Техника безопасности на уроках труда для мальчиков презентации

Примерная инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины

Опасности при работе

Травмирование рук при работе неисправным инструментом.

Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений.

Требования безопасности до начала работы

Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор (берет или косынку). Тщательно подберите волосы и заправьте концы косынки.

Проверьте наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.

Требования безопасности во время работы

Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.

Работайте лучковой пилой только после того, как убедитесь, что полотно хорошо разведено и надежно закреплено в шаховках, а шнур обеспечивает необходимое его натяжение.

Работайте строгальными инструментами, имеющими исправные рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель) и округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяйте. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.

На верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски.

Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования.

Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы.

Приготавливайте и разогревайте клей только под наблюдением учителя в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями.

Применяйте при запиливании направитель для опоры полотна инструмента.

Очищайте струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями.

В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его.

Требования безопасности после окончания работы

Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте дежурному или учителю.

Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем.

Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-смет- кой. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее рукой.

Проверьте наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтите до установленного зазора (не более 2—5 мм).

Приведите себя в порядок, проверьте карманы верхней одежды.

Выходите из мастерской только с разрешения учителя.

Вымойте руки с мылом.

Рекомендуем посмотреть

Инструкция по ТБ при проведении занятий со спортивными и подвижными играми

Инструкция по ТБ для учащихся при проведении культурно-массовых мероприятий

Инструкция по ТБ для учащихся на уроке технологии

Инструкция по ТБ при организации внеклассной работы

Инструкция по ТБ для учащихся при кулинарных работах

  • раскрыть содержание и задачи раздела
    “Технология обработки конструкционных
    материалов и элементы машиноведения”;
  • научить правильно, организовать труд и
    оборудовать рабочее место для обработки
    древесины;
  • ознакомить с техникой безопасности труда

Инструменты и оборудование: столярный
верстак с комплектом инструментов, таблица по
технике безопасности в школьных мастерских,
выставка работ учащихся V классов.

Организационный момент.

  • Ознакомление учащихся с правилами поведения
    в школьных мастерских, а также с требованиями,
    предъявляемыми к ученикам.
  • Ознакомление с учебными мастерскими и режимом
    работы в них.
  • Распределение обязанностей между учащимися.

Изложение нового программного материала.

Для повышения у учащихся интереса к данной
дисциплине необходимо продемонстрировать
работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что
все это они научатся делать в процессе обучения.

Итак, приступим к изучению новой учебной
дисциплины – технология.

– Что же это за термин?

Слово “технология” происходит от
древнегреческого techno – “искусство, мастерство,
умение” и латинского logos – “учение, наука”.

Под технологией понимают совокупность приемов
и способов получения, обработки или переработки
сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий,
осуществляемых в процессе производства
продукции.

Технологией называют также определенную
последовательность действий, обеспечивающих
изготовление какой-либо продукции заданного
качества. Точное выполнение всех операций и
соблюдение их последовательности – гарантия
выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением
физических, химических, биологических
закономерностей с целью разработки и
использования наиболее эффективных и экономных
производственных процессов. Это основные
определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности
человека имеет свои специфические технологии. Но
есть такие технологии, которыми должен владеть
каждый человек.

– Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за
жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных
технологий, которые входят в содержание труда
людей, – это технологии обработки древесины и
металла, технологии ремонтно-строительных работ
в доме и др.

Древесина – один из самых распространенных
материалов, который человек научился
обрабатывать в глубокой древности. С помощью
топора, ножа и других инструментов люди
изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы,
орудия труда, посуду и многое другое.

– Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы
знаете? Мебель, музыкальные инструменты,
детские игрушки и др. Изучив основы технологии
обработки древесины, вы сможете самостоятельно
сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных
школьных мастерских, где для каждого из вас
выделено постоянное рабочее место. Для удобства
работы с древесиной рабочее место оборудуется
столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами,
ящиками, полками и тумбочками для хранения
инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого
означает “мастерская”. Верстак, как вы уже
поняли, – это рабочий стол.

– Как называется профессия рабочего, занятого
ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания – изготовление
столов). Существует два вида верстака: столярный
(деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный – для обработки древесины, а
универсальный – для обработки древесины и
металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из
подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в
которые вставляются клинья, лотка (4). переднего
зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и
поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления
заготовок. Отверстия (3) с клиньями – для упора и
крепления заготовок при строгании. В лотке (4)
размещают инструмент. Задний зажим – для
крепления заготовок при строгании и
распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы – для
опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем
также размещают и хранят инструменты и
приспособления.

– Какие инструменты относятся к
измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все
инструменты хранят отдельно и располагают
вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так,
чтобы их легко можно было взять и положить
обратно. Наиболее часто применяемые инструменты
располагают ближе к месту работы в зоне
досягаемости рук.

Техника безопасности на уроках труда для мальчиков презентации

Рис. Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 –
крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим;
7 – выдвижные пальцы.

– Какие инструменты относятся к режущим?

Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.

Работать у верстака следует стоя, и лишь
некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле
него на стуле. Высота верстака должна
соответствовать росту ученика.

– Как это проверить?

Нужно встать около верстака, опустить руки вниз
и положить на него крышку ладони. Если при этом не
требуется наклоняться или сгибать руки, значит,
высота верстака соответствует росту.

Крепление обрабатываемых заготовок на
верстаке должно быть надежным.

– Что для этого нужно делать?

Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для
крепления длинных заготовок применяют снизу
подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

Низкие заготовки при их строгании на крышке
верстака упирают передним торцом в клин, а с
заднего торца заготовку поджимают клином
заднего зажима (рис. Работу в мастерской
выполняют в специальной одежде.

– В какой?

Техника безопасности на уроках труда для мальчиков презентации

Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно
темного цвета).

Давайте вместе обсудим технику безопасности
при работе на верстаке.

  • Оберегать крышку верстака от повреждений
    режущими инструментами.
  • Не закручивать сильно передний и задний зажимы
    верстака.
  • Не ударять молотком по крышке верстака.
  • Клинья в отверстия верстака забивать только
    киянкой.
  • По окончании работы очищать верстак от стружки
    щеткой.

Правила поведения в учебных
мастерских

Соблюдать порядок и режим работы в учебных
мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и
    нарукавники или халат, головной убор);
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для
    выполнения графических работ и записей;
  • в начале урока по указанию учителя занять свое
    рабочее место, получить у бригадира (дежурного)
    материалы и инструмент;
  • не подходить к работающему за станком,
    соблюдать установленную очередность при работе
    на станках.

Строго соблюдать правила безопасности труда.

Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам
и материалам. После урока убрать рабочее место и
сдать изделия и инструмент бригадиру, который
сдает их учителю.

III. Практическая часть.

Ознакомиться с устройством столярного
верстака. Назвать его основные части. Проверить
соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в
зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство
переднего и заднего зажимов.

Текущий инструктаж.

Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на
высоту, меньшую, чем высота заготовки.

Закрепление пройденного материала.

  • Что включает в себя рабочее место в школьно
    мастерской?
  • Из каких основных частей состоит столярный
    верстак?
  • Для какой цели служат передний и задний
    винтовые зажимы?
  • Перечислите правила ухода за столярным
    верстаком.

Заключительная часть.

Проверка закрепления заготовок, указание на
недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов,
помещения мастерских.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *