БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
Ответственность родителей за обучение детей правилам безопасности (27. 2022)
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»:
1) не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
2) не заходи с ними в лифт или подъезд;
3) не садись в машину к незнакомцам;
4) не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.
Правила поведения на улице:
- выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили;
- в общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть; не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь;
- если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей;
- не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах;
- если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому;
- увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты;
- добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти;
- ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя;
- идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту;
- если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи;
- не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки и прочую еду.
Правила поведения в подъезде:
- подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом (Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице, пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке);
- если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома;
- входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину;
- если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть, что он делает (в случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь).
Правила поведения дома:
- никогда не впускай в квартиру незнакомого человека (Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.);
- ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать;
- покидая квартиру, посмотри в глазок; если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут;
- прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
Правила поведения в транспорте:
- улицу надо переходить только на зеленый сигнал светофора или по «зебре» – белым полоскам на асфальте;
- не вступайте на проезжую часть, пока не убедитесь в полной безопасности: если для вас загорелся зеленый свет, подождите, пока все машины остановятся, а на «зебре» будьте еще внимательнее;
- несмотря на то, что есть правило – переходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди, лучше дождитесь, когда они отъедут, и после этого переходите улицу по пешеходному переходу;
- старайтесь не выходить на дорогу из-за припаркованных автомобилей – они закрывают обзор;
- никогда не пытайтесь «перегнать» автомобиль, дождитесь, пока машины проедут или остановятся на светофоре или перед «зеброй»;
- переходить дорогу нужно тогда, когда свободы обе полосы; если вы все же оказались на разделительной полосе – не дергайтесь вперед или назад, дождитесь, пока машины проедут;
- научитесь понимать сигналы автомобиля – гудок, сирену, «поворотники» (они подскажут, как складывается дорожная ситуация и какие маневры собираются делать автомобили);
- ждите общественный транспорт только на специальных остановках, не ближе 1 м от проезжей части;
- садитесь в транспорт, только дождавшись его полной остановки;
- старайтесь не стоять у дверей и тем более не облокачиваться на них;
- готовьтесь к выходу заранее и выходите только после полной остановки;
Правила поведения при езде на велосипеде и катании на роликах:
- по закону ездить на велосипеде по дорогам города и улицам разрешается детям с 14 лет и только без пассажиров;
- тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам;
- запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров;
- переходить дорогу нужно только пешком, держа велосипед за руль;
- ни в коем случае нельзя цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство;
- очень важно научиться ездить на велосипеде медленно – удержать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь, что особенно важно для города;
- велосипед должен иметь исправные тормоза, накаченные шины, светоотражатели и звонок;
- одно из главных требований при катании на роликах – умение тормозить;
- нельзя кататься на роликах на проезжей части;
- обязательно нужно пользоваться наладонниками, наколенниками, налокотниками и надевать шлем;
- старайтесь не выезжать во дворы, пока не научитесь кататься на закрытых площадках, стадионах, в парках;
- также необходимо научиться «правильно» падать (если чувствуете, что теряете равновесие, наклонитесь немного вперед и вытяните руки, чуть согнув их в локтях; постарайтесь избежать падения на спину, а если это не удается, пригните подбородок к груди, чтобы не удариться затылком).
Правила поведения в толпе:
- главное правило – избегать толпы;
- если вы всё же оказались в толпе, держитесь подальше от середины, а также металлических ограждений, стен, витрин, мусорных контейнеров – всего твердого, к чему могут прижать;
- не надо пробовать пробиться сквозь толпу или сопротивляться ей; нужно, не останавливаясь, двигаться вместе с ней);
- если началась давка, немедленно выбросьте все предметы из рук, освободитесь от шарфа и сумки на длинном ремне (руки должны быть не прижаты к телу, а согнуты в локтях и направлены сжатыми кулаками вверх – тогда вы сможете защитить грудную клетку; можно также сцепить ладони в замок перед грудью);
- если вы упали и встать не удаётся, свернитесь клубком, прикройте предплечьями голову, а ладонями затылок;
- не паникуйте, не поддавайтесь провокационным крикам, что нужно куда-то бежать;
- выйдя из толпы, не надо метаться в поисках потерявшихся спутников (лучше стойте и ждите в спокойном месте, а если увидите сотрудников полиции – подойдите к ним и скажите, что вы потерялись);
- обязательно помните наизусть свой адрес и телефон;
- если поблизости нет сотрудников полиции, не надо обращаться к незнакомым людям, звонить в квартиры жилого дома – лучше поискать телефонный автомат (в звонке в полицию вам не откажут и в магазине либо госучреждении).
Как не оказаться вовлеченным в совершение преступления:
- никогда не соглашайтесь «постоять на углу и свистнуть, подать другой знак, когда кто-нибудь пойдет» (чем в это время будут заниматься другие, вы можете не узнать, но, когда их поймают, обязательно упомянут, что вы тоже участвовали в преступлении);
- никогда не отзывайтесь на просьбу помочь чьему-то приятелю, потерявшему ключи от квартиры – пролезть в форточку и открыть дверь изнутри;
- никогда не берите на хранение домой какие-либо вещи – они могут быть крадеными;
- будьте осторожны с выбором друзей (оказаться в плохой кампании – значит подвергать себя постоянному риску).
Семейные правила безопасности:
- придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации;
- если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут (договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой);
- научите ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет (выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой);
- оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять;
- сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра;
- ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон – это поможет ему добраться до дома, если он потерялся;
- дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь;
- познакомьте детей с телефонами экстренной помощи:
010 – ПОЖАРНЫЕ, МЧС
020 – ПОЛИЦИЯ
030 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ
112 – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБСО ВСЕХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ
Безопасное поведение детей в общественных местах
Взрослые часто лишены возможности повсюду сопровождать своих чад. Особенно важно обсуждать с подрастающим поколением правила безопасности на улице для детей перед самостоятельными перемещениями из дома в школу. Правила безопасного поведения в общественных местах снижают риск возникновения опасных моментов в жизни ребёнка.
Выходя за пределы собственной квартиры, человек оказывается среди незнакомых, чужих людей. Пространство в городе, предназначенное для общего пользования, является общественным местом.
Очень важно! Проводя с детьми инструктаж, необходимо освещать в нём не только правила детской безопасности, но и донести до ребёнка, что он не должен мешать находящимся рядом людям.
Как вести себя в общественных местах:
- Нельзя кричать, свистеть, громко разговаривать, произносить неприличные, оскорбительные слова;
- Можно бегать, играть в активные игры только в специально предназначенных для этого местах;
- Нельзя толкаться, делать резкие движения в местах скопления людей;
- Можно кататься на велосипедах, роликах, самокатах только по специальным дорожкам или пешеходной части улицы, не мешая общему потоку людей;
- Нельзя наносить порчу и вред окружающей обстановке (писать на стенах, ломать дворово-парковые постройки и т. п.), оставлять после себя мусор.
Ответственность за нарушение правил поведения
Несоблюдение общепринятых норм поведения имеет различные меры воздействия на нарушителя: беседы, приглашение на школьный совет профилактики, КПДН, взыскание штрафов.
Нельзя забывать! Дети во многом копируют привычки родителей. Личный пример достойного поведения в разы эффективнее, чем нотации и запугивания.
Правила поведения на улице
Не стать жертвой несчастного случая помогают правила безопасности поведения. О том, чтобы ребёнок умел ими пользоваться, должны позаботиться родители.
Среди прочих тем необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:
- ПДД.
- Как вести себя, если потерялся.
- Разговор с незнакомцем в лифте.
- Гололёд в зимний период.
- Весна и зима — травмоопасное время года.
Правила поведения в лесу для детей
Как научить безопасному поведению детей
Заниматься воспитанием навыков уличного этикета необходимо начинать в детстве.
Вводить дошкольников в суть проблемы можно в игровой форме, разыгрывая с любимыми игрушками «острые» ситуации. Куклы и мишки могут быть пассажирами в транспорте, или переходить игрушечную улицу.
Совет! Полезно, читая малышу сказку, обращать его внимание на воспитательные нюансы. Например, Красная Шапочка не попала бы в беду, если бы не стала разговаривать с незнакомцем.
Реальные примеры не менее важны. Если родители доброжелательно и приветливо отвечают другим людям, папа помогает маме надеть пальто, придерживает дверь и подаёт руку, то ребёнок без лишних напоминаний будет поступать также.
Школьники охотно участвуют в беседах и обсуждениях важных вопросов. Они способны подготовить и провести интересную презентацию для классного часа на заданную тему.
Многим детям приходится часть дороги домой проделывать в транспорте. Родителям можно составить небольшую памятку для своих отпрысков:
- Названия остановок.
- Номера маршрутов и виды транспорта.
- Расписание .
Важно! Платежеспособность юного пассажира полностью зависит от родителя.
Здесь дети должны строго следовать установленному порядку:
- Иметь проездной документ;
- Понимать, каким образом осуществляется проход через турникет;
- Не бегать по эскалатору;
- Не заходить за черту на платформе ожидания;
- Не пытаться протиснуться в закрывающиеся двери вагона.
Полезно! Показать ребёнку местонахождение устройства связи с машинистом в вагоне.
Правила поведения в наземном транспорте
В автобусах и маршрутках надо занять удобное положение и иметь надёжную опору, которая не позволит упасть во время толчков транспорта. Нельзя спать, чтобы не проехать нужную остановку.
Совет! Пробираясь к свободному месту, лучше снять со спины школьный рюкзак, чтобы никого им не задеть.
Общепринятые нормы порядка помогают чувствовать себя уверенно даже при скоплении людей: в магазинах, кафе, спортцентрах и т.
Важно! Дети должны уметь находить в общественных местах служащих и работников в униформе, к которым можно обратиться за помощью.
Безопасность детей на улице
Семейные прогулки лучше всяких лекций учат правилам поведения детей на улице. Во время перевода через дорогу малыш крепко держится за руку взрослых. Глядя на самых главных в его жизни людей, он изучает правила уличного этикета.
Правила поведения на тротуаре
Гуляя на тротуаре, ребёнок должен помнить о близости проезжей части, не начинать играть с мячом, в салки или другие игры, которые могут заставить его выскочить посреди дороги.
Правила поведения в общественных местах
Правильное поведение среди большого скопления людей
Родители должны понятным языком объяснить своему чаду, что лучше всего избегать прогулок в толпе. Если это неизбежность, то надо знать следующее:
В толпе важно придерживаться следующих правил:
- Держаться к краю;
- Не идти против течения;
- Не поднимать случайно оброненные предметы.
Что делать, если ребенок потерялся в толпе
Обсудить такую возможность надо заранее, это поможет справиться с волнением.
Совет! Желательно предварительно подключить телефонную услугу «Местоположение ребёнка» и снабдить малыша телефоном. Также подойдет и GPS маячок в виде брелков и браслетов. Также лучше положить в карман ребёнка листок с информацией о нём.
Три правила безопасности
Существует три главных правила безопасности, которые должен знать каждый ребенок:
- Никогда не общаться с незнакомцами.
- Всегда соблюдать правила уличного движения.
- Не стесняться подойти за помощью к полицейскому или человеку в униформе.
Окружить заботой — это значит научить растущего малыша правильно действовать в повседневных жизненных ситуациях. Важно в первую очередь на своем примере показывать малышу, как правильно себя вести.
Подписи к слайдам
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.
- Урок по ОБЖ для 5 класса.
- Учитель: Е. А. Гвоздева
- По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы и мопеды, трамваи и велосипеды, иначе говоря – различные виды транспорта.
- До конца XIX века в городах преобладал конный транспорт, так как для перевозки людей и грузов не удавалось приспособить другие источники энергии. С развитием электричества началось усовершенствование городских видов транспорта.
- Линии метрополитена были построены в Лондоне (1863), Нью-Йорке (1868), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Вене (1898), Париже (1900). В Москве движение на линиях метрополитена открылось в мае 1935 года.
Классификация транспортных средств
- Автобус сегодня среди других видов наземного общественного транспорта занимает ведущее место. Скоростные качества и маневренность делают его очень эффективным транспортом, тем более что вместимость современных автобусов может достигать ста и более человек.
- Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок — междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.
Правила поведения пассажиров в автобусе
- 1. Бережно обращаться с оборудованием.
- 2. Распитие спиртных напитков и курение в салоне транспортного средства и туалетной комнате строго запрещается.
- 3. Не ходить по салону автобуса во время движения.
- 4. Нельзя стоять в проходах во время движения.
- 5. Категорически запрещается ставить сумки в проходах. В целях безопасности движения проход должен быть свободным.
- 6. Запрещается отвлекать водителя во время движения.
- 7. Мусор складывать в индивидуальные пакеты и выбрасывать в мусоросборник на стоянках.
- 8. Полки над сидениями предназначены только для мелкой ручной клади.
- 9. Пользоваться кипятком и мини-кухней можно только с разрешения водителя во время остановки, во избежание несчастных случаев.
- 10. Пассажир несет ответственность за ущерб, нанесенный транспортному средству.
- 11. Запрещается перевозить в салоне автобуса и любого транспортного средства любые бытовые приборы, строительный инвентарь, или багаж, который может нанести ущерб имуществу «Исполнителя».
- Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.
- В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.
- После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.
- В трамвае использована идея железной дороги – движение по специальным рельсам. Это давало возможность увеличить скорость и плавность движения, а главное, почти втрое уменьшить трение, которое мешает качению колес, по сравнению с обычной дорогой.
- «Золотое время» трамвая длилось с 20-х до 60-х годов XX века. Интенсивность движения на городских улицах и ограниченность ширины дорог привели к тому, что трамвай стал уступать скоростным и комфортабельным автобусам и троллейбусам. Но трамвай не сдается. Создаются скоростные маршруты, которые в 2 раза позволяют увеличить рабочую скорость, совершенствуется и сам трамвай. Сегодня более чем в 300 городах нашей страны трамваи перевозят пассажиров и грузы.
- Но надо помнить, что электрическая тяга создает опасность поражения электрическим током.
- Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать вагон, находящийся под током, можно только прыжком
Зоны опасности в метро
- Первая зона- турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок.
- Вторая зона- экскалатор. Причиной опасной ситуации могут стать резкая остановка, разгон или разрушение ленты экскалатора.
- Третья зона- перрон. Нельзя заходить за ограничительную линию, т.к. можно упасть. Если вы всетаки упали, необходимо лечь между рельсами, закрыв уши руками и открыв рот.
- Четвертая зона- вагон поезда. Может произойти резкое торможение, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление.
- Легковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается автобусом (микроавтобусом). В последнее время легковых автомобилей становится все больше, поэтому больше опасности для пешеходов и пассажиров. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:
- автолюбители, в отличие от профессионалов, могут не иметь хорошей подготовки;
- опасна большая скорость движения;
- в потоке легковой автомобиль может столкнуться с тяжелым грузовиком.
Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле
- Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него — полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.
- Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками — в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.
- Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство — блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.
- К специальным автомобилям относятся: пожарные, милицейские, горноспасательные, «Скорая медицинская помощь» и некоторые другие. На крыше кузовов этих машин устанавливают синий мигающий фонарь-маячок.
- При выполнении заданий (они называются оперативными) специальные машины могут нарушать Правила дорожного движения: ехать с повышенной скоростью, не подчиняться дорожным знакам, указаниям светофора при условии, что это не создает аварийных ситуаций.
- Правила дорожного движения требуют от водителей и пешеходов при приближении транспортных средств со специальной окраской, с включенным маячком или звуковым сигналом уступать дорогу, а в некоторых случаях даже останавливаться, чтобы дать возможность проехать без препятствий.
- И приостанавливаются пешеходы, притормаживают и прижимаются вправо или замирают у перекрестков автомобили. Когда речь идет о жизни и смерти человека, дорога каждая минута. Без особых прав специальным машинам при сегодняшней интенсивности движения будет трудно вовремя успеть к больному, на пожар, к месту аварии.
Домашнее задание: §14.
Правила поведения на железной дороге
Уважаемые жителиДзержинского района города Перми !
Железная дорога и объекты ее инфраструктуры являются местом повышенной опасности, которые требуют высокой степени внимания и осторожности при нахождении на них! К сожалению, с наступлением теплого времени года, участились несчастные случаи на железной дороге, произошедшие из-за нарушения элементарных правил безопасности.
Администрация Дзержинского района города Перми настоятельно предлагает Вам ознакомиться и неукоснительно соблюдать Правила нахождения граждан в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее – Правила), разработанные Министерством транспорта Российской Федерации.
Предлагаем Вам также разъяснить вышеназванные Правила своим детям, а для наглядности и запоминания предлагаем Вашему вниманию презентацию «Безопасность на транспорте», размещенную на сайте администрации Дзержинского района города Перми.
Предотвратив несчастный случай – Вы спасете жизнь!
Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Их беспечность угрожает безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, наносит дороге немалый материальный ущерб. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.
Все, кто находится вблизи железнодорожных путей, обязаны соблюдать общепринятые правила
- Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагона.
- При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
- На переездах переходить пути можно только при открытом шлагбауме.
Уважаемые взрослые! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни!
Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и, пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности.
ЗАПОМНИТЕ
- проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;
- при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.
Железнодорожные переезды специально оборудованы для движения транспорта и пешеходов.
- подлезать под железнодорожным подвижным составом;
- перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
- заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
- бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
- устраивать различные подвижные игры;
- оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
- прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
- осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.
Уважаемые взрослые! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги.
- Обращение: Переходи железнодорожные пути в предназначенных для этого местах: по пешеходным переходам, тоннелям, пешеходным мостам. При переходе, обязательно обращай внимание на звуковые сигналы и световые сигналы светофора, а также на команды работников железной дороги.Предупреждение: Помни, что пассажирский поезд весом 500 тонн(а грузовой – 5 тысяч тонн!), идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Вывод: Неправильно оценив ситуацию, ты неосознанно подвергаешь свою жизнь огромной опасности!
- Обращение: Запомни, что передвигаться (пролезать, подлезать) под платформами ж/д, остановившимися поездами или между вагонов очень опасно для жизни! Предупреждение: Знай, что неподвижные вагоны безопасны лишь на первый взгляд. Подходить к ним ближе, чем на пять метров или подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. Вывод: Если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду, то несчастного обязательно затянет под колеса.
- Обращение: Никогда не выходи на железнодорожный переезд при запрещающем звуковом или световом сигнале. Предупреждение: Даже если шлагбаум открыт и тебе кажется, что звуковая или световая сигнализация подается ошибочно долго, нельзя переходить через переезд. Вывод: Убедившись в том, что поезд проехал, ты можешь начать переходить через железную дорогу, не зная о том, что приближается встречный состав. Невнимательность и незнание приводят к непоправимым последствиям.
В ожидании поезда
- Обращение: Ожидая электропоезд, никогда не заходи за ограничительную белую линию на краю платформы. Не подходи к вагонам до полной остановки поезда. Предупреждение: Ограждающая белая линия указывает на безопасное расстояние от выступающих частей движущегося поезда. Вывод: Подойдя слишком близко к краю платформы можно случайно упасть на пути или между вагонами движущегося поезда. Причиной этому может стать случайный толчок от идущего мимо человека или ты можешь просто оступиться. Приблизившись на недопустимо близкое расстояние, тебя может задеть зеркало, поручни или ступени, что приведет к трагедии.
- Обращение: Находясь на платформе, никогда не пользуйся для передвижения велосипед, скейтборд или ролики. Предупреждение: Платформа является местом повышенной опасности. Проявляй внимательность к своим действиям и действиям окружающих тебя людей! Вывод: Случайно совершив неосторожное движение, можно оказаться под колесами поезда и погибнуть или столкнуть с платформы не ожидающего опасности человека!
Любопытство и баловство на железной дороге
- Обращение: Никогда не забирайся на столбы и другие опоры с проводами, расположенные на ж/д. К ним крепятся контактные провода под высоким напряжением. Категорически запрещено подходить к ним ближе 5 метров! Запомни, что трансформаторные будки – не место для развлечений! Предупреждение: Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт. В сравнении, для остановки сердца достаточно секундного контакта с проводом, находящимся под напряжением в 110-230 вольт. Вывод: Не ожидая удара током, можно совершить неосторожные действия, которые приведут к моментальной смерти.
- Обращение: Обходи оборванные провода не менее чем за 8 метров. Предупреждение: Если ты видишь, что провод на ж/д оборван и касается земли, удаляйся от него прыжками или гусиным шагом, чтобы избежать шагового напряжения (нельзя делать широкие шаги). Вывод: Можно погибнуть от неожиданного удара током.
- Обращение: Не наноси, пожалуйста, вред железнодорожным объектам: не ломай семафоры, не скручивай знаки ограничения скорости или приближения к переезду, не порть знак «свисток». Предупреждение: Выводя из строя семафор, ты лишаешь машиниста поезда ориентации на дороге. Если испортить знак «свисток», который призывает машиниста подать звуковой сигнал, приближаясь к переходу, ты подвергаешь опасности жизнь людей. Знаки ограничения скорости и приближения к переезду также крайне важны для машиниста – они предупреждают его о приближении к зоне опасности. Вывод: Любой объект железнодорожной инфраструктуры крайне важен для совершения своевременных действий машинистом и, как следствие, сохранения человеческих жизней.
- Обращение: Не клади на железнодорожные пути посторонние предметы; Предупреждение: Из-за наезда на посторонний предмет (камень, монета), может произойти замыкание или сойти с рельс целый состав. Вывод: Из-за мелкой шалости может произойти серьезное железнодорожное происшествие, отвечать за которое придется согласно Уголовному кодексу РФ.
Ты – пассажир!
- Обращение: Если ты заметил в вагоне поезда или в непосредственной близости посторонний предмет сообщи об этом представителям железной дороги или полиции. Ни в коем случае не приближайся и не пытайся самостоятельно проверить его содержимое! Предупреждение: Оставленные вещи в общественных местах могут быть террористическим актом. Вывод: Неприметная на первый взгляд сумка или коробка может унести десятки жизней.
- Обращение: Никогда не прислоняйся к внешним автоматическим дверям поезда и не разжимай их в пути. Предупреждение: Работа механизма открытия/закрытия дверей не рассчитана на применение к ней силы. Вывод: Сила работающего механизма может привести к выпадению из вагона, что приведет к неминуемой трагедии.
- Обращение: Никогда не высовывайся из окон вагона или тамбура. Предупреждение: Сила воздушного потока двигающего поезда достигает 16 тонн. Высовываясь из окна, сложно вовремя заметить попутно двигающийся поезд. Вывод: Нарушая правила проезда в поезде, можно получить серьезную травму или погибнуть.
- Обращение: Не кидай камни или другие посторонние предметы в поезд, особенно движущийся. Предупреждение: Брошенный в движущийся состав предмет может попасть в окно и травмировать сидящего в поезде человека или рикошетом отлететь в твою сторону и нанести травму тебе. Вывод: Преднамеренное хулиганство может унести твою или чужую жизнь, подобные действия преследуются Уголовным кодексом РФ.
- Обращение: Никогда не поднимайся на крышу поезда. Предупреждение: Подача тока происходит без дополнительных оповещений, а находиться вблизи проводов под напряжением – опасно для жизни! Вывод: Нельзя лазить по крышам стоящих составов, это очень опасно для твоей жизни!
Случайности приводят к непоправимым трагедиям. Будьте внимательны – Ваша жизнь в Ваших руках!
Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.
Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.
- Образовательные: повторить правила поведения на улице, в транспорте;
- Развивающие: продолжить формирование навыков распознавания типичных дорожных ситуаций, отработать практические методы самостоятельного принятия решений; закрепить навыки травмобезопасного поведения.
- Воспитательные: продолжить воспитание этикета пассажиров («транспортных» привычек).
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости.
Наше сегодняшнее занятие называется «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».
Презентация. 1 слайд.
Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.
Я предлагаю присутствующим рассмотреть обычные транспортные ситуации с необычной стороны: со стороны команд «стажёры» и «стажисты» – и проведем наше занятее немного наоборот. Расставляются таблички.
Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.
2 слайд. Ответ: Общественный транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.
А кто такой пассажир? Дают определение.
3 слайд. Ответ: В Правилах дорожного движения пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.
Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я – пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность и комфорт на дорогах и в поездке, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров. Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.
4 слайд. Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны? Перечисляют известные им правила.
Давайте послушаем «стажистов», может, у них есть какие-то дополнения, связанные с их собственным опытом поездок. Высказываются стажисты.
А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.
5 слайд.
Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных площадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бегать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попадание под колеса.
6 слайд.
Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.
Задание. Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано? Высказывают предположения.
Ответ: Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.
- Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно – не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропустите выходящих пассажиров.
- Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон.
- Обязательно оплатите проезд.
Задание. Перед вами схемы расположения мест в маршрутных такси. Часть мест уже занята. Вы заходите. Какие места вы займете? «Стажёры» расставляют шашки. Дают объяснения.
Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии – ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси – наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.
«Стажёры» моделируют ситуации, «стажисты» их оценивают.
Задание. У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине – рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку. (Демонстрируют свои действия).
7 слайд.
Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.
- В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.
- Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
- Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
- Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
- Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств (почему?)
- Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
- При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя). Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.
- Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
- При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком, не держась за двери.
- Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
- Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями. Их нужно перевозить завернутыми в плотную ткань или бумагу.
- Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
9 слайд.
Задание: Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.
То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.
Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.
Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.
Задание. Группа №12 отправилась в ТЦ «Алмаз» на киносеанс. В салон заходят две женщины: пожилая и молодая с ребенком. Ваши действия? (Встаём и переходим в конец салона).
В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).
- К выходу необходимо подготовиться заранее, по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. В ваших силах, например, помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
- Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.
- Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
Задание: Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?
Ответ: Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу. 10 слайд.
Итак, давайте повторим:
Какая тема была затронута сегодня?
Что вы ранее не знали?
Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?
Какое правило вы добавили бы от себя?
Какое правило вы считаете лишним?
А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание: Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?
Не забывайте: правила нужно соблюдать обоюдно. Народная поговорка «Как аукнется, так и откликнется» работает, так же как и знаменитое «правило бумеранга».
А теперь – небольшое видеорезюме:
11 слайд. Видеоролик.
Как видите, и здесь – ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.
Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!
12 слайд.
Благодарю всех за внимание.
Информация о материале
- РЖД предупреждает (видеоролик)
- Материал (видеоролики, плакаты) расположенные на сайте «ОАО РЖД» в разделе «Безопасность на транспорте».
Всероссийский урок ОБЖ
Традиционно 1 сентября в нашей школе проводится Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности» — урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций, в том числе в местах массового пребывания людей, адаптация после летних каникул. Главными задачами урока безопасности являются пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения; практическая отработка навыков безопасного поведения школьников в различных условиях; выработка у обучающихся практических навыков умения осуществлять мероприятия по защите в ЧС. (далее картинка Всероссийского урока ОБЖ)
Памятка для родителей “Весенние каникулы”
Наступают весенние каникулы. У ваших детей появляется много свободного времени. Поэтому считаем необходимым напомнить о правилах безопасности. Ведь именно Вы – ответственны за жизнь, здоровье и безопасность своих детей.
Постоянно будьте в курсе, где и с кем ребёнок, контролируйте место пребывания детей.
Решите проблему свободного времени детей.
Убедите ребёнка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали держать их в секрете.
Не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми, объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину к незнакомым людям.
Помните! Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов утра) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых. Нахождение ваших детей в указанное время на улице может повлечь административное наказание в виде штрафа.
Чтобы не стать жертвой или виновником ДТП, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте.
Напоминайте детям о необходимости соблюдения правил ПДД, правил пожарной безопасности и обращения с электроприборами.
Предупреждайте детей о правилах поведения в общественных местах.
Напоминайте об опасности нахождения на тонком льду водоёмов во время паводка.
Предупреждайте детей о мерах предосторожности в обращении с острыми, колющими и режущими, легковоспламеняющимися и взрывоопасными предметами.
Напоминайте о необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с животными.
Наше общество живёт в условиях терроризма, когда пропадают люди, похищают детей. Поэтому внимательно следите за незнакомыми людьми, ограничивайте своих детей от подобных общений.
Обратите внимание детей на случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнём и детской шалости.
Помните, что продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте с 7 – 12 лет составляет 20 минут, а старше – не более 30 минут.
Желаем Вам здоровья, благополучия, удачи, а детям весёлых, насыщенных и интересных каникул.