В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение
школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника
соответствующей службы ГО.
Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится,
прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме
того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО,
например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами
радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по
тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или
косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.
Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направленное на отработку
вопросов ЧС и ГО в школе — День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и
учения по эвакуации учащихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и
безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические
При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные
мероприятия: — оповещение учащихся о ЧС;
— организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное
— вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного
— выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).
По последнему пункту следует сделать небольшое замечание. Как известно, самой
часто случающейся ситуацией в школе является пожар. Промышленностью разработан и
подготовлен к серийному выпуску противопожарный капюшон «Феникс». Это средство
защиты представляет собой сочетание огнезащитного прозрачного капюшона,
защищающего голову, включая лицо, и противогаза, точнее, противогазового респиратора.
Этот капюшон способен прекрасно защитить органы дыхания детей не только от ядовитых
продуктов горения, но и от радиоактивной пыли, ОВ, АХОВ, ВО, т. в определенном
смысле, является универсальным средством. Оснащение школ капюшонами «Феникс» из
расчета штатной численности сотрудников и штатной наполняемости учащимися
существенно повысил бы безопасность школ при различных ЧС.
Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и
вблизи нее определяются специальными планами, которые разрабатываются
Таким образом, в школе имеется стройная система, предназначенная для
предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала
при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы
всем необходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.
— Каковы задачи гражданской обороны в школе?
— Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?
— Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?
— Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?
— Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?
— Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по
– покидать помещения следует организовано, не стоит тратить время
на сборы личных вещей;
– следовать согласно указательных знаков «ВЫХОД»;
– после эвакуации из школы учителя должны будут построить вас (как правило на
стадионе) для того, чтобы пересчитать по списку. Делается это с целью не
потерять детей.
Есть моменты, на которые подросткам стоит обратить особое внимание. Некоторые
маленькие дети могут испугаться, поэтому необходимо внимательно следить за ними.
Если есть дети, которые испугались, то на них надо воздействовать убеждениями, а также
примером поведения других детей.
Дети постарше и старшеклассники могут, наоборот, проявлять так называемый «героизм»,
то есть побежать туда, где горит огонь, с банальной целью посмотреть, или попробовать
потушить, чтобы в лицах одноклассников стать «героями». Такие действия приводят к
печальным последствиям и их не нужно допускать.
Реально оценивайте степень опасности, не пытайтесь, без острой необходимости,
спускаться по связанным простыням, наружной арматуре и металлическим предметам
наружной части зданий.
При несчастных случаях и других угрожающих здоровью и жизни состояниях, требующих
неотложной медицинской помощи до прибытия медработника или доставки больного в
медучреждения, необходимы начальные простейшие меры помощи.
При вывихах, переломах, разрывах и растяжениях связок особенно важно обеспечить
неподвижность конечностей. Сделать это можно при помощи шин из дощечек, коры
деревьев, картона и других подручных средств, закрепив их бинтами, косынками,
ремнями, лоскутами ткани. Если травма не сопровождается переломами костей, можно
ограничиться тугой повязкой, обездвиживающей травмированную конечность в
поврежденном суставе. После наложения шин, пострадавшего надо доставить в травм
Во время оказания первой помощи при ожогах прежде всего нужно устранить причины,
вызывающие ожог. Если горит одежда, сбить пламя потоком воды, завернуть
пострадавшего в одеяло или в любую другую плотную ткань. Нельзя бежать в горящей
одежде, так как ветер, раздувая пламя, только усилит ожог. Не следует срывать с
обожжённого места одежду. Ее надо разрезать и осторожно снять, а прилипшие к коже
куски материи коротко обрезать ножницами по краям. Если ожог вызван химическими
веществами, следует, сразу же струей воды обмыть (15мин) обожженные участки тела.
При обширных ожогах любой степени пострадавшего необходимо, как можно быстрее,
доставить в больницу. Если при этом на обожженную поверхность нельзя наложить
повязки, то пострадавшего необходимо обернуть чистой простыней, укутать одеялами.
Никакого самолечения.
Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги растительным или подсолнечным
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ?
При пожаре нельзя:
• Не звонить в пожарную охрану, и думать о том, что пожарных уже кто-то вызвал!
Звонок в пожарную охрану по телефону 01 – обязателен!
Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
Проявляйте интерес к “виртуальной” жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Цель классного часа: формирование
общественного сознания и гражданской позиции
студентов колледжа.
- закрепление знаний о терроризме и способах
сохранения жизни при захвате заложников; - обучение логической цепочке действий поведения
при теракте; - воспитание ответственного отношения к своей
жизни и жизни окружающих.
Ход классного часа
Педагог-психолог: Уважаемые студенты!
Тема нашего классного часа “Мир без террора!”
Чужого горя не бывает,
Как не бывает и чужой беды. От терроризма мир страдает
И перед ним мы все равны. Террор – палач, он губит души
Невинных и беспомощных людей,
Нет, и не может ничего быть хуже,
Чем беззащитных расстрелять детей.
Педагог-психолог: 3 сентября – День
солидарности в борьбе с терроризмом.
Педагог-психолог: Эта новая памятная
дата России была установлена в соответствии с
федеральным законом Российской Федерации “О
днях воинской славы (победных днях) России” в
редакции от 21 июля 2005 года. Она напрямую связана с
событиями в Беслане (Северная Осетия) 1-3 сентября
2004 года.
В день солидарности в борьбе с терроризмом не
только в Беслане, но и по всей стране вспоминают
жертв террористических актов, а также
сотрудников правоохранительных органов,
погибших при выполнении служебного долга. Так же
студенты техникума в этот день почтили память о
жертвах терроризма минутой молчания.
Педагог-психолог: В нашей стране за
последние десятилетия произошло большое
количество страшных террористических актов. Но
самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать
трагические события, произошедшие в Беслане
(Северная Осетия), когда погибло множество детей. Тогда, 1 сентября 2004 года, когда дети с родителями
пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и
радуясь новому учебному году. Боевики проникли в
школу № 1 и захватили в заложники, учеников, их
родителей и учителей. В здании школы преступники
целых три дня удерживали 1. 128 человек.
Итогом этого террористического акта стала
гибель более 350 человек, что составило около 1%
населения города. Среди погибших были не только
заложники и мирные жители, но также и
военнослужащие. Половина погибших являлись
несовершеннолетними лицами. Особая трагичность
этого теракта заключается в том, что погибли в
основном дети и женщины. Ранено было более 500
человек.
Педагог-психолог: После этого теракта
правительство нашей страны осуществило
серьёзные меры по усилению безопасности школ и
других общественных объектов.
Вспоминают россияне 3 сентября также жертв и
других терактов, происходивших в столице, а также
в Чечне, Дагестане, Буденновске, Первомайском и
других регионах нашей страны.
В этот день традиционно проходят панихиды,
возлагаются цветы к мемориалам погибших,
проводится всероссийская минута молчания. Во
время минуты молчания во многих российских
городах в небо выпускают белых голубей, которые
призваны символизировать мир. В школах нашей
страны к этой дате приурочены специальные уроки,
посвященные проблемам борьбы против терроризма
и экстремизма
Терроризм – это страшное слово
Это боль, отчаянье, страх,
Терроризм – это гибель живого!
Это крики на детских губах. Это смерть ни в чём не повинных –
Стариков, женщин, детей!
Это подлое злое деянье
Озверевших, жестоких людей.
Педагог-психолог: Наверное, не все
знают, но мировой терроризм имеет уже достаточно
длительную историю. Он впервые появился не в наше
время, а еще во времена Великой французской
революции. Что касается России, то у нас первые
террористические группы возникли еще до
революции. Террористы своими действиями, прежде
всего, стараются оказать психологическое
воздействие на общество. Они пытаются любыми
способами запугать людей. Ведь и само слово
“террор” в переводе с латыни означает “ужас”. К
теракту просто невозможно подготовиться
заранее, по этой причине всегда следует быть
настороже.
Терроризм в настоящее время является одной из
важнейших угроз безопасности человечества и
современному миру в целом. К сожалению, нужно
отметить, что именно наша страна стала одной из
главных мишеней террористов. В последние годы
фиксируется рост количества подобных
преступлений.
Педагог-психолог: Дети и взрослые в
России и во всем мире должны знать, что с
терроризмом необходимо не только бороться,
гораздо важнее и эффективнее предупреждать его
возникновение.
Только объединившись, все вместе мы сможем
противостоять терроризму, не только
национальному, но и международному.
Каждый из нас просто обязан проявлять
ответственность и бдительность, ведь никто не
застрахован от попадания в подобную страшную
ситуацию. А лучшей профилактикой экстремистских
настроений в обществе являются толерантность и
взаимоуважение.
Мы должны уважать культурные и религиозные
особенности всех тех народов, которые населяют
нашу многонациональную страну.
Педагог-психолог: Трагические события
в Беслане потрясли весь мир и имели широкий
общественный резонанс. Этот день призван
символизировать объединение государства и
общества в борьбе с общим врагом.
Напомним, что 3 сентября 2005 года органы
государственной власти, общественные и
религиозные объединения по всей территории
России организовали и провели различные
памятные мероприятия, включающие в себя
богослужения и шествия со свечами по улицам
городов. Состоялась и “Всероссийская вахта
памяти”.
Педагог-психолог: 26 февраля 2006
Госдумой был принят закон “О противодействии
терроризму”. Он предусматривал создание
государственной системы противодействия
терроризму. Главные полномочия по борьбе с
терроризмом были возложены на ФСБ. Во главе
оперативного штаба поставлен директор ФСБ.
Педагог-психолог: А сейчас, ребята, мы
обсудим, что же нужно предпринять, чтобы не
оказаться в беде.
- В заложники лучше не попадать.
- Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и
сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра. - Обращайте внимание на подозрительных людей,
предметы, на любые подозрительные мелочи. - Всегда узнавайте, где находятся резервные
выходы из помещения. - Если произошел взрыв, пожар, землетрясение,
никогда не пользуйтесь лифтом. - Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни
произошло.
Педагог-психолог: Существуют
некоторые правила поведения в толпе.
Террористы часто выбирают для атак места
массового скопления народа. Помимо собственно
поражающего фактора террористического акта,
люди гибнут и получают травмы еще и в результате
давки, возникшей вследствие паники.
Включается слайд 13-14.
Педагог-психолог: Необходимо помнить
следующие правила поведения в толпе:
- Избегайте больших скоплений людей.
- Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось
посмотреть на происходящие события. - Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас,
но попытайтесь выбраться из неё. Глубоко
вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть
в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена. - Стремитесь оказаться подальше от высоких и
крупных людей, людей с громоздкими предметами и
большими сумками. - Любыми способами старайтесь удержаться на
ногах. - Не держите руки в карманах.
- Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше,
ставьте ногу на полную стопу, не семените, не
поднимайтесь на цыпочки. - Если давка приняла угрожающий характер,
немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой
ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и
шарфа. - Если что-то уронили, ни в коем случае не
наклоняйтесь, чтобы поднять. - Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее
подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки
(их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на
мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя
опору, “выныривайте”, резко оттолкнувшись от
земли ногами. Если встать не удается, свернитесь
клубком, защитите голову предплечьями, а
ладонями прикройте затылок.
Включается слайд 15.
- Попав в переполненное людьми помещение, заранее
определите, какие места при возникновении
экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы
между секторами на стадионе, стеклянные двери и
перегородки в концертных залах и т.п.), обратите
внимание на запасные и аварийные выходы,
мысленно проделайте путь к ним. - Легче всего укрыться от толпы в углах зала или
вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до
выхода. - При возникновении паники старайтесь сохранить
спокойствие и способность трезво оценивать
ситуацию. - Не присоединяйтесь к митингующим “ради
интереса”. Сначала узнайте, санкционирован ли
митинг, за что агитируют выступающие люди. - Не вступайте в незарегистрированные
организации. Участие в мероприятиях таких
организаций может повлечь уголовное наказание. - Во время массовых беспорядков постарайтесь не
попасть в толпу, как участников, так и зрителей.
Вы можете попасть под действия бойцов
спецподразделений.
Включается слайд 16.
Педагог-психолог: При угрозе теракта:
- Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя,
особенно когда находитесь на объектах
транспорта, культурно – развлекательных,
спортивных и торговых центрах. - При обнаружении забытых вещей, не трогая их,
сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта,
службы безопасности, органов полиции. - Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного
пакета, коробки, иного предмета. - Не подбирайте бесхозных вещей, как бы
привлекательно они не выглядели. В них могут быть
закамуфлированы взрывные устройства (в банках
из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте
на улице предметы, лежащие на земле. - Если вдруг началась активизация сил
безопасности и правоохранительных органов, не
проявляйте любопытства, идите в другую сторону,
но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника. - При взрыве или начале стрельбы немедленно
падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр,
торговую палатку, машину и т.п.). Для большей
безопасности накройте голову руками.
Включается слайд 17.
Педагог-психолог: К сожалению, никто
из нас не защищен от ситуации, когда мы можем
оказаться в заложниках у террористов. Следует
помнить, что:
- Только в момент захвата заложников есть
реальная возможность скрыться с места
происшествия. - Настройтесь психологически, что моментально
вас не освободят, но помните, что освободят вас
обязательно. - Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать
свое возмущение. - Если начался штурм, необходимо упасть на пол и
закрыть голову руками. Старайтесь при этом
занять позицию подальше от окон и дверных
проемов. - Держитесь подальше от террористов, потому что
при штурме по ним будут стрелять снайперы. - Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не
перепутали с террористами. - Не старайтесь самостоятельно оказать
сопротивление террористам. - Если на вас повесили бомбу, нужно без паники
голосом или движением руки дать понять об этом
сотрудникам спецслужб. - Фиксируйте в памяти все события, которые
сопровождают захват. Эта информация будет очень
важна для правоохранительных органов.
Включается слайд 18.
Жестокий, подлый терроризм –
Угроза всей планете. Международный катаклизм,
Страшнее нет на свете!
Это деянья не людей,
А дьявольских садистов. Итог болезненных идей,
Родивших террористов. Каверин.
Цели: познакомить учащихся с историей
возникновения Гражданской обороны в России,
функциями Гражданской обороны, системой мер
Гражданской обороны, с руководителями ГО, с
задачами ГО, с сигналами ГО и действиями
населения в военное и мирное время.
Оборудование: проектор, презентация,
обучающий мультфильм Спасик и его друзья
«Правила безопасного детей в городе», памятки
«Действие населения по сигналам ГО»,
индивидуальные ватно-марлевые повязки, плакаты
по теме ГО, общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
(Презентация. 1 слайд
– Здравствуйте, ребята. 2012 год объявлен годом
Гражданской обороны в России. Сегодняшний
классный час посвящён 80-летию Гражданской
обороны в России. Цели нашего занятия познакомиться с историей
возникновения Гражданской обороны в России,
узнать об основных функциях ГО, отработать
действия по сигналам ГО, узнать о функциях штаба
ГО в нашей школе.
(Презентация. 2 слайд.
Выступления учащихся с опорой на презентацию к
занятию.
Гражданская оборона – это система
мер, направленных на подготовку к защите и
защиту населения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской Федерации от
опасностей, возникающих во время военных
действий. Создана она была 4 октября 1932 года и
называлась общесоюзная система противопожарной
обороны, а в 1961 году была переименована в
гражданскую оборону. В настоящее время это отлаженная и эффективно
работающая система, оказывающая экстренную
помощь при форс-мажорных ситуациях не только
в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят
противопожарная служба, войска гражданской
обороны, авиация, поисково-спасательные
подразделения, работающие в круглосуточном
режиме реагирования на чрезвычайные
происшествия.
(Презентация. 3 слайд
Гражданская оборона (ГО) является
одной из важнейших функций государства. ГО
обеспечивает оборонное строительство и
безопасность населения страны.
(Презентация. 4 слайд
Первыми серьёзными испытаниями гражданской
обороны стала Великая Отечественная
(Презентация. 5 слайд
Подразделения противовоздушной обороны во
время Великой Отечественной войны обезвредили
40 тысяч зажигательных бомб,
потушили 2700 пожаров, ликвидировали 3
тысячи крупных аварий.
(Презентация. 6 слайд. )
В те годы впервые была организована система
защиты населения, которая сохранила
жизни тысячам мирных граждан.
Гражданская оборона в наши дни
(Презентация. 7 слайд
Сегодня войска ГО входят с состав
Министерства РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России).
(Презентация. 8 слайд
с 1994 г. по 2012 год должность Министра Российской
Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации
последствий стихийных бедствий занимал Шойгу
Сергей Кужугетович
(Презентация. 9 слайд
Министр Российской Федерации по делам ГО, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков
Владимир Андреевич.
Штаб ГО в школе
(Презентация. 10 слайд
В нашей школе существует штаб
Гражданской обороны, который обеспечивает
обучение, защиту и оповещение учащихся и
работников школы при возникновении чрезвычайных
ситуаций
(Презентация. 11 слайд
Учащиеся нашей школы защищают проекты на
Областной Научно-практической конференции в
области пожарной безопасности (1 и 2 места) (г. Екатеринбург)
(Презентация. 12 слайд
Участие школьного военно-патриотического
отряда «Виктория» в различных соревнованиях
отмечены призовыми дипломами и грамотами
различного уровня
(Презентация. 13 слайд
Деятельность школьного кружка «Юный
спасатель» направлена на развитие у учащихся
умений самозащиты и оказания помощи
пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
(Презентация. 14 слайд
Выпускники нашей школы являются курсантами
Уральского института Государственной
противопожарной службы МЧС России (г. Екатеринбург).
Задачи ГО. Сигналы и действия
населения
(Презентация. 15 слайд
Одними из задач гражданской обороны являются:
1. Обучение населения способам
защиты от опасностей, возникающих в
результате чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения об опасности.
Ознакомление с памяткой по
сигналам и действиям населения (Приложение
1)
(Презентация. 16 слайд
Сигналы оповещения ГО (в военное время)
Сигнал «Воздушная опасность»
Сигнал «Отбой воздушной опасности»
Сигнал «Угроза химическая заражения»
Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»
(Презентация. 17 слайд
Это должен знать каждый!
Сигналы гражданской обороны (в мирное
время)
Единый предупредительный сигнал – В н и м
а н и е в с е м!
2. Способ передачи – сиренами, производственными
и транспортными гудками
3. Действия по сигналу – включить радио,
телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения. (Прослушивание сигнала в записи Приложение 2)
(Презентация. 18 слайд
- Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
- Взять документы.
- Выйти из зоны заражения.
- Следовать в безопасное место – убежище.
(Презентация. 19 слайд
Тренировка в одевании ватно-марлевых повязок.
(Презентация. 20 слайд
Учащиеся школьного отряда «Юный спасатель»
демонстрируют процесс одевания Общевойскового
защитного комплекта
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) предназначен
для защиты человека.
(Презентация. 21 слайд
Поздравляем с 80-летием гражданской обороны. Желаем здоровья, благополучия и безоблачного
неба над головой!
Вы – нам гарантия,
поддержка и опора,
И в вашем
благороднейшем труде
Пускай удача вам сопутствует везде!
(Презентация. 22 слайд
Каждый из вас должен помнить о своей
безопасности, и уметь уберечь себя и близких
от беды в любой жизненной ситуации.
Просмотр обучающего мультфильма «Спасик и его
друзья. Правила безопасного детей в городе» с
портала деткой безопасности Спас-Экстрим. (Приложение
3. Спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред
– До новых встреч. Будьте внимательны и
осторожны.
Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся 9-11 классов
Тема: «Пожарная безопасность в школе»
Цели: 1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности
жизнедеятельности», поднятие его престижа;
практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях
Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего
Оборудование: 1. презентация; 2. компьютер; 3. проэктор; 4. экран; 5. прогивогаз;
бинты; 7. шина.
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень
важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии
все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф
нашей стране существует мощная структура – МЧС России, готовая действовать в сложной
обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в
современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС
России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)
Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о
пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи,
о защите здоровья и жизни.
III. Основная часть урока.
Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом
жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ,
приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда
люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода,
крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того,
чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как
непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в
многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его
людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность
человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников
героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой
Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты,
отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)
Огонь – враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах.
Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары
не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали
тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер
еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко
расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она
подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила
сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и
воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски
промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько
минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина
Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)
Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? (слайд 7)
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в
образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по
специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ (слайды 8,9)
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании),
первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии
с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными
соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей,
имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных
лиц государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с
действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные
правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с
действующим законодательством.
Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые
правила и выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей,
эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при
обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности
принимаемых мер. Первое, что надо сделать – это закрыть дверь того помещения, где горит
помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное
поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с
большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре.
Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы,
который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11,
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар
нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком
помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации
(слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
– главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро
эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет
журнал и построит вас;
– если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно –
марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в
– если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению,
пригнувшись или ползком;
– на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно
узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд 14)
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 17-22).
Средства индивидуальной защиты при пожаре.
1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных
10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование
индивидуальных средств защиты (слайд 23).
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор;
вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так,
чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание;
закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением
рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый
узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при
надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть
глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох,
открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого,
учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову
Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью
(это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно
погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой
или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в
ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной
поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной
холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того,
чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева
обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя
использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у
пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях
(при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в
реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху
сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только
бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной
помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую
повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло,
спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного
повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд 24).
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или
подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность,
слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления,
нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости –
чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в
кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое
обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.
Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая
Консультация медицинского работника.
Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.
Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и
умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю
всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
” Вечерняя средняя школа”г. Омутнинска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Защита от чрезвычайных ситуаций.
Действия по сигналам гражданской обороны»
Сенатская Галина Михайловна,учитель высшей категории
Тема урока «Защита населения от ЧС. Действия по сигналам ГО»
Дидактическая цель урока:создать условия для знакомства с блоком новой учебной информации и отработки умений по применению полученных знаний
Цели по содержанию урока:
на основе имеющихся знаний о видах ЧС, познакомить обучающихся с мероприятиями по защите населения от ЧС и действиями населения по сигналам ГО
развивать интеллектуальную (внимание, память, мышление) и мотивационную (формировать положительное отношение к учебе) сферы обучающихся
формировать у обучающихся психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации и
навыки безопасного поведения в случае угрозы и возникновения ЧС по сигналам ГО
предметные (знания, умения, представления):
– давать определения понятий;
– различать виды чрезвычайных ситуаций и индивидуальные средства защиты населения;
– называть службы, организующие защиту населения от ЧС;
– приводить примеры форм защиты населения при ЧС;
– выделять последовательность действий по сигналам ГО;
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
– работать с различными источниками информации;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– структурировать учебный материал;
– определять цель урока;
– организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму;
– представлять результаты работы;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
– делать выводы о качестве проделанной работы;
– осуществлять рефлексию своей работы;
– слушать учителя и одноклассников;
– воспринимать информацию на слух;
– строить речевые высказывания в устной форме;
– выражать свои мысли согласно задачам коммуникации;
личностные (личностные УУД):
– понимание значимости правильного поведения по сигналам ГО во время ЧС;
– формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.
по источнику получения знаний (В. Сластёнин): словесный и наглядный методы
по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Лернер): объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
мультимедиа проектор, экран,
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оргмомент Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку Настраиваются на работу на уроке. Актуализация знаний Предлагает вспомнить, что изучалось на прошлом уроке и организует повторение пройденного материала:- задает вопросы (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 3 и 4)- предлагает выполнить задание «Составь пары» по теме «ЧС, их виды, ИСЗ» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 5)- повторение по плакату «ЧС» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 6) Отвечают на вопросы учителя,выполняют задание «Составь пары» и его самопроверку,повторяют виды ЧС по плакату Мотивация и целеполагание Сообщает тему урока. Помогает ученикам сформулировать цель (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 8) С помощью учителя формулируют цель урока Первичное усвоение знаний Настраивает учеников на просмотр видеофильма «Защита населения», объясняет задание, которое обучающимся предстоит выполнить во время просмотра – «Колесо знаний (понятийное колесо)»(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 10)Свое название приём «Колесо знаний» получил из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (название видеофильма), а вокруг него, соединенные лучами слова (словосочетания), которые обучающиеся смогут написать по ходу фильма. Организует беседу о службах, которые защищают людей (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 11)Рассказывает о способах оповещения населения при ЧС,о действиях обучающихся по сигналам ГО, способах эвакуации населения(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 12,13,14, 15) Смотрят видеофильм «Защита населения» и выполняют задание «Колесо знаний»,затем обсуждают результаты выполнения задания в парах (желающие получить оценку – сдают «Колесо знаний» учителю)Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя Первичное закрепление Организует работу в парах- по выполнению задания с раздаточным материалом «Как нужно действовать по сигналам оповещения?»(раздаточный материал – см. ПРИЛОЖЕНИЕ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайды 17 и 18)- по подготовке памятки «Действия населения по сигналам ГО» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 19) Работают в парах с раздаточным материаломи выполняют самопроверку по слайду презентации № 18. Готовят памятку «Действия населения по сигналам ГО» и сдают на проверку учителю. Домашнее задание Задает Д. – по желанию: составить синквейн по теме урока и объясняет, что это такое и как сделать:«Синквейн»В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Развивает: внимание учащихся к слову, умение бережно им пользоваться; образное мышление; творческую индивидуальность. Побуждает: анализировать свои ощущения; вникать в смысл произносимых слов. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:- В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна. – Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. – В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. – В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. – Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 21) Слушают объяснение учителя и желающие записывают Д. Рефлексия Помогает ученикам провести рефлексию (по Т. Шамовой):«Я»: – с каким настроением работал?- доволен ли собой?«Мы»: – комфортно ли работалось в парах?- я помогал однокласснику – он помогал мне(чего было больше? почему?)- какие были затруднения в работе в паре?«Дело»: – достигли ли мы цели урока?(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 23)Подводя итог урока, предлагает представить,что в руках у обучающихся кейс, или портфель,который называется «Защита населения от ЧС. Действия по сигналам ГО»и задаёт вопрос: «Скажите, какие знания, полученные вами на сегодняшнем уроке, вы бы в него положили?»(ПРЕЗЕНТАЦИЯ – слайд 24)Благодарит учеников за урок. Отвечают на вопросы учителяСоотносят цель урока с его результатом иоценивают себя в процессе деятельностиПо цепочке отвечают на вопрос учителя
Раздаточный материал к этапу урока «Первичное закрепление»-
(к тренировочному заданию «Действия по сигналам оповещения ГО»)
учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Изоплит
Конаковский район Тверская область
Детям о правилах пожарной безопасности
Я – пожарный Сэм!
Хочу напомнить Вам правила ПОЖАРНОЙ безопасности. Вы должны знать, как вести себя дома, чтобы не случилось беды.
Причины возникновения пожара дома
Оставление без присмотра электронагревательных приборов
Сушка белья над газовыми плитами
Затемнение электроламп сгораемыми материалами (бумагой, тканью)
Пользование самодельными предохранителями
Применение розжига печей легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выпадение углей, трещины в кладке, возгорание сажи в дымоходах
Отогревание замерзших труб паяльными лампами и факелами
Самовозгорание обтирочных материалов, промасленной одежды, непросушенного сена и зерна
Нарушение правил проведения сварочных работ
Разведение костров, поджигание сухой травы (палы)
а знаете ли вы,
Позвонив по телефону, необходимо сообщить следующую информацию:
- точный адрес (улица, проспект, проезд, площадь, бульвар,);
- номер дома, строения, корпуса;
- что горит (дом, квартира, мусоропровод);
- на каком этаже пожар;
- фамилию и телефон (с которого звоните).
Не заливай водой горящие электроприборы!
Не открывай окна!
Прятаться во время пожара нельзя!
Постарайся покинуть помещение! Двигайся вдоль стены, закрыв нос и рот от дыма мокрой тряпкой!
Лифтом пользоваться нельзя!
Сообщи о пожаре соседям и попроси их вызвать пожарных!
Список используемых источников
Анатолий Гостюшин: Основы Безопасности Жизнедеятельности. 1-4 классы Издательство: АСТ, 2009 г.
Иванова, Анастасова, Ижевский: Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 1-4 классы Издательство: Просвещение, 2009 г.
Сергей Шинкарчук: Правила безопасности дома и на улице Издательство: Литера, 2010 г.