Электронное пособие для уроков информатики по
теме “Правила техники безопасности при работе
на компьютере”. Это презентация, выполненная в
Power Point.
Пособие состоит из нескольких блоков, работать
с которыми удобно используя систему гиперссылок:
– Инструкция по технике безопасности. – Ваше рабочее место. – Комплекс упражнений для глаз. – Правила техники безопасности в стихах.
После каждого из блоков предусмотрен возврат к
первому слайду на содержание.
Инструкция по технике безопасности
Это переработанная стандартная инструкция по
правилам техники безопасности при работе на
компьютере более доступным для учащихся языком
(особенно для учащихся младших классов, когда
изучение информатики начинается со 2 класса), для
более понятного восприятия и запоминания:
В кабинете вычислительной техники
установлена дорогостоящая, сложная и требующая
осторожного и аккуратного обращения аппаратура
— компьютеры , принтер, другие технические
средства.
Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой
Во время работы лучевая трубка монитора
(дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и
мониторами может привести к тяжелым поражениям
электрическим током, вызвать загорание
аппаратуры.
Поэтому строго запрещается:
- трогать разъемы соединительных кабелей;
- прикасаться к питающим проводам и устройствам
заземления; - прикасаться к экрану и к тыльной стороне
монитора, клавиатуры; - включать и отключать аппаратуру без указания
преподавателя; - класть диск, книги, тетради на монитор и
клавиатуру; - работать во влажной одежде и влажными руками
При появлении запаха гари немедленно
прекратите работу, выключите аппаратуру и
сообщите об этом преподавателю.
Перед началом работы:
- убедитесь в отсутствии видимых повреждений
рабочего места; - сядьте так, чтобы линия взора приходилась в
центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться
клавиатурой и воспринимать передаваемую на
экран монитора информацию; - разместите на столе тетрадь, учебное пособие,
так, чтобы они не мешали работе на компьютере; - внимательно слушайте объяснение учителя и
старайтесь понять цель и последовательность
действий;
Во время работы: строго выполняйте все
указанные выше правила, а также текущие
указания учителя;
- следите за исправностью аппаратуры и
немедленно прекращайте работу при появлении
необычного звука или самопроизвольного
отключения аппаратуры. Немедленно
докладывайте об этом преподавателю; - плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких
ударов; - не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено
напряжение; - работайте на клавиатуре чистыми руками;
- никогда не пытайтесь самостоятельно устранить
неисправность в работе аппаратуры; - не вставайте со своих мест, когда в кабинет
входят посетители.
По окончании работы: закройте все
приложения.
Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять
эти правила, точно следовать указаниям
преподавателя, чтобы: избежать несчастных
случаев; успешно овладевать знаниями, умениями,
навыками; сберечь государственное имущество —
вычислительную технику и оборудование.
Вы отвечаете за состояние рабочего места и
сохранность размещенного на нем оборудования.
Невыполнение правил — грубейшее нарушение
порядка и дисциплины.
Ваше рабочее место
В этом блоке даны основные правила оформления
рабочего места, которые дети запоминают:
Существуют строгие нормативы правильной
посадки учащихся за компьютером;
– Следует сидеть прямо (не сутулясь). – Недопустимо работать развалившись в кресле. – Не следует высоко поднимать запястья и
выгибать кисти. – Колени – на уровне бедер или немного ниже. – Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу. – Необходимо сохранять прямой угол (900) в области
локтевых, тазобедренных и голеностопных
суставов. – Монитор необходимо установить на такой высоте,
чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз,
угол наклона до 150. – Экран монитора должен находиться от глаз
пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но
не ближе 50 см. – Не располагайте рядом с монитором блестящие и
отражающие свет предметы. – Поверхность экрана должна быть чистой и без
световых бликов.
Комплекс упражнений для глаз
Комплекс упражнений для глаз должен
применяться на каждом уроке после 15-20 минут
работы за компьютером в зависимости от возраста
учащихся.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на
счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы
глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз. - Посмотреть на переносицу и задержать взор на
счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз. - Не поворачивая головы, посмотреть направо и
зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся
упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх,
вниз. Повторить 3-4 раза. - Перевести взгляд быстро по диагонали: направо
вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;
затем налево вверх – направо вниз и посмотреть
вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Правила техники безопасности в стихах
Для учащихся младших классов предусмотрены
“Краткие правила техники безопасности в
стихах” для того, чтобы было легче и интересней
запоминать эти правила.
Тест
Для закрепления изученного материала
прилагается тест:
На каждый вопрос надо выбрать 1 из вариантов
ответов.
При наличие доступа в Интернет получаем
результат, оценку, + – отмечаются правильные и
неправильные ответы, и есть возможность
вернуться к неверному ответу для исправления.
1
Техника безопасности в компьютерном классе
2
Введение Почему актуален вопрос о технике безопасности в компьютерном классе? В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура компьютеры, принтеры и другие технические средства. Факты нахождения в кабинете большого количества техники, питающейся от электросети, с одновременным присутствием школьников являются достаточными для выдвижения повышенных требований к безопасности такого помещения.
3
Темы для обсуждения Правила поведения в компьютерном классе Правила поведения в компьютерном классе Правила электробезопасности Правила пожарной безопасности Заключение Тест
4
Правила поведения в компьютерном классе 1) 1)Входите в кабинет спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы; 2) 2)Занимайте отведенное вам место; 3) 3)Бережно обращайтесь с техникой; 4) 4)Не кладите книги, тетради на монитор и клавиатуру; 5) 5)Запишитесь в журнал регистрации; 6) 6)Начинайте работу только по указанию преподавателя. 7) 7)Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов. 8)Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители. Чем отличаются правила поведения в компьютерном классе от правил поведения в школе? Правила поведения в компьютерном классе не противоречат общим правилам поведения в школе, но имеют ряд существенных добавлений:
5
Забота о здоровье Следует работать на расстоянии 6070 см от экрана монитора, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, следует работать в очках. Освещение должно быть достаточным. Нельзя работать при плохом самочувствии. Положение при работе должно быть таким, чтобы линия взора приходилась в центр экрана. Не следует наклоняться и сутулиться при пользовании клавиатурой и чтении с экрана монитора. Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 30 минут. ОООО СанПиН
6
На рабочем месте учащегося в компьютерном классе размещены составные части ПЭВМ системный блок, клавиатура и монитор. Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Правила электробезопасности
7
Строго запрещается: работать влажными и грязными руками; заходить в рабочую зону (за компьютеры); трогать разъемы соединительных кабелей; прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления; прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры; включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя; самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; ОООО
8
Правила пожарной безопасности ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА НЕОБХОДИМО СТРОГО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ: постоянно поддерживать порядок в рабочих помещениях; содержать в чистоте свое рабочее место; не накапливать ненужных материалов; не загромождать проходы, выход, коридоры и доступ к средствам пожаротушения; ширина минимально допустимых проходов между оборудованием должна быть не менее 1м.
9
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Курить в помещении; Пользоваться зажигалкой; Вешать одежду и класть горючие предметы на электрощиты, электропроводку и другое электрооборудование. ОООО Подробнее В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ: В нештатных ситуациях, при нагревании устройств, появлении постороннего запаха, звука необходимо немедленно поставить в известность преподавателя и в случае необходимости организованно покинуть помещение. Меры по ликвидации ситуации (отключать напряжение, вызывать пожарную команду по телефону 01) должно принимать лицо, ответственное за пожарную безопасность.
10
Примеры из жизни Иногда нештатная ситуация поджидает вас в самом неожиданном месте. В комнате несколько дней пахло чем-то сладковато-карамельным. Оказалось, в настольную лампу с красивым пластмассовым плафоном вкрутили слишком «сильную» лампочку: 75 ватт вместо положенных 40. Жаль, что причина выяснилась, когда плафон, увы, расплавился. Кто же знал, что в импортную пластмассу добавляют ароматизаторы, чтобы она приятно пахла при нагревании!
11
Что все это значит Все учащиеся должны изучить правила ТБ при работе в компьютерном классе и расписаться в специальной графе журнала по ТБ. Это поможет им сохранить: здоровье; дорогостоящую технику; кошелек родителей; возможность дальнейшего обучения с использованием компьютеров.
12
Заключение Учащиеся, нарушившие правила ТБ в компьютерном классе, от выполнения практических работ отстраняются. Сведения о нарушении передаются администрации школы, которая принимает соответствующие решения о наказании, возмещении причиненного ущерба и возможности дальнейших занятий в компьютерном классе. Допуск таких учащихся к работе возможен только после повторного инструктажа и сдачи зачета по ТБ с соответствующей записью в журнале по ТБ. За грубое нарушение ТБ учащиеся и их родители несут все виды ответственности, предусмотренные законами РФ.
13
Экспресс-тест Выбери один из предложенных вариантов ответа При появлении признаков пожара следует: Воспользоваться огнетушителем; Отключить питание сети; Сообщить учителю и организованно покинуть помещение. Если у соседа по компьютеру не ладится работа, следует: Оставить свой компьютер и выполнить задание за него; Помочь советом; Пожаловаться учителю. Если компьютер в процессе работы «зависает», следует: Сообщить учителю и сделать запись в регистрационном журнале; Открыть крышку системного блока и «пошевелить» материнскую плату; Проверить системные установки.
14
Плохо! Внимательно изучи материал!
15
Молодец! Ответ верен!
Урок по теме «Передача информации. Локальные компьютерные сети»
Предмет: информатика и ИКТ
презентация к уроку PPTX / 1. 88 Мб
Ключевые слова: информатика, передача информации, пропускная способность канала, локальные компьютерные сети, топология сетей, аппаратное обеспечение локальной сети.
иметь представление о передаче информации по сетям;
познакомить учащихся с понятием локальная компьютерная сеть;
познакомить с топологией, аппаратным и программным обеспечением локальных сетей;
научить передавать данные по локальной сети
способствовать развитию самостоятельного мышления; совершенствовать способность анализировать и обобщать информацию.
Тип урока: изучение новой темы.
Основной прием: на уроке используется объяснительно – иллюстративный метод; частично-поисковый; наглядный (демонстрация презентации); практический.
Предмет изучения: схема передачи информации, локальная сеть: назначение, компоненты, топология.
Оборудование: презентация «Передача информации. Локальные компьютерные сети» с элементами видео, учебник Н. Угринович «Информатика и ИКТ» 8 класс, компьютеры, проектор.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)
Объяснение нового материала.
(Просмотр видео. 2 слайд)
Короткая история о Сэмюэле Морзе MP4 / 20. 09 Мб
Мы с вами просмотрели короткое видео. Скажи пожалуйста, как оно может быть связано с темой урока? (Морзе придумал систему кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи) Иными слова способ передавать информацию. Открываем тетради и записываем тему урока «Передача информации. Локальные компьютерные сети»
Какие вопросы интересуют нас в первую очередь (Слайд 4)
Общая схема передачи информации включает в себя отправителя и получателя информации и канал передачи информации.
Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени (определение записывают в тетрадь). (слайд 6)
Пропускная способность измеряется в бит/с, байт/c, Кбит/c, Кбайт/c, и т. (слайд 6) (единицы измерения записывают в тетрадь)
Разные каналы обладают разной пропускной способностью. (слайд 7) Познакомьтесь с характеристикой различных каналов передачи информации. Какой из каналов обладает наиболее высокими характеристиками?
Как же вычисляется объем передаваемой информации? (слайд 8)
Объем переданной информации V вычисляется по формуле:
где q — пропускная способность канала (в битах в секунду или подобных единицах), а t— время передачи.
Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с.
Однако иногда в качестве единицы используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.
(слайд 9) Соотношения между единицами пропускной способности канала передачи информации такие же, как между единицами измерения количества информации:
(слайд 10) Пример:
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800бит/с, чтобы передать 100страниц текста в 30 строк по 60 символов каждая, при условии, что каждый символ кодируется 1 байтом?
Решение. Вычислим объем файла в битах V=100⋅30⋅60⋅8 бит =1440000 бит.
Скорость передачи сообщения q=28800бит/с.
Попробуйте самостоятельно решить похожую задачу.
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 72000бит/с, чтобы передать 120 страниц текста в 50 строк по 30 символов каждая, при условии, что каждый символ кодируется 1 байтом?
(Ответ: 20 секунд)
Следующий вопрос который мы изучим «Локальная компьютерная сеть»
(Слайд 13 – видео)
Локальные компьютерные сети. mp4 MP4 / 47. 2 Мб
Давайте повторим что мы узнали.
Что называют локальной сетью?
Локальной сетью называется объединение двух и более компьютеров, позволяющее им совместно работать с программами и данными.
Какую сеть называют одноранговой?
Если в локальной сети нет специальных компьютеров, предназначенных для управления сетью, то сеть называется одноранговой.
Какой компьютер называют сервером?
Для обеспечения большей безопасности в локальной сети выделяют один компьютер, на котором обычно хранится наиболее важная информация. Такой компьютер называется сервером. Доступ к информации на сервере контролирует один человек – сисадмин.
(слайд 15)Физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями называется топологией сети.
Давайте рассмотрим некоторые типы соединений сетей.
Топология «шина».
Топология «Звезда».
Аппаратное обеспечение локальной сети. Каждый компьютер или принтер, подключенный к локальной сети, должен иметь сетевую плату. Основной функцией сетевой платы является передача и прием информации из сети.
(слайд 20) Локальные сети могут быть как проводные и беспроводные. В проводных сетях соединение производится с помощью витой пары. В беспроводных сетях в качестве центрального сетевого устройства используется точка доступа, а на каждом компьютере должна быть установлена специальная беспроводная сетевая плата типа Wi-Fi.
(слайд 21) 3. Закрепление (Практическая работа)
практическая работа которую нужно разместить на сервере RAR / 934. 34 Кб
Запустить текстовый редактор и составить краткий рассказ о Сэмуэле Морзе:
Когда и где родился, (27 апреля1791 года в Бостоне)
Кем были его родители, (он родился в весьма почтенной и образованной семье педагогов; отец его был священником и автором известного в то время учебника географии, дед – директором Принстонского колледжа)
В каком году он разработал телеграфную азбуку. (1837)
Для поиска информации использовать сервер локальной компьютерной сети.
Документ сохранить на сервере в своей папке.
(слайд 22) Рефлексия
Выставление оценок.
(слайд 23) Домашнее задание
Устно: § 6. 1 и 6
Письменно: задания в конце параграфа.
Организация рабочего места в компьютерном классе
ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во время работы следует быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя. • Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя. • Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей. • Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора. • Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы. • Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители. • Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю. • Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте. • Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. • Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура. • При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
Правильная посадка
Самое главное
При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.
Плакат «Техника безопасности»
Правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере
В наши дни персональный компьютер — неотъемлемая часть обеспечения работы, учебы и досуга. Проводя за ним долгие часы, мы не склонны задумываться, что перед нами не только бесценный помощник, но и потенциальный источник повышенной опасности. Этой опасности можно избежать, если соблюдать несложные правила.
Прежде всего, не надо забывать, что компьютер — электроприбор, находящийся под напряжением, величина которого может быть смертельно опасной. Под опасным напряжением находятся и многие отдельные узлы системного блока, а также устройства, составляющие часть рабочего места человека, пользующегося персональным компьютером, — монитор, принтер, сканер, звуковые колонки и т.
В связи с этим недопустимо:
• вскрывать корпус компьютера, не отключенного от электрической сети;
• использовать некачественные или изношенные провода, электрические розетки, удлинители и иные вспомогательные электрические аксессуары;
• располагать электрические провода таким образом, что на них можно наступить при ходьбе или случайно задеть телом при работе за компьютером.
Следует также знать, что на отдельных элементах компьютера (например, мониторах некоторых типов, источниках бесперебойного питания) высокое напряжение может сохраняться и некоторое время после отключения компьютера от сети.
Компьютер является и потенциальным источником пожарной опасности. Положенные на системный блок или источник питания листы бумаги, особенно если они закрывают вентиляционные отверстия, могут воспламениться (или привести к выходу из строя компьютера за счет перегрева). В вентиляционных отверстиях узлов компьютера неизбежно скапливается пыль, и это тоже не способствует его качественной работе. Эту пыль надо хотя бы раз в год удалять с помощью пылесоса (особенно из системного блока, не вскрывая его).
Давайте не будем путать: из того, что вы умеете программировать, инсталлировать и удалять программы, создавать презентации, общаться в Интернете и т. , вовсе не следует, что вы являетесь квалифицированным специалистом по сборке-разборке компьютера. От правильной самооценки в этих вопросах зависит ваше здоровье (и даже жизнь).
Если правила техники безопасности при работе с компьютером, связанные с «электрической» составляющей, относительно просты и легко выполнимы, то правила личной гигиены в этой сфере (тоже не очень сложные) гораздо реже соблюдаются на практике, особенно когда мы не в школьном компьютерном классе, где за их соблюдением следит учитель, а дома. Вспомните, что элементарное требование «регулярно мойте руки мылом» предохраняет здоровье миллионов людей эффективнее самых совершенных лекарств, но многие люди болеют лишь потому, что его нарушили. При работе с компьютером имеет место аналогичная ситуация — люди, не соблюдая элементарные гигиенические нормы, теряют зрение, портят осанку, чрезмерно утомляются и даже доводят себя до психических расстройств. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате.
Обсудим некоторые проблемы в этой сфере детальнее.
Электромагнитные излучения, сопровождающие работу системного блока, монитора и других узлов компьютера, традиционно рассматриваются как первостепенные источники опасности для человека. Несмотря на то что современные персональные компьютеры в этом отношении гораздо менее опасны, чем их прародители, эта угроза сохраняется. Современные жидкокристаллические мониторы практически не дают опасного излучения, в отличие от боковых и задних стенок системного блока, источников бесперебойного питания, и поэтому не следует ставить их вплотную к пользователю. В компьютерном классе, где стоит несколько компьютеров, системный блок соседнего компьютера не должен задней стенкой упираться в человека — на этот счет существуют строгие правила, как расставлять компьютеры.
Вредное влияние на зрение, оказываемое монитором, можно уменьшить как за счет высокого качества монитора, так и путем периодического выполнения несложных упражнений для глаз. Монитор должен удовлетворять международным стандартам безопасности, что фиксируется в сопроводительной документации. На него не должны падать блики от источников света; расстояние от экрана монитора до глаз пользователя должно составлять от 50 до 70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше, опасаясь вредных излучений, потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных объектов. Оптимально размещение монитора на расстоянии примерно полутора размеров диагонали экрана. Важным параметром является частота кадров — она должна быть не менее 85 Гц. Периодически, почувствовав утомление зрения, необходимо сделать перерыв, отвести взгляд от экрана и сфокусировать его на удаленных предметах. Вредное влияние на зрение оказывает и недостаточная освещенность как помещения в целом, так и рабочего места в частности.
Вредное влияние на осанку, которое может привести к искривлению позвоночника и другим неприятностям, компенсируют правильным оснащением рабочего места — стола, стула, подставок для рук и ног. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. Даже кратковременная работа с монитором, установленным слишком высоко, приводит к утомлению шейных отделов позвоночника. Клавиатура должна быть расположена на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору.
И наконец, нельзя не сказать о вредном влиянии на психику, наблюдаемом у некоторых пользователей персональных компьютеров, число которых, к сожалению, возрастает. Компьютерная зависимость, проявляющаяся в том, что люди (прежде всего молодые) теряют интерес ко всему, кроме компьютерных игр и/или общения в Интернете, по классификации Всемирной организации здравоохранения отнесена к опасным психическим расстройствам. Эти люди постепенно теряют связь с действительностью и начинают жить в воображаемом мире. «Техника безопасности» здесь состоит в самоконтроле и контроле со стороны окружающих, помогающих вовремя оторваться от виртуального мира и вернуться в мир реальный.
Закончим этот обзор на оптимистичной ноте. Компьютеры и информационные технологии стали одним из величайших приобретений человечества за все время развития науки и техники. Увы, практически любое техническое приобретение имеет и негативные стороны, но при соблюдении определенных правил можно минимизировать вредные последствия, и они несопоставимы с теми возможностями, которые компьютерная техника дала человечеству.
Введение Структура информатики
Изучение любого школьного предмета можно сравнить со строительством дома. Только этот дом складывается не из кирпичей и бетонных плит, а из знаний и умений. Строительство дома начинается с фундамента. Очень важно, чтобы фундамент был прочным, потому что на него опирается всё остальное сооружение. Фундаментом для курса «Информатика 10-11» являются знания и умения, которые вы получили, изучая курс информатики в основной школе в 7—9 классах. Вам уже не требуется объяснять, что такое компьютер и как он работает; с какой информацией может работать компьютер; что такое программа и программное обеспечение компьютера; что такое информационные технологии. В курсе информатики основной школы вы получили представление о том, в каком виде хранится информация в памяти компьютера, что такое алгоритм, информационная модель. Вы научились обращаться с клавиатурой, мышью, дисками, принтером; работать в среде операционной системы; получили основные навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и электронными таблицами. Все эти знания и навыки вам будут необходимы при изучении курса «Информатика 10-11».
Термин «информатика» может употребляться в двух смыслах:
• информатика как научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы; в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией;
• информатика как практическая область деятельности людей, связанная с применением компьютеров для работы с информацией.
Как современная техника немыслима без открытий теоретической физики, так и развитие информатики и информационных технологий невозможно без теории информации, теории алгоритмов и целого ряда других теорий в области кибернетики, лингвистики, семиотики, системологии и прочих наук.
В соответствии с современным пониманием, в информатике можно выделить четыре части:
1) теоретическая информатика;
2) средства информатизации;
3) информационные технологии;
4) социальная информатика.
Теоретическая информатика — это научная область, предмет изучения которой — информация и информационные процессы. Как любая фундаментальная наука, теоретическая информатика раскрывает законы и принципы в своей предметной области.
Вторую и третью части в совокупности можно назвать прикладной информатикой.
Прикладная информатика — это область практического применения понятий, законов и принципов, выработанных теоретической информатикой. Прикладная информатика, безусловно, связана с применением компьютеров и информационных технологий.
В наше время таких прикладных областей очень много: это решение научных задач с помощью компьютера, издательская деятельность, разработка информационных систем, управление различными объектами и системами, техническое проектирование, компьютерное обучение, сетевые информационные технологии и многое-многое другое.
В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют социальной информатикой.
Его появление связано с тем, что широкое внедрение в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (Интернета, сотовой связи) оказывает все более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к своей новой ступени — к информационному обществу.
Предметная область современной информатики очень велика и разнообразна. Как известно, нельзя объять необъятное. И наш курс затронет лишь часть тем и задач информатики. Вопросы, которые мы с вами будем изучать, относятся к четырем важнейшим понятиям информатики:
1) информационные процессы;
2) информационные системы;
3) информационные модели;
4) информационные технологии.
Первый урок в 7 классе по информатике УМК Л. Босовой
“Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе”
Тема: Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
УМК: Босова Л. , Босова А. Информатика. 7класс
Тип урока: урок повторения, систематизации знаний
Цель урока: закрепить знания о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе
– формировать умение обобщать информацию, представлять её в различной форме с использованием ИКТ;
– развивать творческие способности учащихся;
– формировать ответственное и бережное отношение к технике;
– способствовать формированию навыка ответственного отношения к собственному здоровью и безопасности;
– развивать коммуникативные навыки способность к совместному творчеству;
– формировать умение планировать свою деятельность;
– формировать умение ставить цели своей деятельности;
– развивать мыслительные навыки;
– формировать навыки рационального использования времени;
– воспитывать навыки самооценки, самоконтроля.
Планируемые результаты: учащиеся будут знать правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе, осознавать важность их соблюдения, приобретут навыки планирования собственной деятельности, совместной работы.
Опорные знания: знание правил техники безопасности, умение создавать презентации в PowerPoint и Google.
Оборудование: маркеры, заранее заготовленные «баблы», провода для подключения телефона или фотоаппарата к компьютеру, фотоаппарат или камера на телефоне, компьютер с выходом в Интернет.
Подготовка к уроку
В Google можно регистрироваться с 14 лет, поэтому собственных учетных записей у учащихся в 7 классе быть не может.
Для создания бабл-комикса, необходимо заготовить «баблы» – «пузыри», в которых пишутся слова и мысли героев комиксов. Их можно распечатать на плотной бумаге или нарисовать самим, вырезать и прикрепить к держателю (например, палочке или трубочке для коктейля)
В кадре «бабл» помещается возле головы героя – либо закрепляют, либо держат.
В целях здоровьесбережения на этапе работы за компьютерами выполняются упражнения для глаз – каждым учащимся индивидуально за своим компьютером. Необходимо поместить на каждый учебный компьютер презентацию «Упражнения для глаз»
Мотивация к учебной деятельности (2 мин
Здравствуйте! Я очень рада снова с вами встретиться после долгого перерыва. Как вы провели лето?
Актуализация знаний (8 мин
И тема нашего первого урока традиционно связана с ответственностью.
Дети вспоминают, что первый урок традиционно посвящен технике безопасности.
Как же нужно вести себя в компьютерном классе?
Дети вспоминают правила техники безопасности. Учитель записывает соответствующие правила в презентации на интерактивной доске.
Вы уже сами умеете делать презентации. Скажите, вам понравилась презентация, которую у нас получилась?
Дети отмечают достоинства, делают замечания.
Вы правильно отметили, что можно было бы добавить изображения на слайды – и правила сразу стали бы более наглядными.
Можно было бы добавить картинки, фотографии, иллюстрирующие как надо и как не надо делать. Можно было нарисовать целую историю в комиксе.
Я уверена, что у вас может получиться гораздо лучше, чем у меня, и уже в следующий раз мы будем смотреть не скучную презентацию, а захватывающий ролик – может быть с вами в главной роли!
Планирование деятельности (5 мин
Итак, мы сегодня будем создавать фото бабл-комикс.
Как мы сегодня будем работать: индивидуально или в группах?
Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека.
Каждая группа получает по 3 правила, которые она должна проиллюстрировать – с помощью фотографий. Важное условие – на фотографии должен присутствовать «бабл», на котором вы пишете правило, мысли героя или от автора – слово «нельзя!», например, или «Даже не думай!».
Можно продемонстрировать примеры «баблов». Каждая группа получает набор «баблов» и маркеры.
Вы можете использовать любые подручные средства – компьютеры, камеры на телефонах, всё, что есть в нашем классе. Не стесняйтесь обращаться за помощью в соседние группы и ко мне.
После того, как материал собран, вы добавляете свои фотографии на соответствующие слайды нашей презентации, убираете ненужный текст, занимаетесь оформлением.
Для этого используются учетные записи Google, заведенные учителем для каждого компьютера.
Работа в группах (15 мин
Разработка сценария. Распределение ролей внутри групп.
Работа над презентацией.
Сейчас самое время вспомнить о том, что при работе за компьютером наши глаза устают, и нужно время от времени делать для них специальную гимнастику.
Запустите презентацию и выполняйте упражнения.
Теперь продолжайте работу.
Просмотр готовой презентации (10 мин
Учащиеся возвращаются за парты, учитель демонстрирует результат работы – презентацию о технике безопасности. Проводится обсуждение, в ходе которого проводится рефлексия.
Рефлексия учебной деятельности
Что нового было для вас на уроке?
Что показалось интересным?
Что вы бы сделали по-другому?
Если бы вам дали возможность провести такой урок, что бы мы сегодня делали?
Повторить правила техники безопасности
Босова Л. , Босова А. Информатика. Учебник для 7 класса. : Лаборатория знаний, БИНОМ, 2011
Урок 1Техника безопасности и организация рабочего места
Техника безопасности и организация рабочего места
Как устроена компьютерная сеть
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (часть 1)
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (часть 2)
Аппаратное и программное обеспечение сети
1
Правила безопасности в кабинете информатики Презентацию выполнил ученик 8б класса Заикин Кирилл
2
Общие требования безопасности 1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете. Бережно относиться к компьютерной технике. Спокойно, не торопясь, входить и выходить из кабинета, не задевая столы и аппаратуру. Точно выполнять указания учителя. Быть дисциплинированными и внимательными на занятиях. Не загромождать проходы портфелями и сумками. Не двигать аппаратуру без разрешения учителя.
3
Общие требования безопасности 8. Кабинет информатики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или плохом самочувствии.
4
Общие требования безопасности При работе в кабинете информатики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.
5
Требования безопасности перед началом работы 1. Входить в кабинет по указанию учителя, соблюдая порядок и дисциплину. Подготовить своё рабочее место ( тетрадь и ручку для записей ). Не включать аппаратуру без указания учителя. При слабом зрении одеть очки.
6
Требования к рабочему месту Высота края стола, обращенного к работающему с компьютером должна соответствовать росту ученика в обуви. Рабочее место с компьютером оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту ученика в обуви. Рост ребенка, в см Высота поверхности стола над полом, мм Высота сидения стула над полом, мм Выше
7
Требования к рабочему месту Стул должен быть обязательно со спинкой. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту ученика, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
8
Требования к рабочему месту Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
9
Требования безопасности во время работы 1. Делать гимнастику для глаз через каждые 15 минут работы с дисплеем. Не трогать разъёмы соединительных кабелей. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления. Не прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора. Не класть на монитор и клавиатуру книги, диски, тетради. Не работать во влажной одежде и влажными руками. Не выполняйте работы, не предусмотренные заданием учителя.
10
Требования безопасности во время работы Изображение на экранах мониторов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона. На экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающ- их предметов. Школьник и, класс Максимальное допустимое непрерывное время работы, мин 1 (шестилетк и) на первом часу занятий, 20 на втором часу
11
Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить учителю. Не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность, сообщите о ней учителю. В случае пожара, по указанию учителя, без паники, организованно покиньте кабинет. В случае травматизма обратитесь за помощью к учителю.
12
Требования безопасности по окончании работы 1. Не оставляйте своё рабочее место без разрешения учителя. По окончании работы отключите аппаратуру от электропитания. Приведете в порядок рабочее место. Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета информатики.
13
Успехов в работе!
Свидетельство о регистрации
СМИ
Зачем размещать разработки
у нас?
- Свидетельство бесплатно
- Нам доверяют
- Нужно использовать при аттестации
Свидетельство о публикации
в СМИ
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
“Техника безопасности в кабинете информатики”
Буклет по информатике на тему: “Техника безопасности в кабинете информатики”. «Информатика для тех, кто стремится вперед!»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»