урок интернет безопасности 1 сентября

Ирина Владимировна Казарцева15506

Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж – 46 лет. Заслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).

Россия, Бурятия респ. , Улан-Удэ

Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Классный час по теме;

«Безопасность в сети интернет»

Цель: профилактика правонарушений в интернете, повышение безопасности

и правовой защищенности в глобальной сети

образовательные: систематизировать знания в области использования интернета;

сформировать общее представление о безопасной работе в сети

развивающие: сформировать у учащихся навыки безопасной работы в интернет;

привить навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; сформировать критическое отношение к сообщениям; воспитательные: воспитание информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки-задания, памятка учащимся, буклет

Классный час ориентирован на обучающихся 9 класса

Организационный момент, сообщение темы урока, краткий план деятельности.

Тест на знание правил поведения в интернете.

Практическая часть.

Подведение итогов.

Создание и быстрое распространение новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, привело к возникновению новых способов удаленного общения. Развитие социальных Интернет-сетей способствуют оперативному общению и обмену информацией между большими группами людей, в том числе из разных стран. Все эти факторы делают использование Интернета очень привлекательными для несовершеннолетних. В виртуальном пространстве дети вступают в такие же взаимодействия, как и в реальном мире: знакомства, общение с друзьями и сверстниками, обмен информацией, зачастую личного и интимного содержания, обсуждение возникших проблем и кризисных ситуаций. Сегодня на уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную для нас информацию.

Посмотрите, какой интересный стих я нашла:

Ночь. Компьютер. Интернет.

Три часа – а сна всё нет.

Стук по клавишам и ввод.

Из окна в окно проход.

Слово. Фраза. И совет.

Был вопрос – и есть ответ.

ICQ, e-mail’ы сайт,

Память в сотни гигабайт.

Диалог. Письмо. Рассылка.

Форум. Чат. Запрос. И ссылка.

Слово. Поиск. Сохранить.

Напечатать. Удалить.

Ввод. Запрос. Ответ системы.

Ящик. Список. Файл «Без темы».

На данный момент интернет стал частью нашей жизни. Мы ищем там нужную нам информацию, слушаем музыку, смотрим фильмы, общаемся с друзьями, совершаем различные покупки, учимся, работаем. Практически часть нашей жизни уже проходит в Интернете.

Безопасность в Интернете является важным аспектом реальной жизни. Основные правила в интернете надо знать и понимать так же как то, что нельзя переходить улицу на красный цвет, разговаривать с незнакомыми людьми. Сегодня мы вспомним что необходимо знать пользователю Интернета, на что обращать внимание, к чему относиться с осторожностью.

Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, который покажет нам ваши знания по безопасности в сети интернет.

ТЕСТ на знание правил поведения в Интернете

Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Посоветуюсь с родителями.

В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

Скажу в ответ: «Сам такой».

Прекращу разговор с этим человеком.

Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

Потребую доказательств, что она плохая.

Сразу откажусь.

Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

4 «А» – Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «Б» – Внимательно прочитай эту памятку.

2 «А» и 2 «Б» – Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «Б» – Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «Б» – Молодец! К Интернету готов!

Я хочу подарить вам памятки, которыми, надеюсь, вы будите пользоваться и которые вам пригодятся.

Памятка «Безопасное использование сети интернет»

Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?

Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;

Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;

Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;

Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;

Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

Защищай свою репутацию – держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;

Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;

Наш классный час подошел к завершению. Мне понравилось, что вы умеете дружно работать в коллективе. Умеете работать с раздаточным материалом. Я уверена, что каждый из вас сможет защитить себя в социальной сети и свой мобильный телефон. Другие правила безопасности мы рассмотрим на следующих наши классных часах.

Я рада, что вы не остались равнодушны к теме безопасного интернета. Спасибо за активное участие!

Урок безопасности «Безопасный опасный Интернет»

создание условий для формирования знаний об информационной безопасности и навыков поведения в информационном обществе.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для работы в группах, мультимедийный проектор.

Ссылки на презентацию и видеоролик:

Возраст участников мероприятия: с 13лет.

(распределение по группам участников мероприятия)

3-4 группы могут быть сформированы по следующим признакам: объединение по стихиям знаков зодиака или по поре года, в которую родились участники мероприятия.

Подготовка к восприятию (работа в группах). Целеполагание

(на данном этапе участники не знают темы мероприятия)

– Обсудите в группах предложенные афоризмы и высказывания:

Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться.

Возможность украсть создаёт вора.

Знание есть сила, сила есть знание.

Безопасные корабли – это вытащенные на берег корабли.

Безопасность – это процесс, а не результат.

– Поделитесь своими мыслями по поводу данных изречений, выскажите предположения, какой теме будет посвящено мероприятие. (Дать возможность высказаться представителям каждой группы)

объявление темы мероприятия (Слайд1).

– Исходя из названия темы, определите круг вопросов, которые могут быть затронуты на уроке безопасности.

Актуализация знаний о безопасности в Интернете (работа в группах)

– На некоторое время участникам каждой группы предлагается поменять свою настоящую фамилию на фамилию, предложнную организатором мероприятия: у участников 1-ой группы – фамилия Угроза, у участников 2-ой группы – Безопасность, у участников 3-ей группы – Информация. (На стол каждой группы ставится заготовка с фамилией).

– А теперь придумайте имена к новым фамилиям и через несколько минут объясните свой выбор. Например, моя фамилия Интернет, а зовут меня Знание, потому что в Интернете можно получить новые знания.

– Какие основные правила безопасности в Интернете вспомнили благодаря новым именам и фамилиям?

Просмотр видеоролика «Ложь и правда в Интернете»

– После обсуждения основ безопасности и просмотра видеоролика каждой группе предлагается создать следующие памятки: «Основные правила безопасного поведения в Интернете», «Правила отбора (использования) информации в Интернете», «Угрозы, подстерегающие нас в Интернете». (Участники каждой группы создают свою паямятку и презентуют её, участники 1-ой группы «Угроза» выступают последними).

– Если бы перед вами стояла задача объяснить лексическое значение слов «безопасность», «Интернет», «угроза», «информация», где бы искали ответ? (В толковом словаре).

– А какие словари знаете ещё? (Орфографический, словообразовательный).

– А как можно было бы назвать словарь, в котором содержались бы только такие слова, как троллинг, кибербуллинг, груминг? (Возможно, вариантов не будет).

– Познакомьтесь с лексическим значением каждого слова (Слайд 2).

– А теперь, зная лексическое значение каждого слова, как назвали бы словарь? (Опасный).

– Какие действия, на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы противостоять первым двум угрозам? (Игнорировать).

– Более подробно рассмотрим такой вид преступления, как груминг: (Слайд 3 расскажет об этапах данного преступления, Слайд 4 – о способах предотвращения груминга).

– В качестве рефлексии предлагается познакомиться с двумя ситуациями и набором картинок из Интернета, обсудить их в группах, ответить на предложенные вопросы.

Аня (15 лет) — фанатка группы «Пикник», постоянно сидит на форуме, посвященном группе. Аня посещает этот форум уже три года, знает (виртуально) всех постоянных форумчан, общается с ними на самые разнообразные темы. Неделю назад один из форумчан предложил всем перенести общение из Сети в реальность. Всем понравилась эта идея, и было назначено время и место встречи — 21:00, кафе «Облака». Ане очень хочется со всеми встретиться и познакомиться «вживую», но ее беспокоит, что кафе «Облака» находится в пригороде и общественный транспорт ходит туда нерегулярно.

Вопросы для анализа ситуации:

Стоит ли Ане согласиться на встречу? Почему?

Что вас настораживает в ситуации?

Какие могут быть последствия встречи?

Какими способами Аня могла бы себя обезопасить?

Мише 14 лет, он хорошо учится, занимается карате, живет рядом со школой. Выходя из школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе, поправила шарф, а на прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его одноклассники, поместили в социальную сеть и подписали «у Миши новая подружка!». Когда Миша узнал, кто это сделал, он сильно избил одноклассника, из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.

Как вы думаете, реальна ли эта история?

Как вы бы поступили в данной ситуации?

Картинки из Интернета

Прокомментируйте каждую картинку.

Предложите способы обеспечения безопасности.

Угроза Информация Безопасность

Содержание урока. Методы и приемы работы

Способ организации деятельности учащихся

Здравствуйте дети, садитесь. Кто у нас сегодня отсутствует?

Сегодня мы узнаем, как следует вести себя в сети Интернет, которая получила такое широкое распространение в последнее время.

Актуализация знаний (беседа):

(Приложение 1, слайд 1)

Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Многие люди уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако данное достижение рождает множество проблем, о которых многие не подозревают и которые необходимо обсудить.

Итак, давайте проверим, готовы ли вы для работы в Интернете.

  • Отправлю свое фото.
  • Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
  • Посоветуюсь с родителями.
  • Скажу в ответ: «Сам такой».
  • Прекращу разговор с этим человеком.

Незнакомый контакт присылает сообщение со ссылкой и надписью «Не ожидал тебя там увидеть».

Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» –

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Изучение нового материала (беседа, работа в группах):

На сегодняшний день все больше и больше пользовательских компьютеров подключаются к сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома.

Все большее количество детей получает возможность «серфить» Интернет, но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности в Интернете.

Разработка сети началась в 1957 году американскими военными, в 1969 году был установлен первый сеанс связи. Технология Всемирной паутины. Всемирной Паутине исполнилось всего 23 года. Датой рождения World Wide Web (WWW) считается 6 августа 1991 года.

Изначально сеть развивалась вне какого-либо контроля, в настоящее время она содержит огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с сетью Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей.

Следует понимать, что подключаясь к Интернету, вы встречаетесь с целым рядом угроз, о которых вы можете даже и не подозревать.

Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Слово Интернет у большинства из нас ассоциируется лишь с Всемирной паутиной (WWW или World Wide Web), но на самом деле, Всемирная паутина лишь один из сервисов сети Интернет.

С помощью сети Интернет происходит поиск информации, рассылаются сообщения, устраиваются видеоконференции, выставки, интервью, осуществляются покупки, осуществляется дистанционное обучение и многое-многое другое.

Обычный пользователь имеет возможность заказать по Интернету любой товар с доставкой на дом, узнать погоду, познакомиться, пообщаться, посмотреть фильмы, послушать музыку и еще много чего.

Слушают учителя, отвечают на вопрос, работа в группах

Интернет – это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, Всемирная паутина может быть и весьма опасна.

Итак, давайте посмотрим, какие подводные камни нас ожидают:

  • Вредоносное программное обеспечение;
  • Доступ к нежелательному контенту;
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

Интернет зависимость.

Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети.

Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем.

Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.

Уход в Интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру.

Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

Существуют 5 основных типов интернет-зависимостей:

  • Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  • Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  • Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  • Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.

Существует очень много способов:

  • Самый простой и радикальный способ — это отключить интернет.
  • Еще один, не менее действенный способ — составить жесткий распорядок дня и придерживаться его, контролируя реализацию намеченных целей.
  • Не стоит начинать и заканчивать день, сидя за компьютером. Стоит как минимум час после пробуждения и еще один, перед сном, посвящать себе или домашней работе. Привычка видеть постоянно включенный компьютер создает ловушку для внимания.
  • Если вы уделяете слишком много времени социальным сетям, нужно поразмыслить о том, чтобы удалить в них свои аккаунты.
  • Переводите свои сетевые связи в реальные отношения. Если вас привлекает человек на сайте знакомств, онлайн игре, социальной сети, просто познакомьтесь с ним. Гораздо интереснее находиться рядом с живым человеком, нежели со светящимся экраном.
  • Замените свою зависимость более полезным хобби. Вспомните о своих хобби, которые вы наверняка забросили, променяв на интернет.
  • И многое другое

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работа в группах

Вредоносное ПО.

Вредоносное ПО – это любая нежелательная программа, которая устанавливается на компьютере без вашего ведома.

Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, флешки и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы.

Также разного рода сервисы для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов.

Признаками заражения компьютера вредоносным ПО считаются: автоматическое открытие окон с незнакомым содержимым при запуске ОС, блокировка доступа к официальным сайтам антивирусных компаний, появления неопределенных процессов в диспетчере задач ОС, запрет на изменение настроек ПК в учетной записи администратора, случайное аварийное завершение программ и многое-многое другое.

Существуют различные виды вредоносного ПО: эксплоиты, логические бомбы, троянские программы, сетевые черви, блекдоры или фишинг, винлоки и многие другие.

Доступ к нежелательному контенту.

Сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы, в том числе нежелательные к просмотру в его возрасте.

Например, к материалам, содержащим насилие, информацию о наркотиках, порнографию, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии, убийствам, страницы, разжигающие межнациональную рознь, с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое.

Сейчас с этим пытаются бороться, но в большинстве случае все это доступно в Интернете без ограничений.

Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от вас, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие подобную информацию, чаще всего порнографического характера.

Вредоносные программы, например винлоки, также способны выводить информацию подобного содержания на экраны мониторов. Для защиты от них на каждый компьютер должна быть установлена антивирусная программа.

Неконтролируемые онлайн-покупки.

Развитие сети Интернет привело к тому, что появляется все больше магазинов, торгующих товарам через Интернет. С одной стороны, у этой технологии есть ряд несомненных и значительных плюсов:

  • Потребитель может ознакомиться с имеющимся в наличие товаром, просмотреть фотографии товара в различном ракурсе, ознакомиться с его техническими характеристиками;
  • Затраты на создание и содержание Интернет-магазина значительно меньше, чем на содержание больших торговых площадей, это выгодно и владельцу магазина, и покупателю (так как цена на любой товар должна покрывать издержки на его продажу, меньше издержки – меньше наценка);
  • Доставка товара транспортными или курьерскими компаниями вполне доступна по цене, товар может быть доставлен покупателю быстро и удобным ему способом.

Однако за любым плюсом обязательно кроется и ряд минусов. Главные «опасности» состоят в том, что:

  • Интернет-магазин может создать фактически любой человек, это не так уж и сложно. Следовательно, никакого магазина может в реальности не существовать – и проверить это непросто;
  • Покупатель работает с магазином на уровне сайта. Следовательно, реального товара он не видит и неизвестно, есть ли указанный товар в реальности и в наличие, в каком он техническом состоянии, а главное – насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют реальности;
  • Покупка товара через Интернет предполагает его полную или частичную предоплату – в данной ситуации все упирается в честность владельца магазина, который получив деньги может попросту не выслать товар, или выслать товар ненадлежащего качества или другого типа. И дальше начинается самое интересное – никакого письменного договора между магазином и покупателем нет, равно как нет кассового чека или иного подтверждения покупки – и в случае чего отстоять свои права в суде будет весьма непросто (или невозможно);
  • При покупке необходимо ввести данные своей кредитной карты, которые могут быть скомпрометированы и использоваться в корыстных целях.

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию.

В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

Давайте теперь посмотрим основные правила, как следует вести себя в сети Интернет.

Во-первых, не открывайте неизвестные ссылки.

Когда вы общаетесь в чатах и интернет – пейджерах или получаешь письмо, никогда не нажимай непосредственно на ссылку.

Игнорируйте сообщение, а лучше отметьте его как спам.

Во-вторых, не скачивайте файлы из неизвестных источников.

Ни в коем случае нельзя скачивать файлы с неизвестных сайтов. Подобные сайты очень часто являются распространителями вредоносного ПО.

Кроме того, вирус, которым вы заразили свой компьютер, может с легкостью распространиться среди других пользователей, а именно среди ваших контактов.

Подобные сообщения, как правило, приходят от неизвестных контактов, но могут приходить и от друзей. Что необходимо сделать с сообщениями от неизвестных контактов, я думаю, и так понятно.

Если сообщение пришло от друга, и оно у вас вызвало подозрение, то лучше всего спросить у него через другой сервис, действительно ли он отправил тебе сообщение или файл. Если он этого не делал, сообщи ему, что его компьютер заражен, либо его пользователя взломали. Пусть он сообщит своим знакомым, которые получили от него подобное сообщение или файл, чтобы они не открывали их.

В-третьих, не открывайте подозрительные файлы.

Если антивирус сообщает, что файл содержит или может содержать угрозу, если файл, скаченный с интернета, вам показался подозрительным, ни в коем случае не открывайте данный файл. Просто удалите его.

В-четвертых, не распространяйте в Интернете личную информацию.

Никогда не отправляйте свою личную информацию (данные, фотографии, адрес и пр. ) по электронной почте и через системы обмена мгновенными сообщениями, а также никогда не публикуй такого рода информацию в блогах и форумах.

Вы не обязаны и лучше всего не размещать такую конфиденциальную информацию, как возраст и адрес проживания.

Также лучшее не использовать свое настоящее имя, а пользоваться псевдонимом или никнеймом.

В-пятых, остерегайтесь заманчивых предложений подработать.

Как правило, никто ничего не дает просто так. Вас могут просто обмануть. Более того, многие злоумышленники именно через Интернет вербуют новых работников. Таким образом, в результате вы можете не только не получить заработанные деньги, но и попасть под уголовную ответственность.

Если вы получили фантастическое предложение подработать от

неизвестных пользователей, то просто игнорируйте данное сообщение.

Пользуйтесь сетью Интернет ответственно. Если вас что-то смутило, если вы столкнулись с чем-то подозрительным, если вы получили оскорбительные или угрожающие письма, то обязательно обсудите это с взрослыми, попросите помощи у родителей или учителей. Они обязательно вам помогут

В результате, вы всегда будете в безопасности и сможете использовать все ресурсы сети Интернет без всяких угроз для вас, родных и ваших финансов.

Для подведения итогов я раздам вам памятку, где прописаны все основные правила. Итак, давайте еще раз повторим правила поведения в сети Интернет.

Слушаю учителя, кто-то из учеников зачитывает правила поведения в сети

Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»

Цель урока: изучить риски сети Интернет и методы борьбы с ними;

Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», интернет-риски, изучить основные правила при работе в сети Интернет, рассмотреть ситуации при столкновении с какой-либо интернет-угрозой, рассказать о Всемирном Дне безопасного Интернета;

Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.

Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;

Дидактические основы урока:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: объяснение нового материала;

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), ПК, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1461174095. pptx (Презентация к уроку)

Организационный момент (1-2 мин

Введение в тему (8-10 мин

Объяснение нового материала (20-22 мин

Беседа о Всемирном Дне безопасного Интернета (1 – 2 мин

Рефлексия (5-7 мин

Итог урока (1-2 мин

Организационный момент, 1-2 мин

сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;

краткий план деятельности.

Введение в тему, 3-5 мин

подготовить детей к восприятию темы;

нацелить на продуктивную работу.

Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1461174330. jpg (448×334)

(Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу лекции)

Что такое интернет? Нужен ли интернет современному человеку? Какую роль играет интернет в жизни человека? На данную тему вы приготовили сообщения, я предлагаю ознакомиться с актуальными высказываниями юристов, психологов и общественных деятелей.

(Учащиеся рассказывают свои сообщения)

Жунич Марина Алексеевна, директор по взаимодействию с органами государственной власти

Интернет предоставляет бесконечные возможности для образования, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, и в этом существенное преимущество сетевых технологий по сравнению с офлайновой эпохой. Благодаря Интернету знание оказывается сегодня доступным как никогда: например, для того чтобы прочитать редкую, больше не переиздающуюся книгу или совершить прогулку по музею в другой стране, достаточно иметь доступ в Сеть.

Конечно, в Интернете, как и в реальном мире, можно встретить любой контент. Как компания, которая более 13 лет занимается поиском и организацией информации в Сети, мы хорошо понимаем, с чем дети и взрослые могут столкнуться в киберпространстве. И мы убеждены, что освоение детьми Интернета должно сопровождаться поддержкой взрослых. Мы, в свою очередь, предлагаем в помощь родителям современные компьютерные технологии, которые позволяют оградить ребенка от нежелательного контента и других рисков в Интернете, не ограничивая при этом его доступ к огромному количеству полезных образовательных и развлекательных ресурсов в Интернете. Среди таких технологий – безопасный поиск Google и безопасный режим просмотра видео на YouTube, которые помогут родителям ограничить доступ детей к взрослому контенту и сценам насилия.

Одновременно с этим мы полагаемся на пользователей многомиллионного интернет-сообщества и вооружаем их инструментами, позволяющими сообщить о неприемлемом контенте на наших ресурсах. На наш взгляд, подобные принципы саморегулирования, на основе которых Google, как и многие другие интернет- компании, работает по всему миру, является более эффективным и гибким способом реагирования на угрозы детской безопасности в Интернете, чем законодательные ограничения.

София Малявина, Помощник Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, пресс-секретарь

Интернет – это возможность уникальной коммуникации, построенной на принципе равного доступа. Такой тип коммуникации позволяет объединять людей вокруг общих интересов или целей, выстраивая внутри общества горизонтальные связи.

В Министерстве здравоохранения мы использовали эту возможность, чтобы через Интернет создать сообщества доноров крови, приверженцев здорового образа жизни, клуба людей, бросивших курить, и экспертного сообщества для обсуждения законодательных инициатив в здравоохранении и социально-трудовой сфере.

Каждое из этих сообществ – уникально. Вклад каждого участника помог нам выстроить политику, основанную на мнении независимых экспертов, пациентских организаций, волонтеров и интернет-пользователей.

Именно эта возможность равного доступа делает Интернет особенным. Здесь нельзя не сказать о роли Интернета для образования детей, и, особенно, детей-инвалидов. Ведь благодаря Интернету все границы стираются. Важно, чтобы оставались границы безопасности, чтобы появлялись и развивались правила для регулирования Интернета в вопросах детской безопасности

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461174543. jpg (446×336)

(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое.

С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети и подростки – активные пользователи интернета. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174640. jpg (448×335)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1461174654. jpg (448×327)

(Слайд 3, 4) Если посмотреть на статистику, то 48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, 39% детей просматривали порносайты, 38% наблюдали сцены насилия, 16% интересовались азартными играми, 14% – наркотическими веществами, 16% – экстремизмом или национализмом, 80% российских детей из числа пользователей интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1461174776. jpg (448×335)

(Слайд 5) Все опасности интернет-среды объединяют в четыре крупные группы рисков:

Здесь будет изображение: /data/edu/files/h1461174828. jpg (448×336)

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Зачастую подобный материал может прийти от незнакомца по почте в виде спама или сообщения.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/x1461174894. jpg (447×336)

(Слайд 7) Негативные контентые материалы можно условно разделить на:

Незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (включая изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др. ), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т.

Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение такой информации. В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшимися с ними человека, особенно ребенка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, в том числе и порнография, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), принесения вреда здоровью и жизни (различных способов самоубийства, аудионаркотиков, курительных смесей), нецензурная брань, оскорбления, и др. Информация, относящаяся к категории неэтичной может быть также направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Контентные риски связаны с другими типами рисков Сети. Например, просмотр тех или иных видео-материалов может привести к заражению компьютера вирусами и потере важных данных. Очень многие распространители подобного негативного контента преследуют цель заразить компьютер, чтобы в дальнейшем иметь возможность манипулировать данными и действиями зараженного компьютера. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы. В данном случае контентные риски пересекаются с коммуникационными.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1461174959. jpg (444×336)

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др. ), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.

Даже если большинство пользователей существующих чат-систем (веб-чатов или IRC) обладают добрыми намерениями, существует, к сожалению, растущее число людей, использующих эти беседы со злым умыслом. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться педофилами в поисках жертвы. Выдавая себя за сверстника и устанавливая дружеские отношения с ребенком, они выведывают о нем много информации и понуждают к личной встрече.

Оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Каждый участник той или иной социальной сети может признаться, что хотя бы один раз ему приходило непристойное предложение от неизвестного человека. Это беда не только социальных сетей. На любом популярном форуме, в блоговом сообществе и чате появляются такие участники, которые хамят и оскорбляют других участников.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175031. jpg (445×336)

(Слайд 9) Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).

Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1461175110. jpg (448×336)

(Слайд 10) Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка. Это понятие включает в себя такие интернет-преступления как домогательство и груминг.

Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.

Груминг — установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования.

Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Он знакомится в чате, на форуме или в социальной сети с жертвой, пытается установить с ним дружеские отношения и перейти на личную переписку. Общаясь лично («в привате»), он входит в доверие к ребенку, пытается узнать номер мобильного и договориться о встрече.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров. Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах. При этом помимо рассылки оскорбительных сообщений и вывешивания унизительных материалов, изображений или видеозаписей, буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы.

К сожалению, кибербуллинг — очень распространенное явление среди российских подростков. Каждый пятый ребенок может признать, что подвергался буллингу онлайн или в реальной жизни. И это беда не только России, она распространена во всем мире. Но в России дети становятся жертвами буллинга в интернете так же часто, как и в реальной жизни.

Нередко кибербуллинг берет начало в отношениях с реальными людьми, и в этом случае, жертва знает своих оскорбителей. Когда же буллинг берет свое в интернете, всегда важно удостовериться, чтобы он не перерос в реальное насилие над ребенком.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175167. jpg (446×336)

Электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175237. jpg (448×334)

(Слайд 12) Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему семейному компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Защита в социальных сетях — это задача, которая не так давно стала актуальна для их пользователей. Буквально несколько месяцев назад, взлом страниц в социальных сетях превратился в один из основных способов распространения спама в Интернете.

В частности, теперь вирусное ПО (программное обеспечение), которое рассылает спам в социальной сети может быть установлено на ваш компьютер с любого сайта. И от вашего лица могут регулярно рассылаться абсолютно любые сообщения, избавиться от которых не поможет ни одна защита самого сайта. Хотя бы просто по той причине, что в этом случае потребуется не защита вашей страницы, а современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера.

К сожалению, вероятность наткнуться на подобные вредоносные программы очень велика. Помимо негативного воздействия на компьютер и мобильное устройство, можно стать жертвой еще одного вида кибер-преступления — кибер-мошенничества. В самом широком смысле мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.

Мошенничество в сети Интернет (кибермошенничество) — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др. ), с целью причинить материальный и финансовый ущерб.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1461175290. jpg (448×336)

Потребительские риски – злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.

Также дети, зачастую совершая онлайн покупки, могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или получили к ним доступ.

Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество — это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением.

Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками).

Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфо-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве является важной задачей. Линия помощи «Дети онлайн» предлагает полезную информацию и серию рекомендаций.

В основе рекомендаций лежит разработанная Фондом Развития Интернет классификация интернет-рисков, результаты исследования «Дети России онлайн», которое было проведено Фондом Развития Интернет по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010—2011 годы), а также обращения пользователей, поступившие на Линию помощи «Дети Онлайн».

Основные правила безопасности для родителей

Прежде, чем позволить ребенку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др. ) и их последствиях.

Четко определите время, которое Ваш ребенок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.

Спрашивайте ребенка о том, что он видел и делал в Интернтете

Объясните ребенку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. ), а также “показывать” свои фотографии.

Помогите ребенку понять, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете — правда. Приучите его спрашивать то, в чем он не уверен.

Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации.

Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.

Постараться регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов — читать грубости также неприятно, как и слышать;

Проверяйте актуальность уже установленных правил. Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.

Что делать, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой

Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр. ), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

Соберите наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

В случае, если вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами и не готов идти на контакт, обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др. ), где вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться по данной проблеме.

Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1461175347. jpg (448×335)

По инициативе Еврокомиссии, которая была поддержана европейскими некоммерческими организациями в январе 2004 года, в феврале отмечают Всемирный День безопасного Интернета. Каждый день дети и взрослые пользуются Интернетом, который служит для нас рабочим инструментом, средством связи и возможностью развлечься, поэтому так важно помнить о безопасности, которая заключается в сохранности личных данных каждого из нас. Пусть Интернет будет безопасным не 1 день, а каждый день в году, чтоб мы были уверены в своей защищенности от вредоносных программ и прочих угроз приватности!

Теперь давайте, попробуем разработать правила поведения в интернете. Для этого Вам необходимо продолжить фразу:

Я никогда не буду помещать информацию более личную, чем мое имя.

Я не буду помещать фотографии других людей (членов моей семьи, других учеников, учителей).

Я буду использовать язык, подобающий в школе.

Я не буду заниматься плагиатом, напротив, я буду развивать и дополнять идеи других и помогать там, где это необходимо.

Я не буду обижать моих одноклассников и коллег.

Я не боюсь высказывать публично мои идеи, но при этом я не позволю себе обидных и оскорбительных высказываний.

Отстаивая свои идеи, я использую только конструктивную критику.

Я несу ответственность за все, что высказывается в интернете от моего имени.

Я буду стараться высказывать все грамотно, используя справочный аппарат и проверяя написанное.

Я не буду преследовать других в своих блогах или комментариях.

Я не буду провоцировать других учеников в своих блогах или комментариях.

Я не буду использовать аккаунты других учеников для того, чтобы выдавать себя за них.

Я буду пересылать только подобающие в школе изображения с корректными ссылками.

Я не буду рассылать спам.

Если мне попадется неподобающий сайт или изображение, я уйду с него и проинформирую взрослых.

Я не буду поддерживать контакты в том пространстве, которое не создано специально для этого проекта и не контролируется моим учителем.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/k1461175403. jpg (448×332)

Чем полезен Интернет? Какие опасности таит в себе Интернет? Какие правила безопасного поведения в сети Интернет вы запомнили?

Окружи себя реальными друзьями! Научись использовать Интернет с пользой для учебы, самообразования и любимых увлечений. Тот, у кого много друзей, у кого есть любимое занятие, вряд ли окажется в онлайн-западне.

Безопасного тебе путешествия в сети Интернет, дорогой друг!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *