Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Тесты по теме «Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента»

Модуль включает 10 тестовых вопросов по теме. В том числе, ученику предлагается соотнести знаки инструкций и указания, которым нужно следовать во время выполнения лабораторных работ, составить последовательность оказания первой помощи при попадании кислоты на кожу или одежду путем переноса предложений в нужном порядке в соответствующие зоны.

Кроссворд по химии с ответами для учащихся 8-9 классов по неорганической химии (металлы, газы, вещества, химики). Кроссворд можно применять как на уроках химии, так и во внеурочной деятельности.

Кроссворд по химии 8-9 класс

По горизонтали:1. Металл, применяемый для лужения. Сплав общераспространенного металла. Силикат, которым покрывают металлическую посуду. Газообразное простое вещество. Продукт сухой перегонки каменного угля. Белый, плохо окисляемый металл. Отравляющее вещество. Минерал, используемый для приготовления удобрений. Самое легкое газообразное простое вещество. Органическое вещество, придающее запах цветам. Углеводный радикал. Простое вещество, используемое как топливо. Вещество, распространённое по берегам рек, морей и в пустынях. Краска коричнево-красного цвета. По вертикали:2. Разновидность кислорода. Автор печи для выплавки железа. Элемент, открытый Лавуазье. Горная порода: кремневого и известкового состава, вулканического происхождения, образуется у источников, особенно горячих. Известный русский химик. Элемент нулевой группы. Органическое вещество, встречаемое в растительных и животных продуктах. Продукт сухой перегонки каменного угля. Класс органических веществ, содержащих углерод, водород и кислород. Группа веществ, вызывающих гибель живого организма. Вещество, хранящееся под водой. Известный советский биохимик. Материал, применяемый в строительном деле, в медицине и в скульптуре. Частица простого вещества. Ответы на кроссворд по химии:По горизонтали:1. Олово. Сталь. Эмаль. Неон. Кокс. Серебро. Фосген. Апатит. Водород. Эфир. Этил. Уголь. Песок. Мумия. По вертикали:2. Озон. Мартен. Азот. Туф. Бекетов. Криптон. Жир. Смола. Эфиры. Яды. Фосфор. Бах. Гипс. Атом.

Тесты по теме “Техника безопасности на уроках химии”

Цель данной работы – повторить и углубить знания по технике безопасности на уроках химии. Основная задача – изучить вопросы по технике безопасности за курс 8-9 класса. В заданиях ОГЭ 9 кл. по химии включили экспериментальную часть, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями в выполнении их. Рекомендуется и для начинающего учителя и учеников.

Целевая аудитория: для 9 класса

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Порядок вывода комментариев:

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

В помощь учителю

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Правила техники безопасности на уроках химии
Тест 8 класс
1. В случае попадания вещества на кожу или в глаза нужно:

  • протереть тряпкой или ладонью;
  • сообщить учителю
  • промыть большим количеством воды
  • рассказать одноклассникам

Нагревая пробирку, необходимо:

  • Направлять её отверстием вверх
  • Направлять её отверстием к себе
  • Направлять её в сторону от всех

Есть, пить, класть продукты на рабочие столы в кабинете химии:

  • Запрещается
  • Разрешается в присутствии учителя.
  • Разрешается, если никто не видит

Чтобы пробирка не лопнула:

  • ее нагревают только снизу;
  • сверху ;
  • сначала прогревают всю пробирку, потом ту часть, где находится в-во
  • по всей длине

Если учащемуся неясно что-нибудь в ходе выполнения лабораторной работы, что он должен делать:

  • после урока выяснить этот вопрос у учителя
  • спросить совета у соседей, но работу не прекращать
  • работу прекратить, пока все не выяснит у учителя
  • закончить работать и сдать тетрадь

1

Урок 1. Техника безопасности в кабинете химии. Вводный инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. 8 класс

2

Цели: 1. Изучить правила техники безопасности в кабинете химии. Знать понятия «химия», «вещество», «свойства веществ». Уметь различать понятия «тело» и «вещество», характеризовать физические свойства веществ, задачи химии.

3

Сикорская О. Жизнь твоя в опасности без правил безопасности.

4

Сикорская О.

5

Сикорская О.

6

Сикорская О. Нюхать нужно осторожно, И при том, махнув рукой, И тогда не будет плохо У ребенка с головой.

7

Сикорская О.

8

Сикорская О. Пусть в пробирке пахнет воблой, В колбе – будто мармелад, Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд.

9

Сикорская О. Чай и вкусный бутерброд Очень просятся в твой рот. Не обманывай себя – Есть и пить у нас нельзя! Это, друг, хим кабинет, Для еды условий нет!

10

Сикорская О.

11

Сикорская О.

12

Сикорская О. Рукой не трогай реактивы– Начнутся страшные нарывы. А коль коснешься кислоты, О, скоро пожалеешь ты!

13

Сикорская О.

14

Сикорская О.

15

Будьте особенно осторожны в обращении с кислотами, щелочами, огнеопасными и ядовитыми веществами !

16

Происхождение слова «химия» а) Хми (египетскийий. ) – «черная» земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия. б) Кеме (египетскийий. ) – «черная» наука. Алхимия как темная, дьявольская наука. в) Хюма (древнегреч. ) – «литье» металлов; того же корня и греческое хюмос – «сок». г) Ким (древнекитайской. ) – «золото». Тогда химию можно толковать как «златоделие».

17

Что изучает химия? Химия изучает: 1. Вещества. Свойства веществ. Превращения веществ.

18

В мире вечного движенья, В превращеньях вещества, Возникают на мгновенья Все живые существа. Но, явившись на мгновенье, Знать уж хочет существо, В чём же вечное движенье?

19

1. Стакан. Линейка. Ваза. Скрепка. Фольга. Котел. Пакет 8. Кольцо. Стол. Самовар. Стекло. Пластмасса. Керамика. Сталь. Алюминий. Чугун. Полиэтилен. Золото. Древесина. Медь.

20

Проверь себя! Тест. В приведенном перечне вещество – это 1) алюминий 2) железный гвоздь 3) алюминиевая ложка 4) капля воды 2. В приведенном перечне физическое тело – это 1)жидкая вода 2) лед 3) водяной пар 4) капля воды 3. В приведенном перечне вещество – это 1) снежинка 2) вода 3) капля воды 4) ледяная сосулька 4. В приведенном перечне физическое тело – это 1)железо 2) железный гвоздь 3) алюминий 4) ртуть 5. В приведенном перечне физическое тело – это 1) медная проволока 2) крахмал 3) дистиллированная вода 4) спирт 6. В приведенном перечне вещество – это 1) капля дождя 2) стеклянный стакан 3) алюминиевая ложка 4) дистиллированная вода

22

Задание: вместо пропусков вставьте термины «вещество» или «тело». При обычных условиях имеет форму и объем. может быть твердым, жидким или газообразным. обладает теплопроводностью.

23

Лабораторный опыт «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» Вариант 1Вариант 2 Свойства веществ Алюминий Уголь Агрегатное состояние Цвет Блеск Запах Раствори- мость в воде Свойства веществ Железо Сера Агрегатное состояние Цвет Блеск Запах Раствори- мость в воде

24

Лабораторный опыт «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» Вариант 1Вариант 2 Свойства веществ Алюминий Уголь Агрегатное состояние твердое Цвет серебри сто-белый черный Блеск есть нет Запах нет Раствори- мость в воде не растворим Свойства веществ Железо Сера Агрегатное состояние твердое Цвет серебри сто-белый желтый Блеск есть нет Запах нет Раствори- мость в воде не раствори мо не раствори ма

25

1. Признаки – бесцветный, растворимый, электропроводный, имеющий определенную температуру плавления – могут быть отнесены 1) только к веществам 3) и к телам, и к веществам 2) только к физическим телам 4) ни к телам, ни к веществам 2. Соль и сахар можно различить по 1) цвету 3) агрегатному состоянию при обычных условиях 2) по растворимости в воде 4) по отношению к нагреванию 3. Какой из признаков не является физическим свойством дистиллированной воды 1) температура кипения при нормальном давлении равна С 2) хороший растворитель 3) электропроводна 4) бесцветна 4. Какой из признаков не является свойством алюминия 1) серебристо-белый цвет 3) высокая электропроводность 2) пластичность 4) способность притягиваться к магниту 5. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят 1) агрегатное состояние 3) растворимость в воде 2) плотность 4) склонность к разложению при нагревании

26

Моющие и Моющие и чистящие средства чистящие средства Пища Средства для Средства для борьбы с насекомыми с насекомыми Химические средства Химические средства гигиены и косметики гигиены и косметики Вода Лекарства В жизни химия нужна, Как предмет она важна. И учить ее прилежно Мы должны от А до Я. Что мы носим, что едим, Чем здоровью мы вредим? Как кислоты выливать, Чтобы что-то не взорвать? На все вопросы эти Нам химия ответит.

27

Задачи химии 1. Изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве. Получение различных веществ, необходимых в хозяйстве страны.

28

Нанотехнологии и химия Нано – это 10 м. Наноробот

30

Ответы на задания 1. Тела: стакан, ключ, льдина, свеча. Вещества: кислород, ртуть, вода, железо, черепица, известь, гипс. вилкапластмассавоск линейкасвечакапля кислородсотыжелезо 2 а 2 б глинаполиэтиленльдинка пробиркасвинецкапля батарея чугун провод 3 Свойства веществ ВодаПриродный газ Агрегатное состояние жидкоегазобразное Цвет бесцветная бесцветный Блеск нет Запах нет Растворимость в воде-нет А) Медь – электропроводность – изготовление электрических проводов. Б) Алмаз – блеск – ювелирные украшения. В) Алюминий – пластичность – изготовление фольги. Г) Графит – оставляет след на бумаге – изготовление грифелей для карандашей

32

Домашнее задание с. 3-4, §1, определения, ответить на вопросы 1-5 на с

33

Использованные ресурсы 1) Lab. zip 2) 3) Т. Боровских. Тесты по химии. 8 класс. Издательство «Экзамен», москва, 2010

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК. РФ
  Бесплатные всероссийские конкурсы
Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников
Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Скидки на «Аттестационный пакет»Публикация в печатном сборникеВебинары, мастер-классыРецензия на публикациюКонференции педагоговКвалификационные тестыПортфолио к аттестации

Вебинары для педагогов от «Урока»Все бесплатные вебинарыВсе курсы для педагоговКурсы повышения квалификацииПрофессиональная переподготовкаНаписать отзыв на курсы (+8 баллов)

Все конкурсы для педагоговКонкурсы для детейПравила участия в конкурсахПравила набора в жюри

Свежие дискуссииПопулярные дискуссииСамые активные участники

Участники сообществаГруппы сообществаЭксперты сообществаАдминистрацияЛидеры рейтинга

Все материалы для педагоговУроки для педагоговПрезентации к урокамТесты для уроковДетское творчествоПортфолио к аттестации

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

#8 класс #Химия #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образованиеТест по технике безопасности в кабинете химииТест предназначен для проверки знаний по технике безопасности в кабинете химии. Тест по технике безопасности RAR / 1. 78 Мб

Вы можете разгадать этот кроссворд онлайн, бесплатно и без регистрации.

1: Наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Ответ: химия

2: Таковой является смесь, в любой точке которой состав одинаков. Ответ: гомогенная

3: Таковой является смесь, состав которой неодинаков в разных точках объёма. Ответ: гетерогенная

4: Таковым является вещество, обладающее постоянными физическими свойствами. Ответ: чистое

5: Способ разделения гетерогенной смеси с использованием жидкости. Ответ: отстаивание

6: Процесс разделения гетерогенной смеси при помощи пористых материалов, задерживающих твёрдую фазу. Ответ: фильтрование

7: Процесс получения чистого вещества из жидкости путём выпаривания. Ответ: кристаллизация

8: Приём разделения гомогенных смесей путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Ответ: дистилляция

9: Способ разделения смесей, основанный на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества. Ответ: хроматография

10: Мельчайшая частица вещества, состоящая из атомов. Ответ: молекула

11: Мельчайшая химически неделимая частица вещества. Ответ: атом

12: Сложное вещество, образованное атомами разного вида. Ответ: соединение

13: Вещество, образованное атомами одного вида. Ответ: простое

14: Определённый вид атомов. Ответ: элемент

15: Он у химически чистого вещества постоянен, независимо от места нахождения и способа получения. Ответ: состав

16: Условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов. Ответ: формула

17: Число, стоящее перед химической формулой. Ответ: коэффициент

18: Число, которое записывается внизу справа от символа химического элемента. Ответ: индекс

19: Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента. Ответ: валентность

20: Условная запись химической реакции. Ответ: уравнение

21: Химическая реакция, при которой из одного сложного получается два или несколько простых или сложных веществ. Ответ: разложения

22: Химическая реакция, при которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество. Ответ: соединения

23: Химическая реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества. Ответ: замещения

24: Количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов углерода в 0,012 кг углерода 12C. Ответ: моль

25: Такая масса вещества — это масса одного моля вещества. Ответ: молярная

26: Самый распространённый химический элемент в земной коре. Ответ: кислород

27: Вещество, ускоряющее химическую реакцию, но в ней не участвующее. Ответ: катализатор

28: Реакция окисления, при которой выделяется теплота и свет. Ответ: горение

29: Сложное вещество из двух элементов, один из которых — кислород. Ответ: оксид

30: Реакция, протекающая с выделением теплоты. Ответ: экзотермическая

Список литературыГенератор кроссвордовГенератор титульных листовТаблица истинности ONLINEПрочие ONLINE сервисы

По горизонтали
2. Растворимые в воде основания. Связь, возникающая за счет образования общих пар электронов. Прозрачный аморфный материал, изготовленный из кварцевого песка, соды и известняка
5. Связь между атомами разных неметаллов. Разновидность ковалентной. Соединения, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. Связь между атомами одного элемента неметалла. Разновидность ковалентной. По вертикали

1. Используется при малокровии и входит в состам гемоглобина
3. Кислоты, в состав которых входит кислород. Книги, близкие по тематике

Вход на сайтИнформацияВ нашем каталогеОколостуденческое

В видеоуроке приведён пример химической лаборатории, где учащиеся смогут познакомиться с некоторыми веществами, узнать назначение химического оборудования, а также то, как использовать химическую посуду и работать с реактивами. Урок позволяет изучить основные правила техники безопасности.

Вещества и их превращения изучают в специально оборудованных помещениях, которые называют химическими лабораториями. Они оснащены различными приборами, оборудованием, химической посудой из различных материалов, набором реактивов.

Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде, потому что она прозрачная и можно наблюдать, что происходит с веществами. Иногда вместо стеклянной посуды используют пластмассовую. Она, конечно же, не бьётся, но её нельзя нагревать.

Как правило, химические реакции проводят в пробирках или колбах. Различают колбы плоскодонные и конические.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Если нужно нагреть содержимое пробирки, то используют специальные держатели. Колбы также можно нагревать, но они должны быть сделаны из термостойкого стекла. Всю посуду, сделанную из термостойкого стекла, помечают специальным знаком — матовым прямоугольником.

Для измерения объёмов жидкости используют посуду, имеющую специальную градуировку. К такой посуде относят: мерный стакан, мерную колбу, мензурку, мерный цилиндр.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Круглодонные колбы имеют круглое дно, поэтому их нельзя поставить на стол, для их закрепления используют лапки, которые находятся на металлических штативах.

Штатив состоит из основания и стержня. С помощью зажимов к стержню крепятся лапки и кольца. Эти лапки можно использовать для закрепления круглодонных колб, а также колб Вюрца. Колба Вюрца — это круглодонная колба с газоотводной трубкой.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Для того, чтобы перелить жидкость из одного сосуда в другой, используют конусные воронки. С помощью таких воронок ещё проводят процесс фильтрования.

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей используют делительные воронки. Тяжёлая жидкость сливается в делительной воронке через нижнюю трубку, снабжённую краном, а жидкость с меньшей плотностью остаётся в воронке.

В химической лаборатории используют стеклянную ёмкость, похожую на миску, её называют кристаллизатором. Благодаря её большой площади растворитель быстро испаряется, а растворённое вещество в виде кристаллов остаётся на стенках. Кристаллизатор нагревать нельзя, так как его стенки при нагревании трескаются.

В кабинете химии следует строго соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами и оборудованием. Кабинет химии оснащён вытяжным шкафом, так как многие вещества имеют неприятный запах и их пары токсичны. При проведении опасных опытов используют защитные очки. Некоторые вещества ядовиты, разъедают кожу, поэтому обращаться с ними следует осторожно. Для этого на этикетках таких веществ имеются соответствующие знаки.

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Рассмотрим правила техники безопасности в кабинете химии. Во-первых, в кабинет химии можно входить только с разрешения учителя или лаборанта. Каждый учащийся должен находиться на своём рабочем месте, переходить на другое место можно только с разрешения учителя. В кабинете химии необходимо соблюдать порядок и чистоту, не загружать стол посторонними предметами. В кабинете химии нельзя принимать пищу, класть на стол продукты питания, пить воду их химической посуды. Категорически запрещается пробовать любые реактивы на вкус. Перед выполнением каждого опыта необходимо ознакомиться с его описанием. В кабинете запрещается самостоятельно брать реактивы и начинать работу с ними без разрешения учителя. При выполнении опыта следует брать столько реактива, сколько указано в опыте. Все манипуляции нужно проводить над столом. Излишек реактива нельзя выливать обратно в склянку. Рассыпанные вещества также нельзя собирать в исходный сосуд. Если вы пролили (рассыпали) реактив или он попал на одежду, кожу, следует немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете.

Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

Портфели, сумки и другие вещи следует убирать в ящики стола. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь и письменные принадлежности.

Прежде чем приступить к выполнению ПР, следует подготовиться к ней, уяснить цели и задачи, прочитав инструкцию по ее выполнению и внимательно выслушав объяснение учителя.

Уборку рабочих мест по окончании работы следует проводить в соответствии с инструкцией к работе и указаниями учителя.

После окончания работы сдать рабочее место дежурному по классу. По окончании ПР учащиеся должны тщательно вымыть руки с мылом.

При получении травмы, а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю.

При необходимости ученик должен уметь пользоваться содержимым аптечки и согласно инструкции уметь оказать первую помощь при порезах и ожогах.

При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ.

Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;

Брать вещества руками;

Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;

Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;

Техника безопасности на уроках химии 8 класс в картинках

Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;

Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;

Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;

Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;

Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;

Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;

Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;

Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;

Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;

Зажигать спиртовку без надобности;

Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.

Помните!!! Все химические опыты в домашних условиях запрещены !!!

Химические опыты проводят только в присутствии учителя химии!

Техника безопасности на уроках химии

Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию

Эксперименты нужно выполнять в строгом соответствии с инструкциями, используя точно указанные количества веществ Следует помнить, что твердого вещества требуется примерно 1/3 чайной ложки, а жидкости- 1-2 мл.

Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильноБез указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества

Пользоваться реактивами можно только из тех склянок, на которых есть надписи

Используйте только чистую лабораторную посуду и тщательно промывайте ее после выполнения эксперимента

Жидкость из сосуда берите пипеткой

Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами После эксперимента не выливайте в раковину остатки реактивов – они должны быть нейтрализованы и разбавлены

Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами

Не принимайте пищу во время химическихэкспериментов, а после их завершения тщательно мойте руки Никогда не пробуйте химические вещества на вкус

Правила нагревания В целях безопасности работы пробирку заполняют жидкостью только на треть и закрепляют в держателе. Держите пробирку выходом от себя, а также в сторону, противоположную от любого человека, находящегося поблизости. При нагревании слегка потряхивайте содержимое пробирки

Помните, что нюхать любое вещество нужно очень осторожно. Не склоняйтесь над сосудомс кипящей жидкостью Определять запах вещества нужно слегка подгоняя ладонью пары вещества в свою сторону

№ слайда 13

Никогда не добавляйте воду в кислоту

№ слайда 14

Юные химики, помните: кислоту добавляют в воду, а не наоборот

№ слайда 15

Обращайте особое внимание на предупредительные знаки

№ слайда 16

Правила выживания в химической лабораторииЕсли в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу. Если включили – выключите. Если открыли – закройте. Если разобрали – соберите. Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца. Если вы не разбирали – не вздумайте собирать. Если вы одолжили что-нибудь – верните. Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке. Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус кво. Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место. Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения. Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте. Если вас это не касается – не вмешивайтесь. Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите. Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке. Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось. Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию. Правила выживания = здравый смысл + ТБ

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ ВВЕДЕНИЕ:

1 урок. Предмет химии. Вещества.

2 урок. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.

Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

ТЕМА: ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА.

Цели и задачи урока

Сформировать у учащихся знания:

о физических телах и веществах;

о физических свойствах веществ;

о химическом элементе;

о формах существования химических элементов.

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично – поисковой деятельности;

умение находить взаимосвязь свойств и применения;

умения работать в должном темпе;

умение пользоваться справочными материалами.

Вступительное слово учителя.

Рассказ с элементами беседы о предмете химии.

Упражнения на подбор тел и веществ.

Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ.

Взаимосвязь свойств вещества и его применения.

Закрепление полученных знаний.

Задание на дом.

Начальная подготовка учащихся:

Учащиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество из курсов природоведения и физики.

Урок формирования новых знаний.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Коллекция «Шкала твёрдости».

Предметы из алюминия: посуда, проволока.

В стаканах поваренная соль, сахарный песок, сера, вода.

Ход урока 1. Вступительное слово учителя Учитель (объясняет причину того, что знакомство с предметом химией начинается только в 8 классе; рассказывает о том, что необходимо иметь ученику для успешного освоения этой науки) Предмет химия вводится в обучение довольно поздно – в 8 классе, когда вы уже получили первоначальные знания по природоведению, биологии, географии, физике. Предмет химии требует взрослого, серьёзного отношения. Он поможет вам глубже понять другие естественные дисциплины, так как без знаний о веществах представления об окружающем мире будут поверхностными. Ученики (слушают объяснения учителя)   2. Изучение нового материала. Предмет химии. Учитель (рассказ с элементами беседы о предмете химии) Химия – это наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Те, кто создал эту науку, – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики – не щадили сил и здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Химический микромир вмещает не меньше загадок, чем необъятный макромир. Кажется, что вещества живут своей особенной жизнью, таинственной и непостижимой. Какова роль человека в этом мире. Как достичь гармонии с окружающей природой – ответ на эти вопросы может дать химия. Что влечёт человека заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключённая в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси – новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, непробиваемый снарядами спав, невиданная пищевая приправа?. слайд 3 Ученики (записывают тему урока) Предмет химии. Учитель (просит учащихся вспомнить определение понятий тело и вещество из ранее изученных курсов природоведения и физики) Вопросы: Что такое тело? Чем характеризуется тело? Что такое вещество? Приведите примеры тел и веществ? Может ли несколько тел состоять из одного вещества? Может ли одно тело состоять из разных веществ?   Ученики (дают устные ответы; записывают в тетрадях определения, используют слайд 3) Предполагаемые ответы: Тела – это все предметы, которые нас окружают. Тело имеет размеры. Вещество – это то, из чего состоят вещества. Тела: стул, стол, ручка, тетрадь. Вещества: металл, древесина, пластмасса. Из вещества пластмассы могут быть изготовлены линейка, ручка, пенал. На изготовление автомобиля используются металл, пластмасса, кожа, краска, лак. Упражнения на подбор тел и веществ. Учитель (проверяет усвоение материала, управляет презентацией по щелчку мышки) Линейка: металл, пластмасса, древесина. Монеты: серебро, медь, золото. Керамика: чашка, блюдце. Шёлк, капрон, хлопок: платье. Блюдо: фарфор. Гвозди, шурупы, болты: железо. Стол: древесина, пластмасса. Графит, древесина: карандаш. Стаканы: стекло. слайды 4,5 4. Беседа с элементами лабораторной работы о свойствах веществ. Учитель (рассказ учителя) Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Эти свойства веществ называются физическими. В схеме на слайде указаны основные физические свойства веществ. Некоторые свойства ( плотность, температуры плавления и кипения, твёрдость) – являются справочными величинами. С планом описания физических свойств веществ можно познакомиться на стр. 5 в учебнике. В Книге рекордов Гиннеса заметное место отводится физическим свойствам веществ. Рассмотрим, например, металлы. Наиболее ковкий металл – золото: из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4км; такая золотая проволока в 10 раз тоньше человеческого волоса. Самый тугоплавкий металл – вольфрам, он плавится при 3380ºС. При более высокой температуре (4215ºС) плавится лишь твёрдый раствор карбидов гафния и тантала. Самый тяжёлый металл – иридий, его плотность 22, 65г/см3; чуть-чуть отстал от иридия осмий (его плотность 22,61г/см3). Шар из этих металлов радиусом всего 10см вы не сможете даже оторвать от пола! Самый лёгкий металл – литий (его плотность в 45 раз меньше, чем у иридия). Самый твёрдый – хром, а самый мягкий – цезий; наибольшая теплопроводность – у серебра, наименьшая – у ртути (почти в 50 раз меньше); наибольшая электропроводность – тоже у серебра, а наименьшая – у германия (меньше в 59 тысяч раз). слайд 6 Ученики (работают со схемой слайда и текстом учебника) К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, запах, блеск, твёрдость, пластичность, хрупкость, эластичность, растворимость в воде, плотность, температуры кипения и плавления, тепло – и электропроводность. Учитель (рассказ учителя с использованием слайдов) Познакомимся подробнее с твёрдостью веществ. Немецкий минеролог Ф. Моос предложил свою шкалу твёрдости. В качестве эталонных для шкалы материалов Моос взял 10 минералов: самый мягкий – тальк, его твёрдость была принята за 1, затем гипс – 2, кальцит – 3, флюорит – 4, апатит – 5, ортоклаз – 6, кварц – 7, топаз – 8, корунд – 9, самый твёрдый – алмаз – 10 единиц. слайды 7,8 Учитель (предлагает учащимся выполнить частично лабораторную работу с использованием слайда; управляет презентацией по щелчку мышки) Перед вами в стаканах находятся поваренная соль и сахарный песок. Справочные величины для этих веществ уже вписаны в таблицу. Необходимо заполнить пустые графы и ответить на вопросы. Вопросы: В чём сходство в физических свойствах у поваренной соли и сахарного песка? Чем отличаются по физическим свойствам эти вещества? слайд 9 Ученики (выполняют лабораторную работу, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы) Предполагаемые ответы: Сходство: это твёрдые вещества, белого цвета, без запаха, хрупкие, растворимые в воде. Отличия: у поваренной соли больше плотность и температура плавления. Учитель (предлагает ответить на проблемные вопросы) Вопросы: Почему у сахарного песка не отмечена температура кипения? Каким ещё физическим свойством отличаются поваренная соль и сахарный песок (его вы используете в быту)? Почему это свойство не отмечено в списке физических свойств химических веществ?   Ученики (думают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя) Предполагаемые ответы: Сахар – это органическое вещество, при высоких температурах не закипает, а начинает разлагаться. Эти вещества отличаются по вкусу: поваренная соль – солёная, сахарный песок – сладкий. Правила техники безопасности в кабинете химии запрещают пробовать вещества на вкус. Взаимосвязь свойств вещества и его применения. Учитель (рассказ учителя, беседа, управляет презентацией по щелчку мышки) Зная свойства веществ, человек может использовать их с большой пользой для себя. Например, рассмотрим всем известное вещество алюминий. Алюминий обладает целым набором полезных для человека свойств. Запишите физические свойства алюминия. Вопросы: На основании каких свойств человек использует алюминий и его сплавы? Какие ещё свойства алюминия вам известны? Какое применение находит алюминий и его сплавы благодаря этим свойствам? слайд 9,10 Ученики (записывают свойства алюминия в таблицу слайда 9, отвечают на вопросы, используя слайд 10) Предполагаемые ответы: Алюминий мягкий, пластичный, легкоплавкий, лёгкий металл с сильным металлическим блеском. Алюминий хорошо проводит ток и тепло, не подвергается коррозии, неядовит. Малая плотность, прочность в сплавах, коррозионная устойчивость – машиностроение, самолётостроение; электропроводность – изготовление проводов; теплопроводность, неядовитость – изготовление посуды, упаковочных материалов; металлический блеск – изготовление зеркал. Закрепление полученных знаний. Учитель (проверяет усвоение основных терминов, выставляет оценки за работу на уроке) Вопросы: Что изучает химия? Что такое тело? Чем характеризуется тело? Что такое вещество? Чем характеризуется вещество? Перечислите физические свойства вещества. Выставление оценок за урок. Ученики (отвечают на вопросы) Предполагаемые ответы: Химия – это наука о веществах и их превращениях. Тело – это предмет. У тела есть размеры. Вещества – это то из чего состоят тела. Вещество характеризуется физическими свойствами. Агрегатное состояние, цвет, запах, температуры плавления и кипения, плотность, пластичность или хрупкость, блеск, теплопроводность и электропроводность. Учитель (предлагает выполнить самостоятельную работу по вариантам) Выпишите отдельно из приведённого списка названия тел и веществ: I вариант: ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород. II вариант: снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока. Напишите названия : I вариант: некоторых веществ, из которых могут быть изготовлены стакан и линейка. II вариант: некоторых тел, которые могут быть изготовлены из следующих веществ: алюминия и стекла. Ученики (выполняют работу) Предполагаемые ответы: I вариант: 1. Тела: ложка, льдина, кирпич, проволока. Вещества: алюминий, вода, медь, водород. Стакан: стекло, хрусталь, металл, пластмасса. Линейка: дерево, пластмасса, металл. II вариант: 1. Тела: снежинка, кристалл, кружка, уголь, проволока. Вещества: сода, железо, сахароза. Алюминий: проволока, детская посуда, кастрюля. Стекло: листовое стекло, ваза, люстра, блюдо. Задание на дом. § 1, вопросы 3,4 на стр. 6-7.

ТЕМА: ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕСТВ. РОЛЬ ХИМИИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ХИМИИ. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ХИМИИ.

о физических и химических явлениях;

о различии этих явлений;

сформировать первоначальное понятие о химической реакции;

об условиях протекания химических реакций;

о признаках химических реакций.

умение пользоваться справочными материалами;

умения описывать физические свойства веществ;

умения различать понятия «тело» и «вещество».

воспитывать гордость за отечественную науку, на примере М. Ломоносова, Д. Менделеева,

воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Проверка домашнего задания. Полётное повторение.

Изучение нового материала. Физические и химические явления.

Рассказ с элементами беседы о значении химии в жизни человека.

Краткий очерк возникновения и развития химии.

Учащиеся знакомы к этому уроку с понятиями тело и вещество, с изменением веществ из курсов природоведения и физики.

Комбинированный урок.

Образцы серы, железный гвоздь.

Что такое техника безопасности своими словами?

Техника безопасности — комплекс организационных и технических мероприятий, защитных средств и методов, реализуемых для обеспечения безопасности трудовой и бытовой деятельности. 20 мая 2020 г

Что нельзя делать на уроках химии?

Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *