СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повышает качество и доступность образования,
способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм обучения (электронное обучение,
мобильное обучение, совместное обучение и др.), созданию электронных образовательных ресурсов и доступа к ним
широкого круга обучающихся с использованием сети Интернет. Формирование единой информационной образовательной среды,
на основе электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов должно осуществляться с учетом
современных тенденций в области модернизации российского образования, лучших отечественных и мировых
практик,требований основополагающих международных и национальных стандартов в области информационно-коммуникационных
технологий и информационного обмена.
Стандартизация цифрового следа обучающегося, оставляемого в процессе непрерывного образования, необходима для
структурирования описания и идентификации, эффективного поиска и применения электронных образовательных ресурсов в
электронных информационно-образовательных средах. На основе унифицированной модели цифрового следа и определения
прикладных профилей может обеспечиваться интероперабельность
и обмен электронными образовательными ресурсами.
Настоящий стандарт является частью комплекса национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»
Назначение и область применения
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36, ГОСТ Р 53620, а также следующие термины с
соответствующими определениями:
Основные нормативные положения
источников, технических средств, элементов, и показателей для целей сбора цифрового следа
Стандарт цифрового следа
Цифровой след – это данные об образовательной, профессиональной или иной деятельности человека,
представленные в
электронной форме. Цифровой след используется для анализа развития человека с целью подтверждения получения им
нового опыта деятельности, подготовки рекомендаций по следующему шагу развития, накопления данных о траекториях
развития, для совершенствования работы системы рекомендаций.
Организация сбора цифрового следа
Организация сбора цифрового следа осуществляется с использованием платформы Университета 2035. Цифровой след
фиксируется с обязательной привязкой к идентификатору обучающегося (которым может служить Leader-ID или другой
идентификатор оговоренный при интеграции с платформой Университета 2035), времени фиксации цифрового следа, а также
к конкретному мероприятию, если цифровой след связан с деятельностью в рамках мероприятия.
Источниками данных цифрового следа могут быть:
Данные цифрового следа могут быть загружены через пользовательские интерфейсы или API платформы Университета
2035.
Требования к сбору цифрового следа
Сбор цифрового следа осуществляется в обязательном порядке при проведении любых образовательных мероприятий,
организуемых с участием Университета 2035 или по его заказу. Проведение любых мероприятий, в том числе лекций,
семинаров, лабораторий, деловых игр, проектных сессий, встреч, а также обучения с использованием онлайн-курсов,
сопровождается обязательным созданием учебно-методических данных на платформе Университета 2035. Учебно-методические
данные в обязательном порядке содержат описание мероприятия, разметку его образовательных результатов и связанный с
ними цифровой след для всех обучающихся (индивидуальный или групповой).
Обязательной является фиксация цифрового следа в части рефлексивной оценки обучающимся образовательных результатов и
фиксация фактов деятельности обучающегося. Рефлексивная оценка и факты деятельности могут привязаны к различным
элементам структуры мероприятия. Структура мероприятия задается его организатором и может иметь несколько уровней
вложенности (например, программа, занятие, задание в рамках сценария занятия).
Сбор иных данных цифрового следа осуществляется по решению организатора мероприятия, или обучающегося.
Целостность цифрового следа (наличие цифрового следа по всем обучающимся/всем элементам мероприятия), согласованность
структуры мероприятий и образовательных результатов/фактов деятельности, наличие дополнительных типов данных влияет
на метрики качества цифрового следа по мероприятиям и по обучающимся.
Требования к структуре обязательных типов цифрового следа
Сбору рефлексии может предшествовать разметка мероприятия со стороны его организатора путем задания структуры
мероприятия и привязанных к элементам структуры мероприятия планируемых образовательных результатов.
Рефлексия собирается на естественном языке и включает следующий минимальный состав вопросов:
(далее перечисляются планируемые образовательные результаты, указанные организатором мероприятия, и/или выбранные
системой из общего списка образовательных результатов).
Фиксация фактов деятельности обучающегося
Факт деятельности описывается в цифровом следе по следующей формуле:
Факт деятельности фиксируется в соответствии с этой формулой самостоятельно обучающимся или любым другим лицом /
технической системой, участвовавшим или наблюдавшем за реализацией деятельности. В метаданных факта деятельности
указывается кто и когда зафиксировал факт деятельности.
Например, на мероприятии “Хакатон по компьютерному зрению и распознаванию изображений” деятельность может быть
описана так: Написание программного кода для процесса распознавания номеров автомобиля в ветреную и снежную
погоду с использованием среды OpenCV и языка С для работы с датасетом “10 000 фото автомобилей на снежной
трассе” на хакатоне по компьютерному зрению и распознаванию изображений в роли full stack программиста в
предметной области компьютерное зрение и компьютерное распознавание изображений был продемонстрирован навык:
программирование на С и быстрое вхождение в новые контексты, а также командная работа 12.09.2019. При этом был
создан программный код по распознаванию изображений в рамках датасета.
Форматы передачи цифрового следа
Существует три варианта передачи информации о собранном цифровом следе:
Отбор курсов для обучения цифровым профессиям
Государство компенсирует от 50% до 100% стоимости обучения на курсе
75 000 россиян приступят к обучению в 2022 году
Дистанционное обучение доступно для жителей всех регионов России
Какие программы участвуют в 2022 году?
Профессиональная переподготовка в сфере программирования и разработки ИТ-продуктов
Обучение смежным цифровым профессиям специалистов проектных ИТ-команд
Смежные цифровые профессии
• бизнес-архитектор • дата-аналитик • системный аналитик • продуктовый аналитик • специалист в области цифрового дизайна (дизайнер интерфейсов; графический дизайнер; веб-дизайнер) • специалист в области цифрового маркетинга и медиа • специалист по информационной безопасности • CRM-менеджмент ИТ-проектов • специалист по e-commerce • CRM аналитик консультант • управление финансами в стартапах • IT-рекрутер
Регистрация образовательных организаций
С 15.11.2022 г. завершен прием заявок от образовательных организаций на участие в проекте «Цифровые профессии»
Отбор образовательных программ
С 01.12.2022 г. завершается отбор новых программ профессиональной переподготовки от образовательных организаций, ранее успешно прошедших отбор на участие в проекте «Цифровые профессии»
Модуль по программированию и созданию ИТ-продуктов от 144 ак.ч.
Обучение новым ИТ-компетенциям для смежных цифровых профессий
Продолжительность курсов от 250 академических часов
Подтвержденный опыт обучения от 250 человек с 2019 г.
Дистанционное обучение. Возможен сетевой формат реализации
50% учебы отведено на практические занятия
Как подать курс на экспертизу
Подайте заявку в личном кабинете организации
Получите одобрение заявки от экспертной организации
Официальные документы
Создана на базе цифровой платформы Университета 2035, разработанной по заданию Министерства образования и науки РФ
Российская образовательная платформа для обеспечения кадрового и технологического суверенитета — инструмент, позволяющий государству стабильно обеспечивать кадрами задачи технологического развития, оперативно реагировать на текущие и будущие потребности, включая новые компетенции в траектории развития граждан на территории всей страны.
прошли обучение по сквозным технологиям и цифровым профессиям с 2019 года
образовательного контента Университета и партнеров
заполнили цифровой профиль, чтобы подтвердить свои компетенции для работодателей
следят за цифровыми профилями обучающихся и инвестируют в проектные команды
Курсы Национальной технологической инициативы
Подборка доступных и коротких курсов, позволяющая познакомиться с Национальной технологической инициативой, форсайт-мышлением, а также погрузиться в работу с данными.
Курсы международных платформ
Продукты цифровой платформы разработаны на основе самых современных российских технологий и включают в себя набор инструментов диагностики и тестирования, обучения, сертификации, сбора и анализа цифрового следа для успешного трудоустройства в технологические компании.
Что дает Российская образовательная платформа вузам:
Возможность привлечения дополнительного финансирования от частных лиц, компаний и государства. Монетизация собственного контента
Возможность обновлять и масштабировать собственный контент под реальные запросы работодателей для повышения востребованности выпускников на рынке труда
В целях кадрового суверенитета создание и масштабирование новых образовательных продуктов совместно с вузами, платформами, федпроектами, технологическими компаниями
Доступ к аналитике востребованности компетенций среди работодателей и лакун образовательных предложений
Реализуем интеграцию с ключевыми LMS российских вузов
Оказываем поддержку переноса российского образовательного контента с Coursera или edx.org
Присоединиться к Российской образовательной платформе
КУРСЫ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОДУКТЫ
Запуск LMS У2035 для размещения курсов, его интеграция с каталогом и STEPS. Добавление функций монетизации, в том числе интеграция с другими платформами по предоставлению доступа к курсам при оплате на сайте РОП. Развитие возможностей STEPS в части работы с цифровым профилем, историей шагов развития. Реализация идеи о подборках как самостоятельных продуктах и возможности их создания с использованием курсов разных авторов и провайдеров.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО
Вовлечение обучающихся в решение реальных бизнес-задач, в том числе с оплатой решений. Предоставление возможности профессиональным сообществам и организациям создавать образовательное пространство и работать с вовлечением людей в командную работу. Обеспечение трудоустройства на основе анализа ЦС деятельности, в том числе делаем поиск людей по полученным компетенциям. Включенность человека в профессиональное сообщество и сопровождение карьерного развития в течение жизни.
СУВЕРЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2022 − 2024 год
Курсы и другие образовательные продукты по перспективным технологиям. Централизованное распространение компетенций по суверенным российским технологиям и программным продуктам, по сквозным технологиям НТИ. Использование курсов в проектных модулях студентами, включение курсов в состав основных и дополнительных образовательных программ вузов. Аналитика востребованности компетенций и «лакун» образовательных предложений. Инвестиции и другие формы поддержки создания образовательных продуктов.
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА 2023 — 2024 год
Реализация механизмов инвестирования в траектории развития человека из разных источников (в частности, ISA — получение части дохода гражданина). Создание интерфейсов для работы человека с набором персональных предложений по инвестициям и траекториям развития.
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ СЕТЬ LMS КОМПАНИЙ 2023 − 2024 и в горизонт
Реализация функции суверенного хранилища достижений и цифрового следа развития граждан. Распространение использование РОП в образовательных организациях, в том числе в формате независимых, но связанных в единую сеть инсталляций платформы. Постепенное замещение LMS в вузах и колледжах/техникумах. Обеспечение сквозного сбора данных о развитии человека на всех уровнях обучения в соответствии с национальным стандартом цифрового следа. Развитие суверенных технологий ИИ с использованием собранных данных.
РАСПРЕДЕЛЕННАЯ СЕТЬ С ВУЗАМИ, СООБЩЕСТВО И РАЗВИТИЕ ИИ
Присоединиться к использованию Стандарта
Стандарт сбора цифрового следа в образовании разработали и утвердили в Университете 2035. По словам разработчиков, цифровой след собирается через аудио- и видеозаписи Zoom-конференций, чат-логи, данные об активности в рамках проектной работы, реакции учащихся, взаимные оценки и пр. При формировании цифрового следа профессиональной и образовательной деятельности человека учитываются данные диагностики, образовательного содержания, процесса, индивидуального образовательного опыта, достижения, словом, тот багаж знаний, который человек собирает на протяжении всей жизни.
Зачем вообще нужен цифровой след?
– Он позволит не только подтвердить сам факт получений компетенций, но и проанализировать уровень вовлеченности студента, школьника в сам процесс образования, а также понять, какой стиль учебы ему подходит больше. И самое главное – именно так можно определить, насколько эффективны образовательные программы, – рассказал директор направления “Развитие на основе данных” Университета 2035 Андрей Комиссаров.
Цифровые дипломы и аттестаты – тоже часть цифрового следа человека в образовании.
– В образовательной организации могут учиться десятки тысяч людей, и вручную анализировать специфику их обучения практически невозможно. Только анализ цифрового следа позволит обеспечить. Наиболее индивидуальный подход к каждому, – говорит Комиссаров. – Но для этого необходимо не только работать с цифровым следом, но и определять его качество, подходы к его обработке. Суть стандарта еще и в том, чтобы объяснить, как работать с цифровым следом, в каких ситуациях и для каких целей применять. Поэтому дополнением к стандарту идет методический веб интерфейс.