ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Общие требования безопасности при проведении занятий по борьбе.

К
занятиям борьбой допускаются лица
прошедшие медицинский осмотр и инструктаж
по безопасности поведения на занятиях.

При
проведении занятий должно соблюдаться
расписание учебных занятий, установленные
режимы занятий и отдыха, количество
занимающихся.

Занятия
должны проводиться в теплых, сухих,
хорошо освещенных и проветриваемых
помещениях.

Борцовский
ковер должен быть цельным, без грубых
швов, чистым. При близком приближении
ковров к стенам должны быть ограничительные
маты.

Занимающиеся
должны быть в борцовских трико.
Запре¬щается ношение во время занятий
часов и предметов украшения (кольца,
цепочки и др.).

При
проведении занятия у руководителя
должна быть медицинская аптечка,
укомплектованная необходимыми
медикамен¬тами и перевязочными средствами
для оказания первой помощи при травмах.

Не
рекомендуется перед занятием пить много
воды.

Основные требования безопасности во время занятий по лёгкой атлетике

Занятия
по лёгкой атлетике в целях безопасности
следует проводить с соблюдением следующих
требований:


проводить бег на стадионе только в
направлении против часовой стрелки;


при групповом старте на короткие
дистанции бежать только по своей дорожке.
Дорожка должна выходить не менее чем
на 15 м за финишную отметку;


во избежание столкновений исключить
резкие остановки во время бега;


в качестве финишной ленточки использовать
только легко рвущиеся ткани, шерстяные
нитки;


не выполнять прыжки на неровном, рыхлом
и скользком грунте, не приземляться при
прыжках на руки;


перед выполнением метания посмотреть,
нет ли людей в секторе для метания;


не производить метание без разрешения
учителя;


не оставлять без присмотра снаряды для
метания;


не стоять справа от метающего (при
метании левой рукой – слева);


не находиться в зоне броска;


не подбирать снаряды для метания без
разрешения учителя;


не подавать друг другу снаряд для метания
броском;


запрещается проводить одновременно
занятия несовместимыми видами спорта
(например, бег и футбол, метание и футбол).

К
занятиям гимнастикой допускаются
школьники, прошедшие медицинский осмотр
и инструктаж по технике безопасности.
Занятия проводятся в зале согласно
расписанию, утвержденному директором
школы. Гимнастический зал открывается
за 5 мин до начала занятий. Вход в зал
разрешается только в присутствии
преподавателя. Учащиеся должны быть в
спортивной форме установленного образца.
Школьники, опоздавшие к началу, на
занятия не допускаются. Установка и
переноска снарядов в зале осуществляется
только по указанию преподавателя.
Запрещается выполнение упражнений на
неисправных или загрязненных спортивных
снарядах, без страховки, без использования
гимнастических матов, а также имея
влажные ладони. После занятий все снаряды
должны быть поставлены на места в
соответствии со схемой их размещения
в зале. Выход учащихся из спортивного
зала во время занятий возможет только
с разрешения преподавателя. Не разрешается
заниматься на спортивных снарядах без
преподавателя (инструктора, тренера).
В спортивном зале должна быть медицинская
аптечка с набором необходимых медикаментов
и перевязочных средств для оказания
первой медицинской помощи.

Общие требования безопасности при проведении занятий по плаванию.

1.
К занятиям по плаванию допускаются
учащиеся, прошедшие инструктаж,
медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.

2.
Должны неукоснительно соблюдаться
расписание учебных занятий, определенные
режимы выполнения упражнений и отдыха,
установленные правила поведения.

3.
Занятия проводятся только в присутствии
преподавателя. Опоздавшие на занятия
не допускаются.

4.
В бассейне категорически запрещается
шуметь, бегать, толкаться, подныривать,
переходить на «чужую» дорожку, подавать
ложные сигналы о помощи, входить на
вышку и прыгать с нее без разрешения
преподавателя, висеть на дорожках,
бросать плавательные доски с бортиков
в воду или из воды на кафель.

5.
Занятия по плаванию должны быть обеспечены
средствами для спасения утопающих и
медицинской аптечкой для оказания
первой помощи пострадавшим.

6.
После перенесенного заболевания среднего
уха перед плаванием следует вкладывать
в ушную раковину шарик из ваты, смазанный
вазелином.

7.
Почувствовав усталость, надо спокойно
плыть к берегу. При судорогах не теряться,
стараться держаться на воде и звать на
помощь. При оказании помощи не хвататься
за спасающего, а помогать ему буксировать
вас к берегу. Почувствовав слабость или
недомогание после плавания, следует
обратиться к врачу.

8.
Если вы стали очевидцем несчастного
случая, следует немедленно сообщить о
нем учителю и при необходимости оказать
посильную помощь.

9.
Обучающиеся, допустившие нарушение
общих требований по безопасности при
проведении занятий по плаванию,
привлекаются к ответственности, а со
всей группой (классом) проводится
внеплановый инструктаж.

1. Требования безопасности в аварийных ситуациях при проведении занятий по лыжной подготовке. 2• Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении? 3• Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).

1. Травмы во время занятий по лыжной подготовке могут случаться при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега, где растет кустарник и торчат пни, камни. Возможны также отморожения лица, рук и ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила безопасности: — при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению); — при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю; — при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу; — при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу; — при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону; — при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.

2. Принято различать два вида утомления — умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться. Физическое — снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья. Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости. Значительное утомление (переутомление I степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно. Резкое переутомление (переутомление II степени). Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние. Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.

3. Физкультминутка проводится в течение 1—2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3—5 упражнений, повторяемых по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

– травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

– травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;

– травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

1.4. В спортивном зале должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть  перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления  гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажным ладонями.

3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении yпражнений другим обучающимся.

3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования безопасности по окончании занятий

4.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

4.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

4.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

4.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

5.1 При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, cooбщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

5.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

1. Требования безопасности перед занятиями по гимнастике.

2. В чем заключаются особенности построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?

3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями (выполнить практически: наложить повязку на голову или голеностопный сустав)

1. Перед началом занятий по гимнастике необходимо: — надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой; — протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной шкуркой; — проверить надежность крепления перекладины, опор гимнастического козла и коня, закрепление стопорных винтов брусьев; — в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной. Общая физическая подготовка вместе со специальной составляют единый процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки школьников к трудовой деятельности.

2. Общая физическая подготовка способствует укреплению здоровья, совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы, ловкости), содействует накоплению двигательного опыта и познанию своих двигательных возможностей. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для высокопроизводительного труда. Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными ее средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки, метание), а также различные подвижные и спортивные игры, плавание, ходьба на лыжах и т. п.

3. Медицинская помощь пострадавшему включает в себя следующие мероприятия: первая или доврачебная помощь на месте занятий; транспортировка пострадавшего к месту лечения; квалифицированная и специализированная врачебная помощь до полного выздоровления и восстановления бытовой и профессиональной трудоспособности.

От качества первой помощи в большой степени зависит последующее лечение травм, поэтому необходимо ее оказывать быстро и правильно.

Любые повреждения характеризуются общими и местными (локальными) признаками. Среди общих признаков повреждения наиболее частыми являются обморок, шок, острая кровопотеря, синдром сдавливания мягких тканей. Местные признаки проявляются прежде всего болью, нарушением функций конечностей, появлением отека, подкожным кровоизлиянием и т. п.

При ушибах мышц необходимо на место ушиба положить смоченное холодной водой полотенце (ткань) или грелку со льдом (снегом), затем наложить на область кровоизлияния повязку. При ушибах живота запрещается пострадавшему давать воду и пищу, его надо срочно доставить в медицинское учреждение. При ушибах груди, сопровождающихся кровохарканьем, также требуется немедленно доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

При разрыве связок возникает резкая, острая боль, движения в области сустава ограничены и болезненны, возможна припухлость в области сустава. В этих случаях необходимо наложить холод на область повреждения и затем давящую повязку. При необходимости накладывается транспортная шина на конечность, как при переломах.

При вывихах появляются боль в области травмированного сустава, утрата нормальной подвижности, вынужденное положение конечности или изменение ее формы в области сустава. Все вывихи подлежат срочному вправлению только в лечебных учреждениях. Поэтому перед транспортировкой пострадавшему на поврежденную конечность накладывают транспортную шину или фиксирующую бинтовую повязку для обеспечения неподвижности. Для снятия боли дают анальгин.

При переломах возникают боль при нагрузке в области перелома отек тканей. Переломы бывают закрытыми и открытыми. При открытых переломах в области перелома имеется открытая рана. Для оказания первой помощи необходимо наложить транспортную шину. При закрытых переломах шину можно накладывать поверх одежды. При открытых переломах необходимо сначала наложить на рану стерильную повязку, а затем приложить и закрепить транспортную шину. После наложения шины пострадавшего надо срочно отвезти в медицинское учреждение.

При ранах происходит нарушение целостности кожных покровов. Раны бывают поверхностными и глубокими. В зависимости от причин ранения их подразделяют на резаные, рваные, колотые, а также раны, являющиеся следствием ушиба или укуса. Всякое ранение сопровождается болью, которая может быть настолько сильной, что вызывает очень тяжелое состояние пострадавшего — шок.

Важнейший признак ранения кровотечение, сила которого зависит от вида повреждения. Кровотечение бывает: — артериальным. Повреждены крупные артерии, и кровь ярко-красного цвета пульсирующе выбрасывается из раны;

— венозным. Повреждены венозные сосуды, и из раны медленно вытекает кровь темно-красного цвета;

— капиллярным. Повреждены мелкие поверхностные сосуды, и кровь относительно медленно вытекает из раны.

При оказании первой помощи требуется прежде всего остановить кровотечение. Если рана не глубокая и не повреждены крупные сосуды, то ее необходимо обработать перекисью водорода и настойкой йода, после чего наложить на рану ватно -марлевую салфетку и плотно перебинтовать стерильным бинтом. Если рана глубокая или повреждены крупные сосуды, что легко угадывается по сильному кровотечению, используют следующие способы остановки крови:

— пальцевое прижатие кровеносного сосуда к кости вблизи и выше места ранения;

— круговое сдавливание конечности с помощью жгута вблизи выше места ранения (при наложении жгута необходимо записать время его наложения и записку прикрепить к жгуту, поскольку конечность нельзя оставлять в таком состоянии более 1,5 часов);

— предельное сгибание конечности в суставах.

После оказания первой помощи пострадавшего необходимо срочно доставить в медицинское учреждение.

При обморожении, которое может возникнуть даже при температуре 0, сначала ощущается покалывание, жжение, затем наступает побледнение кожи, синюшность и потеря чувствительности. При оказании первой помощи необходимо пострадавшего как можно быстрее доставить в теплое помещение. Затем, если есть возможность, нужно поместить его в теплую ванну, дать горячий чай или кофе. Обмороженный участок тела растирают чистой теплой рукой. Не рекомендуется растирать поврежденные участки кожи снегом.

Травмы на занятиях
по гимнастике могут быть получены в
силу целого ряда причин.

К основным из них
относятся следующие:

1. Нарушения в
организации занятий проявляются в
проведении их с большим числом учащихся
на одного преподавателя, чем полагается,
или с большим количеством групп
одновременно; в несоблюдении направления
движения потоков занимающихся,
неправильном их раз­мещении; в
несвоевременном начале и окончании
занятий.

2. Недисциплинированность.
Она может проявляться в виде эмо­циональных
срывов, вызванных трудностью изучения
упражнений, нарушением методики обучения,
утомлением, отсутствием индиви­дуального
подхода со стороны педагога и др.,
нарушений правил по­ведения на занятиях
и соревнованиях, недостаточной
воспитанности занимающихся. Систематическая
воспитательная работа не только
предупреждает травматизм, но и формирует
сознательное и активное отношение к
занятиям, повышает качество
учебно-тренировочного процесса

3. Неудовлетворительное
состояние мест занятий, инвентаря и
оборудования: несоответствие их
требованиям, предъявля­емым условиями
занятий гимнастикой, малые размеры
зала, неров­ность пола, неисправность
снарядов, матов, дорожек и другого
обору­дования, небрежное отношение
к их эксплуатации. Для устранения этих
причин необходима систематическая
проверка состояния зала, качества
инвентаря и оборудования, своевременное
устранение неполадок.

Несоответствие
формы одежды и обуви проявляется в том,
что учащиеся иногда приходят на занятия
в неудобной форме одежды, в обуви не по
размеру, со скользкой или толстой
подошвой и жёстким каблуком.

Категорически
запрещается прикреплять на спортивный
костюм раз­личные броши, значки,
цепочки и другие металлические предметы,
а также носить часы, кольца, перстни и
др. Их нельзя оставлять в кар­манах
спортивной одежды.

5. Нарушения
санитарно-гигиенических условий:
температурные факторы, плохое естественное
или искусственное освещение, недо­статочная
вентиляция, избыточная влажность воздуха
либо чрезмер­ная его сухость, отсутствие
чистоты и порядка в зале, несоблюдение
личной гигиены занимающимися. Для их
устранения нужно строгое соблюдение
всех санитарно-гигиенических норм,
необходимых для успешного проведения
занятий. Особое значение приобретает
соблю­дение учащимися личной гигиены.

6. Недостатки
медицинского контроля за физическим
состоя­нием занимающихся: несвоевременность
и недостаточно тщательный профилактический
медицинский осмотр; несоблюдение
занимающи­мися рекомендаций врача;
дефекты диспансеризации занимающихся
после перенесенных травм, заболеваний
или функциональных рас­стройств;
перенапряжение во время занятий в
результате пренебре­жительного
отношения к индивидуальному дозированию
нагрузки с учетом состояния здоровья,
уровня физической работоспособности;
наращивание физических нагрузок по
инициативе самого занимаю­щегося или
его тренера без согласования с врачом;
нарушение режима труда, сна, питания;
допуск детей к занятиям без предварительного
медицинского осмотра. Для устранения
этих причин необходимо стро­гое
соблюдение требований медицинского
контроля за состоянием занимающихся.

7. Нарушения
правил техники безопасности:
неправильная расстановка снарядов,
неправильное размещение занимающихся
в спортивном зале или у снаряда;
неисправность снарядов и подсобного
оборудования; небрежное отношение к
установке снарядов, укладке матов,
особенно в местах приземления. Снаряды
должны распола­гаться на достаточном
удалении от стен, неподвижных твердых
пред­метов. В том случае, когда
невозможно установить их на нужном
расстоянии от стены, прини­маются
соответствующие меры предосторожности
(закрыть стену мягкими матами, усилить
внимание к страховке и т. д.). Занимающиеся
не должны мешать друг другу, пересекать
путь разбега при выполнении прыжков и
акробатических упражнений. Устранение
всех вышеперечисленных причин способствует
по­вышению безопасности занятий по
гимнастике.

Требования
безопасности перед началом занятий

Требования
безопасности во время занятий

Требования
безопасности по окончании занятий

Требования
безопасности в аварийных ситуациях

1. Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.

2. Какими должны быть тренировочные нагрузки при выполнении физических упражнений?

3. Самоконтроль с применением функциональной пробы (рассказать, продемонстрировать и оценить).

1. К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера). В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

2. Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся. При соблюдении определенных условий нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма. Повторное применение нагрузки, постепенное ее увеличение и чередование с необходимым отдыхом способствуют развитию необходимых физических (двигательных) качеств. Отсюда следует, что результаты занятий физическими упражнениями зависят главным образом от объема и интенсивности нагрузки. Под объемом понимают количество физической нагрузки за одну тренировку (неделю, месяц), выраженное в мерах времени, длины, веса, в количестве выполненных упражнений и других конкретных показателях. Интенсивность — это объем выполненной работы в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту занимающихся, степени их тренированности. Слишком малая нагрузка не способствует увеличению результатов, а слишком большая может привести к утомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка приводит к тому, что лицо тренирующегося бледнеет или краснее, с его лба струится обильный пот, у него появляется одышка, нарушается координация движений, пропадает желание и интерес к любым занятиям. Чтобы повысить эффективность занятий, необходимо тщательно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности.

В соответствии применяемой нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по пульсу перед началом очередного занятия.

Это делается следующим образом. До начала занятия надо отдохнуть сидя в течение 3 мин, а затем сосчитать количество сердечных сокращений за 1 мин. Если перед каждым занятием их количество примерно одинаково, это говорит о нормальном восстановлении и готовности организма к началу очередного занятия. Величину пульса 48— 60 уд./мин оценивают как отличную, 60—74 удара — как хорошую, 74—89 ударов — как удовлетворительную и более 90 уд./мин — как неудовлетворительную.

Во время занятий физическими упражнениями степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основными из которых являются интенсивность и объем физической нагрузки. Если ЧСС во время занятия будет колебаться в пределах 100— 130 уд./мин, это свидетельствует о небольшой нагрузке. Частота пульса 130—150 уд./мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Пульс 150—170 уд./мин соответствует высокой нагрузке, учащение пульса до 170—200 уд./мин сигнализирует о достижении предельной нагрузки.

3. Обычные исследования в покое не могут вскрыть существенных отклонений от нормы в деятельности сердца и сосудов. Поэтому для этой цели применяют функциональные пробы сердечнососудистой системы, которые помогают выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Чаще всего используют различные функциональные пробы с разной дозированной нагрузкой (например, 60 подскоков, 20 приседаний, 3-минутный бег на месте и др.). Для определения общего уровня тренированности функциональные пробы должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма. Во-вторых, пробы должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям. В-третьих, проба должна быть проста и выполнима в любых условиях.

Следует учитывать, что в процессе систематических тренировочных занятий частота пульса в покое становится реже, а разница между величинами пульса в положении лежа и стоя постепенно уменьшается. Кроме того, чем более тренирован организм, тем на меньшую учащается пульс после физической нагрузки, и через более короткий промежуток времени происходит восстановление пульса до нормального.

Для самоконтроля чаще всего применяется шестимоментная функциональная проба сердечно-сосудистой системы, которая производится в следующей последовательности:

• после 5-минутного отдыха лежа подсчитать пульс в течение 1 мин;

• спокойно подняться и простоять 1 мин, после чего подсчитать пульс в течение 1 мин;

• высчитать разницу между величинами пульса в положении стоя и лежа и умножить эту цифру на 10;

• сделать 20 глубоких приседаний в течение 40с. Во время приседаний энергично направлять руки вперед, а при вставании опускать вниз. После этого вновь подсчитать пульс в течение первой минуты;

• подсчитать пульс в течение второй минуты после нагрузки;

• подсчитать пульс в течение третьей минуты после нагрузки.

Оценка уровня тренированности получается путем суммирования всех шести полученных результатов. Чем меньше суммарный показатель, тем выше уровень тренированности. У высокотренированных учащихся этот показатель может колебаться в пределах от 300 до 350 (5 баллов); у хорошо тренированных — от 350 до 400 (4 балла); у среднетренированных — от 400 до 450 (3 балла); у плохо тренированных — от 450 до 500 (2 балла); у нетренированных или имеющих отклонения в состоянии здоровья — более 500 (1 балл). Эту функциональную пробу нужно провести три раза: в сентябре, декабре и мае. При прочих равных условиях уменьшение суммарного показателя будет свидетельствовать об улучшении состояния здоровья и повышении уровня тренированности, а его увеличение -об ухудшении самочувствия и снижении спортивной формы.

В чём различие между скоростными и силовыми качествами? с помощью каких упражнений их можно развивать?

Обычно
выделяют пять видов физических качеств:
силу, быстроту, выносливость, ловкость
и гибкость. Для того чтобы судить о
различии между скоростными и силовыми
качествами человека, рассмотрим их
подробнее.

Способность
человека преодолевать внешнее
сопротивление или противодействовать
ему за счёт мышечных усилий называется
силой. Двумя способами оценивают силовые
возможности человека. Первый способ
основан на использовании специальных
измерительных приборов – динамометров.
Второй заключается в выполнении
специальных контрольных заданий на
силу: подтягивание на перекладине,
сгибание и разгибание рук в упоре лёжа,
приседания со штангой и т.д. Для развития
силы надо правильно подбирать величины
дополнительного сопротивления
(отягощения). Его рассчитывают в
зависимости от конкретных задач силовой
тренировки. Вначале определяют
максимальные силовые возможности, а
затем в соответствии с конкретной
задачей определяют вес дополнительного
отягощения. Величины таких отягощений
выражаются в процентах к максимальным
показателям силы занимающихся. Выполнение
упражнений с индивидуально дозированной
нагрузкой позволяет даже самым слабым
занимающимся наглядно видеть свои
успехи. На начальном этапе силовой
тренировки рекомендуется использовать
метод непредельных отягощений.

Способность
человека выполнять движения в минимально
короткий отрезок времени называется
быстротой. Быстрота проявляется через
скоростные способности, которые
выражаются в элементарных и комплексных
формах. К элементарным формам относятся
быстрота движений реакции, скорость
одиночного движения, частота (темп)
движений. Комплексные формы проявляются
во всех спортивных движениях. Это
быстрота бега, движений волейболиста,
футболиста и т.д. В процессе занятий
необходимо развивать все формы проявления
быстроты. Так, для совершенствования
времени реакции можно использовать
подвижные игры с внезапной остановкой,
бег из различных исходных положений по
внезапному сигналу. Рекомендуется
менять длительность пауз между
предварительной и исполнительной
командами при выполнении стартов из
различных исходных положений. Для
поддержания высокого темпа движений
большое значение имеет умение быстро
сокращать и расслаблять мышцы, для чего
используется повторное выполнение
движений с возможно большей частотой,
без излишнего напряжения. Чтобы выполнять
эти движения технически правильно надо
предварительно хорошо их разучить.
Выполнять упражнения, развивающие
быстроту, можно не более 6-10 с, отдых
после выполнения упражнений должен
составлять 20-25 с. Большое количество
повторений надо делить на серии. Отдых
между сериями должен составлять 2-3 мин.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *