Тип урока – «Урок изучения новых знаний и способов действий»
Цели урока:
организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр);
создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.
Оборудование:
Бытовой фильтр: колба, химические стаканы, стеклянные палочки, вата, воронки, бумажные фильтры. Крупный и мелкий песок. Карточки с терминами. Учебник «Окружающий мир 3 класс» и рабочая тетрадь,компьютер,проектор.
Ход урока
I. Организация урока.
– Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой шар. Это- Земля. Жизнь начинается…(Откройте глаза). Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.».
Актуализация субъектного опыта учащихся.
1. Беседа.
– Что подразумевается под всем живым? (человек, растения, животные)
– Что необходимо для жизни? (вода, солнце, воздух, почва)
– Как вы понимаете слово « охрана»? (защита)
Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.
– Тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд № 1.)
– Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Тест.
2. Самопроверка и взаимопроверка.
3. Проверка задания №6 в рабочей тетради (с.6) (Учащиеся рассказывают сообщения о растениях, ядовитых грибах и опасных животных, которые подготовили дополнительно). Слайд №2, слайд №3, слайд №4.
-Ваши знания нам очень пригодятся для изучения новой темы.
III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
III. Изучение новых знаний и способов действий.
1. Рассказ учителя.
– Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.
«Экос» – по-гречески значит «дом», «логос» – «учение, наука».
– Что же означает слово «экология»?
(Экология – это наука о нашем общем доме.) Слайд № 6.
Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.
Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье.
-Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов.
-Как загрязняющие вещества попадают в организм человека, мы узнаем из информации учебника.
2. Работа по учебнику (с.29-30).
Учащиеся читают вслух текст «Экологическая безопасность» (с.29 – 30).
Учитель:-Назовите пути поступления загрязнённых веществ в организм человека. (Воздух, вода, продукты.) Слайд № 7.
-Как защититься от грязного воздуха и воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы узнаете, прочитав советы учебника I ряд – с.31, II ряд – с.32, IIIряд – с.33.
– Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы?
Слайд №8 (о продуктах)
-Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» – всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы – это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость.
-Как вы думаете, полезны такие продукты?
-Как можно определить, полезен продукт или вреден для здоровья?
3. Работа в рабочей тетради (с.17 №1).
-Прочитайте.
– Запишите определение «экологической безопасности».
– Если это задание вызвало у вас затруднение, воспользуйтесь помощью учебника.
(Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия окружающей среды.) Слайд №9
-С какими новыми терминами мы познакомились? («Экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»).
-Давайте запишем их в словарик.
-Обратите внимание, как выглядит бытовой фильтр с.32.
-А сейчас мы с вами будем очищать грязную воду.
4. Практическая работа в парах «Как очистить грязную воду». Слайд №10 памятка «Помогай-ка».
План работы
Соберите водяной фильтр:
a) Возьмите пустой химический стакан, вставьте в него лейку, в лейку вложите фильтр.
b) На фильтр положите слой ваты и слой песка.
Проведи опыт: Вылейте на фильтр грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью.
– Что полилось в пустой стакан? (Совершенно чистая вода.)
-Как вы думаете можно ее пить? (Нет) Она ещё не питьевая! Сделанный вами фильтр не способен очистить её от химических примесей. А только от механической грязи.
Физминутка.
5. Работа в группах. Слайд №11
Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:
1) Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» (термины записаны на карточках, стоят на столе.)
2) Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах).
Проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр». От каждой группы выступает по одному человеку, остальные уточняют и добавляют его ответ.
Далее проверяется составленные памятки экологической безопасности.
Примеры: Воздух
-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;
-Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомобиля – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении газом даже умереть;
-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;
-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух кондиционер; попроси взрослых не курить в квартире.
Вода
-нельзя купаться возле промышленных стоков;
-пей только кипячёную или очищенную воду;
-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.
Продукты
-не собирай грибы. Ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;
-перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;
-не ешь продукты, в которых истёк срок хранения;
-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.
-Вы отлично поработали в группах и постараетесь хорошо выполнить самостоятельную работу.
IV. Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа
Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
– Экономно относясь к продуктам,
-Включая свет,
-Сортируя мусор,
Починив протекающий кран,
-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.
-Изучая природу,
Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.
…бережёшь чистую воду.
…узнаешь, как её сберечь.
…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух.
…сохраняешь леса.
2. Самопроверка по карточке «Проверь».
3. Заполни телеграмму правильно.
Слайд №11.
V. Информация о дифференцированном домашнем задании.
1. Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» С.29-33;
Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.34.
2. Задание № 3,4,6 в рабочей тетради с.20 (дополнительное).
(Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности).
При подготовке к домашнему заданию вы можете использовать различные источники информации: учебник «Мир вокруг нас», книгу «Первые экологические уроки», интернет.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Закончите предложение.
Экологическая безопасность – это….
Слайд №12.
«Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды».
– Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
-Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшем?
-Если пригодятся, то где?
-Закончите предложение.
Урок заставил меня задуматься над…
-Что вы открыли для себя нового?
–Выставление оценок.
Приложение.
Карточка №1
«Экологическая безопасность»
«Цепь загрязнения»
«Бытовой фильтр»
Карточка №2
«Проверь»
– Экономно относясь к продуктам,
-Включая свет,
-Сортируя мусор,
Починив протекающий кран,
-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.
-Изучая природу,
Охраняя растения,
…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.
…бережёшь чистую воду.
…узнаешь, как её сберечь.
…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.
…бережёшь плодородные земли и труд людей.
…бережёшь чистый воздух.
…сохраняешь леса.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : Экологическая безопасность
План – конспект урока ОБЖ в 8 классе
Тема урока: “Экологическая безопасность”;
Тип урока: Урок изучения нового материала – традиционный;
Цель урока: рассмотреть понятия “экология”, “экологическая безопасность”, “экологическая катастрофа”; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы
Задачи урока:
1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, экологической катастрофе, и о негативных последствиях;
2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды;
3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.
Оборудование:
1. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;
2. Материалы: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений
Время – 40 минут;
Метод – рассказ, объяснение и демонстрация.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Я студент-практикант, зовут меня Александр Владимирович, сегодня я проведу у вас вводный урок по Основам безопасности жизнедеятельности. На моих уроках попрошу вас быть дисциплинированными, готовыми к работе, информация которую вы сегодня услышите, вам пригодится.
Приветствие учителя
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся
Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)
(3 мин)
До этого вы изучали различные чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения при их возникновении, изучали средства индивидуальной и коллективной защиты.
Сейчас мы приступаем к изучению 2 главы в вашем учебнике, которая называется Обеспечение безопасности в обществе. Открывайте пож. тетради, записываем тему урока: “Экологическая безопасность” (в учеб.это cтр. 92).
Цель нашего урока: рассмотреть понятия “экология”, “экологическая безопасность”; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы
Задачи урока:
1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, негативные последствия
2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды
3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.
Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (ПЛАН)
1. Основные понятия в области экологической безопасности;
2. Виды ЧС экологического характера;
3. Влияние качества окружающей среды на здоровье человека.
Слушают
Готовность учащихся к изучению нового материала на основе опорных
Усвоение новых знаний и способов действий
Материал преподносится 2-мя методами:
Объяснение нового материала.
1) Словесный метод. Слово учителя
2) Наглядный метод. Демонстрационный
Начать хочется с цитаты русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.
(”Мы считаем человека “царем” природы… Приспособляя богатства природы в пользу себе, еще не известно, господствуем ли мы над ней или, наоборот, природа заставляет нас подчиняться ее законам”…)
Человек издавна рассматривал окружающую нас среду как источник ресурсов, стремился достигнуть независимость от нее, пытался улучшить условия своего существования, удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития цивилизации человечество пыталось всё в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энергии, расширения площадей земли под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Преследуя определённые цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации.
Термин “экология” впервые использовал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1869 г. Этот термин образован из двух греческих слов: “ойкос”, что означает “дом, жилище”, и “логос” – изучение или наука. (давайте запишим). Таким образом, буквально “экология” означает науку об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой.
ОКРУЖАЮЩАЯ среда – среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.
Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всего сущего на Земле. Техносфера – это преобразованная деятельностью человека бисофера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, её глобальной деградации.
Основным понятием экологии является – экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов и среды их обитания, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема и её отдельные элементы обладают определённой устойчивостью к отрицательным воздействиям на них, способностью самовосстановления после такого воздействия. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение (гибель), называется экологическим кризисом или чрезвычайной экологической ситуацией.
Виды ЧС экологического характера. (записать)
Атмосферы
резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
опасные концентрации вредных примесей в атмосфере;
значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
разрушение озонового слоя атмосферы.
Гидросферы
резкая нехватка питьевой воды, истощение водоисточников или их загрязнение;
истощение водных ресурсов, необходимых для хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана.
Состояние суши и почв
катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр и другой деятельности человека;
наличие тяжёлых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх допустимых концентраций;
деградация почв, их опустынивание, эрозия, засоление, заболачивание;
истощение невозобновляемых ископаемых;
переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнение ими окружающей среды
Биосферы
исчезновение видов животных, растений, наиболее чувствительных к изменению условий среды обитания;
гибель растительности на обширной территории;
резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;
массовая гибель животных.
Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В этом случае говорят об экологической катастрофе. Экологическая катастрофа – это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде (сильное опустынивание или загрязнение, заражение).
Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под действием природных явлений (РЕБЯТА ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ например, извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла, выбрасываются вредные вещества), и техногенной, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ связанной с авариями на промышленных объектах.
Что же такое экологическая безопасность??? (как вы считаете) Говоря об этом термине, следует обратится к определению Безопасности. Согласно ФЗ РФ “О безопасности” (1992) Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, Экологическая безопасность – это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, источникам жизнеобеспечения и ресурсам.
Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом.
Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит, достижение экологической безопасности – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.
Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. На данной диаграмме мы видим, что здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий , на 20 % сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня здравоохранения.
В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.
город ОМСК, 2014
План – конспект открытого урока по окружающему миру
1. Тема урока: Экологическая безопасность
5. Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
– формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2) метапредметных результатов обучения:
– развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
– формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;
– формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
– формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
– познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
– выполнять правила личной экологической безопасности,
– обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
– воспитывать экологическую культуру учащихся.
7. Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009. Г.Г. Ивченкова. Окружающий мир. 3 класс. Ч 1. – М.: Астрель, 2009.
8. Используемое оборудование: глобус, магнитная доска, учебник, раздаточный материал.
9. Основные понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»
Организационный момент
Приветствие.
– Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
На каждом этапе нашей работы будем оценивать себя сигнальными карточками:
Зелёный-
Желтый-
Красный-
Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания»
– Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля…Жизнь начинается. Мир ослепительно пере-ливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».
– Какие царства живой природы Вы знаете?
– Как вы думаете, человек относится к живой природе? Докажите.
Что может быть опасным для здоровья человека?
– Вы сейчас поработаете в парах. Ваша задача: вспомнить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека.
«Рука помощи»: Работая в паре, вы обводите руку на листе бумаги, ногти и колечки прорисовывать не нужно. На каждом пальчике необходимо написать одну опасность.
Оцените свою работу сигнальной карточкой.
Д. открывают глаза и видят глобус. – Земля.
-Растения, животные, грибы, бактерии.
– Человек дышит, питается, развивается, растёт, у него рождаются дети, умирает.
– Животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др.
Постановка цели урока
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
– Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Ребята, возьмите конверт №1, на листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит. Вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды.
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять?
-Сделайте вывод.
Оцените свою работу сигнальной карточкой.
– К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.
– Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде?
-Посмотрите определение этого слова в толковом словаре Ожегова.
-В переводе с греческого «экос»-дом, «логос»-учение.
-Какой дом изучает экология?
-Что такое « опасность»?
– Что такое безопасность?
-О какой безопасности пойдет речь?
– Сформулируйте тему урока.
– Какую цель перед собой поставим?
– Сегодня мы постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность,
исследуем причины загрязнения окружающей среды, негативное воздействие ее на человека и составим памятки по экологической безопасности.
-Проверим ваши предположения по учебнику (стр.32)
Я предлагаю вам такой план работы (на доске).
Чтение плана по пунктам.
Экологическая безопасность
1. Цепь загрязнения.
2. Как защититься от загрязнения воды.
3. Как защититься от загрязнения воздуха.
4. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
5. Решение ситуаций.
6. Тест.
7. Итоги.
Дети работают по карточкам (работа парами)
– Всё живое погибнет, погибнет планета.
Вывод: Часто люди вредят окружающей среде. Необходимо беречь природу. По возможности сохранять чистый воздух, не засорять реки, не отравлять воду в морях и океанах.
-Экология.
Работа по словарю.
-общий дом Земля.
-Угроза чего – нибудь плохого, какого – нибудь несчастья.
– Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита.
Высказывания детей.
Открытие нового знания (изучение нового материала)
– Человек иногда вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Таким образом, формируется цепь загрязнения, по которой в организм попадают загрязняющие вещества. – Попробуем проследить одну из таких цепей загрязнения.
-Сегодня вы окажитесь в роли ученых-экологов. Все вместе вы «Экологическая служба».
Проследим с вами как происходит загрязнение окружающей среды?
Составим «Цепь загрязнения» окружающей среды.
-Возьмите пожалуйста конверт №2
– Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки со словами. Будьте внимательны, аккуратны и не торопитесь.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.
– Что является источником загрязнения окружающей среды?
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.
– Проверим.
– Куда попадают вредные вещества?
– Что образуют воздух, вода и почва вместе?
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим.
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды?
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.
– Проверим.
Оцените свою работу сигнальной карточкой.
– Ребята, обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».
– В учебнике на с. 31 рассмотрите рисунки. Обсудите парами и расскажите, как движутся загрязненные вещества по цепочке.
-Укажите в группах пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
– Составьте схему –рисунок
используя иллюстрации из конверта № 1
Вывод: Мы доказали, что негативное воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.
-Оцените свою работу сигнальной карточкой.
Дети открывают конверт №2, работают группами
-Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома.
Заклеивают на домик
-Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву.
-Всё это окружающая среда.
Дети заклеивают слова.
-Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек.
Дети заклеивают слова на верхний ряд домика.
Работа в группах.
Рисуют детали и составляют схему – рисунок и представляют всем группам.
1.Грязная река- рыба-человек-больница
2.Автомобильные дороги- грибы и ягоды собранные у дороги – человек- больница
3.Огород возле завода – овощи –человек –больница
4.Заводы – грязный воздух- человек – больница
ФИЗМИНУТКА.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
– Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте составим памятки нашей экологической безопасности. Поможет вам учебник и дополнительный источники.
-Одна группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха. Это «Небесный патруль»
– Вторая группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа «Чистая капля»
– Третья группа будет «Врачами – экологами» и даст рекомендации, как защититься от загрязненных продуктов питания.
– А четвертая группа – это «Служба надзора»! Вы будете следить за работой всех групп и дополнять ответы ребят.
Оцените свою работу сигнальной карточкой.
Работа групп по учебнику.
Каждая группа составляет памятку о воде, воздухе, продуктах питания.
ПАМЯТКИ
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
-Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
-Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
-Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
-В магазине выбирай экологически чистые продукты.
Как защититься от загрязненного воздуха.
-Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
-Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
-Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
-Попроси взрослых не курить в квартире.
-Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
-Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
Как защититься от загрязненной воды.
-Нельзя купаться возле промышленных стоков.
-Пей только кипяченую воду.
-Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Если человек будет соблюдать все эти правила, он будет здоровым и счастливым.
Решение ситуаций :
«Экологическая ярмарка»
Продавцы выкрикивают и зазывают покупателей.
– Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!
– А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!
– Мои грибочки из берёзового лесочка!
– А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!
– Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!
– А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!
– Есть ли у нас ребята, которые сделали неправильный выбор? Объясним им опасность выбранных товаров.
Оцените свою работу сигнальной карточкой.
Тест.
Рефлексия деятельности
Сформировать личную ответственность за результаты своего труда
– Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?
– Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок.
– Что нового вы узнали об экологической безопасности?
– С какими новыми терминами и понятиями познакомились?
– Чему мы научились сегодня на уроке?
– Я сегодня узнал(а):
– Я даже не думал(а):
Дети отвечают на вопросы.
Узнали об экологическом состоянии города.
«экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»
Нужно соблюдать правила.
Источником загрязнения воздуха в нашем городе является автотранспорт
-Что загрязнённая почва может стать источником загрязнения воздуха;
Домашнее задание.
– Наш урок окончен. Давайте подведем итоги дня на «Дереве успехов». Это не простое дерево. Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева яблоко.
– Если вы неплохо поработали, но что – то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.
– Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить
на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.
Под музыку дети подводят итог урока.
Просмотр содержимого документа
«конспект»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с правилами
защиты организма от
вредных веществ, учить самостоятельно
применять знания, умения и навыки, осуществлять
их перенос в новые условия, учить сравнивать,
доказывать, анализировать, обобщать и делать
выводы.
ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с терминами
“Экологическая безопасность”, “Цепь
загрязнения”, “Бытовой фильтр”, “Эколог”;
учить сравнивать, обобщать; доказать детям, что
Земля – наш дом; выполнять правила личной
экологической безопасности;
развивать речь, мышление, расширять кругозор и
словарный запас учащихся, развивать умение
работать в группах, выполнять практическую
работу;
воспитывать бережное отношение к окружающей
среде, экологическую культуру школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты и рисунки – схемы о защите
природы, карточки
для индивидуальной работы, мини-тесты,
экологические задачи, бытовой фильтр, кроссворд,
сосуд с водой и нефтью, перо птицы, учебник “Мир
вокруг нас” А.А. Плешакова, рабочая тетрадь на
печатной основе.
Ход урока
Организация начала урока.
– Сегодня на уроке мне понадобится ваше
внимание, поддержка и помощь.
Закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?
Да, это крик о помощи.
Проверка домашнего задания.
а) Работа по группам.
На доске появляется рисунок Робинзона. Помощь
Робинзону Крузо. За 2 минуты исправить ошибки.
Исправить ошибки в тексте. 1 группа – 1 абзац, 2
группа – 2 абзац, 3 группа – 3 абзац.
б) Сообщения детей о ядовитых растениях.
в) Подведение итога д/з.
Что же может быть опасным для человека?
Что нужно знать, чтобы избежать опасности?
Работа над новым материалом.
а) Разгадывание кроссворда.
Что называется окружающей средой?
Отчего загрязняется окружающая среда?
Что люди делают для охраны окружающей среды?
Вот сегодня мы и поговорим об экологической
безопасности, как мы связанны с окружающей
средой, а ещё будем решать задачи, которые
помогут нам относиться к природе бережно,
помогать ей.
в) Сообщение ученика.
Каждый знает, как должно выглядеть образцовое
рабочее место, убранная комната или сверкающая
чистотой квартира. А вот для наведения и
поддерживания порядка в окружающей нас среде
нужны хорошо подготовленные специалисты.
“Экое” по- гречески значит “дом”, “логос” –
“ученье”, “наука”. Экология – это наука о нашем
общем доме. Этот термин был предложен в 1866 году
немецким биологом ЭРНСТОМ ГЕККЕЛЕМ. Но только со
второй половины хх века человечество всерьёз
приступило к изучению взаимодействия организмов
между собой и с окружающей средой. Всё живое на
Земле взаимосвязано, причём так тесно, что
микроскопическое происшествие на уровне
мельчайших бактерий способно привести к
необратимым последствиям в жизни людей.
– Для развития науки и техники требуется
огромное количество угля, нефти, древесины. Для
развития сельского хозяйства распахиваются всё
новые земли. При возведении гидроэлектростанций
сооружают плотины, изменяются русла рек,
затапливаются большие территории. Мы получаем
свет, тепло, но при этом губим тысячи животных и
растений.
Природа переживает сегодня немалые потрясения.
Чаще звучат слова: неблагоприятная экология,
экологический кризис, экологическая катастрофа.
(На доске появляется схема поступления
загрязнённых веществ в организм человека)
– Какие пути загрязнения атмосферы вы знаете?
г) Работа по учебнику.
– Задайте вопросы к статье учебника.
Составление цепей загрязнения. Взаимопроверка.
Учащиеся читают статью в учебнике, делают
вывод.
– Как можно защитить себя от загрязнённого
воздуха?
не гулять во время тумана, это может быть смог;
сажать цветы;
делать влажную уборку;
пользоваться кондиционером;
просить взрослых не курить в помещении;
не гулять в местах большого скопления
автомобилей;
гулять в лесах, парках.
Физкультминутка.
д) Чтение стихотворения детьми.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки,
И, как будто нам на зло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли
–
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Что происходит с мусором и бытовыми отходами?
Куда может попасть весь мусор?
Как вы думаете, нашли герои нашего
стихотворения свободное местечко у реки? Как они
себя вели?
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эё, ребята! – крикнул Дима
– Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол
играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли! И остались на полянке
У потухшего огня:
Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки
–
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Что забыли сделать ребята, уходя домой?
Что бы вы посоветовали детям?
Не купайтесь возле промышленных стоков;
Пей только кипячёную воду;
Очищай воду при помощи бытового фильтра.
е) Практическая работа.
Ученик рассказывает о бытовом фильтре. Меняет
картридж.
Экологические катастрофы на воде.
– К чему может привести разлив нефти на реках и
озёрах?
ж) Практическая работа, опыт.
Что произойдёт с животным и растительным миром
водоёмов, если нефть попадёт в воду?
Что произойдёт, если птицы испачкаются в нефти?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
оттереть перья птиц от нефти | построить очистительные сооружения | составить памятки “Вода в жизни человека” |
з) Работа в парах.
Составьте памятки “Как уберечь себя от
экологически вредных продуктов”
Не собирай ягоды и грибы возле автострад;
Мой овощи и фрукты кипячёной водой;
Не ешь продукты с истекшем сроком хранения;
Требуй сертификат на продукты, если сомневаешься
в их качестве.
Итог урока.
а) мини-тест.
Ключевое слово ПРОГНОЗ.
Какой прогноз экологического состояния нашего
города вы могли бы дать?
Что можно сделать в нашем городе для улучшения
экологии?
Оцените свою работу на уроке.
Д\3
Придумать вопросы к интервью об экологической
безопасности (воздуха , воды) помоги Робинзону
Крузо
Над кораблём Робинзона Крузо нависла чёрная
туча. Гром гремит, молния сверкает. От раскатов
грома можно оглохнуть, но, а молния такая
красивая и совсем не опасная. Вот и подошёл
корабль к берегу. Вода во время грозы очень
тёплая, поэтому Крузо решил искупаться.
Переждать дождь он решил под одиноко стоящим
деревом. Заметив лист железа, Робинзон прикрылся
им.
Вот и остров, покрытый растениями. Какие они
красивые! Так и манят к себе. Робинзон нарвал
цветов, прилёг отдохнуть. Но вдруг рой ос налетел
на цветы. Крузо смело защищался от надоедливых
насекомых: махал руками, стал убегать и наступил
на серую веточку, которая зашипела, но быстро
уползла. Робинзон узнал гадюку обыкновенную по
жёлтым пятнышкам на шее.
Вдруг в кустах наш герой услышал шорох. Как он
обрадовался, что это оказалась собака. Робинзон
хотел убежать от собаки, но решил ласково
улыбнуться и погладить её. Собака присела, а
Робинзон решил, что она хочет поиграть, бросил в
неё палку и убежал.
Мини-тест.
1. Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества;
п) загрязняющие вещества, попавшие в организм
человека, животных, а затем оказавшиеся в
продуктах питания;
2. Какими путями в организм человека попадают
вредные вещества?
в) через воздух, воду, почву;
р) через воздух, воду и продукты питания;
3. Что такое экологическая безопасность?
а) как растения, животные и люди живут вместе ,
влияют на окружающую среду;
о) это защита от вредного действия загрязнённой
окружающей среды;
4. Как можно защитить себя от загрязнённого
воздуха?
к) отойти в сторону;
г) не задерживаться в тех местах, где грязный
воздух;
5. Как защититься от загрязнённой воды?
м) не пей грязную воду;
н) научись пользоваться загрязнённым фильтром;
6. Какие правила личной экологической
безопасности связаны с продуктами питания?
0) мой овощи и фрукты;
а) пользуйся экологически чистыми продуктами
7. Цепь загрязнения
с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы приводит к гибели насекомых,
ядовит дым
ЗАДАЧИ
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг
чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется
на семью из 5 человек?
Вяз и клён выделяют в год 16 кг кислорода. Клён в 7
раз меньше, чем вяз. Сколько кг кислорода
выделяет вяз?.
Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200
тонн сажи в год. После установки очистительной
системы количество сажи уменьшилось в 20 раз.
Сколько тонн сажи выбрасывает завод после
установки очистительной системы?
1.Орг. момент
У: Здравствуйте, ребята!
Повернитесь, поздоровайтесь с гостями.
-Теперь повторяйте за мной.
Желаю (загибаем мизинец)
Большой (загибаем безымянный палиц)
Удачи (средний )
Везде (указательный)
И во всем (большой )
-Обменяйтесь удачей друг с другом (дают пять друг другу)
2 актуализация знаний
У: Ребята, скажите, какой раздел мы с вами изучаем?
( Наша безопасность)
Как вы понимаете слово безопасность?
(безопасность-это защита человека от опасных ситуаций)
У: Чтобы повторить пройденный материал и вспомнить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека. поиграем в игру 4 угла. Возьмите свои карточки, изучите вопрос, определите какой ответ будет верным, по моему сигналу встаньте рядом с тем знаком, который соответствует вашему вопросу.
Постановка темы урока
У: Для определения цели сегодняшнего урока предлагаю посмотреть вам отрывок сказки.
Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, но и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами)
….. и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой.
-О чем идет речь в этой сказке?
(о загрязнениях окружающей среды)
– Что такое окружающая среда?
(Окружающая среда-это то, что нас окружает: воздух, вода ,почва).
-Какая наука учит бережному отношению к окружающей среде.
(Экология)
-Почему рыбка не желает жить в море? Какой боялась она стать?
-Предположите, чтобы могло произойти, если бы старик съел эту нефтяную рыбку? (старик может заболеть)
– О какой безопасности пойдет речь сегодня на уроке? Скажите тему урока. (Экологическая безопасность)
Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Целеполагание
У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
(научиться защищаться от вредного воздействия окр.среды)
-А как вы думаете, что такое экологическая безопасность.
(ответы детей)
– А сейчас прочитайте и добавьте словечко.
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия окружающей среды. (слова «защита» и «окружающей среды» закрыты на слайде)
Работа в парах Прием ТРКМ «Корзина идей». Сейчас поработаем в парах. На столах у вас конверты с надписью «Корзина идей». В конвертах лежат различные понятия, вы должны закрасить зеленым цветом только те, которые нам понадобятся сегодня на уроке, остальные закрасить красным цветом. (эколог, цепь загрязнения, загрязнение воздуха, загрязнение воды, продукты питания (экологически чистые), экология, дорожные знаки, зоология, полезные ископаемые, равнина).
У: Давайте проверим, что вы оставили в своих корзина. Ребята на доске у нас размещены различные понятия. Вам нужно оставить те, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока.
У. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Стадия осмысления
Достаем из «Корзины идей» понятия и разбираем их.
У: Давайте подробнее разберем понятия, которые мы положили в «Корзину идей».
Первое понятие:
1)экология
Вспомните, что такое экология?
(Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.)
Следующее понятие:
2) эколог
– Ребята как вы думаете кто такой эколог?
(Эколог – это человек, который изучает состояние воды, земли и воздуха. Изучает влияние животных и человека на природу.)
У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека.
Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите.
3) загрязнение воздуха. У: Откройте учебники на стр. 33. Давайте прочитаем, как защититься от загрязненного воздуха. (Цепочкой)
4) загрязнение воды. У: Откройте учебники на стр. 34. Давайте прочитаем, как защититься от загрязненной воды. (Цепочкой)
5) продукты питания (экологически чистые). У: Откройте учебники на стр. 35. Давайте прочитаем, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. (Цепочкой)
У: А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Физкультминутка:
-Повторяйте за мной движения и запоминайте.
Один (руки прямо)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре (руки вниз)
У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. В углах доски висят картинки. Соберите их по порядку, как вы считаете нужным и составьте рассказ.
РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ
-С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.
У: Внимательно посмотрите на картинки. Что они вам напоминают?
(цепь питания)
6) цепь загрязнения
-Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
У: Откройте р.т. на стр.14, рассмотрите иллюстрацию, выполняем №1,2
Вывод:
У: Чтобы закрепить полученные знания, поиграем в игру Plickers, приготовьте свои QR коды
У. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.
Учитель: – Можно ли при этом оставаться здоровым?
Учитель: – Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Прием ТРКМ «Незаконченные предложения»
Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности.
В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33) 1. Никогда не __________________,на улице возле _____________с работающим двигателем. 2. Нельзя купаться в ______________ воде. 3. Пей только_______________ воду. 4. Не собирай ________, __________вблизи свалок, заводов, дорог. 5. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.
У: Прочитайте правила.
У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять.
У: Оцените свою работу.
Рефлексия
-Какая была тема урока?
-Кажите, какая цель урока у нас была?
-Мы достигли этой цели?
-Что нового вы для себя узнали?
-Оцените свою работу, покажите смайликов.
Что такое экологическая безопасность для чего она нужна?
связан с предотвращением загрязнения и других угроз окружающей среде и всем, на кого это может повлиять. Например, предотвращение сброса химических веществ в местную экосистему или обеспечение надлежащего управления отходами
Что изучает экологическая безопасность?
Экологическая безопасность (ЭБ) — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека
Что такое экологическая безопасность своими словами?
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий” (Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г
Что понимается под экологической информацией?
Информация о состоянии окружающей среды ( экологическая информация ) является общедоступной информацией , к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации , отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне