Психологические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности
Маркова Светлана Владимировна, педагог-психолог
МАОУ города Иркутска гимназии №2
Слайд №2. Историческая справка.
Слайд №3. Что понимается под культурой безопасности жизнедеятельности?
Слайд №4. Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности
Слайд №5. Объекты формирования КБЖ
- индивидуальный уровень – личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности;
- корпоративный уровень – трудовые коллективы (корпорации);
- общественно-государственный уровень – общество в целом.
Слайд №6. Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности
- культура безопасности производственной деятельности;
- культура безопасного и здорового быта, отдыха и межличностных коммуникаций в обычных и особенно в опасных и экстремальных ситуациях;
- культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге, проектировании, реконструкции инженерных объектов в техносфере;
- транспортная культура;
- педагогическая культура по обучению и воспитанию населения безопасному поведению и т.д.
Слайд №7. Признаки безопасности человека и общества
- состояние среды обитания, при котором с определенной вероятностью исключено причинение морального, материального, экономического или физического ущерба человеку;
- отсутствие вредных или опасных факторов жизнедеятельности;
- готовность человека к профилактике, преодолению без ущерба, минимизации, устранению негативных последствий воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности;
- мера защищенности организмов от внутренних и внешних опасностей;
- система мер защиты человека и среды обитания от опасностей;
- состояние, при котором риск сведен к объективному минимуму;
- степень защищенности человека, его способность обеспечивать личную безопасность, сознательно снижая степень риска, связанного с деятельностью .
Слайд №8. Культура безопасности российского общества
Слайд №9. Основной принцип и объект формирования КБЖ.
приоритета жизни человека
Слайд №10. От чего зависит здоровье?
- По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономической ситуации и на 50% от образа жизни человека.
- В начале 90-х годов социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Данная ситуация остается актуальной по сегодняшний день.
Слайд №11. Что такое забота о здоровье для россиянина?
- Своевременное обращение к врачу – 20%. Галочку в графе « здоровье » они готовы поставить, всего лишь побывав на приеме у врача и закупив написанные им на листочке таблетки.
- Двигательная активность – 15% (посещение спортзалов и фитнес-центров, регулярное выполнение утренней зарядки, бег по парку летом и лыжные прогулки зимой).
- 9% россиян ведут здоровый образ жизни , периодически выгуливая собачку и пешком доходя до метро (в чьем-то понимании и это забота о здоровье).
- Еще 8% составляют противники вредных привычек.
- Лозунг «Лучшая тактика – это профилактика» также к нам не относится.
- Около половины опрошенных ничего не делают для того, чтобы сохранить здоровье. 16% смотрят передачи, читают книги и журналы, изучая тем самым теоретическую сторону вопроса. 16% стараются правильно питаться, правда, консультацию с врачом-диетологом при этом они считают излишней. И лишь 11% регулярно проверяют состояние своего здоровья. А это примерно каждый десятый и не более того.
Слайд №12. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд №13. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд №14. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
Слайд №15. Значение средств массовой информации в формировании КБЖ
Слайд №16. Примеры мотиваторов, посвященных ЗОЖ
Слайд №17. Психологические аспекты КБЖ
- Психология тактики безопасности— обеспечивает осторожное, бдительное и уверенное поведение индивида в различных ситуациях жизнедеятельности. В значительной мере оно направляется установкой на безопасность и подготовленностью человека к безопасному поведению.
- Психологическая готовность личности к обеспечению личной безопасности — структурно состоит из сформированных установок на безопасность и выживание, знания основных опасных ситуаций жизнедеятельности, в том числе и криминальных опасностей, владения тактикой безопасности.
Слайд №18. Психологические аспекты КБЖ
- Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.
- Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.
Слайд №19. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
- формирование у школьников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового и безопасного образа жизни;
- формирование потребностей к здоровому образу жизни, нравственному поведению;
- формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
Слайд №20. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, к своей жизни и жизни окружающих;
- развитие экологического мышления;
- формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья;
- формирование позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой; формирование личностных качеств, способствующих сохранению психологического здоровья.
Слайд №21. Психологические аспекты формирования КБЖ у школьников.
- Знакомство с психологическими ресурсами личности;
- Обучение приемам релаксации;
- Содействие формированию положительной самооценки;
- Формирование веры в себя и свои возможности;
- Привитие понятия о роли позитивного отношения к жизни, себе и окружающим как основе гармоничного полноценного развития личности.
Слайд №22. Роль предмета ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ в формировании КБЖ у школьников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!
МБОУ Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.
План-конспект урока по ОБЖ для 10 класса
Тема урока: Автономное существование человека в условиях природной среды.
Цели урока: По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в подготовке и проведении туристического похода, безопасного поведения при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования.
Задачи: Отработать с учащимися способы определения сторон горизонта по компасу, солнцу и народным приметам. Провести первичную проверку понимания учащимися изучаемого материала.
Основные способы ориентирования и движения по азимуту.
Сооружение временного убежища.
Добывание огня и разведение костра.
Обеспечение водой и питанием.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Фронтальная беседа.
Объявление темы, установление связи с изученным материалом.
– Что понимают под ориентированием?
– Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе?
– Как ориентирована карта относительно сторон света?
– Для чего служит компас и как им пользоваться?
– Как можно ориентироваться по небесным светилам?
– Каким образом можно ориентироваться по местным предметам?
– Как используются при ориентировании культовые сооружения?
Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.
К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.
Выжить в случае вынужденной автономии в природе — это значит решить три важнейшие задачи:
- Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
- Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
- Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.
Ориентирование на местности.
В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.
По небесным телам.
К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места восхода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.
Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.
Полярная звезда.
Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклонение – самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти можно довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упираемся в звезду, которая является частью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное – отложить эти пять отрезков, и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите направление на север. Запомните его, наметьте какие-либо неподвижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.
По часам.
Если у вас есть стрелочные часы, вы можете определить стороны горизонта по ним. Для этого положите часы горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Затем на циферблате найдите среднюю точку между часовой стрелкой и 1 (в летнее время – 2). Эта точка показывает направление на юг, обратная ей – на север.
По местным предметам.
В лесу муравейник имеет пологий склон на юг, годовые кольца на срезе пня удлиняются и расстояние между ними больше с южной стороны, снег быстрее тает на южном склоне оврага, а вот мох в нашей местности растёт одинаково со всех сторон деревьев. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни – на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый – к северу. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.
В случае если вы заблудились и не можете определить стороны горизонта (или их нахождение вам ничего не даст), искать поселения необходимо следующим образом. Попробуйте подняться на самое высокое дерево, прислушайтесь к звукам, возможно, вы сможете определить ближайшую трассу, железнодорожную ветку, лай собак или другой бытовой шум. Приблизительное расстояние до объекта таково: шум мотора машин – 3-4 км, гудок автомобиля – 2-3 км, громкий крик, лай собак – 1 км, громкий разговор – 0,5 км. Если вы увидите в лесу тропинку, надо идти до развилки и двигаться против хода. То есть, найдя развилку тропинки, надо идти в сторону, откуда идёт разъединение троп. Ещё лучше выйти к реке и двигаться вниз по течению.
Итог урока.
– Какой прием описывает писатель-геодезист Г. Федосеев, которому его обучили местные жители?
«Я подвел его к нетолстой сосне.
Все оказалось просто и понятно». («По деревьям»
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам.
Постараться найти материал о других способах ориентирования на местности.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по ОБЖ для учителя и ученика.
2022 Бухтиярова Наталья Викторовна 134 2
2022 Землянская Алина Алексеевна 216 4
2022 Землянская Алина Алексеевна 209 2
2022 Землянская Алина Алексеевна 277 5
2022 Землянская Алина Алексеевна 415 6
2022 Землянская Алина Алексеевна 302 3
Конспект урока “Обязанности часового”. Цель – изучить с учащимися обязанности часового.
2022 Османов Асад Ибрагимович 202 1
Тест по теме: РСЧС
РСЧС создана с целью: А) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения а.
2022 Землянская Алина Алексеевна 491 1
2022 Козлова Ольга Александровна 209 0
2022 Власов Александр Игоревич 272 2
2022 Быков Сергей Владимирович 292 5
2022 Мокина Людмила Сергеевна 325 3
2022 Власов Александр Игоревич 415 8
2021 Татьяна Викторовна Солдатова 1145 70
2021 Прибылов Андрей петрович 749 9
Калашников Михаил Тимофеевич
Презентация о знаменитом советском оружейнике калашникове Михаиле Тимофеевиче. Может использлваться для проведения классных часов.
2021 Ильиных Александр Сергеевич 384 4
“Герои России моей”
9 декабря в нашей стране отмечается праздник, который вошел в историю памятных дат России совсем недавно, в 2007 году, День Героев Отечества. Сегодня мы познакомимся с краткой историей этого праздн.
2021 Лапин Владимир Владимирович 494 0
2021 Носкова Ольга Николаевна 3788 23
2021 Соколова Вера Ивановна 307 1
2021 Кадыров Эрик Табрирович 415 3
2021 Солдатова Татьяна Викторовна 1491 27
2021 Семенова Светлана Алексеевна 447 4
2021 Солдатова Татьяна Викторовна 1487 61
2021 Луценко Дмитрий Андреевич 851 27
2021 Луценко Дмитрий Андреевич 680 17
Шушарин Андрей Михайлович
Технологическая карта урока ОБЖ в 10 классе составлена для изучения материалов темы при помощи предоставленного учащимся алгоритма.
2021 Андрей Михайлович Шушарин 406 12
2021 Коновалов Евгений Анатольевич 288 0
2021 Коновалов Евгений Анатольевич 318 1
2020 Андрей Петрович Прибылов 569 21
2020 Козлова Ольга Александровна 379 1
2021 Ломакин Дмитрий Анатольевич 1491 32
2020 Новиков Алексей Алексеевич 974 27
2020 Ломакин Дмитрий Анатольевич 2149 40
2020 Курбакова Ирина владимировна 1030 46
2020 Ломакин Дмитрий Анатольевич 2121 139
2020 Новиков Алексей Алексеевич 753 7
2020 Симаков Вячеслав Анатольевич 440 6
2020 Гумар Магазович Жакиев 510 0
2020 Бунина Екатерина Александровна 910 9
2020 Разволяев Андрей Алексеевич 1169 13
2020 Гумар Магазович Жакиев 538 0
2020 Котов Вадим Алексеевич 2562 226
2020 Угарова Галина Николаевна 553 5
Орден Святой Екатерины
В 2012 году указом президента России был утверждён орден Святой великомученицы Екатерины. В презентации рассказывается об истории его появления.
2020 Семенюк Сергей Дмитриевич 504 6
2020 Угарова Галина Николаевна 429 2
2020 Куйдин Владимир Михайлович. 1194 16
2019 Кадыров Эрик Табрирович 369 1
2020 Угарова Галина Николаевна 1057 16
2020 Халитов Фарит Сабитович 505 3
Как не стать жертвой преступления
Что же надо делать в криминогенных ситуациях? Предлагаемые советы, естественно, не являются панацеей от всех бед, но в какой-то степени смогут способствовать уменьшению о.
2020 Угарова Галина Николаевна 1554 4
2020 Храмцова Юлия Николаевна 2663 26
2020 Давыдова Алена Николаевна 1988 20
2020 Демиденков Виталий Матвеевич 475 6
2019 Жумашулы Максутхан 927 2
2019 Кудинова Елена Викторовна 734 8
2019 Семенюк Сергей Дмитриевич 540 10
2020 Сапунов Владимир Дмитриевич 2631 153
2019 Кадыров Эрик Табрирович 404 1
2019 Кем Антон Валерьевич 633 16
Организация, вооружение и боевые возможности мотострелкового отделения Российской армии.
2019 Жидких Николай Григорьевич 1443 33
ЗОЖ: закаливание.
Значение двигательной активности и закаливание организма для здоровья человека.
2019 Жидких Николай Григорьевич 1445 7
Организацией противопожарной защиты учреждения и законодательно- нормативная база.
2019 Жидких Николай Григорьевич 636 9
2019 Гиматдинов Марат Наэлович 416 3
2019 Жидких Николай Григорьевич 1197 17
2019 Жидких Николай Григорьевич 1538 32
2019 Жидких Николай Григорьевич 2153 15
2019 Жидких Николай Григорьевич 1162 25
2019 Войнатовский Андрей Александрович 4786 140
2019 Жидких Николай Григорьевич 1897 39
2019 Рогов Андрей Владимирович 931 16
2019 Кадыров Эрик Табрирович 564 5
2019 Жидких Николай Григорьевич 601 7
2019 Кадыров Эрик Табрирович 526 4
2019 Кадыров Эрик Табрирович 808 10
2019 Кадыров Эрик Табрирович 692 9
2019 Весёлкин Олег Владимирович 826 23
Урок 24 Дни воинской славы
Задачи урока: формирование знаний о героических страницах истории нашего Отечества; вспомнить наиболее выдающиеся события военной истории, которые вошли в календарь Воинск.
2019 Кадыров Эрик Табрирович 602 5
2019 Жидких Николай Григорьевич 727 9
2019 Джабраилов Джабраил Магомедович 497 5
2019 Дрынов Юрий Григорьевич 2130 26
2019 Коваль Андрей Петрович 3750 19
2019 Алейникова Лидия Викторовна 779 19
2019 Кадыров Эрик Табрирович 1257 10
2019 Дрынов Юрий Григорьевич 10120 116
2019 Кадыров Эрик Табрирович 658 6
2019 Жидких Николай Григорьевич 692 11
2019 Кадыров Эрик Табрирович 704 8
2019 Кадыров Эрик Табрирович 1315 31
2019 Джабраилов Джабраил Магомедович 1681 39
2019 Кадыров Эрик Табрирович 3553 268
2019 Джабраилов Джабраил Магомедович 921 8
2019 Кадыров Эрик Табрирович 1683 116
2019 Кадыров Эрик Табрирович 925 22
2019 Лодырев Евгений Васильевич 2048 7
2018 Тицкий Алексей Петрович 533 3
2018 Палий Людмила Владимировна 396 1
Химическое оружие история возникновения
Химическое оружие начало использоваться человеком очень давно – задолго до медного века. Тогда люди использовали лук с отравленными стрелами. Ведь куда легче применить яд, который наверняка м.
2018 Шахунов Вячеслав Евгеньевич 551 2
2018 Палий Людмила Владимировна 443 3
2019 Нестерова Галина Владимировна 584 13
– Что понимают под ориентированием? – Какие способы ориентирования используются при автономном существовании на природе? – Как ориентирована.
2019 Топорков Денис Андреевич 1345 5
Психология безопасности – это
дисциплина, изучающая применение
психологических знаний для
обеспечения безопасности
деятельности человека. Психологией
безопасности рассматриваются
психические процессы, свойства и
особенно подробно анализируются
различные формы психических
состояний, наблюдаемых в процессе
трудовой деятельности.
При освещении данной проблемы
практический интерес представляет
изучение особенностей
психических процессов и
психических состояний человека,
психологических причин
возникновения несчастных случаев,
методов и путей повышения
психологической надежности
безопасности антропогенной
деятельности.
Стресс
Реакция организма на
внешние воздействия в
процессе
жизнедеятельности
постоянно меняется,
так как человек ,
преодолевая
возникающие
трудности и
опасности, стремится
приспособиться к
изменяющимся
условиям
окружающей среды. При этом возникает
психическое
состояние – стресс.
В условиях современного технически
насыщенного производства рабочим
приходится сталкиваться с различными
факторами (стрессорами), действующими
отрицательно на функции центральной нервной
системы и психику:
Интенсивность выполнения производственных заданий;
Давление фактора времени;
Изолированность и недостаточные межличностные
контакты людей при выполнении технологических
операций;
Однообразие и монотонность работы;
Низкая двигательная активность;
Комплекс внешних воздействий производственной среды
(шум, вибрации, высокие или низкие температуры и т.
В настоящее время выделяют два типа
запредельного психического
напряжения:
o Тормозной тип (скованность и
замедление движений, снижение
памяти, повышение рассеянности);
o Возбудимый тип (гиперактивность,
многословие, дрожание рук,
вспыльчивость, раздражительность).
Целенаправленные профилактические мероприятия против опасностей
Создание психологического настроя на безопасность;
Стимуляция безопасности жизнедеятельности;
Обучение безопасности жизнедеятельности;
Правила безопасности;
Профессиональный отбор, контроль и оптимизация
психофизического состояния.
Управление безопасностью жизнедеятельности —
это организованное воздействие на комплекс
условий и факторов жизнедеятельности человека
(людей) с целью приведения всего комплекса в
состояние, соответствующее требованиям
безопасности.
Управление безопасностью жизнедеятельности организованное воздействие на систему “Человек –
Среда обитания” с целью достижения желаемых
результатов
Управлять безопасностью жизнедеятельности – это значит
осознанно переводить объект из одного состояния (опасного)
в другое (безопасное, менее опасное), при условии
соблюдения экономической и технической целесообразности
Теоретическая модель системы «человек —
среда обитания» — это бинарная
многоцелевая система, взаимодействие
элементов которой обеспечивает потребности
жизнедеятельности человека. Принципы, методы, средства — основные логические этапы любой
деятельности, включая сложный, многостадийный проект системы
безопасности жизнедеятельности.
Основные этапы проектирования системы
безопасности жизнедеятельности:
1) анализ объекта, разделение элементов системы «человек — среда
обитания»;
2) идентификация опасностей (перечень опасностей);
3) построение «дерева причин и опасностей»;
4) системный анализ и оценка параметров опасностей (перечень
опасностей, от которых защита необходима);
5) определение целей проекта (системы условий безопасности
жизнедеятельности);
6) проектирование модели в разных вариантах;
7) выбор оптимального варианта модели и его внедрение (апробация)
на практике;
8) анализ эффективности и устранение недоработок;
9) выработка технического регламента по управлению безопасностью
объекта.
Принцип системности (ориентирующий)
определяет системный подход к моделированию
и системный анализ факторов среды;
1. принцип деструкции (разрушения) — выявление и
исключение фактора опасности, способного разрушить
«систему»;
2. принцип снижения опасности — меры снижения
рисков;
3. принцип ликвидации опасности — устранение
опасных факторов за счёт совершенствования техники,
условий труда и отдыха.
Принципы технические — основа разработки правил
техники безопасности, СНиПов, эргономических
требований к дизайну рабочего места. Принципы управленческие — основа управления
персоналом, уровнем культуры безопасности
жизнедеятельности. Принципы организационные определяют режим труда,
отдыха, поощрения, компенсации.
Виды совместимости человека с
средой:
Антропометрическая совместимость — соответствие
размеров тела человека и минимально необходимого
комфортного пространства для выполнения работы при
различных положениях тела. Биофизическая совместимость — соответствие
биофизических параметров среды комфортным условиям
для нормальной работоспособности организма человека
(тепло, освещение, воздух, вибрация и др. Энергетическая совместимость — соответствие силовых и
энергетических возможностей организма человека
требуемым энергетическим затратам для выполнения
технологических операций.
Информационная совместимость — это соответствие
средств отображения информации (СОИ) и управления
техникой норме сенсомоторного восприятия информации
человеком (управляющей системой). Технико-эстетическая совместимость — удовлетворённость
человека эстетическим видом пространства среды
трудовой деятельности (например, эргономическим
дизайном рабочего пространства). Социальная совместимость — соответствие социального
статуса человека характеру выполняемого им труда,
удовлетворённость отношениями в социальной группе,
комфорт межличностного взаимодействия. Социальная несовместимость — риск конфликтов и
опасных ситуаций в рабочем процессе. Социальная
совместимость тесно связана с психологической.
Психология деятельности — интегративная
область научных знаний, раздел теории
безопасности жизнедеятельности, изучающий
психологические
причины
возникновения
аварийных, экстремальных ситуаций по вине так
называемого человеческого фактора. Психические процессы — основа психической
деятельности человека. Различают познавательные,
эмоциональные и волевые психические процессы:
ощущение, восприятие, память и др.
Стресс — защитная реакция организма на
резкое увеличение общей внешней нагрузки,
мобилизующая энергетические возможности
всех систем для успешной адаптации к
воздействию раздражителя — стрессора. Стресс оказывает положительное влияние на деятельность до
тех пор, пока он не превысил критического уровня. Дистресс- превышающий предельный уровень стресса.
Неблагоприятные психогенные факторы:
• физиологический дискомфорт человека в среде;
• биологический страх;
• дефицит времени на выполнение задачи;
• повышенная трудность задачи, повышенная значимость
ошибочных действий (тревожность);
• дефицит нужной информации для принятия решения;
перегруз информацией;
• конфликтные условия межличностного взаимодействия и
др.
Переносимость стресса зависит от наследственных
(генетических)
особенностей
организма,
продолжительности и силы воздействия стрессоров. Стресс-синдром при чрезмерных воздействиях
стрессоров может стать причиной патогенеза,
развития болезней — от язвенных до тяжёлых
сердечно-сосудистых и иммунных. Отсутствие
стрессоров также может привести к снижению
адаптационных возможностей организма.
Медико-биологические основы безопасности
жизнедеятельности (МБОБЖ) – это комплексная
дисциплина, изучающая взаимодействие окружающей
среды и человека. Она находится на стыке медицины,
экологии, объединяя физику, химию, биологию,
физиологию, гигиену, токсикологию и медицину труда. Объектом изучения – является среда обитания,
предметом – свойства среды, проявляющиеся во
влиянии на здоровье человека,
целью – разработка профилактических мероприятий,
обеспечивающих сохранение оптимального здоровья
человека и его долгой творческой активности.
При изучении влияния окружающей среды на
здоровье человека приоритетное значение
придается факторам риска, непосредственно
ведущим к возникновению заболеваний. Устранение или ослабление отрицательного
воздействия фактора на здоровье людей
достигается с помощью инженерно-технических
мер и средств, лечебно-профилактических
мероприятий, систем жизнеобеспечения и
непосредственно повышения устойчивости
человека к неблагоприятному воздействию
окружающей среды. Законодательную роль при
этом играет гигиеническое нормирование
факторов среды обитания.
Здоровье населения и окружающая среда
Здоровье – это процесс сохранения и развития
биологических,
физиологических,
психологических
функций,
оптимальной
трудоспособности и социальной активности
человека при максимальной продолжительности
его жизни (В. Казначеев). Определение
Всемирной
организации
здравоохранения ВОЗ (1946): “Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов».
Наиболее часто применяемые определения понятий
здоровья. Общебиологическое здоровье (норма) – интервал, в
пределах которого количественные колебания
психофизиологических процессов способны удерживать
живую систему на уровне функционального оптимума
(определенная зона, в пределах которой организм не
выходит на патологический уровень саморегуляции). Популяционное здоровье – условное статистическое
понятие, которое достаточно полно характеризуется
комплексом демографических показателей, уровнем
физического развития, заболеваемостью и частотой
преморбидных (доболезненных) состояний, инвалидностью
некоторой группы населения.
Индивидуальное теоретическое здоровье состояние полного социального, биологического и
психического благополучия, когда функции всех
органов и систем организма человека
уравновешены с окружающей средой, отсутствуют
какие-либо заболевания, болезненные состояния и
физические дефекты. Индивидуальное фактическое здоровье состояние организма, при котором он способен
полноценно выполнять свои социальные и
биологические функции.
Значительно выше стала зависимость состояния здоровья
человека от социально-экономических условий, среды его
обитания. – появилась другая скорость изменения показателей
здоровья (физическое развитие, заболеваемость,
инвалидность, смертность);
– произошли характерные демографические изменения постарение населения, урбанизация, сдвиги в структуре
смертности;
– появился ряд заболеваний, частота которых резко
возросла в последние годы (заболевания органов
кровообращения, опорно-двигательного аппарата,
отравления, травмы);
– увеличилась численность заболеваний, которые раньше
реже встречались (эндокринные, аллергические, болезни
иммунной системы, врожденные пороки);
– возросла заболеваемость некоторыми инфекционными
заболеваниями (туберкулез, СПИД, гепатит, лейкоз).
Среда обитания – это пространство, в котором осуществляется
жизнедеятельность организма: жилой дом, место отдыха, рабочее
место и т. Производственная среда – часть окружающей человека среды
(среда обитания) образованная вредными и опасными
производственными факторами и условиями, характеризующими
рабочее место и воздействующими на человека в процессе трудовой
деятельности. По данным Ю. Лисицина в основном на здоровье человека влияют:
– образ жизни (табакокурение, употребление алкоголя, питание,
употребление лекарств, условия труда, гиподинамия, материальнобытовые условия и др. ) – на 49- 53%;
– генетические и биологические факторы – на 18-22%;
– состояния здравоохранения (качественная медпомощь,
эффективность профилактических мероприятий) на 8-10%
– окружающая среда (природно-климатические факторы, качество
объектов окружающей среды) на 17-20%.
Вместе с тем фактор окружающей среды
может быть причинно-этиологическим, в
развитии конкретных заболевания. Так
следствием воздействия экологических
факторов является развитие таких
хронических заболеваний как болезнь
Итай-итай, обусловленная поливом
рисовых полей водой, содержащей
кадмий. Болезнь Минамата, связанная с
загрязнением ртутьсодержащими
промышленными стоками морской и
речной воды и др.
Показатели здоровья населения
В «Концепции охраны здоровья населения Российской
Федерации на период до 2005года» и «Концепции
демографического развития РФ на период до 2015 года»,
одобренных Правительством РФ, приведена
характеристика здоровья населения и пути улучшения
здоровья. В неблагоприятных экологических условиях в нашей стране
проживает более половины населения, что приводить
возникновению экологически обусловленных заболеваний. Вследствие неудовлетворительных условий труда
распространены профессиональные и производственно
обусловленные заболевания. По данным Министерства
здравоохранения и социального развития РФ состояние
здоровья населения ухудшается.
Туберкулезом в РФ болеют 2,5 млн. человек, сахарным
диабетом 1,7 млн. , психическими заболеваниями 3,5 млн. ,
заболеваниями костно-мышечной системы – 10,7 млн. ,
заболеваниями сердечно-сосудистой системы – 19,2 млн. ,
ежегодно фиксируется 9,3 млн. – травм и отравлений (300
тыс. из них со смертельным исходом). Количество
случаев с болезнями крови увеличилось в 2. 5 раза, с
заболеваниями мочеполовой системы – в 4 раза, органов
дыхания на 27,8%. Высока распространенность бытового
пьянства, которое является причиной в 70% числа
несчастных случаев. Свыше 6 млн. человек употребляют
психоактивные вещества, что является причиной
распространения ВИЧ инфекции. Более 70% людей не
занимаются физической культурой, одна третья часть
нашего населения имеют избыточную массу тела от
нерационального питания. Увеличилось в 2 раза
количество курящих людей.
По данным кафедры медицинской экологии СПб
МАПО (Санкт-Петербург) доля неблагоприятного
влияния на здоровье экологических факторов
составляет 30%, медицинских причин – 19%,
социальных
факторов
16%,
вредных
производственных факторов 15%, жилищнобытовых условий – 20%. Ежегодно увеличивается
число лиц, получивших инвалидность. На общую
инвалидность
как
последствие
нарушения
здоровья вследствие перенесенных заболеваний и
заболеваний от неблагополучной среды обитания,
повлиявших на ухудшение здоровья более 80%
приходится на сердечно-сосудистые заболевания,
6% – на онкологические, 3% – психические, 2% болезни костно-мышечной системы.
Показатели инвалидности по профессиональным
заболеваниям составляют около 0,1% (находятся на
12 месте). Общая смертность населения в стране
возросла в 1,5 раза по таким заболеваниям как
сердечно-сосудистые, онкологические, травмы и
несчастные случаи по сравнению со смертностью в
развитых странах. Наблюдается высокая
смертность лиц трудоспособного возраста (80% мужчины). Мужчины умирают в 4 раза чаще, чем
женщины, а женщины в 2-4 раза умирают чаще, по
сравнению с развитыми странами. О состоянии здоровья работающего населения
можно судить по показателям заболеваемости с
временной утратой трудоспособности
(больничным листком).
Так как на работника влияют несколько вредных
производственных факторов, поэтому у 15-20%
выявляются несколько заболеваний. Например,
если
рабочий
подвергается
воздействию вибрации, шума, производственной
пыли, имеет физические перегрузки, у него
могут
одновременно
развиться
такие
профессиональные
заболевания
как
пневмокониоз,
вибрационная
болезнь,
тугоухость и т.
Характеристика процессов адаптации
При рассмотрении роли восприимчивости организма к
воздействию факторов окружающей среды (среды
обитания человека) важное значение имеет понятие
гомеостаза, резистентности организма, механизмов
саморегуляции, адаптации и компенсации. Гомеостаз – динамическое постоянство внутренней среды
и некоторых физиологических функций организма
человека (терморегуляции, кровообращения,
газообмена, обмена веществ и др. ), поддерживаемое
механизмами саморегуляции в условиях колебаний
внутренних и внешних раздражителей.
Внешние раздражители
К ним относятся физические, химические,
биологические, психогенные и другие
факторы контактирующих с человеческим
организмом объектов окружающей среды
(температура, влажность, подвижность и
химический состав воздуха, шум, вибрация,
электромагнитное излучение, состав воды,
пищи и др.
Основные
константы
гомеостаза
(кислотноосновное равновесие, артериальное и
внутричерепное
давление,
тепловое
равновесие, газообмен и пр. ) поддерживаются
сложными механизмами саморегуляции, в
которых участвуют нервная, эндокринная и
другие системы, многочисленные экстеро- и
интерорецепторы, баро- и хеморецепторы,
реагирующие на изменения внутренней и
внешней среды организма. С точки зрения биофизики саморегуляцию
можно рассматривать как реакцию системы,
открытой по отношению к внешней среде, т. свободно
обменивающейся
с
последней
энергией и веществом.
При этом динамическое равновесие процессов
притока и оттока вещества и энергии
обеспечивает необходимый уровень
стабильного состояния живой системы,
постоянство внутренней среды и различных
градиентов на ее границах, определяющих
нормальное функционирование в данных
условиях клеток, органов, систем и организма
в целом.
Диапазон колебаний параметров окружающей среды, при
котором механизмы саморегуляции функционируют без
физиологического напряжения, относительно невелик. Например, обнажений до пояса человек испытывает
тепловой комфорт в пределах 18,8 – 27,6 ЭТ (эффективная
температура – тепловое ощущение человека при различных
сочетаниях температуры, влажности, скорости движения
воздуха). Оптимальный газообмен наблюдается при
парциальном давлении кислорода во вдыхаемом воздухе в
пределах 20-16,9кПа. При отклонении параметров факторов окружающей среды
от оптимальных уровней механизмы саморегуляции
начинают функционировать с напряжением, и для
поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы
адаптации.
Адаптация – способность организма приспосабливаться к
постоянно изменяющимся условиям окружающей среды,
выработанная в процессе эволюционного развития. Адаптация имеет большое значение для организма человека,
так как позволяет ему не только приспосабливаться к
значительным изменениям в окружающей среде, но и активно
перестраивать свои физиологические функции, поведение в
соответствии с этими изменениями, иногда и опережая их. Проблема адаптации приобрела огромное практическое
значение в настоящее время, когда человек осваивает новые
территории, работает на глубине (под землей, под водой), в
условиях высокогорья, в космосе, когда происходят
интенсивное изменение окружающей среды и ее загрязнение
продуктами человеческой деятельности, требующие
напряжения адаптационных сил организма.
Следует учитывать, что отсутствие раздражителей или их
низкий уровень могут приводить к снижению
адаптационных возможностей организма и резистентности
— устойчивости, сопротивляемости организма воздействию
внешних факторов. Так, отсутствие светового
раздражителя может привести к снижению функции
зрительного анализатора, звукового — к снижению
слухового анализатора. Отсутствие речевого воздействия
(врожденная глухота) делает человека немым. Человек,
постоянно обеспеченный жилищем, одеждой, другими
благами цивилизации, оторванный от природы,
защищенный от ее раздражающих и повреждающих
факторов, попадая в эти условия, тяжелее переносит
действие различных факторов окружающей среды.
Вследствие урбанизации, автоматизации и
механизации производственных процессов в
настоящее время значительная часть населения
находится в состоянии гиподинамии, испытывает
мышечный голод, что приводит к детренированности
организма, что отрицательно влияет на состояние
сердечно-сосудистой системы и т. Неблагоприятные изменения в здоровье человека
могут возникать значительно быстрее при
воздействии на организм вредных и опасных
факторов среды (радиация, физические и нервнопсихические перегрузки, шум, химические
соединения и пр. ), к которым в процессе эволюции
еще не выработались защитно-приспособительные
механизмы.
Социально обусловленные элементы окружающей среды
(жилище, питание, материальная обеспеченность,
уровень образования и культуры, социально-правовое
положение и др. ), так же как и природные факторы,
влияя на здоровье, могут повышать или снижать его
уровень. Так, работа с большими физическими
нагрузками приводит к увеличению объема вдыхаемого
воздуха, увеличивая поступление вредных веществ из
воздуха ингаляционным путем. Утомление,
переутомление снижают резистентность организма. В
процессе адаптации осуществляется перестройка
различных функций организма, обеспечивающих его
приспособление к возрастающим физическим,
химическим, психоэмоциональным и другим
воздействиям.
Первый заключается в формировании определенной
степени устойчивости к данному фактору, способности
сохранять функции при изменении силы его действия. Это адаптация по типу толерантности (выносливость) —
пассивный путь адаптации. Второй тип приспособления — активный. С помощью
особых
специфических
адаптивных
механизмов
организм
человека
компенсирует
изменения
воздействующего фактора таким образом, что
внутренняя среда остается относительно постоянной. Происходит
адаптация
по
резистентному
(сопротивление, противодействие) типу.
Помимо специфики фактора (влияние на те или иные процессы в
организме), зависящей от его физико-химической природы, характер
воздействия на организм и реакция на него со стороны организма
человека во многом определяются интенсивностью фактора, его
«дозировкой». Количественное влияние условий среды определяется
тем, что такие факторы как температура воздуха, наличие в нем
кислорода и других жизненно важных элементов, в той или иной дозе
необходимы для нормального функционирования организма, тогда как
недостаток или избыток того же фактора тормозит
жизнедеятельность. Количественное выражение фактора,
соответствующее потребностям организма и обеспечивающее
наиболее благоприятные условия для его жизни, рассматривают как
оптимальное. Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку,
дают ему возможность переносить определенный размах отклонений
фактора от оптимальных значений без нарушения нормальных
функций организма.
Диапазон между этими двумя значениями называется
пределами толерантности (выносливости), а кривая,
характеризующая зависимость переносимости от величины
фактора, называется кривой толерантности. Зоны количественного выражения фактора, отклоняющегося
от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности,
определяются как зоны нормы. Таких зон две, соответственно
отклонению от оптимума в сторону недостатка дозировки
фактора и в сторону его избытка. Дальнейший сдвиг в сторону недостатка или избытка
фактора может снизить эффективность действия адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность
организма
При крайнем недостатке или избытке фактора, приводящем к
патологическим изменениям в организме, выделяют зоны
пессимума (причинять вред, терпеть ущерб). За пределами
этих зон количественное выражение фактора таково, что
полное напряжение всех приспособительных систем
оказывается малоэффективным. Эти крайние значения
приводят к летальному исходу, за пределами этих значений
жизнь невозможна. Адаптация к любому фактору связана с затратой энергии. В зоне
оптимума адаптивные механизмы не нужны и энергия расходуется
только на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При выходе значения фактора за
пределы оптимума включаются адаптивные механизмы, требующие тем больше энергозатрат, чем дальше значение фактора отклоняется от оптимального. Нарушение энергетического баланса
организма, наряду с повреждающим действием недостатка или
избытка фактора, ограничивает диапазон переносимых человеком
изменений.
Если внешние условия в течение достаточно длительного времени сохраняются более или менее постоянными, либо
изменяются в пределах определенного диапазона вокруг
какого-то среднего значения, то жизнедеятельность
организма стабилизируется на уровне, адаптивном по
отношению к этому среднему, типичному состоянию среды. Смена средних условий во времени или пространстве влечет
за собой переход на другой уровень стабилизации (сезонные,
температурные адаптации и др. )
Г. Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых позиций, назвал факторы, воздействие которых приводит к
адаптации, стресс-факторами. Другое их название —
экстремальные
факторы,
т. необычные
факторы
окружающей среды, оказывающие неблагоприятное влияние
на
общее
состояние,
самочувствие,
здоровье
и
работоспособность человека. Причем это могут оказывать не
только отдельные воздействия на организм, но и измененные
условия существования в целом (например, переезд человека
Селье установил четыре стадии фазового течения
адаптации. – Срочная, включающая стресс. Под термином «стресс»
(напряжение) понимаются неспецифические
психофизиологические проявления адаптивной
активности при действии любых, значимых для
организма факторов. Примерами проявления срочной
адаптации являются: пассивное увеличение
теплопродукции в ответ на холод, рост легочной
вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ
на недостаток кислорода. Формирование долговременной адаптации —
переходная фаза к устойчивой адаптации. Она
характеризуется формированием функциональных
систем, обеспечивающих управление адаптацией к
возникшим новым условиям.
Сформированная долговременная адаптация, или фаза устойчивой адаптации,
резистентности, когда системы саморегуляции гомеостаза функционируют на
новом уровне. Основными условиями являются последовательность и
непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она
развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и
характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления
изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного
превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее
интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к холоду,
теплу и т. Истощение, которое может развиться в результате сильного и длительного
воздействия экстремальных факторов. При сильном и длительном стрессе такое
воздействие может привести к болезни или смерти. Комплекс адаптивных реакций организма человека, обеспечивающий его
существование в экстремальных условиях, получил название нормы адаптивной
реакции. Процесс индивидуальной адаптации обеспечивается формированием
изменений в организме, нередко носящих характер предпатологических или
даже патологических реакций. Эти изменения, как следствие общего стресса или
напряжения отдельных физиологических систем, представляют собой
своеобразную «цену адаптации». Например, процесс адаптации к условиям
Крайнего Севера может длиться десятки лет. При этом возможны временные
срывы адаптации — повышенная заболеваемость органов дыхания, язвенная и
сердечно-сосудистые болезни.
Если уровни воздействия факторов окружающей среды выходят за
пределы адаптационных возможностей организма, и адаптация переходит
в четвертую стадию — стадию истощения, включаются дополнительные
защитные механизмы. Это механизмы компенсации, противодействующие
возникновению и прогрессированию патологического процесса, т. ответные силы организма на изменения окружающей среды в зависимости
от степени этих изменений качественно различны и колеблются от
физиологически оптимальных до патологических. Таким образом, если адаптация обеспечивает гомеостаз в условиях
здоровья, то компенсация — это борьба организма за гомеостаз в
измененных условиях — условиях болезни. Если воздействие факторов
среды на организм количественно превышает уровень нормы адаптации
организма, то он теряет способность в дальнейшем адаптироваться к
среде, так как возможность перестройки структурных связей системы
исчерпана.
В естественных условиях обитания организм человека всегда подвержен
влиянию сложного комплекса факторов, каждый из которых выражен в
разной степени относительно своего оптимального значения. В природе
сочетание всех факторов в их оптимальных значениях — явление
практически невозможное. Это означает, что в естественных условиях
организм всегда затрачивает какую-то часть энергии на работу
адаптивных механизмов. Важно и то, что при комплексном воздействии
между отдельными факторами устанавливаются особые
взаимоотношения, при которых действие одного фактора в какой-то
степени изменяет (усиливает, ослабляет и т. ) характер воздействия
другого. Например, тренировка к физическим нагрузкам вызывает
устойчивость к гипоксии (кислородному голоданию), и наоборот,
тренировка к гипоксии создает устойчивость к большим мышечным
нагрузкам. Важен не только качественный критерий фактора, но и режим
воздействия этого фактора на организм. Реакция организма значительно
возрастает, если фактор воздействует не в виде непрерывного сигнала, а
дискретно, т. с определенными интервалами. Этот прерывистый
характер воздействия широко используется в практике при выработке
адаптации к холоду, гипоксии, физическим нагрузкам и т.
Общие меры повышения устойчивости организма
Управлять адаптацией, способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед
собой люди. Самое главное условие для поддержания
устойчивого гомеостаза организма, а следовательно, и
механизма адаптационных процессов, — гармонизация
жизнедеятельности человека со средой его обитания. Одно
из необходимых условий для этого — своевременное и
рациональное питание. Недостаточность или избыточность
питания и нарушение соотношений питательных веществ в
рационе питания сказываются на деятельности организма,
снижают его сопротивляемость и, следовательно,
способности к адаптации. Благоприятные условия труда и
отдыха, в том числе режим сна и бодрствования, отдыха и
труда – также необходимое условие нормального
функционирования организма.
Особую роль играет физическая активность. Она формирует
нервные механизмы управления, активизирует
взаимодействие организма с внешней средой, способствует
развитию организма в целом. Движение -обязательный
компонент работы всех анализаторов, оно необходимо для
получения информации, развития психики. Особенности
двигательной деятельности делают ее средством повышения
тренированности обмена веществ, достаточно экономичной
траты энергии в покое, способности организма наиболее
совершенно утилизировать кислород, усиления
функционирования ферментативных систем. Резистентность
как результат физической активности обусловлена также
повышением координации и более тонкой регуляцией в
деятельности систем кровообращения, дыхания и т. Все эти
механизмы в значительной мере являются
неспецифическими. Благодаря их наличию облегчается
становление адаптационных реакций по отношению к
широкому спектру факторов.
В процессе жизнедеятельности человек и среда
постоянно находятся во взаимодействии друг с
другом, образуя систему «человек-среда
обитания». Жизнедеятельность – это повседневная
деятельность человека и способ его
существования. Среда обитания – окружающая человека среда,
обусловленная в данный момент совокупностью
факторов (физических, химических,
биологических, социальных), способных
оказывать прямое или косвенное, немедленное
или отдаленное воздействие на человека, его
здоровье и потомство.
Основная причина его взаимодействия со
средой обитания направлена на решение
двух основных задач:
– обеспечение своих потребностей в пище,
воде и воздухе;
– создание и использование защиты от
негативных воздействий среды обитания.