УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Уровень цифровой грамотности российских педагогов составляет 88 пунктов (из 100); уровень цифровой грамотности в среднем по России – 52 пункта, свидетельствуют результаты исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), представленного в преддверии Дня учителя.

Исследование было проведено, чтобы понять, формируют, а главное, могут ли формировать сегодня педагоги цифровую грамотность учащихся. Обладают ли сами педагоги достаточным для этого уровнем цифровой грамотности. Готовы ли педагоги к цифровизации образования и умеют ли эффективно использовать ИКТ в образовательном процессе.

Цифровая грамотность учителей школ

Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п.п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Цифровая грамотность учителей вузов

Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Их индекс цифровой грамотности составляет 88 п.п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п.п.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп

В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено комплексное измерение уровня цифровой грамотности. Были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.

Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п. из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п.п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 лет.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы. Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.

В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В настоящее время понятие «цифровая грамотность» постоянно меняется и расширяется. Вследствие этого можно найти много трактовок данного понятия. Мы будем считать, что цифровая грамотность — это способность безопасно работать с информацией (создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни).

Материалы и методы. Статья написана с использованием следующих методов: анализ научной литературы по данной теме, а также результатов социологического исследования аналитического центра НАФИ.

Результаты и их обсуждение. Социологическое исследование, проведенное в рамках вопроса, представляет собой онлайн-опрос, участники опроса – учителя школ. Опрос содержит разного рода вопросы: открытые и закрытые. Педагоги были разделены на две группы: использующие цифровые технологии и те, которые не работают с цифровыми.

Рис. 1. Информация о педагогах школ

Результаты опроса показали, что практически половина педагогов (40%) неуверенно пользуются цифровыми технологиями или вовсе их не используют в педагогической деятельности. Более 20% учителей используют цифровые технологии непродолжительный период времени. При этом практически все педагоги (более 85%) активно используют компьютерную сеть Интернет, и у них нет трудностей при работе с компьютером и гаджетами. Причем педагоги теперь значительно чаще интересуются новыми программными продуктами и ресурсами (более 75%), а также широко пользуются социальными сетями (более 751%).

Рис. 2. Опыт использования цифровых технологий

Рис. 3. Согласие с суждениями о цифровых технологиях

Индекс цифровой грамотности педагогов – показатель уровня готовности педагогов к цифровой экономике, он был разработан НАФИ в три года назад. Данный показатель базируется на оценке информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Помимо опроса для оценки цифровой грамотности проводилось интервью. В ходе опроса каждому участнику необходимо было ответить на 15 вопросов, представленных в виде полярных пар утверждений. Каждому из вопросов были присвоены равные весовые коэффициенты (так как не все индикаторы были более значимы, чем другие).

Для расчета индекса цифровой грамотности педагогов предлагалось шесть суждений (3 верных и 3 неверных). В итоге было 30 суждений для оценки истинности. Значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое между долями верно ответивших респондентов для 5 компонентов цифровой грамотности: информационная, коммуникативная, медиа грамотность, компьютерная, технологическая. Индекс варьируется значениями от 0 до 100.

Рис. 4. Индекс цифровой грамотности учителей школ

Индекс цифровой грамотности учителей школ высокий – 87%. Самое низкое значение у компонента «отношение к технологическим инновациям» – 76%. Данный критерий определяет знание современных технологий и умение работать с гаджетами. Наиболее высокие уровни у компонентов «информационная грамотность» – 93% и «компьютерная грамотность» – 92%.

Выводы. Таким образом, современное обучение в школе невозможно без цифровой грамотности педагогов и учащихся. Цифровая грамотность является одной из главных компетенций педагога. Благодаря ей перед педагогом открываются следующие возможности: поиск материалов для подготовки к урокам, создание электронных образовательных ресурсов для индивидуализации обучения. Все это позволяет повысить мотивацию у учащихся и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.

Социологическое исследование аналитического центра НАФИ позволяет оценить уровень цифровой грамотности с помощью определенного индекса. Результаты измерения индекса цифровой грамотности педагогов показывают, что учителя школ обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает средний показатель по России.

Информационные технологии в образовании: учебник / Е. В. Баранова, М. И. Бочаров, С. С. Куликова, Т. Б. Павлова; под редакцией Т. Н. Носковой. — Санкт-Петербург: Лань, 2016. — 296 с. — ISBN 978-5-8114-2187-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/81571 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Лапчик, М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учебное пособие / М. П. Лапчик. — 3-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 185 с. — ISBN 978-5-00101-769-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151575 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Организация современной информационной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Т. Б. Захарова, А. С. Захаров, Н. Н. Самылкина, Н. А. Нателаури. — Москва: Прометей, 2016. — 278 с. — ISBN 978-5-9907986-4-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/89710 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: монография / Г. Н. Чусавитина, Л. В. Курзаева, Л. З. Давлеткиреева, М. О. Чусавитин. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-2035-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125427 (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности – выше, чем у учеников и студентов вузов. Однако учащиеся опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Почти все учителя используют интернет, а 59% активно пользуются соцсетями. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта НАФИ «Цифровая грамотность и ИКТ-компетенции российских педагогов»*.

Для оценки уровня цифровой грамотности использовалась методология, предложенная на саммите G20**. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде (подробнее о составляющих цифровой грамотности ниже). Ранее Аналитический центр НАФИ проводил измерения уровня цифровой грамотности населения России, а также изучил уровень цифровой грамотности российских подростков.

30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с бОльшим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

По результатам исследования было установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский (на 35 п. п.) и составляет 87-88 пунктов.

Подростки 12–17 лет активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также превышает среднероссийский: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств: по этому показателю у учителей результаты выше учеников на 30 п.п. (92 пункта против 62).

Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками.

Многие педагоги считают, что их коллеги неуверенно используют цифровые технологии в своей преподавательской деятельности или вовсе их не используют. Так, каждый третий утверждает, что существенная доля коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) используют цифровые технологии неуверенно.

Методология и результаты

Цифровая грамотность педагогов измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.

1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%.

2. Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. Для учителей школ и преподавателей вузов показатель компьютерной грамотности составил 92 и 91% соответственно.

3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у педагогов общего образования оценивается на 88%, а у педагогов высшего образования – на 90%.

4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.

5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. Из всех составляющих цифровой грамотности именно этот показатель у педагогов оказался на наиболее низком уровне: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ:

«Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность».


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Российские педагоги хорошо разбираются в цифровых технологиях в целом, но в деле использования их в образовательном процессе педагогам еще есть чему учиться. Об этом говорят результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов»*, реализованного Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года. В рамках исследования сначала замерялся уровень цифровой грамотности российских учителей школ и преподавателей вузов, а затем – уровень применения ими информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (далее – ИКТ-компетентность).

Хотя педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (он составляет 87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов, что на 34-35 п.п. превышает среднероссийский показатель), они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности. Из возможных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов. При этом, чем более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности отмечали учителя и преподаватели, тем более высокий балл набирали.

Результаты исследования показали разницу в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Школьные учителя чаще обмениваются информацией с коллегами из других школ с помощью цифровой коммуникации, чаще повышают уровень своей квалификации посредством онлайн-обучения, более ответственно относятся к безопасности применения технологий в образовательном процессе. Также они более нацелены на выявление индивидуальных особенностей и потребностей учеников посредством анализа цифровых данных.

Преподаватели вузов лучше справляются с внесением изменений в существующие цифровые учебные материалы и ресурсы. Они чаще организуют учащихся в рабочие группы для ведения проектной деятельности с помощью цифровых сервисов, таких как совместные документы и облачные сервера. Кроме того, преподаватели высшей школы активно используют различные цифровые технологии для того, чтобы обеспечить своих студентов обратной связью об их успеваемости.

Данные спецпроекта помогают выявить, какие ИКТ-компетенции у педагогов нужно развивать в первую очередь. Среди таких компетенций оказались:

Для того, чтобы учителя школ и преподаватели вузов чаще и осмысленнее применяли цифровые технологии в учебном процессе, мало одного личного интереса и стремления к саморазвитию с их стороны. Необходимо также проведение обучающих семинаров и встреч с экспертами в учебных заведениях. Кроме того, ситуация могла бы улучшиться, если бы в сфере образования были приняты стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ‑компетентности педагогов.

Педагоги могут самостоятельно оценить свою ИКТ-компетентность, пройдя тест на сайте Европейской комиссии. После прохождения теста каждый участник может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций и получить индивидуальную стратегию их повышения.

Тест на ИКТ-компетентность педагогов

Для вычисления индекса ИКТ-компетентности измерялись 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков**.

Блок 1 – «Профессиональные обязанности» – включает в себя такие компетенции, как использование средств цифровой коммуникации для общения с коллегами и учащимися и налаживания профессионального сотрудничества, рефлексивная практика (обсуждение с коллегами того, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса) и непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий.

Блок 2 – «Цифровые ресурсы» – оценивает умение педагогов отбирать образовательные ресурсы, создавать новые цифровые материалы и обмениваться ими, пользоваться цифровым контентом, не нарушая авторских прав и защищая личные данные.

Блок 3 – «Преподавание и учеба» – посвящен таким педагогическим навыкам, как использование цифровых технологий на пользу учащимся, в частности в целях внедрения инновационных подходов к обучению; организация учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся регулярно пользовались цифровыми инструментами при создании совместных учебных проектов.

Компетенции блока 4 – «Оценка учащихся» – это использование педагогом цифровых технологий для мониторинга прогресса учащихся и анализ данных, помогающих выявить тех учеников и студентов, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Также к этому блоку относится готовность пользоваться цифровыми инструментами для получения обратной связи от учащихся.

Блок 5 – «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе» – объединяет компетенции, связанные с активным вовлечением учащихся в учебный процесс и управление им.

Блок 6 – «Развитие цифровой компетенции учащихся» – проверяет готовность педагога прививать учащимся информационную грамотность, создавать совместно с ними цифровой контент, учить их ответственному использованию цифровых технологий.

Сравнение уровня готовности учителей школ и преподавателей вузов к использованию цифровых технологий в учебном процессе, ТОР-2, в %

3. Толстихина, А. Объединяющий дистант // Дети в информационном обществе. – 2020. -№ 1

. – С. 30-45

2. Soldatova, G. (2020), “Classic School and a Little Online”, Children in the Information Society, Vol. 1

, pp. 16-25.

3. Tolstikhina, A. (2020), “Uniting distance”, Children in the information society, Vol. 1

, pp. 30-45.

Статья поступила в редакцию 18.08.2020

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И НАВЫКИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются основные аспекты развития цифровой грамотности и цифровых навыков современного педагога в условиях активного перехода к цифровому образованию. Рассматриваются требования цифровизации образования, основные виды цифровых навыков и компоненты цифровой грамотности педагога: информационная, компьютерная, коммуникативная грамотность, а также медиаграмотность и отношение к технологическим инновациям. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения, обобщены профессиональные дефициты и направления для профессионального развития.

Ключевые слова: цифровизация образования, педагог, цифровая грамотность, цифровые навыки, профессиональные дефициты, профессиональное развитие.

DIGITAL FLUENCY AND DIGITAL SKILLS OF MODERN TEACHER

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

In the article the main aspects of the development of digital fluency and digital skills of the modern teacher in the context of the active transition to digital education are considered. The study examines the key requirements of digitalization of education, the main types of digital skills and components of the teacher’ digital fluency (information, computer, communication fluency, as well as media fluency and attitude to technological innovations). The results of the national study of digital fluency of teachers in comparison with other social groups of the population are presented; professional deficits and directions for professional development are summarized.

Keywords: digitalization of education, teacher, digital fluency, digital skills, professional deficits, professional development.

Развитие и внедрение концептуальных положений, обеспечивающих повышение технологичности и гибкости образования, а также интереса и мотивации обучающихся, предъявляет повышенные требования ко всему педагогическому сообществу, требует овладения новыми профессиональными компетенциями и навыками, уверенного владе-

ния цифровым контентом.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается работа по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые должны существенно обновить систему дополнительного профессионального образования. Согласно концептуальным положениям, ключевым направлением деятельности новых структур наряду с повышением квалификацией и организацией стажировок должно стать обучение активному использованию цифровых технологий в образовании. При этом вопросы использования цифровых технологий, облачных сервисов, проектирования онлайн обучения, интеграции онлайн-курсов в основную образовательную программу определены как наиболее актуальные и перспективные для профессионального развития.

Именно поэтому целью настоящего исследования явилось изучение уровня развития основных направлений цифровой грамотности современного педагога и определение требований к развитию ключевых цифровых навыков в условиях активного перехода к цифровому образованию.

Именно поэтому современный педагог должен уметь не только эффективно использовать имеющиеся цифровые технологии, пользоваться различными текстовыми и графическими редакторами, средствами обработки информации, программами для создания презентаций, но и осваивать новые технологии, уделять особое значение самосовершенствованию и развитию собственной цифровой грамотности и цифровых навыков, что в целом определяет цифровую культуру современного учителя.

– общими цифровыми навыками (например, поиск информации в Интернете, использование офисных программ и приложений и т.п.);

– комплементарными цифровыми навыками, связанными с выполнением новых задач (например, использование социальных сетей и других цифровых мессенджеров для коммуникации с обучающимися и родителями);

– специальными навыками по использованию новейших сервисов цифровой экономики (например, использование облачных технологий и хранилищ для размещения образовательного контента).

В условиях неограниченного доступа к большим и разнообразным данным, высокой скорости обмена информацией особое значение имеет методическое сопровождение и помощь обучающимся в выборе, оценке достоверности, интерпретации и анализе имеющейся информации. Современный педагог должен уверенно ориентироваться в цифро-

Возможность доступа к большим базам данных информации на фоне существенного увеличения скорости ее распространения кардинально меняет образование и требует от педагога освоения новых компетенций.

Насколько эффективно могут формировать сегодня педагоги цифровую грамотность обучающихся и обладают ли они для этого достаточным уровнем развития цифровых компетенций? Готовы ли педагоги к цифровизации образования и активному внедрению цифрового образования?

Коммуникативная грамотность -г1 89″

Компьютерная грамотность — ^^

учителя преподаватели россияне в целом дети 12-17 лет молодежь 18-24 россияне с

Результаты исследования позволили установить существующие дефициты в формировании цифровой грамотности современных учителей:

• необходимо повысить знания педагогов в сфере развития цифровых технологий и новых ресурсов, изучения ключевых направлений цифровизации образования в целом;

• необходимо научиться работать новейшими технологиями и техническими устройствами, которые уже активно внедряются в нашу повседневную жизнь;

• важно развивать установки на развитие информационной безопасности, необходимости проверки получаемых сведений из разных информационных источников, а также в положительном отношении к средствам связи и иным техническим устройствам, обеспечивающим новое качество жизни современного человека.

Именно решение этих задач и совершенствование выявленных дефицитов позволит обеспечить необходимое развитие цифровых компетенций, применяемых педагогами в профессиональной деятельности.

С учетом представленных концептуальных положений и результатов исследования, мотивация педагогического сообщества на развитие цифровых навыков в условиях активного развития цифровых технологий и определяет ключевую задачу дополнительного профессионального образования, направленного на профессиональное развитие, эффективное научно-методическое сопровождение формирования цифровых компетенций педагогических работников, в том числе в формате «горизонтального обучения» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование».

В структуре профессионального развития современного педагога можно определить следующие ключевые положения цифровой грамотности:

– эффективное использование новых цифровых технологий (интерактивных средств обработки информации, мобильных технологий, электронных ресурсов, средств цифровой коммуникации);

– эффективная ориентация в Интернете, умение искать и обрабатывать новые знания, различные формы и виды данных, необходимые сведения и информацию;

– умение создавать новый образовательный контент, интерактивный учебный материал в цифровой среде.

Именно эти компетенции и определяют требования к информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношению к технологическим инновациям современного педагога на ближайшие годы.

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. – Москва : Перо, 2020. – 98 с.

2. Колыхматов, В. И. Значение цифровых технологий в профессиональном развитии педагога // Педагогический поиск: инновационный опыт, проблемы качества профессионального развития педагога : материалы конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 50-55.

3. Колыхматов В. И. Образование будущего: технологии цифровизации // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XXV Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 12-15.

4. Колыхматов, В. И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 9 (163). – С. 152-158.

5. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г. Р. Имаева, Л. В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – Москва : Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.

6. Binginlas, K. A. Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature / K. A. Binginlas // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2009. – V. 5

. – P. 235-245.

7. Role of ICT in the Curriculum Educational System / S. Shahmir, F. Hamidi, Z. Bagherzadeh, L. Salimi // Procedia Computer Science. – 2011. – V. 3. – Р. 623-626.

1. Bilenko, P. N., Blinov, V. I., Dulinov, M. V., Yesenina, E. Yu., Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2020), Didactic concept of digital vocational education and teaching, Pero, Moscow.

2. Kolykhmatov, V. I. (2019), “Role of digital technology in the teacher professional development”, Inter-regional scientific-practical Conference “Pedagogical search: innovative experience, quality problems of professional development of a teacher”, St. Petersburg, pp. 50-55.

3. Kolykhmatov, V. I. (2019), “The future of education: digital transformation”, Modern education: content, technology, quality: materials of the XXV international scientifically-methodical conference, St. Petersburg, pp. 12-15.

4. Kolykhmatov, V. I. (2018), “Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 162, No. 8, pp. 152-158.

5. Aimaletdinov, T. A., Baimuratova, L. R., Zaitseva, O. A. et al (2019), Digital fluency of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process, Analytical Center NAFI, Moscow.

6. Binginlas, K. A. (2009) “Barriers to the successful integration of ICT in teaching and learning environments: a review of the literature”, Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, Vol. 5

, pp. 235-245.

7. Shahmir, S., Hamidi, F., Bagherzadeh, Z. and Salimi, L. (2011), “Role of ICT in the Curriculum Educational System”, Procedia Computer Science, Vol. 3, pp. 623-626.

Статья поступила в редакцию 20.08.2020

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; Игорь Александрович Бушин, кан-

Похожие публикации

Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (весна-лето 2019)

пунктов составляет уровень цифровой грамотности педагогов

пункта – уровень цифровой грамотности в среднем по России

Цель проекта

Сбор данных осуществлялся методом онлайн-опроса учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы (Приложение 1). Для получения объективной картины опрошенным педагогам предлагалось не только ответить на вопросы теста, но и оценить долю педагогов в их учебных заведениях, которые не работают с цифровыми технологиями и не используют их в педагогической деятельности.

Основные выводы


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Цифровая грамотность учителей школ

Индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 п.п. из 100 возможных, что является достаточно высоким показателем. В разрезе компонентов цифровой грамотности наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 п. п.). По данному индикатору измерялось знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и установки в отношении пользы технологических инноваций. Наиболее высокий уровень учителя продемонстрировали в информационной и компьютерной грамотности — показатели составляют 93 п. п. и 92 п. п. соответственно.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Цифровая грамотность учителей вузов

Преподаватели высших учебных заведений также демонстрируют высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. Очевидно, работа в системе современного образования оказывается невозможной без знаний, навыков и установок во всех пяти компонентах цифровой грамотности. Индекс цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений составляет 88 п. п. из 100 возможных. В разрезе компонентов индекса цифровой грамотности преподавателей вузов хуже всего, как и у школьных учителей, представлен показатель отношения к технологическим инновациям: значение компонента у преподавателей вузов — 78 п. п.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Сравнение уровня цифровой грамотности педагогов и других социальных подгрупп

В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Так, по России в целом индекс цифровой грамотности взрослого населения по аналогичной методике измерения составляет 52 п. п. из 100 возможных.

Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе

В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Напротив, исходным и разделяемым нами являлось определение ИКТ‑компетенций педагога, описывающее их как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).

Разделяя данный подход, в 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков:


УЧИТЕЛЯ РАЗБИРАЮТСЯ В ТЕХНОЛОГИЯХ ЛУЧШЕ ЧЕМ УЧЕНИКИ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *