Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

При работе с иглой.

Храни иглу в игольнице.

Не допускай потери иглы.

Не бери иглу в рот, не
вкалывай её в платье.

Сломанную иглу сдай
учителю.

Шей с напёрстком.

При работе с ножницами:

Храни ножницы в
определённом месте.

Не держи ножницы острыми
концами  вверх.

Передавай ножницы кольцами
вперёд.

Не оставляй ножницы раскрытыми.

Не клади ножницы около
вращающихся частей машины.

При работе с утюгом:

Перед началом работы
проверить изоляцию шнура.

Работай стоя на резиновом
коврике.

Включай и выключай утюг
сухими руками, берясь за корпус вилки.

Следи, чтобы подошва не
касалась утюга.

Следи за правильной
установкой указателя терморегулятора.

После окончания работы 
поставь утюг на подставку и выключи.

При работе на швейной
машине:

Спрячь волосы под косынку.

Перед работой убери с
платформы посторонние предметы.

Проверь, нет ли булавок в
изделии.

Не подводи руки близко к
игле и вращающимся частям машины.

Не наклоняй голову близко
к игловодителю.

Не производи смазку и
чистку машины на рабочем ходу.

При работе на
электрической швейной машине:

Включай машину с
разрешения учителя.

Не клади руку на маховое
колесо.

Не оставляй машину,
включенную в электросеть, без присмотра.

При появлении запаха
горелой резины отключить машину и сообщить учителю.

По окончании работы
отключить машину от электросети.

Инструкция
по охране труда в швейной мастерской

К самостоятельной работе в швейной мастерской имеют допуск лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр, ознакомились с настоящей инструкцией, прошли инструктаж по охране труда. К работе в швейной мастерской школы допускаются учащиеся, начиная с 5-го класса. Опасные производственные факторы во время работы в швейной мастерской:

  • нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров мебели;
  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
  • проколы пальцев рук иглами и булавками при работе без использования напёрстка;
  • получение различных травм рук при неосторожном обращении с ножницами, а также во время работы на швейной машине;
  • поражение электрическим током при осуществлении работ на электрической швейной машине и при работе с электрическим утюгом;
  • ожоги кистей рук различной степени тяжести при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании ткани;
  • возникновение пожара при оставлении включенного в электросеть утюга без присмотра.

3 Общие правила поведения учащихся в мастерской:

  • входить в мастерскую только с разрешения учителя;
  • перед началом работы надеть спецодежду;
  • каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;
  • начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
  • нельзя отвлекать работающих одноклассников.

Во время проведения работ учащимися соблюдаются требования данной инструкции, применяется специальная одежда: хлопчатобумажный халат или фартук, косынка, а также диэлектрический коврик при работе с электрическим утюгом и на электрической швейной машине. В случае получения кем-либо из учащихся травмы следует незамедлительно оказать первую помощь пострадавшему, оповестить о случившемся администрацию образовательного учреждения и родителей пострадавшего, при необходимости организовать его транспортировку в ближайшее лечебное учреждение. После выполнения работ в швейной мастерской школы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. В процессе работы в швейной мастерской обучающиеся должны соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. Во время работы в швейной мастерской учащимся запрещается:

  • трогать розетки, включать швейные машины, утюги, электроплиты и другие электроприборы без разрешения учителя;
  • нарушать требования инструкций по охране труда в кабинетах технологии;
  • находиться в швейной мастерской в отсутствии учителя;
  • бегать без разрешения учителя, толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга, громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном.

При работе в швейной мастерской на промышленных швейных машинах строго соблюдать инструкцию по охране труда при работе на универсальной швейной машине. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

Требования безопасности перед началом работы в швейной мастерской

Необходимо надеть спецодежду, волосы убрать под головной убор или закрепить заколками. Следует проверить отсутствие ржавых иголок и булавок. Необходимо проверить исправность электрической вилки и изоляции электрического шнура утюга и швейной машины. Следует убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, в наличие диэлектрического коврика на полу около швейной машины и утюга.

Требования безопасности во время работы в швейной мастерской

Все работы в швейной мастерской учащимися проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) трудового обучения. Во время занятий в швейной мастерской должна выполняться только та работа, которая
предусмотрена расписанием и планом занятий. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью. Хранить иглы и булавки следует только в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице), не допускается разбрасывать их на рабочем месте. Не разрешено использовать в работе ржавые иголки и булавки, строго запрещено брать иголки и булавки в рот; осуществлять шитье разрешается только иголками с напёрстком. Ножницы хранить следует в строго определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд. Не допускается наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. Не следует держать пальцы рук возле лапки и иглы швейной машины во избежание получения травмы. Строго запрещено откусывать нитки зубами, отрезать их следует ножницами. Включать и выключать электрический утюг в электросеть необходимо только сухими руками, берясь за электрическую вилку. Утюг следует устанавливать на термоизоляционную подставку; необходимо следить за тем, чтобы горячая подошва не касалась электрического шнура утюга. Во избежание ожогов кистей рук не следует прикасаться к горячим металлическим частям утюга и смачивать обильно тканый материал водой. Не следует оставлять без присмотра включенный в электросеть утюг во избежание возникновения пожара. Необходимо следить за нормальной работой электрического утюга, отключать утюг от электросети следует только за вилку, не дергая при этом за электрический шнур. При использовании в работе в швейной мастерской оверлока строго придерживаться и соблюдать требования инструкции по охране труда при работе на краеобмёточной швейной машине.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При обнаружении каких-либо неисправностей в работе швейной машины, электрического утюга – работу следует немедленно остановить, отключив приборы от электросети и доложить об этом преподавателю, работу продолжать допускается только после устранения всех неисправностей. При возникновении пожара следует немедленно отключить утюг, швейную машину от электросети и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не разрешается бросать на пол, их необходимо убирать в урну. В случае получения травмы следует экстренно оказать первую помощь пострадавшему, незамедлительно информировать о случившемся администрацию образовательного учреждения, при необходимости транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение или вызвать “скорую помощь”, исходя из сложившейся ситуации. Учащийся должен прекратить работу и сообщить учителю при плохом самочувствии; при возникновении любой нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.

Требования безопасности по окончании работы в швейной мастерск

ой
5. Отключить электрическую швейную машину, утюг от электросети;
5. Убрать все рабочие инструменты и приспособления в отведённые для их хранения места;
5. О неисправном оборудовании или инструментах доложить преподавателю;
5. Привести в надлежащий порядок свое рабочее место;
5. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

на швейной фабрике

Шулепова Н.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

для всех работников

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Процесс изготовления одежды

на швейном предприятии:

Разработка модели и

изготовление лекал (выкроек)

Подготовка ткани к раскрою и раскрой

Пошив изделия и его окончательная 4. Отделка

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Ассортимент швейных изделий:

  • женское платье
  • мужское пальто
  • мужские костюмы
  • женское пальто
  • детскую одежду
  • белье

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Требования к оборудованию швейного производства.

Оборудование швейного предприятия должно быть оснащено специальными защитными устройствами и приспособлениями.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Оборудование раскройного цеха.

Раскройные машины должны быть

оборудованы устройством для удаления пыли.

Все провода и кабели должны быть надежно

Опасные части настилочных и раскройных

машин должны быть снабжены ограждениями,

козырьками или закрыты специальными

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Оборудование швейного цеха.

должны бытьустановлены предохранители.

Нитепритягиватели должны быть

ограждены скобами, а вращающиеся

нитепритягиватели закрыты откидным

ограждением (решеткой).

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Педали швейных машин должны быть снабжены резиновыми ковриками.

На обметочных швейных машинах механизмы игл должны закрываться

откидными или съемными кожухами, а механизмы петлителей должны быть ограждены откидными щитками.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Оборудование для влажно-тепловой обработки.

быть изготовлены из материала, плохо

проводящего ток.

Утюги должны быть снабжены

автоматическим регулятором температуры.

Гладильные прессы должны иметь

автоматические устройства, регулирующие

и поддерживающие постоянную

температуру нагрева и давления пара

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Технология. Швейное дело. 9 класс:учеб. для спец (коррекц. ) образоват. Учреждений VIII вида/ Г. Картушина, Г. Мозговая. -5-е изд. : Просвещение 2010. -199с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» пгт. Жешарт,
Усть-Вымского района Республика Коми
Работу выполнила: ученица 8Б класса Кокшарова Александра
Тьютор: Борисова Марина Михайловна
Жешарт,2020

На уроках технологии мы изготавливали
различные изделия своими руками. Мне
захотелось изготовить изделие, которое станет
объектом интерьера. Это может быть игрушки, картины, сувениры. Но больше всего в домашнем интерьере люди
используют подушки.

Диванные подушки актуальны и в наши дни. Они
украшают интерьер дома и делают его уютнее. А изготовление
изделий своими руками,
развивает вкус и воспитывает усидчивость,
умение доводить начатое дело до конца для
достижения результата в соответствии с
поставленной целью.

История диванной подушки
насчитывает множество
веков. Первые подушки для сна
найдены еще в Древнем
Египте, в пирамидах. Они
были изобретены для того,
чтобы не испортить во сне
замысловатую прическу. Подушка представляла
собой тогда изогнутые
дощечки на подставке. Родиной диванных подушек
принято считать Восток или
Древнюю Грецию.


Последовательность
изготовления
Инструменты,
оборудование
1
Выкроить детали с учетом
припусков на швы
Портновский мел, ножницы,
линейка
2
Выкроить детали аппликации и
наметать на основную деталь. Настрочить швом зиг-заг на
швейной машине. Настрочить тесьму на основную
деталь с учетом рисунка. Нитки, игла, швейная машина,
ножницы, портновский мел,
булавки


3
4
Последовательность
изготовления
Соединить 2 детали,
сколоть булавками,
обтачать, оставляя 10
см для выворачивания. Инструменты,
оборудование
Портновские булавки,
швейная машина. Вывернуть подушку,
набить синтепоном,
подшить отверстие
потайным
подшивочным швом. Синтепон, игла и нить.

Мои подушки экологически чисты, безопасны
для здоровья человека. Наполнитель синтепон
не вызывает аллергических реакций и не
противопоказан человеку. При выполнении
своего творческого проекта я никак не
загрязнила окружающую среду, использовала в
проекте натуральные ткани и нити.

Оценив качество выполненной работы можно
сделать следующий вывод: работу выполнила
хорошо, так как я справилась с поставленной
целью и выполнила все задачи. Задуманное
изделие у меня получилось таким, каким я его и
хотела видеть. Теперь эти подушки будет
изюминкой в интерьере моей комнаты, радуя
меня и моих гостей.

Человек всегда стремится к красоте. При создании
декоративных изделий проявляется творческая
самостоятельность: в поиске темы, техники,
манеры исполнения. Не нужно бояться что то
пробовать. Работая над своим проектом, мне потребовалось
большое терпение в освоении определённых
технических приёмов. Оценив трудоемкость
проекта можно сказать, что я ничего бы не
изменила в этой работе, если бы пришлось
выполнять эту работу еще раз.

Украсить домашний
интерьер вашего дома
интересными диванными
подушками совсем не
сложно. Давно ли вы
мечтаете о подушках
необычной формы?
А если сделать несколько вариантов декоративных подушек, то
можно и легко менять цветовое решение комнаты! Предлагаем
Вашему вниманию декоративные диванные подушки, которые
украсят ваш интерьер, внесут в него тепло и уют, затратив
минимум усилий.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками :
1. Хранить иголки и булавки в определённом месте
(специальной коробке, подушечке и т. ), не оставлять
их на рабочем месте, ни в коем случае не брать иголку,
булавки в рот и не вкалывать их в одежду. Не оставлять
иголку и булавки в изделии;
2. Не использовать в работе ржавые иглы и булавки;
3. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами
булавок в направлении от себя;
4. Куски сломанных иголок или булавок собирать и
выбросить, завернув в бумагу;
5. Посчитать количество взятых булавок перед началом
работы и количество булавок по окончанию работы,
оно должно совпадать;

Техника безопасности при работе на швейной
машинке:
1. Перед работой удалите из изделия иглы и булавки;
2. Проверьте прочность креплений иглы и лапки;
3. Во время работы расстояние до машинки должно
быть 10-15 см;
4. Рядом с машинкой во время работы не должно
находиться посторонних предметов;
5. Руки при шитье должны быть на безопасном
расстоянии от движущихся деталей машинки.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МАСТЕРСКОЙ

Входить в класс с разрешения учителя. Садиться на закреплённые места, отключать сотовые телефоны. Начинать работу с инструментами и оборудованием с разрешения учителя. Не размахивать инструментами. Во время практической работы не отвлекаться и не отвлекать одноклассниц. Нельзя ходить по кабинету. Не брать в руки инструменты, назначение которых не известно. По окончании работы навести порядок на рабочем месте. На перемене выходить из кабинета. Во время перемены не включать телефоны, не кричать, не облокачиваться о перила у библиотеки. Не разрешается жевать жевательную резинку.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Правила безопасной работы с иглой

Храни иглу всегда в игольнице.

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

Не втыкай иглу в одежду.

До и после работы проверь количество игл.

Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

Не отвлекайся во время работы с иглой.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

КГКОУ ШИ 16

682460, Хабаровский край

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 16»

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЩВЕЙНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Правила безопасной работы с ножницами

Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробку. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Правила безопасности при работе электрическим утюгом

Перед работой утюгом проверить исправность шнура. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. Ставить утюг на подставку. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

Работать стоя на резиновом коврике. По окончании работы утюг выключить.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Правила безопасности при работе на швейной машине.

Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Стул должен стоять против иглы. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.

Волосы спрятать под косынку. На швейную машину не класть посторонние предметы. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. Перед работой проверять исправность электрического шнура. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.

Под лапку, после работы подкладывать ткань.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

2

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

3

Цели: Ознакомить учащихся с организацией рабочего места для машинных работ, с правилами техники безопасности ; Сформировать навыки по подготовке швейной машине к работе, заправке верхней и нижней нитей,по терминологии машинных работ; Развивать координацию движений рук,исполнительские умения,воспитывать внимательность и аккуратность в работе.

4

Оборудование: Оборудование: Учебник; Учебник; Рабочая тетрадь; Рабочая тетрадь; Швейная машина; Швейная машина; Кусочек хб ткани; Кусочек хб ткани; Нитки; Нитки; Линейка; Линейка; Ножницы; Ножницы;

5

Ход урока Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

6

1. Кто предложил проект первой швейной машины? 2. Кто и в каком году изобрёл двух ниточную швейную машину?

7

3. В каком году и где был основан в России первый завод по сборке швейных машин? 4. Каково различие по внешнему виду первых машин и современных?

8

5. Какие виды приводов вы знаете? 5. Какие виды приводов вы знаете? 6. Назовите составные части швейной машины? 6. Назовите составные части швейной машины? 7. Из каких основных частей состоит электропривод? 7. Из каких основных частей состоит электропривод? 8. Как можно регулировать скорость швейной машины с электрическим приводом? 8. Как можно регулировать скорость швейной машины с электрическим приводом?

9

Изучение нового материала ( I этап ) Изучение нового материала ( I этап ) Для выполнения операций на швейной машине необходимо правильно организовать своё рабочее место. Оно состоит из рабочего стола, на нём устанавливается швейная машина и располагаются необходимые инструменты, приспособления и детали. Стол должен быть хорошо освещён и достаточного размера, чтобы на нём свободно могли разместиться изделия и все необходимые инструменты.

11

Принадлежности для шитья нужно располагать на столе так, в нужную минуту они были под рукой. Справа- коробка с инструментами, перед учительницей- объект работы. На столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления для выполнения данной технологической операции.

12

Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, наклонив корпус вперёд.

13

Стул должен стоять против иглы машины. Расстояние между работающим и столом должно составлять см, а расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть см. Кисти рук располагают на платформе машины, локти- на одном уровне со столом. Ноги должны опираться всей ступнёй на пол.

14

Волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины. Перед работой проверять не осталось ли в изделии булавок или игл. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.

15

Перед работой проверить исправность шнура. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении браться только за корпус вилки шнура. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на неё плавно, без рывков. По окончании работы выключить машину, убрать рабочее место.

16

Надёжная работа швейной машины во многом зависит от того, кто на ней работает. Необходимо твёрдо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней нитей, регулировки стежка, замены иглы, намотки нитки на шпульку и смазки швейной машины.

18

Учащиеся выполняют практическую работу 9 « Подготовка швейной машины с электрическим приводом к работе и выполнение машинных строчек » ( учебник, с. 47 ). Целевой обход.

19

Во время практической работы учащихся учитель обходит рабочие места, контролирует правильные приёмы работы на швейной машине, соблюдение санитарно- гигиенических требований и техники безопасности.

20

При изготовлении швейных изделий применяют различные швы, и к различным швейным работам применяется специальная терминология машинных работ: стачать, обтачать,притачать, настрочить, застрочить, обметать.

21

Пользуясь таблицей 9 в учебнике (с. 48 ) и готовыми образцами, учитель даёт характеристику каждому термину машинных работ.

23

Учащиеся выполняют практическую работу 10 «Знакомство с терминологией, применяемой при выполнении машинных работ» (учебник, с. 49).

24

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить практические работы и выставить оценки.

25

Учебник, § 9,10; ответить на вопросы в конце параграфа.

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Около 20 лет назад на замену урокам труда пришел предмет «Технология». Что современные школьники изучают в рамках этой дисциплины и почему некоторых взрослых не устраивает существующая программа?

Как это было

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.

«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.

Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:

«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку».

Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.

В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.

Техника безопасности на уроках швейного дела презентация

«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».

Чему учат сегодня

Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников.

Блоки, которые могут входить в программу:

  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • ведение хозяйства;
  • деревообработка;
  • знакомство с металлом;
  • домоводство;
  • оформление дома;
  • дизайн;
  • домашняя экономика.

Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения.

Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата.

Школа “Точка будущего” в Иркутске

В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу.

Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи.

Кухня в Инженерном корпусе школы №548

В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы.

«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д. , ученица третьего класса из подмосковного Королева.

В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:

«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».

Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику:

«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.

Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.

«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».

Все ли перемены к лучшему?

Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.

«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В. , отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».

Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:

«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».

При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:

«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».

Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
  • Как приучить ребенка к физическому труду.

Аннотация к презентации

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов10
  • Аудитория
  • Слова
  • КонспектОтсутствует

Технология
9 класс. Урок
 №1

Тема урока: «Общий
инструктаж по технике безопасности на уроках технологии».

Цели:
  познакомить
учащихся с планом работы на учебный год, правилами    поведения в кабинете
технологии и внутренним распорядком, проверить знания учащихся о целях и
задачах предмета «Технология»;

– провести вводный, или первичный инструктаж учащихся по охране труда;

– формировать навыки соблюдения санитарно – гигиенических требований, правил
техники безопасности;

– воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Задание:
запись
теоретического материала.

Материалы:
рабочая тетрадь.

На
доске: дата, тема.

Тип
урока: изучение нового материала.

Термины: «Технология».


Повторение техники безопасности на уроках технологии.


Постановка темы и цели урока.

Объяснение
нового материала.


Инструктаж по охране труда в кабинете технологии.

Организационный момент.

–  Сообщение
темы и целей урока.

Объяснение нового материала. Вводная часть.

Беседа с учащимися «Что вы знаете о
предмете «Технология».

1)          
Что
означает слово «технология»?

Ответ. Слово «технология» составлено из двух греч. слов
: «teohnе» – мастерство и «logos»
– учение, то есть буквально «учение о мастерстве».

2)          
Что
включает в себя термин «технология»?

Ответ. Технология – это совокупность знаний о способах
и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы
(технологические процессы), при которых происходит качественное изменение
обрабатываемого сырья.

Содержание курса технологии в 9 классе.

Все вы, ребята, стоите на пороге выбора будущего
профессионального пути. Полезная информация о мире профессий, правилах выбора
профессий, путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании,
принятии такого важного в вашей жизни решения.

Обдумать вопрос о будущей профессии всегда полезно и
тем, кто уже сделал выбор. Обдумать – это значит поставить себе много вопросов
и попытаться найти на них ответы. Именно в этом вам поможет изучение следующих
разделов курса «Технология» в 9 классе: «Технология основных сфер
профессиональной деятельности» и «Профессиональное самоопределение».

Получив представление обо всем имеющемся
профессиональном многообразии, легче сориентировать себя в нем,  учитывая и
свои личные интересы, особенности характера, способности и значимость данной
профессии в обществе.

Вообще – то многое из того, что вы делаете в школе,
дома, во время внеклассных занятий, содержит в себе «частички» той или иной
профессиональной деятельности. Например, придумываете, как лучше, экономнее
разрезать ткань или другой материал для изделия, а это упрощенная модель работы
закройщика, разметчика. Объясняете младшей сестре, как лучше пришить пуговицу,
– это частичка, модель трудовых действий педагога. Принимаете участия в
оформлении зала к празднику – это в чем- то сходно с работой дизайнера,
художника – оформителя. Поэтому рассматривайте свои учебные и внеучебные
действия как родственные трудовым, профессиональным. Не считайте информацию,
которую будете изучать в этом учебном году, ненужной, и это даст вам
возможность «примерить» себя к миру профессий.

Всю накопленную информацию вы сможете проанализировать
в творческом проекте «Мой профессиональный выбор». Кроме того, как обычно, на
уроках технологии будет изучаться ряд современных направлений в технике –
радиоэлектроника и вычислительная техника, современные способы обработки
конструкционных материалов.

В декоративно-оформительском искусстве значительное
место занимают графические работы – написание шрифтовых плакатов, оформление
стенных газет, пригласительных билетов, афиш и др. Современное оформительское
искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Основы
графического искусства вы уже постигали ранее.

Свои знания и умения, творческую инициативу вы сможете
реализовать при выполнении ряда творческих проектов, которые дадут вам уверенность
в своих силах, будут способствовать формированию технолого – экономического
мышления, технологической культуры.

Просмотр лучших образцов изделий и
творческих проектов, выполненных
учащимися в предыдущие годы.

Учащиеся под руководством учителя рассматривают
выставку изделий и творческих проектов.

Инструктаж по охране труда на уроках технологии.

Правила безопасного поведения в
мастерской.

действия учащихся в аварийных
ситуациях.

Действия учащихся при возникновении
несчастного случая.

Оказание первой доврачебной помощи.

Санитарные и гигиенические требования.

ПРАВИЛА
ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ

Учащиеся должны приходить на
занятия за несколько минут до звонка.

Входить в мастерскую организованно,
только с разрешения учителя.

Дежурные должны входить в
мастерскую до звонка и подготавливать рабочие места.

Перед началом занятия надеть
спецодежду.

Сидеть на закрепленных местах, не
вставать без разрешения учителя.

Соблюдать порядок и чистоту на
рабочем месте.

Бережно относиться к оборудованию и
инструментам.

Соблюдать правила безопасности
труда и санитарно-гигиенические требования.

Во время перемен выходить из
мастерской.

По окончании
работы убрать свое рабочее место.

Инструкция
по пожарной безопасности

•    Мастерская должна
содержаться в чистоте.

•    Эвакуационные
проходы не загромождать предметами.

•    Учащиеся должны
знать план эвакуации из здания.

•    По окончании
занятия убрать рабочие места.

•    Хранить в здании
легковоспламеняющиеся жидкости и материалы.

•    Оставлять без
присмотра включенные в сеть электроприборы.

Действия при
возникновении пожара:

•    Сообщить о пожаре
по телефону 01 в пожарную часть.

•    Немедленно
оповестить людей о пожаре.

•    Эвакуироваться
согласно плану эвакуации из здания.

Повтори
правила, используя слова-подсказки

Общие
требования

Запрещается

Действия при возникновении пожара

1
-. содержаться. 2
-. не загромождать. 3
-. должны знать. 4
-. убрать, обесточить. 1
-. хранить. 2
-. оставлять без присмотра. 1 – сообщить. 2 – оповестить. 3 – эвакуироваться.

Инструкция по охране труда при работе с
электрическим утюгом

Общие требования. Опасные факторы:

•   
поражение
электрическим током.

Перед началом работы:

•    проверить
исправность утюга, целостность шнура и вилки;

Во время работы:

•    включать
и выключать утюг только сухими руками;

•    при
работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического
шнура;

•    во
избежание ожогов не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать
обильно ткань;

•    во
избежание пожара не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра.

В аварийных ситуациях:

•    при
неисправности утюга, утюг отключить и сообщить учителю;

•    при
получении травмы немедленно сообщить учителю.

По окончании работы:

•    отключить
утюг от сети.

Работа по ситуациям.

Что делать, если ваша
микроволновая печь задымилась?

Что нельзя делать, если
почувствовали запах газа?

(Нельзя зажигать спички и проверять, где утечка газа. Может
произойти взрыв. Нельзя зажигать свет, пользоваться электроприборами. Позвонить
04).

Ожоги рук. Придумайте
ситуацию, в которой произошел несчастный случай с ожогами рук.

Практическая
творческая работа.

Запись теоретического
материала.

– Фронтальная работа учащихся.

Придумайте пословицы или поговорки
про спички.

Спички — не
игрушка, пожар — не игра. Спички не тронь — в них огонь!
Маленькая спичка большой лес сжигает. Не имей привычки носить
в кармане спички.

Итог урока.

Современная рыночная
экономика меняет требования к человеку. Он должен быть всесторонне развит, трудолюбив,
деловит. Почерпнуть полезные для себя навыки в области рукоделия и изготовления
различных изделий, получить сведения о развитии современных технологий вы
сможете на наших уроках. При серьезном отношении к предмету все эти знания и
умения помогут вам выбрать ту одну, самую нужную для вас профессию, тот
единственный путь, идя по которому вы займете достойное место в жизни страны.

Помните, что мастерства и
совершенства человек добивается только в неустанной деятельности. Удачи вам в
вашей учебе!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *