Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели учебных материалов), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.
Сайт работает при поддержке СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-61477).
Копирование материалов каталога с целью размещения на своём сайте разрешается только при наличии ссылки на каталог Конспекты-Уроков.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по ОБЖ для учителя и ученика.
2017 Бескобальный Александр Владимирович 2294 34
2017 Александров Владимир Васильевич 2154 127
2017 Фурсов Валерий Федорович 1123 12
2017 Скворцов Юрий Георгиевич 897 2
2017 Гаркушин Сергей Васильевич 1708 43
2017 Андрианова Ольга Владимировна 4713 374
2017 Заика Александр Ефимович 12703 490
Почти 1,8 млрд. людей в мире подключены к Сети. Ежегодно растет число пользователей, среди которых все больше детей и подростков.
2017 Шувалов Вадим 1450 78
2017 Маширов Антон Викторович 620 3
2017 Кузьмин Константин Павлович 4331 110
2017 Янышев Игорь Алексеевич 3495 142
2016 Рудакова Лариса Васильевна 627 6
2017 Заика Александр Ефимович 14702 509
2017 Мидов Абрек-Заур Хасанович 2303 40
2017 Скибо Татьяна Анатольевна 3589 176
2017 Абуталипов Нядир Джиганшович 2177 30
2017 Гурба Надежда Ивановна 2756 90
2016 Якушкин Юрий Алексеевич 1404 23
2016 Романова Ольга Александровна 877 9
2017 Тельнов Андрей Петрович 3114 119
2017 Маркова Светлана Владимировна 11192 635
Будущее зависит от нас
Материал может использоваться при составлении сценария творческого конкурса слётов юных пожарных.
2016 Арефьева Анна Ивановна 681 7
2016 Двойникова Елена Васильевна 5674 113
Способы ориентирования на местности
Ориентирование на местности, не менее важная тема. Так как, потерявшись, в какой либо местности, человеку необходимо знать элементарные способы ориентирование без карты. Заблудившись в лесу, или же.
2016 Чиченков Андрей Викторович 14926 42
Санитарный режим в лечебном учреждении
Конспект урока предназначен для обучающихся школ с умственной отсталостью. Целью урока является расширение представлений обучающихся о работниках медицинских учреждений, продолжать знаком.
2016 Толмачева Лидия Николаевна 679 4
2016 Платонова Елена Васильевна 1858 23
2017 Куряк Елена Николаевна 14911 534
2016 Павлинов Евгений Юрьевич 4536 159
2016 Тельнов Андрей Петрович 2057 9
Рабочая программа ОБЖ 8 кл. 2016г.
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса разработана в соответствии с – федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29. 2012 г. , – прик.
2016 Павлинов Евгений Юрьевич 1296 17
2016 Тельнов Андрей Петрович 1864 19
2016 Пугач Константин Александрович 9596 132
Открытый урок в 8 классе
Конспект урока по теме “Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами”. Урок проодился в 8 классе.
2016 Лепешкина Наталья Николаевна 2483 65
2016 Дзубан Светлана Николаевна 933 7
2016 Миначова Лилиана Валерьевна 6735 252
2016 Колдаева Анастасия Александровна 1426 12
2016 Колдаева Анастасия Александровна 3197 174
Программа кружка “Стрелковое оружие”
Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками. При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению.
2016 Хайруллин Ринат Равилович 985 6
2016 Саблин Сергей Александрович 21407 421
Открытый урок по ОБЖ “Здоровье достойное духа”
Цели и задачи учебного занятия: получить цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, обратив их внимание на основные показатели, которые характеризуют у.
2016 Мошнинов Александр Николаевич 1178 33
2016 Маланчик Павел Иванович 2113 64
2016 Качалкин Илья Васильевич 1675 13
Адам- таби?ат перзенті
Та?ырыбы : Адам- таби?ат перзенті
Білімділік: «Адам- таби?ат перзенті» та?ырыбы к?лемінде.
2016 Шидербаева Сая Ануарбеккызы 785 5
2016 Маланчик Павел Иванович 5211 123
2016 Маланчик Павел Иванович 3896 131
2016 Маланчик Павел Иванович 5158 193
2016 Гвоздева Елена Александровна 4283 115
2016 Сальников Эдишер Омарович 4593 224
2016 Маланчик Павел Иванович 1961 36
2016 Маланчик Павел Иванович 1846 27
Урок здоровья для школьников и их родителей. Урок проводит Айзман Роман Иделевич – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естествознания, директор НИИ здоровья и безопасности, Зав. кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Урок информатики на тему:
«Информационная безопасность в компьютерных сетях» 9 кл
Цель урока: научить безопасно пользоваться интернетом. Задачи урока:
Образовательная – познакомить с информационной безопасностью, научить применять свои
знания на практике;
Развивающая – совершенствовать коммуникативные навыки, логическое мышление, внимание,
память, развивать кругозор детей;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ. Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач урока. Но перед началом урока давайте освежим наши знания. Проверка ЗУНов. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Что такое информация? /Информация это сведения об окружающем нас мире (всё что нас
окружает). Какие действия человек совершает с информацией? Человек постоянно совершает действия,
связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации. Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме собственная (внутренняя
информация) оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует
память отдельного человека и память человечества. Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш
карты обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск). Изучение нового материала. Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и
доступности информации. Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной
безопасности. Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств
информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их
сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства
информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен
между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной
безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов:
∙ I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно
возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной
безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и
других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное
значение. ∙ II этап — начиная с 1816 года — связан с началом использования искусственно
создаваемых технических средств электро и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и
помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода
информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение
помехоустойчивого кодирования сообщения с последующим декодированием ринятого сообщения. ∙ III этап — начиная с 1935 года — связан с появлением радиолокационных и
гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот
период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение
защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными
маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами. информационнокоммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности
∙ IV этап — начиная с 1946 года — связан с изобретением и внедрением в практическую
деятельность компьютеров. Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и
способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и
передачи информации. ∙ V этап — начиная с 1965 года — обусловлен созданием и
развитием локальных
также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания,
переработки и передачи информации, объединенных в локальную сеть путем управления доступом к
сетевым ресурсам. ∙ VI этап — начиная с 1973 года — связан с использованием сверхмобильных
коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали
гораздо серьезнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с
беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом
государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной
безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой
системы. ∙ VII этап — начиная с 1985 года — связан с созданием и
развитием глобальных информационнокоммуникационных сетей с использованием космических
средств обеспечения. Можно предположить, что очередной этап развития информационной
безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных
устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым
космическими информационнокоммуникационными системами. Для решения задач информационной
безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности. Выделяют следующие основные направления информационной безопасности:
1. Организационные меры;
2. Антивирусные программы;
3. Защита от нежелательной корреспонденции;
4. Персональные сетевые фильтры. Организационные меры. Любой пользователь может обеспечить защиту информации на своем компьютере, выполняя
следующие действия. Резервное копирование (сохранение) файлов на компактдиски, ZIPдрайвы, стримеры и другие
магнитные носители;
2. Проверка с помощью антивирусных программ всех компактдисков, а также файлов, полученных по
электронной почте или из Интернета, перед их использованием или запуском;
3. Использование и регулярное обновление антивирусных программ и антивирусных баз. Антивирусные программы. Дня обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработаны специальные
программы, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются
антивирусными. Различают следующие виды антивирусных программ:
Программыдетекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса
последовательности байтов (сигнатуры вируса) в оперативной памяти и в файлах и при обнаружении
выдают соответствующее сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они
могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ. Программыдоктора или фаги, а также программывакцины не только находят зараженные
вирусами файлы, но и «лечат» их, т. удаляют из файла тело программы вируса, возвращая файлы в
исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и
только затем переходят к “лечению” файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т. программы доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее
известными полифагами являются программы Aidstest, Scan, Norton AntiVirus и Doctor Web. Программаревизоры относятся к самым надежным средствам защиты от вирусов. Ревизоры
запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда
компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают
текущее состояние с исходным. Обнаруженные изменения выводятся на экран видеомонитора. Как
правило, сравнение состояний производят сразу после загрузки операционной системы. При сравнении
проверяются длина файла, код циклического контроля (контрольная сумма файла), дата и время
модификации, другие параметры. Программыревизоры имеют достаточно развитые алгоритмы,
обнаруживают стелсвирусы и могут даже отличить изменения версии проверяемой программы от
изменений, внесенных вирусом. К числу программревизоров относится широко распространенная в
России программа Adinf фирмы «ДиалогНаука». Программыфильтры или «сторожа» представляют собой небольшие резидентные программы,
предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для
вирусов. Например:
попытки коррекции файлов с расширениями СОМ и ЕХЕ;
изменение атрибутов файлов;
прямая запись на диск по абсолютному адресу;
запись в загрузочные сектора диска. загрузка резидентной программы. При попытке какойлибо программы произвести указанные действия «сторож» посылает пользователю
сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующее действие. Программыфильтры
весьма полезны, так как способны обнаружить вирус на самой ранней стадии его существования до
размножения. Однако они не «лечат» файлы и диски. К недостаткам программсторожей можно
отнести их «назойливость», а также возможные конфликты с другим программным обеспечением. Примером программыфильтра является программа Vsafe, входящая в состав утилит операционной
системы MS DOS. Вакцины или иммунизаторы – это резидентные программы, предотвращающие заражение
файлов. Вакцины применяют, если отсутствуют программыдоктора, «лечащие» этот вирус. Вакцинация возможна только от известных вирусов. Вакцина модифицирует программу или диск таким
образом, чтобы это не отражалось на их работе, а вирус будет воспринимать их зараженными и поэтому
не внедрится. В настоящее время программывакцины имеют ограниченное применение. Теперь обратимся непосредственно к «заразителям». Вирусы можно классифицировать по следующим признакам:
В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на сетевые, файловые,
загрузочные и файловозагрузочные. Сетевые вирусы распространяются по различным
компьютерным сетям. Файловые вирусы внедряются главным образом в исполняемые модули, т. в
файлы, имеющие расширения СОМ и ЕХЕ. Файловые вирусы могут внедряться и в другие типы файлов,
но, как правило, записанные в таких файлах, они никогда не получают управление и, следовательно,
теряют способность к размножению. Загрузочные вирусы внедряются в загрузочный сектор диска (Boot
сектор) или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска (Master Boot Record). Файловозагрузочные вирусы заражают как файлы, так и загрузочные сектора дисков. По способу заражения вирусы делятся на резидентные и нерезидентные. Резидентный вирус
при заражении (инфицировании) компьютера оставляет в оперативной памяти свою резидентную часть,
которая потом перехватывает обращение операционной системы к объектам заражения (файлам,
загрузочным секторам дисков и т. ) и внедряется в них. Резидентные вирусы находятся в памяти и
являются активными вплоть до выключения или перезагрузки компьютера. Нерезидентные вирусы не
заражают память компьютера и являются активными ограниченное время. По степени воздействия вирусы можно разделить на следующие виды: неопасные, не
мешающие работе компьютера, но уменьшающие объем свободной оперативной памяти и памяти на
дисках, действия таких вирусов проявляются в какихлибо графических или звуковых
эффектах; опасные вирусы, которые могут привести к различным нарушениям в работе компьютера; очень опасные, воздействие которых может привести к потере программ, уничтожению
данных, стиранию информации в системных областях диска. По особенностям алгоритма вирусы трудно классифицировать изза большого разнообразия. Простейшие вирусы паразитические, они изменяют содержимое файлов и секторов диска и могут
быть достаточно легко обнаружены и уничтожены. Можно отметить вирусырепликаторы, называемые
червями, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров
и записывают по этим адресам свои копии. Известны вирусыневидимки, называемые стелсвирусами,
которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной
системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего незараженные участки
диска. Наиболее трудно обнаружить вирусымутанты, содержащие алгоритмы шифровки
расшифровки, благодаря которым копии одного и того же вируса не имеют ни одной повторяющейся
цепочки байтов. Имеются и так называемые квазивирусные или “троянские” программы, которые
хотя и не способны к самораспространению, но очень опасны, так как, маскируясь под полезную
программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков. Защита от нежелательной корреспонденции. Одной из наиболее многочисленных групп вредоносных программ являются почтовые черви. Львиную долю почтовых червей составляют так называемые пассивные черви, принцип действия
которых заключается в попытке обмануть пользователя и заставить его запустить зараженный файл. Схема обмана очень проста: зараженное червем письмо должно быть похожим на письма, часто
встречающиеся в обычной почте: письма от друзей со смешным текстом или картинкой; письма от
почтового сервера, о том, что какоето из сообщений не может быть доставлено; письма от провайдера
с информацией об изменениях в составе услуг; письма от производителей защитных программ с
информацией о новых угрозах и способах защиты от них и другие подобные письма. При рассылке зараженных писем, червь составляет их текст по заданному автором вируса шаблону и
таким образом все зараженные этим червем письма будут похожи. Практически аналогичным образом формулируется и проблема защиты от спама нежелательной почты
рекламного характера. И для решения этой проблемы есть специальные средства антиспамовые
фильтры, которые можно применять и для защиты от почтовых червей. Самое очевидное применение это при получении первого зараженного письма (в отсутствие
антивируса это можно определить по косвенным признакам) отметить его как нежелательное и в
дальнейшем все другие зараженные письма будут заблокированы фильтром. Более того, почтовые черви известны тем, что имеют большое количество модификаций незначительно
отличающихся друг от друга. Поэтому антиспамовый фильтр может помочь и в борьбе с новыми
модификациями известных вирусов с самого начала эпидемии. В этом смысле антиспамовый фильтр
даже эффективнее антивируса, т. чтобы антивирус обнаружил новую модификацию необходимо
дождаться обновления антивирусных баз. Персональные сетевые фильтры. В последние годы на рынке средств защиты информации появилось большое количество
пакетных фильтров, так называемых брандмауэров, или файрволов (firewall), — межсетевых экранов. Файрволы полезны и на индивидуальном уровне. Рядовой пользователь почти всегда заинтересован в
дешевом или бесплатном решении своих проблем. Многие файрволы доступны бесплатно. Некоторые
файрволы поставляются вместе с операционными системами, например Windows XP и Vac OS. Если вы
используете одну из этих операционных систем, основной файрвол у вас уже установлен. Файрвол (брандмауэр) — это программный и/или аппаратный барьер между двумя сетями,
позволяющий устанавливать только авторизованные соединения. Брандмауэр защищает соединенную с
Интернетом локальную сеть или отдельный персональный компьютер от проникновения извне и
исключает возможность доступа к конфиденциальной информации. Популярные бесплатные файрволы:
• Zone Alarm;
• Kerio Personal Firewall 2;
• Agnitum’s Outpost Недорогие файрволы с бесплатным или ограниченным сроком использования:
• Norton Personal Firewaall;
• Black ICE PC Protection
• MCAfee Personal Firewall
• Tiny Personal Firewall
Представленный список может стать хорошей отправной точкой для выбора персонального
файрвола, который позволит вам пользоваться Интернетом, не опасаясь заразиться компьютерными
вирусами. Итог урока. Что нового Вы узнали на уроке?
Было ли интересно работать на уроке?
Чему вы научились?
Справились ли вы с поставленной в начале урока цель
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБЖ И ИНФОРМАТИКЕ «Информационная безопасность»
ТЕМА: Информационная безопасность
Цель: формирование представления об информационной безопасности.
– познакомить с понятием информационной безопасности
– рассмотреть различные угрозы информационной безопасности
– совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог
– определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности
– воспитывать ответственность за свои действия
Оборудование и методические материалы:
Набор карточек (приложение 1)
Памятка (приложение 2)
Что делаютЭтап урока Учитель Ученики I этап: организационный (1I) Организация начала урока. Готовятся к уроку II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала(21 ) Слайд 1 Тема сегодняшнего урока “Информационная безопасность”. Слайд 2 Цель урока (проговаривается учащимся ): Формирование представления об информационной безопасности Запись в тетради даты и темы урока. III этап: изучение нового материала. (25I) Слайд 3 – Что такое «информационная безопасность»? Обобщая, учитель сообщает определение, которое записывается в тетрадь Информационная безопасность – это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам Слайд 4 – Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что представляет угрозу информационной безопасности? Кража личных данных, утечка информации Вирусы, черви, трояны Спам Хакеры Авторское право, нелицензионное ПО Мошенничество Дезинформация – Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий. – Давайте разделимся на группы и установим, какие действия нужно предпринять, чтобы обезопасить себя от таких воздействий. учитель принимает участие в обсуждении Давайте рассмотрим, как можно защитить свои файлы от посторонних глаз, защитить их от изменений. Демонстрируется презентацияСлайды 5 – 12 Дети высказывают свое мнение, как они понимают этот термин. Запись в тетрадь определение Дети делают свои предположения и определяются 7 направлений Работа группами по карточкам, обсуждение – 10 минут, затем представители от каждой группы сообщают всем свои методы защиты (принимая или оспаривая) разрабатывается памятка IV этап:Первичное закрепление знаний (10I) Слайд 13. Практическая работа на компьютере Создайте файлы: Работа1, который требует пароль для открытия Работа2, который не позволяет вносить изменения в файл Обучающиеся создают и сохраняют файлы с необходимым условием V этап:Итог урока(1I) Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Слайд 14 VI этап:Информация о домашнем задании(1I) Выучить записи в тетради. Ознакомить друзей с памяткой Записывают в дневник и тетрадь.
Приложение 1
Карточки с заданиями
Утечка или кража личных данных.
Суть: Ваша персональная информация может оказаться в чужих руках, что грозит печальными последствиями, вплоть до серьезного последствия.
Факты: Если у вас есть кредитная карта и банковский счет, то весьма соблазнительно выглядит перспектива оплаты услуг Internet-магазинов в режиме on-line. Действительно, это ведь так удобно! Таким образом, в Европе за прошлый год счета «облегчились» на 533 млн $.
Суть: На ваш компьютер могут напасть вредоносные программы, уничтожающие данные или приводящие к неработоспособности всего компьютера.
Факты: Вирусов стоит бояться и в оффлайновой жизни, но на просторах Internet распространение вирусов может выливаться в настоящие эпидемии. Коварные создатели вредоносных программ используют почтовые сообщения. Приходится быть осторожными с программами, которые вы скачиваете из Internet.
Суть: Ваш почтовый ящик начинает переполняться несанкционированными рекламными сообщениями, делая практически невозможной нормальную обработку электронной почты.
Факты: Ленивые и неудачные торговцы, вместо того, чтобы заняться повышением уровня своих товаров и услуг, стремятся делать бизнес на некачественной рекламе.
Суть: В ваш компьютер могут проникнуть из Internet с целью кражи личной информации либо для использования вашего компьютера в качестве плацдарма для дальнейших атак.
Нарушение авторского права.
Суть: Украсть текст, программу, идею и т. в Сети очень просто.
Факты: Стоит вам разместить на собственной страничке в Сети какой – либо плод своего творчества – будьте уверены (если это заслуживает внимания) – обязательно скопируют.
Денежное надувательство.
Суть: В Сети полно ловушек для простаков – «пирамид» и «завлекалок».
Факты: Сколько людей до сих пор попадаются на фальшивые предложения о работе, предложения о быстром обогащении.
Вероятность дезинформации.
Суть: Как подтвердить адекватность информации в сети? Как убедиться, что те с кем вы ведете переписку по электронной почте – те, за кого себя выдают?
Факты: За последнее время многие привыкли видеть в Сети непререкаемый оракул истины и черпать все сведения именно из него. А часто потом выясняется, что новости оказались «уткой», фотографии – ловкой подделкой c применением Photoshop.
- старайтесь не «светить» номер кредитки в Сети;
- совершая онлайновую покупку, обращайте внимание на защищенность канала передачи данных;
- отслеживайте файлы cookies на жестком диске, регулярно проверяйте их принадлежность и удаляйте подозрительные.
- не сообщайте посторонним ваш адрес электронной почты, особенно тот, который предоставлен провайдером или особенно важен для вас;
- пользуйтесь почтовыми серверами с установленными фильтрами.
- никогда не храните пароли на винчестере (даже в зашифрованном виде), не ленитесь каждый раз набирать их вручную;
- отсоединяйтесь от Internet при подозрении на хакерскую атаку, запускайте антивирусную программу, изменяйте пароли;
- старайтесь меньше пользоваться общедоступными программами сомнительного происхождения;
- просматривайте чаще системный реестр на предмет подозрительных записей;
- обязательно делайте резервные копии данных на дискеты или CD R/RW;
- укрепление законодательной базы;
- пресекайте попытки воровства вашего творчества.
Тема урока: «Безопасный Интернет»
Цель: знакомство с правилами безопасной работы в сети Интернет.
изучить информированность пользователей о безопасной работе в сети
Интернет; познакомить с правилами безопасной работы в Интернете; учить
ориентироваться в информационном пространстве; способствовать
ответственному использованию online-технологий;
формировать информационную культуру учащихся; умение
самостоятельно находить нужную информацию пользуясь web-ресурсами;
развивать критическое мышление;
воспитывать дисциплинированность при работе в сети.
Учащиеся должны знать:
перечень информационных услуг сети Интернет;
опасности глобальной компьютерной сети.
Учащиеся должны уметь:
работать с Web-браузером;
пользоваться информационными ресурсами;
искать информацию в сети Интернет;
ответственно относиться к использованию online-технологий.
Совершенствование информационной культуры;
Соблюдение норм сетевого этикета.
Планирование работы в сети Интернет в соответствии с
Оптимизация работы в сети Интернет;
Оценка эффективности работы в сети Интернет.
Изучение способов защиты ПК;
Изучение безопасной работы в сети Интернет.
Безопасное общение в сети Интернет.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод,
наглядный (демонстрация), практический; частично-поисковый,
проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения
(обмен мнениями, информацией).
Программно-дидактическое обеспечение: презентация «Безопасный
Интернет. pptx», видеофайлы «Дети и Интернет. flv»
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.
Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.
Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов /
Лапчик, И. Семакин, Е. Хеннер. – 2-е изд. , стер. – М
Организация начала урока. Постановка цели урока (3 мин).
Просмотр видеоролика.
Постановка темы и главного вопроса урока.
Изучение нового материала (18 мин).
Дискуссия в группе.
Теоретическое освещение вопроса (сообщения учащихся).
Знакомство с результатами анкетирования.
Практическая работа (7 мин).
Поиск информации в сети Интернет.
Дискуссия по найденному материалу.
Закрепление изученного материала (12 мин).
Рекомендации по правилам безопасной работы.
Подведение итогов урока (5 мин).
Оценка работы группы.
Информация о домашнем задании.
Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило
границы наших знаний и опыта. Теперь у вас появилась
возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на
миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы
компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они
воспользуются этой возможностью. И не когда-то, а прямо сейчас.
– Внимание, видеоролик!
(Просмотр видеоролика «Дети и Интернет» – 1 мин
– Как вы думаете какова тема нашего урока?
Тема нашего урока – «Безопасный Интернет».
Давайте сформулируем цели урока?
Главный вопрос урока: Как сделать работу в сети безопасной?
Игра «За или против» (5 мин.
Для начала, предлагаю поиграть в игру «За или против». Вы увидите
несколько высказываний. Попробуйте привести аргументы,
отражающие противоположную точку зрения.
Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного
образования. И это хорошо!
Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!
Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет
реальное общение виртуальному.
Интернет магазины – это плохо, потому что это наиболее популярный
вид жульничества в Интернете.
В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и
адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!
Виртуальные грабли (8 мин
– Какие опасности подстерегают нас? Какие виртуальные грабли лежат у нас
Вам пришли письма, в которых говорится об интернет опасностях, давайте
познакомимся с ними. («Интернет-зависимость», «Вредоносные и
нежелательные программы», «Онлайновое пиратство»).
Учащиеся знакомятся с содержимым писем и отвечают на вопросы
Физ. минутка «Собери рукопожатия» (2 мин.
Участникам предлагается в течении 10 секунд пожать руки как можно
большего числа других людей.
– Кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник
психологический дискомфорт? Чем он был вызван?
Аналогия с работой в Интернет.
Общаясь в Интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей в свои
социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только
их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать от Ника или
Давайте вернемся к главному вопросу нашего урока!
– «Как сделать работу в сети безопасной?»
Практическая работа (7 мин.
Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, посмотрите на экран.
– Что можно? Что нельзя? К чему надо относиться осторожно?
Давайте посмотрим, что об этом можно прочитать на web-страницах и
попробуем сформулировать правила безопасной работы.
Сейчас вы разделитесь на группы по 2 человека.
– У вас на столах лежат карточки, которые вы заполните в ходе работы в них
вы должны написать что можно, что нельзя делать в интернете!
Познакомьтесь с информацией ресурса и сформулируйте правила безопасной
работы в сети.
Резюмируем (обсуждение найденной информации). Какие правила
безопасной работы вы выбрали, посещая web-сайты?
Закрепление изученного материала (12 мин.
– Я тоже для вас приготовила несколько советов.
Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание
приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних
времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации,
используя хорошо известные образы.
Повернись, избушка, ко мне передом, а к лесу задом!
Современный Интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда
обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем собственное
пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в
блог, создавайте галереи своих фотографий и видео, включайте в друзья
людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по
сети ваше Интернет общение будет приносить пользу.
Не пей из колодца!
Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи.
Также и в среде Интернет, случайно оказавшись в месте, которое производит
отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть
его, переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций,
а ваш компьютер – от вредоносного программного обеспечения.
Волку дверь не открывайте!
У интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не
откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой
компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться
нашей сетью незнакомым людям.
Тестирование (10 мин).
Проведем небольшое тестирование. Какие действия вы предпримите в
предложенных ситуациях.
Работа с тестом «Смайлик»
– в России были проведены опросы среди учащихся школ по вопросам
использования Интернета. Посмотрим, что получилось
Какие выводы мы можем сделать?
Подведение итогов урока (5 мин.
Я рада, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета.
Спасибо за активное участие (оценка работы группы).
Каждый год, в феврале, проходит День безопасного Интернета. Его цель –
способствовать безопасному и более ответственному использованию онлайн-
технологий и мобильных телефонов среди детей и молодежи по всему миру.
Впервые он проводился в 2004 году, и с тех пор число его участников
постоянно растет. В этом году Международный день безопасного Интернета
проводился 9 февраля. Для его проведения был образован Российский
Оргкомитет, в состав которого вошли представители практически всех
ведущих общественных, некоммерческих и других организаций,
деятельность которых связана с развитием Интернета. В рамках проведения
Дня безопасного Интернета прошел конкурс на лучший видеоролик. Ролик,
занявший 1 место, вы видели в начале урока.
Составить информационный лист «Моя безопасная сеть»
Учебный портал ОБЖ. РФ предлагает Вашему вниманию видеоуроки по предмету ОБЖ.
видеоуроки КЛАСС 5 ОБЖвидеоуроки 6 класс ОБЖвидеоуроки КЛАСС 7 ОБЖвидеоуроки КЛАСС 8 ОБЖвидеоуроки КЛАСС 9 ОБЖвидеоуроки КЛАСС 10 ОБЖвидеоуроки КЛАСС 11 ОБЖ
видеоуроки ОБЖКЛАСС 5
видеоуроки ОБЖКЛАСС 6
видеоуроки ОБЖКЛАСС 7
видеоуроки ОБЖКЛАСС 8
видеоуроки ОБЖКЛАСС 9
видеоуроки ОБЖКЛАСС 10
видеоуроки ОБЖКЛАСС 11
Кроме этого рекомендуем посетить специальный ресурс ВИДЕО. ОБЖ, где можно найти много интересного и полезного видео по безопасности жизнедеятельности: от детских обучающих мультфильмов до серьезных документальных проектов. прямые ссылки на тематическое видео расположены ниже. Откроется на новом сайте проекта ОБЖ
К учебнику “Основы безопасности жизнедеятельности”
(ВНИМАНИЕ!!! С учетом срока давности выхода данного пособия
необходимо учитывать текущие изменения в Российском законодательстве при изучении отдельных тем курса ОБЖ)
8 КЛАСС 10 КЛАСС 11 КЛАСС
Шойгу Сергей Кужугетович, к. , министр МЧС РФВоробьев Юрий Леонидович, 1-ый заместитель министра МЧС РФФалеев Михаил Иванович, к. пол. , заместитель министра МЧС РФ
Небольшая часть представленных ЦОР-ов предназначена для преподавателей, а остальные могут быть полезны как для преподавателей, так и обучающимся. Некоторые из ЦОР-ов предназначены только для занятий в классе, а другие – могут быть использованы как в классе, так и дома, для самостоятельных занятий.
Представленные ЦОР-ы позволяют учителю творчески подойти к составлению сценария урока, при этом, не тратя много времени на поиски нужной информации. Мы надеемся, что разработанные нами ЦОР-ы сделают изучение и преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» интереснее и для учащихся, и для учителей.
Урок 65Информационное право и безопасность (§§ 23 – 24)
Правовое регулирование в информационной сфере (§ 23)
Проблема информационной безопасности (§ 24)
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Вопросы и задания
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
В России в 2000 году принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
• все виды информационных ресурсов;
• права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
• система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т. ;
• информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
• система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны (включая правовые, организационно-технические и экономические методы), 3. ТЯКЖ6 особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
• появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
• велико различие уровней доходов семей учащихся;
• значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.
Следующая страница Вопросы и задания
Безопасный интернет
Правила безопасного поведения в сети Интернета
Сегодня Интернет является одним из самых мощных инструментов в мире и действительно удивительной частью нашей жизни. Каждый день в нём появляется что-то новое и очень удобное, что делает жизнь легче для многих людей. В сети есть много полезной и нужной информации, но есть и различные негативные материалы
Основные источники опасности в сети:
-Интернет- и игровая зависимость
Декада «Безопасный Интернет»
С 21 по 31 января в нашей школе проходила Декада “Безопасный интернет”, в которой активное участие приняли все обучающиеся. Интернет – это мир интересных и полезных возможностей, но в то же время это источник угроз. В течение Декады были проведены разнообразные по тематике и форме проведения мероприятия: это и увлекательное путешествие в мир Интернета, и конкурс памяток “Безопасный Интернет”, и конкурс социальной рекламы “Безопасный Интернет глазами ребенка”. Самым активным классом стал 5А (классный руководитель Гончаренко М. Обучающиеся 8Б класса стали участниками телемоста “Безопасный Интернет”, организованном на базе школы № 54.
Лучшие буклеты-памятки по темам “Безопасный интернет” и “Этикет сетевого общения”
Учащиеся основной и старшей школы приняли участие в индивидуальной и групповой разработке и создании буклетов. Ребята проявили смекалку, подошли творчески к созданию памяток. Лучшие работы размещены на общешкольном информационном стенде. Ученики нашей школы, а также родители и учителя в течение Недели безопасного поведения в сети Интернет могут принять участие в анонимном анкетировании. Бланки анкет размещены в специальном разделе информационного листа. Результаты опроса будут опубликованы на сайте школы после завершения тематической Недели.
С 22 по 26 октября в школе проходила Неделя Безопасного интернета, в которой активное участие приняли не только обучающиеся 5-11 классов, но и педагоги.
МероприятиеУчастникиОтветственный
Урок безопасности в Интернете и правила сетевого общения8-11 классыКармолин В. , учитель информатики
Родительская конференция «Ребенок в сети Интернет»1-11 классыРуководители МО классных руководителей
Просмотр видеоролика «Информационная безопасность»5-11 классыКлассные руководители
Оформление буклетов – памяток «Безопасный Интернет» и «Этикет сетевого общения»7-11 классыТеплинская О. , руководитель МО естественно-математического цикла
Размещение на официальном сайте ОУ аналитического фильма «Территория безопасности. Отцы и дети» Администратор сайта
Участие в проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности на портале Единый урок11 классКармолин В. , учитель информатики
Участие в международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок»7-11 классыКармолин В. , учитель информатики
Участие в вебинаре «Учителя, родители и дети в цифровом ростанстве»Пед. коллектив
Участие в педагогическом турнире по информационной безопасности «Сетевичок»Пед. коллектив
Уроки безопасности в Интернете и правила сетевого общения
Интернет – друг. Интернет – враг.
Подведение итогов
7 апреля состоялась линейка закрытия Недели безопасного поведения в сети Интернет. Самые активные участники Недели, а также победители конкурсных программ были награждены грамотами.
Были подведены итоги анонимного анкетирования, в котором приняли участие 78 человек. Результаты опроса представлены ниже.
Материалы к пособию
Учебно-тематическое планирование по курсу «Правовые основы информационной безопасности» 10-11 классыГлава 1
Указ Президента Российской Федерации №203/2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года»
Указ №646/2016 г. «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Концепция информационной безопасности детей»
ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Изменения КоАП 2021 года
Глава 51. Лицензионное ПО и пиратствоЗадание 1.
Ознакомься со статьей
Лицензирование программного обеспечения
Ознкомьтесь со статьей Пираты ХХI века или Как противостоять компьютерному пиратству
Лицензионное соглашение свободного ПО Линукс
Лицензирование на сайте Виртуальная энциклопедия Linux по-русски
Ознакомься со статьей Лицензирование
Ознакомься с лицензионным соглашением свободного ПО Линукс
Как купить лицензию на платную антивирусную программу
Ознакомься со статьей на сайте Антивирус-центр
Единый реестр сайтов
Что такое СС лицензия
Ознакомься с сайтом Лицензии Creative Commons (CC)
Прочитай статью о лицензиях
Публикация ИИТО ЮНЕСКО
Ознакомься со статьями
В чем разница между бесплатным и платным антивирусным ПО
Топ 10: Рейтинг антивирусов 2020 – Выбираем лучший антивирус
Обзор и сравнение бесплатных антивирусных программ на сайте iTCrumbs
Топ-10 антивирусов: описание, основные задачи, преимущества и недостатки на сайте Компьютерная помощь
Пароли: главные в системе безопасности. Как создать и запомнить надежный пароль на сайте Квалификация
Ознакомься со информацией на сайте KeePass Password Safe
Ознакомься с описанием программы
! Обязательно прочитай Лицензионное соглашение об использовании KeePass версий 1. x и 2
10 настроек, которые сделают ваш iPhone еще защищеннее на сайте Лаборатории Касперского
Как защитить Android: 10 советов для максимальной безопасности на сайте Лаборатории Касперского
8 приложений для защиты информации на вашем смартфоне на сайте Лайфхакер
Видео-курс Лаборатория Касперского «Безопасность и приватность устройств» и тестирование
Выберите курс на сайте, начните обучение (кнопка НАЧАЛО))
Изучение включает видеоролик и тест по каждой теме курса
Оцените свои знания
Обзор Федерального закона «О персональных данных» на сайте Информцентр
Безопасность при оплате картой в интернете
10 советов по защите личных данных в Интернете
Облачные угрозы: эксперты рассказывают о защите данных в облачных сервисах на сайте Securenews
Ознакомься с бесплатным курсом
Основы информационной безопасности на сайте НОУ ИНТУИТ
конспект урока Информационная безопасностьСодержит презентацию Включает методическую разработкуЦель: формирование представления об информационной безопасности.
- познакомить с понятием информационной безопасности
- рассмотреть различные угрозы информационной безопасности
- совершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог
- определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1716 пользователей. Отзывы
Достоевский Фёдор Михайлович
Какие 3 составляющих информационной безопасности вы знаете?
Основные составляющие информационной безопасности – это совокупность элементов, которая включает открытость, конфиденциальность и целостность информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры
Что такое информационная безопасность в информатике?
Информационная безопасность – это сохранение и защита информации, а также ее важнейших элементов, в том числе системы и оборудование, предназначенные для использования, сбережения и передачи этой информации
Что является основной задачей по обеспечению информационной безопасности?
Главная цель систем информационной безопасности – гарантия защиты данных от внешних и внутренних угроз