О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности
Интернет, цифровая грамотность, медиаграмотность
Аннотация
В статье рассматривается понятие “цифровая грамотность”, которое является предметом значительного числа научных публикаций. Целью данного исследования является разработка теоретической модели, которая позволила бы обобщить многочисленные практики и теоретические подходы относительно цифровой грамотности. Фиксируется проблема трансформации понятия «грамотность», обусловленная социокультурными изменениями, в основе которых лежит научно-технический прогресс, а также возникновение большого количества «парциальных грамотностей» тесно связанных между собой. Развивается идея Альберта Букхорста о понятиях, близких по содержанию понятию цифровой грамотности (компьютерная грамотность, интернет-грамотность, медиа- и информационная грамотность). Предлагается четрехкомпонентная модель цифровой грамотности – авторская разработка обобщенного рассмотрения подходов к пониманию цифровой грамотности в семантическом пространстве двух конструктов – технико-технологическое / социогуманитарное и возможности / угрозы. На основе этих конструктов выделяются четыре компоненты поля практик и теоретических подходов, касающихся цифровой грамотности, а именно: технико-прагматические возможности, содержательно-коммуникативные возможности, технико-технологические угрозы и социопсихологические угрозы. Компонент «технико-технологические возможности» представляет собой утилитарные, прагматические или инструментальные компетенции. « Содержательно-коммуникативные возможности» включают развитие способностей по созданию медиатекстов, их получению от других участников сети, их восприятия и интерпретации. Компонент «технико-технологические угрозы» подчеркивает охранительные элементы при использовании программного обеспечения и Интернет. Наконец, компонент «социопсихологические угрозы» описывает социальные, психологические и этические аспекты работы в цифровой среде, которые могут быть связаны с опасностями, в том числе интернет-зависимостью, кибебуллинга и пр. На основе представленной модели могут проводиться эмпирические исследования по измерению уровня грамотности, мониторинг состояния грамотности в России.
Скачивания
Данные скачивания пока не доступны.
ШариковА. В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности. The Journal of Social Policy Studies, 14
, 87-98. извлечено от https://jsps.hse.ru/article/view/3289
СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности, которая ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности; характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности; представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности.
На современном этапе эволюционного развития информационного общества цифровая грамотность признана жизненно важным навыком. На первый взгляд, складывается впечатление, что современные обучающиеся знают все о цифровых устройствах, быстро разбираются в технологических новинках, могут легко найти любую интересующую их информацию, активно общаются в социальных сетях. Однако педагогическая практика реальной ситуации в школе демонстрирует необходимость дополнительного ознакомления молодежи с новыми возможностями и угрозами цифрового пространства. Подготовка к осознанному, безопасному и продуктивному использованию цифровых технологий в практической деятельности для удовлетворения своих интеллектуальных и социально-экономических потребностей, формирование цифровой грамотности должны начинаться со школьной скамьи. Целесообразно говорить о цифровой грамотности как о главном ресурсе цифровой социализации членов цифрового общества и развития цифровой цивилизации. В этой связи особенно актуально определение содержания цифровой грамотности и построение концептуальной модели понятия цифровой грамотности.
В ходе сопоставительного анализа и обобщения результатов отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных разным видам грамотностей человека определены актуальные компоненты цифровой грамотности, выделено семь главных областей. Это основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем, карьерные компетенции. Представлены их развернутые характеристики, уточнено понятие цифровой грамотности и построена концептуальная модель понятия цифровой грамотности.
Концептуальная модель понятия цифровой грамотности ориентирует на осознанное и рациональное использование человеком цифровых технологий в жизнедеятельности (целевой компонент); характеризует систему знаний, умений и навыков человека в различных областях цифровой грамотности (содержательный компонент); представляет схему развития цифровой грамотности в системе учебных дисциплин и демонстрирует междисциплинарный характер феномена цифровой грамотности (предметно-методический компонент); определяет перечень проявлений цифровой грамотности в каждой ее области в техническом, когнитивном, коммуникативном, ценностном, социальном, этическом, креативном и других аспектах (результативный компонент). В основу модели заложена идея формирования целостного и разностороннего представления о «цифре», цифровом формате данных, способах обработки и свойствах цифровой информации, цифровом пространстве.
Проект
Анна Кайсина
Вера Федотова
Монография отражает современные вопросы цифровой трансформации образования как результат естественного развития человеческого общества, проблемы и современные тенденции цифровизации образовательной среды школы, характеризует концептуальную модель понятия цифровой грамотности, сущность и содержание цифровой грамотности. Обосновывается роль школьного курса информатики в формировании цифровой грамотности школьников.
Цифровая трансформация образования предполагает комплексную модернизацию различных аспектов образовательного процесса за счет использования потенциала цифровых технологий с ориентацией на достижение количественных и качественных образовательных эффектов. Цифровая образовательная среда позволяет учителю на новом междисциплинарном уровне решать дидактические, методические и организационные задачи, реализовывать учебный процесс, разрабатывать и внедрять образовательные проекты, которые ранее не представлялись возможными к воплощению.
Открытое, информационно насыщенное, высокотехнологичное современное образовательное пространство расширяет возможности создания, поиска, хранения, обмена информацией, диверсифицирует коммуникационные каналы, обеспечивает возможность непрерывного саморазвития и получения каждым качественного образования. Как следствие, наблюдается обновление роли, функций, поведения педагога и обучающихся при взаимодействии. Все это накладывает соответствующий отпечаток на перечень тех жизненных навыков, которыми должно овладеть современное поколение школьников для успешной образовательной и профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Одним из таких новых жизненно необходимых навыков в цифровом обществе является цифровая грамотность.
Стратегия создания единого российского цифрового образовательного пространства, переход на обучение в цифровой образовательной среде с использованием функционала различных цифровых образовательных платформ, цифровых образовательных ресурсов и иных цифровых инструментов и сервисов актуализует научное исследование вопросов формирования цифровой грамотности школьников в условиях цифровизации образования.
В монографии ставится и решается научная проблема разработки концептуальной модели понятия «цифровая грамотность», основанной на конкретизации сущности, структуры и процесса развития цифровой грамотности у обучающихся при изучении школьного курса информатики. Структура цифровой грамотности представлена в составе таких ее областей как: основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, решение проблем, создание цифрового контента, карьерные компетенции. Разработаны компетенции и показатели (индикаторы) уровневой оценки цифровой грамотности школьников с учетом ее межпредметного характера. Определены возможные направления развития содержания школьного курса информатики в эпоху цифровых трансформаций для формирования цифровой грамотности обучающихся. Научно обосновано содержание нового раздела школьного курса информатики «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», последовательно и систематично демонстрирующего обучающимся вызванные цифровыми инновациями изменения. Сформулированы цифровые компетенции педагога, которым он должен обладать для успешной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде.
Сконструированная модель понятия цифровой грамотности с успехом может быть использована для разработки учебно-методических материалов развития цифровой грамотности в образовательных организациях на разных этапах обучения и в системе повышения квалификации педагогов.
Файлы
Анна Кайсина
Ирина Пальчикова
Вера Федотова
Елена Федоркевич
Как цифровая грамотность ведёт в цифровое общество?
Цифровую среду обычно описывают такими понятиями, как: данные, закодированные в двоичной системе, алгоритмы, программное обеспечение. Признаком цифровой грамотности человека является «понимание того, что за каждой репрезентацией, которую мы видим, за каждой медийной презентацией стоит цифровой код».
Исследователи подчёркивают, что цифровая грамотность — это не обязательно и исключительно техническая грамотность.
Цифровая среда активно «приглашает» к взаимодействию, сотрудничеству, соучастию, сопроизводству.
https://youtube.com/watch?v=-6zp-BR7oxs%3Ffeature%3Doembed
Комиссия по широкополосной связи в интересах устойчивого развития в отчёте «Цифровые навыки для жизни и работы» называет следующие группы цифровых навыков и компетенций:
Базовые функциональные — работа с устройствами, умение заходить в интернет, создавать аккаунты, находить информацию или необходимый ресурс в Сети, а также навыки набора текстов на клавиатуре и развитие необходимой моторики для работы с сенсорными экранами.
Стандартные цифровые — осознанное существование в цифровом обществе, эффективное использование онлайн-приложений и услуг, умение оценивать источники и релевантность полученных данных, хранить и организовывать полученную информацию, способность защищать имеющиеся устройства и информацию от вирусов и интернет-атак, понимание того, что в Сети действует авторское право, а в отдельных сегментах — законодательство конкретного государства.
Продвинутые — умение программировать, разрабатывать приложения, администрировать сети, анализировать данные и т. д.
Социальные навыки XXI века: умение работать в команде, нетворкинг, критическое мышление, творческий подход, креативность, предприимчивость.
Шаг 1. Современные модели цифровой грамотности
Задание:
Участники объединяются в группы по четыре-пять человек и получают карточки с описанием следующих современных моделей цифровой грамотности:
Три модели цифровой грамотности:
2. Британская Модель JISC (Объединенный комитет по информационным системам, некоммерческая компания Соединенного Королевства, поддерживает образование для молодёжи после 16 лет и высшее образование).
Возможности цифровой грамотности
3. Модель Mozilla некоммерческой организации США, создающей свободное программное обеспечение.
В течение 10 минут каждая группа анализирует содержание моделей, совершая по необходимости поиск нужной информации в интернете и делает презентацию (не более пяти минут), выделяя основные навыки и компетенции, необходимые для цифровой грамотности.
Резюме. Простые и визуально привлекательные модели в отрыве от социального, культурного, политического и институционального контекстов могут ориентировать студентов на поверхностное восприятие цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это не просто умение пользоваться компьютером.
Это более широкое понятие, чем овладение ИКТ, и связано оно с определёнными правилами и новыми стратегиями общения в цифровой среде. Ключевым моментом является то, что развитие цифровой грамотности — это часть более широкой социальной практики, которая исключает технологический детерминизм.
Цифровая грамотность диктует определённые правила и коммуникативные стратегии общения в цифровой среде. Американский философ и культуролог Генри Дженкинс в цифровой грамотности различает несколько типов:
Таким образом, быть компетентным в цифровой грамотности означает: уверенно использовать цифровые технологии в работе, обучении, онлайн-покупках, получении медицинской информации, участии в общественной жизни, развлечениях и т. д.
С другой стороны, сегодня 52 % населения мира до сих пор не имеют доступа к интернету
. Проблема цифрового разрыва останется нерешённой, если в целях развития цифровой грамотности игнорировать моральную и политическую миссии изменить «мир, в котором 1 % человечества контролирует такое же богатство, как остальные 99 % населения».
ЮНЕСКО видит в развитии цифровой грамотности основу для свободы выражения и свободы расследований и ставит задачу развития цифровой грамотности для всех. В этом контексте цифровые навыки трактуются как «сочетание поведения, опыта, ноу-хау, трудовых навыков, характерных черт, диспозиций и критических понятий», способность людей анализировать политические особенности цифровых технологий, «люди должны уметь распознавать мотивацию участников в цифровых пространствах» (2, стр. 32).
Практическое задание:
Нарисуйте и презентуйте свою карту цифровой грамотности (10 минут).