый гражданин:
Дым увидел – не зевай.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара , развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример –кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т.
Сюжетно ролевые игры:
« Мы – пожарные»
экскурсия в пожарную часть,
беседы о работе пожарных,
рассматривание сюжетных картинок,
чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
рисование на данную тему,
обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
ООД на данную тему.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).
Игра с напольным конструктором « Пожар в городе».
Игры с напольным конструктором,
Рассматривание плана-схемы улиц города,
Экскурсия по близлежащему микрорайону,
Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
Беседы о профессии пожарного,
Игры с транспортными игрушками
Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.
Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.
Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома».
беседы на тему безопасности дома,
разучивание пословиц об огне и воде,
беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека»,
отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда»,
Знакомство с пословицами об огне.
«Юные пожарные спешат на помощь»
Занятие – путешествие по пожарной безопасности для детей подготовительной группы
– научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
– знакомить детей с огнем и его свойствам;
– расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
– закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
– воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
– развивать любознательность, память, логическое мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В: Ребята! Сегодня я получила видеописьмо от инспектора Пожаркина.
Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара. Воспитатель включает запись видеописьма: «Дорогие ребята детского сада N10! Я- инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
В: Вы согласны помочь пожарным?
Д: Да, согласны.
В: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.
Д: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
В: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
– Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
– Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
– Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
В: Вот мы и приехали. Первая остановка «Радиорубка». Проходите, садитесь поудобнее, оденьте наушники, включите свои компьютеры. Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», а мы с вами послушаем.
Воспитатель включает аудиозапись сказки.
«Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила – была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Воспитатель задает вопросы детям по сказке:
– Понравилась вам сказка? Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза и вред огня» (Воспитатель организует игру на интерактивной доске о пользе и вреде спички. Доска поделена на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части дети рисуют пользу, которую приносит огонь, в другой вред).
В:- Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Д:- За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. (На доске дети рисуют иллюстрации к своим ответам)
В:- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
В:- От чего бывают пожары?
Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. (На доске дети рисуют картинки к своим ответам).
В: -Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в автобусе.
По пути воспитатель обращает внимание детей на сигнал светофора. В: -Можно ли нам проехать на красный свет и почему? (На красный свет дороги нет, на желтый можно приготовься, на зеленый свет можно двигаться).
В: – А вот мы подъезжаем к перекрестку. Ребята, как вы считаете, мы должны пропустить пешехода? (Конечно же, мы пропускаем пешехода).
Дети продолжают поездку, подъезжают к картинной галерее.
В:- Обратите внимание налево- здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).
В: – Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:
– Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
– Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
– Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
– Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра ,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
– Если ребята мы будем соблюдать эти правила то с нами некогда не случится беды.
Воспитатель приглашает детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие.
В: – Мы с вами и приехали в прекрасный уголок зимнего сада. Я вас приглашаю на игру «Поле чудес».
Игра «Горит или не горит»
На барабане разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т. Ребенок крутит барабан, ребенок на которого укажет стрелка барабана берет карточку и определяет: горит или не горит этот предмет?
В: – Понравилась игра? (Ответы детей).
В: – Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.
В: – Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления.
В: Наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.
Пожаркин. – Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
-Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)
-Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
– Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и т
Пожаркин: – По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению необходимо оденьте специальную форму пожарного (дети одевают костюмы пожарных). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т
Пожаркин: – Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Пожаркин: – Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.
Пожаркин: – – А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
В: – Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилась, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре. , помогли инспектору Пожаркину потушить огонь).
Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.
Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют
«Песенку юных пожарных»
(Автор стихов песни воспитатель Пищик Е. , на музыку песни «Песенка друзей»):
Мы едем, едем, едем,
Спешим на помощь людям
И медлить нам нельзя!
Не просто ведь живется пожарникам страны,
И в песенке поется,
О том, как мы важны.
Припев: И сейчас вам споем:
Не шутите вы с огнем!
Спички жечь опасно,
Объясняем ясно.
Чтобы не было беды:
Не берите спички вы! (2 раза)
А коль беда случилась,
То не теряйтесь вы,
Пожарным позвоните –
К вам выедут они.