Методика организации урока
Методика организации урока затрагивает
методы работы преподавателя с данным
контингентом учащихся (класс, команда,
секция), порядок выполнения ими заданий,
расположение преподавателя, учащихся
и снарядов на рабочей площадке (зал,
стадион, местность). Правильная организация
урока обеспечивает оптимальные условия
для решения учебно-воспитательных
задач.
Различают три основных метода организации
занимающихся на уроке: фронтальный,
групповой, индивидуальный.
При фронтальном методе преподаватель
работает сразу со всеми учащимися на
едином учебном материале.
При групповом – учащиеся разделены на
группы, которые получают отдельные
учебные задания. Преподаватель, не
выпуская из-под своего контроля всех
учащихся, работает по преимуществу с
одной группой или поочерёдно переходит
от одной группы к другой.
При индивидуальном методе задания
получает каждый учащийся и выполняет
его самостоятельно. Преподаватель
руководит работой учащихся выборочно.
Каждый из методов имеет достоинство и
недостатки.
Так, проведение урока фронтальным
методом позволяет наилучшим образом
держать в поле зрения всех учащихся и
непосредственно руководит их деятельностью.
При этом, однако, затрудняется
индивидуальный подход к учащимся.
Применение группового и индивидуального
методов, наоборот, ограничивает
возможность преподавателя в равной
мере контролировать всех учащихся.
Какой из методов наиболее пригоден на
данном уроке зависит от степени новизны
и сложности учебного материала,
материальной оснащённости места
проведения урока, возраста занимающихся,
величины площадок для упражнений.
Для урочных занятий в целом, как правило,
типично смешанное использование методов
организации учащихся. Начало урока
обычно проводят фронтальным методом,
в основной части урока занимающихся
делят на группы или работают с ними
индивидуально и, наконец, завершают
урок вновь фронтальным методом.
Методику урока определяет также порядок
выполнения занимающимися заданий.
Существуют два основных способа:
одновременный и поочерёдный. В первом
случае упражнения или другие виды
деятельности выполняются всеми учащимися,
во второй – каждый поочерёдно. И при
том, и при другом способе учащиеся могут
работать непрерывно (поточно) или с
интервалами.
Сущность поточного выполнения заключается
в том, что учащиеся выполняют упражнения
одно за другим почти без отдыха.
Особую разновидность поточного метода
представляет собой круговое выполнение
упражнений, позволяющих интенсивно
развивать физические качества. Оно
заключается в том, что учащиеся выполняют
комплекс заданий (со снарядами или без
них) поточно на специальных местах или
«станциях», расположенных по кругу,
переходя с одной «станции» на другую.
Поточное выполнение упражнений
обеспечивает большую интенсивность
работы, чем раздельное. Однако оно менее
эффективно в общеобразовательном
отношении, т.к. отсутствие перерывов
между упражнениями затрудняет объяснения,
анализ движений и использование других
элементов обучения.
Успех работы учащихся зависит также
от расположения преподавателя, учащихся
и снарядов на площадке для занятий.
Рациональным могут быть самые
разнообразные построения, но во всех
случаях они должны удовлетворять
следующим требованиям:
Хорошо продуманное расположение
занимающихся на уроке способствует
воспитанию дисциплинированности и
коллективизма.
Оборудование учебной площадки.
Место для обучения
передвижению на лыжах называют учебной
площадкой.
Ее оборудуют
на равнинных участках местности,
располагая таким образом, чтобы все
занимающиеся находились в поле зрения
учителя и имели достаточно места для
передвижения. На учебной площадке обычно
прокладывают лыжню в виде прямоугольника
с закругленными углами. Его размеры
15Х60, 20Х80-100 или 40ХI00-120 м.
В середине
этого прямоугольника прокладывают
демонстрационную лыжню для учителя
(см. рис.).
Внутренняя лыжня
80х20 м
Для закрепления
и совершенствования лыжных ходов
прокладывают учебную
лыжню.
Длина – 2,5-3 км. Она
должна быть
ровной и укатанной. При рыхлом снеге
подготавливают и места для упора лыжными
палками.
Тренировочные
лыжни –
места, на которых совершенствуются
навыки, полученные на учебной площадке
– пересеченная местность длиной 2,3,5,10
км.
Учебно-тренировочные
склоны –
места, на которых проводится изучение
и закрепление спусков, подъемов,
торможений, поворотов. Их подготавливают
заблаговременно, осенью. Выбранные
участки очищают от посторонних предметов,
пней, коряг, больших камней, а ямы
заравнивают. Дистанцию измеряют
металлическим тросом или мерной лентой.
Для обучения
подъемам и спускам, торможениям и
поворотам выбирают участки местности
с пересеченным рельефом. Крутизна
склонов должна быть от 3-5 до 15-200
(Склон малой крутизны 5-15о,
средней – 15-25о,
крутые – 25о
и более). Протяженность: короткие – 50
м, средние – 150 м, длинные – 150 м и более.
Склоны выбирают
пологими, открытыми, без леса и кустарников.
В конце склона необходим ровный выкат.
Не следует выбирать участки с выкатом
на плохо замерзающие водоемы и болота.
Нельзя располагать учебные склоны
вблизи проезжих дорог.
Многие городские
школы лишены возможности выбрать место
для занятий по лыжной подготовке. Они
проводят занятия в парках, близлежащих
скверах и других участках, свободных
от движения транспорта. Таким участком
может быть и пришкольный участок, (если
его заранее подготовить для занятий по
лыжной подготовке). Положительным в
использовании пришкольного участка
является то обстоятельство, что учащиеся
пользуются раздевалками школьного
спортивного зала, подготавливаются к
занятиям в удобном помещении, имеется
возможность сообщать им теоретические
сведения с помощью ТСО.
Учебные трассы
на пришкольных
участках можно подготовить искусственным
способом. С помощью сборных деревянных
конструкций имитируют неровности
местности на небольших участках, снежный
покров готовят специально для занятий.
Руководство учебной группой.
Руководство учебной группой. Обучающиеся всегда должны видеть и слышать преподавателя. При обучении способам ходов он обычно находится в середине учебной площадки, но может передвигаться и внутри круга. На учебном склоне преподаватель вначале находится на вершине склона перед группой, при выполнении передвижения — на середине склона, при объяснении подъема — внизу, при обучении поворотам — на середине склона, чтобы обучающие делали повороты вокруг него. На учебной и тренировочной лыжне преподаватель должен находиться то в голове колонны, то, пропустив группу вперед, сделать нужные указания и остаться в конце колонны, затем снова выйти вперед.
Если есть возможность, надо подобрать тренировочную лыжню в виде вдавленного эллипса, что позволит преподавателю маневрировать по местности зигзагом между сторонами эллипса.
Управление группой обучающихся осуществляется посредством команд, распоряжений и указаний.
Если группа расположена на большом пространстве или растянута в колонну, а командовать надо при низкой температуре, то это ставит преподавателя в особые условия. Чтобы не перетруждать голос, можно пользоваться обусловленными сигналами.
Когда группа с лыжами или на лыжах стоит на месте, подаваемая команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной.
В предварительной команде указывается, что предстоит сделать (она передается отчетливо и протяжно); исполнительная команда — сигнал к действию (она передается резко и отрывисто). Все исполнительные команды для передвижения, остановки, перестроения и перемены направления на ходу на лыжах подаются протяжно. Распоряжения даются немногословные и ясные, ровным голосом; указания и подсчеты подаются звучным голосом, мягким тоном. Подсчет надо разнообразить, чередуя его с указаниями движения конечностей, частей инвентаря или действий (рука, нога, палка, лыжи, вынос, толчок и т. п.). Следует интонацией голоса подчеркивать характер действия (быстро, медленно, сильно и т. п.).
Интервал между обучающимися на учебной площадке 8—10 м, а на учебной и тренировочной лыжне 4—6 м. На склоне следует увеличивать дистанцию в зависимости от его крутизны и пересеченности до 15—20 м, а в отдельных случаях выполнять спуск поочередно. В процессе освоения техники надо стремиться сокращать дистанцию до 2—3 м.
Для удобства управления группой преподаватель предпринимает те или другие перестроения группы. Для всех построений, перестроений и передвижений преподаватель пользуется уставными строевыми командами.
Построение урока.
Построение урока. Урок состоит из трех частей, каждая из которых имеет свое специальное назначение, частные задачи и главные средства. Воспитательные задачи и соблюдение физиологических требований обязательны на протяжении всего урока.
Первая часть урока (вводная). Основное назначение: организовать занимающихся, подготовить организм к последующей более интенсивной работе.
Частные задачи: построение группы, объяснение задач урока, сосредоточение внимания занимающихся на предмете занятий и выравнивание их эмоционального состояния, подготовка организма к практической работе (повышение деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхательного и нервно-мышечного аппаратов, подготовка их к соответствующей нагрузке).
Главные средства: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, расчет и проверка передвижения к месту продолжения занятий, прохождение нескольких кругов на площадке, несколько свободных спусков и подъемов.
Вторая часть урока (основная). Основное назначение: изучение основ техники, их совершенствование, повышение тренированности и освоение тактики.
Частные задачи: изучение спортивной техники, совершенствование техники в различных условиях, развитие физических качеств, изучение конкретных тактических действий.
Главные средства: подводящие упражнения на лыжах с палками и без палок, изучение элементов техники (ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов), передвижения на лыжах на учебной и тренировочной лыжне с различной интенсивностью.
Третья часть урока (заключительная). Основное назначение: организованно закончить урок.
Частные задачи: подведение итогов занятий и сообщение необходимых сведений о дальнейших занятиях, успокоение деятельности организма после напряженной физической работы.
Главные средства: замедленное (спокойное) возвращение к лыжной станции на лыжах (с палками или без палок) по ровной или слабопересеченной местности, упражнения, способствующие правильной осанке, расчет и проверка личного состава группы.
Работу с занимающимися преподаватель должен начинать еще до построения на урок. Она может выразиться в указаниях относительно одежды, подготовки лыж к занятиям и их смазке, консультации по этим вопросам и т. д.
Вводная часть урока начинается с построения и приема рапорта дежурного. Как правило, упражнения первой части урока не требуют много времени на объяснение и изучение; эта часть занимает не более 10—15 мин. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах должны выполняться четко, быстро, точно, согласованно всей группой. Передвижение к месту дальнейшего проведения занятий и некоторые проводимые там упражнения (прохождение круга, спуск со склона, пробный прыжок, разминка) выполняются с постепенным повышением нагрузки. В результате проведения этой части урока занимающиеся должны быть хорошо подготовлены к решению задач основной части урока.
В основной части урока (длительность 70—80 мин) в зависимости от подготовленности занимающихся и типа урока проводится изучение элементов техники, затем изучение способа в целом и совершенствование в процессе тренировки. Техника способов передвижения изучается сначала на учебной площадке, затем закрепляется на учебной лыжне и учебно-тренировочных склонах. Далее занимающиеся переходят на тренировочную лыжню для совершенствования способов передвижения в усложненных условиях. По мере освоения учебной программы время для занятий на учебной площадке и учебной лыжне постепенно уменьшается. Возникает необходимость совершенствовать технику на больших скоростях в более сложных условиях, воспитывать умение распределять свои силы на дистанции и решать другие тактические задачи, больше уделять внимания совершенствованию физических, моральных и волевых качеств. Занятия проводятся теперь главным образом на тренировочной лыжне, склоне или трамплине и носят тренировочный характер. В процессе этих занятий лыжники подготавливаются к сдаче контрольных нормативов; процесс собственно обучения переходит в процесс преимущественно тренировки. Каждая учебная программа предусматривает подведение итогов работы, прием контрольных нормативов, которые следует проводить в виде зачетных соревнований. Занятия в этих случаях проводятся в виде контрольных уроков.
В заключительной части урока определенное внимание уделяется специальным упражнениям, соответствующим формированию правильной осанки. Эти упражнения, ввиду их малой дозировки, не могут полностью быть корригирующими; после значительной по нагрузке мышечной работы они лишь напоминают о необходимости правильной осанки, создают известную подтянутость.
В уроке физиологическая кривая нагрузки определяется на основе пульсовых данных. Хотя этот показатель не дает полного представления о реакциях организма человека на физическую нагрузку, он все же служит некоторым практическим и объективным критерием для преподавателя при дозировке физических упражнений.
При занятиях с начинающими и слабо подготовленными группами наиболее рациональна такая кривая урока, которая повышается постепенно, причем лучше, если она идет волнообразно, т. е. подъем кривой периодически сопровождается некоторым ее понижением. Это способствует восстановлению работоспособности организма лыжника, частично отдыхающего при снижении нагрузки.
Во-второй части урока кривая нагрузки будет иметь волнообразное повышение (плато). В учебно-тренировочном уроке кривая нагрузки максимально повышается во второй половине основной части урока. В тренировочном и контрольном уроках (когда преподаватель ведет зайятия с хорошо физически подготовленной группой) физиологическая кривая во второй части урока имеет вид довольно высокого волнообразного плато или многовершинной кривой.
В процессе обучения необходимо особое внимание обратить на правильное дыхание и обучать лыжников рациональному дыханию. Исследованиями доказано, что движения лыжников сочетаются с дыханием в определенной зависимости. Правильное дыхание улучшает работоспособность и увеличивает скорость передвижения. Связь между фазами движений и дыхания устанавливается постепенно, по механизму условного рефлекса и прочно закрепляется как составная часть общего двигательного навыка. По исследованиям (Рыбаков Ю. Ф., 1975), эта связь устанавливается после 10—12 занятий на снегу, но прочность ее различна, изменчива. Установлено, что характер дыхания у квалифицированных лыжников четко соответствует темпу передвижения и находится с ним в соотношении 1:1,1:2,2:1 или близко к этому значению как в попеременных, так и в одновременных ходах. С увеличением темпа передвижения, в конце подъема, с нарастанием утомления, на финише гонки частота дыханий становится выше частоты движений. Это вызвано необходимостью удовлетворения кислородного запроса.
У начинающих лыжников, как правило, нет четкого согласования дыханий с движениями. Этому согласованию надо учить с первых занятий как при имитации ходов, так и на снегу. Наиболее простая методика обучения согласованию движений с дыханием сводится к следующему: при выносе вперед руки делать вдох, при толчке рукой — выдох. В этом случае на один дыхательный цикл — вдох-выдох — приходится один двигательный цикл — два шага. В одновременных ходах и при их имитации на вынос рук вперед делать вдох (или на вынос палок вперед делать вдох-выдох-вдох), при отталкивании палками — выдох. Такое соотношение нередко встречается при напряженной гонке. В процессе тренировки систематически следует разрабатывать сочетание движений с дыханием. Эти сочетания следует тренировать индивидуально в зависимости от особенностей дыхания лыжника. Во всех случаях не следует ограничивать частоту дыхания. Дыхание лыжника-гонщика должно строго соответствовать темпу передвижения, быть ритмичным и достаточно глубоким.
Игры для закрепления навыка стойкам
можно одновременно играть на нескольких площадках, разделив
учащихся на несколько групп (по полу, по подготовленности и др.);
в игре 2-3 «Салки»;
осаливание не рукой, а волейбольным мячом.
5. Виды перемещений:
Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
К вопросам организации занятий относятся: материально-техническое обеспечение, выбор и подготовка мест занятий, учет метеорологических условий, профилактика травм и руководство учебной группой на занятии.
Выбор и подготовка мест занятий. Лучше всего, если район, в котором проводится учебно-тренировочное занятие, представляет собой пересеченную лесистую местность. Надо составить план этой местности и отметить в нем ряд секторов, соответствующих задачам урока. На местности надо определить учебные площадки, учебные склоны, учебные лыжни и тренировочные лыжни.
Учебная площадка — это место, где проводятся занятия по обучению технике и ее проверке. Для этой цели пригодна большая лесная поляна, защищенная от ветра деревьями. Желательно, чтобы одна половина площадки была горизонтальная, а другая имела уклон 3—4°. Лыжня с таким уклоном, хотя бы и вне площадки, необходима для того, чтобы разучивать скользящий, накатистый шаг и одновременные ходы.
В зависимости от возраста, пола и подготовленности занимающихся и задач урока учебная площадка подготавливается по-разному. Некоторые виды учебных площадок для занятий показаны нниже:
Лыжни на учебной площадке прокладываются преподавателем, они должны быть ровными и узкими; на широкой, плохо проложенной лыжне трудно изучать технику движения.
Размер площадки для учебной группы 12—15 человек — 100×40 м. На площадках меньших размеров частые повороты нарушают ритм и темп передвижения, мешают освоению и закреплению необходимых навыков. Но не рекомендуется и площадка больше чем 120х60 м, так как преподавателю на большом расстоянии трудно замечать ошибки и давать указания, а обучающимся издали не слышно замечаний преподавателя.
Внутри площадки или рядом с ней преподаватель прокладывает для себя отдельную лыжню, на которой показывает различные движения и ход в целом.
Учебный склон — место, на котором проводится изучение спусков, подъемов, торможений и поворотов на лыжах. Учебных склонов должно быть несколько, так как изучение этих способов движений требует различных условий местности.
При выборе склонов необходимо учитывать снежный покров и профиль: крутизну, длину, наличие неровностей и растительности. По крутизне склоны подразделяются на: малой крутизны (5—15°), средней крутизны (15—25°), большой крутизны (25° и более); по протяженности на: короткие (до 50 м), средние (до 150 м), длинные (свыше 150 м); по характеру местности: на гладкие и пересеченные; по наличию деревьев и кустарников: на закрытые и открытые.
В зависимости от подготовленности группы и задач урока лыжни на учебных склонах прокладываются по-разному.
Желательно, чтобы местность от учебной площадки до учебного склона была пересеченной. Это позволит передвигаться от площадки к склону среди деревьев, кустов, беспрерывно меняя направление, преодолевая небольшие.
Учебная лыжня служит для передвижения определенными способами с целью закрепления навыков. При закреплении навыка в передвижении попеременными ходами учебная лыжня подбирается на слабопересеченной местности; при закреплении навыков в передвижении одновременными ходами — на открытой местности с уплотненным снежным покровом. Учебные лыжни представляют собой замкнутые вытянутые кривые протяженностью 2,5—3 км.
Маршруты учебных лыжней должны быть подобраны так, чтобы преподавателю удобно было наблюдать за участниками на дистанции. Кроме того, на отдельных отрезках надо проложить для преподавателя параллельную лыжню.
Тренировочные лыжни служат для совершенствования навыков, изученных на учебных площадках и склонах и учебных лыжнях. Для этого лыжники в зависимости от местности сами выбирают подъемы и спуски.
Выбирают наиболее рациональный способ передвижения, учатся переходить с одного хода на другой, изменять стойку спусков, выбирать наиболее эффективные способы подъема, отрабатывают элементы тактики и техники в зависимости от условий (снежный покров, рельеф, направление ветра и т. п.)- Маршрут тренировочной лыжни прокладывается по пересеченной местности. От занятия к занятию он усложняется и по мере надобности увеличивается.
Форма тренировочных лыжней может быть различна: круг, эллипс, два круга (один внутри другого), восьмерка и т. п. Дистанции 3 и 5 км рекомендуется прокладывать в виде одной замкнутой кривой, 10 км — в виде двух кривых, 20 км — в виде трех кривых (2 круга по 5 км и один—10 км). При таком разнообразном сочетании отрезков экономится время на выбор местности и измерение дистанции, создаются условия для того, чтобы научиться распределять силы на дистанции, а преподавателю чаще делать указания своим ученикам.
Выбор места занятий по лыжной подготовке.
Учебная, внеклассная
и внешкольная работа по лыжной подготовке
и лыжному спорту играет значительную
роль в физическом воспитании школьников.
Естественно, что эта работа должна
проводиться на тщательно подготовленных
и специально оборудованных местах.
При выборе мест,
наиболее пригодных для проведения
занятий различными видами лыжного
спорта, основные требования предъявляют
к рельефу местности. Равнинные и слегка
пологие участки наиболее пригодны для
прогулочных лыжных походов. В среднегорье,
на высоте 500-600 м
находится
оптимальная зона для строительства
лыжных баз и станций, обслуживающих
трассы для гонок и трамплинов для прыжков
на лыжах. В субальпийской зоне,
расположенной на склонах гор, сооружают
горнолыжные станции и целые комплексы
сооружений. Горные приюты для лыжников
строят в альпийской зоне высокогорья
на высоте от 2000 до 2500 м.
Фактором, имеющим
решающее значение при строительстве
сооружений для лыжного спорта, являются
климатические условия, которые
определяются наличием снежного покрова,
средней годовой температурой, розой
ветров. Большое значение при выборе
места для строительства лыжных спортивных
сооружений является их транспортная
доступность. Ее рассчитывают так, чтобы
лыжные базы для массового катания
располагались не далее 50 км,
а базы для
спортивных занятий не далее 70 км
от города и
были связаны с ним транспортной
магистралью
Главным критерием
выбора места строительства лыжной базы
является экономичность и рентабельность
сооружения, которая в свою очередь
зависит и от выбора типов здания,
географического положения стройки,
наличия дополнительных вспомогательных
устройств и сооружений, подземных путей,
подъемников, помещений для административных,
хозяйственных и технических служб.
Рассмотрим более подробно каждый из видов
Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Как
правило, сочетается с шагом или бегом. В основном скачек позволяет быстрее
завершить перемещение.
Ходьба. В ходьбе игрок перемещается пригибным
шагом, в отличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутой. Это
позволяет избежать вертикальных колебаний и быстро принимать положение для
выполнения технических приемов.
Бег. Для данного вида перемещений характерны:
стартовые ускорения, резкие изменения направления и остановки. Бег
осуществляется тем же пригибным шагом, при этом последний беговой шаг должен
быть наибольшим и заканчиваться стопорящим движением, аналогичным направляющему
шагу. Данный вид наиболее актуален при нападающем ударе, так как позволяет
быстро делать остановки либо резко менять направление.
6. Методика обучения перемещениям:
Выполнение
обычного бега лицом вперед
Бег
на месте с переходом в бег по прямой
Семенящий
бег с переходом на обычный
Бег
по заданной дистанции
Бег
с высоким подниманием бедра
Бег
приставными шагами правым, левым боком
Бег
приставными шагами вдоль сетки
Прыжки
с ноги на ногу
То
же, но по специальным отметкам
То
же, но с последующим ускорением
Старты
с места с ускорением на 5-10 метров
Чередование
обычного бега с ускорением
При обучении беговым упражнениям следует обратить
внимание на степень сгибания ног, особенности постановки стоп на площадку,
оптимальную величину шагов, эффективное отталкивание от опоры.
Закрепление
перемещений в играх и игровых приемах:
челночный бег
с различными способами перемещений и его варианты;
игра «Салки».
Правила те же, но вместо бега – перемещение по заданию тренера;
игра «Перехвати
шар» – на двух сторонах площадки играют по две команды. Одна команда
владеет волейбольным мячом и, подбивая его, перемещается в пределах своей
площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же
способом, перехватить шар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться
игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за
пределы площадки, возвращается в игру противоположной команде. За каждый
перехват мяча команде начисляется очко. При нарушении правил игры мяч
передается другой команде.
7. Контрольные упражнения (5-7
классы):
Прыжок в длину
с места:
8. Примерные
конспекты урока и тренировочного занятия
Конспект
урока по физической культуре для 5 класса Педагог – Ланко Максим Сергеевич.
Предмет: физическая культура
Тип урока: комбинированный Раздел: волейбол.
Цель урока – сформировать у обучающихся знания и
навыки игры в волейбол.
Образовательная: познакомить с игрой волейбол
и правилами техники безопасности; обучать стойке игрока; передвижению в стойке;
обучать передаче двумя руками сверху
Оздоровительная: развивать быстроту,
ловкость, координацию за счет выполнения передач
Воспитательная: воспитывать умение действовать
в парах, уважительно относиться к партнеру
Оборудование: волейбольные мячи (1 на каждую
пару), свисток, волейбольная сетка, фишки
I. Подготовительная часть –
(10-15 мин.)
Построение,
сообщение задач (Обратить внимание на спортивную форму, обувь
занимающихся)
Беседа:
«История развития волейбола и правила техники безопасности». ( Рассказ:
Волейбол – коллективная игра; играют 6*6;
цель игры – ударами рук направить мяч на сторону соперников и там
приземлить;
размер площадки 9*18 м, разделенной пополам сеткой (на высоте
2,43 м.- для мужских и 2,24 м – для женских команд);
матч состоит из пяти партий, а они – из эпизодов, в любом из них
разыгрывается одно очко. Эпизод начинается с подачи через сетку (подающий
находится за линией своей площадки), после чего игроки неприятельской команды,
передавая мяч друг другу не более двух раз, третьим ударом отправляют через
сетку. Команда получает очко и право на следующую подачу, если соперник не
сумеет отбить мяч ( и он коснется земли либо пола) или не перекинет мяч обратно
через сетку за три касания. Выигрывает партию команда, набравшая 25 очков. При
счете 24:24 игра продолжается до тех пор, пока разница не достигнет двух очков.
В матче побеждает команда, которая одолела соперников в трех партиях из пяти.
Правда, в пятой партии требуется набрать не 25, а 15 очков.
игроки команд располагаются на площадках в
определенном порядке, зоны обозначаются номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6 ( против
часовой стрелки); три под сеткой (передняя линия) и три сзади (задняя линия). В
соответствии с зонами распределяются и игроки команды. В игру мяч вводится
игроком зоны 1, для чего он выходит из площадки за лицевую линию, в зону
подачи.
-если команда выигрывает очко при чужой подаче, то
перед своей игроки, двигаясь по часовой стрелке, переходят в другие зоны.
Это было в 1895 году. Приоритет в создании волейбола
принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры колледжа в американском
городе Холеоке. Однажды Морган предложил своим питомцам побросать через
рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он с удивлением обнаружил, что
те с явным азартом обмениваются пасами. Тогда учитель сам занял место на
площадке и сразу же после урока разработал первые правила игры.
Волейбол – в переводе с английского означает “летающий
мяч”. Действительно, это единственная спортивная игра, где главная задача – не
дать мячу коснуться земли. Техника безопасности:
В
начале занятия сделать разминку, хорошо разогреть мышцы и связки.
Осмотреть
игровую площадку, чтобы на ней не было опасных предметов.
Не
принимать мяч сверху на прямые руки, большие пальцы не выставлять вперёд.
При
приёме мяча снизу не сгибать руки в локтевых суставах.
Внимательно
следить за тем, чтобы мяч не попал под ноги.
После
прыжков приземляться на согнутые ноги в широкую стойку.)
а) лицом вперёд;
б) с захлестыванием голеней;
в) с высоким подниманием бедра;
г) приставными шагами правым
боком в стойке волейболиста;
д) приставными шагами левым боком
в стойке волейболиста;
е) спиной вперед;
1)И.п.- о.с. Наклоны головы вправо, влево, вперёд,
назад.
2) И.п.- о.с. правая рука вверх. Рывки руками со
сменой положения рук.
3)И.п.
– о.с. Вращение прямыми руками вперёд и назад. Вращение в локтевых суставах.
Вращение в лучезапястных суставах. 4)Локтевым сгибом правой
руки захватить левую и пружинистыми движениями постараться максимально близко
прижать левую к груди и выполнить повороты вправо. То же в другую
сторону. 5) И.п. – стойка ноги врозь. Захватить правой рукой левое
запястье над головой и выполнить 4 наклона вправо. То же в другую
сторону.
И.п.
– стойка ноги врозь. Наклоны вперёд (руки тянуть к носкам) и назад (руки под
спину.)
И.п.
– широкая стойка ноги врозь. Согнуть ноги в коленях и выполнять перемещения
вправо и влево
И.п.
– упор присев. Выпрыгивания с выносом прямых рук вверх.
II. Основная часть (20-25
мин.)
Обучение
стойке игрока: а) рассказ и показ
учителем
б) выполнение учащимися.
Обучение передачи мяча двумя руками сверху
а) рассказ и показ
учителем,
б) выполнение захвата мяча с
пола,
в) то же без мяча,
г) выполнение захвата мяча с пола и выполнение
передачи над собой,
д) выполнение передач в
пол,
е) выполнение передачи
партнёру 3) Встречные эстафеты с
элементами в/б 1) Прокатить мяч пальцами
правой руки по полу и встать в конец колонны.
То же левой
рукой.
Перемещения в стойке
2 шага правым боком, 2 шага левым боком.
Добежать до обруча с
мячом, поднять мяч пальцами и выполнить передачу над собой, положить мяч и
передать эстафету касанием руки.
Добежать до
гимнастической палки и выполнить 4 прыжка боком на двух ногах через палку.
Раздавать
инвентарь помогают освобождённые учащиеся, они же подсчитывают очки команды и
фиксируют правильное и неправильное выполнение заданий эстафеты. « Кроме эстафет
с мячом, обязательно коснуться игрока своей команды правой рукой при передаче
эстафеты. После касания встать в конец колонны)
III. Заключительная часть (5
мин.)
Подведение
итогов. ( Указать на ошибки. Выделить учащихся, которые хорошо справлялись с
заданиями. Похвалить всех за работу.)
Организованный
выход из спортивного зала.
Конспект тренировочного занятия Задачи:
Обучение верхней
передачи мяча двумя руками. Продолжительность занятия 120 мин.
Инвентарь – набивные и волейбольные мячи.
Вводная
часть – (5 мин.)
Построение, приветствие, проверка присутствующих.
Сообщение задач урока. Повороты на месте. Ходьба обычная, по сигналу остановка,
поворот кругом и ходьба в обратном направлении. Аналогичное задание выполняется
в медленном беге.
Подготовительная
часть – (20-25 мин.)
Ходьба
обычная, круговые движения прямыми и согнутыми руками, пружинящими и рывковыми
движениями отведение рук назад, сжимание пальцев в кулак.
В
различных исходных положениях (на месте и в движении) движения плечами вверх-вниз,
вперед, назад, круговые движения плечами.
Сгибание
разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями, сжимание я
разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх в сочетании с
различными перемещениями (ходьба, приставные шаги).
Бег
с высокого и низкого старта 10-20 м лицом вперед, боком вперёд, спиной вперёд,
быстрое передвижение на согнутых ногах. То же, но передвижение приставными
шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед, шагами галопа
и скачками.
Бег
вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонке ускоряет бег и, обогнав
колонну, бежит впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега, при
обгоне применяются и другие способы перемещения в зависимости от
подготовленности группы. Обязательно даётся указание учащимся, чтобы они не
выходили из колонны и не мешали обгоняющему.
Из
упора, стоя у стены; одновременное и попеременное сгибание и
разгибание рук при максимальном тыльном сгибании в лучезапястных суставах
(ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе
или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То
же, но опираясь о стену пальцами.
Из
различных исходных положений, руки за головой, пальцы переплетены, нажимая
руками, наклонять голосу вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц;
поднимать голову и наклонять ее назад, оказывая сопротивление руками.
В
положении стойки па лопатках разнонаправленные движения прямыми ногами вперед,
назад: одновременное и поочередное сгибание ног до касания коленями лба.
Стоя
на одной ноге, другая впереди, сгибание и разгибание стопы, круговые движения
стопой наружу и внутрь; то же с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев
рук круговыми движениями рук.
Из различных исходных
положений (стоя на одной и обеих ногах, в выпаде на согнутой ноге) пружинящее
покачивание на носках.
«Эстафета с бегом».
Занимающиеся делятся на две команды, которые стоят в колонне (шеренге). По
сигналу занимающиеся, стоящие первыми, бегут до контрольной отметки (10-15 м) и
возвращаются обратно. Побеждает команда, раньше других закончившая бег.
Основная
часть – 90 мин.
I. Обучение передвижениям волейболиста – 20 мин.
С изучения стоек и перемещений начинается знакомство занимающихся с волейболом.
Занимающиеся разучивают способы передвижения на площадке, характерные для игры
в волейбол. Основные способы – это приставые шаги вправо, влево, вперед и
назад, двойной шаг вперед и назад, скачок вперед и назад. Стойками принято
называть наиболее рациональные исходные положения волейболиста для выполнения
различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры
(рис.1).
Очень важно, чтобы волейболисты научились сочетать
различные способы перемещения с остановками и принятием той или иной стойки, а
также умели выбирать тот или иной способ перемещения в зависимости от игровой
обстановки (расстояние от мяча, скорость полета мяча и его траектория и т. д.).
1. Занимающиеся стоят в колоннах лицом к сетке за
линией нападения. Первые в колоннах бегут к сетке, останавливаются двойным
шагом, скачком, выполняют поворот и имитируют вторую передачу (в зоне 2 поворот
выполняется налево, в зоне 4 – направо, в зоне 3 – налево и направо). Надо
следить за тем, чтобы при повороте налево впереди была правая нога, а при
повороте направо – левая. Занимающиеся стоят в колонне по одному на месте
пересечения боковой и лицевой линий. По сигналу бегут вдоль лицевой линии в
зону 6, выполняют остановку и поворот лицом к сетке (бег из зоны 1 и из зоны
5). Продвижение в колонне по одному вдоль границ площадки – по сигналу
занимающиеся изменяют способ перемещения (на каждый сигнал определенный
способ).
II. Обучение верхней передаче
двумя руками – 40 мин.
Ловля набивного мяча (1-2 кг) двумя руками на уровне лица в
средней и низкой стойках волейболиста. В момент ловли слегка присесть, затем,
выпрямляя ноги и руки, бросить мяч вверх – вперед, выполнив заключительное
движение кистями и пальцами. То же, но бросок мяча над собой и назад.
Занимающиеся располагаются в парах в двух шеренгах, на каждую
пару один набивной мяч. По сигналу игрок с мячом выполняет набрасывание мяча
стоящему напротив по высокой траектории. Принимающий мяч выходит под него и
принимая среднюю стойку ловит мяч в «ковшик». Поймав мяч и зафиксировав стойку
становится на своё место. По следующему сигналу набрасывает мяч другой игрок, а
партнёр также ловит мяч в «ковшик» фиксируя стойку волейболиста.
Ловля и броски набивного мяча после различных перемещений (влево,
вправо, вперёд и назад), а также во время перемещения. Игроки располагаются,
как на рис. 3. Объяснить учащимся, чтобы набрасывали влево – вправо,
вперед-назад на расстояние 1-2 метра не более от места основного расположения
партнёра.
Имитация верхней передачи в высокой, средней, низкой
стойках. Упражнение выполняется по сигналу, с последующим сигналом меняется
стойка волейболиста. Обратить внимание на активное разгибание ног и работу рук.
То
же, с перемещением в стороны и вперёд-назад. Упражнение выполняется по сигналу,
с заранее заданным направлением перемещения.
Подбрасывание
мяча над собой и затем верхняя передача вперед-вверх, над собой.
В
парах. Один занимающийся набрасывает мяч партнеру, последний верхней передачей
возвращает мяч обратно. I II. Игры, эстафеты – 30 мин.
Эстафета с перемещением различными способами 1.
Занимающиеся стоят в колонне по одному (рис. 4). По сигналу первый игрок
передвигается приставными шагами вправо до линии Б, затем влево до линии А и
снова вправо к линии В. От линии В игрок передвигается приставными шагами влево
и выполняет те же задания. Когда он пересечет линию старта, в игру вступает
второй игрок, а первый переходит в конец колонны. Можно дать задание передвигаться
бегом, а после остановки у линии Б к линии А передвигаться спиной вперед и т.
д.
2. Занимающиеся выстраиваются в две колонны, перед
ними на расстоянии 5-6 м ставятся вертикально обручи, которые придерживают 2
человека. По сигналу первые в колоннах выполняют передвижение шагами галопа
правым боком, пролезают через обруч и повернувшись левым боком выполняют
передвижение тем же способом к другому обручу. После того как пролезут через
второй обруч, бегом возвращаются в свои колонны передавая эстафету следующим
игрокам (рис. 5.). Побеждает команда быстрее выполнившая задание.
Эстафета с перемещением и пролезанием через
обруч 3. « Передал садись». Игроки двух команд размещаются в колоннах,
перед каждой колонной становятся капитаны с волейбольными мячом. Капитаны
принимают среднюю стойку волейболиста, мяч перед собой в «ковшике». По сигналу
капитаны активно разгибая ноги и руки передают мяч первым игрокам в колоннах,
которые также ловят мяч в «ковшик» и передают обратно капитанам. Передав мяч
принимают положение приседа, и т.д. Выигрывает команда капитан которой быстрее
поймает мяч в «ковшик» от последнего игрока своей колонны.
Заключительная
часть – 5 мин.
Игра «Глазомер» в которой располагаем на площадке два
любых предмета (авторучку и журнал) на расстоянии 6-7 метров. Даётся задание
стоящим в шеренге определить расстояние между предметами в сантиметрах.
Учащиеся называют в слух цифры, после чего учитель с помощью рулетки определяет
точное расстояние, после чего называет учеников у которых лучший глазомер.
Подведение итогов занятия в виде опроса учащихся о
проделанной работе на занятии.
8. Тесты по физической культуре
по теме «Волейбол»
Тест № 2
а) нижняя передача мяча двумя руками;
б) нижняя передача одной рукой;
в) верхняя передача двумя руками.
а) на все пальцы обеих рук; в) на ладони;
б) на три пальца и ладони рук; г) на большой и
указательный пальцы обеих рук.
б) на раскрытые ладони;
в) на сомкнутые кулаки.
а) прием игроком стойки волейболиста;
б) своевременный выход игрока под мяч и выбор
исходного положения;
в) своевременное сгибание и разгибание ног.
а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;
б) полусогнутыми руками;
в) полным выпрямлением рук и ног.
а) уровне верхней части лица в 15-20 см от него;
б) расстоянии 30-40 см выше головы;
в)
уровне груди; 7. Что не является ошибкой при приеме мяча сверху?
а) Прием на выставленные вперед большие пальцы рук.
б) Прием на кисти рук, поставленные параллельно друг
другу.
в) Прием на все пальцы рук.
Какой способ приема мяча следует применить, если подача
сильная и мяч немного не долетает до игрока? а) Сверху двумя руками.
б) Снизу двумя руками.
в) Одной рукой снизу.
Часто при неправильном приеме мяча сверху происходит
растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Что нельзя делать при оказании
первой доврачебной помощи?
а) Охлаждать поврежденный сустав.
б) Согревать поврежденный сустав.
в) Обратиться к врачу.
Размер волейбольной площадки и названия линий.
а) 18 х 9 м, лицевая, боковая, средняя, нападения;
б) 24 х 14 м, лицевая, боковая, средняя, нападения,
трёхочковая;
в) 18 х 9 м, средняя, боковая, штрафная, линия
защиты;
г) 18 х 15 м, лицевая, боковая, средняя, трёхочковая,
штрафная;
Какой подачи не существует?
а) Одной рукой снизу. в) Верхней прямой.
б) Двумя руками снизу. г) Верхней боковой.
Выпрыгивание на блок выполняется толчком вверх
а) одной ногой;
б) обеими ногами.
На сколько зон условно разделена площадка при игре в
волейбол?
А) 6 В) 5
Б) 8 Г) 9
Напишите, какие действия или термины относятся к
волейболу: 1) очко, 2) гол, 3) зона, 4) пенальти, 5) подсечка, 6) переход, 7)
блок, 8) вне игры, 9) партия, 10) штрафной удар.
а) 1, 3, 7, 9;
б) 1, 2, 5, 7, 10;
в) 2, 4, 5, 6, 8.
Какова высота сетки для мужчин?
А) 2 м 43 см
В) 2 м 64 см С ) 2 м46 см
. Чтобы правильно воздействовать на мяч при передаче снизу
партнеру надо: А) ударить по мячу прямыми руками
В) подойти под мяч и воздействовать на мяч ногами и
прямыми руками, учитывая силу полета мяча
С)подойти под мяч и сыграть за счет ног
б) трех партий;
в)
пяти партий. 18. До скольких очков ведется счет в решающей (3-й или 5-й)
партии?
а) До 15 очков.
б) До 20 очков.
в) До 25 очков.
Допускается ли команда волейболистов до участия в
соревнованиях, если в ее составе 5 человек? а) Допускается.
б) Не допускается.
в) Допускается с согласия команды соперника.
Сколько еще касаний мяча может сделать принимающая подачу
команда, если прием мяча с подачи считать первым касанием? а) Одно.
б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды.
б) игра продолжается;
в) подача считается проигранной.
б) подача считается проигранной;
в) игра продолжается.
Сколько игроков-волейболистов могут одновременно
находиться на волейбольной площадке во время проведения соревнований? а)
Шесть.
а) судья в) игрок
б) секретарь г) тренер
а) беговые упражнения;
б) упражнения с мячом;
в) силовые упражнения.
При каком счете может закончиться игра в первой партии?
а) быстро переместиться «под мяч»;
б) следить за полетом мяча;
в) выполнить нападающий удар.
Какие действия являются нарушением правил при подаче
мяча?
А) игрок ударил несколько раз мячом об пол
Б) заступил ногой пространство площадки
В) выполнил прыжок перед подачей
Г) подачу подавал за 2 метра от площадки
Высота волейбольной сетки для женских команд:
а) 2м 44см в) 2м 25см
9. Список
используемой литературы Интернет ресурсы:
Физическая
культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ М. Я.
Виленский, 2017
Беляев
А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки. – М.: Физкультура и
спорт, 2007
Беляев
А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки. – М.: Физкультура и
спорт, 2013
«120
ударов по волейболу» Железняк Ю. Д., 2013
Агинако
Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. –
2008
Изотов В.
Методика обучения технике волейбола / В.
Изотов // Спорт в школе. – 2009
Тест № 1
В каком веке
появился волейбол как игра: а) XX;
б) XXI; в) XIX.
В каком году
волейбол входит в программу Олимпийских игр: а) 1964; б) 1991; в) 1997
Какая страна
стала Родиной волейбола: а) Россия; б) Франция; в) США
Кто придумал
волейбол как игру: а) Джордж Майкен; б)
Д. Фрейзер; в) Уильям Дж. Морган.
Что означает
слово «волейбол»: а) удар с лёта и мяч; б) удар с лёта; в) мяч;
Размеры
волейбольной площадки (м): а) 18×15; б) 18х9; в) 17×16.
Высота
волейбольной сетки для женщин (см): а) 199; б) 2,24 м; в) 200.
Вес
волейбольного мяча (г): а) 280-300; б) 350; в) 260-280 9. Нарушение правил в
волейболе. а) фол; б) касание рукой соперника; в) касание рукой пола.
Сколько
игроков во время игры может находиться на площадке: а) 4; б) 6; в) 5.
Где
выполняется подача мяча? а) с площадки; б) из-за лицевой линии; в) со
штрафной линии.
Сколько
раз можно подбросить мяч для подачи? а) 1; б) 2
; в) 3.
Сколько
времени дается на перерыв между партиями
(мин.): а) 2; б) 5; в) 3.
Как
выполняется переход команды на площадке? а) против часовой; б) по часовой;
в) по горизонтали.
Что
такое «Пайп»? а) вариант атаки; б) подача мяча; в) замена игроков Ответы:
1-в;
2-а; 3-в; 4-в; 5-а; 6-б; 7-б; 8-в; 9-а; 10-б; 11-б; 12-а; 13в; 14-б; 15-б;
16-в; 17-а