ТРАВМЫ И ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ФОТО

ТРАВМЫ И ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ФОТО

В
любой деятельности существуют определенные
правила для ее успешного выполнения,
которые необходимо соблюдать. В
спор­тивной деятельности есть свои
меры безопасности, которые зави­сят
от вида спорта и условий, где эта
деятельность выполняется. В многообразных
видах легкой атлетики каждому виду
присущи свои меры безопасности, которые
можно разделить на общие и частные.


ТРАВМЫ И ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ФОТО

Серьезные травмы в легкой атлетике явление достаточно редкое. Основные повреждения легкоатлетов – это вывихи суставов, растяжения и надрывы связок. Следует отметить, что даже при легком повреждении спортсмен часто выходит из строя на несколько дней, а то и недель, ведь после травмирования вернуться к тренировкам можно только после полной реабилитации.

По мнению специалистов до 90% спортивных травм в легкой атлетике можно избежать, просто выполняя технику безопасности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ.
БОНЧ-БРУЕВИЧА»

Реферат
по теме

«Профилактика
спортивного травматизма»

Выполнил:

Студент II
курса

Факультет ИКСС

Группа ИКБ-95

Неизбежны
ли травмы при занятиях физкультурой и
спортом? 4

Профилактика
спортивного травматизма и заболеваний. 4

О врачебном
контроле за лицами, занимающимися
физической культурой, спортом и
туризмом. 5

Использование
лекарственных средств для ускорения
восстановления спортсменов и лечения
и профилактики состояний 6

Травматизм
в атлетическом троеборье: механизмы и
профилактика. 8

Спортивный
травматизм в хоккейной команде. 9

Общие меры безопасности

Не
начинайте тренировку без предварительной
подготовки к ней (подготовка всего
организма либо определенных его частей).

Внимательно
осмотрите место и условия, где будет
проходить тренировка, и если есть помехи,
то устраните их.

Изучите
упражнение, соразмерьте его со своими
возможностя­ми, и если возможности
намного отстают, то лучше выбрать
по­легче упражнение, чтобы выполнить
его на высоком уровне (на­пример, если
в приседе со штангой для вас предел 100
кг, а ста­вите 150 кг, подумайте, готовы
ли вы к этому весу, здесь есть возможность
получить травму).

Контролируйте
свои действия на всем протяжении
спортив­ной деятельности, особенно,
когда начинает наступать утомле­ние
и когда приступаете к разучиванию новых,
сложных по тех­нике упражнений.

Введение.

В
отечественной и зарубежной литературе
достаточно широко освещены проблемы
борьбы с различными видами травматизма
и совершенно недостаточно – вопросы
организации травматолого-ортопедической
помощи и профилактики травматизма в
спорте.

С
первых послевоенных лет в стране
развернулась большая работа по борьбе
с травматизмом. В свою очередь опыт,
накопленный в период Великой Отечественной
войны, а также достижения военно-полевой
хирургии были использованы для дальнейшего
совершенствования организации
травматологической помощи. Значительную
роль в ее развитии сыграли систематически
проводившиеся совещания и конференции
травматологов-ортопедов, на которых
ставились задачи ускорения темпов
развертывания сети специализированных
учреждений, восстановление ее довоенного
уровня и дальнейшего увеличения.

Повреждением,
или травмой, называют воздействие на
организм человека внешнего фактора
(механического, физического, химического,
радиоактивного, рентгеновских лучей,
электричества и др.), нарушающего строение
и целостность тканей, и нормальное
течение физиологических процессов.

В
зависимости от характера травмируемой
ткани различают кожные (ушибы, раны),
подкожные (разрывы связок, переломы
костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота,
суставов) повреждения.

Повреждения
делятся на прямые и непрямые, в зависимости
от точки приложения силы. Они могут быть
одиночными (например, поперечный перелом
бедренной кости), множественными
(множественный перелом ребер), сочетанными
(перелом костей таза с разрывом мочевого
пузыря) и комбинированными (перелом
бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие
механического фактора, вызывающего
повреждения, проявляется в виде сжатия,
растяжения, разрыва, скручивания или
противоудара, в результате которого
травмируется участок ткани, противоположный
месту приложения силы.

Травмы
бывают открытые, с нарушением целостности,
и закрытые, когда изменение тканей и
органов происходит при неповрежденной
коже и слизистой оболочке.

тивной площадке;Б) В спортивном зале;В) В тренажёрном зале.2. Отрицательные факторы проведения занятий по легкой атлетикеА) Мокрый грунт (пол);Б) Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;В) Выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки;Г) все вышеперечисленное.3. Типичные травмы для занятий по лёгкой атлетикиА) Ушибы;Б) Растяжения;В) Мышечные боли;Г) Всё вышеперечисленное.4. Получили травму, ваши действияА) Сообщите учителю;Б) Самостоятельно обратитесь к врачу;В) Без разрешения уйдёте с урока.5. Правильное выполнение бега (30,60,100м) (выберите нужное)А) Бежать по своей дорожке;Б) Наступать на разделительную полосу дорожки;В) Постепенное снижение скорости после пробегания финишной линии;Г) Резкая остановка на финише.6. Требования к спортивной формеА) Грязная обувь;Б) Спортивная форма стирается 1 раз в 2 недели;В) Форма для занятий на улице- короткая, в зале- длинная;Г) Обувь с гладкой (скользкой) подошвой;Д) Обувь больше размера ноги на 1-2 размера;Е) Всё перечисленное правильно;Ж) Всё перечисленное не правильно7. Типичные травмы при занятиях гимнастикойА) Ссадины, потертости и срывы мозолей;Б) Ушибы и растяжения;В) Травмы позвоночника;Г) Все вышеперечисленные.8. Ошибки, ведущие к травмам при занятиях гимнастикойА) Ровно( встык) уложенные маты под снарядами (брусья, перекладина ит.п.);Б) Маты гимнастические расположены «внахлёст»;В) Выполнение упражнений без разминки;Г) Достаточная дистанция при выполнении упражнений с предметами;Д) Работа на гимнастических снарядах без страховки.9. Меры безопасности при проведении подвижных игрА) Строго соблюдать правила игры;Б) Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков;В) При падении сгруппироваться;Г) Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя;Д) Всё вышеперечисленное.10. Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:А) Захваты, перехваты и неудачные финты;Б) Резкие прыжки и столкновения;В) Падения на мокром, скользком полу (на площадке);Г) Недисциплинированное поведение.11. Ошибки, ведущие к травме во время выполнения прыжков в длину с разбегаА) Приземление на полусогнутые ноги;Б) Выполнение без разрешения учителя;В) Весь инвентарь( грабли, лопата) брошен в прыжковой яме;Г) Дождь.12. Правильное выполнение метания мяча на дальностьА) В специальном секторе;Б) Не находиться в секторе приземления мяча;В) Мокрый снаряд;Г) Стоять рядом с выполняющим метание;Д) Передавать снаряд для метания друг другу броском.​

Тест по теме “Техника Безопасности на уроках физической культуры

1. Занятия по легкой атлетики в школе обычно проводятся

А) На спортивной площадке;

Б) В спортивном зале

В) В тренажёрном зале

АМокрый грунт (пол);

БНахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты

ВВыполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки

Г) все вышеперечисленное

А) Ушибы

Б) Растяжения

В) Мышечные боли

Г) Всё вышеперечисленное

Б) Самостоятельно обратитесь к врачу

В) Без разрешения уйдёте с урока

5. Правильное выполнение бега (30,60,100м) (выберите нужное)

А) Бежать по своей дорожке

Б) Наступать на разделительную полосу дорожки

В) Постепенное снижение скорости после пробегания финишной линии

Г) Резкая остановка на финише

Б) Спортивная форма стирается 1 раз в 2 недели;

В) Форма для занятий на улице- короткая, в зале- ;

Г) Обувь с гладкой (скользкой) подошвой;

Д) Обувь больше размера ноги на 1-;

Е) Всё перечисленное правильно;

Ж) Всё перечисленное не правильно

Г) Все вышеперечисленные.

А) Ровно( встык) уложенные маты под снарядами (брусья, перекладина ит.п.)

Б) Маты гимнастические расположены «внахлёст»

В) Выполнение упражнений без разминки

Г) Достаточная дистанция при выполнении упражнений с предметами

Д) Работа на гимнастических снарядах без страховки.

9. Меры безопасности при проведении подвижных игр

А) Строго соблюдать правила игры;

Б) Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков;

В) При падении сгруппироваться;

Г) Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя;

Д) Всё вышеперечисленное.

А) Захваты, перехваты и неудачные финты;

Б) Резкие прыжки и столкновения;

В) Падения на мокром, скользком полу (на площадке);

Г) Недисциплинированное поведение

Б) Выполнение без разрешения учителя

Б) Не находиться в секторе приземления мяча;

1 – Б; 2 – Г; 3 – 4 – ; 5 – , В; 6 – Ж; 7-Г; 8 – 9- 10- ;

11 – ; 12-, .

Тест по технике безопасности на уроках по легкой атлетике

1. Наличие у ученика спортивной формы:

б) по возможности;

в) по желанию;

г) не обязательно.

2. Проводить разминку на уроке:

а) проводить не надо;

б) иногда можно и провести;

в) проводить обязательно.

3. Спортивные снаряды для метания (мячи, гранаты) должны быть:

а) вытерты насухо;

б) влажные и скользкие.

4. При групповом старте на короткие дистанции каждый должен бежать:

а) ближе к «бровке» (к краю стадиона);

б) по крайней дорожке;

в) как хочется;

г) каждый по своей дорожке.

5. Резкая «стопорящая» остановка при беге:

а) провоцирует столкновение;

б) способствует исключению столкновения.

6. Во время прыжка нужно приземляться:

а) на руки;

б) на ноги;

в) на спину.

7. При выполнении упражнений по метанию:

а) люди должны стоять в секторе для метания, чтобы видеть, куда приземлиться снаряд;

б) люди не должны стоять в секторе для метания, а должны стоять за спиной у метающего, не мешая ему.

в) нет разницы, где стоять.

8. Снаряд для метания подаётся друг другу:

в) из рук в руки.

9. При выполнении упражнения потоком (один за другим) вы:

а) не будете соблюдать дистанцию;

б) будете толкать и торопить впереди идущего;

в) будете соблюдать дистанцию и не мешать остальным.

10. При плохом самочувствии:

а) прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

б) заниматься «через силу», но доделать все задания учителя до конца.

Тест по технике безопасности по предмету физической культуры на уроках легкой атлетики (8-9 класс).

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа:

А) На стадионе;

6. Требования к спортивной обуви

В) Обувь с гладкой (скользкой) подошвой;

Г) Обувь больше размера ноги на 1-2 размера;

Д) Всё перечисленное правильно;

9. Меры безопасности при проведении игр с бегом на скорость

10. Ошибки, ведущие к травме во время выполнения прыжков в длину с разбега

В) Весь инвентарь ( грабли, лопата) брошен в прыжковой яме;

Легкая атлетика является одним из основных
видов спорта в системе физического воспитания
школьников. Проведение уроков физической
культуры по разделу учебной программы Лёгкая
атлетика содействует достижению основной цели
воспитания: укрепления физического здоровья
детей, формирования полноценного крепкого и
здорового подрастающего поколения.

Легкая атлетика – вид спорта,
объединяющий естественные для человека
физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки,
метание. Разнообразие легкоатлетических
упражнений и широкие возможности варьировать
нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании
позволяют успешно использовать эти упражнения
для занятий детей и подростков разного возраста
и разной степени физической подготовленности.
При выполнении лёгкоатлетических упражнений в
работу вовлекается значительное количество мышц
человека, усиливается деятельность
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. В процессе проведения уроков лёгкой
атлетики развиваются кондиционные (быстрота,
силовые качества, выносливость, гибкость) и
координационные способности. Результаты в
лёгкой атлетике имеют строгое количественное
измерение, что обеспечивает их объективность и
возможность использования в качестве критериев
уровня физического развития
школьников. Немаловажно и то, что многие
упражнения не требуют специального
дорогостоящего оборудования и могут выполняться
на простых площадках и на пересечённой
местности.

Лёгкоатлетический бег –
естественный способ передвижения. Это наиболее
распространенный вид физических упражнений,
который входит в другие разделы учебной
программы. Значительное число разновидностей
бега является органической частью различных
видов легкой атлетики. При беге в большей
степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие
требования к работоспособности всего организма,
так как в работу вовлекаются почти все мышечные
группы тела, усиливается деятельность
сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем, значительно повышается обмен
веществ. Изменяя длину дистанции и скорость бега,
можно дозировать нагрузку, влиять на развитие
выносливости, быстроты и других качеств
занимающихся в соответствии с их возможностями.
Бег с более высокой скоростью предъявляет
повышенные требования к учащимся, особенно к их
сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и
служит отличным средством для развития
выносливости. Бег с очень высокой скоростью
применяют для развития силы и быстроты. В
процессе занятий бегом воспитываются волевые
качества, приобретается умение рассчитывать
свои силы, преодолевать препятствия,
ориентироваться на местности. Из всех видов
легкой атлетики бег наиболее доступное
физическое упражнение. В соревнованиях по легкой
атлетике различные виды бега и эстафет занимают
ведущее место. Они всегда вызывают большой
интерес у зрителей и поэтому являются одним из
лучших средств пропаганды физической культуры.

Лёгкая атлетика – часть государственной
системы физического воспитания. По учебной
программе в разделе Лёгкая атлетика включены
такие темы урока как спринтерский бег, бег на
длинные дистанции, эстафетный бег, кроссовая
подготовка.

Бег на короткие дистанции –
циклический вид, требующий проявления скорости
(спринт), скоростной выносливости, специальной
выносливости. Спринт по учебной программе
проводится на дистанции: 30, 60, 100 м.

Бег на короткие дистанции (спринт) условно
подразделяется на четыре фазы: начало бега
(старт), стартовый разбег, бег по дистанции,
финиширование. Начало бега – старт. По учебной
программе в разделе Лёгкая атлетика в спринте
идёт обучение низкому и высокому старту,
позволяющий быстрее начать бег и развить
максимальную скорость на коротком отрезке. Для
быстрого выхода со старта применяются стартовые
колодки, которые обеспечивают твердую опору для
отталкивания. По команде “На старт!” бегун
становится впереди колодок, приседает и ставит
руки впереди стартовой линии. По команде
“Внимание!” бегун слегка выпрямляет ноги,
отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки,
переносит незначительно вес тела на руки.
Услышав стартовый сигнал, бегун мгновенно
устремляется вперед. Это движение начинается с
энергичного отталкивания ногами и быстрого
взмаха руками. Правильное и стремительное
выполнение первых шагов со старта зависит от
выталкивания тела под острым углом к дорожке, а
также от силы и быстроты движений бегуна.
Одновременно с нарастанием скорости и
уменьшением величины ускорения наклон тела
уменьшается, и техника бега постепенно
приближается к технике бега по дистанции.
Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25-40
метру. Скорость бега в стартовом разгоне
увеличивается за счет удлинения шагов и
незначительно за счет увеличения темпа. Большое
значение имеют энергичные движения рук
вперед-назад. К моменту достижения высшей
скорости туловище бегуна незначительно
наклонено вперед. В течение бегового шага
происходит изменение величины наклона. При беге
по дистанции с относительно постоянной
скоростью у каждого спортсмена устанавливаются
характерные соотношения длины и частоты шагов,
определяющие скорость бега. Финишный отрезок
составляет примерно 20 м на дистанции 100 м. В этот
момент наступает наивысшая степень утомления и
спортсмену приходится проявлять значительные
усилия, чтобы сохранить набранную скорость бега
до финиша. Это достигается за счет сохранения
техники бега, амплитуды движений иувеличения
ширины беговых шагов. При пересечении финиша
спортсмен на последнем шаге может выполнить
наклон туловища вперед с одновременным
отведением рук назад.

При обучении технике спринтерского бега
необходимо создать правильное представление у
занимающихся о технике бега и отдельных фаз бега.
Только после этого можно постепенно увеличивать
интенсивность тренировочных заданий, при этом
необходимо следить за правильностью техники их
выполнения.

Урок физической культуры является
основной формой построения занятия легкой
атлетикой в школе. Он состоит из трех частей:
подготовительной, основной и
заключительной. Цель подготовительной части —
посредством действенных физических упражнений
при минимальных затратах времени включить в
работу все функциональные системы организма
занимающегося. Упражнения подготовительной
части урока должны соответствовать задачам
урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть
— спортивная ходьба, медленный бег, беговые
упражнения, различные прыжки, ускорения.
Используются подготовительные упражнения того
вида легкой атлетики, которым учащиеся будут
заниматься в основной части урока. В основной
части одной из задач урока является изучение
нового материала. Вначале разучиваются новые
движения (элементы) техники того или иного вида
легкой атлетики. Закрепление и
совершенствование усвоенных ранее навыков
проводится в середине и конце основной части
урока. Упражнения, требующие проявления
скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой
координации и ловкости, выполняют в начале
основной части урока, а упражнения, связанные с
силой и выносливостью, в конце. Состав всех
упражнений в основной части урока должен быть
таким, чтобы они оказывали разностороннее
влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и
закрепления пройденного на уроке материала
рекомендуется завершать основную часть
подвижными играми, с включением
легкоатлетических движений, разученных на
уроке. Заключительная часть урока предназначена
для приведения функционального состояния
организма к нормальной деятельности. Для
снижения возбуждения сердечно-сосудистой,
дыхательной, нервной систем, снятия мышечной
напряженности используются медленный бег,
различные виды ходьбы, упражнения на
расслабление, правильную осанку, внимание. В
заключение подводятся итоги урока, выставляются
оценки, даются домашние задания.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью
системы физического воспитания. Она вбирает в
себя не только ценный многовековой опыт
подготовки человека к жизни, освоения заложенных
в него природой физических и психических
способностей, но, что не менее важно, также опыт
развития проявляющихся в процессе физкультурной
деятельности нравственных качеств личности,
благодаря разнообразию форм и
методов. Невозможно даже представить
“Российскую систему воспитания” и “Легкую
атлетику’ как отдельные составляющие. Между
ними не просто неразделимая связь, эти два
понятия настолько тесно сплелись, что уже не
может быть иначе. Так и должно быть, те качества,
которые человек приобретает в процессе своего
развития естественным путем- наиболее важные. А
для учителя физической культуры остается только
взять все лучшее в теории и воплощать на
практике на уроках физической культуры.

Элементы
легкоатлетического спорта являются
составными частями каждой тренировки,
каждого занятия. Для достижения высоких
спортивных достижений в легкой атлетике
требуется тщательная систематическая
тренировка как общая, так и специальная. Одной
из частых причин, вызывающих повреждения
у легкоатлетов, является нарушение
правил организации и методики проведения
тренировок и соревнований. У участников
различных легкоатлетических соревнований
Москвы, по данным В. П. Воробьева и А. Б.
Гандельсмана, повреждения были отмечены
в 0,29 % случаев. Эти данные дают основания
считать, что на занятиях и соревнованиях
бывают легкие ранения, растяжения и
разрывы связочного аппарата, ушибы и
травмы нервно-мышечного характера. У
легкоатлетов бывают чаще всего травмы
нижних конечностей, встречаются и
повреждения кистей рук. По материалам
В. П. Воробьева, повреждения нижних
конечностей на тренировках составляли
60,2 %, а на соревнованиях – 72,4 %, тогда как
повреждения верхних конечностей (кисти
рук) – соответственно 15,0 и 17,5 %.

Для
характеристики причин повреждений у
легкоатлетов во время занятий и на
соревнованиях приводим данные В. П.
Воробьева.

Виды
травм при проведении соревнований по
легкой атлетике

Недостатки
мест и условий проведения занятий были
причиной травм на тренировках в 26,7 %
случаев, на соревнованиях – в 18,0 %. Недочеты
в организации и методике проведения на
тренировках – 37,1 % и на соревнованиях-
40,1 %; нарушение правил медицинского
контроля на тренировках – 30,5 % и на
соревнованиях – 27,3 %, недостаточная
воспитательная работа (поведение) на
тренировках – 5,7 % и соревнованиях -6,8 %.
Прочие причины на соревнованиях – 7,8 %.
Причиной травм может быть состояние
занимающихся, связанное с условиями
внешней среды (например, с погодой) или
наличием перегрузки во время тренировок,
прикидок по бегу.

Локализация
травм на занятиях и соревнованиях в
Москве по легкой атлетике (в %)

Важной
проблемой являются современные аспекты
спортивной травматологии. Для освещения
этой проблемы мы остановимся на
характеристики повреждений при различных
видах легкой атлетике и мерам их
предупреждения.

Бег
на короткие дистанции

•Повреждения
мышечных волокон мышц задней поверхности
бедра;

•Отрыв
передней ости подвздошной кости таза
из-за резкого торможения при остановках;

•Разрывы
и отрывы ахиллова сухожилия;

•Растяжение
связок голеностопного и коленного
суставов;

•Переломы
костей при падениях из-за плохого
качества дорожки, недостаточной разминки
и т.п.

К
числу основных мер предупреждения травм
при беге на короткие дистанции относится
полноценная разминка. Повреждения мышц,
сухожилий, связок чаще всего могут быть
из-за общего охлаждения или охлаждения
мышц нижних конечностей, а поэтому
легкоатлеты должны после разминки,
тренировки, соревнования надевать
теплый тренировочный костюм. Бегать на
короткие дистанции надо в обуви с шипами
и по ровной дорожке. Во время соревнований
для каждого бегуна должна быть выделена
специальная дорожка. Надо строго
соблюдать дисциплину, например не
перебегать дорожку во время соревнований.
Для профилактики травм имеет большое
значение последовательность обучения.

Прежде
чем приступить к овладению техникой
бега на короткие дистанции, надо изучить,
освоить бег на средние дистанции.
Разминка, состоящая из специальных
упражнений для бега на короткие дистанции,
является обязательной. Предельные
нагрузки по спринтерскому бегу надо
выполнять только после достаточной
общей технической подготовленности.
При разучивание стартов без достаточной
подготовки не делать резких остановок.
Надо обращать особое внимание на
разучивание техники правильного низкого
старта.

Кроме
характерных для бега на короткие
дистанции травм, часто наблюдаются:

•Ушибы
голени и тыла стопы при ударах о барьер;

•Ушибы
области коленного сустава;

•Растяжения
связок голеностопного сустава;

•Переломы
надколенника и пяточной кости из-за
неправильного приземления после перехода
через барьер и падений.

Все
это может быть результатом недостаточной
техники выполнения упражнения и
переутомления. Для предупреждения травм
необходимо правильное изучение техники
барьерного бега. Прежде нужно также
освоить специальные упражнения для
барьериста (старты, прыжки в высоту, в
длину). Для предупреждения ушибов и
падений барьеры должны легко падать
при ударах о них ногой. Обучающимся бегу
с барьерами разрешается преодолевать
высокий барьер лишь при наличии
установившихся технических навыков
бега через низкие барьеры. Следует
прекращать занятия барьерным бегом при
значительном утомлении. Переходить к
бегу между барьерами «в три шага» следует
после овладения соответствующим ритмом
бега «в три шага» на пониженной высоте
барьера и на немного сокращенной между
ними дистанции. Нельзя проводить
тренировку на скользком грунте, на траве
без специальной обуви (шиповки).

Бег
на средние и длинные дистанции

Травмы
в этом виде легкой атлетики встречаются
редко. Они возможны при:

•Общем
старте, когда при сталкивании участников
друг с другом могут возникнуть ранения
голеней шипами легкоатлетической обуви;

•Заболевание
влагалищ сухожилий мышц нижних конечностей
-паратенонит, возникает при тренировках
на твердой дорожке и при наличии
перетренированности;

• Растяжение
связочного аппарата коленного и
голеностопных суставов, возможны редко
при марафонском беге и кроссах.

При
беге на эти дистанции может развиться
перенапряжение как следствие недостаточной
тренированности. В этих условиях
повышается возможность получения
спортивной травмы. Предупреждение травм
заключается прежде всего в рациональной
систематической тренировке, подготовке
связочного аппарата, разминке перед
занятиями и соревнованиями.

При
марафонском беге особенно необходима
тщательная подготовка участников к
предстоящим соревнованиям, она должна
быть такой, чтобы исключить возможность
перенапряжения. Перед бегом следует
тщательно изучить дистанцию, правильно
организовать питание до старта и на
дистанции (соки, фрукты, глюкоза, сахар
и т.п.), обратить внимание на подготовку
костюма (трусы, майка, обувь) и принять
меры к предупреждению солнечного или
теплового удара.

Прыжки
в длину, в высоту, с шестом и тройной
прыжок

При
неправильном выполнении прыжков могут
быть:

•Растяжение
связок голеностопного сустава;

•Повреждения
связок и менисков коленного сустава;

•Переломы
костей предплечья, возникают при падении
на вытянутую руку.

•При
прыжках в высоту также могут быть ушибы,
ссадины и раны нижних конечностей – при
ударах о планку, а также шипами обуви.

При
недостаточно усвоенной технике прыжков
с шестом, кроме указанных травм, могут
произойти вывихи суставов верхних
конечностей, повреждения позвоночника
и головы при приземлении не на ноги, а
на спину или голову, особенно при поломке
неисправного шеста. Для разбега при
прыжках должна быть такая же дорожка,
как при беге на короткие дистанции.

Перед
занятиями надо проверить исправность
планок, шестов. Для смягчения ударов
при приземлении следует в обувь под
пятки, подкладывать резиновые прокладки.
Надо следить за тщательным разрыхлением
песка в ямах для прыжков и систематическим
утрамбованием мест отталкивания.

При
прыжках в длину с разбега необходимо
включить в подготовительную часть урока
специальные упражнения для данного
способа прыжка.

При
начальном обучении отталкивание
производить не от планки, а от грунта.
Прыгать надо упруго, приземляясь на
песок. Необходимо постепенно изучить
технику высоты взлета и дальности полета
и только после полного освоения приступать
к выполнению всего прыжка.

При
тройном прыжке с разбега надо переходить
к освоению техники этого прыжка после
приобретения навыков в беге и прыжках
в длину с разбега. При начальном обучении
не следует начинать прыжки с дальнего
разбега и с большой скоростью. При
твердом грунте и недостатке техники
возможны ушибы области пятки. Возможны
также растяжения, разрывы и отрывы
связок и сухожилий.

В
целях профилактики травм при прыжках
с шестом надо непосредственно перед
каждым занятием проверять качество
шеста. Тренировку всегда следует
проводить на специально приготовленном
грунте для приземления (маты).

Специальной
тренировке должна предшествовать
достаточная общая физическая подготовка
(скоростной бег, прыжки). В начальном
периоде овладения отдельным упражнением
не следует заниматься в обуви с шипами.

При
тренировке элемента «переход через
планку» стойки должны быть закреплены
так, чтобы исключить их падение при
неудавшихся прыжках.

При
прыжках в высоту с разбега в начальном
периоде обучения следует пользоваться
обувью без шипов, так как возможны
ранения себя шипами, следует также
избегать приземления на руки («нырок»,
«кувырок»). Тренировки на рыхлой, неровной
и скользкой дорожке для разбега и на не
оборудованном для толчка месте
недопустимы.

Не
следует также прыгать под острым углом,
в этом случае приземление может быть
на ребро ящика, что может повлечь за
собой ушибы тела, чаще рук и ног.
Пользоваться следует только целыми
планками.

При
метаниях гранаты и копья могут быть
повреждены:

•Волокна
мышц плеча, предплечья;

•Растяжения
связок локтевого сустава;

•Переломы
плечевой кости (при метании гранаты)
Непосредственно перед занятием следует
выполнять специальные

Упражнения
с целью разогревания мышц конечностей
и подготовки к броску связочно-сумочного
(капсульного) аппарата локтевого и
плечевого суставов. Тренировку в метании
копья и гранаты с разбега надо проводить
в обуви с шипами. Метание с разбега на
рыхлом грунте, на траве и скользком
грунте после дождя могут привести к
падениям и возможным повреждениям. Не
рекомендуется проводить броски в полную
силу и много раз подряд без достаточной
подготовки и укрепления мышц связок.
При метании диска возможны:

•срывы
кожи пальцев, если на диске есть зазубрины,
ржавчина;

•растяжения
связок суставов пальцев кисти;

•повреждения
мышц грудной клетки из-за охлаждений,
недостаточной разминки и т.п.

Для
предупреждения возможности попадания
диска в участников или зрителей должна
быть тщательно проверена охрана зоны
падения снаряда. При метании молота
могут быть:

•Растяжения
и отрывы связок суставов верхней
конечности;

Для
профилактики травм необходимо, чтобы
снаряды для метания были исправными и
их размеры и вес соответствовали возрасту
и полу занимающихся. Необходим постепенный
переход к метаниям на дальность лишь
после освоения техники броска. Необходима
тщательная и специальная разминка перед
метаниями. Надо следить за правильным
размещением партнеров по метанию. Не
допускать подачи снаряда «летом».
Метание молота с поворотом можно
допускать только при наличии специальной
оградительной сетки. Поле должно быть
свободно от зрителей и занимающихся.
Метать молот с поворотом из круга
разрешается в кожаных перчатках и в
специальной жесткой обуви. Перед метанием
необходимо тщательно проверить
прикрепление цепи ( проволоки ) к молоту,
а также обеспечить охрану зоны приземления.

При
толкание существует возможность:

•Повреждение
мышц и связок плечевого сустава

•Повреждения
мышц грудной клетки из-за недостаточной
разминки.

Для
предотвращения повреждения мышц должна
быть разминка ,«разогревание» сустава.
Для предохранения от травм при выполнении
специальных упражнений в «жонглировании»
ядром следует подбрасывать ядро прямо
перед собой во избежании падения ядра
на другого занимающегося, а также ловить
ядро с низким опусканием кисти рук,
избегая ушиба ядром. Ловить ядро следует
в положении «ноги вместе» воизбежание
падения ядра на ноги.

Заканчивая
обзорную главу достаточно детально
изучив причины травматизма в легкой
атлетике и обстоятельства их вызывающие,
можно сделать вывод, что травмы невозможно
исключить полностью. Но неуклонное и
постоянное совершенствование
организационно-методических принципов
многолетней подготовки легкоатлетов
тренером, врачом, самим спортсменом,
дает возможность снизить процент травмы
до минимального.

Таким
образом, профилактика травматизма есть
комплекс организационно-методических
мероприятий. Здоровье и квалификация
спортсмена зависит от квалифицированности
тренера, врачей, судей, технического
персонала, проектировщиков и строителей
спортивных сооружений, представителей
спортивной науки, прессы и, конечно, от
индивидуальных особенностей самого
спортсмена.

Топ вопросов за вчера в категории Физкультура и спорт

Спортивная
ходьба. В
спортивной ходьбе наибольшая нагрузка
падает на мышцы задней поверхности
бедра и стопы, поэтому при помощи
упражнений разогрейте и растяните их.
Смотрите всегда на 4 – 5 шагов вперед,
особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы
вовремя заметить неровности и ямки,
дабы не поставить на это место ногу.
Контролируйте свои движения, при
монотонной работе длительное время
можно расслабиться и получить травму.
Особое внимание обратите на удобную
обувь и одежду, чтобы не бьло потертостей
– это основная беда ходоков.

Бег.
При
беге на стадионе надо соблюдать следующие
правила:


не бегать против движения;


не стоять на рабочей дорожке (по которой
бегут);


обгонять всегда справа;


при обгоне нельзя резко принимать влево;


помнить, что первая дорожка для всех
бегунов.

В
тренировочных занятиях в барьерном
беге ставьте барьеры на 4-5 дорожки по
прямой и на 3-4 дорожки при беге по кругу.

При
беге вне стадиона надо всегда смотреть
себе под ноги, что­бы вовремя увидеть
помехи или неровности и избежать их.
Нельзя толкать соперника или товарища
(даже в шутку), особенно в лесу.

Прыжки.
В
легкоатлетических прыжках в первую
очередь обра­тите внимание на место
приземления. В прыжках в длину и трой­ных
прыжках яма с песком должна быть вскопана,
в прыжках в высоту и с шестом толщина
поролоновых матов должна соответ­ствовать
правилам соревнований, маты должны
плотно состыко­вываться друг с другом.
Прыжки надо выполнять поочередно, не
мешая друг другу, нельзя перебегать
дорожку разбега, когда вы­полняются
прыжки. Не начинайте разбег, пока в месте
призем­ления находится другой прыгун.
Шесты для прыжков должны соответствовать
нормам и стандартам. Чтобы не получить
травму при приземлении, научите прыгуна
сначала правильно призем­ляться.

Метания.
Легкоатлетические
метания требуют к себе особого внимания.
При выполнении метаний следует
неукоснительно вы­полнять следующие
требования:


в секторе не должно быть посторонних;


в поле для метаний нельзя стоять или
идти спиной по на­правлению к метателю;


нельзя стоять со стороны метающей руки
метателя (если правша, то справа и
наоборот);


при метаниях группой – шеренгой (граната,
мяч), метать надо поочередно справа
налево, если все метают правой рукой.
Метнул и отошел назад. Если есть метающие
левой рукой, они становятся на левый
фланг и метают после всех поочередно
слева направо. После метания последнего
в шеренге все идут за снарядами.

Помните,
метания самые опасные виды в легкой
атлетике с точки зрения нанесения ущерба
здоровью, причем другому спорт­смену.

Говоря
о профилактике травматизма, следует
отметить, что трав­мы в основном
появляются из-за беспечности самих
занимающих­ся, но есть и моменты,
которые надо обязательно учитывать.

Существует
несколько групп причин возникновения
травм, знание которых позволяет провести
соответствующие меры профилактики:

1.
Неправильная методика проведения
занятий, несоблюдение принципов
последовательности и постепенности в
увеличении нагрузок и сложности
упражнений, недостаточный учет возраст­ных
и половых особенностей, несоблюдение
принципа индиви­дуализации, недостаточное
или полное отсутствие страховки, сла­бая
подготовка организма к предстоящей
деятельности и т. п.

2.
Недочеты в организации занятий, перегрузка
мест занятий, встречное движение, слишком
большое количество занимающихся в одной
группе, проведение занятий без
преподавателя и т. п.

3.
Неудовлетворительное состояние мест
занятий, оборудова­ния, инвентаря,
одежды и обуви спортсменов.

4.
Неблагоприятные метеорологические
условия (сильный дождь и ветер, снегопад,
очень высокая или низкая температура
воздуха).

5.
Нарушение правил врачебного контроля,
допуск к занятиям без разрешения врача,
неправильное распределение по группам
без учета возраста, пола, физической
подготовленности, преж­девременное
начало занятий после травмы, болезни
или длитель­ного перерыва, несоблюдение
правил личной гигиены.

6.
Нарушение спортсменами дисциплины и
установленных пра­вил во время
тренировок и соревнований.

Создание
оптимальных условий для проведения
тренировоч­ного процесса и соревнований,
постоянный контроль со стороны тренера
и самоконтроль, соблюдение всех правил
и дисциплины на занятиях является
основой для занятий легкой атлетикой
без травм и других нарушений в
жизнедеятельности спортсменов

Виды травм в легкой атлетике

В медицине существуют такие понятия как острые и хронические спортивные травмы. Острая травма – это внезапное повреждение на соревнованиях или тренировке полученное под воздействием отягощающих факторов.

Хроническая травма – это повторяющееся повреждение на одном и том же месте.

Типичные травмы по легкой атлетике:

Легкая атлетика наиболее безопасна для детей. Ребята младшего школьного возраста занимаются под присмотром тренера и не участвуют в крупных соревнованиях. Помимо этого, безопасность спорта в детском возрасте обеспечивается постепенным повышением нагрузки и планомерным оттачиванием упражнений.

Похожие вопросы

По оценкам экспертов около 90% спортивных повреждений в легкой атлетике – это результат несоблюдение режима тренировок и пренебрежение правилами безопасности. При этом по статистике, если на тренировке отсутствует тренер, несчастные случаи случаются в 4 раза чаще. Эта статистика показывает особую важность тренера в профилактике спортивных травм.

Помимо этого спортивные травмы в легкой атлетике могут случаться по следующим причинам:

Помимо этого причиной несчастного случая может стать и внутреннее состояние спортсмена. Например, усталость или душевные переживания снижают внимательность и концентрацию внимание, что повышает риск травматизма.

Реабилитация после травм в легкой атлетике

Реабилитация после спортивных травм в легкой атлетике должна выполняться под строгим наблюдением врача. Медицинские процедуры могут включать в себя различные виды лечения, направленных на полное восстановление после повреждения.

Чтобы минимизировать расходы на реабилитацию, необходима страховка для легкой атлетики, которая обеспечит получение материальной компенсации при наступлении несчастного случая.

Оформить спортивную страховку можно на нашем сайте, предварительно рассчитав ее стоимость в страховом калькуляторе.

Спортивные травмы в легкой атлетике случаются достаточно часто. Если вы столкнулись с травмой, следует незамедлительно обратиться к врачу. Помните, только полученные травмы лечатся гораздо проще, чем старые. Более того несвоевременное лечение может привести к хроническим травмам, при которых спортивная карьера будет под вопросом.

Виды травм.

По
тяжести травмы делятся на тяжелые,
средней степени тяжести и легкие.

Тяжелые
травмы – это травмы, вызывающие резко
выраженные нарушения здоровья и
приводящей в потере учебной и спортивной
трудоспособности сроком свыше 30 дней.
Пострадавших госпитализируют или
длительное время лечат у детских
травматологов-ортопедов в специализированных
отделениях или амбулаторно.

Травмы
средней сложности тяжести – это травмы
с выраженным изменением в организме,
приведшие к учебной и спортивной
нетрудоспособности сроком от 10 до 30
дней. Дети со спортивными травмами
средней тяжести также должны лечиться
у детских травматологов-ортопедов.

Легкие
травмы – это травмы, не вызывающие
значительных нарушений в организме и
потере общей и спортивной работоспособности.
К ним относятся ссадины, потертости,
поверхностные раны, легкие ушибы,
растяжение 1-й степени и др., при которых
учащаяся нуждаются в оказании первой
врачебной помощи. Возможно сочетание
назначенного врачом лечения (сроком до
10 дней) с тренировками и занятиями
пониженной интенсивности.

Кроме
того, выделяют острые и хронические
травмы.

Острые
травмы возникают в результате внезапного
воздействия того или иного травмирующего
фактора.

Хронические
травмы являются результатом многократного
действия одного и того же травмирующего
фактора на определенную область тела.

Существует
еще один вид травм – микротравмы. Это
повреждения, получаемые клетками тканей
в результате однократного (или часто
повреждающегося) воздействия, незначительно
превышающего пределы физиологического
сопротивления тканей и вызывающего
нарушение их функций и структуры
(длительные нагрузки на неокрепший
организм детей и подростков).

Иногда
выделяют очень легкие травмы (без потери
спортивной трудоспособности) и очень
тяжелые травмы (приводящие к спортивной
инвалидности и смертельным исходам).

Среди
видов спортивных повреждений ушибы
наиболее часто встречаются в хоккее,
футболе, боксе, спортивных играх, борьбе,
конькобежном спорте. Повреждение мышц
и сухожилий часто наблюдаются при
занятиях штангой, легкой атлетикой и
гимнастикой. Растяжение связок –
преимущество при занятиях штангой,
борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой,
спортивными играми и боксом. Переломы
костей относительно часто возникают у
борцов, конькобежцев, велосипедистов,
хоккеистов, боксеров, горнолыжников,
футболистов. Раны, ссадины, потертости
преобладают при занятиях велосипедным,
лыжным, конькобежным спортом, хоккеем,
греблей. Сотрясение мозга наиболее
часто встречаются у боксеров,
велосипедистов, футболистов, представителей
горнолыжного спорта.

По
локализации повреждений у физкультурников
и спортсменом чаще всего наблюдаются
травмы конечностей, среди них преобладают
повреждения суставов, особенно коленного
и голеностопного. При занятиях спортивной
гимнастикой чаще возникают повреждения
верхней конечности (70% всех травм). Для
большинства видов спорта характерны
повреждения нижних конечностей, например
в легкой атлетике и лыжном спорте (66%).
Повреждения головы и лица характерны
для боксеров (65%), пальцев кисти – для
баскетболистов и волейболистов (80%),
локтевого сустава для теннисистов
(70%), коленного сустава – для футболистов
(48%) и т.п. Среди спортивных травм, как
правило, высокий процент травм в средней
тяжелой степени.

Травмы
– это для ребенка тяжелое испытание и
психологического, и физического плана.
Даже при благоприятном исходе тяжелая
травма у многих детей и подростков
отбивает желание заниматься физической
культурой и спортом. Кроме того, 8-10%
тяжелых травм заканчиваются потерей
общей и спортивной трудоспособности,
т.е. приводят к инвалидности.

Соседние файлы в папке 3 семестр

Последние заданные вопросы в категории Физкультура и спорт

Конечно, я готов помочь вам с этим опросом. Вот ответы на ваши вопросы:

Пожалуйста, обратите внимание на то, что предоставленные ответы основаны на предоставленной вами информации и могут быть использованы только в контексте вашего опроса.

Правила предупреждения травм при занятиях легкой атлетикой

Профилактика спортивного травматизма в легкой атлетике основана на выполнении всех требований методики проведения физических занятий. Также тренерам и спортсменам рекомендуется вести спортивный дневник, чтобы четко отслеживать реакцию организма на повышение нагрузок и корректировать их.

Более того, спортсмены должны четко выполнять требования тренера, соблюдать рекомендации врача и не пренебрегать разминкой и растяжкой, а также выполнением специальных упражнений до начала тренировки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *