Техника безопасности на уроках лыжной подготовки
Учитель физической культуры
Травина Надежда Юрьевна
Общие требования к безопасности на уроках лыжной подготовки
К занятиям по лыжной подготовке прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности
Во время занятий лыжной подготовкой чаще всего травмы возникают:
1 . Ненадежные крепления лыж
2. Падении во время спуска с горы
заниматься в спортивной одежде, соответствующей природным условиям, должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений.
Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши.
Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, а дайте им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими.
Необходимо проверить исправность лыжного инвентаря (неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности).
Лыжные палки должны соответствовать росту и весу лыжника.
Во избежании потертостей не следует надевать тесную или слишком свободную обувь.
Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.
При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад. Нельзя выставлять их вперед: при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем.
Спустившись, не должны резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. Когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму
Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и неудобных для обозрения спусках. Не следует стоять на трассе спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу; особую опасность при падении на спуске представляют палки, выдвинутые вперёд.
При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе.
Необходимо следить друг за другом и за тем , чтобы не было обморожений открытых частей тела.
При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю .
При обгоне не толкаться, не задевать соперника палками.
Самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещается.
По окончанию занятий обучающиеся обязаны:
Снять лыжи и спортивную форму.
Убрать инвентарь в места его хранения, предварительно отчистив их от снега.
Нормы температуры воздуха для проведения занятий по лыжной подготовке:
1- 2 классы
Ветер умеренный (до 5 м/с)
Ветер сильный (5-10 м/с)
занятия не проводятся
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ Презентацию составил учитель физической культуры ГБОУ Лицей №179 Маловичко С. В. 1-4 классы
К занятиям по лыжной подготовке допускаются учащиеся , прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности . Перед каждым уроком на лыжах нужно обязательно провести разминку.
Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии(неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности).
Переносить лыжи нужно в вертикальном положение.
Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потёртостям или травме голеностопного сустава.
Надевать обувь лучше на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной) или специальные термоноски. Носки должны быть сухими.
Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений.
При занятиях следует обязательно надеть теплое белье (термобельё), а на руки – варежки или тёплые лыжные перчатки.
Надо проверить исправность лыжного инвентаря. Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению. Развязывать лыжи необходимо на трассе.
В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.
Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3-4 м .
При с спуске с горы не выставлять палки вперёд. После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.
Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).
Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.
При обгоне не наступать на пятки лыж, не толкаться, не задевать соперника палками.
При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Сначала растереть (до порозовения) кожу по соседству, а затем на самом отмороженном участке. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.
После катания необходимо счистить снег с лыж и связать их вместе, для этого используются специальные завязки.
В случае неожиданного плохого самочувствия или каких-либо других непредвиденных ситуаций немедленно поставить в известность учителя
Температурный режим при занятиях лыжной подготовкой Классы Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе Без ветра При скорости ветра до 5м/сек При скорости ветра 6 – 10 м/сек При скорости ветра более 10 м/сек 1-2 классы -12 °C -8 °C -5 °C Занятия не проводятся 3-5 классы -14 °C -12 °C -8 °C 6-8 классы -16 °C -14 °C -12 °C 9-11 классы -18 °C -16 °C -14 °C
по охране труда при проведении занятий
И ОТ – 019 – 98
1.1. К занятиям лыжам допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья
1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведении, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
– обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -20
– травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;
– потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;
– травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.
1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть медаптечка, с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2.1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха не ниже – 10
2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
2.3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
3. Т РЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.
3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы – не менее 30 м.
3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю) о первых же признаках обморожения.
3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю) и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.
5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Лыжи появились в глубокой древности, еще в каменном веке. Первые лыжи были короткими и широкими, и охотники могли ходить на них только по глубокому снегу.
К занятиям по лыжной подготовке допускаются учащиеся , прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности и расписавшиеся в соответствующем журнале .
Палки, подобранные по росту, должны
иметь наконечник и регулируемой длины ремень для кисти руки.
Лыжи должны быть связаны и подписаны.
Крепления должны быть отрегулированы
так , чтобы можно было без посторонней
помощи прикреплять к лыжам ботинки .
Не зашнуровывать ботинки слишком
туго и не обвязывать шнурки вокруг голени – из-за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.
После занятий надо обязательно
просушить ботинки: ходьба в сырой обуви
приводит к потертостям. Ни в коем случае
нельзя сушить ботинки на батарее отопления : от этого они
становятся жесткими и коробятся.
Надо проверить исправность лыжного инвентаря. Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению. Развязывать лыжи необходимо на трассе.
Владение правильной техникой выполнения упражнений – лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять упражнения.
Не наступать на пятки лыж при обгоне.
Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.
при которых допускается проведение занятий
Занятия не проводятся
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.
1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.
2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.
3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки (в 1-3 кл. катание на лыжах без палок).
4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.
5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. О БЯЗАТЕЛЬНО иметь при себе варежки.
6. При возникновении каких-либо проблем у вас или вашего товарища обязательно сообщить учителю.
7. Идём на место проведения занятий по лыжам и обратно в школу организованно парами, не толкаемся (лыжи несём вертикально), слушаем команды учителя и дорогу переходим строго вместе с учителем.
8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках – не менее 30 м.
9. Если впереди идущий товарищ передвигается на лыжах медленнее вас, то можно вежливо попросить уступить лыжню.
10. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.
11. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).
12. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.
13. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.
14. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сообщить учителю. Растирание нужно делать сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.
15. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.
16. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.
17. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.
18. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -13ºС, тихий ветер. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, занятия на лыжах отменяются.
Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке
Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах – лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.
Температура воздуха, при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы – до – 12 °С, 5-9-й классы – до – 16 °С, 10-11 -й классы – до – 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.
Типичные травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, ссадины, растяжения, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с трамплина.
Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.
Травмирование может произойти на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.4. Во время занятий по лыжам должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
1.8. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.
1.9. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.
1.10. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Проверка учеников по списку.
2.2. К месту занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.
2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.
2.4. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
2.5. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы – не менее 30 м. На небольших горках пока первый не отойдёт от подножия горы, второй не имеет право выполнять спуск.
3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные папки.
3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения.
3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
3.6. Во избежание травм запрещено при обгоне выставлять в стороны лыжные палки.
3.7. Без разрешения учителя уходить с лыжни запрещено.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить учителю и ждать окончания занятия для возвращения в школу с преподавателем.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.2. С места занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.
5.3. Убрать для хранения лыжи. Лыжи должны быть подписаны и связаны в двух местах вместе с лыжными палками, сверху и снизу.
5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло – это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.
Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка – один тонкий, другой потолще.
Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.
Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом – на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные – нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.
Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.
Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.
Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.
На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.
Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.
Нельзя выставлять их вперед – при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.
Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее
Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.