Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богатищевская средняя общеобразовательная школа»
Правила техники безопасности для учащихся на уроках
Фурсова Татьяна Николаевна
Техника безопасности на уроках технологии
- 1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.
- 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
- 3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
- 4. Не работай неисправными инструментами.
- 5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
- 6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
- 7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.
- 8. Не разговаривай во время работы.
- 9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока.
Положи на парту клеенку, рабочую доску.
Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
Надень рабочую одежду.
Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила работы с линейкой и карандашом.
Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
Работай только хорошо отточенным карандашом.
Линию проводи слева направо.
При черчении карандашом, держи его наклонно.
Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Техника безопасности при работе с ножницами
Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
При пользовании ножницами, нельзя отвлекаться и размахивать руками, подносить ножницы к лицу.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
Не оставляй ножницы открытыми.
Используй ножницы по назначению
Правила безопасной работы с клеем.
- При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
- Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
- Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Техника безопасности при работе с иглами и булавками
Храните иголки и булавки в определенном месте , не оставляйте их на рабочем месте.
Не пользуйтесь при работе ржавыми и гнутыми иголками и булавками
Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
До и после работы проверить количество игл.
Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
Не отвлекайся во время работы с иглой.
По окончании работ убрать все иголки
и булавки в специальные коробки и подушечки.
Правила безопасной работы с пластилином.
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
- Отрежь стекой нужное количество пластилина.
- Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
- По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом .
Правила работы с природным материалом.
Не ломай растущие деревья и кустарники.
Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
Для резания веток используй нож с тупым концом.
Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.
Храни природный материал в сухом месте
Правила уборки своего рабочего места.
Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
на тему «Памятка учащимся. Правила техники безопасности в кабинете технологии»
Разработал Луценко Н.
НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ТРУДА ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА И ДРЕВЕСИНЫ
- Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;
- Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;
- На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;
- Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);
- При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;
- Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;
- В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;
- Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;
- При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы.
- Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;
- При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ТРУДА ПРИ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА И ДРЕВЕСИНЫ НА СТАНКАХ
- Перед выполнением заданий необходимо соблюсти технику безопасности и надеть спецодежду и средства защиты;
- Запрещено работать на станках при отсутствующем или поврежденном ограждении, а также, если детали закреплены непрочно в соответствующих пазах;
- Нельзя выполнять действия на станке при неисправном или затупленном режущем или сверлящем инструменте;
- Запрещено останавливать движущиеся части станка руками, менять или поправлять сверла, резцы или приводной ремень на включенном оборудовании;
- Запрещено сильно наклоняться к станку, передавать через работающий станок предметы, измерять или трогать детали при работающем устройстве, класть на него посторонние предметы, ловить рукой отрезаемую деталь, отходить от включенного оборудования, смазывать или охлаждать сверла и резцы тряпкой;
- Категорически запрещено работать на станке с неисправным электрооборудованием или отсутствием заземления. При возникновении во время работы признаков неисправности (запах дыма, искры электропроводки, сбои двигателя и т.д.) немедленно отключить станок и сообщить учителю;
- Перед работой на уроке труда по правилам техники безопасности необходимо проверить работоспособность оборудования на холостом ходу;
- Резец или сверло всегда надо подводить плавно, не делая резких движений или рывков, особенно быть внимательным при выходе сверла из материала;
- Перед работой с деревообрабатывающим станком необходимо убедиться, что деревянные заготовки не имеют трещин или значительных дефектов;
- При выполнении задания на уроке труда на токарном станке не допускай значительного увеличения сечения стружки, подводи резец плавно и не спеша;
- Перед остановкой металло- или деревообрабатывающего оборудования всегда предварительно отводи сверло или резец от детали;
- Запрещено сдувать со станка стружку ртом или смахивать рукой.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
НА УРОКАХ ТРУДА
- Приступать к обучению и работе с инструментами могут только школьники, которые ознакомились с правилами техники безопасности на уроке труда;
- Брать инструменты, использовать их, а также пользоваться станками можно только с разрешения учителя;
- Приступая к уроку труда, школьник должен предварительно надеть все необходимые для каждого конкретного случая средства защиты (халат, головной убор, рукавицы, защитные очки и т.д.);
- Запрещено выполнять задания сломанным или поврежденным инвентарём;
- Рабочее место надо держать в чистоте, инструменты класть на место, мусор вовремя убирать;
- На уроках труда запрещено использовать любой инвентарь не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты;
- Инструменты всегда надо держать так, чтобы самая опасная часть (острая) была направлена от себя;
- В случае получения травмы немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю;
- По окончанию урока сдать весь инструмент, спецодежду и средства защиты и привести в порядок рабочие места;
- После урока труда необходимо тщательно вымыть руки с мылом и умыться.
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ
БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЯ
Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.
Организация урока.
Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом – это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом – это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.
Семья, дом – это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас – подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье – это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.
Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом – это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой – единственный и неповторимый – домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.
III. Ознакомление с планом работы на учебный год.
Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. ; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.
Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.
Как преобразить интерьер своего дома, сделать его неповторимым, удобным, вы узнаете при изучении темы «Дом, в котором мы живем».
А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!
Электротехника – это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.
Выполнение творческой работы – это важная проба сил, позволяющая реализовать ваши замыслы и проверить возможности. По сравнению с предыдущими, сложность проектов увеличивается. Вам будет предложено выполнить творческие проекты по каждому из разделов технологии: «Семейная экономика», «Художественная обработка материалов», «Дом, в котором мы живем», «Электротехнические работы».
Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.
Прове дение первичного инструктажа по охране труда учащихся в кабинете «Технология».
Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:
- ознакомление учащихся с назначением, оборудованием кабинета, опасными и вредными производственными факторами;
- наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты для занятий в кабинете;
- анализ травматизма учащихся в кабинете за прошедший год и рассказ о правилах безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;
- действия учащихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;
- основные приемы оказания первой доврачебной помощи;
- порядок обучения и проверки знаний учащихся по охране труда;
- санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете «Технология».
Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.
Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).
По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.
Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира – это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда учащихся в кабинете «Технологии» 1 Общие положения
- входить в кабинет только с разрешения учителя, перед началом работы надеть спецодежду;
- каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;
- начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
- нельзя отвлекать работающих одноклассников;
- после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место;
- при получении травмы учащийся должен немедленно обратиться к учителю.
2 Требования безопасности перед началом работы
- Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
- Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
- Проверить исправность оборудования.
3 Требования безопасности во время работы
1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.
- Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.
- Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.
- Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
- Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.
4 Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента или создании аварийной обстановки при выполнении работ необходимо немедленно прекратить работу, поставить в известность учителя, предупредить работающих об опасности.
- При возникновении пожара сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации и покинуть помещение согласно плану эвакуации вместе с учителем.
5 Требования безопасности по окончании работы
- Выключить электроприборы, оборудование.
- Привести в порядок рабочее место.
- Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого
ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:
- в кабинетах СБО;
- в школьных мастерских;
- в спортивном зале;
- в учительской и приемной. В случае поражения электрическим током необходимо: Освободить пострадавшего от действия тока:
- В случае поражения электрическим током необходимо: Освободить пострадавшего от действия тока:
- Освободить пострадавшего от действия тока:
- отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
- перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
- отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
- при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
- Вызвать скорую медицинскую помощь.
- Оказать первую медицинскую помощь:
- уложить пострадавшего на подстилку;
- распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;
- обрызгать лицо и шею холодной водой;
- растереть грудь и конечности спиртом;
- при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца. При отравлении угарным газом необходимо:
- При отравлении угарным газом необходимо:
- вынести пострадавшего на свежий воздух;
- поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
- при необходимости применить искусственное дыхание;
- после восстановления дыхания дать валериановых капель.
- при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
- промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);
- обработать рану йодом;
- при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.
- положить на место ушиба холодный компресс;
- забинтовать ушибленное место.
- смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
- наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
- обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
- смазать борным вазелином;
- наложить марлю или вату;
- обильно смочить обожженное место раствором соды;
- наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
- покрыть ватой, забинтовать.
Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:
В аптечке должно находиться:
- индивидуальные перевязочные пакеты;
- пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
- Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.
- Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)
- 5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)
- Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)
- Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)
- Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)
- Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)
- Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)
- Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)
- Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)
- Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.
Карточка № 1/ТБ
а) электрический шнур;
г) заправку нити.
а) ставить утюг на подставку;
б) включать утюг мокрыми руками;
в) ставить утюг вертикально;
г) оставлять утюг без присмотра.
а) работать прямой иглой;
б) хранить иглу в одежде;
в) отрывать нитку руками;
г) хранить иглу в подушечке;
д) работать ржавой иглой;
е) хранить иглу с ниткой.
Карточка № 2/ТБ
а) наложить стерильную повязку;
б) проколоть вздувшийся пузырь;
в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной
г) обратиться к врачу.
а) промыть рану водой;
б) смазать поврежденные места раствором йода;
в) наложить стерильную повязку.
а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;
б) смазать ушибленное место раствором йода;
Что нужно сделать со сломанной иглой?
б) собрать сломанные части, показать учителю;
в) сообщить учителю о поломанной игле.
Дополнительный материал.
Безопасность на уроках трудового обучения
Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.
Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:
- плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
- несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
- недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
- несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
- отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
- недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
- ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
- отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
- необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.
Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.
3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.
11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.
5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.
К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.
Общие требования безопасности на уроках трудового обучения
- Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
- Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
- Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
- При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
- Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
- Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
- Не мешать работе других школьников.
- Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
- О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
- При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ
Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.
Общие требования безопасности на переменах
- Не нарушать дисциплину.
- Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твердом покрытии может привести к серьезной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
- Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
- Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
- Не пытаться самостоятельно проникнуть на территорию хозяйственной и учебно-опытной зоны, в подвалы, люки, на чердаки, в технические помещения. В этих местах обычно расположены коммуникации, котельная, трансформаторная подстанция, устройства и механизмы, представляющие опасность для здоровья школьников.
- Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
- Не дразнить животных, оказавшихся на территории школьного участка.
- Не подходить близко к котлованам, траншеям, открытым люкам,
- Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
- Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
- Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.
Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек – в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков – в учебных мастерских.
Также, данная страница посвящена технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей. Для данного вида работ разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности.
Для мальчиков перейти на страницу: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.
Техника безопасности
в кабинете технологии для девочек
В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.
Инструкции по охране труда для учителя технологии
Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя в кабинете технологии, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить первичные средства пожаротушения. Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательных отношений в кабинете.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
- Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
- Инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом
- Инструкция по охране труда для руководителя кружка (студии)
- Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
- Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
- Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
- Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (ноутбуке)
- Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
- Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае в школе
- Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения и соответствия температуры воздуха санитарным нормам.
Техника безопасности
на уроках технологии для девочек
В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, при работе на пришкольном опытном участке.
Инструкции для учащихся в швейной мастерской
При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Первоочередной задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной учебной мастерской.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе в швейной мастерской
- Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с утюгом в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
- Инструкция по охране труда при работе с тканью
- Инструкция по охране труда при работе на оверлоке
- Инструкция по охране труда при работе со швейными машинками в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе на универсальной промышленной швейной машине
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ручным приводом
- Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ножным приводом
Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.
Инструкции по охране труда в кабинете кулинарии
Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.
- Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
- Инструкция по охране труда при кулинарных работах
- Инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии
- Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
- Инструкция по охране труда при эксплуатации микроволновой печи
- Инструкция по охране труда при работе с миксером
- Инструкция по охране труда при работе с блинницей
Инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
- Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
- Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке
По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.
Журналы и акты для работы в кабинете технологии
- Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
- Акт приемки кабинета технологии на готовность к новому учебному году
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
В зависимости от специализации кабинетов технологии (трудового обучения) рассмотрим технику безопасности в учебных мастерских школы. В данном разделе рассматривается охрана труда в учебных мастерских: слесарной, столярной или универсальной школьной мастерской, как один из разделов техники безопасности на уроках технологии для мальчиков.
Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков
Четкое выполнение правил и требований охраны труда и техники безопасности на уроках технологии у мальчиков в кабинете технологии (учебной школьной мастерской) обезопасит учащихся и учителя от травмирования и сбережет здоровье. Вместе с изучением требований техники безопасности учащимся необходимо получить навыки безопасного выполнения работ.
Инструкции
по охране труда для учителя технологии (мальчики)
Учебные мастерские являются в школе наиболее травмоопасными среди учебных кабинетов. В них могут быть установлены электрические столярные и слесарные станки с вращающимися и движущимися узлами, острыми элементами. Учитель технологии обязан изучить инструкции по охране труда в кабинете – учебной мастерской, систематически проверять работоспособность и безопасное функционирование станков, вентиляции, электроосвещения, защитную изоляцию кабелей электропитания, заземления, а также безопасное состояние инструмента.
- Инструкция по охране труда учителя технологии у мальчиков
- Инструкция по охране труда для мастера производственного обучения
- Инструкция по охране труда в учебных мастерских
- Инструкция по охране труда в столярной мастерской
- Инструкция по охране труда в слесарной мастерской
- Инструкция по охране труда в комбинированной мастерской
- Инструкция по пожарной безопасности в школьной мастерской
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
- Инструкция по оказанию доврачебной помощи пострадавшему в школе
- Инструкция при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Преподаватель обязан строго соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности для учителя технологии (технического труда) у мальчиков в вверенной ему учебной мастерской.
Инструкции
по охране труда при работе на станках в учебных мастерских
Залогом безопасной работы станка является правильное его содержание и обслуживание, что ложится на плечи учителя технологии. Необходимо проверить работоспособность станков, их безопасное функционирование, крепления узлов, целостность подводящих кабелей и заземления. При этом педагогу необходимо быть максимально осторожным, соблюдать инструкции по охране труда и технике безопасности при работе на станках в учебных мастерских школы.
- Инструкция по охране труда при работе на заточном станке
- Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по дереву
- Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке по металлу
- Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке
- Инструкция по охране труда при работе на фуговальном станке
- Инструкция по охране труда при работе на циркулярном станке
- Инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом, абразивным и эльборовым инструментом (болгаркой)
Учитель имеет право допускать к занятиям в учебных мастерских только тех учащихся, которые не имеют медицинских противопоказаний к выполнению предусмотренных работ и прошли вводный инструктаж по охране труда, а также первичные инструктажи по технологии перед изучением новой темы.
Инструкции по технике безопасности
для учащихся в учебных мастерских (мальчики)
Данный раздел также четко представляет правила и требования техники безопасности на уроках технологии для мальчиков, во время которых обязанностью учителя является проведение с детьми инструктажей согласно инструкциям по охране труда и технике безопасности для учащихся (мальчиков) в учебных мастерских школы. Учителю технологии необходимо проинструктировать учеников в плане техники безопасности, обучить безопасным приемам и методам работы с инструментами и на станках.
- Вводный инструктаж для учащихся в учебной мастерской
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по дереву
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на токарном станке по металлу
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на сверлильном станке
- Инструкция по охране труда для учащихся при работе на фрезерном станке
- Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины
- Инструкция по охране труда при ручной обработке металла
- Инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным инструментом
Согласно ФГОС кабинет технологи для мальчиков должен быть оснащен специализированной мебелью и станками, а также иметь достаточное освещение, благодаря чему представляется возможность проводить практические занятия на территории общеобразовательного учреждения прямо в учебное время.
Журналы и акты для работы в учебной мастерской
- Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Журнал учета, проверки и испытаний электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему
- Акт-разрешение на проведение занятий в учебной мастерской
- Акт приемки комбинированной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт приемки слесарной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт приемки столярной учебной мастерской на готовность к новому учебному году
- Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учебной мастерской
Рекомендуем также просмотреть:
Охрана труда в кабинете технологии для девочек