ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга
Педагог дополнительного образования
Шибаева Татьяна Петровна
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава I. Теоретические подходы к вопросу формирования компьютерной
Формирование цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Формирование цифровой грамотности младшего школьника – это важный процесс, который помогает детям научиться использовать технологии для своих нужд и развития. В современном мире, где технологии играют все более важную роль, цифровая грамотность становится необходимым навыком для каждого человека.
Цифровая грамотность включает в себя не только умение пользоваться компьютером и интернетом, но и навыки работы с информацией, ее поиска и анализа, а также умение создавать и распространять информацию. Младшие школьники должны уметь использовать различные программы и приложения для обучения, общения и развлечений.
Одним из главных аспектов формирования цифровой грамотности является обучение детей безопасному использованию интернета. Родители и учителя должны объяснить детям, как не стать жертвами кибербуллинга или фишинга, а также как защитить свои личные данные.
Кроме того, важно научить детей искать и анализировать информацию, чтобы принимать обоснованные решения. Младшим школьникам необходимо уметь работать с различными источниками информации, такими как учебники, энциклопедии и интернет-ресурсы. Они должны понимать, что не вся информация, которую они находят в интернете, является достоверной и полезной.
Формирование цифровой грамотности также включает в себя навыки создания и распространения информации. Младшие школьники могут использовать различные программы для создания презентаций, видео и других материалов. Они также могут участвовать в онлайн-проектах и сообществах, чтобы делиться своими знаниями и опытом с другими детьми.
В целом, формирование цифровой грамотности младших школьников – это процесс, который требует от родителей, учителей и детей совместной работы. Важно создавать условия для развития навыков использования технологий и обучения безопасному поведению в интернете. Это поможет детям стать более успешными и уверенными в использовании технологий в будущем.
Деньги — важная вещь в жизни каждого человека. Без них невозможно сделать простые вещи: сходить в магазин, совершить поездку на общественном транспорте или оплатить мобильную связь. Удивительно, но деньги сопровождают людей с древних времен.
Появившись у кочевников в виде подручных предметов для закрепления вещевого обмена,
. Впервые в качестве денег ракушки начали использоваться в прибрежных районах. Это неудивительно, ведь именно там они имелись в изобилии. С развитием торговли и мореплавания каури прижилась в качестве денежной единицы во многих странах мира, ракушками можно было оплатить почти любой товар. На Руси в безмонетный период денежная ракушка каури также была популярна. Она называлась змеиной головкой, или жерновком. В Азербайджане как денежная единица ракушка использовалась до XVII века.
Затем трансформировались в золотые слитки, банкноты, монеты и цифры на электронном счете. История денег очень увлекательна.
Постепенно люди также стали использовать металл в качестве денежного эквивалента не только в виде изделий, но и в виде сырья, воспринимая его ценность на вес. Использование металлов как меры ценности стало последним шагом к появлению первых классических денег, существующих– монет.
6 слайд, 7 слайд.
Следующим гением финансового мира древности стал человек, догадавшийся разделять слитки драгоценных металлов, которые со временем стали общепризнанной ценностью во всех цивилизованных странах той эпохи, на кусочки определённого веса, придавать им примерно одинаковую форму и клеймить одинаковым знаком. Так появились первые монеты. Первым государством, начавшим чеканку монет, принято считать античное царство Лидия, располагавшееся на полуострове Малая Азия
Монетное ремесло развивалось и совершенствовалось. Изначально грубые и примитивные изображения на монетах усложнялись, исходя из веса монеты и металла, из которого она производилась.
Появлялись различные номиналы. Огромное количество разновидностей медных монет, изображения правителей и гербов государств на серебряных монетах, не теряющие магический блеск золотые. Все они очень разные по внешнему виду, качеству и технологии производства. Металлическую монету продолжают чеканить и по сей день.
Появление и распространение банкнот
Следующей «новинкой» история денег отметилась в виде банкнот, точнее их прообраза. Это произошло в Китае, как минимум в VIII веке н.э. – возможно и ранее, однако самая древняя из сохранившихся банкнот датируется именно этим периодом.
В Европе первые банкноты появились лишь в XVII веке в Швеции при короле Карле XI – отце знаменитого короля-воина Карла XII, при котором велась Северная война. С развитием печатного дела и производства бумаги, с совершенствованием финансовых систем бумажные деньги получали всё большее распространение. Англия, Норвегия, Дания, Франция: в конце XVII – начале XVIII века эти страны также ввели банкноты.
В период правления Екатерины Второй в нашей стране, не сумевшей обеспечить чеканку серебряных монет в достаточных объёмах, начинают выпускать бумажные деньги – ассигнации. Необходимость появления бумажных денег в Российской Империи возникла ещё до Екатерины, однако воплотить в жизнь эту идею суждено было именно ей. 28 декабря 1768 года (9 января 1769 года) императрица Екатерина II подписала манифест о введении в обращение бумажных денег. В том же году были выпущены ассигнации четырех номиналов – 25, 50, 75 и 100 рублей. С тех пор история бумажных денег неотделима от истории нашей страны.
Первые довольно примитивные бумажные деньги с минимальной защитой от подделок постепенно совершенствовались. На бумажных купюрах появлялись водяные знаки. Бумага с водяными знаками в Российской империи появляется только в XVII веке и только в первой трети XVIII века появляются водяные знаки на купюрах России. Ближе к середине XVIII века, водяные знаки применяют для защиты различных документов, которые печатались на бумаге от подделки. Так как создать точную копию водяного знака сложно.
Государственные кредитные билеты 1843−1865 гг. Внедрение новой техники в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг позволило улучшить внешний вид билетов и усилить их защиту.
Самой крупной по размеру купюрой Российской империи является купюра достоинством 500 рублей «Петенька», выпускавшаяся с 1898 по 1912 год.
Денежные купюры, которые в 1917 году в России выпускало Временное правительство, и в период с 1917 до 1919 года Госбанк РСФСР на одних и тех же клише до появления советских денежных знаков, назывались «керенки», по имени последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского.
Как денежные знаки они ценились очень низко, и народ отдавал предпочтение царским деньгам или же денежным знакам правительства, которое в это время захватило власть на конкретной территории.
Мелкие керенки (20 и 40 рублей) поставлялись на больших неразрезанных листах без перфорации, и во время выдачи зарплаты их просто отрезали от листа. Лист в 50 керенок общим номиналом 1000 рублей в народе называли «штука». Печатали их разными красками, на неподходящей бумаге, а иногда и на обороте этикеток товаров и продуктов.
В начале 1920-х годов в период гиперинфляции в Закавказской Советской Социалистической республике (а это Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР) выпустили денежный знак номиналом 1 миллиард рублей (разговорное — лимард, лимонард).
Бумажные червонцы. Самой крупной по покупательной способности после 1917 года стала купюра в 25 советских червонцев.
Стоит отметить, что одновременно с выпущенным осенью 1922 года бумажным червонцем Советы начали выпускать золотые червонцы в виде монет 900-ой пробы.
В 1921 году, во время безудержной гиперинфляции советских рублей и голода, Киевским Натурсоюзом были выпущены расчётные чеки достоинством 1 пуд хлеба. Натурчеки были выпущены номиналом 1, 2, 5, 10, 20 натуррублей или пудов.
Билет достоинством в 1 руб. отпечатан с лицевой стороны типографским способом в две краски, а с оборотной стороны орловским способом в пять красок, включая ирис.
Билеты банка СССР 1961 года. На всех банковских билетах два шестизначных номера. Бумага с общим водяным знаком.
Чеки Внешторгбанка СССР
В СССР существовала сеть магазинов «Берёзка», где принимали чеки серии «Д».
Такие чеки представляли собой денежное обязательство Госбанка (Внешторгбанка) СССР о выплате указанной в чеке суммы и предназначались для расчётов определенных категорий граждан за товары и услуги. Все чеки печатались на ГОЗНАКе
Билеты Государственного банка СССР образца 1991−92 гг.
К Олимпиаде-2014 Банком России выпущена памятная банкнота номиналом 100 рублей. Общий тираж банкноты — 20 млн экземпляров. Это первая российская вертикально ориентированная банкнота.
Купюра 100 рублей 2015 года “Крым”На крымской стороне имеется QR-код, который ведет на сайт Банка России с краткой справкой по банкноте.
В наше время производство банкнот настолько продвинулось в технологическом плане, что некоторые купюры подделывать становится просто нерентабельно. Из российских банкнот в качестве такого примера можно привести памятную полимерную банкноту номиналом 100 рублей, выпущенную к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года. Вместо бумаги высокого качества была использована другая основа – полимерные материалы.
Электронные деньги – это деньги, с помощью которых осуществляются электронные платежи. Чем хороши электронные деньги? Они позволяют совершать моментальные платежи на огромные расстояния. Все банки мира пользуются этой системой оплаты. В мире существует множество электронных систем, с помощью которых, простые граждане могут производить расчеты через интернет по всему миру. В одной платежной системе можно создавать несколько кошельков, которые хранят разные валюты. деньги вексель кредитный банкнота
Вот некоторые электронные денежные системы:
* Liberty Reserve
* Яндекс Деньги.
С развитием во второй половине XX в. платежных систем, позволяющих осуществлять розничные платежи в электронной форме, появляется новый платежный инструмент – пластиковая карта. Пластиковая карта – это именной денежный документ, выпущенный банком, Сегодня же распространение безналичных платежей дошло до того, что банковская кредитная карта во многих странах почти полностью вытеснила из кошельков граждан привычные всем купюры и монеты.
Криптовалюта — это виртуальные деньги, которые в отличие от фиатных средств не имеют физического выражения. Единицей такой валюты является «coin», что в переводе с английского означает «монета». Цифровая валюта защищена от подделки и дублирования.
Понятие «цифровое потребление» указывает на использование человеком интернет услуг для работы и жизни. Оно включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями. Цифровые компетенции включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Следовательно, цифровая грамотность, фактически, обеспечивает учащихся инструментарием для их развития, т. к. значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний, а детям, в особенности, с ограниченными возможностями здоровья, дает больше возможностей поддерживать связь с внешним миром. При этом, педагогам и родителям необходимо всегда помнить о цифровой безопасности. Информация в социальных сетях не всегда достоверна, много вредного для ребенка контента. Поэтому взрослым нужно учить обучающихся работать с надежными источниками информации.
Итак, с развитием и широкой доступностью информационных технологий понятие «цифровая грамотность» вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Необходимость цифровизации образования для обеспечения широкого доступа обучающихся к общественным ресурсам определила разработку и апробирование в МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска» электронного словаря (в виде мультимедийных презентаций), к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Важность и необходимость такой работы обусловлена целым рядом причин и особенностей, которые мы рассмотрим далее. Первым неоспоримым преимуществом является то, что цифровая грамотность способствует успешному обучению. Обучающимся легче и быстрее получать доступ к информации (по сравнению с традиционными, бумажными носителями). В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, которым не надо идти в библиотеку (если им трудно это сделать), необходимую информацию можно прочитать на экране компьютера или телефона. Возраст детей 8–10 лет является наиболее продуктивным для развития ИК-компетенций и цифровой грамотности обучающихся, т. к. использование цифровой среды и ИК-технологий помогает решить возникающие учебные проблемы. В начальной школе ИК-технологии применяются в урочной и во внеурочной деятельности, в частности на уроках литературного чтения и в проектной деятельности. Доступнее всего в начальной школе применение мультимедийных презентаций.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
– овладение обучающимся осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Необходимость создания электронного словаря продиктована также нашим стремлением решить следующую проблему: непонимание обучающимися значений многих слов при чтении художественных произведений поэтов-классиков, писателей-классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Ф. Одоевского, А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др. Это особенно заметно, когда ученик читает вслух, так как в процессе чтения он запинается, повторяется, читает невнятно, неправильно ставит ударение и т. д. Причины возникновения такого явления в начальной школе мы видим в следующем. Читая произведения писателей и поэтов — классиков русской литературы, мы сталкиваемся со словами и речевыми выражениями, которые устарели, ушли из разговорной речи, стали архаизмами. Одной из причин можно назвать исчезновение некоторых предметов быта, одежды, строений, например: кибитка, кичка, светелка, светлица, душегрейка. Второй причиной стало развитие технического прогресса, то есть появление множества новых предметов и слов, которые постепенно вытеснили из обихода устаревшие вещи, слова и речевые выражения. А третьей причиной можно назвать обеднение речи современного человека, заполнение нашей речи жаргонизмами, иностранными словами и их производными, словами из компьютерного лексикона, упрощение речи до самых коротких фраз.
Поэтому, современные школьники не понимают то, что читают. Мы попробовали рассмотреть эту проблему на примере произведений А. С. Пушкина — великого русского поэта. Несмотря на то, что перед чтением каждого произведения проводится словарная работа по объяснению старинных и незнакомых слов, многие дети испытывают трудности при чтении, так как не представляют себе о каком именно предмете идет речь, потому что никогда этого предмета не видели. Чтобы уточнить глубину проблемы, мы провели анкетирование и во внеурочной деятельности начали работу над проектом.
Далее мы предлагаем вам прочитать отрывки из произведений А. С. Пушкина, в которых некоторые слова произведения заменены на детские интерпретации значений этих слов.
Зима! Крестьянин, торжествуя,
Бразды пушистые взрывая,
Летит вагонетка (птица) удалая;
Душ (ослик) сидит на облучке
Они жили в ветхой королеве
Ровно тридцать лет и три года.
Хоть бы взял ты с нее тазик (ванну),
Наше-то совсем раскололось.
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со свеклой
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей коже (крови, куртке),
В гневе начал он совершать чудеса
На полочки взобралась
Руку правую потешить,
Поминки на 40 день
Видит: нищая чернильница счернилами
В толковом словаре учебника дана только часть слов с объяснением их значения. В сумме это составляет: толковый словарь учебника (2, 3, 4 классы) — 42 слова, количество слов, которые отобрали сами обучающиеся -130 слов.
В результате совместной работы нами были созданы два словаря (в виде мультимедийных презентаций): к произведению «Сказка о рыбаке и рыбке» и общий толковый словарь (в количестве более 130 слов) по произведениям А. С. Пушкина в курсе начальной школы.
Необходимо отметить, что большую помощь при выполнении данной работы нам оказывали родители обучающихся. Они помогали подобрать (выбрать вместе с ребенком) фотографии и текстовые материалы, оформление для презентаций. Дети старались творчески подходить к выполнению учебного или проектного задания. В результате такой совместной работы над электронным словарём, обучающиеся получают много полезной, нужной и важной информации, как по самому учебному предмету, так и в плане взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИК-технологий, оправдывает себя во всех отношениях:
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена тем, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных интересов и межличностного взаимодействия. Учитывая своеобразие развития младших школьников, а также современные требования к формированию у обучающихся начальных классов цифровой грамотности становится необходимым направлением цифровизация обучения для обеспечения взаимодействия с другими людьми и широкого доступа к общественным ресурсам.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования — М.: Просвещение, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, начальная школа, Пушкин, обучающийся, слово, цифровая грамотность, произведение, цифровая безопасность, электронный словарь, внеурочная деятельность.
Для ознакомления детей младшего школьного возраста с элементами компьютерной грамотности необходимо учитывать психологические и возрастные особенности развития; принципы обучения; специфику учебного материала и дидактических задач урока; гигиенические условия; использовать разнообразные методы и приёмы.
Рассмотрим психологические и возрастные особенности развития младших школьников. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Начинается в 7 лет и длится примерно до 10лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль — роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность.
Младший школьный период характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребенка. Этот возрастной период занимает особое место в психологии, потому что обучения в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. В это время психическое развитие ребенка осуществляется в процессе учебной деятельности.
Все познавательные психические процессы становятся произвольными. Воля проявляется во внимании, памяти, мышлении. Наблюдается тесная взаимосвязь между всеми психическими процессами.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое.
Дальнейшее развитие получает интеллектуальная рефлексия — способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении. Учитель должен знать особенности памяти младших школьников, чтобы лучше строить занятия.
Учеба, будучи ведущим типом деятельности, ставит ряд требований к младшему школьнику. Происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию умений и навыков, которые необходимы для успешного обучения. Младший школьник учится правильно распределять своё время, взаимодействовать с коллективом. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности. В младшем школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но играет немалую роль в психическом развитии ребенка.
Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры школьников требуют четкой организации и целенаправленности.
Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка наблюдается познавательная активность, появляется стремление к саморазвитию. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, в то время как, неудачи зачастую приводит к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости.
К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, подражательность.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
Несмотря на желание младших школьников обучаться, могут быть и проблемы, связанные с потерей интереса к обучению. Причинами этого явления могут быть:
– перегрузка однообразным учебным материалом;
– несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
– ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Задача обучения не только научить детей младшего школьного возраста читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить компьютерной грамотности.
Последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Таким образом, чтобы формирование компьютерной грамотности младших школьников было продуктивным, чтобы лучше организовать учебную деятельность и правильно построить занятие, педагогу необходимо учитывать их психологические и возрастные особенности, появившиеся новообразования этого периода.
Организация учебного процесса в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
На занятии с детьми младшего школьного возраста с целью формирования компьютерной грамотности применяются следующие принципы обучения:
– принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные особенности учащихся;
– принцип систематичности и последовательности, требующий располагать материал с учетом логики изучаемой системы знаний и закономерностей развития понятии в сознании учащихся;
– принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий неразрывную связь обучения и воспитания;
– принцип наглядности, ориентирующий на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления;
– принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, позволяющий применять приобретенные в процессе обучения знания;
– принцип активности и сознательности в обучении, требующий активизации учебно-познавательной деятельности, развития их самостоятельности;
– принцип преемственности, предполагающий установление необходимых межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;
– принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом коллективной организации учебной деятельности.
Выбирая методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста для формирования компьютерной грамотности, педагог стремится найти эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы развитие умственных и творческих способностей, познавательной и самостоятельной деятельности, успешному усвоению материала.
Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе может происходить с помощью:
В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Они могут меняться местами. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они используются в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.
В современной дидактике выделяют традиционные методы обучения:
– словесные методы (слово);
– наглядные методы (наблюдаемые предметы, наглядные пособия);
– практические методы;
– методы проблемного обучения.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, подразделяются на виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция. Слово активизирует воображение, память, чувства.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников; к ним относятся упражнения, практические работы. Этими методами формируются практические умения и навыки. Практическое занятие основной вид учебных занятий, направленный на формирование практических умений и навыков.
Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий, при которых необходимо включение процессов активного мышления, познавательной деятельности для нахождения новых способов и приемов выполнения задания.
Выбор метода обучения зависит от:
– общих целей образования, воспитания и развития учеников;
– особенностей изучаемого предмета;
– цели, задач и содержания материала конкретного урока;
– возрастных особенностей учеников;
– уровня подготовленности учеников;
– материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
– возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Задача формирования компьютерной грамотности не может быть полностью достигнута без использования методов и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
Процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным. Использование на занятиях игровых технологий позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. У детей вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.
Цель современных методик, направленных на формирование компьютерной грамотности, предусматривает решение следующих задач:
– дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информации человеком;
– способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников;
– выработать навыки культурно-продуктивного общения;
– научить использованию компьютера для получения новых знаний.
– использование проверочных тестов для закрепления пройденного материала;
– проведение работ, стимулирующих интерес и активность ребят;
– применение наглядных пособий и электронных развивающих книг;
– включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.
В результате изучения вопроса методов и приёмов формирования компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста, можно сделать выводы:
При систематической работе с детьми младшего школьного возраста педагог может сформировать умения работать с компьютером и повысить компьютерную грамотность, согласно требованиям ФГОС начального общего образования, в котором прописано примерное планирование в области использования информационных технологий для первого класса.
Оно включает в себя следующие знания: назначение основных устройств компьютера, включение и выключение его, запуск и завершение программы; клавиатура, общие представления о правилах клавиатурного письма и пользование мышью; соблюдение безопасных приёмов труда; файлы и папки, простейшие операции с ними; простые информационные объекты (текст, рисунок); выполнение предложенных заданий, создание небольших текстов и оформление его; знание элементов графической грамоты, виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, развёртка, линии чертежа; использование плоских и объёмных геометрических фигур; изготовление изделий по простейшему чертежу.
Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что цель достигнута.