В связи с тем, что кабинет физики является учебным кабинетом повышенной опасности, учителю необходимо уделить особое внимание охране труда в кабинете физики, а учащимся школы строго соблюдать технику безопасности в кабинете физики на уроках, включая правила поведения и требования безопасности труда при работе с электроприборами.
В данном разделе представлены инструкции по технике безопасности в кабинете физики и лаборантской, инструкции по охране труда в кабинете физики, инструкции охране труда для учителей физики и лаборанта кабинета, при работе с электрическими приборами и стеклянной лабораторной посудой на уроках во время лабораторных работ.
В данном разделе имеются разработанные инструкции по охране труда для учащихся в кабинете физики, для обучающихся во время выполнения лабораторных и практических работ, при выполнении уборки в кабинете физики, по оказанию первой помощи пострадавшим и другие. Инструкции по охране труда разработаны для школ, гимназий и лицеев в соответствии с законодательством РФ.
Инструкции по охране труда в кабинете физики
В кабинете физики находится оборудование, приборы, стеклянная посуда для проведения лабораторных опытов и экспериментов на уроках. Учащимся и учителю необходимо соблюдать инструкции по охране труда в кабинете физики, так как непосредственно они принимают участие в выполнении опытов и экспериментов.
Инструкции по охране труда для учителей физики
Учитель физики выполняет включение и отключение электропитания в кабинете, несет ответственность за безопасное состояние всего лабораторного оборудования и приборов в кабинете. Педагогу необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда для учителя физики, так как он несет полную ответственность за жизнь и здоровье учащихся в кабинете физики.
- Инструкция по охране труда для учителя физики
- Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
- Инструкция по охране труда в кабинете физики
- Инструкция по охране труда заведующего учебным кабинетом
- Инструкция по охране труда для лаборанта кабинета физики
- Инструкция по охране труда при демонстрационных опытах по физике
- Инструкция пожарной безопасности в кабинете физики
- Инструкция по технике безопасности при работе с компьютером и другой оргтехникой
- Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (ноутбуке)
- Инструкция по охране труда при работе с мультимедийным проектором
- Инструкция по охране труда при использовании ЭСО
- Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние после окончания учебных занятий”
- Инструкция по оказанию первой помощи при несчастном случае в школе
- Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера
Основной опасностью в кабинете физики является наличие токоведущего оборудования с которым участники образовательных отношений имеют непосредственный контакт во время уроков при проведении учебных опытов и лабораторных работ.
Инструкции
по технике безопасности для учащихся в кабинете физики
На первом уроке с учащимися проводится вводный инструктаж по физике, а перед каждой лабораторной или практической работой по новой теме с учащимися необходимо проводить первичные инструктажи в кабинете физики. Для этого учителю необходимо иметь инструкции по охране труда в кабинете физики для каждого изучаемого раздела физики.
- Вводный инструктаж для учащихся в кабинете физики
- Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете физики
- Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
- Инструкция по охране труда для учащихся при проведении массовых мероприятиях на базе других учреждений
- Инструкция по охране труда при выполнении практических работ по физике
- Инструкция по охране труда при выполнении лабораторных работ по физике
- Инструкция по охране труда при работе со стеклянной лабораторной посудой
- Инструкция при выполнении лабораторной работы по механике в кабинете физики
- Инструкция при выполнении лабораторной работы по оптике и квантовой физике
- Инструкция при выполнении лабораторных работ по электричеству и электродинамике
- Инструкция при выполнении лабораторных работ по молекулярной физике и тепловым явлениям
- Инструкция “Правила безопасности обучающихся при работе со спиртовками и сухим горючим”
Для максимального обеспечения безопасности образовательного процесса соблюдение требований охраны труда должно осуществляться как педагогом, так и учащимися. Контроль за соблюдением норм охраны труда учащимися осуществляется учителем.
Журналы и акты для работы в кабинете физики
- Журнал регистрации инструктажа обучающихся на рабочем месте и целевого инструктажа в кабинете физики
- Журнал регистрации инструктажа учащихся при организации общественно-полезного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий
- Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете (лаборатории) физики
- Акт приемки кабинета физики на готовность к новому учебному году
Інструкції з охорони праці для кабінета фізики України
Рекомендуем также просмотреть:
Инструкции по охране труда классных руководителей
Должностную инструкцию учителя физики
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Оформление кабинета физики в школе по ФГОС
Физика – один из самых сложных предметов в школьной программе. Между тем, во многих школах его изучают лишь в теории. Школьники вынуждены наизусть заучивать формулы, определения и законы физики, не имея должного представления о них. Из-за этого интерес к предмету теряется, и эффективность обучения падает. Для решения этих проблем современные кабинеты физики оснащаются оборудованием для проведения опытов, лабораторных работ и вспомогательными материалами. Наглядность помогает пробудить в учениках интерес к предмету.
Очень важна безопасность на уроках физики, особенно во время проведения лабораторных работ. С этой целью кабинеты оснащаются стендами с правилами их проведения. Также нужна подробная информация о технике безопасности и аптечка, находящаяся на видном месте. Чтобы правильно выполнить все эти и другие рекомендации, нужно следовать рекомендациям ФГОС ООО. Далее расскажем об основных моментах при оборудовании кабинета физики.
Оборудование
Все приспособления и приборы для опытов и лабораторных работы в кабинете физики необходимо постоянно поддерживать в чистоте и рабочем состоянии. Ведь они должны отвечать стандартам техники безопасности. Также для наглядности необходимо иметь учебные материалы в виде таблиц, информационных плакатов с основными законами и интересными научными фактами, а также портреты знаменитых физиков.
Парты в физическом кабинете должны быть устроены специальным образом. Они должны быть оснащены встроенными розетками для подключения электроприборов. Покрытие должно быть устойчивым к разнообразным повреждениям, которые могут возникнуть во время проведения лабораторных работ. Каждая парта должна быть прикручена к полу во избежание опрокидывания. А снизу необходимо место или крючок для портфеля. Отдельный стол, прикрученный к полу, должен быть и у преподавателя – для проведения демонстрационных опытов. Его также необходимо оснастить розетками.
Среди оборудования, которое обязательно должно быть в наличии, различают:
- Приборы общего назначения и измерительные,
- Оборудование для изучения определенных разделов физики.
Для более эффективного обучения кабинет необходимо оснастить компьютером, проектором и мультимедийной доской. Это позволит наглядно показывать ученикам сложные явления и процессы.
Оформлять учебный класс следует вспомогательными материалами. Они должны располагаться следующим образом:
- Плакат с техникой безопасности должен быть на самом видном месте.
- Плакаты с информацией по теме урока во время занятия нужно повесить слева и справа от доски, на которой будут вестись дополнительные записи.
- Портреты физиков, плакаты и другая справочная информация размещаются по боковым стенам.
Техника безопасности
Класс для занятий физикой относится к помещениям повышенной опасности. Поэтому определенные правила должны соблюдать не только учитель и ученики. Техника безопасности относится также к директору и завучам. Чтобы предупредить травматизм в кабинете учитель физики обязан:
- Расположить плакат и информацией по технике безопасности на видном месте.
- Вести паспорт кабинета и каждого прибора в отдельности.
- Во время занятий принять все меры к обеспечению безопасности учеников и их мест, а также всего оборудования.
Дополнительно учитель обязан постоянно напоминать о правилах предотвращения травматизма в каждом конкретном случае. Ведь в зависимости от темы они могут различаться. При необходимости стоит проводить тщательный инструктаж учеников.
«Определение цены деления цилиндра (мензурки). Измерение объема тела»
- Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Выполняйте все указания учителя.
- Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
- Расположите измерительный цилиндр (мензурку) и исследуемое тело на рабочем месте так, как указал учитель.
- Перед тем, как приступить к работе, уясните ход ее выполнения.
- Отложите в сторону тетрадь для лабораторных работ, чтобы избежать попадания воды.
- Перед выполнением эксперимента с грузом, подвешенным на нити, проверьте, надежно ли укреплен груз, чтобы он не сорвался.
- Запрещается при проведении лабораторной работы использовать разбитый или треснутый измерительный цилиндр (мензурку) .
«Измерение размеров малых тел»
- Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Выполняйте все указания учителя.
- Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
- Располагайте малые тела на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
- Не держите на рабочем месте приборы, не требующиеся при выполнении работы.
- Перед тем, как приступить к работе, уясните ход ее выполнения
- После того, как необходимые измерения будут выполнены, обязательно поместите малые тела в специальную емкость.
«Определение массы и плотности твердого тела».
1) Будьте внимательны , дисциплинированы, осторожны, выполняйте все указания учителя.
2) Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
3) расположите весы, набор грузов и измерительный цилиндр на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4) Перед тем как приступать к работе, уясните ход ее выполнения.
5) После использования гирь убирайте их в специальный футляр. При работе с гирями используйте пинцет.
6) При выполнении опыта с грузом, подвешенным к нити, его следует надежно укрепить, чтобы он не сорвался.
7) При проведении работы запрещается использовать разбитые или треснутые мензурки.
8) При измерении объема тела надо отложить в сторону тетрадь, чтобы избежать попадания воды.
Инструкция по технике безопасности к лабораторной работе №4
«Изучение упругой деформации».
1) Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, выполняйте все указания учителя.
3) Расположите штатив с динамометром и набор грузов на рабочем столе в порядке, указанном учителем.
4) Перед тем, как приступить к работе, уясните ход ее выполнения.
5) Постоянно следите за исправностью всех креплений на штативе.
6) При выполнении опыта с грузом, подвешенным к динамометру, следует быть внимательными и осторожными, чтобы груз не сорвался.
7) Для того, чтобы у пружины динамометра не возникла пластическая деформация, не следует превышать номинальную нагрузку, на которую рассчитан данный прибор.
Инструкция по технике безопасности к лабораторной работе №5
«Проверка закона Архимеда»
3) расположите измерительный цилиндр, динамометр и набор тел на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4) Отложите тетрадь для лабораторных работ в сторону так, чтобы избежать попадания воды.
5) При проведении эксперимента проследите, чтобы груз был надежно укреплен и не сорвался.
6) При проведении лабораторной работы запрещается использовать разбитые или треснутые измерительные цилиндры.
7) Не следует подвергать пружину динамометра длительной деформации.
Инструкции по технике безопасности к лабораторной работе №6
«Проверка условий плавания тел».
1) Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, выполняйте все указания учителя.
3) Расположите измерительный цилиндр, емкость с песком и стойку с пробиркой на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4) Отложите в сторону тетрадь для лабораторных работ, чтобы избежать попадания воды.
5) Перед тем, как приступить к работе уясните ход ее выполнения.
6) При выполнении опытов с пробиркой помните, что стекло – хрупкий материал.
7) При проведении лабораторной работы запрещается пользоваться разбитыми или треснутыми пробирками и измерительным цилиндром.
8) Не следует подвергать пружину динамометра длительной деформации.
Инструкция по технике безопасности к лабораторной работе №7
«Определение работы, совершаемой при равномерном поднятии тела. Определение КПД наклонной плоскости».
3) Расположите штатив, брусок и динамометр на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4) Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5) Перед тем как приступить к работе, уясните ход ее выполнения.
6) Постоянно следите за исправностью всех креплений на штативе.
«Определение условия равновесия рычага»
3) Расположите штатив с рычагом и набор грузов на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
5) Перед тем , как приступить к работе, уясните ход ее выполнения.
7) При выполнении опыта следует надежно укреплять грузы на рычаге, придерживая при этом одно плечо рычага, чтобы грузы не сорвались.
для учащихся при занятиях
в кабинете физики
К работе в кабинете (лаборатории) физики допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При использовании газовых горелок инструктаж необходимо сопровождать показом.
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете (лаборатории) физики.
В кабинете (лаборатории) физики проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции по охране труда для данной практической работы.
На учащихся в кабинете (лаборатории) физики могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:
– растворы кислот, щелочей и другие химические вещества;
– огнеопасные вещества (этиловый спирт, бензин, газ и др
– стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты;
– электрооборудование и газовая сеть (в случае неисправности);
– высокая температура жидкости;
– электрический ток.
Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете (лаборатории) физики.
При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых приборов, установок, недоброкачественности посуды прекратите работу и поставьте в известность преподавателя.
В случае получения травмы (порезы, ушибы и др. ) а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете (лаборатории) физики имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце.
Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте. При работе в кабинете не пейте воду и не принимайте пищу.
Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) физики допускается только в присутствии преподавателя.
Требования безопасности перед началом занятий
Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания преподавателя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения преподавателя.
Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и последовательность выполнения.
Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.
Проверьте исправность приспособлений и инструментов, наличие заземления и местного освещения.
Соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте.
Необходимо проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты.
Требования безопасности при выполнении занятий
При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов; при работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.
Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйте голову (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.
При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией, выключателями открытого типа (при напряжении свыше 42 В), так как это может привести к поражению электрическим током.
Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения преподавателя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенных изоляции. Не производите пересоединений в цепях и смену предохранителей до отключения источника напряжения.
Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите присоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.
Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.
Пользуйтесь инструментами с ИЗОЛИРУЮЩИМИ ручками.
Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.
Не оставляйте рабочее место без разрешения преподавателя.
При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.
Требования безопасности по окончании занятий
Отключите источник электропитания, разрядите конденсаторы, после чего разберите электрическую цепь.
Разложите приспособления и инструменты на установленные места.
Уберите рабочее место.
Приведите себя и спецодежду в порядок, вымойте руки с мылом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом преподавателю.
В случаях резкого изменения температуры в стеклянных приборах необходимо отключить источник питания.
В случае разрыва сосуда запрещается убирать осколки стекла голыми руками. Для этого используются щетки и совок.
При перегреве трансформаторов, появлении гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство необходимо выключить.
Во всех случаях поражения электрическим током необходимо вызвать врача независимо от состояния пострадавшего.
Для определения состояния пострадавшего необходимо уложить его на спину и проверить наличие дыхания и пульса.
Если пострадавший дышит очень редко и судорожно, но у него прощупывается пульс, необходимо сразу же делать искусственное дыхание.
РАССМОТРЕНО:На заседании МО_________/Стебунова О. /№ 1 от 31. 2021 г. СОГЛАСОВАНО: __________/Т. АхматоваПротокол педагогического совета№ 1 от 31. 2021 г. УТВЕРЖДАЮ:Директор школы_______________/Т. Алехина№ 50. 16 от 31. 2021 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Ростошинская средняя общеобразовательная школа»
курса внеурочной деятельности
«Роль физики в развитии медицины»
10-11 классы (базовый уровень)
Стебуновой О.
МКОУ «Ростошинская СОШ»
Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни. Усиление фундаментализации медицинского образования обуславливает включение во внеурочную деятельность интегративных дисциплин, которые обеспечивают широкое и ёмкое восприятие их содержания, формирование научного мировоззрения, а также профессионально значимых умений.
Физико-математические дисциплины в медицинских вузах приобретают все более важные значение в связи с проникновением точных наук в медицину и смежные дисциплины. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, необходимостью ясного понимания и правильной оценки результатов экспериментального исследования. Без глубокого понимания физических процессов в организме, физических основ воздействия на него внешних факторов, молекулярных законов физики невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, рекомендовать пациенту оптимального образа и ритма жизни.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Роль физики в развитии медицины» предназначена для обучающихся 10 -11 классов и разработана на основе следующих нормативных документов.
∙Федерального закона от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
∙Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2012 № 413 (с изменениями) (далее — ФГОС СОО);
∙Санитарными правилами СП 2. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 2020 №28;
∙Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28. 2020 № 442 (с изменениями и дополнениями от 20. 2020);
∙Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20. 2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23. 2020);
– Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Ростошинская СОШ»;
– Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) ФГОС ( СОО)
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Новизна программы.
Данная программа внеурочной деятельности создана для учащихся 10-11 классов и включает вопросы таких дисциплины, как физика, биология, а также медицина. Предложенный вариант рассчитан на 34 часа.
Программа направлена на формирование:
- методологических качеств обучающихся (умение поставить цель и организовать её достижение);
- креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления, наличие своего мнения);
- коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и воспринимать информацию).
данной программы заключается в том, что она направлена на развитие стремления у школьников умение самостоятельно работать на основе цифровой лаборатории, c использованием современного оборудования «Точка Роста».
- Познакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки.
- Дать представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины.
- Показать единство законов природы, применимость законов физики к живым организмам.
- Обзорно познакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинских приборов, медицинской аппаратуры.
- Научить учащихся выполнять лабораторные работы с применением цифровой лаборатории ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
- Расширение и углубление научного мировоззрения на основе уяснения роли взаимосвязи и взаимопроникновения наук, а также расширение кругозора школьников.
- Воспитание на основе материалов занятий упорства и настойчивости в достижении поставленной цели; формирование активной жизненной позиции.
- Выработать и развить такие компетентности, как целеполагание, планирование деятельности, поиск информации, рефлексия и самоанализ, презентация.
Общая характеристика программы
Программа «Роль физики в развитии медицины» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Основная форма занятий – лабораторные работы и самостоятельная деятельность обучающихся. Содержание знаний в программе составлено так, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими. Деятельность учащихся предполагает поиск нужной информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.
Предметными результатами являются:
- Умения проводить наблюдения, опыты,планировать и выполнять измерения, обрабатывать и представлять результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы.
- Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;
- Развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами.
В результате реализации программы обучающийся научится:
- В сфере личностных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- В сфере регулятивных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- В сфере познавательных учебных действий учащиеся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, находить необходимую информацию;
- В сфере коммуникативных учебных действий учащийся научится планировать и координировать совместную деятельность с другими ее участниками;
освоения программы являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- Формирование умений работать в группе, паре;
Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.
Личностные результаты выражаются:
- в сформированности познавательного интереса к практической и деятельности и основ социально-критического мышления;
- самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, понимании их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
- умение определять границы собственных знаний и незнаний
- сформировать коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;
Школьники узнают об этапах становления медицины. Получат представление о взаимосвязи и взаимопроникновении наук: физики, биологии и медицины. Также получат представление о физических факторах, применяемых с лечебно-профилактической целью, об их действии на организм человека. Научатся объяснять устройства и принцип действия простейших медицинских приборов на основе физических закономерностей. Научатся выдвигать гипотезу на основе фактов, наблюдений и экспериментов. Научатся обосновывать свою точку зрения. Уметь проектировать простейшие технические и электротехнические устройства.
Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до сложных;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Данная программа позволяет установить связь между наукой об общих закономерностях явлений природы и совокупностью наук о болезнях, их лечении и предупреждении.
Внеурочная деятельность направлена на повышение интереса к физике, способствует лучшему усвоению материала, создает условия для самостоятельного творчества школьников.
Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний, учащиеся выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных лабораторных работ обеспечивает связь физического эксперимента с изучаемым теоретически материалом, что позволяет школьникам самостоятельно делать обобщения и выводы.
Предлагаемые опыты рассчитаны на цифровую лабораторию ,c использованием современного оборудования «Точка Роста».
Содержание программы внеурочной деятельности
Тема 1. Физика и медицина.
История медицины. Физика в медицине. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины.
рентгеновские снимки, томограммы головы, фотографии («Медицинская техника», «Хирургические приборы», и др
Тема 2. Температура. Термометры.
История изобретения термометра. Термометры Фаренгейта, Цельсия, Реомюра. Медицинский термометр. Методы измерения температуры тела человека. Разбор вопросов по данной теме.
Лабораторная работа «Сборка действующей модели термоскопа».
Оборудование: флакон от лекарства (например от пенициллина) с резиновой пробкой, стеклянная трубка, стакан с водой.
Вопросы по теме:
- Почему врач, поставив медицинский термометр больному, смотрит показание термометра не раньше, чем через 5-7 минут?
- Номинальная температура человеческого тела около 37С. Сколько это составляет по шкале Кельвина?
- Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ни глицериновыми и не ртутными термометрами, а спиртовыми?
ртутный, спиртовой и медицинский термометры, таблицы со шкалой Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, модель термометра.
Тема 3. Давление.
Атмосферное давление и медицина.
Атмосферное давление. Роль атмосферного давления в жизни живых организмов.
Вопросы по теме «Атмосферное давление»:
- Почему трудно пить из опрокинутой бутылки, если плотно охватить её горлышко губами?
- Как выпить сок из закрытой железной банки при помощи шила? Свои действия объясните.
- Бутылка с водой закрыта пробкой, сквозь которую пропущена стеклянная трубка (от пипетки). Нижний конец трубки опущен в воду. Почему, если подуть в трубку, а потом отстраниться, вода поднимается по трубке и разбрызгивается фонтаном?
- Если положить монету на большую плоскую тарелку и налить столько воды, чтобы она покрыла монету, то как при помощи стакана, спичек и свечи можно достать монету из тарелки, не замочив пальцев?
Решение задач по теме «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды».
- Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определить давление воды в море на этих глубинах.
- Определить по графику глубину погружения тела, соответствующую заданному давлению воды.
- Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?
- Давление в газогенераторе изменилось на 1,7 · 10атм. Как изменится разность уровней воды в манометре, присоединенном к генератору?
Демонстрации: проведение опытов, которые объясняют принцип работы медицинских приборов (шприц, пипетка, капельница и медицинские банки).
Жидкостный манометр. Измерение давления внутри жидкости. Прибор для измерения давления крови.
Работа с карточками по теме «Манометры».
Демонстрации: жидкостный манометр. Прибор для измерения давления крови – тонометр, стетоскоп.
Тема 4. Физика сердца.
Сердце и насос
Насос. Сердце. Автоматизм сердца.
Вопросы по теме «Насосы»:
- Будут ли действовать в безвоздушном пространстве поршневые жидкостные насосы ?
- Почему у жидкостных и газовых насосов поршень должен плотно прилегать к стенкам трубки насоса?
- Определить по рисунку, куда движется поршень насоса ?
- Объясните, как работают насосы.
- По схеме объяснить действие пожарного насоса.
Лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях».
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Демонстрации: таблицы «Поршневой жидкостный насос», «Работа сердца. Сердечный цикл», «Электрокардиограмма». Разборная модель сердца.
Тема 5. Физика зрения.
Глаз и зрение. Очки.
Значение зрения. Строение глаза. Оптическая система глаза. Зрение двумя глазами. Нарушение зрения. Очки.
Вопросы по теме «Глаз и зрение»:
- Когда наступает предел аккомодации ?
- Как называется расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения ?
- Чему равно расстояние наилучшего видения для нормального глаза ?
- Какой глаз называется близоруким ?
- Какую линзу называют рассеивающей ? Почему ?
- Какой глаз называется дальнозорким ?
- Какую линзу называют собирающей ? Почему ?
Экспериментальное задание № 1 «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».
Оборудование: лист бумаги размером 40*60 мм с отверстием диаметром
2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.
Демонстрации: таблицы «Глаз и зрение», «Зрительный анализатор». Разборная модель глаза.
Экспериментальное задание № 2 «Наблюдение изображения светового пучка на сетчатке глаза».
Оборудование: круглая колба с водой, слегка замутненной раствором мыла, источник света, две собирающие линзы с различными фокусными расстояниями, одна рассеивающая линза.
Тема 6. Магниты в медицине.
Соленоид. Способы усиления магнитного действия соленоидов. История создания электромагнитов. Применение электромагнитов. Глазной электромагнит. Электромагнитные аппараты. Магнитный интраскоп.
Вопросы по теме «Электромагниты и их применение».
- Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно регулировать, не изменяя конструкции. Как это сделать ?
- Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные ?
- Как построить сильный электромагнит, если конструктору поставлено условие, чтобы ток в электромагните был сравнительно малым ?
- Используемые в подъемном кране электромагниты обладают громадной мощностью. Электромагниты, при помощи которых удаляют из глаз случайно попавшие железные опилки, очень слабы. Какими способами достигают такого различия ?
Экспериментальное задание «Сборка действующей модели простейшего электромагнита».
Оборудование: стальной болт диаметром 10 мм и длиной не менее 100 мм, 15 м медной изолированной проволоки диаметром 0,2 – 0,3 мм, толстая нить, батарейка от карманного фонаря, гвозди, булавки и другие металлические предметы.
Демонстрации: таблица «Электромагниты», опыты с соленоидом (фотографии электромагнитной аппаратуры в медицине).
Тема 7. Доктор Ток.
Открытие Гальвани. Биотоки. Вольтов столб.
Открытие Гальвани. Биотоки. Электрокадиограф. Изобретение Вольта.
Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента».
Оборудование: гальванический элемент сухой, электроды цинковый и угольный, держатель для электродов, стакан с раствором хлорида натрия, лампа накаливания на подставке, ключ, провода с наконечниками.
Экспериментальное задание в домашних условиях «Сборка электрической батареи (батареи Вольта)».
Оборудование: пять монет достоинством один рубль, пять пятидесятикопеечных монет, промокательная или газетная бумага, крепкий раствор поваренной соли, ванночка или тарелка для раствора.
Демонстрации: фотография электрокардиографа, сравнение его на опыте с работой осциллографа, модель гальванического элемента.
Опыт. Картофельный и лимонный элементы.
Применение постоянного тока с лечебной целью
Электрический ток. Сила тока. Постоянный ток. Физико-химическая основа метода гальванизации. Лекарственный электрофорез.
Тест-задание по темам «Электрические явления», «Электрический ток».
Демонстрации: фотографии «Некоторые методики гальванизации и лекарственного электрофареза», «Аппарат Алмаг -1».
Тема 8. Доктор Луч.
Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи
Шкала электромагнитных излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения в медицине.
- Для чего металлизируют (покрывают прочным слоем фольги) спецодежду сталеваров, мартенщиков, прокатчиков и др. ?
- Почему сушить окрашенные изделия лучше не в печах, а в инфракрасных сушилках ?
- Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке? Почему темное стекло предохраняет от вредного действия пламени ?
- Почему баллоны ртутных ламп ультрафиолетового излучения делают не из обычного, а из кварцевого стекла ?
- Что дает более густую тень на экране рентгеновской установки: алюминий или медь ?
- Для чего врачи-рентгенологи при работе пользуются перчатками, фартука и очками, в которые введены соли свинца ?
- Почему рентгеновскую пленку хранят в свинцовой коробке, а при съемке ее помещают в алюминиевую кассету ?
- Почему, перед тем как сделать рентгеновский снимок желудка, больному дают бариевую кашу ?
Демонстрации: шкала электромагнитных колебаний, фотографии рентгеновских снимков.
Тема 9. Будь здоров!
Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека.
Физические факторы – способы борьбы человека с болезнями. Десять групп искусственно получаемых и естественных лечебных физических факторов.
Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы
Цели: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия медицинской аппаратуры. Показать на практике связь физики и медицины. Сформировать устойчивый интерес к изучению предмета «Физика» и ориентировать обучающихся на медицинскую специальность.
Демонстрации: фотографии; универсальный электроимпульсатор, воздействие импульсными токами на область коленных суставов и область пятки.
Тема 10. Итоговый тест по теме «Физика и медицина».
№урокаТема урокаКол-вочасов 1Инструктаж по Технике безопасности. Инструктаж по пожарной безопасности. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Знакомство с современным оборудованием «Точка Роста». 12История медицины. Взаимосвязь наук: физики, биологии, медицины. 13Возникновение медицины и её развитие до 16 века. 14Медицина в 16 -19 вв. 15Развитие медицины в современном мире. 16Термометры. Виды и типы термометров. Применение термометров. 17Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Измерение температуры разных тел». Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста». «Сборка действующей модели термоскопа». 19Атмосферное давление110Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. 111Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Давление в жидкостях. Сообщающиеся сосуды». 1 12Измерение давления. Решение задач113Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение давления жидкости». 1 14Самостоятельная работа по теме «Манометры»1 15Сердце и насос. 1 16Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Подсчет пульса в разных условиях». 1 17Глаз и зрение. Очки 118Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение оптической силы линзы». 1 19Экспериментальное задание № 1 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза»1 20Экспериментальное задание № 2 с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Наблюдение изображения светлого пучка на сетчатке глаза»1 21Магниты в медицине. Решение задач122Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» « Наблюдение действия магнитного поля на ток». 23Экспериментальное задание № 3 «Сборка действующей модели простейшего электромагнита». 1 24Открытие Гальвани. Биотоки. 125Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение электрического сопротивления резистора». 1 26Вольтов столб. 127Лабораторная работа «Изучение гальванического элемента» с использованием современного оборудования «Точка Роста»1 28Применение постоянного тока с лечебной целью. 1 29Решение тестовых заданий по темам «Электрические явления», «Электрический ток». 1 30Инфракрасные, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи1 31Физические факторы, применяемые с лечебно-профилактической целью, и действие их на организм человека. 132Лабораторная работа с использованием современного оборудования «Точка Роста» «Определение мощности электрического тока». 1 33Экскурсия в физиотерапевтический кабинет районной больницы. 34Итоговый тест по теме «Физика и медицина»1Итого:34
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачов А.Д. и др. Биология: Человек: Учеб. Для 9 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Элементарный учебник физики: Учебное пособие в 3 т./ Под ред. Г.С. Лансберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. _ М.: Наука, 2015год.
Стенд “Техника безопасности на уроках химии”
пластик ПВХ 3мм, пленка с фотопечатью 720 dpi, ламинирующая пленкаИзготовление от 1 дняГарантия возврата денег
На уроках химии преподаватели очень часто демонстрируют различные опыты, а также лабораторные работы. Поэтому знание правил безопасности во время урока химии необходимы не только учителю, но и ученикам. Стенд «Техника безопасности на уроках химии» помогает учителю всегда напоминать детям о правилах безопасности при опытах на уроке химии. Фоновый дизайн сделан так, чтобы стенд выделялся и позволял запомнить место его расположения в кабинете. Стенд выполнен из качественного и легкого материала ПВХ, который без каких-то проблем крепится на двухсторонний скотч или небольшие саморезы на любую стену. Вы можете получить товар в любой точке России. Стоимость доставки от 550 рублей. Товар доставляется до вас в трех вариантах:
- Мы БЕСПЛАТНО доставляем товар до терминала транспортной компании г.Уфа;
- До ближайшего отделения Почты России;
- До вашего дома или учреждения.
Срок доставки от 2-х дней. Товар доставляется в надежной упаковке исключающей повреждения. Воспользуйтесь удобной для вас формой оплаты:
- через отделение Сбербанка
- через расчетный счет
- через Казначейство
- наложенный платеж через Почту России (предварительно клиенту необходимо оплатить 30% стоимости заказа, чтобы подтвердить намерения о покупке.)
- 100% поставка оплаченного товара;
- 100% обмен товара в случае выявления брака;
- только положительные отзывы от клиентов;
- нам 13 лет и для нас важна репутация.
НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ СТЕНД? ЗАКАЖИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДИЗАЙН!