Урок безопасности дети 2020

Как рассказать школьникам о безопасности в сети

Близится еще одно событие в образовательном Календаре на 2020/21 учебный год — «День интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет». Проведите занятие в один из дней с 28 по 30 октября, а мы расскажем об интересных материалах, которые доступны на нашем сайте и других ресурсах.

23 октября 2020

Элементарные навыки, помогающие жить и действовать безопасно, можно приобрести в школе — даже когда речь идет о безопасности в интернете. Как не попасться на уловки мошенников и уберечься от хакерских угроз, совершать онлайн-платежи без рисков и найти подлинные товары в интернете?

Для начала выясним, для чего вообще нужно проводить занятия по такой тематике:

Проблема информационной безопасности школьников в сети Интернет — одна из самых актуальных на современном этапе. Интернет уже с раннего возраста становится неотъемлемой частью жизни нового поколения.

Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других, потенциальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей).

Из пояснительной записки Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» к Методическим рекомендациям по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий

А теперь поговорим о целях и задачах занятий по безопасности в сети. Вся методическая информация об уроках, посвященных сети Интернет, тоже прописана в пояснительной записке ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ:

Цели тематического урока:

  • повышение уровня эрудированности школьников в области интернет-безопасности;
  • развитие ключевых компетенций цифровой грамотности у школьников;
  • воспитание сетевого этикета и навыков самоконтроля с целью обеспечения информационной безопасности;
  • обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к данной проблеме.

Для достижения целей решаются следующие общие задачи тематического урока:

  • ознакомить учеников с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет;
  • помочь учащимся критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сети Интернет;
  • научить выявлению недостоверных или манипулятивных признаков информации на типичных примерах, распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью учащихся, попытки их вовлечения в противоправную деятельность;
  • обучить избегать информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации учащихся;
  • познакомить учащихся с нормами и правилами поведения в сети Интернет, основными технологиями противодействия недобросовестной информации.

Для разных уровней обучения — разные аспекты в рамках одной темы:

Для обучающихся начальной школы рекомендуется рассмотреть основные аспекты осуществления деятельности в сети Интернет и меры защиты, с учетом отсутствия у многих детей в данном возрасте собственной электронной почты.

Для обучающихся средней школы вопросы информационной безопасности могут быть расширены за счет изучения психологических и технических аспектов информационной безопасности, вопросов законодательства и ответственности, правил и условий получения, изготовления и распространения информации, получения знаний о мерах защиты, а также знаний источников и принципов работы сетевых рисков.

Для обучающихся старшей школы вопросы информационной безопасности должны быть изучены в той мере, которая позволит самому ученику стать источником достоверной информации по вопросам информационной безопасности для своих ровесников и младших школьников.

В официальном документе ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ ознакомьтесь с целями и задачами Урока безопасности для школьников с 1-го по 4-й, с 5-го по 9-й и с 10-го по 11-й классы, а также почитайте рекомендации по работе с родителями ребят.

Из бесплатного пособия по медиаграмотности, представленного на сайте ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, можно почерпнуть материалы для проведения Урока безопасности. Пособие доступно в формате pdf — легко отправить ссылку ученикам, если вы перешли на дистанционный режим. В материале раскрываются важные темы: правила поведения в социальных сетях, новостная грамотность, пользование почтовыми сервисами и облачными хранилищами, электронные финансы, а также родительский контроль и digital-экология.

Наши самые интересные материалы о безопасности и поведении в сети

Из учебного материала по теме «Цифровая грамотность и шопинг в интернете», который тоже доступен для скачивания в формате pdf, ученики узнают, как совершать безопасные покупки онлайн.

А в онлайн-пособии «Информационная безопасность» представлены актуальные темы, связанные с жизнью в сети: киберугрозы, виды интернет-афер, интернет-мошенничество, нежелательный контент, создание безопасного аккаунта в соцсетях, помощь и решение проблем.

Яркие плакаты для проведения занятий — их можно распечатать и развесить в классе, или разослать ученикам в электронном варианте. Всего в наборе семь плакатов.

В сентябре успешно стартовал масштабный проект «Просвещения» «Всероссийский урок безопасности». Более 50 тысяч человек приняли участие в первых уроках, посвященных действиям в чрезвычайных ситуациях, противодействию терроризму терроризму и безопасности в социуме. 25 сентября начнутся второй и третий тематические модули, в ходе которых эксперты расскажут о правилах дорожного движения и мероприятиях, связанных с защитой населения от внешних угроз.

Урок безопасности дети 2020

Урок безопасности по традиции пройдёт в двух форматах — для школьников с 1-го по 11-й классы и для учителей. Педагоги проведут классные часы на актуальные темы, а ребята выполнят тест и узнают свой уровень знаний по темам ПДД и гражданской обороны.

На сайте урокбезопасности. рф участники найдут готовые методические рекомендации, видеоуроки, тестовые задания для очной и онлайн-проверки знаний. В течение всего учебного года проект будет обновляться — новые уроки запланированы в соответствии с Календарём образовательных событий Минпросвещения, впереди нас ждут: безопасность в интернете, правильное питание, пожарная безопасность.

Вместе с вами мы хотим сделать ОБЖ современным и интерактивным, а не второстепенным предметом. Профильные эксперты и настоящие профессионалы познакомят зрителей с основами правильного поведения на дороге и в чрезвычайных ситуациях. Ведь знания о безопасности всегда будут первостепенными!

В прямом эфире эксперты ЦОДД расскажут о распространенных бытовых привычках пешеходов, которые часто приводят к печальным последствиям. Спикеры развеют мифы вокруг самокатов, дадут чёткие инструкции о том, как вести себя на проезжей части и вблизи оживлённой трассы и прокомментируют, как на законодательном уровне регулируются административные нарушения пешеходов.

Второй урок безопасности, посвящённый правилам дорожного движения, продлится пять дней — с 25 по 29 сентября. Следующий урок по теме «Гражданская оборона» пройдет с 4 по 6 октября.

Учебные материалы, разработанные авторами ведущих отечественных проектов в соответствии с Календарем образовательных событий на 2021/2022 учебный год, будут доступны после регистрации.

Проект «Урок безопасности» организован Группой компаний «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке МЧС России, ЦОДД и ВКонтакте.

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Туезова Лариса Николаевна

Современный мир – это мир компьютерной техники

Наряду с огромными возможностями Интернета
как высокотехнологичного источника коммуникации
и инструмента поиска и получения информации,
проблема безопасности детей в сети становится
очень актуальной.

Основные угрозы безопасности детей в интернете

  • Загрузка вредоносных программ
  • Опасный контент
  • Интернет-травля
  • Интернет – хищники
  • Интернет – мошенники

Загрузка вредоносных программ
Возможна при загрузке файлов, программ
или музыки из случайных источников

Опасным можно назвать различные материалы,содержащие:

  • сцены насилия
  • сцены неоправданной агрессии
  • эротика и порнография
  • нецензурная лексика
  • информация, разжигающая расовую ненависть
  • пропаганда нездорового образа жизни, неправильного питания
  • пропаганда употребления наркотических веществ
  • мошенническая информация
  • азартные игры

Интернет-травля
осуществляется посредством:

  • электронной почты
  • программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях,
  • через размещения на видеопорталах
  • мобильного телефона (с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

Интернет – хищники
используют социальные сети, чаты,
 мессенджеры, интернет – форумы и другие
социальные средства коммуникации для общения
с детьми и подростками с целью склонить их к
незаконным действиям различного характера

Интернет – мошенники

Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким -либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль

  • Загрузочные
  • Файловые
  • Макро – вирусы
  • Скрипт – вирусы

Самые эффективные
антивирусные программы

  • Антивирус лаборатории Касперского
  • Доктор Web
  • AVAST

Советы по безопасной работе
в сети Интернет

Сложный пароль
Чем сложнее пароль, тем сложнее взломать
твой аккаунт

Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям в Интернете: где ты живешь и учишься, не давай свой номер телефона.

Не говори никому о том, где работают твои родители, не сообщай номера их телефонов

Доверься интуиции
Если вас что-то пугает в работе компьютера,
немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим
взрослым.

Фильтры электронной почты
Используйте фильтры электронной почты для
блокирования спама и нежелательных
сообщений.

Не встречайся с незнакомцами
Никогда не договаривайся о встрече с
интернет – знакомыми без сопровождения
взрослых. Они не всегда являются теми, за
кого себя выдают

Если соблюдать эти простые правила, то
Если соблюдать эти простые правила, то
работа в Интернете станет безопасной,
полезной и увлекательной.

проветрите квартиру, закройте краны на плите, не включайте свет, позвоните по

Уходя из дома, проверьте, выключен ли свет, газ, электроприборы, закрыты ли

балкон и форточки, если живёте на первом или последнем этаже.

На телефонные звонки с вопросом, дома ли родители и когда вернутся с работы,

надо отвечать, что они сейчас заняты и спросить, кому и куда позвонить.

Правила личной безопасности на улице.

– Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать на улице?

(Учащиеся называют правила, учитель обобщает ответы, сосредотачивая внимание на

Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

Не заходите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.

Не играйте в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой,в

разрушенных зданиях, на стройках.

Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,

послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

Помните, опасные места на улице это: проезжая часть дороги, открытые люки,

подвалы, стройки, неосвещённые улицы.

Викторина по правилам дорожного движения.

Знаешь ли ты?

Как пешеходы должны ходить по улице? (Только по тротуару

Какой стороны тротуара должен придерживаться пешеход? (Правой

Можно ли переходит улицу наискосок. ? (Нельзя, только по прямой, так как

увеличивается время пребывания на проезжей части дороги

Как надо переходить улицу, если нет светофора?

Для чего нужен светофор? Назовите его сигналы. Что они обозначают?

Почему опасно играть на мостовой?

Итак, соблюдая эти правила движения, вы будете оберегать себя от несчастных

случаев, поможете водителям своевременно выполнять очень важную работу по

перевозке грузов и пассажиров.

Правила пожарной безопасности.

Огонь бывает добрым и полезным, когда надо приготовить пищу, согреться,

порадоваться салютам и фейерверкам. Но огонь бывает и очень опасным. Если

относиться к нему неосторожно, то можно лишиться своего дома и даже жизни.

С начала года в нашем городе и районе зарегистрировано 44 пожара, погибли при

пожаре 7 человек, получили ожоги 5 человек.

Пожар легче предупредить, чем потушить, а если пожар всё-таки случился, то

Урок безопасности дети 2020

Грунская Нина Валентиновна

МБОУ Елизаветинская СОШ

учитель математики и информатики

Единый урок безопасности в сети Интернет.

(В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и

широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение

приобретает информационная безопасность детей. Просвещение

подрастающего поколения в части использования различных информационных

ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации

способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде,

сохранению здоровья и нормальному развитию).

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и

умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности,

предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной

информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т. электронных), как

отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и

опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их

доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих

виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую

Оборудование: медиапроектор, презентация Microsoft Power Point «Проблемы

информационной безопасности в сети Интернет».

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной

Ход занятия.

Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила,

продолжительность и режим предстоящей работы.

Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами

презентации «Проблемы информационной безопасности»

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают

понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Урок безопасности дети 2020

Информация – сведения или сообщения.

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при

котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе

распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому,

психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от

2010 № 436-ФЗ “О защите детей от информации, причиняющей вред их

здоровью и развитию”).

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

 Средства массовой коммуникации, в т. Интернет.

 Литература.

 Образование.

 Личное общение.

 Искусство.

 Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред

Слайд 4-7. Справочная информация.

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет (в 2009 году – 11

лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа

в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

самые “любимые” детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до

60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие

виды и формы онлайн-развлечений:

• сетевые игры;

• просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;

• обмен файлами;

• использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена

• ведение блогов и пр.

• 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией

• 40% получают непосредственные предложения о встречах “в реале”.

Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти

вопросы должны обсуждаться в школе?

– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью

Интернета и его значимостью как средства общения.

Урок безопасности дети 2020

Работа в группах:

задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос:

«Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете

предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы

рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-

преступлений?», «Какие существуют риски при пользовании интернетом, и как их

можно снизить?», «Какие виды мошенничества существуют в сети Интернет?»,

«Как защититься от мошенничества в сети Интернет?», «Виртуальный собеседник

предлагает встретиться, как следует поступить?», «Как вы можете обезопасить

себя при пользовании службами мгновенных сообщений?» и т.

(Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая

группа обсуждает только один из вопросов.

Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет

В некотором царстве, Интернет – государстве жил-был Смайл-царевич-

Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом.

И была у него невеста– прекрасная Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и

ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал е царевич

об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста

покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об

охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности

жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-

паутина все-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да

делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-

СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал “Регату” премудрую.

Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена

виртуального. И придумали они Семь золотых правил безопасного поведения

в Интернет, сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту

искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они

тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-

убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети

знакомств-зазывалок русалочьих. Как же найти-отыскать Смайл-царевну?

Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки

меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину

непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих

и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого

трёхуровневого, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый

уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься

– от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь – имя своё забудешь

понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту.

Урок безопасности дети 2020

Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного!

Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл – царевна, осенила себя

паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою

невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами

поучительными: Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай

кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

Если пришло письмо о крупном выигрыше – это Обман-грамота: просто

так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно

участвовать в полезных обучающих проектах – в Регате, например!

Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой

Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные

социальные сервисы: они помогут тебе построить Мой королевский мир, свой

царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных Не забывай

обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой

Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты

потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому

слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться

на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и

помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой

зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

 Защитите свой компьютер.

• Регулярно обновляйте операционную систему.

• Используйте антивирусную программу.

• Применяйте брандмауэр.

• Создавайте резервные копии важных файлов.

• Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно

будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

• Думайте о том, с кем разговариваете.

• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением

людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной

информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия

Урок безопасности дети 2020

использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации»,

чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях

использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.

• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется

информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи

Думай о других пользователях.

• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.

• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.

• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не

может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их

• Разрешается копирование материала из Интернета для личного

использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.

• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские

копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение

с надорванными защитными кодами и т. ) является противозаконным.

• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых

требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к

административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это

небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При

отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является

нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно

знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность.

Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение

(например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является

непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13.

Примерные материалы итогового анкетирования обучающихся

по теме “Безопасный Интернет”

Укажите свой возраст____________________________________________

Что такое Интернет?_____________________________________________

Какие опасности существуют в Интернете?__________________________

Использование Интернета является безопасным, если: * выберите один или

несколько вариантов из списка ответов

а)защитить свой компьютер, защитить себя в Интернете, соблюдать правила

б) разглашать личную информацию, заботиться об остальных, регулярно

обновлять операционную систему

Урок безопасности дети 2020

в) защитить компьютер, создавать резервные копии документов, закону надо

Как защитить себя в Интернете? * выберите один или несколько ответов

а) защитить свой компьютер, расширять круг знакомств с неизвестными

б) стараться давать как можно меньше информации о себе

в) размещать фотографии свои, друзей и родственников

Как обезопасить свой компьютер? * выберите один вариант из списка ответов

а) выключить и спрятать в шкаф

б) установить антивирусную программу

Что надо делать, чтобы антивирусная программа была эффективной *

выберите один или несколько вариантов из списка ответов

а) лучше не иметь антивирусную программу

б) обновлять антивирусную базу

в) не посещать сайты, где нет достоверности, что сайт находится под

Кто создаёт опасные программы? * выберите один или несколько

а) чёрный властелин

г) пожиратели смерти

Перечислите правила поведения в Интернете * если вы не знаете ответа на

этот вопрос, то напишите “Без ответа»________________

А что для вас является “Безопасным Интернетом?” * если вы не знаете ответа

на этот вопрос, то напишите “Без ответа»_________

Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или

общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Правовая база.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита

физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а

также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и

электронных СМИ – требование международного права. Международные

стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в

ФЗ от 29 декабря 2010 года “О защите детей от информации, причиняющей вред

их здоровью и развитию” устанавливает правила медиа-безопасности детей при

обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной

продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных,

а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных

сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет

информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором

отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе

распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому,

психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ “О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в

связи с принятием Федерального закона “О защите детей от информации,

причиняющей вред их здоровью и развитию”, направленный на защиту детей от

разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия,

переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой

информации, от информации, способной развить в ребенке порочные

наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные

жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения

распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с

нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск

периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или

кинохроникальной программы должны содержать знак информационной

продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом

выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться

сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение

рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе,

предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы,

содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в

детских образовательных организациях.

2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии

по реализации приоритетных национальных проектов и демографической

политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам

ребенка П. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности.

Данная инициатива поддержана Президентом России Д. Медведевым.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО

“Основы безопасности детей и молодежи в Интернете” — интерактивный

курс по Интернет-безопасности.

Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании

Вопросы безопасности – сайт от компании Semantec

Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования

Единый урок для детей

Единый урок для детей  провели в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

  • Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных ниже методических материалов;
  • Демонстрация мультфильма и/или видео-урока;
  • Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест) на портале Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов;
  • Организация участия детей в международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф;
  • Организовать раздачу листовок и распространение через дневники обучающихся тематических брошюр, которые можно распечатать самостоятельно организациями.

Материалы к урокам и занятиям:

  • Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. WORD. PDF.
  • Методические рекомендации по обработке персональных данных в общеобразовательных организациях. PDF.

Независимая оценка качества

ЕДИНЫЙ УРОК БЕЗОПАСНОСТИ ПРОХОДИТ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ

С 1 по 7 декабря  во всех классах  МКОУ “Ирибская СОШ им. Ибрагимова” прошли всероссийский урок безопасности школьников в Интернете.

Урок был призван обеспечить дополнительное внимание к проблеме детской безопасности в Интернете и развитию информационной грамотности у школьников. Занятия для детей, в зависимости от уровня образования (начальная, основная или старшая школа), провели как педагоги, так и представители IT-сообщества, сказано на сайте Минобрнауки.

Школьникам показали, как распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, рассказали о правильном отношении к подозрительным сообщениям из Интернета и по мобильной связи, научили анализировать степень достоверности информации и подлинности ее источников, а также рассказали об эффективных мерах самозащиты от нежелательной информации.

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет включал также мероприятия с родителями.

Урок был инициирован Советом Федерации и проводится при поддержке Министерства образования и науки России.

Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях РФ Всероссийского урока безопасности школьников в Интернете (разработчик — Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО)) см. здесь >>>

Для проведения уроков были использованы материалы от сервисов «Яндекс. Деньги» и «Яндекс. Браузер»:

  • ко Всероссийскому уроку по безопасности в Интернете.
  • по темам «Защита от вредоносных программ» , «Безопасность аккаунтов» и «Безопасные онлайн-платежи».

Также материалы к урокам  были подготовлены специалистами НП «Лига безопасного интернета».

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет проходит второй год подряд. В прошлом году 80% российских школ приняли участие в проводимом мероприятии, сообщает министерство. Вклад в проведение урока в 2014 году внесли специалисты региональных органов управления образованием, педагогические коллективы школ и представители IT- сообщества.

Безопасный интернет для детей

Средства виртуальной коммуникации имеют несколько характеристик, которые помогают людям перенести наше общество через порог в новую социо-экономическую эру. Они дают возможность любому присоединиться к «интернет сообществам»: людям любого возраста, национальности, пола, религии и культуры, где связи, знания, обмен идеями могут происходить напрямую и немедленно. Виртуальная природа такого сообщества позволяет членам действовать анонимно или дискутировать под вымышленным именем. Если все члены осознают это, то дискуссия может быть частью игры и быть положительным элементом в общении. Но это может быть и опасным инструментом в манипулировании, когда бессовестные люди используют наивных пользователей. Как результат, обеспечение анонимности полезное, например, для педофилов и преступников.

Большое количество детей, подростков и молодежи пользуются е-майл, моментальными сообщениями (ICQ, Windows Live Messenger) или чатами (online chat rooms). 44% опрошенных ответило, что в основном они общаются с друзьями и родственниками, 22% — с «виртуальными друзьями», и 33% — с незнакомцами. Так называемые «виртуальные друзья» — это также часто незнакомые люди, но которые общаются регулярно и каким молодые люди доверяют. Поэтому общаясь, молодежь, находящаяся в одиночестве перед своим компьютером, должна полностью положиться на себя, чтобы отличить ложь от правды. И часто дети потенциально толкают себя к неприятному риску, если ими начинает манипулировать грабитель, сексуальный эксплуататор или педофил.

В последнее время полиция западных стран связывает ограбление квартир и шантаж с тем, что дети или подростки, общаясь с неизвестными по интернету, сообщают о себе и семье такую информацию, которую потом легко используют воры.

Высылая свое фото, дети и подростки не могут знать, как это фото может быть использовано. Но легко, имея только лицо ребенка, и использовав новейшие компьютерные технологии, скомпоновать порнографические снимки, которые потом «порноделки» выставляют в интернет или шантажируют ими родителей.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

№МероприятиеКоличество участниковПривлеченные специалисты1Классные часы по теме «Безопасный интернет», «Интернет – друг или враг?»(1-9кл)  81Классные руководители 2Диспут «Безопасный интернет» (8-9кл) 17Ответственный по ВР3Дискуссия «Безопасность в интернете. Как себя защитить?»32(5-7 классы)Ответственный по ВР, учитель информатики4Организация просмотра презентации  для родителей и учащихся «Программы контентной фильтрации. Как сделать интернет безопасным»100%учитель информатики5Классные  родительские собрания «Как сделать интернет безопасным для детей?»12 челКл. руководители, учитель информатики

Материалы к урокам безопасного интернета (с сайта «Лига безопасного интернета»)

Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.

  • Методическая разработка урока на тему: «Безопасный интернет» 8-9 классы
  • Отчет о проведенных мероприятиях
  • Безопасный интернет для детей. Правила для детей.
  • Как обеспечить безопасность детей в интернете. Для родителей
  • ТЕСТна знаниЕ правил. повЕдЕния в инТЕрнЕТЕ. Для детей.
  • ПАМЯТКА О БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ и другая информация по безопасности в Интернете

Методические рекомендации по организации мероприятий в рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет» 2021 для обучающихся, родителей, педагогов

Целевая аудитория мероприятий:

родители (иные законные представители) несовершеннолетних;

педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций.

Формы проведения Единого урока с обучающимися:

Проведение очного тематического урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных методических материалов или демонстрация мультфильма и/или видео-урока;

Организация семинара или занятия с участием приглашенного эксперта;

Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности на портале Единого урока www. Единыйурок. дети;

Организация участия детей в VIII международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок.

Информирование родителей о мерах информационной безопасности детей образовательным организациям необходимо провести в рамках родительских собраний, лекториев и специальных образовательных программ, осветив следующие темы:

Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков.

Основные рекомендации и советы по обеспечению личной информационной безопасности.

Методы и функции родительского контроля.

Педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций, которые в рамках реализации пункта 63 распоряжения Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р проходят обучение по образовательной программе повышения квалификации «Основы обеспечения информационной безопасности детей» на образовательном портале «Единыйурок. рф»

Все вышеуказанные мероприятия носят некоммерческий характер, по итогам участия в сетевых мероприятиях дети, родители и работники образовательных организаций могут бесплатно получить подтверждающие участие в мероприятиях документы.

Провела урок учительница Тепсуева Т.

Дорожная безопасность для детей

Урок безопасности дети 2020

Ребенок — это самый беззащитный участник дорожного движения. И с каждым годом проблема безопасности на дорогах только увеличивается. Растёт число автомобилей и водителей-новичков, что не способствует аккуратному вождению, а наушники и смартфоны отвлекают внимание детей на проезжей части.

Сотрудники ГИБДД регулярно проводят акцию “Безопасные дороги детям”, но этого, к сожалению, недостаточно, чтобы кардинально повлиять на детский травматизм на проезжей части. А значит родителям, воспитателям и учителям — всем необходимо объединяться и внедрять новые методы для обучения правилам дорожного движения (ПДД).

Сегодня обычный цветной плакат с иллюстрациями на тему ПДД уже не привлекает внимание. Поэтому очень важно проводить тематические игры в детском саду, создавать обучающие мультики для малышей, проводить инструктажи для школьников и разрабатывать интерактивные занятия на эту тему. Только всесторонний подход к проблеме безопасности на дороге поможет сократить количество происшествий с участием детей.

Однако именно родители несут ответственность, за то что должен знать ребёнок, когда он становится участником дорожного движения. Они, как никто другой, заинтересованы  в сохранении жизни и здоровья своего малыша. Важно помнить, что знакомить детей с ПДД необходимо задолго до того, как они самостоятельно отправятся переходить дорогу.

Безопасность на дороге, почему дети попадают в ДТП

Каждый месяц происходят сотни дорожно-транспортных происшествий (ДТП) , в которых пострадавшими оказываются дети. В летние месяцы такие ДТП заметно увеличиваются.

Урок безопасности дети 2020

К сожалению, дети не только получают травмы, но и погибают. И это настоящее горе для родителей и близких. Как избежать такого?Существует несколько факторов, из-за которых дети становятся участниками ДТП. Мы не будем рассматривать трагические ситуации, когда они пострадали, находясь в машине, попавшей в ДТП, или стали жертвой нетрезвого водителя. Но даже если ДТП произошло по вине ребёнка, ответственность за это лежит на взрослых – водитель не предусмотрел, а родители не научили.

Причины, из-за которых дети оказываются участниками ДТП:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • резкое появление ребёнка на проезжей части из-за большого объекта (общественный транспорт, ограждение, снежные завалы);
  • пересечение дороги на запрещенный сигнал светофора;
  • игра рядом с проезжей частью или на ней;
  • катание на велосипеде, роликах, самокат, скейтбордах и т.д.;
  • невнимательность из-за отвлечения на смартфоны, наушники.

Помимо этих факторов нарушения ПДД есть и другие: физиологические и психологические. В силу возраста малыши реагируют медленнее, у них значительно сужено поле зрения, отсюда плохая ориентация в пространстве. Также у детей до определённого возраста присутствует чувство страха из-за приближающегося автомобиля. Ведь в мультиках всё совсем не так, как в настоящей жизни.

Безопасность дорожного движения для детей

Урок безопасности дети 2020

Не стоит полагаться, что, посмотрев красочный плакат тему дорожной безопасности, ребенок всё усвоит и будет вести себя правильно. Как же тогда научить детей этим важным основам? Нужен систематический комплексный подход. Родители и педагоги должны ненавязчиво и постоянно рассказывать, что нельзя делать, и объяснять, к чему могут привести нарушения правил. Не забывайте и про собственный пример, как нужно соблюдать ПДД.

Методы обучения детей безопасному дорожному движению

Чтобы ребёнок легче усваивал основы безопасности дорожного движения, используйте разнообразные методы. Это поможет эффективнее освоить навык безопасного поведения.

Урок безопасности дети 2020

  • Объяснительно-иллюстративный методБеседуйте с малышом, читайте книги с сюжетами о правилах поведения на улице и дороге, изучайте дорожные знаки, рассматривайте плакаты, играйте в дидактические игры и вместе смотрите обучающие мультфильмы.
  • Практический методНаходясь на улице, обращайте внимание детей на дорогу, знаки, автомобили и других пешеходов. Дома моделируйте дорожные ситуации с помощью игрушек.
  • Художественный методРаскраски, поделки, рисунки, аппликации на эту тему способствуют закреплению полученных знаний.
  • Игровой методСюжетно-ролевые игры отлично помогают применить полученные знания и попробовать себя в разных ролях. Создавайте в игре ситуации, которые могут произойти в реальности: например, поиграйте в пассажира и водителя автобуса, в пешехода и водителя такси.

Уроки дорожной безопасности для малышей

Урок безопасности дети 2020

Маленькие очень редко оказываются на дороге одни без взрослых, но это не означает, что их не нужно знакомить с ПДД. Взрослые должны постоянно рассказывать, что нужно делать, находясь рядом с проезжей частью, обращать их внимание на дорожные знаки и закреплять значение цветов светофора. В этом помогут простые и важные уроки безопасности.

Урок 1. Дорога у подъезда

Дорожное движение начинается не со светофора на перекрестке, а с первых шагов у подъезда. Машины ездят и возле дома, и рядом с детским садом или школой, и у магазина, и на широких улицах. Будь внимателен везде, где ездят автомобили!

Урок 2. Правила катания на велосипедах и самокатах

  • надень шлем, прежде чем сесть на велосипед;
  • кататься на велике или самокате можно только на тротуарах. Даже во дворе дома нельзя ездить по дороге, где проезжают машины;
  • прежде чем перейти дорогу нужно слезть с велосипеда или самоката;
  • переходить проезжую часть можно только спокойным шагом;
  • двигаясь по тротуару, нужно быть аккуратным к прохожим.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Урок 3. Остановись, посмотри, переходи!

Научите ребёнка ВСЕГДА останавливаться перед дорогой, даже если:

  • горит зелёный сигнал светофора,
  • люди переходят проезжую часть,
  • очень сильно торопишься,
  • мяч или самокат выкатился на проезжую часть.

Посмотри по сторонам и убедись, что движущихся машин рядом нет. Затем переходи дорогу спокойным шагом.

Урок 4. Игрушки на дороге опасны!

Мячики, машинки, шарики, каталки и прочие развлечения могут сыграть плохую службу, если находятся рядом с шоссе.

Рядом с дорогой НЕЛЬЗЯ играть ни в какие забавы и игрушки, они могут укатиться и попасть под машину.

При переходе проезжей части игрушку нужно держать очень крепко или отдать её родителям, чтобы она случайно не выпала. Даже если вдруг предмет оказался на “зебре”, нужно спокойно перейти дорогу. Взрослые сами заберут игрушку с пути.

Уроки дорожной безопасности для школьников

Каждый год 1 сентября в школы спешат сотни первоклашек. Сначала их сопровождают взрослые, но приходит время, и мальчишки и девчонки уже самостоятельно идут на занятия. Школьные будни очень насыщены, поэтому дети не всегда внимательны на дороге. Объяснить и запомнить важность ПДД помогут наши упражнения.

Урок безопасности дети 2020

11 правил, которые должны соблюдать дети

  • Переходи улицу в установленном месте. Об этом подскажет пешеходный переход со специальным знаком или светофором.
  • Прежде чем перейти дорогу остановись, убедись в безопасности, а потом переходи спокойным шагом.
  • Переходя дорогу, смотри по сторонам, чтобы увидеть, нет ли быстро движущихся машин.
  • Переходить проезжую часть на повороте НЕЛЬЗЯ!
  • Убери смартфон и наушники и только потом переходи дорогу.
  • Выбегать на проезжую часть ЗАПРЕЩЕНО!
  • Перебегать дорогу между стоящими машинами НЕЛЬЗЯ!
  • При поездке в автомобиле обязательно пристегнись! Не высовывай руки или голову в окно.
  • Не торопись, будь очень внимателен! Автомобиль очень быстр и не всегда успеет сразу остановиться.
  • Не ходи по проезжей части даже возле дома, только по тротуарам.
  • Водители могут нарушить правила, поэтому будь бдителен и убедись в своей безопасности, прежде чем переходить дорогу.

Родителям о ПДД, лучший учитель — личный пример

Мамы и папы, вы лучшие учителя для вашего ребенка! Автомобилей на дорогах с каждым годом всё больше и больше, а значит актуальность правил поведения на дороге всё острее. Покажите личным примером, как нужно вести себя переходя дорогу, выходя из транспорта, во время движения в машине и просто прогуливаясь рядом с оживленной автострадой.

Урок безопасности дети 2020

Запомните: перебегая всего лишь один раз вместе с ребёнком пустынную улицу в неположенном месте, вы разрешаете поступать так же и своему ребёнку. И если в этот раз ничего страшного не случилось, то это не гарантирует, что малыш, повторяя такое же, сможет адекватно оценить дорожную обстановку.

Личным примером научите ребёнка:

  • быть очень внимательным у проезжей части;
  • переходить дорогу, а не перебегать;
  • всегда ждать, пока транспорт отъедет от остановки;
  • переходить проезжую часть строго в установленных местах;
  • выключать наушники и убирать смартфон, переходя дорогу;
  • находясь в машине, быть пристегнутым ремнём безопасности.

Уважаемые родители, безопасность детей в ваших поступках!

Урок безопасности дети 2020

Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *