СЛЕДИТЬ ЗА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Основные характеристики инструмента

Инструмент имеет современную компьютерную форму. Рассчитан на проведение тестирования на стационарных компьютерах или ноутбуках с разрешением экрана не менее 1366х768.

Программно-аппаратный комплекс инструмента включает БД тестовых заданий сценарного типа (PBA) и контекстную анкету.

Контекст заданий: воспроизводит ситуации из жизни в условиях цифровой экономики и направлен на оценку одного или нескольких составляющих цифровой грамотности.

В заданиях симулируется работа в различных средах и с различными инструментами и сервисами: электронная почта, текстовые редакторы, программы создания презентаций, электронные таблицы, графические редакторы, базы данных, средства мультимедиа, Интернет-сообщества и т.д.

Автоматическая обработка результатов с «обратной связью» респонденту сразу после окончания тестирования.

Контекстная анкета разработана для  выявления факторов, связанных с повышением степени готовности граждан решать бытовые задачи в цифровой и технологически насыщенной среде и с развитием цифровой грамотности населения.

Разработана процедура администрирования процесса тестирования.

Цифровая грамотность сложный для измерения конструкт, поскольку включает в себя не только способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, но и информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом, фильтровать большой объем информации и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.), что накладывает дополнительные сложности для её измерения. Поэтому цифровую грамотность невозможно измерить традиционными тестами по компьютерной грамотности, которые измеряют прежде всего технические навыки работы с компьютером.

Лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов разработан инструмент измерения цифровой грамотности. Цифровая грамотность определяется как способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания и управления информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы информационной безопасности, а также этические и  правовые нормы работы с информацией


СЛЕДИТЬ ЗА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.


СЛЕДИТЬ ЗА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

В целях мониторинга цифровой грамотности и вовлечения населения     в реализацию мероприятий в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с 28 марта по 11 апреля 2020 г. во всех регионах Российской Федерации реализуется проект «Цифровой диктант».

Проект охватывает граждан двух возрастных групп: 14 – 18 лет, 18 лет и старше, и включает онлайн-тестирование на знание базовых интернет-программ, ориентирование и использование интернет-сервисов, компьютерную грамотность, безопасность в интернете, сбор и анализ программ и проектов, связанных с повышением цифровой грамотности населения.

Онлайн-тесты для определения цифровой грамотности, а также Карта цифровых возможностей регионов, на которой аккумулируется информация о проектах и программах по повышению цифровой грамотности населения регионов, размещены на сайте «Цифрового диктанта» (https://цифровойдиктант.рф/).

В «Цифровом диктанте» ‒ 2019 приняли участие около 40 тысяч человек из разных регионов России. По итогам проведенного тестирования индекс цифровой грамотности в стране составил 7,15 балла из 10. При этом самый низкий уровень цифровой грамотности продемонстрировали подростки в возрасте от 14 до 18 лет и люди старшего поколения в возрасте 60 лет и старше.

На сегодняшний день проект остается одним из наиболее эффективных инструментов определения не только уровня цифровой грамотности населения, но и качества реализации тех программ дополнительного образования, которые призваны этот уровень повысить. Будучи одним                   из национальных приоритетов, по определению Президента Российской Федерации, всеобщая цифровая грамотность позволит обеспечить высокую цифровую культуру российских граждан, чтобы затем наращивать кадровые, интеллектуальные, технологические преимущества России в цифровой экономике. Для достижения поставленной цели в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» обозначена задача усовершенствовать образовательные программы на всех уровнях – от школ до высших учебных заведений и развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов.


СЛЕДИТЬ ЗА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Платформа «Цифровой гражданин», на которой можно бесплатно пройти комплексное 30-минутное тестирование и определить свой уровень цифровой грамотности, доступна для использования, сообщает аналитический центр НАФИ.

Тестирование проходит по методике DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза и адаптированной для России. После тестирования можно получить бумажный сертификат, подтверждающий уровень цифровой грамотности пользователя, а также персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные материалы.

Цель платформы «Цифровой гражданин» — подготовка человека к жизни и работе в цифровой экономике и повышение его конкурентоспособности на рынке труда, говорится в сообщении.

После регистрации на платформе пользователь получает доступ к тесту из 64 вопросов, проверяющих его цифровые компетенции. Всего в системе более 1000 вопросов; чем больше правильных ответов даёт пользователь, тем более сложные вопросы ему задают. В личном кабинете будут сохраняться все результаты пройденных тестирований, рекомендации и ссылки.

На базе платформы «Цифровой гражданин» НАФИ будет проводить тестирование цифровой грамотности для сотрудников госструктур и корпораций, говорится в сообщении.

Напомним, в 2018 году НАФИ провёл измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. По России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения составил тогда 52 пункта из 100 возможных. Индекс цифровой грамотности россиян в первом квартале 2020 года составил 58 пунктов из 100. « Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции», — говорится в новом исследовании центра.

Напомним также, что в конце 2019 года Университет 2035 и российские компании запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф, чтобы жители России смогли бесплатно обучиться безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Зачем создавался инструмент оценки Цифровой грамотности?

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» помимо прочего необходимо обеспечить в 2024 году создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, а также преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. В фокусе внимания в первую очередь оказываются вопросы развития информационной инфраструктуры, использования современных цифровых решений бизнесом, создание ИТ-систем. Вместе с тем цифровые технологии наряду с новыми возможностями для образования, здравоохранения, ведения бизнеса, взаимодействия с государством и др. создают и новые риски, оказывая влияние на доверие и вовлеченность различных слоев населения в цифровую культуру, пополняя копилку вызовов, которые стоят перед современной экономикой и обществом.

В связи с этим актуальной становится оценка уровня готовности человека решать задачи, не связанные с профессиональной деятельностью, в цифровой и технологически нагруженной среде, а также уровня развития цифровой грамотности как совокупности навыков, позволяющих человеку выполнять такие задачи самостоятельно. Кроме того, без понимания уровня цифровой грамотности граждан невозможно планировать развитие сервисов цифровой экономики.

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Актуальность

Стремительное развитие технологий (в том числе Интернет-вещей, распределенного реестра, искусственного интеллекта) и цифровизация жизни задают новые рамки для развития современного человека.  Цифровые технологии воздействуют на процессы обучения и преподавания, вносят существенные изменения на рынке труда. Успех человека, живущего в информационном цифровом обществе, в значительной степени определяется теми компетенциями, которыми он владеет.

Одна из них цифровая грамотность – способность использовать цифровые технологии для работы с информацией, включает информационную безопасность, этику, способность работать с нелинейным и динамическим материалом,  большими данными и т.д. Кроме этого, цифровая грамотность связана с критическим мышлением, коммуникацией, сотрудничеством, техническими навыками работы с определенными инструментами (например, браузером, почтовым клиентом и проч.). Это важная часть базовых навыков 21 века, на развитие которых ориентируются во всем мире, в том числе в России. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также определена задача обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации. Таким образом, начиная со школьного возраста, цифровая грамотность становится все более актуальной, т.к. позволяет человеку эффективно функционировать в цифровом мире.

Данный проект реализуется в рамках Стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность».

Задачи проекта


СЛЕДИТЬ ЗА ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Команда проекта

Васин Георгий Михайлович

Прямухин Дмитрий Ярославович

Перечень ключевых компетенций цифровой экономики

Ключевые компетенции цифровой экономики – компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов

Коммуникация и кооперация в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей

Саморазвитие в условиях неопределенности

Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций

Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов

Управление информацией и данными

Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также алгоритмов при работе с полученным из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач

Критическое мышление в цифровой среде

Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *