Техника безопасности на уроке технологии в начальной школе в игровой форме

Общие правила техники безопасности

Общие правила техники безопасности
 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. Инструменты и оборудование
храни в предназначенном для
этого месте. Нельзя хранить
инструменты и оборудование навалом. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами. Правила обращения
с ножницами

   1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. При работе внимательно следи за направлением реза. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. Не держи ножницы лезвиями вверх. Не оставляй ножницы в открытом виде. Не режь ножницами на ходу. Не подходи к товарищу во время резания. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. Правила работы с клеем
 1. С клеем работай только на подкладном листе. Клей наносится на рабочую поверхность только кистью. Бери то количество клея, которое требуется
для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой
или салфеткой, осторожно прижимая её. Кисточку и руки после работы хорошо
вымой с мылом. Правила обращения с иглами
  1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку. Убирай подушечку в коробку. Запасные иглы храни в игольнице в сухом месте. Проверяй количество игл перед началом и после окончания работы. Обязательно найди недостающие иглы. При шитье пользуйся наперстком, соответствующим пальцу. Не применяй иглы вместо булавок. Правила обращения с циркулем
 1. Храни циркуль в футляре. Не держи циркуль ножками вверх. При работе аккуратно втыкай иголку в нужное место. Подкладывай под бумагу картон. Передавай товарищу циркуль в закрытом виде, вперед головкой. После работы убирай
циркуль в футляр. Правила работы с пластилином
 
1. Выбери для работы нужный цвет пластилина. Обрежь стекой нужное количество пластилина. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким. По окончании работы хорошо
вытри руки сухой мягкой
тряпочкой и только потом
вымой их с мылом. Правила обращения с шилом
     1. Не пользуйся тонким длинным (канцелярским) шилом. Используй шило только по назначению. Не прокалывай шилом твердые предметы с гладкой поверхностью: пересохшие желуди, шишки, ореховую скорлупу.

Уроки технологии или по старинке трудового обучения в школе всегда были и остаются одними из самых любимых среди школьников, особенно у начального звена. Но одним из главных требований в кабинете технологии является соблюдение правил техники безопасности. Это важно и для самих детей, и для поддержания порядка в самом кабинете. В материалах этой статьи мы расскажем о правилах техники безопасности на уроках технологии в начальных классах.

Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах

Общие требования к поведению в кабинете технологии таковы.

  • Рабочий процесс следует начинать с разрешения.
  • Нельзя вертеться с инструментарием и приборами в руках.
  • Перед использованием приспособлений и инструментов нужно выучить критерии процесса работы с ними.
  • Приспособления и средства разрешается применять только лишь по предназначению. Запрещено просверливать отверстия ножницами или ручкой.
  • Запрещено трудиться с неисправными устройствами: приспособлениями и средствами.
  • Все приспособления и материалы для процесса обязаны сохраняться в специальном месте.
  • Обязательно держать свое место в порядке и чистоте, это залог качественной процесса.
  • Выбирать и раскладывать приспособления и средства требуется в строго указанном учителем порядке.
  • Во время процесса нельзя разговаривать и отвлекаться.
  • Требуется сконцентрироваться на работе и делать все действия внимательно, строго следуя инструкциям.
  • Запрещено продолжать процесс, если приспособления и средства затупился.

Правила подготовки парты к работе

Убранное рабочее место – залог безопасной работы на уроке, поэтому к рабочему месту тоже выдвигается ряд требований.

  • Требуется всем девочкам вначале убрать волосы, чтобы не повредить их и не замарать.
  • Все дети должны надеть фартуки, оберегающие форму от пятен и порчи.
  • Учитель проверяет приспособления и средства на исправность.
  • Достать все принесенные материалы осторожно, в извлечении приспособления и размещении на столе на защитной клеенке или доске есть правила и особенности в зависимости от работы.
  • Перед процессом требуется приготовить все нужные для работы материалы и прослушать инструкции от учителя, как с ними правильно и безопасно осуществлять взаимодействие.
  • Всегда с собой требуется иметь тряпочку и набор салфеток.

Правила процесса с рабочими инструментами и рабочими материалами

Обращаться с рабочим инструментом и материалом тоже нужно уметь. И хотя подавляющее большинство детей знает, что клей предназначен для склеивания различных поверхностей, а иглой нужно шить, все же приведем алгоритмы действий работы с различными инструментами и материалами.

Со швейной иглой

  • Сохранять иглу следует строго в игольнице, иначе высок риск потерять опасный приспособления и средства.
  • Запрещено оставлять на столе иголку без длинной нитки, можно только отдельно в специальной игольнице.
  • Передавать однокласснику иглу можно только в таком приспособлении и строго с кусочком нитки.
  • Запрещается играть с иглой, брать ее в рот, облизывать, драться, угрожать товарищам. Нельзя втыкать иглу в форму одноклассников и угрожать ней.
  • Требуется знать количество игл и пересчитывать каждый раз при завершении процесса.
  • Если игла потерялась, требуется вывести всех ребят из класса и провести тщательный поиск.
  • Сохранять игольницу требуется в закрытой коробке на специально отведенной полке в шкафу.
  • Запрещено вертеться, отвлекаться, разговаривать при работе с иглой.

С шилом

  • Сохранять приспособления и средства полагается в специально отведенном месте.
  • Процесс осуществлять строго, следуя рекомендациям учителя и на специальной доске, которая защитит парту от царапин и проколов.
  • Делать прокол требуется, вращая ручку приспособления вправо и влево.
  • Следует быть особо осторожным и усидчивым при работе с шилом, так как высок риск поранить руку или материал.
  • По завершении процесса требуется навести порядок и в шкаф переместить все приспособления и средства на специальную полку.

С канцелярским ножом

  • Использовать следует лишь малую часть лезвия, согласно делениям, которые на нем.
  • Процесс с приспособлениями и средствами следует организовать на специальной рабочей доске, которая защитит рабочее место от царапин и порезов.
  • Выполняя процесс, требуется быть внимательный и осторожным.
  • Запрещено баловаться и держать нож двумя руками – одна крепко держит нож, а вторая – материал.
  • По завершении процесса лезвие требуется спрятать внутрь при помощи специального язычка убрать нож в коробку со собственными приспособления и средства.

С клеем

  • Во время процесса требуется применять кисть, чтобы не испортить одежду и не замараться.
  • Брать следует лишь небольшую часть, строго для процесса, чтобы избежать грязи на рабочем столе.
  • Клей требуется наносить с центра листа при выполнении процесса, а затем тщательно и аккуратно промазать края, которые в противном случае будут отклеиваться.
  • При работе с бумажным материалом и непосредственно самой бумагой следует подождать пару минут, чтобы разгладилась поверхность.
  • С собой требуется иметь сухую тряпочку для удаления излишков клея.
  • По завершении процесса требуется тщательно вымыть кисточку, затем навести порядок на рабочем столе и под ним.

С ножом

  • Для процесса следует применять инструмент с тупым лезвием.
  • При обработке бумажного материала ножом рекомендуется применять фальц линейку.
  • Нож следует взять крепко, чтобы в процессе рука не могла соскользнула на опасное лезвие.

С циркулем

  • Иголка циркуля и приспособления для рисования должны быть выровнены относительно друг друга.
  • Требуется брать подходящий размер и туго заворачивать винт.
  • При создании круга циркуль следует держать за верхушку крепко.

С линейкой

  • Инструмент следует держать в левой руке, а приспособление для рисования в правой для точности чертежа.
  • В процессе должен участвовать только острый карандаш.
  • Рекомендуется линию рисовать с левой стороны.
  • В процессе работы с карандашом, держать его требуется в наклоне.
  • Запрещено сильно нажимать на карандаш и двигать линейку без нужды.

С природным материалом

  • Запрещено ломать ветки.
  • Запрещено использовать в работе сырые ветки в грязи.
  • Для обрезания следует применять безопасный детский нож.
  • Обрабатывать материал следует только на специальной доске.
  • Сохранять материал требуется в сухом месте.

С пенопластом

  • Резать материал теплой проволокой под строгим контролем учителя.
  • Узкие листы выбранного материала следует обрезать на специальной подкладке.
  • Запрещено зажигать, при горении выделяются ядовитые газы и опасный дым.

С глиной

  • Лепку проводить строго на подкладке, ни в коем случае не класть материал на стол.
  • Сохранять глину следует в коробке отдельно от учебников и рабочих тетрадей.
  • По завершению процесса сначала требуется почистить при помощи руки, а потом помыть.

С ножницами

Перед работой требуется организовать проверку исправность приспособлений и средств.

  • Запрещено работать ножницами с ослабленным креплением.
  • Строго следить за движением в процессе.
  • Инструмент следует оставлять ручкой к себе.
  • А подавать — ручкой от себя.
  • Хранение требуется производить в чехле лезвиями вниз.
  • Запрещено баловаться с инструментом, особенно размахивать близко к лицу.
  • Применять инструмент по назначению.

С пластилином

  • Избрать для процесса подходящий цвет выбранного материала.
  • Отрезать специальным ножом требуется количество выбранного материала.
  • По завершению процесса тщательно почистить при помощи руки сухой тряпочкой и только потом вымыть их с мылом.

Вместо заключения

Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

Инструкция
“Правила безопасности при работе на уроках технологии в начальных классах”

Настоящая инструкция по правилам безопасности при работе на уроках технологии в начальных классах школы разработана для учащихся с учетом СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письма Минобрнауки России №12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иных нормативных правовых актов по охране и безопасности труда. Данные правила техники безопасности при работе на уроке технологии (труда) разработаны для обучающихся начальных классов школы, предназначены для проведения инструктажа с целью предупреждения случаев травмирования и сбережения здоровья детей. К урокам технологии в начальной школе могут быть допущены:

  • обучающиеся 1-4-х классов, которые не имеют медицинских противопоказаний для занятий в общеобразовательной организации данного вида и типа;
  • ознакомленные с безопасными методами выполнения работ, с требования данной инструкции по охране труда.

На уроках технологии в начальной школе школьники обязаны неукоснительно соблюдать Правила поведения для обучающихся общеобразовательной организации, требования настоящей инструкции по правилам техники безопасности при проведении работ по технологии в начальных классах школы. График проведения уроков технологии должен определяться расписанием занятий, который утверждает директор школы. Опасными факторами на уроках технологии в начальной школе считаются следующие:

  • физические (режущие и колющие предметы);
  • неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН мебель);
  • химические (пыль; клей, краски);
  • психофизиологические (чрезмерное напряжение внимания).

О каждом произошедшем несчастном случае пострадавший или очевидец обязан незамедлительно сообщить учителю. Обучающимся запрещено без разрешения учителя приближаться к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, дотрагиваться до электрических разъемов. Обучающиеся, которые допустили невыполнение или нарушение данной инструкции по правилам безопасности при выполнении работ по технологии в начальных классах школы, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для обучающихся общеобразовательных организаций.

Требования безопасности перед началом урока технологии

Обучающиеся обязаны ознакомиться с содержанием настоящей инструкции по охране труда, внимательно выслушать информацию учителя о безопасных методах выполнения работ во время урока. Произвести проверку правильности установки стола, стула. Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишние предметы со стола, а портфель или ученическую сумку не оставлять на проходе. Учебники, используемые для труда принадлежности, материал, который будет необходим для работы, разместить так, чтобы исключить их возможное падение и опрокидывание. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках оперативно сообщить учителю. Запрещено начинать работу в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе обязательным требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные мероприятия к работе.

Требования безопасности во время урока технологии

Во время занятий на уроках технологии необходимо соблюдать данную инструкцию по охране труда, правила безопасной эксплуатации рабочих инструментов и принадлежностей, не допускать их механических ударов и падений. Обучающийся на уроках технологии в начальной школе должен обеспечить:

  • соблюдение настоящей инструкции и инструкций по безопасной работе с ножницами, иглой, клеем и т.д.;
  • нахождение на своем непосредственном рабочем месте;
  • обязательное выполнение всех указаний учителя;
  • соблюдение осторожности при обращении с режущими и колющими инструментами, клеем, красками и природными материалами;
  • исключение возможности попадания в глаза клея и красок;
  • постоянное поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте.

При работе с иголками и булавками обучающийся обязан:

  • шить с наперстком;
  • хранить иголки и булавки только в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и в прочих подходящих предметах), не оставлять их на рабочем месте (столе);
  • никогда не брать иголки, булавки в рот;
  • не колоть иголкой или булавкой;
  • не пользоваться для шитья ржавой иголкой или булавкой.

При работе с ножницами обучающийся должен:

  • хранить ножницы только в определенном месте (коробке);
  • обязательно класть ножницы сомкнутыми остриями от себя.
  • ножницы передавать друг другу лишь острым концом вниз;
  • при резании бумаги, ткани ни в коем случае не направлять ножницы острыми концами к себе или товарищу, располагать пальцы в стороне от линии разреза;
  • стараться беречь пальцы рук от порезов острыми кромками листов бумаги.

Обучающимся запрещены следующие действия:

  • проба на вкус клея, краски и природных материалов;
  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;
  • производить самостоятельно разборку и ремонт инструментов;
  • выполнять какие-либо действия без разрешения учителя;
  • вынос из кабинета и внесение в него любых предметов и инструментов без разрешения учителя.

Обо всех неполадках в работе инструментов и приспособлений необходимо незамедлительно информировать учителя, проводящего урок технологии.

Требования безопасности по окончании урока технологии

Обучающиеся обязаны привести в порядок рабочее место. Убрать в места хранения колющие и режущие инструменты, принадлежности, используемые на уроке технологии в начальных классах. Убрать оставшийся материал в места сбережения. Оставшийся на столе мусор (кусочки ткани, природного материала, бумаги) собрать и поместить в урну для мусора. При обнаружении неисправности мебели, инструментов и принадлежностей проинформировать учителя. С разрешения учителя организованно выйти на перемену.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

При обнаружении любой неисправности в работе инструментов и (или), приспособлений, принадлежностей немедленно остановить работу и доложить об этом учителю, действовать согласно его указаниям. При травмировании в обязательном порядке проинформировать учителя. При необходимости, помочь учителю оказать пострадавшему первую помощь. При возникновении чрезвычайной ситуации в кабинете начальных классов на уроке технологии (появлении посторонних запахов, дыма, возгорании) немедленно сообщить учителю и действовать в соответствии с его указаниями.

Заключительные положения

Проверка и пересмотр данной инструкции проводятся не реже одного раза в 5 лет. Инструкция должна быть пересмотрена в досрочном порядке при следующих случаях:

  • пересмотр межотраслевых и отраслевых правил, а также типовых инструкций по охране труда;
  • изменение условий обучения в конкретном помещении;
  • внедрение новой техники и (или) технологий;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, произошедших несчастных случаев;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) данной инструкции условия обучения на уроках труда в начальной школе не подвергаются никаким изменениям, то ее действие продлевается еще на 5 лет. Ответственность за своевременное внесение значимых изменений и дополнений, а также пересмотр данной инструкции должны быть возложены на работника, который проводит уроки технологии в начальной школе.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202__г. ______________ /_______________________/

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек – в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков – в учебных мастерских.

Также, данная страница посвящена технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей. Для данного вида работ разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности.

Для мальчиков перейти на страницу: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков

Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.

Техника безопасности
в кабинете технологии для девочек

В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.

Инструкции по охране труда для учителя технологии

Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя в кабинете технологии, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить первичные средства пожаротушения. Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательных отношений в кабинете.

  • Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
  • Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
  • Инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом
  • Инструкция по охране труда для руководителя кружка (студии)
  • Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
  • Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
  • Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
  • Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (ноутбуке)
  • Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
  • Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае в школе
  • Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера

Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения и соответствия температуры воздуха санитарным нормам.

Техника безопасности
на уроках технологии для девочек

В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, при работе на пришкольном опытном участке.

Инструкции для учащихся в швейной мастерской

При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Первоочередной задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной учебной мастерской.

  • Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе в швейной мастерской
  • Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с утюгом в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
  • Инструкция по охране труда при работе с тканью
  • Инструкция по охране труда при работе на оверлоке
  • Инструкция по охране труда при работе со швейными машинками в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе на универсальной промышленной швейной машине
  • Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ручным приводом
  • Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ножным приводом

Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.

Инструкции по охране труда в кабинете кулинарии

Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.

  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
  • Инструкция по охране труда при кулинарных работах
  • Инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
  • Инструкция по охране труда при эксплуатации микроволновой печи
  • Инструкция по охране труда при работе с миксером
  • Инструкция по охране труда при работе с блинницей

Инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезного труда

  • Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
  • Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
  • Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке

По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.

Журналы и акты для работы в кабинете технологии

  • Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
  • Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
  • Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
  • Акт приемки кабинета технологии на готовность к новому учебному году

Вводный инструктаж
для учащихся в кабинете технологии

(разделы «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария»)

Общие положения

Настоящий вводный инструктаж по технологии для учащихся школы разработан в соответствии с СП 2. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» с изменениями от 24 ноября 2015г; Федеральным законом № 273-ФЗ от 29. 2012г “Об образовании в Российской Федерации” в редакции от 26 июля 2019 года; Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательного учреждения. К урокам в кабинете технологии допускаются учащиеся, прошедшие вводный инструктаж по правилам безопасности в кабинете технологии (обслуживающего труда), медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ со швейным и кухонным оборудованием, швейными принадлежностями и кухонным инвентарем. Данный вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии составлен для учащихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Кулинария», а также на дополнительных занятиях по технологии в образовательном учреждении. Проведение вводного инструктажа на уроках технологии регистрируют в журнале инструктажа учащихся 5, 6, 7 и старше классов с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации вводного инструктажа в специальном журнале по технике безопасности должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале. Вводный инструктаж проводится с учащимися в кабинете технологии на первом уроке в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю технологии вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных технических и демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий. Соблюдение требований данного вводного инструктажа обязательно для всех обучающихся, занимающихся в кабинете технологии (домоводства) образовательного учреждения.

Общие требования безопасности для учащихся в кабинете технологии

Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета технологии. Каждый школьник должен соблюдать правила личной гигиены и требования санитарных норм, поддерживать своё рабочее место в чистоте, соблюдать порядок проведения работ (изготовления изделия, приготовления блюда и т. Обучающиеся должны строго соблюдать требования инструкций по правилам безопасности при работе с иголками, ножницами, швейными машинками, утюгом, электроплитой и иным оборудованием. Учащиеся не должны прикасаться к кабелям питания электрооборудования и электроприборов, подходить к электрическому щитку, что является зоной особой опасности (напряжение 220 В). В процессе занятий в кабинете технологии могут иметь место вредные и опасные факторы:

  • травмирование пальцев рук при неаккуратном обращении с иголками, булавками, ножницами, швейной машинкой;
  • ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга, электроплиты;
  • ожоги паром при работе с утюгом и обильном смачивании ткани;
  • ожоги паром или горячей жидкостью при неправильном обращении с кастрюлей;
  • поражение электрическим током при работе с электроприборами и электрооборудованием;
  • возникновение пожара в случае, когда включенный утюг оставлен без присмотра;
  • травмирование пальцев рук при неаккуратном обращении с ножом, теркой, мясорубкой;
  • нарушение осанки, искривление позвоночника при сидении за столом в неправильной позе;
  • нарушение остроты зрения.

При нахождении в кабинете технологии необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с бытовыми электроприборами. Во время проведения работ на уроке для защиты учащихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться диэлектрические коврики, хлопчатобумажный халат и косынка, наперстки, прихватки. Электроприборы должны быть заземлены (занулены). Учащимся запрещается без разрешения учителя подходить к имеющемуся в кабинете технологии оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы и кабели питания. Запрещается загромождать в кабинете проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы и стулья, швейные машинки. Запрещается без разрешения учителя технологии осуществлять включение и работу с бытовыми электроприборами, проводить работы, не имеющие отношения к теме урока. Не вносить и не выносить из кабинета технологии, без указания учителя, любые предметы, инструменты, инвентарь и материалы, электроприборы. При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования, при получении травмы (уколы, порезы, ожоги и т. ) необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю технологии.

Перед началом занятий учащиеся готовятся к уроку, надевают халаты, девочки волосы тщательно заправляют под косынки. Портфели и сумки необходимо расположить так, чтобы они не загромождали проходы. Перед началом урока необходимо вымыть руки, проверить санитарное состояние своего рабочего места, удостовериться, нет ли на рабочем месте посторонних вещей, предметов, иголок, булавок. Требования к учащимся перед работой в кабинете технологии:

  • входить в кабинет только после разрешения учителя;
  • не включать самостоятельно электроосвещение и швейные машинки, утюги, электроплиты и другие бытовые электроприборы;
  • не использовать без разрешения учителя ножницы, иголки, кухонную посуду и инвентарь;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

Перед началом каждой новой темы, учащийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работы и изучает правила, описывающие работу: при приготовлении пищи; при работе, связанной с кройкой и шитьём; при использовании электрического утюга, швейной машинки, электроплиты, миксера и т. Перед началом выполнения кулинарных работ необходимо проверить исправность оборудования, изучить его маркировку. Осмотреть посуду на наличие трещин и сколов. При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю. При работе по кройке и шитью необходимо проверить отсутствие ржавых иголок и булавок перед работой с тканью, наличие диэлектрического коврика под ногами при работе со швейной машинкой и электроплитой. Проверить визуально исправность вилки и изоляции электрошнура утюга, убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около гладильного места. Бытовые электроприборы, иголки, ножницы, кухонную посуду и инвентарь необходимо размещать таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий, устранения всех недостатков и с разрешения учителя технологии.

Требования безопасности на уроке технологии

Пребывание школьников в кабинете технологии (швейная мастерская, кабинет кулинарии) может осуществляться только с разрешения преподавателя. Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя технологии. На занятиях в кабинете технологии учащиеся должны быть внимательны, дисциплинированы, осторожны, не оставлять рабочее место без разрешения учителя. На уроках технологии учащиеся выполняют виды работ согласно тематического планирования и программы. В подготовительной части урока дети получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасного выполнения работы. В течение урока учащиеся должны придерживаться следующих правил:

  • не начинать выполнение заданий без разрешения учителя;
  • соблюдать правила безопасности труда и техники безопасности при работе с иголками, ножницами, кухонным инвентарем и посудой, электроприборами, в особенности со швейными машинками, оверлоком, утюгом, кухонной электроплитой, миксером, мясорубкой;
  • самовольно не покидать свое место;
  • не выполнять действия и работы с оборудованием, электроприборами, инструментами и инвентарем несоответствующие теме урока и без разрешения учителя;
  • соблюдать правила и нормы поведения, внимательность;
  • если к ученику обращается учитель, то следует приостановить выполнение работы.
  • прикасаться к розеткам, кабелям питания, включать швейные машины, утюги, электроплиты и другие электроприборы без разрешения учителя;
  • нарушать требования учителя по охране труда в кабинетах технологии;
  • находиться в кабинетах технологии в отсутствии учителя;
  • шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других школьников;
  • толкать друг друга, бросать различные предметы, иголки, ножницы, инвентарь друг в друга;
  • передавать иголки и ножницы, вилки, ножи острыми концами к принимающему лицу.

Выполнять задания необходимо аккуратно, соблюдая порядок проведения работ и выполняя требования безопасности труда, соблюдать тишину и порядок, выполнять требования учителя. Необходимо быть особенно осторожными при обращении с горячими жидкостями и посудой на уроках кулинарии, соблюдать осторожность при чистке и резке овощей, при пользовании мясорубкой и ручными терками. При работе с ручными терками плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т. ), не обрабатывать слишком маленькие части. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на безопасном расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой. Электрическую плиту включает и выключает только учитель технологии. Снимать крышки горячей посуды только с помощью ухваток. Открывать и выливать содержимое только от себя. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через края. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком. При работе со швейной машинкой пальцы рук держать на безопасном расстоянии от движущихся частей. Не оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, утюг ставить на подставку. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань водой. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать их в свою одежду. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке – игольнице, специальной коробке и т. ), не оставлять их на рабочем месте. Шить иголками только с напёрстком. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается. Не выносить из кабинета технологии иголки, булавки, ножницы, кухонный инвентарь и посуду. При получении травмы или плохом самочувствии немедленно сообщить учителю технологии. Обо всех неполадках в работе оборудования, электроприборов необходимо ставить в известность преподавателя. Запрещается самостоятельно устранять любые неисправности используемого оборудования и электроприборов. При возникновении в кабинете технологии во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя.

Требования безопасности в кабинете технологии в аварийных ситуациях

При возникновении аварийной ситуации в кабинете технологии срочно сообщить учителю и действовать по его указанию. При получении травмы учащимся, сообщить учителю и, при необходимости, помочь ему вызвать медицинского работника общеобразовательного учреждения для оказания медицинской помощи пострадавшему. При обнаружении неисправности в работе электроприборов, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т. немедленно сообщить об этом учителю технологии. В случае, когда разбилась столовая посуда, не собирать ее осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок. Не оставлять своего рабочего места без разрешения учителя технологии. В случае возникновения аварийной ситуации, создающей угрозу для жизни и здоровья, учащиеся должны быть готовы организованно, без паники, быстро покинуть кабинет под руководством педагога. При внезапном заболевании, получении травмы, либо плохом самочувствии, сообщить учителю технологии.

Отключить электроприборы (утюг, миксер) от сети. Проверить поверхность рабочего стола на отсутствие иголок и булавок, привести в порядок свое рабочее место. Столовую и кухонную посуду вымыть и расположить в места хранения. Снять индивидуальные средства защиты и вымыть руки с мылом. Собрать тетради и учебник, письменные принадлежности. Выходить из кабинета технологии спокойным шагом и по указанию преподавателя. Запрещено выносить из учебного кабинета иголки, булавки, нитки, электроприборы, кухонную и столовую посуду и иное оборудование без указания учителя. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы в кабинете, сообщить учителю технологии.

Вводный инструктаж разработал: ______________ /_______________________/

Учитель начальных классов

Общие правила техники безопасности.

Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.

Не работай неисправными и тупыми инструментами.

Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

Правила обращения с ножницами.

Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила работы с клеем.

После работы вымой кисть и руки с мылом.

Правила обращения с иглами.

Правила обращения с шилом.

Не прокалывай шилом твердых предметов с гладкой поверхностью: пересохших желудей, шишек, ореховой скорлупы.

Правила обращения с циркулем.

После работы убирай циркуль в футляр.

“Кто хочет стать миллионером?” – игра-викторина по ТБ на уроках технологии

Интеллектуальная игра-викторина “Кто хочет стать миллионером” по технике безопасности на уроках технологии, предназначена для обучающихся 9 класса школы психолого-педагогической поддержки, в целях углубления и закрепления знаний ТБ, а так же в целях здоровьесбережения.

МОКУ «Падунская школа-интернат»

«Кто хочет стать миллионером?»

по технологии для 9 класса

Подготовили: Н. Краснопевцева, А. Мишуков,

Внеклассное мероприятие по технологии Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?»

Класс: 9 Цель игры: повторить и закрепить знания по ТБ у учащихся в игровой форме. Задачи: развивать интерес к предмету, мышление, память, речь, интеллектуальные способности учащихся; воспитывать внимательность, уверенность в своих знаниях, умение работать в паре. Место проведения: актовый зал. Форма проведения: интеллектуальная игра. Оборудование: интерактивная доска, таблички с буквами, листочки с заданиями для определения игроков, две шкатулки, столы для игроков и ведущих, музыкальное сопровождение. Оформление: цветные иллюстрации по теме.

объявление о месте и времени проведения мероприятия;

подбор вопросов по ТБ на уроках технологии (швейное дело);

подбор вопросов по ТБ на уроках технологии (столярное дело);

создание интерактивной игры «Кто хочет стать миллионером?»;

подготовка призов, грамот участникам игры;

оформление зала, согласно стилю игры;

Организационный этап мероприятия – 5 минут

Игра «Кто хочет стать миллионером?» – 40 минут

Игра со зрителями – 5 минут (перед началом вопросов) 4. Музыкальная пауза – 5 минут (во время игры) 5. Заключительный этап мероприятия – 5 минут (награждение победителей, самоанализ мероприятия). Краткая аннотация мероприятия:

Внеклассное мероприятие «Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?» проводится для обучающихся 9 класса. Мероприятие состоит из трех частей: организационного этапа, самой игры и заключительного этапа.

Организационный этап – приветствие, объяснение правил игры, выбор игроков. Игра состоит из трех туров. Игра – сценка по теме, музыкальная пауза, физминутка для зрителей.

Заключительный этап – подведение итога мероприятия, раздача грамот, призов.

Вступительная часть.

На сцене Принцесса, Король, Премьер-министр.

Принцесса: Скучно! Тошно! Грустно! Я плачу, у меня цвет лица портится! Я худею! Батюшка! Вы король или не король!? Я принцесса или не принцесса!?

Король: Принцесса, голубушка, принцесса. Вот и свидетельство есть, заверенное компетентными органами: “Принцесса Несмеяна”. Ну, не плачь, сердце кровью обливается. Хочешь, в кино сходим? “Самую обаятельную и привлекательную” посмотрим, а?

Король: Дочь играть хочет! Премьер-министр!

Премьер-министр: Слушаю, Ваше Величество!

Король: Дочь скучает. Играть хочет. Что можешь предложить?

Принцесса: Не хочу “Слабое звено”! Хочу играть с самыми умными, эрудированными! Красивыми!

Король: А как мы узнаем, эрудированные дети, умные или только красивые?

Премьер-министр: Ваше величество, обижаете, честное слово обижаете! Мы находимся в Падунской школе-интернате, здесь учатся самые красивые и умные ребята.

Принцесса: Соглашайтесь, батюшка.

Король: Ну что же, придётся Вам поверить на слово. А вот в какую игру будут они играть?

Принцесса: Знаете ли, папаша, недавно видела игру по телеку: «Кто хочет стать миллионером?». Моя самая заветная мечта: хочу, чтобы все люди на свете были миллионерами. Хочу, чтобы люди жили безбедно и счастливо!

Король: Ну что же, премьер, желание моей дочери – закон!!! Пригласить на сцену тех, кто проведет игру для моей доченьки.

: О, достопочтенные дамы и господа!

: Повелители мысли и эрудиции!

: Знатоки всего и вся!

: Мы рады приветствовать вас на самой интеллектуальной игре – «Кто хочет стать миллионером!»

: А на протяжении всей игры с Вами будем мы – её ведущие. Наталья Анатольевна, учитель швейного дела. : Андрей Александрович, учитель столярного дела.

: Прежде чем мы начнём игру, позвольте озвучить условия и правила игры.

: Сегодня у нас несколько необычное мероприятие. Сегодня мы поиграем, но игра дело серьезное. Тем более что сегодняшняя игра посвящена одной из самых популярных игр на отечественном телевидении «Кто хочет стать миллионером». Весь мир играет в эту игру. Тысячи людей мечтают попасть на это замечательное шоу и попытаться выиграть суперприз -1 000 000 (один миллион) рублей! Вот и Вы сегодня попытаете счастье выиграть виртуальный 1 000 000 рублей.

: Главный приз в игре – 1 миллион виртуальных рублей. Чтобы выиграть его нужно ответить правильно на 10 вопросов. К каждому вопросу даётся 4 варианта ответов. Правильный из них – лишь один. Каждый вопрос имеет стоимость. В игре есть понятие “несгораемая сумма”. Это третий вопрос, седьмой вопрос и десятый. Её нельзя проиграть, даже если после был дан неправильный ответ.

: На всю игру игроку даётся три «подсказки»: «50 на 50» – компьютер скроет два ошибочных ответа, оставив лишь правильный вариант и один не правильный. Это позволяет легко пройти очередной шаг; «звонок другу» – возможность позвонить любому своему знакомому и попросить подсказать ответ, либо обратиться к одному из болельщиков; «помощь зала» – зрители, пришедшие посмотреть игру, подсказывают свои варианты ответов, которые при желании можно принять.

: Виртуальные рубли в каждом вопросе в нашей игре равны: 1 вопрос /1 конфета/. Ответ на 10 вопросов равен 1 000 000 000 р. /шоколадка/.

: Надеюсь, правила игры всем понятны, начинаем отборочный тур.

Ведущие предлагают выходить из зала по 1 м. и 1 д. по очереди друг за другом. Дети вынимают по одному листочку. Кто вытянет листочек с надписью первый тур остаются для следующего отбора, остальные занимают свои места зрителя. Каждому из 4-х участников отборочного тура раздают бланки с 3 заданиями, которые будут сданы счетной комиссии. В игру проходит один мальчик и одна девочка выполнившие первыми правильно задания на бланках.

Задания для отборочного тура:

Задание 1. «Собрать пословицы»

– Безделье, дело, большого, маленькое, лучше. (Маленькое дело лучше большого безделья)

– Тем, науки, руки, больше, чем, умнее. (Чем больше науки, тем умнее руки).

– Радость, жизнь -, для кого, для того, труд -, счастье. (Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

Задание 2. «Добавь слово»

Задание 3. «Отгадай загадки» 1) Я скрепляю и скрепляю без шурупов и гвоздей. (Клей)2) Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка) 3) Он похож на телевизор. Только во 100 крат умней Папе пишет он программы, Набирает тексты маме, И меня не забывает, Весело со мной играет. (Компьютер)

: А пока наши участники выполняют задания, болельщикам предлагаем поиграть.

Игра с залом: «Игра новых русских»

Слова и движения повторяются за ведущим.

-Два бандита (закрывают рукой один глаз)

-С пейджером (бьют себя по бедру)

-Поскакали (скачут на месте держа лошадь под уздцы)

-Рейнджеры (крутят рукою над головой, как будто кидают лассо)

-Вечно занят (одна рука трубка телефона другой набираем на ней номер)

-Сотовый (подносят трубку к уху)

-Вот джакузи! (показываем как будто плаваем)

-Сауна (бьем себя веником по спине)

-В ней сидели (садимся и кладем руки на коленки)

-Сами мы (показываем на себя)

-В интернете (играем на клавиатуре)

-Вечером (показываем на часы)

-Делать было (разводим в разные стороны)

Темп игры с каждым разом увеличивается.

: Отлично! А теперь попрошу представителей счётной комиссии объявить результаты отборочного тура.

: Аплодисменты участникам нашей игры! Занимайте свои места в зале, мы желаем вам удачи и начинаем нашу игру.

Вопросы для основной игры

Для чего нужен резиновый коврик под ногами работающего с электрическим оборудованием?

Б)Чтобы не замёрзли ноги Г) Чтобы не скользили ноги

Столярный инструмент должен быть:

Г) 3. По окончанию работы за швейной машинкой в первую очередь надо: Б)

Кто допускается для выполнения столярных работ?

Что надо сделать, если сломалась ручная игла?

Что делать, если вы увидели возгорание электропроводки?А) Залить водойВ) Сообщить директору Б) Сообщить учителю Г) Сообщить В. Путину.

Как производят чистку и смазку швейной машины?

Как называется специальная одежда для столярных работ?

Как правильно подавать ножницы товарищу?

Защитные очки нужны:А) Для защиты глаз В) Для соблюдения правил ТБ Б) Для красоты Г) Для защиты лица

Подведение итогов, награждение. : Сегодня вы выиграли виртуальный 1 000 000 рублей, повторили правила по ТБ, показали свою смекалку. : Все были очень активные. МОЛОДЦЫ!!! Всем спасибо за игру, до новых встреч!

Вопросы для дополнительной игры

Перед включением электрического оборудования в электросеть в первую очередь надо:

Как правильно выключать утюг?

Если работали лаком надо:А) Помыть пол С) Помыть кисточки Б) Проветрить помещение Д) Протереть верстаки

Во время работы за швейной машинкой, чтобы не проколоть пальцы, надо следить:

А) За положением рук С) За тканьюБ) За иглой Д) За нитепритягивателем

Где должен находиться огнетушитель?А)В столе учителя С) Стоять на виду в мастерскойБ) В шкафу мастерской Д) У входа в мастерскую

Для чего нужен напёрсток?

По окончанию работы в мастерской необходимо:

Как проверить нагрев утюга?

Что может произойти, если при сверлении держать заготовку рукой?

Можно оставлять пилу в пропиле?

А) НельзяС) Можно, если пила не острая

Б) Можно, если осторожноД) Можно, если пила там прочно держится

Задание 3. «Отгадай загадки» 1) Я скрепляю и скрепляю без шурупов и гвоздей. ( )2) Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. ( ) 3) Он похож на телевизор. Только во 100 крат умней Папе пишет он программы, Набирает тексты маме, И меня не забывает, Весело со мной играет. ( )

Техника безопасности на уроке технологии в начальной школе в игровой форме

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *