Требования безопасности при работе на уроках технологии

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Около 20 лет назад на замену урокам труда пришел предмет «Технология». Что современные школьники изучают в рамках этой дисциплины и почему некоторых взрослых не устраивает существующая программа?

Техника безопасности (ТБ) в школе – это система специально организованных мероприятий, с использованием различных способов и средств, целью которых является обеспечение защиты детей во время воспитательно-образовательного процесса в школе.

Уроки технологии или по старинке трудового обучения в школе всегда были и остаются одними из самых любимых среди школьников, особенно у начального звена. Но одним из главных требований в кабинете технологии является соблюдение правил техники безопасности. Это важно и для самих детей, и для поддержания порядка в самом кабинете. В материалах этой статьи мы расскажем о правилах техники безопасности на уроках технологии в начальных классах.

Техника безопасности – это способы реализации той или иной деятельности, ориентированные на предотвращение травм, причинения вреда здоровью.

На уроках технологии соблюдение техники безопасности имеет важное значение. Травмирование учащихся в ходе освоения разных видов деятельности довольно частое явление. Уроки технологии характеризуются высокой степью риска травматизма, потому соблюдение техники безопасности педагогом и учащимися является насущной необходимостью.

Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах

Общие требования к поведению в кабинете технологии таковы.

  • Рабочий процесс следует начинать с разрешения.
  • Нельзя вертеться с инструментарием и приборами в руках.
  • Перед использованием приспособлений и инструментов нужно выучить критерии процесса работы с ними.
  • Приспособления и средства разрешается применять только лишь по предназначению. Запрещено просверливать отверстия ножницами или ручкой.
  • Запрещено трудиться с неисправными устройствами: приспособлениями и средствами.
  • Все приспособления и материалы для процесса обязаны сохраняться в специальном месте.
  • Обязательно держать свое место в порядке и чистоте, это залог качественной процесса.
  • Выбирать и раскладывать приспособления и средства требуется в строго указанном учителем порядке.
  • Во время процесса нельзя разговаривать и отвлекаться.
  • Требуется сконцентрироваться на работе и делать все действия внимательно, строго следуя инструкциям.
  • Запрещено продолжать процесс, если приспособления и средства затупился.

Данный раздел относится к технике безопасности на уроках технологии в 5 классе, 6 классе, 7 классе, 8 классе и старше классах школы. В нем рассматриваются правила техники безопасности на уроках в кабинете технологии, для девочек – в швейной мастерской и кулинарии, для мальчиков – в учебных мастерских.

Также, данная страница посвящена технике безопасности на уроках технологии в 1, 2, 3 и 4 классах начальной школы для девочек и мальчиков, правилам по технике безопасности и безопасным методам выполнения работ с использованием ножниц, иголок, клея и других принадлежностей. Для данного вида работ разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности.

Для мальчиков перейти на страницу: техника безопасности на уроках технологии для мальчиков

Учитель обязан донести до учащихся технику безопасности в кабинете технологии, объяснить правила поведения в кабинете, научить безопасным способам использования швейных машин, утюга, электроплиты и иного оборудования для шитья и приготовления пищи. На первом уроке технологии проводится вводный инструктаж по технике безопасности и охране труда в кабинете технологии.

по охране труда при работе с тканью

Общие требования безопасности

  • К выполнению работ с тканью допускаются лица, прошед­шие медосмотр и инструктаж по охране труда. К выполнению ра­бот с тканью учащиеся допускаются с 1 класса.
  • Опасные производственные факторы:
  • – уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без на­перстка; травмирование рук при неаккуратном обращении с ножница­ми и при работе на швейной машине;
  • поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.
  • При выполнении работ с тканью используется специальная одежда: халат х/б или фартук, косынка. При работе на электриче­ской швейной машине используется диэлектрический коврик.
  • После выполнения работ с тканью тщательно вымыть руки с мылом.

Инструктаж по технике безопасности

Любое занятие по технологии начинается с проведения инструктажа по технике безопасности. Он ориентирован на демонстрацию педагогом способов работы с конкретным оборудованием, инструментами и показом тех действий, которые совершать нельзя, поскольку, они могут привести к получению различных травм.

Инструктаж, форма его проведения, длительность зависит от конкретных целей занятия, конкретного вида деятельности, а также от этапа обучения.

На уроках технологии используются следующие виды инструктажа:

  • Вводный инструктаж. Он ориентирован на показ учащимся приемов работы. Он проводится в устной форме и занимает небольшую продолжительность времени. Его целевое назначение – подготовка учащихся к работе по тому или иному направлению. Данный инструктаж позволяет ознакомиться с новыми процессами деятельности, постичь актуальные и рациональные приемы и методы работы с конкретным оборудованием.
  • Текущий инструктаж. Он является дополнением к вводному и реализуется, также, в устной форме. Такой инструктаж может даваться не всей группе учащихся, а только их части или отдельному учащемуся, при наблюдении педагогом за ошибками использования оборудования, инструментов и возникновении рисков получения травм. Педагог наблюдает за правильностью трудовых приемов, операций, совершаемых учащимися, скоростью работы и аккуратностью ее исполнения. При необходимости даются разъяснения, исправляются ошибки учащихся.
  • Заключительный инструктаж. Он реализуется в конце урока и ориентирован на подведение его итогов, в части соблюдения всех правил безопасности деятельности. наблюдая за работой учащихся на уроке, педагог контролирует соблюдение техники безопасности и оповещает в конце урока учащихся о ее выполнении и необходимости соблюдения тех или правил, верной последовательности действий и т.д.
  • Письменный инструктаж. Он реализуется в письменной форме и отражает все пункты техники безопасности, которые входили в водный инструктаж. Он необходим для того, чтобы каждый учащийся включился в работу и контролировал ее выполнение, верность действий, смотря в инструкцию. Письменный инструктаж бывает разны типов. Все зависит от конкретно работы на уроке и ее особенностей.

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке. Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.

Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.

«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки».

Как это было

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.

«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна.

Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:

«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку».

Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.

В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».

Положения техники безопасности на уроках физической культуры

Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т. ), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.

Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:

  • К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
  • На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
  • Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
  • После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
  • Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
  • На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.

Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:

  • Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
  • Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
  • В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
  • Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
  • Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:

  • Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
  • Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
  • Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
  • Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
  • При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
  • Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
  • Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
  • При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:

  • Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
  • Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
  • Покидать место занятий спокойным шагом.
  • В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
  • После занятий обязательно вымыть руки с мылом.

Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.

Техника безопасности
в кабинете технологии для девочек

В распоряжении учителя технологии (обслуживающего труда) может быть кабинет швейного дела и кабинет кулинарии, где на уроках технологии для девочек должны соблюдаться основные правила и требования техники безопасности. В кабинетах технологии расположено электрооборудование, которое при несоблюдении правил и инструкций по охране труда может привести к травмированию.

Инструкции по охране труда для учителя технологии

Учитель должен строго соблюдать требования охраны труда в кабинете технологии, внимательно изучить инструкции по охране труда для учителя в кабинете технологии, при эксплуатации швейного и кухонного оборудования, надлежащим образом оформить уголок охраны труда для учащихся, укомплектовать аптечку первой помощи и разместить первичные средства пожаротушения. Учитель технологии несет полную ответственность за безопасность образовательных отношений в кабинете.

  • Инструкция по охране труда учителя технологии у девочек
  • Инструкция по охране труда для учителя на замене (при замещении)
  • Инструкция по охране труда для заведующего учебным кабинетом
  • Инструкция по охране труда для руководителя кружка (студии)
  • Инструкция по охране труда на уроках труда в начальной школе
  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах технологии
  • Инструкция пожарной безопасности в кабинете технологии
  • Инструкция “О порядке содержания, осмотра, приведения школьных помещений в пожаробезопасное состояние поле окончания учебных занятий”
  • Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере (ноутбуке)
  • Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий
  • Инструкция для оказания первой помощи при несчастном случае в школе
  • Инструкция при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера

Перед началом урока учитель технологии должен выполнить требования по охране труда, осмотреть помещение кабинета, проверить исправность электроприборов и технологического оборудования, убедиться в безопасности рабочих мест, проверить на устойчивость и исправность мебель, убедиться в исправности освещения и соответствия температуры воздуха санитарным нормам.

Чему учат сегодня

Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников.

Блоки, которые могут входить в программу:

  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • ведение хозяйства;
  • деревообработка;
  • знакомство с металлом;
  • домоводство;
  • оформление дома;
  • дизайн;
  • домашняя экономика.

Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения.

Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата.

Школа “Точка будущего” в Иркутске

В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу.

Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи.

Кухня в Инженерном корпусе школы №548

В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы.

«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д. , ученица третьего класса из подмосковного Королева.

В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:

«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».

Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику:

«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».

Правила безопасности при работе иглой и булавками

Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. Не оставлять иголку в изделии.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила безопасности при работе с ножницам
1. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работа-ющего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. Ставить утюг на подставку. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Не направлять струю пара на человека. После окончания работы утюг
выключить из сети.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила безопасности при работе на швейной машине
1. Волосы спрятать под косынку. На швейную машину не класть посторонние предметы. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины (расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см). Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. Перед работой проверять исправность электрического шнура.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Техника, приборы и инструменты, используемые на уроках кулинарии

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила техники безопасности при выполнении  кулинарных  работ. Правила гигиены на уроках кулинарии
1 Надеть спецодежду (косынку, фартук), волосы убрать под косынку. 2 Вымыть руки с мылом. 3 Овощи перед очисткой тщательно помыть, те которые употребляют в пищу в сыром виде, дополнительно ополосните кипячёной водой.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Требования безопасности во время работы с электроприборами
1 Включать и выключать электроприборы сухими руками при этом браться за корпус вилки. 2 Перед началом работы включить вытяжную вентиляцию

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила безопасности при работе с горячей посудой и кипящей жидкостью
1 Перед использованием посуды проверить качество ручек
2 Наполняя кастрюлю (чайник) жидкостью не доливаем до края 4-5см. 3 Снимая крышку с горячей посуды, поднимаем её от себя. 4 Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно. 5 На сковороду с горячим жиром продукты кладём аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир. Снимая горячую посуду с плиты, используем прихватки, ставим посуду на подставку.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила техники безопасности на занятиях гитарой

Вашему вниманию представляются узконаправленные правила техники безопасности, апробированные на занятиях гитарой объединением гитаристов «Солнечный город» ЦВР «На Сумском». В разработке
• рассматриваются правила ухода, хранения и транспортировки музыкального инструмента (гитары), правила пользования музыкальными электроинструментам
• рассказывается о том, как принципы правильной посадки за инструментом и профессиональной постановки руки уберегут от растяжений и травм игрового аппарата
• поднимается вопрос о том, как предупредить травмы в случае коррозии струн и травматические ситуации, если струна случайно порвется при настройке инструмента; как обращаться с электроинструментами и специальной аппаратурой
• рассматривается тема, которая по какой-то причине умалчивается в педагогике: как ухаживать за руками музыканта.

Правила техники безопасности на уроках гитары

Техника безопасности на занятиях в дополнительном образовании включает в себя общие требования по технике безопасности, известные всем педагогам, такие как противопожарная безопасность, антитеррористическая безопасность, правила дорожного движения, правила поведения на уроке и в учебном учреждении, требования безопасности в аварийных ситуациях, правила профилактики ОРВИ и ОРЗ и прочие.

Однако, каждое объединение дополнительного образования имеет свои, сугубо специфические правила техники безопасности, позволяющие создать максимально комфортную и безопасную обстановку в коллективе, уберечь детей от травматических ситуаций.

Вашему вниманию представляются именно узкоспециализированные правила техники безопасности, апробированные на занятиях гитарой в объединении «Солнечный город» ЦВР «На Сумском»

Правила транспортировки, хранения и ухода за музыкальным инструментом (гитарой)

  • При транспортировке гитары следует пользоваться чехлом для инструмента. В зимнее время стоит приобрести утепленный чехол, так как разница в температуре между улицей и помещением в 20-40 градусов может привести к разрыву струн, деформации и трещинах на корпусе инструмента.
  • Нельзя транспортировать гитару с надетым на нее каподастром, так как случайное (избыточное) давление на струны может привести к поломке головки грифа. Во время перемены нужно обязательно снимать каподастр с гитары.
  • Необходимо соблюдать температурный режим при хранении инструмента. Не хранить инструмент около батареи, под прямыми солнечными лучами, во влажном и неотапливаемом зимой помещении.
  • На перемене нельзя оставлять гитары лежащими на стуле, так как при случайном контакте с идущим мимо человеком инструмент может упасть и сломаться. Гитару следует либо повесить на специальный держатель инструмента (они находятся в классе на стене), либо повесить колковым механизмом на стул с квадратной спинкой, либо, в крайнем случае, положить на пол. Недопустимо вешать гитары колковым механизмом на стул с округлой спинкой, так как они (гитары) могут соскользнуть спинки стула и поломаться.

Предупреждение травматических ситуаций в случае разрыва струн

  • Следует четко отслеживать состояние струн. В случае обнаружения коррозии необходимо немедленно заменить струну, чтобы она случайно не порвалась во время игры и не «выстрелила» в лицо играющему.
  • При покупке новой гитары или замене струн требуется обязательная процедура растягивания первых трех струн (e,b,g), так как новые струны, как правило, не держат строй. С этой целью в течение трех-пяти дней необходимо по10 минут в день слегка оттягивать струны от грифа правой рукой. Важно одновременно левой рукой придерживать струны, слегка прижимая их к грифу, на случай, если они вдруг порвутся.

III. Правила пользования музыкальными электроинструментами и аппаратурой

  • Нельзя самостоятельно (без присмотра учителя) включать синтезатор
  • Нельзя наступать на соединительные кабели электрогитар и синтезаторов
  • Не стоит самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры. При неполадках и сбоях в работе электроинструментов следует немедленно прекратить игру и сообщить об этом преподавателю.
  • Следует проявлять максимальную аккуратность при работе с микрофонами, следить, чтобы они не упали, надежно закреплять микрофоны в держателях стоек.
  • Нельзя приближаться к розетке, электроинструментам и электроприборам с мокрыми руками.

Правила, предупреждающие растяжения и травмы игрового аппарата

  • При изучении техники баре на первоначальном этапе работы следует обязательно использовать классическую посадку за инструментом. Это позволит избежать растяжения мышц кисти левой руки.
  • Отрабатывая бой с «поющим» глушением, нужно следить за правильной постановкой правой руки: запястье и пястье должны быть на одном уровне, плоскость руки от запястья до пястья должна быть параллельна верхней деке, расстояние от запястья до верхней деки должно составлять не меньше 5-7см. В случае высоко поднятого запястья есть риск травмирования кожных покровов дистальных (ногтевых) фаланг.
  • На начальных этапах обучения игре на гитаре недопустимо наличие длинных ногтей, так как формируется неправильная постановка левой руки, неправильная посадка за инструментом и возможно растяжение мышц игрового аппарата. Наличие ногтей на правой руке допустимо (если различная длинна ногтей кажется эстетичной исполнителю).

Здоровьесберегающие правила на занятиях гитарой

  • На занятиях не следует репетировать свои собственные музыкальные композиции одновременно с учебным процессом, так как превышается шумовой порог, допустимый для восприятия звуков и музыкальное мышление перегружается избыточной информацией. Кроме того, страдает культура восприятия и обучающиеся с эстетической точки зрения формируются не как музыканты, а как ремесленники.
  • По этой же причине недопустимо одновременное исполнение разных музыкальных композиций на перемене.
  • Не рекомендуется включать электроинструменты на полную мощность.

Основные правила ухода за руками музыканта

Руки музыканта – это главный инструмент для извлечения звуков и воплощения художественного образа, за ними следует ухаживать.

  • Следить за чистотой рук и использовать для ежедневного ухода за руками мыло с кремовой текстурой и увлажняющим эффектом.
  • Отдельного ухода требует кутикула. Разросшуюся кутикулу следует удалять.

Основные правила при удалении кутикулы

  • Перед удалением кутикулу стоит размягчить в теплой воде с добавлением морской соли, капельки эфирного масла или травяных настоев
  • Запрещено использовать лезвия
  • Нельзя обрезать кожу очень близко к основанию пластины
  • Обязательно нужно проводить дезинфекцию инструментов
  • Запрещается использование чужих приборов
  • Ни в коем случае нельзя отгрызать заусеницы или кутикулы
  • После процедуры удаления кутикулы использовать увлажняющий или питательный крем для рук, а саму кутикулу обрабатывать масляным раствором витамина а или маслом для кутикулы.

Также вас может заинтересовать

  • Разработка открытого занятия Музыкальный подарок
  • Подготовка учащихся к публичному выступлению
  • Сольфеджио в комплексном воспитании юного музыканта
  • Методика и особенности работы над разнохарактерными пьесами на занятиях по классу гитары
  • Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе

Требования безопасности при работе на уроках технологии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Правила процесса с рабочими инструментами и рабочими материалами

Обращаться с рабочим инструментом и материалом тоже нужно уметь. И хотя подавляющее большинство детей знает, что клей предназначен для склеивания различных поверхностей, а иглой нужно шить, все же приведем алгоритмы действий работы с различными инструментами и материалами.

Со швейной иглой

  • Сохранять иглу следует строго в игольнице, иначе высок риск потерять опасный приспособления и средства.
  • Запрещено оставлять на столе иголку без длинной нитки, можно только отдельно в специальной игольнице.
  • Передавать однокласснику иглу можно только в таком приспособлении и строго с кусочком нитки.
  • Запрещается играть с иглой, брать ее в рот, облизывать, драться, угрожать товарищам. Нельзя втыкать иглу в форму одноклассников и угрожать ней.
  • Требуется знать количество игл и пересчитывать каждый раз при завершении процесса.
  • Если игла потерялась, требуется вывести всех ребят из класса и провести тщательный поиск.
  • Сохранять игольницу требуется в закрытой коробке на специально отведенной полке в шкафу.
  • Запрещено вертеться, отвлекаться, разговаривать при работе с иглой.

С шилом

  • Сохранять приспособления и средства полагается в специально отведенном месте.
  • Процесс осуществлять строго, следуя рекомендациям учителя и на специальной доске, которая защитит парту от царапин и проколов.
  • Делать прокол требуется, вращая ручку приспособления вправо и влево.
  • Следует быть особо осторожным и усидчивым при работе с шилом, так как высок риск поранить руку или материал.
  • По завершении процесса требуется навести порядок и в шкаф переместить все приспособления и средства на специальную полку.

С канцелярским ножом

  • Использовать следует лишь малую часть лезвия, согласно делениям, которые на нем.
  • Процесс с приспособлениями и средствами следует организовать на специальной рабочей доске, которая защитит рабочее место от царапин и порезов.
  • Выполняя процесс, требуется быть внимательный и осторожным.
  • Запрещено баловаться и держать нож двумя руками – одна крепко держит нож, а вторая – материал.
  • По завершении процесса лезвие требуется спрятать внутрь при помощи специального язычка убрать нож в коробку со собственными приспособления и средства.

С клеем

  • Во время процесса требуется применять кисть, чтобы не испортить одежду и не замараться.
  • Брать следует лишь небольшую часть, строго для процесса, чтобы избежать грязи на рабочем столе.
  • Клей требуется наносить с центра листа при выполнении процесса, а затем тщательно и аккуратно промазать края, которые в противном случае будут отклеиваться.
  • При работе с бумажным материалом и непосредственно самой бумагой следует подождать пару минут, чтобы разгладилась поверхность.
  • С собой требуется иметь сухую тряпочку для удаления излишков клея.
  • По завершении процесса требуется тщательно вымыть кисточку, затем навести порядок на рабочем столе и под ним.

С ножом

  • Для процесса следует применять инструмент с тупым лезвием.
  • При обработке бумажного материала ножом рекомендуется применять фальц линейку.
  • Нож следует взять крепко, чтобы в процессе рука не могла соскользнула на опасное лезвие.

С циркулем

  • Иголка циркуля и приспособления для рисования должны быть выровнены относительно друг друга.
  • Требуется брать подходящий размер и туго заворачивать винт.
  • При создании круга циркуль следует держать за верхушку крепко.

С линейкой

  • Инструмент следует держать в левой руке, а приспособление для рисования в правой для точности чертежа.
  • В процессе должен участвовать только острый карандаш.
  • Рекомендуется линию рисовать с левой стороны.
  • В процессе работы с карандашом, держать его требуется в наклоне.
  • Запрещено сильно нажимать на карандаш и двигать линейку без нужды.

С природным материалом

  • Запрещено ломать ветки.
  • Запрещено использовать в работе сырые ветки в грязи.
  • Для обрезания следует применять безопасный детский нож.
  • Обрабатывать материал следует только на специальной доске.
  • Сохранять материал требуется в сухом месте.

С пенопластом

  • Резать материал теплой проволокой под строгим контролем учителя.
  • Узкие листы выбранного материала следует обрезать на специальной подкладке.
  • Запрещено зажигать, при горении выделяются ядовитые газы и опасный дым.

С глиной

  • Лепку проводить строго на подкладке, ни в коем случае не класть материал на стол.
  • Сохранять глину следует в коробке отдельно от учебников и рабочих тетрадей.
  • По завершению процесса сначала требуется почистить при помощи руки, а потом помыть.

С ножницами

Перед работой требуется организовать проверку исправность приспособлений и средств.

  • Запрещено работать ножницами с ослабленным креплением.
  • Строго следить за движением в процессе.
  • Инструмент следует оставлять ручкой к себе.
  • А подавать — ручкой от себя.
  • Хранение требуется производить в чехле лезвиями вниз.
  • Запрещено баловаться с инструментом, особенно размахивать близко к лицу.
  • Применять инструмент по назначению.

С пластилином

  • Избрать для процесса подходящий цвет выбранного материала.
  • Отрезать специальным ножом требуется количество выбранного материала.
  • По завершению процесса тщательно почистить при помощи руки сухой тряпочкой и только потом вымыть их с мылом.

Доклад «Техника безопасности на уроках технологии»

Техника безопасности на уроках технологии.

Программа трудовой подготовки школьников реализуется во всех классах. У нас имеются определенные условия, обеспечивающие вы­полнение изучаемой программы. Это мастерская, где находится достаточное количество швейных машин. Расстановка оборудования и состояние, в котором оно нахо­дится, соответствует требованиям техники безопасности. В кабинетах имеются соответствующие инструкции, журналы регистрации инструкта­жей. Стараюсь приучать детей к правильной организации рабочего места, к заботе об исправном состоянии оборудования и инструментов. Требования безопасности жизнедеятельности должны учитываться на всех стадиях творческой деятельности.

Уроки труда сопряжены с повышенным риском травмирования школьников. Именно поэтому учителю крайне важно держать на постоянном контроле поведение своих подопечных, не допускать неадекватного и опасного поведения, контролировать работоспособность и безопасность школьного инвентаря. Каждый школьник, перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, должен быть ознакомлен с техникой безопасной работы с инструментами.

Во всех случаях ответственным лицом является преподаватель, он следит за наличием и исправностью оборудования.

Прежде чем приступать к урокам труда учитель должен ознакомить детей с правилами безопасности, которые расписаны в инструкциях к этим урокам.

Техника безопасности на уроках труда в мастерской описывает базовую модель поведения ученика, которая поможет свести к минимуму потенциальные риски

В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии представлены инструкции по охране труда при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками. Также, представлены инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему в кабинете технологии, другие необходимые инструкции по технике безопасности в кабинете технологии школы.

На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по технике безопасности. Учитель знакомит с программным материалом всего учебного года и по данной четверти, с требованиями к уроку, что нужно иметь на уроках, с формой, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями к дисциплине и организации учащихся на уроке. В течении учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности с целью ознакомления со способами предупреждения травмы. Во время занятий учащиеся находятся на уроке в форме. Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку, одевают форму. Урок начинается по звонку.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ. На уроках учащиеся выполняют программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и четвертные оценки. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасности работы. В течении урока учащиеся должны придерживаться определённым правил:

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА. Урок заканчивается подведением итогов работы, сообщаются оценки, выдаётся домашнее задание, после чего учащиеся убирают свои рабочие места.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. В процессе работы предупреждать возникновение аварийных ситуаций:  – не оставлять включённым утюг, электроплиты, электронагревательные приборы, электромашинки. – ставить утюг на подставку;  – следить за исправностью электрических приборов.

Техника безопасности на уроках технологии для мальчиков

Как правило, уроки технологии предполагают разделение класса по гендерному признаку и обучение разным видам мальчиков и девочек.

Техника безопасности для мальчиков включает в себя инструктаж по следующим направлениям деятельности:

  • Работа на станках в учебных мастерских. Мальчики выполняют работы на заточном, фрезерном, сверлильном, циркулярном, фуговальном станках. Работа на любом оборудовании сопряжена с рядом особенностей. Педагог должен ознакомить учащихся с технологией работы и правилами ее безопасной реализации.
  • Работа по выполнению различных трудовых операций в учебных мастерских. Она включает в себя работу с разными инструментами, материалами, за исключением станков. Может быть реализована работа по дереву и металлу, починка того или иного оборудования и т.д. К каждому виду работы идет своя инструкция по технике безопасности.

Следует отметить, что на любое занятие не допускаются мальчики, которые имеют противопоказания к трудовой деятельности по состоянию здоровья, не прошедшие вводный инструктаж и не знающие правил реализации трудового процесса в учебном заведении.

На каждом уроке должны быть созданы оптимальные условия работы: освещенность, рабочие места в нужном количестве и с оптимальным расположением.

Техника безопасности для мальчиков включает в себя инструкции по использованию ножниц, пил, наждаков, отверток, плоскогубцев и иных инструментов, которые применяются в учебных мастерских.

Техника безопасности
на уроках технологии для девочек

В рамках охраны труда на уроках в кабинете технологии (обслуживающий труд, делопроизводство) для девочек представлены инструкции по технике безопасности на уроках при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом, со швейными машинками и оверлоком, при работе по приготовлению пищи, при работе на пришкольном опытном участке.

Инструкции для учащихся в швейной мастерской

При работе со швейными машинами учащимся необходимо знать и строго соблюдать данные инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся (девочки) в кабинете технологии (обслуживающего труда). Первоочередной задачей учителя является обучение учащихся безопасным методам и приемам работы со швейным оборудованием в швейной учебной мастерской.

  • Вводный инструктаж для учащихся в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе в швейной мастерской
  • Инструкция по охране труда при работе с ножницами, иголками, булавками в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с утюгом в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом
  • Инструкция по охране труда при работе с тканью
  • Инструкция по охране труда при работе на оверлоке
  • Инструкция по охране труда при работе со швейными машинками в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе на универсальной промышленной швейной машине
  • Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ручным приводом
  • Инструкция по охране труда при работе на бытовой швейной машине с ножным приводом

Помимо соблюдения общей инструкции по охране труда при работе с технологическим оборудованием учитель должен знать и ознакомить учащихся с производственной инструкцией по эксплуатации оборудования, используемого на уроках технологии.

Инструкции по охране труда в кабинете кулинарии

Данные инструкции по охране труда в кабинете кулинарии предназначены как для учителя технологии (обслуживающего труда), так и для учащихся при приготовлении пищи на уроках технологии. В помещении находится электроплита и иное кухонное электрооборудование, что подразумевает строгое соблюдение требований инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинете кулинарии.

  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете кулинарии
  • Инструкция по охране труда при кулинарных работах
  • Инструкция по охране труда при приготовлении пищи в кабинете технологии
  • Инструкция по охране труда при работе с кухонной электроплитой
  • Инструкция по охране труда при эксплуатации микроволновой печи
  • Инструкция по охране труда при работе с миксером
  • Инструкция по охране труда при работе с блинницей

Инструкции по охране труда при выполнении общественно-полезного труда

  • Инструкция по правилам безопасности для обучающихся при выполнении общественно-полезного труда
  • Инструкция при организации общественно-полезного труда обучающихся
  • Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке

По окончании работ в кабинете кулинарии требуется отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на оборудование, приспособления и бытовую электротехнику с учетом характера выполняемых работ. К уборке рабочего места можно приступать только при отключении всех токонесущих устройств.

Журналы и акты для работы в кабинете технологии

  • Журнал регистрации инструктажа учащихся на уроках технологии
  • Журнал учета и содержания средств защиты (образец)
  • Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
  • Акт приемки кабинета технологии на готовность к новому учебному году

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Все ли перемены к лучшему?

Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками.

«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В. , отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся».

Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:

«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».

При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя:

«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни».

Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
  • Как приучить ребенка к физическому труду.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Составитель: Быкова Елена Леонидовна,
учитель технологии
МБОУ «СОШ с УИОП № 58 г. Кирова»

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Общие правила техники безопасности:
Приходи на урок за 5 минут до звонка;
Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ). Не пользуйся инструментами, правила работы, с которыми не изучены;
Не работай неисправными инструментами;
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте;
Содержи в чистоте и порядке рабочее место;
Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами и разговорами;
По окончании работы убери свое рабочее место.

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Техника, приборы и инструменты, используемые на уроках швейного дела

Требования безопасности при работе на уроках технологии

Правила подготовки парты к работе

Убранное рабочее место – залог безопасной работы на уроке, поэтому к рабочему месту тоже выдвигается ряд требований.

  • Требуется всем девочкам вначале убрать волосы, чтобы не повредить их и не замарать.
  • Все дети должны надеть фартуки, оберегающие форму от пятен и порчи.
  • Учитель проверяет приспособления и средства на исправность.
  • Достать все принесенные материалы осторожно, в извлечении приспособления и размещении на столе на защитной клеенке или доске есть правила и особенности в зависимости от работы.
  • Перед процессом требуется приготовить все нужные для работы материалы и прослушать инструкции от учителя, как с ними правильно и безопасно осуществлять взаимодействие.
  • Всегда с собой требуется иметь тряпочку и набор салфеток.

Техника безопасности на уроках технологии для девочек

На уроках технологии девочки осваивают шитье, вышивание, плетение, кулинарию, посадку растений. Техника безопасности включает в себя инструктаж по применению ножниц, ниток, иголок, булавок, утюга, швейных машин, ножей и иного оборудования, требуемого для реализации данных видов деятельности.

Техника безопасности включает в себя инструктаж по следующим направлениям деятельности:

  • Работа со швейным оборудованием. Здесь изучаются безопасные методы и приемы применения швейной машины, иголок, ножниц, спиц, оверлока и иного швейного оборудования. Кроме того, педагог дает девочкам возможность ознакомиться с правилами эксплуатации конкретного швейного оборудования, чтобы обеспечить безопасную работу с ним и его сохранность, функциональность.
  • Работа с кулинарным оборудованием. Здесь, изучаются правила организации труда по приготовлению пищи, организации рабочего места, работа с разным оборудованием – плитой (газовой, электрической), миксером, блендером, вафельницей, блинницей, теркой, использование ножей разных форм и разного назначения и т.д. Помимо того, происходит знакомство с инструкциями по эксплуатации оборудования конкретного типа и назначения.
  • Работа на школьном участке. Она связана с посадкой цветов и иных растений. Девочки учатся обрабатывать землю, сажать цветы и ухаживать за ними в процессе созревания. Техника безопасности включает в себя применение граблей, лопаты и иного оборудования, необходимого для посадки растений. Также, изучаются правила применения удобрений, химикатов от вредителей, соблюдение санитарных норм при взаимодействии с землей и разными видами растений, сорняков.

Техника безопасности в школе

Техника безопасности в школе – это важный элемент воспитательно-образовательного процесса, к которому необходимо подходить со всей ответственностью, как преподавателям, так и учащимся.

Соблюдение ТБ во время пребывания в школе имеет большое значение для сохранения здоровья и жизни учащихся. Ученики – это, прежде всего, дети, которые не беспокоятся о своей безопасности и относятся к ней порой беспечно. Поэтому педагоги должны подходить к процессу ТБ со всей ответственностью. Необходимо постоянно напоминать детям правила поведения в школе, с целью избегания возникновения опасных для жизни и здоровья ситуаций. Работа по ТБ может проводиться на классных часах, линейках, собраниях и т. , а также осуществляться путем размещения наглядного материала в школе (плакаты, рисунки детей и т.

Общие правила техники безопасности в школе:

  • Ученик должен приходить на свое учебное место и готовится к уроку заранее.
  • Входить в кабинеты, где могут находиться опасные предметы (зачастую это кабинет химии, физики, труда), только с разрешения учителя.
  • Тщательно мыть руки «до» и «после» проведения опытов, приготовления пищи на уроках технологии.
  • Сидеть на стуле ровно, не качаться и не покидать учебного места до конца урока.
  • На уроках вести себя спокойно, кабинет покидать только с разрешения учителя.
  • Без разрешения учителя не трогать предметы, с которыми незнаком (реактивы, колбы и т.п.).
  • Ни в коем случае не использовать школьные принадлежности для игр (циркуль, карандаш, линейка и т.д.).
  • Соблюдать правила хранения личных вещей.
  • Запрещено приносить в школу колющие и режущие предметы, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья других учеников.
  • Во время выполнения заданий на уроках не отвлекаться (во время опытов, экспериментов и т.п.).

Так же согласно ТБ дети во время перемены должны находиться в коридоре, так как в классе может осуществляться проветривание (то есть, открыты окна), подготовка к уроку и т.

Большое внимание должно уделяться ТБ во время нахождения в таких кабинетах как кабинет химии и физики, и их лабораторий.

Правила по ТБ в кабинете химии и физики:

  • Нельзя нюхать или «пробовать на язык» вещества.
  • Во время экспериментов необходимо соблюдать порядок на рабочем месте.
  • Использовать защитные средства при работе с некоторыми химическими веществами (перчатки, фартуки, нарукавники, возможно респираторы).
  • Не допускать попадания на открытую кожу химических веществ.
  • Все сосуды с хим. веществами должны быть подписаны.
  • При работе с колбами их необходимо держать двумя руками, одной рукой за горлышко, второй за дно.
  • Нельзя играть или баловаться веществами, колбами, пробирками и т.п.
  • Использованные вещества требуется выливать в специально выделенную для этого тару, а не в раковины.

Соблюдение всех вышеперечисленных правил обезопасит пребывание детей в школе.

Ответ или решение1

При шитье юбки-солнце и других предметов необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:- следить за движущимися частями швейных машин, во избежание получения травм конечностей;- не бросать ножницы и иглы на столе под тканью и других незаметных местах;- не вставлять иглы в ткань, предметы мебели, одежду, только в специальную подушечку-игольницу;- не размахивать ножницами и иглами;- следить за ходом ткани в швейной машины, чтобы случайно не прострочить пальцы;- не отвлекать человека, который работает со швейной машиной.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *