Урок безопасности на уроке технологии в седьмом классе

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с новыми учебными пособиями, со структурой учебника, с содержанием понятий: технологический процесс, технология, приемы работы, с технологическими картами; систематизировать знания о материалах и их свойствах, инструментах; повторить правила поведения на уроках технологии и правила безопасной работы с инструментами; учить ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, организовывать свое рабочее место, создавать условные обозначения производств; развивать умение выделять главное, анализировать; воспитывать интерес к предмету

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Технология, материалы, инструменты, технологический процесс

Учебник, рабочая тетрадь; карандаши; материалы и инструменты

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: познакомятся со структурой учебника, с содержанием понятий: технологический процесс, технология, приемы работы, с технологическими картами; научатся создавать условные обозначения производств, наносить их на карту России.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать его; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на позитивное отношение к себе и окружающему миру

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

ствия на уроке

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Вот и начинается новый учебный год. Что нового вы узнаете на уроках технологии? Чему научитесь? Хотите об этом узнать? Давайте сначала вспомним, что означает термин «технология». Технология (от греч. Techne – мастерство, умение и. логия) – совокупность способов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, фор-

Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

ная подготовка учащихся к ус-

воению изучаемого материала.

Вступительная беседа.

мы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Какие технологии вы изучили в предыдущих классах? (Технологии обработки бумаги, ткани, вязание и другие. ) Знания и умения, которые вы приобретаете в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеют огромное практическое значение не только в школьные годы, но и в последующем. Ведь начинают всегда с простого. А мы с вами в этом учебном году продолжим путешествовать по самым разным производствам и знакомиться с новыми технологическими процессами. Организует рассматривание изделий, которые будут сделаны в течение года.

– И очень бы хотелось, чтобы в конце учебного года вы сказали про уроки технологии: «Рукам – работа, сердцу – радость»

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Рассказ с элементами беседы. Знакомство

ником и рабочей тетрадью. Рассматривание учебника и рабочей тетради

– Много нового вы должны изучить в этом году. Что будет служить источником информации? Конечно, книга, учебник и рабочая тетрадь, – это верные наши помощники. Авторы очень постарались сделать их красочными, интересными, понятными. Давайте прочитаем их обращение к вам.

Организует чтение учащимися текста в учебнике (с.

– Куда нам предлагают отправиться авторы в этом году вместе с нашими постоянными гидами Аней и Ваней? Рассмотрите учебник и рабочую тетрадь.

– Как устроен учебник? Прочитайте об этом в учебнике

Назовите разделы учебника. Как выделены они в учебнике?

Рассматривают учебник и рабочую

тетрадь, слушают учителя, одноклассников,

делятся впечатлениями; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: общеучебные – умеют осуществлять поиск и выделение

ции; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Работа с учебником, (с. Условные обозначения

– Рассматривая учебник, вы, наверное, обратили внимание на значки, условные обозначения. Все ли они знакомы вам? Вспомните, для чего они нужны и где будут встречаться

Слушают учителя, рассматривают учебник; анализируют информацию, делают выводы

Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию.

Игры «Отгадай инструмент»

и «Отгадай материал»

Проводит игры (см. ресурсный материал к уроку), затем предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 4, 5) и назвать те инструменты и материалы, которые ещё не были названы

Участвуют в играх; работают с учебником, анализируют ин-

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации

Работа с учебником, (с. 5–6). Беседа. «Зачем нужна технологическая карта?»

– В этом учебном году, планируя свою деятельность, вы будете учиться заполнять технологическую карту. Рассмотрите в учебнике (с. 6) образец карты. К ее заполнению приступают после анализа изделия и ответов на «воп-

росы юного технолога». Вспомним эти вопросы (с. Подготовившись таким образом, вы сможете приступить к заполнению технологической карты. Давайте разберем, что же вы должны в ней записать? В первом столбце перечислены все технологические операции, которые необходимо выполнить для изготовления изделия. Перечислите: какие? Во втором столбце вы должны будете вписывать приемы работы. Например, сборка изделия может

Слушают учителя; работают с учебником,

Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

быть выполнена путем склеивания деталей или же сшиванием. Третий столбец заполнить гораздо легче. Приведите пример заполнения для какой-либо операции. Оценивание проделанной работы мы должны выполнять, ориентируясь на критерии оценки. Прочтите в учебнике

5) о возможных критериях оценки. Давайте вспомним, как подсчитывается стоимость изделия. Как вы думаете, зачем нужна технологическая карта? (Заполнив все графы технологической карты, мы получим полное представление о процессе изготовления изделия, сможем подготовить необходимые инструменты и материалы, оценить качество его изготовления на всех этапах и стоимость изделия

логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях: технологическая карта, технологический процесс

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

ческая практическая деятельность

Беседа, «Организация рабочего места»

предлагает вспомнить, как организуется рабочее место в зависимости от вида работы.

– Инструменты и приспособления необходимо хранить на рабочем месте в специальном футляре. Инструменты можно брать только после разрешения учителя. После окончания работы необходимо привести рабочее место в порядок

Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы, отвечают

Познавательные:общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.

Личностные: сориентированы на ответственное

отношение к своему здоровью

Беседа «Что мы будем делать?».

Рабочая тетрадь (с. 4–6)

– Мы с вами уже знаем, что в этом году мы будем совершать путешествие по промышленным предприятиям. Во время каждого путешествия мы будем узнавать, в каких городах страны эти предприятия находятся, и обозначать расположение этих производств на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5). Как это можно сделать? Предложите варианты. Самый лучший вариант: обозначение производств с помощью знаков, условных обозначений. Такие обозначения называются пиктограммами. С ними мы часто встречаемся, путешествуя по городу. Например,

с помощью пиктограмм обозначаются автобусные, трамвайные остановки, станции метро, больницы и т.

Анализируют информацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные:общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

– Прочитайте, какие промышленные предприятия находятся на территории России.

– Придумайте и зарисуйте условные обозначения для промышленных предприятий, с помощью которых вы будете отмечать на карте России города, где эти предприятия находятся

Выполняют задание: рисуют условные

Регулятивные: умеют принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство.

Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, оценивание. Комментирует качество выполненной работы в соответствии с критериями оценивания: аккуратность, соотнесение с названием объекта производства, оригинальность.

Организует беседу по вопросам:

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Объясняет задание.

– Найдите информацию об истории развития железнодорожного транспорта.

– принесите на следующий урок: бумагу, картон, линейку, циркуль, клей

Тест по технике безопасности нахождения в мастерской.

Что нужно надеть перед работой в мастерской:

А) спортивный костюм;

В) перчатки и валенки.

Каким инструментом можно работать на уроке:

В) тупым.

Как правильно класть ножницы на стол:

А) кольцами к себе;

Б) кольцами от себя;

В) разомкнутыми.

Как правильно передавать ножницы:

Б) кольцами к себе;

В) сомкнутыми кольцами от себя.

Если у вас сломался инструмент, то необходимо:

А) сидеть и ничего не делать;

Б) сообщить учителю;

В) говорить с соседом по парте.

Если вы на уроке получили травму, необходимо:

А) помочь соседу;

Б) оказать помощь себе;

В) сообщить учителю.

Чтобы избежать травм на уроке, необходимо:

А) соблюдать расписание уроков;

Б) соблюдать технику безопасности;

В) сидеть и ничего не делать.

После окончания работы нужно:

А) прибрать рабочее место;

Б) все разбросать;

В) начать работу заново.

Предмет: Технология 3 класс

Темы: Информационная мастерская, мастерская скульптора, мастерская рукодельниц, мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора, мастерская кукольника

Инструкция: Номер правильного ответа обведите в круг. В заданиях № 6, 7 впишите слова в нужный столбец таблицы, прямоугольник.

Выберите название материалов, с которыми работает скульптор. Номер правильного ответа обведи в круг.

  • Мрамор
  • Гранит
  • Металл
  • Глина
  • Нитки
  • Бумага

Обведи номер рисунка, на котором изображён барельеф

Урок безопасности на уроке технологии в седьмом классе

Какими приемами пользуется скульптор? Номер правильного ответа обведи  в круг.

  • Процарапывание
  • Сшивание
  • Налеп
  • Вырезание
  • Раскрашивание
  • Вдавливание
  • Лепка

Какие художественные средства изобразительного искусства использует декоратор? Номер правильного ответа обведи в круг.

  • Цвет
  • Симметрия
  • Форма
  • Линия
  • Тон
  • Крепежные детали

Найди крепежные детали. Обведи в круг номер правильного ответа/

Урок безопасности на уроке технологии в седьмом классе

Распредели приведенные  ниже слова по колонкам.

Лекало, гофрокартон, цветная бумага, картон, линейка, винт с гайкой, угольник, кружево, шаблон, бархатная бумага, ножницы, иголка, циркуль, хлопчатобумажная ткань, карандаш, кисть.

Впиши названия частей компьютера в прямоугольники.

Урок безопасности на уроке технологии в седьмом классе

Выбери виды театральных кукол. Номер правильного ответа обведи в круг.

Выбери строчки, которые лучше использовать для соединения деталей изделия.

Урок безопасности на уроке технологии в седьмом классе

Определи по описанию  вид декоративно – прикладное искусства. Номер правильного ответа обведи в круг.

Описание: Этот вид декоративно – прикладного искусства традиционно выполняется из крученных нитей драгоценных металлов. Это ювелирная техника художественной обработки металла известна с древности. Ею украшали ювелирные изделия: кольца, серьги, браслеты. Использовалась в Древней Греции, Египте, на Кавказе, в России.

  • Квиллинг
  • Филигрань
  • Декупаж
  • Резьба
  • Вышивка

1, 2, 3, 4

1, 3, 4, 6

1, 2, 4, 5

МатериалыИнструментыПриспособленияГофрокартон Линейка Шаблон Цветная бумагаНожницы Лекало КартонИголка Винт с гайкойКружевоЦиркуль Бархатная бумага Карандаш Хлопчатобумажная тканьКисть Угольник

Принтер, монитор, клавиатура, мышь, системный блок

1, 3, 5, 6

Разработка урока технологии для 5 класса

Тема: «Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете «Технология».

Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, правил оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травмирования; ознакомить учащихся с планом работы, программой, инструментами.

Оборудование: таблицы «Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах и углеводах, витаминах», «Примерное меню дневного рациона для детей в возрасте от 7 до 14 лет».

Методы обучения: словесный, наглядный

Организация урока.

Вступительное слово.

– Вы пришли в необычный класс —

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская оборудована для любого дела —

Обработка ткани, продуктов,

создание интерьера.

Каждая девочка хорошо должна знать,

Как домашним хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить, и вязать,

Штопать, стирать, и вышивать.

домашнее хозяйство — искусство непростое,

Но вы научитесь — ведь дело молодое!

Кулинарию, рукоделие — все сумеете,

На швейной машине работу одолеете.

А выполняя свой первый творческий проект,

Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.

Коротко познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Формирование новых знаний.

Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология»

Инструктаж по правилам техники безопасности.

Учитель закрепляет за каждой учащейся рабочее место, знакомит с опасными местами в кабинете, требующими особой осторожности в обращении с ними.

– На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

(Учащиеся записывают в тетрадь

Приходи на урок за пять минут до звонка.

Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учи-

Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

Употребляй инструмент только по назначению.

Не работай неисправными и тупыми инструментами.

При работе держи инструмент так, как показал учитель.

Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

Не разговаривай во время работы.

Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Во время перемены выходи из кабинета.

По окончании работы убери свое рабочее место.

– Давайте ознакомимся с правилами оказания первой (доврачебной) помощи на тот случай, если произойдет какая-то травма.

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показывает место ее нахождения).

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражении электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

— отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

— отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

— при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь:

— уложить пострадавшего на подстилку;

— распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;

– дать понюхать нашатырный спирт;

— обрызгать лицо и шею холодной водой;

— растереть грудь и конечности спиртом;

— при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

— при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

— промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);

— обработать рану йодом;

— Наложить повязку;

— при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

— положить на место ушиба холодный ком пресс;

— забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо;

— смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

— наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

— забинтовать.

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

— обильно смочить обожженное место раствором соды;

— наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

— покрыть ватой;

Общие сведения о питании.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни. здоровья и работоспособности.

При правильном, рациональном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет также профилактическое значение Для предупреждения преждевременного старения. При желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых и других заболеваниях специально составленный рацион и режим питания являются одним из лечебных назначении. Неправильное питание приводит, как правило к нарушению здоровья постепенно, но неизбежно, а когда последствия уже чётко проявляются, то требуются значительные усилия для их устранения. Питание должно быть организовано таки образом, чтобы оно обеспечивало гармоническое развитие и слаженную деятельность организма, Для этого пищевой рацион должен быть по количеству и качеству сбалансирован с потребностями человека соответственно его профессии, возрасту, полу. Физические потребности организма зависят от множества условий. Большинство этих условий постоянно меняются, так что сбалансировать питание на каждый момент жизни практически невозможно. Но человек обладает специальными регуляторными механизмами. позволяющими использовать из принятой пищи и усваивать, необходимые питательные вещества в таком количестве, которое ему требуется в данный момент, превращать в процессе обмена веществ одни вещества в другие, создавать запасы.

В процессе питания организм получает необходимые жизнедеятельности питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, которые в процессе усвоения покрывают потребности организма в энергии. Количество энергии, выделяемой при усвоении организмом того или иного пищевого продукта, называется калорийностью. С учетом характера трудовой деятельности специалисты в области гигиены подразделяют. всё взрослое население на 4 группы. К первой группе относятся лица, работа которых не связана с затратой физического труда

работники умственного труда работа которых связана с большим нервным напряжением: работники пультов управления, диспетчеры, все служащие. Ко второй группе относятся работники производств с механизированными условиями труда и сферы обслуживания, (труд которых не требует большого физическою напряжения; медсестры, санитарки, продавцы, проводники, кондукторы, работники радиоэлектронной промышленности, телеграфисты, К третьей – люди связанные с механизированными условиями труда: станочники, обувщики, водители поездов метро, троллейбусов, почтальоны, работники прачечных и предприятии общественною питания (кроме административно-управленческого аппарата),К четвёртой- работники полумеханизированных или немеханизированных производств и средней и большой тяжести труда: горнорабочие, шахтеры, водители грузовых автомобилей, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, рабочие.

Режим питания Важная роль принадлежит режиму питания. Режим питания включает кратность приёма пиши, интервалы между приёмами пиши; распределение калорийности суточного рациона между отдельными приёмами. Наиболее рациональным является четырёхразовое питание, так как при нём создаётся равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полная обработка пищи полноценными по переваривающей силе соками. Прием пиши в одно и то же время вырабатывает рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока. Распределение суточного рациона при четырехразововом питании производится в зависимости от распорядка дня. Наиболее целесообразным является следующее распределение рациона: завтрак 25 %, обед 35 %, полдник 15 %, ужин 25 % При работе в ночную смену ужин должен составляв 30 % суточною рациона, кроме того, предусматривается приём пищи по 2-й половине ночной смены.

Для нормального пищеварения важен также температурный режим пищи. Горячая пища должна иметь температуру в пределах 50-60 °С. Температура холодных блюд должна быть, как правило, не ниже 10 °С.

Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребёнка и подростков. Недостаточность питания задерживает рост и развитие, понижает сопротивляемость организма; избыточное нарушает процессы обмена, ухудшает аппетит, расстраивает пищеварение. Рациональное питание строится с учётом возрастной физиологической потребности организма ребёнка и подростка в белках, жирах, углеводах (см. таблицу 1) и витаминах (см. таблицу 2), а также правильного соотношения между основными питательными веществами.

Для детей, особенно раннего возраста (от 1 года до 3 дет), важно, чтобы в пище содержались белки, имеющие в составе незаменимые аминокислоты, которыми богачи такие продукты, как молоко, творог, мясо. яйца. Потребность в жирах должна удовлетворяться в основном за счёт жиров растительного происхождения (подсолнечное, кукурузное масло), гак как они содержат много так называемых полиненасыщенных жирных кислот, которые лучше, усваиваются организмом.

Наилучшее соотношение белков, жиров и углеводов у подростков 1:1:4. значительное отклонение от этого соотношения неблагоприятно сказывается на здоровье, все, может’ привести к ожирению, бывает отставание в росте и развитии. При избыточном получении углеводов происходит задержка воды в организме, дети становятся бледными, вялыми, часто болеют, причем заболевания у них нередко сопровождаются осложнениями,

Необходимо, чтобы пища ребенка и подростка была разнообразной, однообразная пища ухудшает аппетит. Продукты для питания детей и подростков должны быть свежими и высокого качества. Жирное мясо можно давать только детям старшего школьного возраста. Детям и подросткам не рекомендуется давать сырое, плохо прожаренное или копчёное мясо из-за опасности отравления, заражения глистами и плохого его усвоения, а также мясные и рыбные блюда крепко соленые или сильно приправленные специями; Все виды алкогольных напитков (пиво, домашние наливки, настойки) оказывают вредное влияние на организм ребёнка и подростка. На детей до 3 лет, большие порции кофе, какао, шоколада, чая. плохо влияют, употреблять эти продукт следует в ограниченном количестве.

III. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по общим правилам техники безопасности.

— Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?

— Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило?

— Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

— Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

— В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

— Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

— Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

— Что вы должны сделать по окончании работы?

— Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

После проведенного инструктажа учащиеся должны расписаться в журнале учета инструктажей по технике безопасности.

Ознакомление с действиями на случай чрезвычайных ситуаций при эвакуации из кабинета технологии.

– Везде и всюду правила—

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки —

Обращайся с инструментами ловко!

Инструментом пользуйся исправным —

И тогда, конечно, избежишь ты травмы!

Не приходят сами по себе умения—

Приложите старание и терпение,

Организованность, трудолюбие, внимание

Помогут овладеть технологическими приемами и получить знания.

Эти правила никогда не забывайте,

На каждом уроке их соблюдайте.

Ознакомление с принадлежностями, материалами, инструментами, которые понадобятся на уроках: тетрадь для записей, лучше в клеточку, масштабная линейка, линейка обычная, угольник, карандаш, фломастеры, сантиметровая лента, ножницы, нитки хлопчатобумажные, иглы для ручных работ, лоскуты ткани хлопчатобумажные, миллиметровая бумага, булавки, ткань для изготовления фартуков, набор для вышивания.

Чтение и обсуждение текста введения к учебнику «Технология».

— Назовите авторов учебника.

– Какова цель учебника?

— Что понимают под технологией?

– Что изучает технология?

— С каким учебным материалом вам предстоит ознакомиться на уроках технологии в 5 классе?

— Что, по утверждению авторов учебника, поможет вам развить свои творческие качества, самостоятельность, ответственность, последовательность действий?

— Какие советы и рекомендации авторов учебника вы отметили для себя в тексте введения?

III. Итог урока.

Обобщение по теме:

— Знания и умения каких технологий нужны человеку в его деятельности?

— С какими напутственными словами обращаются к вам авторы учебника?

— Какую работу вам нужно будет выполнять согласно тем знакам, которые видите на этой странице?

Что неясного по теме урока осталось, о чем хотели бы узнать, что уточнить?

Домашнее задание: знать правила безопасности и охраны труда на уроках технологии.

Проекты по технологии для учащихся 5-го класса

Творческий проект по технологии – это самостоятельная работа ученицы над созданием той или иной вещи. Зачастую процесс занимает несколько уроков и тщательно контролируется учителем. Педагог помогает определиться с темой, найти или изготовить эскиз, выполнить подготовительную работу по созданию изделия.

Благодаря использованию творческих проектов девочки могут попробовать себя в роли дизайнеров или кулинаров, показать свои навыки и умения, а самое главное – реализовать свой потенциал.

Планируя использовать в ходе обучения творческие проекты по технологии для девочек, учитель должен тщательно продумать их темы и связь с учебной программой. Основные направления, в которых могут задаваться проекты:

– вышивка крестом;

– вышивка гладью;

– лоскутные техники;

– изготовление игрушек и кукол;

– изготовление изделий для украшения интерьера.

Примерные темы проектов

В зависимости от темы и ее целей, можно выделить такие задания для творческих проектов.

При изучении декоративно-прикладного искусства можно предложить следующие темы:

– панно из круп;

– изготовление сувениров из подручного материала;

– изделия из соленого теста;

– рамки для фотографий;

Основные этапы работы над проектом

Все этапы выполнения творческих заданий делятся на:

  • Поисковый, когда ребенок выбирает направление, ищет или создает эскиз или чертеж, подбирает материал.
  • Технологический – в процессе которого выполняется основная работа над изделием или проектом.
  • Аналитический, в ходе которого ребенок оценивает полученный результат, его достоинства и преимущества.

В основном творческие проекты по технологии для девочек выполняются по следующему плану:

Выбор темы проекта.

Составление эскиза.

Составление чертежей или выкройки.

Выбор материалов.

Изготовление изделия.

Подготовка пояснительной записки.

Подготовка презентации.

Защита готового проекта.

Как уже упоминалось, готовые творческие проекты по технологии для девочек должны содержать пояснительную записку. Состоит она из следующих элементов:

– титульного листа;

– обоснования выбора идеи;

– эскиза изделия;

– перечня используемых материалов;

– в случае пошива изделия – раскладки выкроек на ткани;

– образцов использованных швов или видов вязания, других техник;

– перечня приспособления;

– экологическая обоснованность;

– экономические расчеты;

– список источников;

– приложение по правилам техники безопасности;

Большой плюс при защите проекта – наличие презентации. При ее подготовке следует использовать фотографии готового изделия, этапов его создания. Можно использовать историческую справку, в которой будет отмечено, когда и где зародился данный вид искусства.

Рассмотрим на примере, как оцениваются творческие проекты по технологии для девочек. 8 класс предусматривает шитье любой вещи, к примеру – юбки. При оценивании необходимо учитывать:

  • Правильность снятия мерок.
  • Правильность построения чертежей и выкроек.
  • Внешний вид модели.

Учителю важно заранее обозначить все критерии оценивания, пояснить, на что именно он будет обращать внимание. При этом важно, чтобы проекты в итоге получали оценки «отлично» или «хорошо». В противном случае ученицы могут разочароваться в своих работах.

Для оценивания полученных проектов также можно привлечь других учениц, к примеру, провести голосование – какие изделия понравились им больше всего.

Один из уроков, который предполагает творческий проект – технология. Девочки любят рукоделие, в особенности если им дают свободу выбора при обозначении темы, задания. Благодаря использованию проектной технологии, подростки учатся применять полученные в ходе обучения знания на практике, творчески развиваются. Проекты лучше всего использовать в том случае, если изучение темы длится более 8-10 занятий.

При звуке пожарной тревоги Вы:

  • Постараетесь скорее доделать работу.
  • Спокойно пойдете к запасному выходу.
  • Быстро начнете собирать свои вещи.
  • Будете звонить родителям.

Если у Вас потерялась игла, то Вы:

Сообщите об этом педагогу.

Попросите другую иглу.

Начнете искать иглу самостоятельно.

Ничего никому не скажете.

Учащийся попросил Вас передать ножницы. Вы:

Кинете ножницы, если ловкий, то поймает.

Передадите закрытые ножницы ручками вперед.

Не дадите, Вам  они нужнее.

Передадите ножницы лезвиями вперед.

Если Вы обнаружили  неисправность инструмента, то:

Будете работать неисправным инструментом.

Тихонько возьмете у другого учащегося исправный инструмент, а ему положите                неисправный.

Сообщите о неисправности педагогу.

Положите инструмент в корзину для мусора, себе возьмете другой.

Если Вы поранили палец иглой, то :

Сообщите педагогу.

Самостоятельно  вызовете «Скорую помощь».

Замажете рану клеем.

Продолжите работу.

Если Вы обнаружили неизвестный пакет около своего стола, то Вы:

Громко будете кричать:»Чей пакет?!»

Сообщите о находке педагогу.

Откроете пакет и посмотрите, что в нем.

Промолчите, в конце занятия возьмете пакет себе.

Педагог вышел из кабинета на несколько минут, вы Во время его отсутствия:

Отберете ножницы у соседки по парте, потому что Вам нравятся именно с                        красными ручками, а она их первая взяла.

Спрячетесь в шкаф, когда услышите голос педагога, выскочите с радостными                   воплями.

Откроете запасной выход и сходите погулять.

Будете вести себя достойно и выполнять работу.

После окончания занятия Вы:

Тщательно уберете свое рабочее место и спокойно пойдете в раздевалку.

Тщательно уберете свое рабочее место и некоторое время побегаете по клубу.

Вы убежите быстрее, чем  во время тренировочной эвакуации, оставив все на                  столе.

В очередной раз скажите, что пора назначать дежурных по мастерской и сегодня             точно не Ваша очередь.

В дверь запасного выхода позвонили. Вы:

Подбежите и откроете дверь.

Сообщите о звонке педагогу.

Побежите вдвоем соседкой по парте, сначала спросите «кто там?», затем откроете           дверь.

Попроситесь выйти, быстро добежите до главной двери, затем на улицу к запасному          выходу и посмотрите кто пришел.

Какие электроприборы из имеющихся в мастерской, Вы можете включать самостоятельно?

Освещение и чайник.

Чайник, утюг, микроволновку.

Швейную машинку.

В верхнем ящике стола педагога.

У директора клуба.

В костюмерной на средней полке зеркального шкафа.

В клубе нет аптечки.

Около запасного выхода.

В клубе нет огнетушителя.

В нише под столом педагога.

В шкафу под раковиной.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Учитель технологии
Колыхалина С. Общие правила техники безопасности
1. Приходи на урок за пять минут до звонка. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ). Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. Не пользуйся инструментами, правила
обращения с которыми не изучены. Употребляй инструмент только по назначению. Не работай неисправными и тупыми инструментами. При работе держи инструмент так, как показал учитель. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и в беспорядке. Содержи в чистоте и порядке рабочее место
15. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. Не разговаривай во время работы. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами. Во время перемены необходимо выходить из кабинета. По окончании работы убери свое рабочее место

Рабочее место для выполнения влажно-тепловой обработки

Техника безопасности
при работе с
электрическим утюгом

Перед началом работы:
1. Проверить исправность сетевого шнура и вилки. Поместить шнур в специальный держатель. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения. Требования безопасности во время работы
1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками держать за корпус вилки, а не за шнур. Следить за правильным выбором режима работы утюга. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга

Требования безопасности по окончанию работы
1. Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур. Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим
частям утюга. Привести в порядок рабочее место. Снять спецодежду и вымыть руки. Техника безопасной работы
с иглой

  • Храни иглу в игольнице.
  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
  • Передавай иглу в игольнице и с ниткой.
  • Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
  • Не втыкай иглу в одежду.
  • Во время работы пользуйся напёрстком.
  • До и после работы проверь количество игл.
  • Не отвлекайся во время работы с иглой.

Техника безопасной работы с ножницами
1. При работе ножницами соблюдать технику безопасности. При работе с бумагой ножницы и бумагу держат на весу. При работе с тканью: ткань должна лежать на столе. Раскраивать ткань надо стоя. Узкое лезвие внизу под тканью, широкое лезвие сверху ткани. Резать в длину по прямым линиям надо всеми лезвиями. Резать по кривым закругленным линиям – концами ножниц.

Правильная посадка
и положение рук
при работе на
швейной машинке

Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машинке
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Стул должен стоять против иглы машины. Расстояние между работающим и столом должно составлять 10-15 см, а расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30-40 см. Кисти рук располагают на платформе машины, локти на одном уровне со столом. Ноги должны опираться всей ступней на пол. Правила безопасной работы на швейной машинке
1. Волосы спрятать под косынку, застегнуть манжеты рукавов. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. Перед работой проверить исправность шнура. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении браться только за корпус вилки шнура. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков. По окончании работы выключить машину, убрать рабочее место

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *