урок по теме экология и безопасность

ИА «Север-Пресс» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09 июля 2013 года

Свидетельство о регистрации ИА № ФС77-54686

Учредитель: Департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Главный редактор — Мохнова Т.

Телефон редакции: +7 (34922) 71262

По вопросам рекламы обращайтесь: +7(34922) 4-27-28

урок по теме экология и безопасность

НОВОСТИ, Юные экологи Севера 17. 202111 ноября 2021 г. для учащихся 2 класса СОШ №29 г. Якутска был проведен экологический урок. Занятие для ребят провела Нюргуяна Гуринова — главный специалист отдела экологического просвещения и информации Минэкологии Якутии по приглашению Натальи Шишигиной, руководителя кружка «Юный краевед» ДДТ Якутска. В начале урока детям рассказали, что такое  экология и окружающая среда. Учащимся объяснили, как нужно грамотно обращаться с отходами и как действовать, чтобы уменьшить мусорный след в повседневной жизни. Также школьники познакомились с вариантами переработки мусора, узнали, как правильно сортировать мусор, что и как собирать, куда сдавать пластиковые бутылки, батарейки, добрые крышечки. Далее был организован просмотр познавательного видеоролика «Сдай батарейку — спаси ёжика». Также ребята посмотрели первую часть экомультфильма «Пластимир». Остальные части мультфильма дети посмотрят вместе с родителями дома, ссылки были направлены каждому. Затем ребята ознакомились с удивительными животными Якутии. И в самом завершении учащиеся посмотрели мультфильм «Непослушный медвежонок» — это трогательная зарисовка о медвежонке, который только начинает познавать окружающий мир. По итогам мероприятия ребята пришли к выводу, что Земля — наш общий дом, поэтому необходимо заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Дети делились предложениями и идеями, что надо  сделать для того, чтобы наша планета стала чище.

Представители поколения Z в разных странах полны решимости предотвратить загрязнение планеты и глобальное потепление. Но чем они воспользуются в своей борьбе — классическим образованием или советами инфлюэнсеров?

Мировые экологические проблемы волнуют подростков: начиная с активности на мировой арене 17-летней Греты Тунберг, уже нареченной «голосом своего поколения» и символом экопротеста, и заканчивая выступлениями молодых ребят на международных саммитах, форумах и демонстрациях, указывающих на климатические изменения и загрязнение окружающей среды.

Современные подростки больше не считают себя недостаточно взрослыми и влиятельными, чтобы менять мир. «Мы не собираемся ждать 5, 10, 20 лет, чтобы предпринимать действия, которые мы хотим видеть. Мы не будущее этого мира, мы — настоящее, мы действуем сейчас. Мы больше не ждем», — заявил в январе 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе 17-летний активист из Пуэрто-Рико Сальвадор Гомес Колон. Несмотря на то что многие единомышленники Сальвадора, как и он сам, еще не достигли возраста, дающего право голосовать, их деятельность задает повестку дня мировым СМИ и заставляет реагировать политиков самого высокого ранга. Молодым людям дают слово, и они этим пользуются: ведут блоги, запускают собственные проекты, участвуют в конференциях TED, организуют экодвижения и устраивают «зеленые» акции.

Хотя «эффект Греты» не мог не повлиять на рост экологической осведомленности молодых людей по всему миру, эту тенденцию психологи и социологи присваивают в целом всему поколению Z (родившемуся, по разным теориям, примерно с конца 1990-х). Современные дети и подростки очень просоциальны, и все, что касается вопросов равенства, прав и свобод человека, защиты окружающей среды для них чрезвычайно важно. Среди основных страхов «зетов» и в России, и за рубежом экологические вызовы занимают первое место. Существует даже отдельный феномен — «экологическая тревожность», которую испытывает молодое поколение, осознавая масштаб угрозы.

урок по теме экология и безопасность

9 слайд. Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в

результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в

результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В этом случае

говорят об экологической катастрофе. Экологическая катастрофа – это

сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым

или необратимым процессам в окружающей природной среде (сильное

опустынивание или загрязнение, заражение).

Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под

действием природных явлений (РЕБЯТА ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ например,

извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла,

выбрасываются вредные вещества), и техногенной, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ

связанной с авариями на промышленных объектах.

10 слайд. Что же такое экологическая безопасность??? (как вы считаете)

Говоря об этом термине, следует обратится к определению Безопасности. Согласно

ФЗ РФ “О безопасности” (1992) Безопасность – состояние защищенности жизненно

важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних

угроз. Исходя из этого, Экологическая безопасность – это способность

противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, источникам

жизнеобеспечения и ресурсам.

Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному

району, городу, региону, государству и планете в целом.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так

как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном

регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и

государства. А значит, достижение экологической безопасности – это

международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

11 слайд. Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно

существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой

питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания

данной диаграмме мы видим, что здоровье человека на 50 % зависит от образа

жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий , на 20 %

сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня

В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в

окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов,

сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки.

Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью

возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное

количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк,

хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого

водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно

отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные

виды аллергий.

Тогда отгадайте загадку:

– Знаете, меня отправили сюда мои родители Интернешка и Безопашка, чтобы я вам рассказала про интернет и безопасность в нем.

Продолжают фразу: Интернет

Знакомство с правилами

– Ребята, а вы знаете, что такое интернет?

– Ну молодцы, давайте сейчас посмотрим мультфильм, который мне передали мои родители.

– А вы знаете, что в интернете очень опасно и в нем нужно соблюдать определенные правила поведения.

Просмотр видеофрагмента «Знакомство с Интернетом»

Помню с детства сказку я одну,

Сейчас её на помощь позову. Волшебный цветик – семицветик

Поможет мне раскрыть секреты. Правило – это лепесток.

Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать СЕМЬ правил этих –

Смело плавай в интернете!

Через запад на восток,

Через север и на юг

Сделает волшебный круг. И тогда мои друзья,

Узнаем наши правила

7 правил общения в Интернете.

Иногда тебе в сети

Могут встретиться вруны. Ты мошенникам не верь. Информацию проверь.

Чтобы не попасть в беду-

Антивирус заведу. Всем, кто ходит в интернет

Пригодится наш совет.

Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ

Вас попросит рассказать

Информацию о школе,

О друзьях и телефоне,

Иль к страничке доступ дать,

Мы на это НЕТ ответим,

Будем все держать в секрете!

Злые люди в интернете

Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми

Ты навстречу не ходи!

С грубиянами в сети

Разговор не заводи. Но и сам не оплошай –

Никого не обижай.

Как и всюду на планете

Есть опасность в интернете. Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно,

Сразу к взрослым поспеши. Расскажи и покажи.

Вот они правила мои

В интернетной жизни. Нам всем четко надо знать,

Правила должны все соблюдать. Нам помог сейчас цветок,

Цветик – семицветик. Раскрыл каждый лепесток,

Важные моменты.

Ребята, сейчас мы с вами познакомились с правилами безопасности в сети Интернет. Я предлагаю вам проверить вашу готовность к работе в Интернете и ответить на несколько вопросов. Если отвечаете да, то хлопаете в ладоши, если нет – то топаете ногами.

Вопрос

Ответ

1

В интернете незнакомый мне человек просит меня встретиться с ним. Пойду на встречу?

нет

2

С грубиянами в интернете общаться не стоит. да

3

В интернете вам пришло письмо, что вы выиграли миллион. Откроете его?

нет

4

Вам прислали очень странный файл, расскажете вы о нем родителям?

да

5

Вам предлагают отправить смс сообщение для выигрыша планшета. Будете отправлять?

нет

6

Вам родители установили антивирус на компьютер, отключите вы его?

Нет

7

Вас попросили выслать пароль от банковской карты родителей. Вы скажите об этом родителям?

да

Молодец! К Интернету готовы!

Слушают вопросы и выполняют действия.

Теперь, когда вы знаете все правила, мои родители прислали вам в подарок еще один мультик о безопасности в сети интернет.

Просмотр мультфильма «Безопасность в Интернете»

Подведение итогов. Рефлексия

Сегодня мы познакомились с основными правилами поведения в сети Интернет, постарайтесь их соблюдать. На память об этом занятии я хочу подарить вам памятку безопасного поведения в Интернете. И значок настоящего ЗНАТОКА правил в Интернете. У вас на столах есть два смайлика, родители просили прислать письмо с вашим настроением с сегодняшнего занятия. Положите, пожалуйста, один смайлик в конверт, а я сейчас зайду на почту и отправлю им письмо.

А с вами мне придется попрощаться. До новых встреч.

Получают памятку и значок.

Выбирают смайлик, который соответствует настроению.

Международный день здорового сердца23. 2022

урок по теме экология и безопасность

Ежегодно в мире празднуют Всемирный день сердца

11 сентября – Всероссийский день трезвости09. 2022

урок по теме экология и безопасность

В нашей стране ежегодно 11 сентября проводится Всероссийский день трезвости. Основная цель проведения Дня трезвости –призыв общественности к борьбе с употреблением алкогольных напитков.

Осторожно-открытое окно и дети!05. 2022

Осторожно – открытое окно и дети!05. 2022

Безопасность на воде05. 2022

урок по теме экология и безопасность

Правила поведения на воде

Выдача направлений в дошкольные образовательные учреждения Невельского городского округа21. 2022

урок по теме экология и безопасность

Уважаемые родители! Информируем Вас о том, что с 01 июня 2022 года началась выдача направлений в дошкольные образовательные учреждения Невельского городского округа детям, рожденным в период с 01. 2020 по 31. 2020 года.

Просветительский проект «Цифровой ликбез»30. 2022

урок по теме экология и безопасность

Цель проекта – развитие у детей и подростков ключевых навыков безопасного использования сети Интернет, формирование базовых компетенций цифровой экономики, а также навыков в области кибербезопасности.

Горячая линия по вопросам компенсации части родительской платы24. 2022

урок по теме экология и безопасность

Уважаемые родители! 30 мая 2022 года с 9:00 до 17:15 Вы можете задать интересующие Вас вопросы по номеру телефона 84243661962

урок по теме экология и безопасность

В рамках профилактических мероприятий “Внимание-пешеход” была организована экскурсия

Фестиваль «Краски Чувашии-2022»13. 2022

урок по теме экология и безопасность

Жителей Сахалинской области приглашают участвовать в конкурсе «Краски Чувашии-2022» в рамках Всероссийского фестиваля. Работы участников принимаются до 10 июня 2022 года. Заявку оставить на официальном сайте www. kraski-chuvashii.

Конкурс чтецов «Хотим под мирным небом жить!»06. 2022

урок по теме экология и безопасность

06 мая 2022 года состоялся Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне

Благодарность участникам29. 2022

урок по теме экология и безопасность

Воспитанников нашего детского сада поблагодарили за участие в играх Суперкубка детсадовского семейного хоккея

урок по теме экология и безопасность

Сотрудники совместно с родителями и воспитанниками приняли участие в субботниках

Итоги районного конкурса “Мы за здоровое будущее”19. 2022

урок по теме экология и безопасность

Подведены итоги районного конкурса

300 лет прокуратуре Российской Федерации04. 2022

урок по теме экология и безопасность

12 января 2022 года прокуратуре Российской Федерации исполнилось 300 лет.

“Дарим вместе”29. 2022

урок по теме экология и безопасность

Сейчас во многих городах нашей страны находятся порядка ста тысяч вынужденных переселенцев. В рамках акции Мы можем вместе оказать поддержку вынужденным переселенцам и поздравить детей с днём рождения.

«Безопасность на железной дороге»28. 2022

урок по теме экология и безопасность

ОАО «РЖД» призывает родителей обратить особое внимание на разъяснение детям правил нахождения на железной дороге.

Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми23. 2022

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация части родительской платы.

«Дели на три»23. 2022

Наше учреждение принимает участие в образовательно-просветительском проекте «Дели на три»

Родителям будущих первоклассников!18. 2022

урок по теме экология и безопасность

С 22 марта по 27 марта будет работать специальная тренировочная площадка. Она открыта для родителей, чьи дети в 2022/2023 учебном году пойдут в первый класс.

Подписи к слайдам

ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе
  • Подготовила: Щетинина Елизавета Сергеевна
  • студент 1 курса магистратуры факультета Безопасности жизнедеятельности
  • Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
  • Человек увидел, как зубастый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас беднягу. Потом он увидел, как этот прожорливый ягненок уничтожает прекрасную изумрудную траву. Он убил ненасытное животное и спас луговую красоту. Потом он узнал, что эти сорняки высасывают все соки из почвы и истощают ее. Он вырвал их с корнями и героически спас плодородную землю. Потом он увидел, что черная грязная земля уродует живописный пейзаж, и все заасфальтировал.
  • Затем осмотрелся по сторонам и подумал: что бы еще сделать полезного и доброго?

Кластер по понятию «Экология»

Тема урока «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»

  • Цель урока: Изучить составляющие науки экологии и рассмотреть влияние человека на окружающую среду.
  • Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
  • Рассмотреть понятие «окружающая среда».
  • Представить какое влияние имеет человек на окружающую среду.
  • Узнать какое влияние оказывает окружающая среда на здоровье человека.
  • Человек использует ресурсы планеты эффективно всего 2% и неэффективно -98% представляют отходы.
  • Это оказывает пагубное влияние на здоровье человека.

Предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосферу

  • Металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и пестициды.
  • Почва вблизи крупных автомагистралей загрязнена на 1500 м от обочины.

Это должен знать каждый

  • Как влияет жизнедеятельность человека на окружающую среду?
  • Какие факторы определяют экологическую обстановку в вашем районе?
  • Какие качества человека характеризуют его уровень его экологической культуры?
  • Виноградова, Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 – 9 классы: методическое пособие/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. – М.: Вентана – Граф, 2017 – 103 с.
  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред А.Т. Смирнова: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
  • Интернет источники

Тип урока –  «Урок изучения новых знаний и способов действий»

организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний по экологической безопасности (экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр);

создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

Бытовой фильтр: колба, химические стаканы, стеклянные палочки, вата, воронки, бумажные фильтры. Крупный и мелкий песок. Карточки с терминами. Учебник  «Окружающий мир  3 класс» и рабочая тетрадь,компьютер,проектор.

Организация  урока.

– Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Что подразумевается под всем живым? (человек, растения, животные)

– Что необходимо для жизни? (вода, солнце, воздух, почва)

– Как вы понимаете слово « охрана»? (защита)

Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как защитить себя от вредного воздействия окружающей среды.

– Тема урока «Экологическая безопасность». (Слайд № 1

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Самопроверка и взаимопроверка.

Проверка задания №6  в рабочей тетради (с. 6) (Учащиеся рассказывают сообщения о растениях, ядовитых грибах и опасных животных, которые подготовили дополнительно). Слайд №2, слайд №3, слайд №4.

-Ваши знания нам очень пригодятся для изучения новой темы.

III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

III. Изучение новых знаний и способов действий.

Рассказ учителя.

– Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

«Экос» – по-гречески значит «дом», «логос» – «учение, наука».

– Что же означает слово «экология»?

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие всё живое. Новая экологическая беда.

Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье.

-Не забывайте, что загрязняют природу не только заводы, фабрики, фермы, но и мы сами. В сутки образуются миллионы тонн отходов.

-Как загрязняющие вещества попадают в организм человека, мы узнаем из информации учебника.

Работа по учебнику (с. 29-30).

Учащиеся читают вслух текст «Экологическая безопасность» (с. 29 – 30).

-Как защититься от грязного воздуха и воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы узнаете, прочитав советы учебника I ряд – с. 31, II ряд – с. 32, IIIряд – с.

– Дети, а кто из вас любит газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы?

Слайд  №8 (о продуктах)

-Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» – всё это, без сомнения вкусные, но вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители так далее. Чипсы – это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем пить такую жидкость.

-Как вы думаете, полезны такие продукты?

-Как можно определить, полезен продукт или вреден для здоровья?

Работа в рабочей тетради (с. 17 №1).

– Запишите определение «экологической безопасности».

– Если это задание вызвало у вас затруднение, воспользуйтесь помощью учебника.

(Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия окружающей среды. )   Слайд №9

-С какими новыми терминами мы познакомились? («Экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»).

-Давайте запишем их в словарик.

-Обратите внимание, как выглядит бытовой фильтр с.

-А сейчас мы с вами будем очищать грязную воду.

Практическая работа  в парах «Как очистить грязную воду». Слайд №10  памятка «Помогай-ка».

Соберите водяной фильтр:

a)     Возьмите пустой химический стакан, вставьте в него лейку, в лейку вложите фильтр.

b)    На фильтр положите слой ваты и слой песка.

Проведи опыт: Вылейте на фильтр грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью.

– Что полилось в пустой стакан? (Совершенно чистая вода

-Как вы думаете можно ее пить? (Нет) Она ещё не питьевая! Сделанный вами фильтр не способен очистить её от химических примесей. А только от механической грязи.

Работа в группах. Слайд №11

Ученики делятся на три группы. Каждой группе даются три задания:

1)     Объяснить термины: «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» (термины записаны на карточках, стоят на столе

2)     Составить памятки экологической безопасности (одна группа составляет памятку о воде, вторая – о воздухе, третья – о продуктах).

Проверка того, как дети понимают термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр». От каждой группы выступает по одному человеку, остальные уточняют и добавляют его ответ.

Далее проверяется составленные памятки экологической безопасности.

Примеры:                                               Воздух

-не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;

-Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомобиля – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении газом даже умереть;

-не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог;

-разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух; очищает и увлажняет воздух кондиционер; попроси взрослых не курить в квартире.

-нельзя купаться возле промышленных стоков;

-пей только кипячёную или очищенную воду;

-очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.

-не собирай грибы. Ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов;

-перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;

-не ешь продукты, в которых истёк срок хранения;

-все продукты должны иметь сертификат качества, который находится у продавца.

-Вы отлично поработали в группах и постараетесь хорошо выполнить самостоятельную работу.

Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий.

Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.

– Экономно относясь к продуктам,

Починив протекающий кран,

-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.

Самопроверка по карточке «Проверь».

Заполни телеграмму правильно.

Слайд №11.

Информация о дифференцированном домашнем задании.

Прочитать текст в учебнике «Экологическая безопасность» С. 29-33;

Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» с.

Задание № 3,4,6 в рабочей тетради с. 20 (дополнительное).

(Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности).

При подготовке к домашнему заданию вы можете использовать различные источники информации: учебник «Мир вокруг нас», книгу «Первые экологические уроки», интернет.

Итог урока. Рефлексия.

– Закончите предложение.

Слайд №12.

«Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды».

– Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

-Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшем?

-Если пригодятся, то где?

-Закончите предложение.

-Что вы открыли для себя нового?

-Выставление оценок.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему

План – конспект урока ОБЖ в 8 классе

Тема урока: “Экологическая безопасность”;

Тип урока: Урок изучения нового материала – традиционный;

Цель урока: рассмотреть понятия “экология”, “экологическая безопасность”, “экологическая катастрофа”; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, экологической катастрофе, и о негативных последствиях;

2) Развивающая: развивать умения и навыки анализа и сравнения, частичного мониторинга окружающей среды;

3) Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к окружающей нас среде и к своему здоровью, воспитывать уважительное отношения друг к другу в процессе обсуждений.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран;

Материалы: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений

Время – 40 минут;

Метод – рассказ, объяснение и демонстрация.

Здравствуйте, ребята. Я студент-практикант, зовут меня Александр Владимирович, сегодня я проведу у вас вводный урок по Основам безопасности жизнедеятельности. На моих уроках попрошу вас быть дисциплинированными, готовыми к работе, информация которую вы сегодня услышите, вам пригодится.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение обучающихся

Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний)

До этого вы изучали различные чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения при их возникновении, изучали средства индивидуальной и коллективной защиты.

Сейчас мы приступаем к изучению 2 главы в вашем учебнике, которая называется Обеспечение безопасности в обществе. Открывайте пож. тетради, записываем тему урока: “Экологическая безопасность” (в учеб. это cтр. 92).

Цель нашего урока: рассмотреть понятия “экология”, “экологическая безопасность”; познакомить обучающихся с факторами экологической безопасности, а также с негативными последствиями человеческой деятельности для биосферы

1) Обучающая: формировать понятия об экологии, экологической безопасности, негативные последствия

Изучая данную тему, сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (ПЛАН)

Основные понятия в области экологической безопасности;

Виды ЧС экологического характера;

Влияние качества окружающей среды на здоровье человека.

Готовность учащихся к изучению нового материала на основе опорных

Усвоение новых знаний и способов действий

Материал преподносится 2-мя методами:

Объяснение нового материала.

1) Словесный метод. Слово учителя

2) Наглядный метод. Демонстрационный

Начать хочется с цитаты русского писателя Михаила Михайловича Пришвина.

Человек издавна рассматривал окружающую нас среду как источник ресурсов, стремился достигнуть независимость от нее, пытался улучшить условия своего существования, удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития цивилизации человечество пыталось всё в большей степени удовлетворять свои жизненные потребности. Это требовало создания и освоения новых источников энергии, расширения площадей земли под сельскохозяйственные угодья и пастбища, строительство городов и предприятий. Преследуя определённые цели (добычу ресурсов, изготовление продуктов, прокладку дорог), люди не думали об экологических последствиях своих действий. Загрязнение природы человеком представляет собой одну из самых древних проблем истории цивилизации.

Термин “экология” впервые использовал немецкий биолог Эрнст Геккель в 1869 г. Этот термин образован из двух греческих слов: “ойкос”, что означает “дом, жилище”, и “логос” – изучение или наука. (давайте запишим). Таким образом, буквально “экология” означает науку об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой.

ОКРУЖАЮЩАЯ среда – среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Расширяя сферу своей деятельности, человек начал создавать взамен естественной природной среды – биосферы, искусственную среду обитания – техносферу, ставшую основным источником опасности для всего сущего на Земле. Техносфера – это преобразованная деятельностью человека бисофера. Происходящие в ней аварии и катастрофы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению окружающей среды, её глобальной деградации.

Основным понятием экологии является – экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов и среды их обитания, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема и её отдельные элементы обладают определённой устойчивостью к отрицательным воздействиям на них, способностью самовосстановления после такого воздействия. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающее необратимые изменения в ней и постепенное её разрушение (гибель), называется экологическим кризисом или чрезвычайной экологической ситуацией.

Виды ЧС экологического характера. (записать)

  • резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
  • опасные концентрации вредных примесей в атмосфере;
  • значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
  • разрушение озонового слоя атмосферы.
  • резкая нехватка питьевой воды, истощение водоисточников или их загрязнение;
  • истощение водных ресурсов, необходимых для хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;
  • нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения внутренних морей и Мирового океана.

Состояние суши и почв

  • катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр и другой деятельности человека;
  • наличие тяжёлых металлов, радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх допустимых концентраций;
  • деградация почв, их опустынивание, эрозия, засоление, заболачивание;
  • истощение невозобновляемых ископаемых;

переполнение хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнение ими окружающей среды

  • исчезновение видов животных, растений, наиболее чувствительных к изменению условий среды обитания;
  • гибель растительности на обширной территории;
  • резкое изменение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;
  • массовая гибель животных.

Чрезвычайная экологическая ситуация может сложиться не только в результате длительного отрицательного воздействия на окружающую среду, но и в результате сравнительно быстрого, но интенсивного воздействия. В этом случае говорят об экологической катастрофе. Экологическая катастрофа – это сравнительно быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде (сильное опустынивание или загрязнение, заражение).

Экологическая катастрофа может быть природной, возникающей под действием природных явлений (РЕБЯТА ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ например, извержения вулкана, в результате которого земля покрывается толстым слоем пепла, выбрасываются вредные вещества), и техногенной, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ связанной с авариями на промышленных объектах.

Что же такое экологическая безопасность??? (как вы считаете) Говоря об этом термине, следует обратится к определению Безопасности. Согласно ФЗ РФ “О безопасности” (1992) Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Исходя из этого, Экологическая безопасность – это способность противостоять угрозам по отношению к жизни, здоровью, источникам жизнеобеспечения и ресурсам.

Об экологической безопасности можно говорить применительно к отдельному району, городу, региону, государству и планете в целом.

Крупные экологические проблемы имеют межгосударственный характер, так как у природы нет границ. Обеспечение экологической безопасности в одном регионе или государстве имеет важное значение для любого другого региона и государства. А значит, достижение экологической безопасности – это международная задача, и здесь необходимо международное сотрудничество.

Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания. На данной диаграмме мы видим, что здоровье человека на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % от воздействия окружающей среды и развития технологий , на 20 % сказывается плохая наследственность и только на 10 % оно зависит от уровня здравоохранения.

В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.

Активизм — это выход?

Современных, отвечающих вызовам времени профилей в вузах пока недостаточно. Возможно, поэтому молодежь видит больше возможностей помочь планете конкретными действиями — демонстрациями, проектами и участием в конференциях.

Ждать, пока образовательные структуры подстроятся под новые реалии, можно долго, а активные действия требуются уже сейчас. Активная жизненная позиция и общественная деятельность не мешает в будущем получить нужную профессию, когда спрос будет более оформлен, а вузы научатся готовить необходимых специалистов.

То, что сейчас об экологии заговорили так активно, не в последнюю очередь заслуга молодого поколения, и это действительно работает — пока о проблеме говорят, ее сложно игнорировать.

Востребованные экопрофессии будущего и где им учиться

Мария Рамзаева,
 автор и редактор 
Атласа новых профессий 3

В 21 веке экологическое мышление — надпрофессиональный навык. Оно должно быть не только у специалистов-экологов, но и у всех, в любой деятельности — от профессиональной до бытовой.

Забота об окружающей среде — уже часть государственной политики, компании становятся экологически ответственными. Поэтому в будущем экопрофессии будут востребованы во всех сферах жизни человека — от добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства до туризма и индустрии моды.

Вот лишь несколько «зеленых» профессий, которые будут востребованы в будущем:

Экоаналитики 
в узких сферах

  • Кто: фармакологические, сельскохозяйственные, портовые экологи, экоаналитики в строительстве, добывающих отраслях и т.д.
  • Что делают: следят за экологической безопасностью на производствах и объектах, относящихся к группе риска; прогнозируют возможные угрозы и предотвращают их, снижают производственные отходы.
  • Кто: профессионалы внутри компаний, которые хотят стать экологически ответственными.
  • Что делают: помогают снизить негативное влияние производств.

Специалисты по уменьшению экологического следа

  • Кто: менеджер zero waste, архитектор энергонулевых домов, эколог-логист, специалист по рециклингу.
  • Что делают: снижают нагрузку на окружающую среду, уменьшают количество отходов и вредных выбросов.
  • Кто: экопродюсер, эковожатый, куратор осознанного экотуризма.
  • Что делают: помогают сделать экологическое мышление частью обыденной жизни каждого человека; вдохновляют на заботу об окружающей среде.

Специалисты по восстановлению экосистем

  • Кто: биоремедиатор, архитектор возобновления экосистем, ветеринар-реабилитолог.
  • Что делают: восстанавливают почву и растительный мир, помогают животным, пострадавшим вследствие экологических катастроф, исправляют последствия уже нанесенного вреда экологии.

урок по теме экология и безопасность

Существующие программы классических и онлайн-университетов и школ предлагают как уже привычные направления (например, «промышленная экология» и «рациональное природопользование»), так и необычные («сити-фермерство» и «экоурбанистика»). Сложность с получением новых профессий в том, что непосредственно им пока практически нигде не учат. Но это не значит, что к ним нельзя подготовиться.

«Если вы хотите заниматься экологическими проблемами, но пока не решили, какими, подойдут программы «экология», «экология и природопользование», которые есть во многих вузах, — поясняет редактор Атласа новых профессий 3. 0 Мария Рамзаева. — Если определились, то и здесь можно подобрать близкую специализацию. Например, тому же будущему эковожатому подойдет специальность «экологический туризм», а портовому экологу — «комплексное использование и охрана водных ресурсов».

урок по теме экология и безопасность

Как обстоит дело с экообразованием в школах?

«Зеленое» образование должно начинаться в школе: оно закладывает основы экологического воспитания и помогает использовать знания из социальных и естественных наук для защиты окружающей среды.

Российские стандарты среднего и общего образования в этой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015 году). Но в «зеленом» движении России ЭКА считают, что этого недостаточно.

Эльвира Зинатуллина,
 руководитель проекта Экокласс. рф движения ЭКА:

Главная проблема педагогов — нехватка актуальных методических и дидактических материалов. Информация об экологических проблемах в учебниках не соответствует современной обстановке в мире. У учителей и школьников нет понимания масштаба проблем, они не знают, что можно сделать для их решения на разных уровнях, в том числе на уровне каждого человека. Поэтому перед учителями встает непростая задача: у них нет достаточных знаний, чтобы самим готовить качественные экологические занятия. Времени на то, чтобы делать интересные для школьников уроки, у них тоже нет.

Сейчас стали появляться ресурсы, которые помогают учителям в вопросах экопросвещения. К примеру, на Экокласс. рф педагоги могут стать участниками программы «Зеленые школы России» и получить инструкции по проведению и внедрению экологических мероприятий и практик, а также доступ к 30 бесплатным готовым урокам и играм на различные темы: сбережение воды, сохранение лесов и биоразнообразие, раздельный сбор отходов, экологичный образ жизни, изменение климата, новые технологии для экологии и другие. Задача подобных уроков — донести до школьников масштаб проблем, рассказать об эффективных способах их решения и научить полезным повседневным привычкам.

Карьерные перспективы

Несмотря на повышенное внимание к проблеме, в России экопрофессии пока не фигурируют в списках самых востребованных и привлекательных. Но необходимость в таких специалистах постепенно растет. В среднем рост числа вакансий для экологов в России составляет 8% в квартал.

Мария Игнатова,
 руководитель службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh. ru:

Топ-10 сфер, в которых публикуется больше всего вакансий экологов:

  • строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование;
  • услуги для бизнеса;
  • добывающая отрасль;
  • розничная торговля;
  • продукты питания;
  • нефть и газ;
  • металлургия, металлообработка;
  • энергетика;
  • перевозки, логистика, внешнеэкономическая деятельность;
  • промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие.

При этом количество резюме соискателей-экологов на протяжении трех лет остается почти неизменным.

Кого сейчас ищут на HeadHunter:

  • менеджеров по экологической 
безопасности, экологическому развитию;
  • экологов-инженеров, 
проектировщиков;
  • менеджеров по продажам 
экологических услуг;
  • специалистов по охране труда.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *