урок пожарной безопасности в техникуме

Пожарная безопасность в колледже

урок пожарной безопасности в техникуме

Электронная версия книги Пожарная безопасность в колледже представляет собой удобный шаблон для составления комплекта документов по пожарной безопасности в колледже.

Книга распространяется по электронной почте и содержит документы по пожарной безопасности в колледже в формате Word. doc
Электронная версия книги Пожарная безопасность в колледже обновлена в июне 2021 года.

Ответственность за пожарную безопасность возлагается на директора колледжа.

  • обеспечить соблюдение требований противопожарной безопасности, выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
  • обеспечить школу первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации” и приложениям N 1 и 2, а также обеспечить соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя;
  • обеспечить проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации учащихся и работников колледжа;
  • обеспечить разработку и осуществлять меры по обеспечению противопожарной защиты в колледже;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать сотрудников колледжа мерам противопожарной защиты;
  • организовать обучение сотрудников мерам пожарной безопасности, которые осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования;
  • обеспечить порядок и сроки обучения сотрудников мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;
  • обеспечить содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения, не допускать их применения не по их прямому назначению.

Инструктажи по пожарной безопасности в колледже

  • Директор колледжа
  • Ответственный за пожарную безопасность в колледже
  • Заместитель директора колледжа по учебной работе
  • Преподаватели колледжа
  • Шеф-повар столовой
  • Работники колледжа

Положения по пожарной безопасности

Всего 265 страниц

Журналы по пожарной безопасности

Минобразование Ростовской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский колледж технологии машиностроения»

(ГАПОУ РО «РКТМ»)

Огинская Ю.

Мероприятие имеет просветительскую направленность и способствует просвещению обучающихся СПО в области пожарной безопасности. Оно ориентировано на обучающихся 1,2,3 курсов СПО, и включает элементы, универсальные для всех возрастов.

На внеклассном мероприятии разбираются причины возникновения пожаров, опасные факторы, последствия природных пожаров, их тушение и предупреждение, общие правила безопасного поведения при пожарах, правила поведения при пожаре в жилых и общественных зданиях.

  • познакомить обучающихся с видами опасности, которые поджидают в случае неосторожного обращения с огнём, напомнить о правилах безопасности в случае возникновения пожара.
  • пройти тестирование, связанное с пожарной безопасностью.
  • сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий;
  • изучить материалы, рассказывающие о пожарной безопасности;
  • обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь.

Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать, каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре?

Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

  • превращают в пепел жилые и промышленные здания;
  • уничтожают лесные массивы;
  • уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Просмотр видео ролика

Причины пожаров и их последствия

Причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях чаще всего бывают: неисправность электросети и электроприборов; утечка газа; возгорание электроприборов (утюга, плитки, радиоприёмника, телевизора), оставленных под напряжением без присмотра; неосторожное обращение и шалости детей с огнём (брошенная горящая спичка, упавшая зажжённая свеча или игры с петардами и фейерверками); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнём.

Причинами пожаров на промышленных предприятиях чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при проведении сварочных работ); нарушение правил безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; эксплуатация неисправного оборудования.

Пожары могут возникать при освоении новых технологических процессов производства, нового оборудования при недостаточном учёте пожароопасности проводимых работ. Такие случаи бывали на химических предприятиях, в частности по производству капронового и вискозного волокна.

На промышленных объектах пожары вызывают разрушение зданий и сооружений вследствие сгорания или деформации их элементов от высоких температур. Происходят и другие опасные явления: образуются облака топливно-воздушных смесей, токсичных веществ, взрываются трубопроводы и сосуды с перегретой жидкостью.

Особенно опасны аварии на предприятиях химической, нефтехимической, нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Так, вырвавшийся нефтяной фонтан при его воспламенении может перебросить огонь на резервуары с нефтью, компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома, лесные массивы.

Опасные факторы пожара

На людей, находящихся в зоне пожара, воздействуют, как правило, одновременно несколько основных опасных факторов: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженное содержание кислорода.

Открытый очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия на людей редки. Чаще они страдают от лучистых потоков, испускаемых пламенем. Установлено, что при пожаре в сценической части зрелищного учреждения лучистые потоки опасны для зрителей первых рядов партера уже через полминуты после возгорания.

Наибольшую опасность для людей представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры выше 100 °С приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи. Несмотря на большие успехи медицины в их лечении, у человека, получившего сильные ожоги на 30% поверхности тела и более, немного шансов выжить.

При пожарах в современных зданиях, построенных с применением полимерных и синтетических материалов, на человека могут воздействовать токсичные продукты горения. Наиболее опасен из них оксид углерода. Он в 200–300 раз активнее вступает в реакцию с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего у человека наступает кислородное голодание. Он становится равнодушным и безучастным к опасности, у него наступают оцепенение, головокружение, депрессия, нарушается координация движений, а затем происходят остановка дыхания и смерть. Потеря видимости вследствие задымления. Успех эвакуации людей при пожаре может быть обеспечен лишь при их беспрепятственном движении в нужном направлении. Эвакуируемые обязательно должны чётко видеть эвакуационные выходы или указатели выходов. При потере видимости движение людей становится хаотичным, каждый человек движется в произвольно выбранном направлении. В результате этого процесс эвакуации затрудняется, а затем может стать неуправляемым.

В условиях пожара при сгорании веществ и материалов содержание кислорода в воздухе уменьшается. Между тем понижение его даже на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасным считается содержание кислорода меньше 14%: при нём нарушаются мозговая деятельность и координация движений. Пожары нередко являются причиной возникновения

Пожары вторичных факторов поражения, не уступающих иногда по силе и опасности воздействия основным факторам. К ним относятся взрывы нефте- и газопроводов, резервуаров с горючими и аварийно химически опасными веществами, обрушение элементов строительных конструкций, замыкание электрических сетей, воздействие токсичных материалов из разрушенных механизмов и агрегатов, огнетушащих средств.

Основные поражающие факторы природных пожаров — огонь, высокая температура. Вторичные факторы поражения (задымление, выгорание кислорода в очагах пожаров) возникают как следствие этих пожаров.

Массовые лесные и торфяные пожары, особенно при сухой погоде и ветре, когда они охватывают большие территории, наносят огромный ущерб природной среде, экономике, социальной сфере. Эти пожары – один из самых страшных врагов леса. Огонь повреждает деревья, после чего они погибают, уничтожает другую растительность, лесных животных, выжигает из почвы перегной. Ослабленные пожарами насаждения становятся источниками болезней растений.

В результате пожаров снижаются различные полезные свойства леса (средозащитные, водоохранные и др. ), нарушаются полезные плановое ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов.

В густонаселённой местности лесные пожары могут приводить к уничтожению дачных посёлков, школ, больниц, детских лагерей, жилых домов, складов и хранилищ, опор и линий связи и электропередачи, мостов, элементов трубопроводного транспорта, сельскохозяйственных угодий. В результате таких пожаров нарушается хозяйственная деятельность на значительных территориях.

При природных пожарах часто бывают случаи поражения людей (ожоги, травмы) и даже их гибели, а также происходит уничтожение сельскохозяйственных и диких животных. Крупные лесные пожары могут приводить к прекращению полётов самолётов, движения по автомобильным и железным дорогам. Они всегда резко ухудшают экологическую обстановку. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров составляет от 10 до 15 суток.

Существует два способа тушения природных пожаров: непосредственное и косвенное тушение огня.

Непосредственное тушение, как правило, применяют при низовых пожарах. Оно заключается в сбивании огня зелёными ветками (это возможно, только если на поверхности почвы нет травы и мелких кустарников); забрасывании горящих участков землёй (успешно применяют на песчаных почвах); тушении водой, подающейся с помощью мотопомп, ранцевых лесных огнетушителей, пожарных автомобилей. Кроме этого, для непосредственного тушения лесных пожаров применяют пожарную авиацию.

На крупных пожарах обычно сочетают прямой и косвенный методы тушения. Также для тушения может применяться искусственное вызывание осадков, если есть подходящие погодные условия и техника.

Как известно, в большинстве случаев виновниками возникновения лесных и торфяных пожаров бывают люди. Поэтому на первом месте в предупреждении таких пожаров стоит разъяснительная и воспитательная работа с населением. Основная её цель — добиться воспитательная бережного отношения людей к лесу, показать им, какой вред наносят лесные и торфяные пожары, предупредить об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

Пожароопасный период начинается в разных регионах нашей страны в разное время. Его начало связано с повышением температуры, сходом снега, высыханием лесной связано подстилки. Пожароопасный сезон в лесах определяется климатическими условиями регионов и в среднем длится с марта по ноябрь. В весенний период лесные и торфяные пожары становятся следствием поджога травы. Поэтому не надо поджигать весной сухую траву, это опасно и противозаконно. О наступлении пожароопасного сезона население предупреждают при помощи средств массовой информации.

Важными мерами по предупреждению пожаров в этот опасный период служат полное запрещение разведения костров в лесу, ограничение хозяйственной деятельности и даже временное прекращение доступа в лес населения и транспорта.

Противопожарная устойчивость лесов в значительной степени зависит от своевременного обнаружения очагов пожара. Поэтому в пожароопасный сезон организуют наблюдение за состоянием леса с вышек и подвижными нарядами из персонала лесхоза.

В пожароопасный сезон в лесу запрещено: пользоваться открытым огнём (бросать горящие спички, окурки и вытряхивать из курительных трубок горячую золу); употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять (кроме специально отведённых мест) промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал; заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим; оставлять  на освещаемой солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, как линзы, они могут вызвать возгорание; выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу; разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

Виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.

При пожаре необходимо: сохранять самообладание, быстро оценить обстановку, принять правильное решение. При пожаре или угрозе обрушения необходимо как можно быстрее покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (наружные, приставные). Пользоваться лифтами категорически запрещается.

В начальной стадии развития пожара можно попытаться потушить огонь, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др. Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения, находящихся под напряжением, нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить электричество или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.

При невозможности потушить пожар  нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток надо плотно закрыть двери, выходящие на них (или в коридоры, холлы, горящие помещения), заткнуть все щели и вентиляционные отверстия, создать запас воды в ванной. При повышении температуры, образовании опасной концентрации дыма в помещении (комнате) нужно выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь, захватив намоченное одеяло (ковёр, покрывало, другую плотную ткань), чтобы накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проёмы. Оттуда, если возможно, эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру. Если внизу нет огня, а в комнате оставаться опасно, можно спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, верёвки. Для самоспасения можно применить и пожарный рукав. Спускаться по верёвке надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда иного выхода нет.

Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьёзными увечьями. Главное – бороться за свою жизнь до конца!

Есть ещё один вариант: попробовать скинуть с него горящую одежду, но очень быстро. Обязательно вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия врачей оказать пострадавшему первую помощь.

Наибольшую опасность представляет неудовлетворительное состояние электропроводки и электрошнуров. При сильном износе они деформируются, при этом нарушается внешняя оплётка и внутренняя изоляция, вследствие чего может произойти замыкание. Чтобы предотвратить пожар, надо следить за состоянием электропроводки и электрошнуров и своевременно производить их замену, а при возникновении загорания звонить в пожарную охрану.

Не выключенная из-за забывчивости хозяев конфорка газовой плиты представляет большую опасность. Оставленный без присмотра на плите суп или компот может при закипании выплеснуться из кастрюли и потушить пламя. Газ начнёт заполнять помещение и потом может воспламениться даже при включении электрического света от искр выключателя. При этом очень часто происходит взрыв. Почувствовав запах газа, надо немедленно перекрыть его подачу к газовому оборудованию. Тщательно проветрить квартиру (дом), открыв окна и двери. Необходимо покинуть квартиру и вызвать аварийную газовую службу, при этом нельзя пользоваться открытыми источниками огня, электроприборами и электровыключателями.

Часто люди включают в одну электророзетку телевизор, электроплитку, торшер, а бывает, ещё и утюг. Пожар в этом случае обычно неминуем из-за перегрузки электросети. Оставленные надолго без присмотра электроприборы сильно нагреваются и воспламеняются. Ни в коем случае включённые в сеть электроприборы нельзя оставлять без присмотра, а при возникновении пожара необходимо: обесточить электроприбор, для этого выдернуть шнур из розетки, не берясь за вилку голыми руками (через сухое полотенце или сухой полиэтиленовый пакет) или отключить электропитание в квартире; обесточить электроприбор, для этого выдернуть шнур из розетки, не берясь за вилку голыми руками (через сухое полотенце или сухой полиэтиленовый пакет), или отключить электропитание в квартире; при горении прибора после обесточивания накрыть его плотной несинтетической тканью (одеялом, покрывалом) и прижать ткань по краям, сверху можно полить водой прямо через ткань; покинуть помещение и вызвать пожарную охрану, если пожар усилился.

Наряжая ёлку самодельными игрушками из ваты, марли, бумаги и прикрепляя к хвойным веточкам бенгальские огни и самодельные электрогирлянды, мало кто задумывается о возможных последствиях – возникновении пожара. Поэтому нельзя украшать ёлку игрушками из легковоспламеняющихся материалов, обкладывать подставку и ветки ватой, зажигать рядом с ёлкой свечи, спички и бенгальские огни, применять хлопушки. Не разрешается играть около ёлки в костюмах из бумаги, применять марли и ваты.

Брошенный незатушенный окурок или горящая спичка могут уничтожить целый дом. Очень опасно зажигать спички в жилых помещениях, на балконах, на чердаках и в чуланах: малейшая неосторожность приводит к пожару. В деревенских домах и на дачных участках часто пользуются печами, которые топят дровами. При этом надо быть очень внимательными: небрежность может обойтись очень дорого. В последнее время спросом пользуются петарды, бенгальские огни, фейерверки. Они не просто горят, но и разбрасывают искры в разные стороны. Когда искры попадают на легковозгораемые предметы, в начинается пожар.

Если есть пострадавшие от петард и фейерверков, необходимо: вызвать скорую медицинскую помощь; охладить ожоговую поверхность в течение 20 минут; наложить на ожоговую поверхность стерильную повязку и холод поверх повязки; дать пострадавшему обильное питьё. Ожоговые пузыри не вскрывать. Посторонние предметы и прилипшую одежду с места ожога не удалять.

Современные здания насыщены полимерными и синтетическими материалами, которые при горении выделяют вредные вещества. Токсичные продукты горения, как правило, скапливаются на уровне человеческого роста и выше, поэтому пробираться к выходу надо пригнувшись как можно ниже к полу. По возможности закрыть дыхательные пути хлопчатобумажной тканью. Неплохо увлажнить эту ткань с внешней стороны водой.

В сельской местности и на дачах для отопления и приготовления пищи используют печи и камины, которые топят дровами и углём. При открытых дверцах горящие головни, искры и угли могут попасть на пол. В таком случае пожар практически неизбежен. Печи и камины необходимо систематически очищать от сажи, золы и шлака. Выгребаемые из топок отходы должны быть политы водой и отнесены в специально отведённое место вдали от любых строений. Чтобы не случилось возгорания от печей и каминов, их нельзя оставлять без присмотра, а также поручать контроль за ними малолетним детям. При возникновении пожара звонить в пожарную охрану.

Пожары и паника

Что делать и как быть? Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, редко выходит из неё абсолютно невредимым. Одни, получив тяжёлые травмы и увечья, теряют здоровье, другие вообще лишаются жизни. Оставшиеся жить получают и такие раны, которые на первый взгляд незаметны, но чрезвычайно чувствительны и с большим трудом поддаются исцелению. Это раны души, человеческой психики и сознания. Особенно сильно травмируют психику, оставляют шрамы в душе стихия огня и вызываемый ею безотчётный страх (паника).

Паника – это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации. Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы нет, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, они теряют способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Статистика показывает, что наибольшее количество жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей (танцевальные залы, театры, кинотеатры, концертные залы, стадионы, гостиницы, общежития, магазины). При этом первопричиной большого числа унесённых жизней бывает паника (паническое бегство). При пожаре паника овладевает людьми чаще, чем ожидается. Панические реакции у большинства детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде расслабленности, вялости действий, общей заторможенности, а иногда и полной неподвижности (когда человек физически не способен действовать и выполнять команды). Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее уйти от реальной или мнимой опасности. Естественно, что в обстановке, когда огонь пожирает всё вокруг, поведение людей редко бывает хорошо продуманным.

Явный признак паники –  паническое бегство, вызванное стремлением человека попросту убежать от опасности, забыв обо всех и ни с чем не считаясь. Его главная цель – избавиться от обуявшего, причём иногда совершенно необоснованного, страха.

Паническое состояние сопровождается проявлением максимальной физической энергии у многих людей. Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы не существует, так как источник опасности может быть мнимым, а его расположение – предполагаемым. Человек воспринимает панику при пожаре как прямую угрозу своей жизни, которая приведёт к трагедии. Отсюда и возникает потеря самоконтроля. Объясняется это просто: человек в экстремальной обстановке начинает думать только о себе, никого и ничего не замечая вокруг. Причём действует он уже машинально и в итоге совершает неосознанные поступки. В конечном счёте многое зависит от самого человека: от его силы воли, выдержки, умения быстро и правильно оценить ситуацию. Паника может быть предотвращена конструктивно планировочными решениями в отношении путей эвакуации и эвакуационных выходов, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными и запланированными действиями администрации.

Каждый человек испытывает страх перед опасностью. Чтобы побороть его, надо заставить себя управлять своим поведением, когда хочется кричать и плакать, поставить перед собой цель выжить во что бы то ни стало. Для этого следует развивать и укреплять свои волевые качества путём целенаправленного самовнушения при помощи специальных фраз. Вот их примеры: «Я могу себя сдерживать», «Я управляю собой», «Я всегда собран и организован», «Я владею и управляю своими чувствами» и т. Надо стремиться сохранять хладнокровие и правильно оценить обстановку. Убедившись в сохранять наличии реальной опасности, выяснить, откуда она исходит. После этого спокойно покинуть помещение наиболее безопасным путём. Паникёров останавливать и призывать к порядку. Помогать тем, кто скован страхом и не может двигаться, поддерживая их под руки и успокаивая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог безопасности.

Необходимо знать меры предотвращения пожаров, а в случаях их возникновения меры сохранения своих жизней и здоровья. Зная основные правила поведения при пожарах, можно избежать возникновения паники, чем обезопасите себя и окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности, последовательностью действий в случае пожара.

Содействовать формированию у детей понятия “пожарная безопасность”;

Расширить представления об огне;

Обсудить причины, по которым происходят пожары.

Развивать речь учащихся, наблюдательность, познавательные интересы.

Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу, чувство гордости за людей профессии пожарного, бережное отношение  к своему здоровью.

  • иллюстрации различных пожароопасных ситуаций;
  • иллюстрации пожарного оборудования.

Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Сообщение темы и целей урока

Сирена, сирена, сирена звучит

На вызов пожарные едут.

Сигнал поступил на пульт «01»

А в трубке: “ Горим! Помогите!”

– Ребята, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

– Правильно. Сегодня мы будем говорить об огне и правильном обращении с ним.

III. Работа по теме урока

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях.

Причины пожаров во всех случаях одни и те же:

– Неосторожное обращение с огнем.

– Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

– Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

– Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

Устранение пожара.

– Чем можно потушить пожар?

Игра «Добавь словечко»

Учитель: Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, А залей его. (ВОДОЙ).

– Недаром говорят: ОГОНЬ ВОДЫ БОИТСЯ.

– А ещё чем можно?

– Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Учитель: Последствия пожара не только пепел, обугленные предметы, но и ожоги.

2 степени-появляются пузыри

3, 4 степени-самые тяжёлые

Составление правил пожарной безопасности

Учитель: Давайте, определим правила пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности:

Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Не суши бельё над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).

Спасатель: Когда из дома ты выходишь, Не забудь проверить вновь, Все ли выключил приборы, Не возникнет ли огонь.

Спасатель: Разводить костёр у дома Строго запрещается, Так как страшный тот огонь Легко распространяется.

Спасатель: Захламлять подвал не надо Разными предметами, Чтоб пожар вдруг не случился, Помните об этом!

Спасатель: Если вдруг увидишь дым, Что-то загорается, Позвони по 01, Сразу все уладится.

Учитель: Предлагаю вам считалку

Очень веселую, так для разрядки.

На вопросы наши хором отвечайте.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Раз, два, три, четыре —

У кого пожар. ? (В квартире

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил. ? (Утюг

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками. ?  (Играл

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над. ? (Газом

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег. ?    (Листву

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые. ?  (Предметы

Помни каждый гражданин этот номер. (Ноль один – 01

Дым увидел — не зевай и пожарных. (Вызывай

Беседа о пожарных

Загадка: С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска? (каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет

Правильно, когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелым, отважным, храбрым, умным

А каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, слабых

Спасатель: Труд пожарного не лёгок, Он опасен и суров. Если хочешь стать пожарным, Ко всему ты будь готов! Спит будильник среди ночи, Ты летишь по мостовой: Чей-то домик полыхает, Сизый дым стоит стеной. В тишине сирена воет, Затихая под дождём.

Ученик: Неизвестные герои Смело борются с огнём. Дым исчез, пожар потушен, Новый вызов впереди. Люди спят, пожарный тушит. Так бегут за днями дни. Люди, будьте осторожны! Берегите свой очаг! Я хочу, чтоб в доме вашем Не гостили боль и мрак. После школы непременно Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым- В жизни я не пропаду.

VII. Дидактические игры

Дети с помощью телефонного аппарата “вызывают” пожарных.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло?

Описание. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.

Учитель: Огонёк всегда такой-

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

На противоположной стороне лежат картинки, по которым вы определяете источник возгорания. Смотрите на картинки, угадываете, что там изображено, бегом возвращаетесь к команде и называете предмет.

По длине зала помощники держат обручи – это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогазы для каждой команды. У первых участников они тоже есть. По команде ведущего надо одеть противогаз на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды. Когда второй ученик надевает противогаз , взявшись за руки они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.

Чтобы огонь победить,

Его надо быстро потушить!

Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. Необходимо стаканчиком  набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро.

Кто больше принесёт воды?

VIII. Беседа «Огонь – ваш друг или враг?»

– Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг? (Огонь-враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. ) (Могут погибнуть люди, животные)

– Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? (Наверное, нет)

– Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным? (в лесу можно погреться у костра, приготовить еду)

Ведь без доброго огня Обойтись никак нельзя. Он надежно дружит с нами, Гонит холод, гасит мрак. Он приветливое племя Поднимает будто флаг.

– Что нужно делать, что бы огонь приносил нам пользу и радость? (правильно с ним обращаться)

Чтобы в ваш дом Не пришла беда – Будьте с огнём Осторожны всегда! Всем огонь хороший нужен И за то ему почёт, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет.

Да, огонь бывает разный: Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой, Очень добрый, очень злой.

Учитель: Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в повседневном быту и на производстве. И мы готовы защищать огонь как нашего друга.

Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики, люди других профессий.

Знают все: человек без огня, Не живет ни единого дня. При огне как при солнце светло! При огне и зимою тепло! Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь – повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом.

Учитель: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно.

Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. (Пожарный, торт, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт

Учитель: Молодцы, с заданием справились.

Закрепление пройденного материала

1) Скороговорки и пословицы.

Кто лучше проговорит скороговорку.

  • Уголек из печки скок и поджег половичок.
  • Шалун со спичками шалил, шалун в больницу угодил.
  • Уголек в уголок принесли, в уголке уголек погаси.

Собери пословицу и объясни ее значение.

Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит

Огонь, хороший, слуга, но, плохой, хозяин. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин

Пока, искра, в, пепле, тогда, и, туши. (Пока искра в пепле, тогда и туши

Москва, от, копеечной, свечи, сгорела. (Москва от копеечной свечи сгорела

2) Вопросы на смекалку.

Что останется в коробке, если убрать все спички? (дно)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)

У кого язык самый длинный? (у огня)

Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)

По чему утка плавает? (по воде)

Что выше крыши, ловчее мыши? (дым)

Что портится быстрее всего? (настроение)

Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что выше дерева и растет? (дым)

Рта нет, а пожирает? (огонь)

Что стоит между огнем и водой? (буква «и»)

Что в руке не схватишь? (дым)

Какой огонь не жжет? (нарисованный)

Что на свете дороже всего? (здоровье)

Что сильнее всех на свете? (вода)

Без чего не может жить человек? (без имени)

– Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?

– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

– Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

Данный урок производственного обучения предназначен для специальности “электромеханическое оборудование в промышленности”.

Цель данного урока: ознакомить студентов правилами техники безопасности и пожарной безопасности при выполнении электромонтажных работ, правилами внутреннего трудового распорядка студентов в электромонтажной мастерской. Дать студентам базовые сведения о профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *