Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.
Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.
По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.
Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.
На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.
Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.
С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.
Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.
Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.
Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.
Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.
Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).
По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.
Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.
Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
Информационная грамотность
Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.
Коммуникативная грамотность
Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.
Создание цифрового контента
Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.
Цифровая безопасность
Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.
Навыки решения проблем в цифровой среде
Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.
Социально-демографические различия
Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.
Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.).
Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).
Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.
Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:
«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.
Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря «социально-культурному иммунитету», приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».
Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 83-86. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 1. P. 83-86.
Научная статья УДК 316.77-053.81
Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов Дина Фаритовна Ишмуратова
Аннотация. Статья посвящена исследованию элементов цифровой грамотности молодежи. Развитие цифровых технологий, функционирование в рамках цифровой среды требует наличия определенных знаний и навыков, получивших название «цифровой грамотности» или «цифровой компетентности». Формирование данных умений у населения происходит в ходе обучения в системе образования или накопления непосредственного опыта взаимодействия с цифровой средой. В результате отличий в условиях и сроках формирования цифровых компетенций и навыков уровень цифровой грамотности разных групп населения разнится, что особенно проявляется в сравнении нескольких возрастных когорт. Неоднородность по данному признаку характерна и для молодого поколения, цифровая социализация которого имеет свои особенности и результаты для разных его групп.
Ключевые слова: молодежь, цифровая грамотность, цифровые компетенции, интернет, безопасность, коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, потребности
Для цитирования: Ишмуратова Д. Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. 2022. № 1. С. 83-86. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.112.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31787 «Трансформация социальной активности молодежи в контексте виртуализации социальной среды».
Youth digital literacy: analysis of selected elements
Dina F. Ishmuratova
Abstract. The article is devoted to the study of the elements of digital youth literacy. The development of digital technologies, functioning within the digital environment requires certain knowledge and skills, called «digital literacy» or «digital competence». The formation of these skills among the population takes place through training in the education system or through direct experience with the digital environment. As a result of differences in the conditions and timing of the formation of digital competences and skills, the level of digital literacy varies between different population groups, which is particularly evident when comparing several age cohorts. In particular, heterogeneity on this basis is characteristic of the younger generation, whose digital socialization has its own characteristics and results for its different groups.
Keywords: youth, digital literacy, digital competencies, Internet, security, communication, information and communication technologies, needs
For citation: Ishmuratova, D. F. (2022) Youth digital literacy: analysis of selected elements. Theory and Practice of Social Development.
, 83-86. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.1.12 (In Russian).
Funding: the research was carried out under RFBR and EISI funding under scientific project No. 21-01131787 ‘Transformation of Youth Social Activity in the Context of the Virtualization of the Social Environment’.
Одной из глобальных тенденций, оказывающих существенное воздействие на социально-экономическое развитие, является усиление влияния цифровых технологий на все сферы жизнедеятельности общества. В данных условиях востребованы навыки и умения взаимодействия с цифровой средой, которые необходимы как для трудовой, так и для повседневной, бытовой деятельности. Таким образом, цифровая грамотность, или цифровая компетентность, как комплекс специфических знаний и умений становится неотъемлемым элементом не только профес-
сиональной, но и общекультурной компетентности любого человека. В этой связи изучение особенностей формирования и уровня цифровой грамотности населения остается актуальной задачей. Особую значимость такие исследования имеют в свете неоднородности населения по сформированное™ и уровню цифровой грамотности, что означает неравенство возможностей самореализации, удовлетворения разнообразных потребностей, обеспечения безопасности и в целом решения всевозможныз задач в рамках расширяющейся цифровой среды.
Несмотря на относительную новизну явления, цифровая грамотность широко исследуется, в результате чего сформировалось множество определений понятия, его структурных элементов. Исследователи феномена выделяют такие его свойства, как связь с другими видами грамотности – компьютерная, медиаграмотность, а также наличие разветвленной структуры навыков, знаний и умений.
В отношении количества и состава структурных элементов также существует плюрализм мнений, что позволяет очертить достаточно широкий круг компетенций и знаний, составляющих цифровую грамотность. Помимо специальных знаний и навыков, в структуру цифровой грамотности ученые включают и мотивацию применения данных компонентов (Солдатова, Рассказова, 2014), а также возникающие в связи с этим возможности и риски (Шариков, 2016). Важным элементом цифровой грамотности, по мнению И. А. Шпаченко и Г. А. Окушовой, является и умение обеспечить безопасность: это умение защитить доступ к информации о себе, обеспечить конфиденциальность (Шпаченко, Окушова, 2021), безопасное использование цифровых технологий для работы с информацией, обеспечение физического и психологического благополучия при работе в цифровой среде и т. д. ( Бороненко, Кайсина, Федотова, 2020). С другой стороны, именно высокий уровень цифровой грамотности выступает гарантом безопасности деятельности человека как члена цифрового общества.
Многообразие подходов к определению структурных элементов цифровой грамотности также связано и с проблемой оценки уровня ее развития, так как для этого не выработана общепринятая единая методика, применение которой позволило бы не только ее оценивать, но и проводить сравнения различных субъектов. Однако исследования в данной области позволяют получить представление о существующих оценках цифровой грамотности населения.
Изучение уровня сформированности и применения всех знаний, умений и навыков, входящих в понятие цифровой грамотности, затруднительно в силу их широкого спектра, соответственно для ее оценки необходимо выделение отдельных, наиболее распространенных и важных, аспектов с точки зрения обследуемого объекта. Таковыми для населения являются пользовательские цифровые навыки. В зависимости от целей применения информационно-коммуникационных технологий ученые подразделяют их на профессиональные и пользовательские1, в составе которых важное место занимают навыки владения интернетом.
Одним из методов определения уровня цифровой грамотности населения является самооценка, говорящая о том, насколько имеющиеся у тех или иных групп респондентов знания и навыки соответствуют их ожиданиям, удовлетворяют их потребности как интернет-пользователей. По результатам исследования молодежи (14-35 лет), проведенного в Республике Башкортостан в 2021 г., было выявлено, что во всех выделенных возрастных группах практически половина опрошенных оценивает свои знания как достаточные для полноценного использования возможностей интернета и виртуальной среды. Показатели были такими: по 58,0 % среди респондентов 14-16 лет и 17-22 лет, 54,0 % – 23-26 лет, 51,0 % – 27-30 лет и 44,5 % среди старшей возрастной когорты – 31-35 лет. Около 30 % респондентов во всех возрастных группах признают, что, несмотря на достаточность таких знаний, иногда у них все же возникают затруднения при выполнении каких-либо действий. Также данные показывают значительно большую уверенность в своих знаниях и умениях более молодых возрастных когорт по сравнению со старшими. Именно среди самой взрослой части респондентов наблюдается наибольшее количество тех, кто признает, что знаний и умений недостаточно, и можно было бы их улучшить (12,7 % по сравнению с 4,8 % респондентов в возрасте 17-22 лет).
Одной из возможных причин возрастной дифференциации самооценки достаточности знаний выступает то, что современные подростки с самого рождения находятся в условиях стремительно расширяющейся цифровизации, их цифровая социализация является неотъемлемым элементом социализации как таковой. С другой стороны, в исследовании Г. У. Солдатовой и Е. И. Рассказовой была выявлена иллюзорная цифровая грамотность, связанная хотя и с широким набором видов деятельности, но имеющая поверхностный характер (Солдатова, Рассказова,
2016). Таким образом, достаточно высокая самооценка по данному вопросу вызвана как объективно имеющимися у молодежи знаниями и навыками, соответствующими и достаточными для удовлетворения ее потребностей по взаимодействию в интернете, так и излишней самоуверенностью, невозможностью их объективно оценить из-за отсутствия общеразделяемых объективных критериев.
Несмотря на общий и субъективный характер оценки уровня цифровой грамотности, получаемой с помощью метода самооценки, достоинством данного способа является получение представления о соответствии между имеющимся потенциалом цифровых знаний и умений и его достаточности для обеспечения активности населения в интернете. Дальнейшая детализация показателей цифровой грамотности может также опираться на потребности населения, реализуемые в виртуальной форме. Так, перечень наиболее распространенных целей использования интернета населением позволяет предположить необходимые для этого навыки и знания, входящие в структуру цифровой грамотности. Согласно статистике, в 2020 г. население в возрасте 1574 лет в первую очередь использовало интернет для коммуникации: 76,6 % осуществляли с его помощью телефонные или видеозвонки, 75,0 % – посещали социальные сети, 69,0 % – общались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями (Индикаторы цифровой экономики, 2021: 187). Более половины населения просматривает новости, осуществляет банковские операции и ищет информацию о товарах и услугах с помощью интернета (63,6, 57,3 и 55,9 % соответственно). Для осуществления указанных действий необходимы коммуникационные навыки, умение работать с информацией – искать, анализировать, отличать недостоверную информацию, работать с ее большим объемом, обеспечивать защиту своих данных.
Результаты исследования молодежи (Республика Башкортостан) показывают, что наиболее развитым навыком является умение искать и находить нужную информацию – 60,2 % респондентов оценили его уровень как высокий. Также среди актуальных респонденты выделили следующие умения: устанавливать и поддерживать контакты с людьми (45,3 %), отличать ложную информацию, фейк (47,8 %), работать с большим количеством информации (48,2 %), распоряжаться временем (48,2 %), защищать свои данные, обеспечивать приватность (43,2 %). Наименее распространенным является знание иностранных языков и их применение: свои знания и умения в этой области оценили как средние 36,2 % молодых людей, еще 35,1 % отметили их развитость на низком уровне (т. е. выход за пределы российского сегмента информационно-коммуникационной сети Интернет в виде создания или понимания контента на иностранном языке для них может представлять затруднение).
Анализ ответов на аналогичные вопросы в зависимости от возрастной группы не показывает существенных различий в оценке своих умений и знаний по работе в интернете по всем пунктам за некоторыми исключениями. Например, среди респондентов старшей возрастной когорты (31-35 лет) наблюдается наименьшее количество тех, кто оценил свои навыки распознавания ложной информации как высокоразвитые (28,3 %), что ниже, чем по всей выборке в целом (36,6 %) и по сравнению с другими возрастными группами. Скорее всего, это объясняется наличием соответствующего опыта и более критичного отношения к оценке своих способностей в данном аспекте. По отношению к умению защищать свои данные и обеспечивать приватность самая младшая возрастная когорта (14-16 лет) также выбивается из общего ряда, так как практически половина из них оценивает у себя эти навыки как высокоразвитые, тогда как в целом по выборке доля присвоивших высокий уровень этим умениям составила 38,3 %. Такая оценка может быть обусловлена и тем, что молодежь переоценивает соответствующие умения и навыки, а также выявленной исследователями тенденцией стирания границы между публичным и приватным пространством (Культура сетевых коммуникаций, 2019: 76).
Рассмотренные отдельные умения и навыки, их оценка представляют только некоторые аспекты цифровой грамотности молодежи. Их анализ позволяет сделать вывод, что развитие и субъективная оценка их достаточности связана с тем, насколько они позволяют удовлетворить потребности молодежи в сфере пользования информационно-коммуникационными технологиями, в том числе интернетом. Кроме того, по мере возрастания сложности навыка и необходимости определенных усилий по его обретению снижается число тех, кто им обладает.
Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 47-73. Р01: https://doi. Org/10.32744/pse.2020.4.4
Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / науч. ред. А.П. Глухов. Томск : Изд. Дом Томск. гос. унта, 2019. 106 с.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. 2016. № 2
. С. 50-60. D OI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2
. С. 27-33. D OI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 87-98.
Шпаченко И. А., Окушова Г. А. Управление приватностью как компетенция цифровой грамотности // Сахалинское образование XXI век. 2021. № 1. С. 26-32.
Boronenko, T. A., Kaisina, A. V. & Fedotova, V. S. (2020). Conceptual Model of the Concept of Digital Literacy. Perspectives of Science and Education.
, 47-73. D OI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.4 (in Russian)
Sharikov, A. (2016). Digital Literacy: A Four-Component Model. The Journal of Social Policy Studies. 14
, 87-98. ( In Russian)
Soldatova, G. U. & Rasskazova, E. I. (2016) Models of Digital Competence and Online Activity of Russian Adolescents. National Psychological Journal.
, 50-60. D OI: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0205 (in Russian)
Soldatova, G. U. & Rasskazova, E. I. (2014) Psychological Models of Digital Competence in Russian Adolescents and Parents. National Psychological Journal.
, 27-35. D OI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204 (In Russian)
Информация об авторе Д. Ф. Ишмуратова – кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социально-экономических исследований – обособленного структурного подразделения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Россия. https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=801679.
Information about the author D. F. Ishmuratova – PhD in Social Science, Research Fellow, Institute of Social and Economic Research – Subdivision of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.12.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 13.01.2022.
Как оценить уровень своей цифровой грамотности
Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:
Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.
Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».
Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.
Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.
Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.
Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных
Из чего складывается цифровая грамотность
Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.
Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.
Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.
Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.
Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями
Практические советы по компьютерной грамотности
То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.
Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету
Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.
Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.
Проверьте свой технический бэкграунд
Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:
Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!