Познакомить детей с правилами поведения в лесу, раскрыть значение природы в жизни человека.
Обосновать основные правила поведения в природе и убедить обучающихся в необходимости их выполнения.
Развивать интеллектуальные и практические умения детей.
Продолжить развитие речи, логического мышления, познавательной активности детей.
Воспитывать бережное и заботливое отношения к природе.
Личностные УУД: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
Методы: рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс по ред. Виноградовой; компьютер, мультимедиа-проектор; презентация Microsoft Power Point (Приложение 1).
Тип урока: объяснение нового материала
Здравствуйте, ув. гости. Представляю вашему вниманию урок окружающего мира, посвященный празднику Дню Матери – Земли во 2г классе, учитель Хасанова Р.
Организационный момент. Мотивационный этап.
– Ребята, давайте поиграем в игру. Как называют человека, который ходит в поход? ( турист)
– Я буду показывать картинки, если этот предмет можно взять в поход, хлопните один раз. Если нет, то не хлопайте.
– Спички, телевизор, телефон, компас, фломастеры, утюг, цветочный горшок, будильник, лейка, продукты. ( Если хлопнут, пояснить что не нужно брать)
Актуализация знаний.
– А куда еще можно пойти? ( )
А теперь отгадайте загадку
Город этот не простой,Он дремучий и густой. ( ответ ЛЕС) ( 1 слайд)
– Как вы думаете, куда мы пойдем сегодня? ( В лес) – Какова тема нашего урока? ( Если ты пошел в лес) 2 слайд
-Ребята, для чего нужен лес? ( ответы детей )
– Лес играет огромную роль в жизни человека.
– «Лес – легкие нашей планеты»? ( Рассказываю быстро слайды 4 – 9)
-Мы живем в удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.
-Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животном миром и окружающей средой, влияние деятельности человека на окружающую среду. ( 10 слайд)
– А какие вы еще знаете экологические проблемы? ( ответы детей)
( 11 слайды) 5- 7 мин
Первичное закрепление. Экологическая игра « Счастливый случай» 20- 25 мин
-Чтобы охранять природу, нужно ее знать. Сегодня мы проверим, как вы знаете природу, и какое участие принимаете в ее охране, на игре “Счастливый случай”. Отправляемся в путешествие.
Первый гейм “Знакомство” ( 12 слайд)
1 Команда Название: “Защитники природы”. (Оранжевый цвет)
Девиз: Звери, птицы, лес и я – вмести дружная семья.
2 Команда Название: “Зеленый патруль”. ( Зеленый цвет)
Девиз: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
3 команда Название: «Юный эколог» ( Голубой цвет)
Девиз: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!
4 команда Название: « Следопыты» (розовые )
Девиз: Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!
– Ребята, обратите внимание у вас на столах маршрутный лист со станциями, в которых вы будете проставлять балл за правильный ответ.
Второй гейм “Разминка” Давайте, разомнемся. Каждая команда получает по 2 загадки, остальные молчат, если не ответит команда, ответите. За правильный ответ балл ( слайды 13 -21 )
1) Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой. ( ответ Дятел)
2) Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. ( ответ Пчела)
3) Хозяин лесной просыпается весной ,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. ( ответ Медведь)
4)Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. ( ответ Лиса)
5) Он из веток и из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?. ( ответ Муравей)
6) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора. ( ответ Заяц)
7) Ах, не трогайте меня,
8) Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? ( ответ Кукушка)
Молодцы! ( За правильный ответ получают балл)
А вы знаете, чтобы пчелке сделать 1 кг меда , она должна облететь 2 миллиона цветков!
– Итак, ребята, третий гейм « Темная лошадка». ( 22-28 слайды) – У вас на столах лежат листы с нарисованными на них картинками, ваша задача подумать и написать правила поведения в лесу к каждой картинке
Защитники природы «Оранжевые» «Зеленый патруль»«Зеленые» Юный эколог«Голубые» Следопыты «Желтые» Третья остановка “Темная лошадка”Слайд 22-28 Не разоряй птичьи гнезда в лесу!Муравейники в лесу. Не рви цветы. Не оставляй мусор. Не разжигай костер. Не шуми. А вы знаете, белки всегда усыновляют чужих малышей, оставшихся без родителей! Физкультминутка (29 слайд) Четвертая остановка “Заморочки из бочки”Слайды 30-34 Подготовка к походу: Правила поведения в лесу: Правила безопасности в лесу: Если заблудился в лесу: А вы знаете, самые трудолюбивые санитары леса – муравьи! За минуту приносят 20 вредных насекомых. -Ребята, иногда в походе происходят неприятности. Например: укус насекомого, порез, ожог, мозоль. Врача в лесу нет. Что может помочь в лесу? ( Лекарственные растения) Пятая остановка “Природная аптека”Слайды (36 – 37) Тест «Соедините стрелками»( Тест на парте в каждой группе) Тест«Соедините стрелками»( Тест на парте в каждой группе) Тест«Соедините стрелками»( Тест на парте в каждой группе) Тест«Соедините стрелками»( Тест на парте в каждой группе) – А вы знаете, что из крапивы получали волокно для выработки тканей! Шестая станция (экологические ситуации по 2 вопроса каждой командеСлайды (39-47)
– Теперь возьмите свои маршрутные листы посчитайте баллы. ( Пишу на доске)
Подведение итогов урока:
– Что вам запомнилось в нашем походе? Что понравилось?
-Конечно, нам ещё многое предстоит узнать о природе. Об этом мы будем говорить на следующих занятиях.
– Домашнее задание: с. 89 « Памятка правила поведения в лесу» или сочинить рассказ.
– Молодцы, вы все справились с заданиями! Вы все победители! ( Раздаю грамоты) -Похлопайте себе.
Спасибо за урок.
ГБ ОУ РМ « Краснослободская общеобразовательная школа-интернат»
Классный час: «Безопасность в лесу»
Провела: Бармашева С.
2020 г.
Классный час: « Безопасность в лесу»
– Сформировать представление обучающихся об опасностях, которые могут подстерегать их в лесу.
– Проверить знание обучающимися лесных грибов, ягод, других растений.
– Повторить правила поведения в лесу, проверить умения ориентироваться в пространстве.
– Развивать познавательную, эмоциональную сферу, речь.
– Воспитывать внимательность, дисциплинированность, любовь к природе.
Оборудование и материалы:
-компьютерная презентация по теме
– Игра: « Собери словечко»
– Игра: « Четвертый лишний
– задание: « Расшифруй тему»
– Запрещающие знаки природы
– Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Ребята, как вы догадались мы с вами будем говорить про лес.
руки кто ни разу не был в лесу. Таких нет. Все мы любим прогулки в лес, нам нравится лакомиться его дарами, интересна для нас и тихая грибная охота и многое другое, чем богат наш зеленый друг – Лес.
– Ребята, скажите, опасно ли находиться человеку в лесу? Какие опасности нас подстерегают.
– Прочесть название вы сможете, выполнив вот это задание.
– Ребята вам нужно сложить первые буквы каждого рисунка и прочесть надпись, в ней всего три слова.
Молодцы! С заданием справились.
Тема классного часа: « Безопасность в лесу»
– Ребята, я предлагаю вам проверить ваши знания о лесе и убедиться в том, что вы готовы к безопасному путешествию в лес. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по лесным тропинкам. Прежде , чем отправиться в путь, нам нужно правильно одеться и взять с собой самое необходимое.
« Соберись в дорогу»
Ребята должны выбрать правильный комплект одежды.
Мальчики: Спортивный костюм, кроссовки, модные туфли, шлепанцы, резиновые сапоги, дождевик, кепка. ( не пригодятся туфли и шлепанцы)
Девочки: Легкое платье, сланцы, брюки и водолазка, резиновые сапоги, панамка, босоножки ( не пригодятся: платье, сланцы, босоножки)
« Черный ящик» Ребята должны по описанию догадаться и назвать, что лежит в черном ящике.
– Это маленький, но очень необходимый предмет. Он всегда сможет придти тебе на помощь, если ты заблудился. Устроен он очень просто – это металлическая коробочка с магнитной стрелкой внутри. Что лежит в черном ящике? ( компас).
– Верно, ребята, это компас.
– Кто из вас сможет рассказать, как им пользоваться?
– По каким местным признакам природы можно еще ориентироваться
( по мху – всегда с северной стороны, по муравейнику – на юге. Ветви деревьев, свежие пни деревьев, солнце, звезды)
Молодцы! Итак, мы с вами в лесу.
«В лес по ягоды»
– Ребята, сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете лесные ягоды.
Таблица 1. Назови лесные ягоды.
( земляника, малина, ежевика, черника, брусника, клюква)
– Какие из этих ягод могут расти у нас дома в саду? ( земляника, малина)
Таблица2. « Съедобное несъедобное»
( бузина, волчье лыко, жимолость, черника, малина, клюква)
– Ребята, какие из этих ягод есть нельзя?
Верно, они ядовитые!
«Тихая охота».
На какую охоту я вас приглашаю? Верно на сбор грибов.
Ребята должны собрать названия грибов ( подосиновик, подберезовик, мухомор, лисички, сыроежки)
– Какой гриб не из этой компании, почему?
( мухомор – в нем яд)
« Узнай по описанию»
Ребята на слух должны узнать гриб и назвать его.
– В чаще бора, в полумраке,
Между елей там и тут
Грибы эти , будто маки
Ярко – красные цветут,
Смело и открыто.
Жаль, что ядовиты! ( мухоморы)
– Есть во мне смертельный яд
Меня люди не едят!
– Как фонарик – светофор,
Что зажегся красным цветом,
Украшает старый бор
Гриб и осенью, и летом,
Он растет в березняках и густом осиннике,
– Шляпки у них разные –
Зеленые и красные,
До чего ж цветисты ( сыроежки)
– Слышу как с хвоинки капает роса,
У лесной тропинки
Замер гриб – краса.
Ножка, как бочонок,
К шляпке лист прилип
« Корзинка грибника»
-Ребятам нужно найти четвертый лишний.
– Молодцы! Вы справились с заданиями, чувствуется, что вы хорошие грибники и ягодники, но чтобы чувствовать себя в лесу безопасно, нужно помнить следующее правило:
« Увидев незнакомое растение, не трогай его руками и не пытайся попробовать на вкус ! В лесу много ядовитых растений, о которых ты еще не знаешь
– Таблица: « Их нужно знать! Они опасны, в них содержится яд!
( бузина, волчье лыко, вороний глаз, жимолость, ландыш, белена, дурман, лютик, мухомор, бледная поганка, ложные опята)
Свою остановку мы совершим на берегу лесного озера. Лето, жара, нам хочется пить.
– Можно ли пить воду из озера? Почему?
– Для питья можно использовать только чистую родниковую воду или воду из колодца.
– Можно ли в озере искупаться?
Опасно купаться в незнакомом месте.
– Мы захотели развести костер.
– Жечь костры запрещено!
Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой уничтожить миллион деревьев!
« Дорога домой»
Перед нами незнакомая местность, болото.
– Можно ли продолжить путь?
– Что можно сделать? ( обойти, воспользоваться тропой диких зверей)
– Нужно внимательно осмотреться. Если перед вами растут сосенки, то можно идти, местность сухая, сосна на болоте не растет, а если ели, то лучше не рисковать, так как ель растет и на заболоченных территориях.
Запрещающие знаки.
– Ребята, лес – это дом растений зверей и птиц. Приходя в лес нужно не забывать, что мы пришли в гости. А в гостях нужно вести себя правильно. В заключении нашего путешествия я хочу предложить вам проверить умеете ли вы правильно себя вести в лесу.
Ребята, перед вами знаки, что они означают?
путешествие в лес подошло к концу. Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы путешествие в лес было безопасным.
Выбери правильную одежду и обувь.
Не трогай незнакомые растения.
Не тревожь лесных обитателей.
Используй для питья только родниковую воду или воду из колодца.
Не купайся в незнакомом озере, реке.
Соблюдай правила пожарной безопасности.
Веди себя в лесу как культурный человек.
– Ребята, соблюдая эти правила, прогулка в лес для вас будет безопасной.
На этом наше мероприятие окончено.
по теме «Безопасное поведение в лесу»
Заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Какую пользу приносит лес нашей планете?
Почему лес называют зеленым другом человека?
Как беречь лес?
С кем пойти и что взять с собой в поход?
Какие опасности подстерегают в лесу?
Как защититься от лесных опасностей?
- Программы на листочках.
- На двух партах листы и ручки
- Рефлексия на доске.
- Д/з на доске.
- Краски и альбомные листы.
- Значение лесов для планеты на доску.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте ровно, не ленитесь
И друг другу улыбнитесь.
Молодцы! Готов весь класс!
Начинаем мы сейчас!
Ребята, я спешу вам сообщить, что сегодня наш урок пройдет в форме заседания членов клуба «Мы и окружающий мир».
У вас на бейджиках записаны имена. Представьтесь, пожалуйста.
Прежде всего, я хочу вас познакомить с программой нашего заседания (программы на листочках у каждого и на доске).
Какие вопросы мы будем обсуждать в первой части? Мы уже знаем об этом или это открытие?
Какие вопросы во второй части? Рассматривали ли мы с вами эту тему?
Итак, для начала, уважаемые коллеги, давайте вспомним, какую тему мы обсуждали на прошлом заседании? (значение лесов)
Что же такое лес?
Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные)
Можем ли мы назвать лес природным сообществом? Почему? (Да, потому что в лесу все взаимосвязано)
Какую пользу приносит лес нашей планете? (Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа, лес снижает скорость ветра на планете, лес таит в себе большие запасы воды) Вывешивает на доску.
Уважаемые коллеги, я предлагаю сейчас обсудить задание, выполненное вами дома в тетради. Т2 № 33
Напомните задание. Прочтите стихотворение. Какие строки подчеркнули? О чем говорят эти строки?
Коллеги, поднимите руки те, кто согласен с тем, что лес – это зеленый друг человека?
Молодцы, я тоже так считаю.
А раз лес так важен, что же нам нужно делать, как вы думаете? (Мы должны беречь лес и заботиться о нем)
Ну что ж ребята, раз мы с вами сегодня являемся членами клуба «Мы и окружающий мир», то мы как помощники ученых должны разработать памятки. Для этого разделимся на группы и подойдем к столам. Вы должны разработать памятки на тему «Как сохранить лес?» (дети выходят к столам и работают в пределах 5 – 7 минут)
Заслушиваются ответы детей.
Презентация памяток.
А теперь давайте подведем итог нашей работы по теме значение лесов. Итак, коллеги, какой вывод мы с вами сегодня сделаем? (Лес имеет очень большое значение для каждого человека и для нашей планеты, поэтому его нужно беречь)
Актуализация. Подведение к новой теме. Минутка релаксации.
Ну что ж, уважаемые коллеги, мы с вами молодцы, хорошо поработали и я предлагаю вам сделать небольшой перерыв. В конференциях и заседаниях его часто называют кофе-брейк или кофе-пауза, потому что все пьют кофе. Мы с вами, конечно, кофе пить не будем, у нас будет аудио-брейк. Мы прослушаем небольшую аудиозапись.
Я предлагаю всем сесть удобно, возможно лечь на парту, закрыть глаза и расслабиться.
А теперь откройте глаза и скажите, где же мы с вами сегодня снова оказались?
Действительно, мы опять в лесу.
Как вы думаете, что мы сегодня продолжим обсуждать?
Верно, мы продолжим говорить о лесе?
Коллеги, мы с вами уже поговорили о том, что лес это друг человека, мы прослушали аудиозапись и представили, как хорошо прогуляться по лесу?
Но, скажите, а может ли лес таить в себе опасности для человека?
Значит, что нужно знать, отправляясь в лес? (Правила безопасного поведения)
Верно. Это и есть второй вопрос нашего заседания. Слайд
Что вы можете сказать о безопасном поведении в лесу?
Первое правило. Никогда не ходи в лес один или без взрослых. Если вы отправляетесь в лес, об этом обязательно должен знать кто-то еще, чтобы забить тревогу и отправиться на поиски, если вы заблудились. Слайд
А что бы вы взяли с собой?
Давайте посмотрим мультфильм. Слайд
Кто из мальчиков поступил правильно?
Что он взял с собой в поход? (Аптечку, спички, фонарик, перекусить, компас, коврик)
Сформулируем второе правило. Слайд
Давайте продолжим смотреть полезные советы. Слайд
Для чего это нужно? (Чтобы не заблудиться)
Итак, следующее правило Слайд
Давайте посмотрим, что случилось с мальчиками дальше. Слайд
Как нужно вести себя при встрече с животными?
Прочитайте правило. Слайд
А вот Костя Погодин развернул плакат с рисунками лесных жителей и попросил внимательно его выслушать. Давайте посмотрим на этот плакат в учебнике на стр. Слайд
Кто нарисован на плакате?
Это обитатели лесной подстилки.
Давайте прочитаем, что сообщил Костя.
Прочитайте это правило на доске. Слайд
Каких животных в лесной подстилке нужно опасаться?
Ребята, но еще опаснее в теплое время года клещи. Слайд Они являются переносчиками опасного заболевания – клещевого энцефалита. У людей, перенесших эту болезнь, на всю жизнь остаются неподвижными руки и ноги, а многие умирают. Поэтому необходимо защищаться. Ваши родители сами решают, стоит ли делать прививку от этого заболевания. Но соблюдать следующее правило нужно обязательно. Слайд.
Вернемся к нашим путешественникам. Слайд
Что еще нельзя делать в лесу?
Посмотрите на доску и скажите, что можно сделать для того, чтобы люди помнили, какие опасности подстерегают их в лесу? (Можно рисовать и устанавливать предупреждающие знаки)
Нарисуйте свой предупреждающий знак.
Презентуйте свой знак.
За активное участие в обсуждении и верные ответы члены конференции получают по 5 баллов.
У2 с. 74-78 прочитать, составить памятку о безопасном поведении в лесу.
ПРОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА
«Правила безопасного поведения в лесу»
- Лес имеет для человека очень большое значение. Лес является прекрасным местом для прогулок.
- Весной и летом в лесу можно любоваться цветущими растениями.
- Осенью собирать ягоды и грибы.
- А зимой кататься на лыжах и дышать свежим воздухом.
- Кроме того, без леса невозможна хозяйственная деятельность человека.
- Сосна дает строевой материал.
- Ель и пихта используются в бумажной промышленности.
- Из кедровой сосны делают качественные оправы для карандашей.
- Из коры хвойных деревьев изготавливают краски.
- Из хвои получают витаминные добавки для животных.
- Также в лесу собирают лекарственные растения.
- А в тайге по-прежнему развит промысел на пушных животных: куницу, соболя, горностая, песца.
- Мы можем сказать, что лес является настоящим зеленым другом человека. Потому что он украшает нашу планету и дает человеку широкие возможности для различной хозяйственной деятельности.
Гадюка. В лесу водится также много рептилий? Каких рептилий вы знаете ? Среди них
самая ядовитая – это гадюка. Как вы думаете, гадюка может нападать просто так? И в
каких случаях она нападает? Как надо себя вести идя по лесу, чтобы этого не случилось?
Болото. Есть такая пословица «Не зная броду, не лезь в воду». Если вы не умеете плавать
или плаваете плохо, лучше водоем обойти, или найти мостик и не лезть в воду, если вы
плохо представляете глубину водоема. А в болото лучше вообще не лезть, потому, что дно
затягивает, и вы подвергаете свою жизнь большой опасности.
Пчела. Пчелка может больно ужалить, но делает это крайне редко, если вы ее напугаете,
будете размахивать руками. Пчелки очень полезные насекомые и большие труженики, к
ним надо относиться бережно. Вы знаете о том, что одна пчелка , чтобы собрать
килограмм меда, должна облететь 10 миллионов цветков и 300 000 тысяч километров.
Ученые установили, что количество пчел с каждым годом уменьшается и это связано с
развитием сотовой связи и когда исчезнет последняя пчелка, человечество просто вымрет.
Учитель: Ребята, а вы не устали, а давайте мы проведем веселую физминутку.
Учитель: Вы немного отдохнули и мы можем продолжить работу дальше и попытаемся с
вами сформулировать правила поведения в лесу таким образом, что бы обеспечить свою
безопасность и не причинить вреда растительному и животному миру леса. Но прежде, мы
должны знать, что надо брать с собой в лес, как одеться и самое главное, как себя вести.
Что брать с собой в лес:
– Если вы собрались пойти в лес, предупредите об этом родных.
– Обязательно возьмите с собой спички, компас, нож и заряженный сотовый телефон.
– Идя в лес, надевайте яркую и удобную и теплую одежду, дождевик. Обувь должна быть
удобной и лёгкой.
Учитель: Хорошо, это мы выяснили. А теперь я предлагаю, вам самостоятельно выбрать
правильные варианты правил поведения в лесу и объяснить, почему надо поступить так, а
не иначе.
( дети получают раздаточный материал)
Правила поведения в лесу (правильный вариант)
Не уходить далеко от знакомых мест.
Уметь вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричать, не пугать диких
животных, птиц. Они любят добрых детей.
Не рвать цветы, особенно первоцветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже
будет приятно видеть цветы.
Не рвать лесные ягоды, грибы, если не знаешь, полезны они или ядовиты
Не ломать зря деревья. От этого они сохнут и погибают.
Не ловить ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не сорить в лесу. Убирать за собой мусор и стеклянную посуду, не оставлять
бутылки или осколки стекла; не разводить костры в местах с сухой травой. Помни,
что пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
Не применять для розжига костра легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
Не оставлять без присмотра недогоревший костёр;
Занятие “Безопасность в лесу и парке”
«Безопасность в лесу и парке»
Цель: Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в
природе (в лесу, парке).
Формирование знаний у детей об источниках опасности в лесу, парке:
насекомые, растения, огонь, старые деревья.
Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в лесу.
Формирование знаний у детей о действиях в опасных ситуациях в лесу.
Развитие внимания, логического мышления.
Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение
стихотворений, художественное слово, дидактические игры, чтение художественной
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес?
(много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).
– Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать
грибы, ягоды). А что такое парк? Зачем мы ходим в парк?
– Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух? (чтобы не болеть, быть
– Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно
отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть,
подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой
предметы, которые нам могут пригодиться.
Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» – выбираются предметы,
которые могут пригодиться в лесу.
Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли.
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Давайте посмотрим на иллюстрации на
доске. Что на них изображено? Какие опасности ждут в лесу и в парке нас?
А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы).
– А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса. (Игра «Съедобное-
Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да)
– Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? (нет, есть съедобные и
несъедобные, ядовитые).
– Почему нельзя собирать несъедобные растения?
Нельзя собирать, так как они опасны для здоровья, также служат лекарством
для животных.
Послушайте одну небольшую историю. Девочка Маша собирала ягоды, вдруг
увидела необычную незнакомую ягоду, съела ее и через некоторое время у нее
заболел живот. Что же делать девочке? (ответы детей).
Посмотрите на картинку, знаете ли вы эту ягоду? Она называется вороний глаз,
она растет у нас в лесу. Она ядовитая.
-Если так получилось, что вы по неосторожности сорвали опасные растения,
ягоды или грибы необходимо обращаться за помощью к взрослым, чтобы они
обработали рану или отправились с вами в больницу, если вы отравились.
– Каких вы знаете ещё опасных насекомых?
Давайте вспомним, что нужно делать, какие правила нужно соблюдать, чтобы
не случилось беды?
Нельзя трогать насекомых.
Нельзя дразниться, пугать, гонять опасных насекомых.
Нельзя махать руками, нужно стоять спокойно и прикрыть руками лицо.
Там, где много насекомых, носите рубашки с длинными рукавами и брюки,
головной убор. Смазывайте открытые части тела средствами, отпугивающие
– Кусали ли вас опасные насекомые? Почему это произошло? Что нужно
делать, если укусило насекомое?
Правильно, необходимо обратиться к взрослому. Посмотрите на картинку,
знаете ли вы это насекомое? Это клещ. Они живут на кустах и траве. Они опасные,
могут укусить человека и проникнуть под кожу. Отправляясь гулять на природу,
нужно быть осторожными. Поэтому в лес нужно одеваться, чтобы не было открытых
участков тела.
– А теперь мы можем поиграть на полянке (проводится физминутка «Вместе по
лесу идём).
Во время физминутки звучит спокойная мелодия
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём (ходьба на месте).
Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание).
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер (руки в стороны).
Расстилается ковёр и направо, и налево (наклоны вправо-влево).
К небу ручки потянули, позвоночник растянули (потягивания).
Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки).
А теперь послушайте сказку «Лесной пожар» (Т. Шорыгина «Вежливые
Дорогие ребята! Давайте сегодня поговорим с вами о таком страшном
бедствии, как лесной пожар. Вот послушайте, как это бывает в сказке.
Не затушенный костер.
Однажды ребятишки разожгли в лесу костер. Сначала они бросали в огонь
еловые и сосновые сухие шишки, ветки, потом стали прыгать через костер. А когда
им это занятие надоело, они посидели немного, глядя на огонь. Наконец, друзья кое-
как затушили костер, оставив тлеть ветки, и убежали собирать ягоды.
А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с
лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие
ветки. Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и
громко встревожено застрекотала:
-Караул! Пожар! Горим! Горим!
– Эй, сорока – белобока, быстрее лети за медведем, он у нас в лесу главный
пожарный, знает, как с огнем справиться. А я побегу зверей созывать на помощь.
Если дружно возьмемся за дело, то потушим огонь, ведь он еще маленький.
Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.
– Ну-ка, серые зайки, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю
бурундуки, еноты и белки пусть засыпают землей огонь!- стал распоряжаться
– А нам что делать?- спросили медведя лисы и волки.
– Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, – скомандовал медведь-
Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать,
ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.
Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.
Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать
корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она
росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки
превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его
раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.
Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветки громко
затрещали, лес стал наполняться дымом.
Почуяли звери птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в
– Нет, с таким огнем нам не справиться!- решили они. – Придется с
насиженных мест сниматься и убегать!
Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:
– Бегите, детки, за мной к лесному ручью да пониже к земле пригибайтесь,
хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.
Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь
от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный
змей гнался за ними по пятам. Скоро звери добрались до большой реки, в которую
впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.
Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды,
зашипел и стал гаснуть- перебраться на другой берег он так и не смог. Как вы
думаете, стих ли после этого лесной пожар?
Нет, пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились
настоящие пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось
строить себе новое жилье в другом лесу.
Почему в лесу начался пожар?
Как звери боролись с огнем?
Как звери спасались от лесного пожара?
Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком
и бежать, пригибаясь к земле?
Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву?
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Воспитатель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
В лесу и в парке много есть сухой травы, а также старых сухих деревьев.
Старые трухлявые деревья очень опасны для нас, ведь они могут упасть. Поэтому
нельзя рядом стоять с такими деревьями, нельзя забираться на них.
Наша прогулка по лесу закончилась. Теперь мы возвращаемся в детский сад.
– Молодцы, погуляли мы с вами хорошо и все были внимательны. Какое у вас
настроение? (хорошее). Покажите свое настроение? Я думаю, вы многому сегодня
научились и хорошо запомнили правила безопасности в лесу.
Внеклассное мероприятие “Нет пожарам в лесу”
Тема: «Нет пожарам в лесу!».
– познакомить с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; – научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в лесу , – систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.
Ход занятия.
Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда узнаем из стихотворения.
Ученик читает стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес, «Полный» сказок и чудес, Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь, Мы свои!
Учитель. Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (пожар) А что является причиной пожара?
Актуализация ранее изученного.
– Сегодня мы собрались на внеклассное мероприятие, чтобы поговорить о причинах пожара. Давайте вспомним, что вам известно из истории пожарного дела?
III. Основная часть.
Учитель. Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат «сгустки мудрости» – пословицы и поговорки об огне.
Учащиеся по очереди читают поговорки и пословицы.
Огонь не вода- схватит не выплывешь.
Огню да воде Бог волю дал.
«Спи царь огонь!» -говорит сестрица водица. По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орёл и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий огонь требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства.
Учитель. Чем опасны пожары? Пожары очень опасны. Могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное при пожаре – могут погибнуть люди. Сегодня мы поговорим, почему могут возникать пожары. Скажите, где еще, кроме квартиры, может быть пожар?
Учитель. Пожары могут быть и в лесу. Действительно, самая страшная опасность в лесу – пожар. Пожароопасный сезон в лесу начинается весной, когда растает снег и длится порой до глубокой осени. Районы, в которых бушуют лесные пожары, объявляют зоной бедствия. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса. В огне гибнут деревья, травы, цветы. Погибают животные, птицы, насекомые. Если лес горит недалеко от села, то от копоти и дыма становится трудно дышать. От лесного пожара могут загореться дома. А от чего может начаться лесной пожар?
Конкурс № 1 “Причины лесных пожаров”
Командам предлагается поочерёдно называть причины возникновения лесных пожаров. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Причины: • удар молнии; • горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки; • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках; • брошенная горящая спичка; • непогашенный окурок; • тлеющий после выстрела пыж; • брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал; • заправка топливом баков машин при работающем двигателе; • использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим; • курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим; • непотушенный костёр; • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности; • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т. Кто же является основным виновником пожаров в лесу? Сейчас послушаем стихотворение. ( Учащиеся читают стихотворение).
” Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел, Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. ” Запомните: – Нельзя разводить костры без взрослых – Нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте – Нельзя близко стоять около костра – Нельзя бросать в огонь предметы Всегда интересно бросит в горящий костре банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А вот этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.
Конкурс № 2 “Конкурс рисунков”
Конкурс рисунков на тему “Лесные пожары” оценивается по работам учащихся, которые были выполнены заранее. (Пока жюри будет оценивать работы, команды выполняют условия следующего конкурса).
Командам зачитываются загадки. Команда, давшая первой правильный ответ, получает 1 балл. В конкурсе побеждает команда, ответившая на большее количество загадок. Загадки: • Чего на свете нет сильнее? (Огня) • Ест бело, даёт черно. (Огонь) • Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым) • Без рук, без ног в гору ползёт. (Огонь) • Что выше дерева растёт? (Дым) • В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички) • По деревне прошёл – ничего не осталось. (Огонь) • Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь) • Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка) • Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь) • Он даёт тепло и свет, с ним шутить не надо, нет. (Огонь)
Конкурс № 4 “Ситуационная задача”
Командам раздаются карточки с различными ситуациями. В течение 1 минуты нужно подготовить и дать ответ. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе. Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас загорелась одежда. Что вы будете делать? 2. Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия? 3. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести костёр. Как вы это будете делать? 4. Вы ходили в поход. Ваш лагерь расположен в лесу. Подходит время возвращения домой. Каковы ваши дальнейшие действия? 5. Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает и как вы будете действовать дальше? 6. При получении ожогов при пожаре необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Как вы это будете делать? 7. Отдыхая на природе, вы развели костёр. Через некоторое время обнаружилось, что закончились дрова. Что вы будете делать дальше? 8. Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше? Учитель. Молодцы ребята вы очень хорошо справляетесь с заданиями. Я думаю, что вы никогда не будете виновниками пожара в лесу. А что же делать, если вы попали в зону пожара? Есть несколько правил поведения в зоне пожара, и ребята нас с ними сейчас познакомят.
(Учащиеся у доски по очереди зачитывают правила поведения в зоне пожара)
Если вы увидели, что огонь только-только начал разгораться, при вас, можно попытаться сбить пламя веником из зеленых веток или забросать огонь песком (землей).
Если вы знаете, что недалеко то села бушует лесной пожар, не ходите туда, там опасно! Взрослые люди справятся с огнем без вас. Дети к тушению пожара не допускаются!
Тушением лесных пожаров занимается специальная служба лесного хозяйства (лесхоз). Они же занимаются и охраной леса.
Чтобы не случилось в лесу беды, лесного пожара, за лесом надо ухаживать, охранять его.
Этим и занимается лесхоз. А чтобы сберечь лес, лесхозу нужна помощь всего населения и даже детей.
– Как же надо вести себя в лесу, чтобы не стать виновником пожара? – По какому телефону звонить в случае пожара?
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Конспект НОД в средней группе «Безопасность в лесу»
Цель: формирование навыков безопасного поведения в лесу.
– продолжать формировать знания у детей об источниках опасности в лесу: насекомые, растения, огонь, старые деревья, гроза;
– расширить представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.
– воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;
– повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность;
– воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её;
– воспитывать любовь к природе.
– развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитатель: Сосны до небес
Березы и дубы.
Ягоды, грибы.
Пригорки и низинки.
На суку сова.
Воздух – чистый, чистый.
И родник с живой
Ключевой водой.
Что это за дом? (Лес
Воспитатель: Правильно. Ребята, и что же такое лес?
Лес – это общий дом для растений, животных, птиц. Мы в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушать жизнь его хозяев. Ребята, но даже в самом обычном лесу, человека подстерегает множество опасностей. А какие это опасности, мы с вами сегодня узнаем.
Воспитатель: Для начала посмотрите на картинку.
Воспитатель показывает картину леса.
Что вы видите на картинке? Деревья.
А кому нужны деревья в лесу? Белке. Она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу. Птицам. Строят гнезда на деревьях, находят пищу.
Насекомым и их личинкам. Гусеницы, жуки поедают листья, кору деревьев, муравьи строят муравейник. Животным. Кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев.
В лесу есть много старых сухих деревьев. Старые трухлявые деревья очень опасны для нас, ведь они могут упасть. Поэтому нельзя рядом стоять с такими деревьями, нельзя забираться на них.
Воспитатель: Какие животные живут в лесу? Как можно назвать этих животных, одним словом?
Дидактическая игра «Чей домик»
Воспитатель: А вы знаете, что растёт в лесу кроме деревьев? Грибы, ягоды, травы. Много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? Да.
Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? Нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые.
Почему нельзя собирать несъедобные растения? Нельзя собирать, так как они опасны для здоровья, также служат лекарством для диких животных.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, знаете ли вы эту ягоду? Она называется вороний глаз, она растёт у нас в лесу. Она ядовитая. Ещё одна ядовитая ягода называется волчье лыко, её еще называют волчьей ягодой. Воспитатель показывает картинки ядовитых ягод. Аналогично рассматривают картинки ядовитых грибов (мухомор, бледная поганка).
Воспитатель: Если так получилось, что вы по неосторожности сорвали опасные растения, ягоды или грибы, необходимо обратиться за помощью к взрослым, чтобы они отправились с вами в больницу, если вы отравились.
Воспитатель: Помимо диких животных в лесу обитает много насекомых. Каких опасных насекомых вы знаете? Осы, шершни, клещи.
Воспитатель: Кусали ли вас опасные насекомые? Почему это произошло? Что нужно делать, если укусило насекомое?
Воспитатель: Правильно, необходимо обратиться к взрослому.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, знаете ли вы это насекомое? Это клещ. Они живут на кустах и траве. Они опасные, могут укусить человека и проникнуть под кожу. Отправляясь гулять на природу, нужно быть осторожными. Поэтому в лес нужно одеваться, чтобы не было открытых участков тела. После прогулки нужно осмотреть одежду, тело и переодеться.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно делать, какие правила нужно соблюдать, чтобы не случилось беды.
Там, где много насекомых, носите рубашки с длинными рукавами и брюки, головной убор. Смазывайте открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых.
Воспитатель: А теперь мы можем поиграть на полянке.
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. Ходьба на месте.
Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг. Потягивание.
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. Руки в стороны.
Расстилается ковёр и направо, и налево. Наклоны вправо – влево.
К небу ручки потянули, позвоночник растянули. Потягивания.
Отдохнули, поиграли и нисколько не устали. Прыжки.
Воспитатель: Зачем люди ходят в лес? Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды. Гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу? «Маша и медведь», «Три медведя».
Воспитатель: А теперь вспомним сказку «Маша и медведь». Что случилось с Машей? Она заблудилась в лесу.
Воспитатель: Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? Не ходить в лес одним, а со взрослыми.
Воспитатель: Правильно! Чтобы не заблудиться, не ходить в лес одному. Ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а всё равно заблудилась. Почему? Машенька ушла от подружек, собирая ягоды.
Воспитатель: Как как же нужно вести себя в лесу, если ты пришёл с родителями? Не надо далеко уходить от них.
Воспитатель: Правильно! В лесу нужно держаться вместе. Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу. Громко кричите «АУ!»
Воспитатель: Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, если ты заблудился в лесу, не беги, а внимательно прислушайся к звукам. Может быть, услышишь шум машины, поезда, лай собак, говорящих по близости людей. Постарайся понять, откуда идёт звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче, значит, ты идешь правильно.
Воспитатель: Ещё одна из опасностей, которая может застать нас в лесу, это гроза. Как людям вести себя во время грозы и молнии?
Воспитатель: Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать её в овраге, можно лечь на землю, спрятаться под низкими кустами.
Снять металлические украшения (серьги, часы). Отключите сотовый телефон, фотокамеру, фотоаппарат. Уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя. Нельзя использовать зонт в грозу. Молния может ударить в наконечник или спицы.
Воспитатель: Ребята, лес даёт человеку брёвна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи и многое другое. Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня.
Чтобы не было огня,
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Спички – наши друзья и помощники, но их нельзя зажигать и бросать горящими ради забавы. Тогда они превращаются в злейшего врага человека.
Какой вред приносит огонь лесу? Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей могут стать причиной лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, погибают животные.
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Не ошибись» Дети стоят в кругу.
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши, а не относящиеся – топнуть ногой. Пожарный, торт, пила, огнетушитель, компьютер, кисть, мячик, пожарная машина, стол, яблоко, пожарный шланг.
Ребята, а если случится пожар, по какому телефону надо звонить? (01)
Игра «Запрещается – разрешается»
– бросать горящие спички;
– оставлять мусор в лесу;
– ломать ветки и деревья;
– любоваться природой;
– разорять птичьи гнёзда и муравейники;
– разжигать костры;
– подавать сигнал тревоги, кричать и звать на помощь взрослых;
– слушать пение птиц.
Воспитатель: Ребята, если вы будете соблюдать правила безопасности в лесу, то с вами ничего не случится.
Конспект по безопасности в подготовительной к школе группе «Поход в лес»
- Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе и способах безопасного поведения.
- Продолжить формировать приемы оказания первой помощи, доступные детям дошкольного возраста при порезах, ушибах, укусе насекомых.
- Закреплять элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями, поведения на водоемах, при грозе.
- Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Продуктивная деятельность (аппликация).
Беседа по правилам поведения в природе, при пожарах, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, разгадывание загадок, дидактические игры «Пожарники», «Что с собой возьмем в поход», «Съедобный грибок положи в кузовок», чтение художественной литературы.
Предметы для игры «Что возьмем с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, бутылка с водой, кубики, свисток, утюг, фонарик, компас и т. , картинки грибов для игры «Съедобный грибок положи в кузовок», слайды, заготовки для плаката.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. Скоро лето и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня в лесу?»
Ребята, как нам поступить?
Вы предлагаете помочь Незнайке, но как?
Я вас послушала и поняла, что вы предлагаете отправиться в поход в лес.
В таком случае нам нужно подготовиться, что-то с собой взять и правильно одеться. Подскажите мне во что одеться, если идти в лес. (Ответы детей. ) Давайте посмотрим на себя и друг на друга.
Мне хочется взять и сумочку и ранец, там много интересных книг, которые можно почитать. Ребята, а как высчитаете, что нам необходимо взять с собой?
Игра «Что возьмем с собой в поход». (По окончании воспитатель проверяет правильность выполнения задания, уточняет, для чего нужен тот или иной предмет
На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге.
Ребята, чтобы добраться до леса нам придется идти вдоль дороги по обочине, а можно ли нам идти по этому пути? (Отправляются в лес под песню «Веселые путешественники»
Дети строятся друг за другом.
Кто шагает с рюкзаком?
Кто со скукой незнаком?
Что турист берет в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Вот мы и пришли в лес (слайд №1) посмотрите как красиво. Давайте найдем солнечную полянку и устроим привал. Идем. Дети идут по тропинке, на тропинке лежит змея.
Как нам поступить? (Ответы детей: обойти подальше поскорей, змея нападает, если чувствует опасность
Ребенок читает стихотворение:
Если по лесу с родными гулял
И на пенечке змею увидал,
То не кричи, не сзывай всех друзей,
А отойди сам подальше скорей.
Помни: змея начинает кусаться,
Ты же не станешь ее обижать?
Можешь спокойно свой путь продолжать.
На тропинке нам встречается зайчонок.
Как поступим? (Ответы детей: трогать нельзя, их мать может быть поблизости
Мы попросить хотим ребят
Не трогать маленьких зверят
И в руки никогда не брать –
Их мать примчится защищать.
Пока еще малы они,
Их мама стережет все дни.
А вот и полянка (слайд№2), давайте устроим привал.
Посмотрите, что это? (Достаю палатку. ) А как вы думаете, для чего она нужна? (Защитит от насекомых, согреет
В каком месте ее нужно ставить? (На сухом месте, если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать
Ой, посмотрите что растет на нашей полянке. (Слад №3 грибы. ) Значит какую полянку мы нашли? (Грибную
Но вы знаете, что некоторые грибы и растения в лесу представляют опасность для жизни и здоровья человека. Врагов нужно знать в лицо. Сейчас мы проверим, насколько вы к этому готовы.
Игра «Съедобный грибок положи в кузовок»
Расскажите какие грибы вы собрали? А какие оставили? Почему? Ребята, как нам поступить с ядовитыми грибами? (Оставить на месте. ) Почему? (Для некоторых животных это лекарство
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай,
Но и ногами не сбивай –
Они нужны зверятам.
Их только люди не едят:
В поганках, мухоморах – яд!
Но для зверья лесного все ж
Тот гриб полезен и хорош.
Не только грибы, но растения и ягоды могут быть ядовитыми, поэтому нельзя трогать и рвать незнакомые ягоды и растения. (слад № 4)
Слайд № 5. Посмотрите какая красивая полянка, сколько цветов. Представьте, что мы с вами там, на полянке. Я бы хотела встать вон у того дальнего дерева в тенечке, а вы?
(Слайд № 6 жужжат пчелы. ) Ой, что это? Что нам делать? (нельзя бежать, размахивать руками, лучше присесть и подождать пока пчелы улетят).
Пчелы улетели. Как жарко. Посмотрите какой пруд. Может освежимся, искупаемся? (Слайд № 7 нет, нельзя. ) Верно, а почему? (На дне могут оказаться разбитые стекла, железные банки, коряги, купаться можно только в специально отведенных местах
И большим и детям
Вам нельзя нырять!
Может очень мелкой
А в песок опасно
Головой втыкаться.
Сучья, камни, стекла
Спрятались на дне,
Их заметить сложно
В водной глубине.
Раздаются раскаты грома. (слайд № 8) Ой, ребята, что же нам делать? (Нужно спрятаться под кустами или невысокими деревьями, нельзя бежать, металлические предметы нужно выбросить, телефоны отключить. ) Верно.
Ну, вот и кончилась гроза. Что-то в лесу стало прохладно, как бы нам согреться? (Развести костер
А чем будем разжигать костер? (Спичками. ) Кому мы это поручим? (Детям брать спички нельзя. ) Значит костер буду разжигать я. (слайд № 9)
Ребята, какие предметы остались у нас в рюкзаке? (Компас, свисток, фонарь. ) Когда мы пользуемся этими предметами? (Когда заблудимся. ) Что же делать, чтобы не заблудиться в лесу? (Не ходить в лес одним, а с взрослыми, надо держаться вместе
Если вдруг заблудился в лесу, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышится шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди в том направлении. Если звук становится громче, ты идешь правильно. Самое главное знай, что тебя найдут.
Мы сидим греемся у костра, разговариваем, а нам пора отправляться домой, рассказать Незнайке все что мы узнали о правилах безопасного поведения в природе.
Ребята, мы ничего не забыли? (Потушить костер
Чем можно потушить костер? (Водой, песком, землей
Почему нельзя оставлять костер горящим? (Может вспыхнуть пожар
Без взрослых с огнем развлекаться опасно.
Окончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Пожары лесные – большая беда:
Возвращаемся в группу под туже песню.
Вот мы и пришли в нашу группу. Все что было в нашем рюкзаке нам пригодилось.
А теперь я предлагаю вам сделать для Незнайки памятку о правилах безопасного поведения в природе. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают как правильно вести себя в лесу.
Дети приклеивают, комментируют.