зам. директора по УВР
Илясова Л. /_________
Внеклассное мероприятие.
В рамках предметной недели общественных дисциплин.
Тема: «Выборы – это важно!»
Подготовила: преподаватель обществознания: Глебова Е
Тема мероприятия: «Выборы – это важно!»
• повышение правовой культуры молодых будущих избирателей-детей;
• повышение гражданской активности молодых людей
• обучение будущих избирателей;
• ознакомление детей с историей нашего государства, области;
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебная доска,
Красные – «избиратели»
Синие – «депутаты»
Зеленые – «мэры»
Желтые – «президенты»
- заготовки фигурки человечков (контуры) на ватмане;
- конкурсные листы для каждой группы
- грамоты для награждения каждого из членов команды-победителя;
Межпредметные связи: история, география
Форма проведения: фронтальная, групповая.
Методы проведения: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.
Тип урока: игра
Время проведения: 2 часа.
Вступительное слово преподавателя: Дорогие друзья! Сегодня здесь собрались все, кто имеет желание узнать, поделиться информацией, расширить свой кругозор в области правовых знаний, отстоять свою политическую позицию. Интеллектуалы перед вами, они готовы продемонстрировать свои знания избирательных прав, механизма формирования политической власти, проведения выборов в РФ.
Игра состоит из 9 раундов. Участниками игры являются учащиеся 1 курса, а также вы – наши зрители.
Ведущий 1. Правовые знания участников будет оценивать компетентное жюри. Представители жюри ознакомлены с критериями оценки.
Скоро в нашей стране 18 сентября произойдёт важное событие, которое отразится на жизни каждого человека. Какое это событие? (Выборы в сентябре).
Преподаватель: Ребята, посмотрите на оформление класса и в связи с выше сказанным как мы сформулируем тему нашего мероприятия? (Ответы обучающихся).
Главным новшеством в избирательном процессе станет то, что выборы и регионального, и федерального уровней состоятся в один день, третье воскресенье сентября. В 2016 году дата голосования попадает на 18 сентября. Выборы пройдут по смешанной избирательной системе: из 450 депутатов половина будет избираться по партийным спискам, а половина – по одномандатным округам.
-Ребята, а каковы цели нашего сегодняшнего мероприятия? (Примерные ответы
Занятие, в котором вы принимаете участие сегодня, поможет будущему избирателю.
Вы сможете узнать важные сведения об истории выборов, о функциях избирательной системы, о том, как устроена государственная власть в Российской Федерации.
Первый тур – конкурс на лучший логотип, название и слоган команды
Второй – экспресс-опрос “Выборы”.
Третий тур – викторина
Четвертый тур – Творческое задание «Анаграммы»
Пятый тур – ролевая игра “Закон и выборы”.
Шестой тур- конкурс – « Найди ошибку»
Седьмой тур – Литературно-правовой конкурс.
Цель: Закрепление в практической деятельности выводов предыдущего урока, накопление обучающимися социального опыта участия в выборах.
Расширить и закрепить знания обучающихся о выборах.
Подготовить к «взрослой» жизни путём принятия на себя «взрослых ролей», что способствует осмыслению ими окружающей жизни, развитию процесса социализации.
Воспитывать у обучающихся чувство гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
Разделение участников на команды:
На столах, расставленных для работы в группах, стоят цветные карточки с названием:
• Красные «избиратели»
• Синие «депутаты»
• Зеленые «мэры»
• Желтые «президенты»
Группы сформированы, каждая заняла свой стол согласно цвету полученной карточки. Начинается конкурс-игра.
Конечно, для каждого гражданина РФ важно выполнение долга – принятия участия в выборах. Ведь от того, как мы проголосуем, будет зависеть жизнь каждого из нас и страны в последующие годы.
Занятие сегодня будет проходить в форме игры-соревнования, состоящей из
9 туров.
Программа игры.
Жюри подводит итоги каждого конкурса. Благодаря этому в конце игры можно будет определить победителя.
Итак, первый тур.
конкурс на лучший логотип (эмблему), название и девиз команды.
Участники каждой команды должны придумать название, эмблему и девиз команды. Все команды по очереди презентуют результаты своей работы.
(максимальное количество баллов за этот конкурс – три
Подведение итогов конкурса (жюри).
Задание- обучающиеся должны за 1 минуту написать слова – ассоциации, связанные с понятием – выборы. Подведение итогов конкурса (жюри).
ПРЕЗИДЕНТ, ВЫБОРЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, ПРАВИТЕЛЬСТВО
– гражданин / с 35 лет / глава государства / не менее 2сроков подряд / выборы / на 6 лет.
– прямые / всеобщие / равные / избиратели / 18 лет.
– выборы / 21 год / 450 человек / законодательная власть / 5 лет.
– исполнительная власть / В. Путин / назначает президент с согласия ГД / министры / разрабатывает и обеспечивает исполнение государственного бюджета.
За правильный ответ команде присуждается 1 балл
Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности.
● с 16 лет;
● с 18 лет;
● с 21 года.
Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает.
● Президент РФ;
● старейший по возрасту депутат;
● председатель бывшей Государственной Думы.
Президент РФ издает.
● законы.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший.
● 18 лет;
● 21 года;
● 30 лет.
Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
● да, если меня об этом попросят;
● нет, не имею права;
● да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
Население территории решает вопросы местного значения.
● через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
● через органы местного самоуправления;
● через обращение к депутату Государственной Думы.
Высшим непосредственным выражением власти народа является.
● референдум и свободные выборы;
● Парламент РФ.
В какое время открыты избирательные участки? (с 8. 00 до 20. 00)
Кто представляет исполнительную власть? (Правительство, президент)
Кто может быть членом избирательной комиссии? (любой гражданин РФ)
Творческое задание. Анаграммы.
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово
- ПВДРАА (правда)
- ЖЕНУВАИЕ (уважение)
- ВЕССОТЬ (совесть)
- МРАЛОЬ (мораль)
- ЗОАКН (закон)
- СТУПКОПО (поступок)
- ЕЗИДПТРЕН (президент)
- ОУЦНСТИТИКЯ (конституция)
- ФЛКТОНИК (конфликт)
- ПОРАЬСВТВИТЕЛ (правительство)
- ДРАИЯЕМОКТ (демократия)
- ТЬОНОТВЕТВЕНССТ (ответственность)
Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок (громко поет).
Иванов: – Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: – Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Иванов (протягивает второй паспорт):
– Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»
Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:
– За кого все голосуют?
2й представитель избирательной комиссии отвечает:
– Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.
Иванов уходит.
Ситуация 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.
Правомерны ли действия комиссии?
Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей.
Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок, то как ему сделать выбор?
Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)
Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?
Найди ошибку А) « Выборы вчера и сегодня» «Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе».
( все по пропорциональной системе)
Б) « В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)
В) «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (эта графа отменена)
Г) « В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры». (губернатор назначается президентом)
Каждая команда получает два листа. На одном – список художественных произведений, на втором – тексты статей из 2 главы Конституции РФ. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право в нем затрагивается.
- М.Гаршин «Лягушка – путешественница» (ст. 27, п.1)
- С.В.Михалков «Три поросенка» (ст.25)
- А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» (ст.37, п.2 и 3)
- Дж .Родари «Чиполлино» (ст.40, п.1)
- К.Чуковский «Айболит» (ст.41, п.1)
- А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (ст.43, п.1)
- Ш.Перро «Красная Шапочка» (ст.20)
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в один балл. Кто первый ответит.
В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)
В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).
Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)
В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)
конкурс по подготовке и презентации портрета.
Каждая команда получает комплект заготовок-профилей человека.
Задание: наделить необходимыми качествами, чертами лучшего избирателя, мэра, президента, депутата “безликих” до этого фигур, согласно полученным заданиям:
«Черты идеального мэра»,
«Черты идеального избирателя»,
«Черты идеального президента»,
«Черты идеального депутата»
Время на выполнение задания – 5 минут.
Презентация портрета “Идеальный мэр” – 1 группа
Презентация портрета “Идеальный избиратель” – 2 группа
Презентация портрета “Идеальный президент” – 3 группа
Презентация портрета “Идеальный депутат” – 4 группа
Задания для болельщиков:
Я уверена,что данный конкурс вызвал у вас только чувства убежденности и волнения, уверенности и сомнения, гордости. И это не случайно, ведь это реакция организма на происходящее вокруг нас, на то, что «живет» внутри нас – наших друзей и врагов – эмоций.
Не секрет, что во время предвыборных дебатов и дискуссий, люди выплескивают свои эмоции на других, т. выражают свое отношение к происходящему вокруг себя или внутри себя. Существует ряд признаков, по которым мы можем догадаться о чувствах других людей – это мимика, жесты, позы, интонация голоса.
Игра «Изобрази эмоцию». (Классу предлагается при помощи мимики, жестов, позы (но без слов) отобразить те эмоции, с которыми мы можем встретиться во время предвыборных дискуссий).
К заранее подготовленным плакатам (На слайде) по теме «Идти на выборы? Идти на выборы!» болельщики должны подобрать аргумент, с помощью которых они стали бы убеждать своих сверстников идти на выборы, если те сомневаются.
Блиц-опрос для капитанов команд «Из истории самоуправления в Саратовской области».
Проверка наблюдательности. Для этого берется по одному представителю от команды. Задание: в течение 30 секунд посмотреть на него и запомнить его внешность.
(Представители выходят из зала и меняют детали своего гардероба. Затем возвращаются. Капитаны должны определить, что поменялось во внешности).
Выигрывает тот капитан команды, кто правильнее ответит, на поставленные вопросы. Вопросы капитанам о Саратовской области.
Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью.
Областной центр области? – город Саратов
Сколько городов находятся в Саратовской области?
(В области находится 18 городов, 30 поселков городского типа, 607 сельских округов, 1785 сельских населенных пункта)
Кто из данных лиц был губернатором Саратовской губернии?
Столыпин П. Корнилов Л. Витте С.
Когда был основан город Балашов? 1780, 1956, 1689.
Какая река протекает в городе Балашове? Хопер
В конце игры – занятия жюри подводит итоги, объявляются результаты, и производится награждение победителей.
Пока жюри подводит итоги преподаватель совместно с обучающимися составляют памятку молодому избирателю.
Постарайся понять, какое чувство провоцирует тебя на тот или иной поступок.
Уважай права других людей.
Проявляй терпимость к чужому мнению.
Не возвышай себя над другими.
Мирись с чужим мнением.
Необходимо отметить, что проигравших в этой игре нет, так как все мы прекрасно провели время, узнали много нового о выборах и вспомнили то, что было нам известно, и заслужили сертификат участника. Каждый получит диплом участника игры.
В рамках предметной недели вы, как представители молодежной общественности нашего лицея, должны были подготовить проект «Президент нашего лицея»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем выбирать Президента нашего лицея!
В течение всей недели представители групп- кандидаты в президенты лицея и их команда агитировали вас отдать голоса за своего кандидата.
Группой журналистов была выпущена газета, в группе были расклеены агитационные листовки.
Ознакомление с программами кандидатов в президенты.
Давайте ещё раз ознакомимся с программой каждого из кандидатов и поучаствуем в обсуждении программ каждого их них.
Вашему вниманию представляется выступление кандидата в президенты лицея Бубновой Анастасии
Кандидат в Президенты лицея Бубновой А.
Дорогие мои избиратели! Сегодня я призываю вас отдать свои голоса за меня – единственную настоящую защитницу ваших прав и интересов. Обещаю, что за время своего правления я:
– буду защищать ваши интересы, если вам выставят незаслуженно низкие оценки;
– обязуюсь обеспечить вкусное меню по вашему выбору в нашей столовой;
– буду выступать в роли справедливого судьи во всех спорах и конфликтах между обучающимися нашего лицея;
– обязуюсь предлагать классному руководителю и мастеру п/о– в какой именно музей на экскурсию следует поехать в День музея;
– следить за вашим здоровьем – немедленно сообщать классному руководителю, мастеру п/о и медицинскому работнику о каждом случае недомогания обучающихся.
– создать из обучающихся лицея особую группу, обеспечивающую порядок в лицее.
А теперь вашему вниманий представляется выступление кандидата в президенты лицея ————————-
На экран выводится видеоролик с предвыборной речью кандидата.
Кандидат в Президенты лицея Розов Павел
Только я смогу по-настоящему честно защитить ваши интересы. Призываю вас – отбросьте все свои сомнения, голосуйте только за меня!
– увеличить на 5 минут продолжительность всех перемен;
– обязуюсь оказывать помощь в учёбе всем, кто в ней нуждается;
– защищать своих одногруппников от обидных слов и хулиганских действий со стороны других обучающихся;
– обязуюсь способствовать проведению ежемесячных экскурсий с выездом на автобусе;
– следить за соблюдением всеми в лицее устава нашего лицея.
– обязуюсь обеспечить выплату премии каждому, получившему в течение недели 10 пятёрок
Выступлением кандидатов: 15, 17 групп.
– Итак, мы прослушали выступления кандидатов в президенты нашего лицея. Я приветствую наших кандидатов в импровизированной телестудии. В прямом эфире наши кандидаты ответят на вопросы журналистов и избирателей.
Примерные вопросы и ответы участников.
Журналист еженедельника «Опять двойка» __________ к_____:
– Скажите, а как Вы собираетесь увеличить продолжительность перемен на пять минут?
– Мною будет написано обращение к директору нашего лицея, под которым вы все тоже подпишетесь и, я думаю, нам обязательно пойдут на встречу.
Избиратель – к Бубновой А:
– В своей программе Вы говорите о том, что будете следить за правильностью выставления нам оценок. А нельзя ли ввести в нашем лицее запрет на двойки и тройки?
– Учитель ставит оценки за наши знания. Поэтому запрет на двойки и тройки ввести нельзя, но выяснить причину выставления той или иной оценки можно.
– Откуда будут взяты деньги для выплаты премий обучающимся, получившим 10 пятёрок за одну неделю?
– Я обращусь к родительскому комитету группы с этим предложением. Думаю, что родители охотно пойдут нам на встречу.
– Как столовая будет обеспечивать нам меню по нашему выбору?
– Вами будут составлены предложения, которые я предоставлю заведующему столовой с просьбой внести изменения меню.
– Мне кажется, что Вы несколько преувеличиваете свои возможности, так как в столовой нельзя приготовить в один день 35 вариантов обедов и завтраков.
– Я думаю, мы найдём решение.
– Как будет оказываться помощь в учёбе всем, кто в ней нуждается?
– Из хорошо успевающих обучающихся будет составлена группа «Спасатели», которая после уроков поможет в выполнении домашнего задания.
– Скажите, как Вы будете следить за здоровьем своих избирателей – сами?
– Нет. Для этого будет создана специальная группа.
Избиратель обоим кандидатам:
– Есть ли у вас дома собака, как у Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина?
Ответ – У меня дома имеется кот по кличке Тайсон, которого я безмерно люблю.
-Нет, но я уже написала письмо Президенту Путину и жду от него ответ и щенка.
Голосование (слайд 3)
Преподаватель: Дорогие избиратели – ребята! Наш брифинг подошёл к концу. Я желаю каждому кандидату победы в выборах. Группы, поддерживающие кандидатов, прошу вас убрать наглядную агитацию, потому, что во время голосования, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, агитация запрещена.
– Пока убирается наглядная агитация, разрешите мне ещё раз представить вам избирательную комиссию, которая будет следить за ходом голосования.
В качестве наблюдателей на нашем избирательном участке будут присутствовать представители каждой группы, которые потом напишут отзыв о наших выборах:
– Я благодарю ребят из групп поддержки за помощь.
– Сейчас мы с вами приступим к голосованию.
– Каждый из вас по очереди должен подойти к столу, на котором лежат списки избирателей.
– вы называете своё имя и фамилию председателю избирательной комиссии, показывайте документ удостоверяющий вашу личность (можно показать студенческий билет), он найдёт вас в списке и выдаст избирательный бюллетень. За этот бюллетень вы должны расписаться. Это делают для того, чтобы никто не мог получить бюллетень за другого избирателя.
– Получив бюллетень, вы можете пройти в кабинку для голосования. Там тоже есть стол и ручка. Вы делаете отметку в квадратике напротив фамилии выбранного вами кандидата. Никто не должен вам мешать сделать свой выбор, поэтому кабинка закрыта шторами, а голосование называется тайным.
– Свой бюллетень с отметкой вы опускаете в урну для голосования. Урна опечатана. Никто не может её открыть, кроме избирательной комиссии.
– Обычно голосование продолжается с 8. 00 утра до 20. 00 вечера. Но мы начнём подсчёт голосов после того, как все избиратели сделают свой выбор.
– Затем председатель избирательной комиссии объявит о результатах выборов.
– А сейчас приступим к голосованию.
Звучит песня о Родине.
(Обучающиеся по одному подходят к столу, получают избирательные бюллетени и сделав свой выбор, опускают их в урну для голосования, после чего садятся на свои места
Председатель избирательной комиссии _____________________________:
– Голосование завершено. В голосовании приняли участие 24 человека. Выборы объявляются состоявшимися!
Комиссия приступает к подсчёту голосов. (слайд 4)
(Комиссия вскрывает урну, раскладывает бюллетени по стопкам и считает их)
Подведение итогов голосования
– Объявляю результаты выборов Президента нашего лицея: Президентом лицея большинством голосов избрана _____________________. (слайд 6)
– Наш Президент может вступить в свои права только после принятия присяги.
Прошу ____________________________ произнести слова торжественной клятвы.
Президент _______________________ произносит слова торжественной клятвы (присяги).
– Клянусь при осуществлении полномочий Президента лицея уважать и охранять права и интересы обучающихся нашего лицея, соблюдать и защищать Устав лицея, честно выполнить свои обязательства, данные избирателям.
(Звучит торжественная музыка, обучающиеся аплодируют).
Итоговая беседа.
– Ребята, понравилось ли вам участвовать в выборах?
– Что было наиболее интересным?
– Довольны ли вы итогами выборов?
– Как вы думаете, что из программ кандидатов в президенты не может быть выполнено?
– От кого зависит, чтобы во время очередных выборов Президента Российской Федерации победу одержал самый честный и достойный из кандидатов?
Завершая внеклассное мероприятие, преподаватель предлагает ответить на следующий вопрос:
– Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем мероприятии, почему?
Ответы: На выборах президента лицея я получил знания, как выбирать президента страны.
– Знания, которые мы получили, пригодятся нам на выборах.
– На выборах президента лицея было очень интересно и полезно. Мы поняли, как выбирается президент. Мне очень понравилось.
– Эти знания мне пригодятся в будущем. Когда я пойду на выборы, я буду уже уметь выбирать.
– Да, потому что мне будет легче выбирать президента. И если я захочу стать президентом, я буду знать, что делать, чтобы победить
– Эти знания полезны, потому что нам это пригодится в жизни. Когда мы вырастем, будем голосовать, только это будет по-взрослому.
– Да, когда мы будем старше, в 18 лет, мы будем знать, как выбирать президента и от каждого голоса может поменяться наше будущее.
Таким образом, проведённое мероприятие никого не оставило равнодушным.
«Задачи по основам безопасности жизнедеятельности»
Цель: повторение правил поведения в экстремальных ситуациях.
- способствовать формированию серьёзного отношения к своей жизни и безопасности других людей;
- побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, в школе;
- развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
Учитель даёт характеристику каждой команде.
- 1 команда, которая выбрала банан, выбрала солнечное настроение. Жёлтый цвет ассоциируется с теплом. Хотелось бы, чтобы на нашем уроке была тёплая атмосфера.
- 2 команда, которая выбрала огурчик, выбрали спокойное настроение. Зелёный цвет – это цвет пробуждения природы. Пусть наш урок будет живым.
- 3 команда, которая выбрала виноград, значит синий цвет. Этот цвет ассоциируется с цветом воды. На уроке хотелось бы получить хоть капельку знаний. Пусть наш урок будет познавательным.
– Ребята, а мне достался лук. Я чувствую, что могу быть полезной на уроке. Ведь лук выбирают не по цвету, а по полезности. Хотелось бы, чтобы урок нёс полезную информацию.
– Ребята, как вы понимаете пословицу «Знать бы, где упасть – соломки б постелила». (Так говорится, когда человек не смог предусмотреть всех опасных последствий, и сейчас об этом сильно сожалеет. Как правило, они заявляют, что поступили бы по – другому, знай они, что так случится
По другому это можно назвать- «экстремальные ситуации». Это значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
– Ребята, а можно ли сказать, что все мы знающие люди?
– Можем ли мы попасть в такие экстремальные ситуации?
Чтобы с нами этого не случилось, мы сегодня в такие ситуации случайно попадём. Перед вами будут вопросы и несколько ответов. Каждая команда выбирает ответ, обсуждает его в команде и высказывает свою точку зрения. За правильный ответ команда получает балл.
Девочка Алиса из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» нашла пузырёк с надписью « Выпей меня». Что сделали бы вы?
а) немедленно выпила жидкость из пузырька;
б) выпила жидкость и заела её пирожком;
в) дала попробовать кролику или другому хорошему другу;
г) отнесла эту жидкость маме.
Ты вернулся домой и увидел, что входная дверь открыта, а из квартиры доносятся посторонние голоса. Ваши действия.
б) незаметно уйти и вернуться через час;
в) спуститься к соседям и вызвать от них по телефону или со своего телефона полицию, а затем позвонить родителям.
Вы увидели в троллейбусе ничейную сумку. Как поступить?
а) открыть сумку, чтобы забрать кошелёк, пока никто не видит, и купить себе мороженое;
б) выбросить сумку через открытое окно на проезжую часть;
в) сообщить о находке кондуктору или водителю;
г) выскочить на ходу из троллейбуса и залечь в кустах.
Уроки закончились. Ученики, подхватив портфели, выскочили из класса и ринулись вниз по лестнице. Где будете вы в это время ?
а) спокойно пойдёте последним;
б) впереди, возглавляя забег;
в) в середине толпы.
Вы подошли к нерегулируемому перекрёстку. Что сделаете вы, перед тем как пересечь улицу?
а) посмотреть сначала направо, потом налево;
б) повернуть прочь от школы и вернуться домой;
в) посмотреть налево, потом направо.
Вини – Пух покушал у Кролика мёда и сгущённого молока, а потом не мог выйти из двери. Какую ошибку допустил Вини – Пух?
а) сгущёнку и мёд лучше употреблять на свежем воздухе;
б) Неплохо взять с собой лопату и расширить выход;
в) не стоит кушать сверх меры.
Какой сказочный персонаж нарушил сразу два правила, о которых, кстати, напоминала мама: идти по знакомой дорожке и не вступать в разговоры с посторонними?
б) Красная Шапочка
г) Кот Леопольд
На уроке русского языка Ира Проморгаева промахнулась мимо парты и случайно села на кактус. Это могло не случиться, если бы:
а) побрили кактус перед уроком;
б) надо простоять весь урок как часовому;
в) следует всегда смотреть куда садишься.
Когда Коля выучит уроки, он не прочь поразвлечься. Сидеть дома Коля не любитель. Куда вы ему посоветуете пойти?
а) в подвал дома, регулярно проживает кот Васька;
б) на чердак, а оттуда на скользкую крышу, с которой открывается удиви-и-и-ительный вид вниз;
в) во двор, где рядом с мусорным контейнером уже расположился штаб казаков – разбойников;
г) в бассейн, на свою любимую секцию по плаванию.
Когда Катя идёт в школу и слушает современную музыку в наушниках, она не замечает ничего вокруг и ничего не слышит. Дайте ей совет;
а) по дороге в школу лучше смотреть «видик», а не слушать музыку;
б) ей нужна собака – поводырь;
в) наушники оставит дома.
Подводятся итоги тестовой работы.
– Отчего больше всего зависит, окажется человек в опасности или нет? (от самого человека)
– Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (соблюдать правила безопасности).
Если что – то не понятно
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи
Учитель проводит игру «Светофор»: если показывает красную карточку – дети стоят на месте, если желтую – хлопают в ладоши, зеленую – шагают на месте.
– Закончим урок чтением азбуки безопасности. ( у каждого ученика лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают).
Азбука безопасности.
А – автомобиль – это опасно.
Б- будь начеку.
В- всегда помни свой адрес и номер телефона.
Г- громко кричи, если нужна помощь.
Д- делись всеми страхами и подозрениями с родителями.
Ж- жалуйся родителям, ели кто- то делает тебе больно.
З- звони домой, если собираешься задержаться.
И- играй только в безопасных местах.
К- красть нехорошо!
Л- лазать по деревьям и заборам нельзя!
М- мама должна знать всё!
Н- никуда не иди с незнакомыми людьми.
О- открывай дверь только хорошо знакомым людям.
П- пустыри и стройки – не место для игры.
Р- расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.
С- соблюдай законы.
Т- темнота – друг преступников, а не молодёжи.
У- укус животного опасен.
Ф- формула безопасности – твой надежный друг.
Х – хлопушки, петарды опасны.
Ц- цепочка на двери – твой друг.
Ч- часто водоёмы коварны.
Ш- шоссе: будь внимателен.
Э- электроприборы не оставляй без присмотра.
Ю- юный друг, помни правила!
Я- я верю в тебя!
– На этом наш первый урок подошел к концу. Не забывайте правила безопасности, которые мы сегодня с вами повторили.
Урок безопасности «Безопасный опасный Интернет»
создание условий для формирования знаний об информационной безопасности и навыков поведения в информационном обществе.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, мультимедийный проектор.
Ссылки на презентацию и видеоролик:
Возраст участников мероприятия: с 13лет.
(распределение по группам участников мероприятия)
3-4 группы могут быть сформированы по следующим признакам: объединение по стихиям знаков зодиака или по поре года, в которую родились участники мероприятия.
Подготовка к восприятию (работа в группах). Целеполагание
(на данном этапе участники не знают темы мероприятия)
– Обсудите в группах предложенные афоризмы и высказывания:
Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться.
Возможность украсть создаёт вора.
Знание есть сила, сила есть знание.
Безопасные корабли – это вытащенные на берег корабли.
Безопасность – это процесс, а не результат.
– Поделитесь своими мыслями по поводу данных изречений, выскажите предположения, какой теме будет посвящено мероприятие. (Дать возможность высказаться представителям каждой группы)
объявление темы мероприятия (Слайд1).
– Исходя из названия темы, определите круг вопросов, которые могут быть затронуты на уроке безопасности.
Актуализация знаний о безопасности в Интернете (работа в группах)
– На некоторое время участникам каждой группы предлагается поменять свою настоящую фамилию на фамилию, предложнную организатором мероприятия: у участников 1-ой группы – фамилия Угроза, у участников 2-ой группы – Безопасность, у участников 3-ей группы – Информация. (На стол каждой группы ставится заготовка с фамилией).
– А теперь придумайте имена к новым фамилиям и через несколько минут объясните свой выбор. Например, моя фамилия Интернет, а зовут меня Знание, потому что в Интернете можно получить новые знания.
– Какие основные правила безопасности в Интернете вспомнили благодаря новым именам и фамилиям?
Просмотр видеоролика «Ложь и правда в Интернете»
– После обсуждения основ безопасности и просмотра видеоролика каждой группе предлагается создать следующие памятки: «Основные правила безопасного поведения в Интернете», «Правила отбора (использования) информации в Интернете», «Угрозы, подстерегающие нас в Интернете». (Участники каждой группы создают свою паямятку и презентуют её, участники 1-ой группы «Угроза» выступают последними).
– Если бы перед вами стояла задача объяснить лексическое значение слов «безопасность», «Интернет», «угроза», «информация», где бы искали ответ? (В толковом словаре).
– А какие словари знаете ещё? (Орфографический, словообразовательный).
– А как можно было бы назвать словарь, в котором содержались бы только такие слова, как троллинг, кибербуллинг, груминг? (Возможно, вариантов не будет).
– Познакомьтесь с лексическим значением каждого слова (Слайд 2).
– А теперь, зная лексическое значение каждого слова, как назвали бы словарь? (Опасный).
– Какие действия, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы противостоять первым двум угрозам? (Игнорировать).
– Более подробно рассмотрим такой вид преступления, как груминг: (Слайд 3 расскажет об этапах данного преступления, Слайд 4 – о способах предотвращения груминга).
– В качестве рефлексии предлагается познакомиться с двумя ситуациями и набором картинок из Интернета, обсудить их в группах, ответить на предложенные вопросы.
Аня (15 лет) — фанатка группы «Пикник», постоянно сидит на форуме, посвященном группе. Аня посещает этот форум уже три года, знает (виртуально) всех постоянных форумчан, общается с ними на самые разнообразные темы. Неделю назад один из форумчан предложил всем перенести общение из Сети в реальность. Всем понравилась эта идея, и было назначено время и место встречи — 21:00, кафе «Облака». Ане очень хочется со всеми встретиться и познакомиться «вживую», но ее беспокоит, что кафе «Облака» находится в пригороде и общественный транспорт ходит туда нерегулярно.
Вопросы для анализа ситуации:
Стоит ли Ане согласиться на встречу? Почему?
Что вас настораживает в ситуации?
Какие могут быть последствия встречи?
Какими способами Аня могла бы себя обезопасить?
Мише 14 лет, он хорошо учится, занимается карате, живет рядом со школой. Выходя из школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе, поправила шарф, а на прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его одноклассники, поместили в социальную сеть и подписали «у Миши новая подружка!». Когда Миша узнал, кто это сделал, он сильно избил одноклассника, из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.
Как вы думаете, реальна ли эта история?
Как вы бы поступили в данной ситуации?
Картинки из Интернета
Прокомментируйте каждую картинку.
Предложите способы обеспечения безопасности.
Угроза Информация Безопасность