УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Россия — крайне неоднородная страна по уровню доступа к цифровым технологиям и владением ими. Большой цифровой разрыв существует на уровне регионов, а также внутри социальных и возрастных групп. Цифровая готовность — один из важнейших показателей, который должен учитываться при реализации программ цифровой трансформации в России. Коллектив учёных НИУ ВШЭ провёл исследование, позволяющее сформировать подходы к измерению цифровой готовности россиян, а также выявившего масштабы цифрового неравенства в нашей стране. Результаты представлены в докладе «Оценка цифровой готовности населения России», подготовленного к XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

В статье мы расскажем:

Сегодня уже невозможно представить себе нашу жизнь без присутствия в ней современных цифровых технологий. С каждым годом производится совершенствование имеющихся ресурсов, и создаются новые «умные» вещи. Дома людей оснащены различными девайсами, практически каждый индивид использует гаджеты, интернет-технологии развиваются семимильными шагами. Цифровая реальность – это не будущее из фантастических фильмов, это уже наше настоящее.

Для того чтобы не потеряться в потоке новейших технологий и шагать, что называется, в ногу со временем, необходимо понимать принципы работы устройств, знать, где искать информацию и как ее применять в своей жизни.

Большая часть населения в возрасте от 15 до 72 лет (81 %) использует компьютер и интернет. В понятие «цифровая грамотность» входит владение навыками использования цифровых технологий, поиск и создание контента, обмен информацией с другими лицами, компьютерное программирование и т.д.

В Минцифры РФ рассказали о планах повысить уровень цифровой грамотности жителей страны. Этот показатель планируется довести до 75% к 2024 году, сообщила директор департамента координации программ и проектов ведомства Татьяна Трубникова.

“Минцифры РФ постоянно ведет работу по повышению уровня цифровой грамотности населения нашей страны: к 2024 году этот показатель должен быть доведен до 75%, — сказала она. — В рамках нацпрограммы ‘Цифровая экономика’ уже реализуется множество проектов для усиления цифровых компетенций”.

Помочь в достижении этой цели должен новый сезон просветительского проекта “Цифровой ликбез”. Его запускают интернет-холдинг VK и автономная некоммерческая организация (АНО) “Цифровая экономика” при поддержке Минпросвещения и Минцифры.

Проект направлен на повышение цифровой грамотности детей от 6 лет и обучение тому, как противостоять онлайн-угрозам. В рамках этой инициативы школьники с помощью образовательных роликов смогут узнать, как распознать мошеннический ресурс, как защитить личную информацию в Сети и как справляться с кибербуллингом.

По итогам 2021 года компания Microsoft в своем исследовании зафиксировала повышение уровня культуры онлайн-общения среди россиян. Отмечалось, что число пользователей, столкнувшихся с оскорблениями, угрозами, мошенничеством и другими рисками в интернете, снизилось на 6% (с 80% до 74%).

Что такое цифровая грамотность

Не следует путать это понятие с компьютерными навыками, хотя, безусловно, хорошее знание и уверенное использование ПК – это залог цифровой грамотности.

На самом это определение охватывает очень большую сферу действий, включая поиск и потребление информации без угрозы для своего здоровья, финансов и личных данных, умение обезопасить себя от рисков цифровой среды.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Можно уверенно назвать человека освоившим на хорошем уровне цифровую грамотность, если он способен:

Получение таких знаний сейчас особенно актуально, потому как цифровые технологии прочно и надежно вошли в нашу жизнь. Даже безобидное ведение странички в социальной сети может привести к печальным последствиям, если человек не будет знать, как сохранить безопасность своих персональных сведений, какой информацией можно делиться в интернете, а какую лучше сохранить в закрытом доступе.

Наш мир давно перешагнул на новый этап развития: ежедневно появляется новое программное обеспечение и новые виды автоматизации производства, техническое оборудование, гаджеты и другие сложные устройства. Дома стали умными и превратились в одну большую экосистему, которая обслуживает наш быт, а смартфоны стали нашими проводниками в мире цифрового медиаконтента.

Поэтому мы, как цифровые граждане, должны хорошо понимать, что такое компьютерная грамотность и как безопасно обращаться с потоками информации.

По результатам исследования, которое провел аналитический центр «НАФИ», с 2020 года уровень цифровых компетенций россиян вырос. А именно в последнее время доля россиян с начальным уровнем компьютерной грамотности сократилась, а доля людей с необходимым базовым уровнем — увеличилась. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года — 27%.

Становится понятно, что цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видосиков в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Что же входит в цифровую грамотность и почему она так важна? Давайте разбираться.

На курсах цифровой грамотности в онлайн-школе Skysmart мы расскажем (и покажем!) ещё больше: научим работать с компьютером и полезными программами, поможем закрепить новые навыки на увлекательных интерактивных заданиях.

Научим детей защищаться от мошенников в сетиА также монтировать видео, создавать классные презентации и простые игры

Что такое цифровая готовность?

Термин «готовность» в толковых словарях русского языка трактуется как «согласие сделать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь». Когда речь идёт о готовности человека к внедрению цифровых технологий, это означает, что он согласен и/или желает использовать предлагаемые ему цифровые решения, а самое главное — понимает, как это можно сделать. Кроме того, он чувствует безопасность и надёжность при их применении, отмечают авторы доклада.

На этом основании учёные предлагают определять уровень цифровой готовности населения посредством комплексной оценки двух интегральных индексов: цифровой грамотности и цифрового доверия.

Эти показатели входят в число ключевых в международных инструментах. Один из них, например, Индекс сетевой готовности, который с 2002 года формируется Всемирным экономическим форумом. Он основан на четырёх измерениях:

В 2020 году в индексе были представлены 134 государства. Россия заняла 48 место в группе стран с показателями «выше среднего». В десятке лидеров: Швеция, Дания, Сингапур, Нидерланды, Швейцария, Финляндия, Норвегия, США, Германия, Великобритания.

Помимо этого индекса, существует несколько международных рейтингов, оценивающих готовность (зрелость) стран к цифровизации. Например, Индекс развития ИКТ (Международный союз электросвязи), Индекс цифровой экономики и общества (Европейская комиссия), Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) и другие. Авторы доклада отмечают, что все индексы рассчитываются по стране в целом и отражают разные аспекты цифровизации. Единых подходов нет, однако в ряде индексов присутствуют близкие показатели, на основе которых можно проводить кросс-страновые и межрегиональные сравнения.

Почему цифровой разрыв нельзя игнорировать

Результаты проведенного исследования подтвердили, что уровень цифровой готовности населения к использованию цифровых сервисов и технологий зависит от уровня владения цифровыми компетенциями и уровня цифрового доверия. Чем выше уровень цифрового доверия, тем чаще человек использует цифровые сервисы и технологии.

Высокий кредит цифрового доверия населения, выявленный учёными, может стать драйвером не только цифровой трансформации государственного сектора в России, но и социально-экономического роста страны в целом.

В то же время авторы доклада акцентируют внимание на наличии серьёзного разрыва в уровнях цифровых компетенций среди россиян. Причём он усугубляется и является одним из критических факторов, препятствующих внедрению цифровых технологий.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

«Игнорирование уровней цифровой готовности и серьёзного цифрового разрыва в России полностью нивелирует все инициативы и меры, которые предпринимаются сегодня Правительством РФ в целях цифровой трансформации государства и общества», — говорится в докладе. Проблема серьёзного цифрового разрыва в России, проявляющегося между регионами и социальным группам на трёх уровнях — цифрового доступа, цифровых возможностей и цифровых результатов — должна, по мнению учёных, стать отдельной темой для глубокого изучения.

В числе предложений авторов доклада: изменение методики расчёта показателя, связанного с цифровой грамотностью и компетенциями, а также выработка целевых стратегий. Они должны быть направлены на сокращение цифрового разрыва в стране и обеспечение безопасности внедрения и использования цифровых сервисов и технологий.
IQ

Материал написан на основе доклада «Оценка цифровой готовности населения России», созданного авторским коллективом в лице: Натальи Дмитриевой, старшего научного сотрудника Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, Андрея Жулина, директора Института государственного и мунициального управления НИУ ВШЭ, Руслана Артамонова, заместителя директора Дирекции по экспертно-аналитической работе, Эдуарда Титова, младшего научного сотрудника Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении.

ТАСС, 9 июля. Только у 12% россиян компьютерная грамотность находится выше базового уровня. Это ниже, чем у большинства жителей Евросоюза. К такому выводу пришли ученые из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

“По оценкам НИУ ВШЭ, уровень владения цифровыми навыками в России заметно ниже в сравнении с показателями большинства стран ЕС. Лишь у 12% наших сограждан цифровые навыки развиты выше базового уровня, для сравнения: в среднем в 28 странах Евросоюза такой уровень демонстрирует треть взрослого населения, половина жителей Нидерландов и Финляндии, 49% – Великобритании и Дании”, – пишет пресс-служба Высшей школы экономики.

Из-за того, что с начала 2020 года многие организации вынужденно перевели своих сотрудников на удаленную работу, компьютерная грамотность стала еще важнее. Поэтому ученые из НИУ ВШЭ решили оценить ее уровень у россиян в сравнении с жителями европейских стран. Исследователи сосредоточились на 22 типах действий, в частности, использование интернет-магазинов, использование текстовых редакторов, электронной почты и интернет-звонков.

Оказалось, что только по двум из этих показателей россияне чуть лучше, чем жители ЕС. Оба связаны с общением: 59% россиян пользуются социальными сетями (57% по 28 странам ЕС) и 55% относительно регулярно пользуются аудио- или видеозвонками через интернет (52% по ЕС).

Также исследователи выяснили, что у четверти россиян (24%) компьютерная грамотность находится на базовом уровне, у 39% – ниже базового, 2% не умеют обращаться с компьютерами, а 22% не использовали интернет в последние три месяца на момент проведения исследования.

При этом чем старше россияне, тем хуже у них обстоят дела с использованием интернета. Ученые делают вывод, что это связано как с отсутствием навыков, так и с недоверием к современным технологиям – в частности, к покупкам через интернет.

“Уровень владения цифровыми навыками заметно ниже у россиян средних и старших возрастных групп (от 45 лет), являющихся основой рабочей силы страны. Для ускорения цифровизации экономики важно сделать более доступными программы повышения компьютерной грамотности взрослых”, – заключили авторы работы.

Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему

В начале 1980-х годов, с началом цифровой революции, компании повсеместно стали переходить от аналоговых технологий к цифровым и индустриальная эра подошла к закату. Рабочие процессы автоматизировались, людей стали заменять роботы, и часть сотрудников сократили, но другая часть осталась и адаптировалась к изменениям.

С цифровой революцией пришли новые возможности, должности и новые требования к сотруднику. Появилась срочная необходимость в программировании автоматизированных систем, развертке коммуникаций, роботостроении и техническом обслуживании новых продуктов.

Яркий пример — система планирования ресурсов предприятия, или ERP-система. Это программное обеспечение, в котором можно управлять финансами, цепочками поставок, операциями, торговлей, отчетностью, производством и персоналом. Давайте подумаем, какие специалисты должны писать код для такой массивной программы? Да это же очень крутые ребята! Они не только пишут код, но и понимают структуру и специфику каждого отдела производства, то есть в их компетенции входит изучение процессов торговли, логистики и кадровой службы. Задача этих специалистов — не только выстроить процессы, но и сделать их максимально автоматизированными.

Если же мы представим современного бухгалтера, который с пачкой отчетных документов бежит в налоговую, вместо того чтобы подать все через цифровой портал, мы сильно удивимся, ведь он тратит время и ресурсы своего работодателя.

Цикл обновления кадров в компаниях бесконечен. Там, где сотрудник не справляется со своими обязанностями в связи с цифровизацией его рабочего места, его заменяют на более компетентного.

Давайте рассмотрим основные цифровые навыки, на которые делают ставку современные работодатели:

Сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности до 2%, выросла доля россиян с продвинутым уровнем (29% россиян демонстрируют отличные знания и компетенции в этой сфере, в 2020 году эта доля составляла 27%). Базовый уровень цифровой грамотности у 69% населения.

Аналитический центр НАФИ представляет результаты ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и готовности россиян к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годах* с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».

Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 до 100. Индекс отражает компетенции россиян в сфере информационной грамотности, коммуникативной грамотности, создания цифрового контента, цифровой безопасности и решения проблем в цифровой сфере.

Индекс цифровой грамотности россиян по итогам 2022 года составил 71 п.п.

С начала измерений в 2018 году индекс цифровой грамотности россиян демонстрирует уверенный рост с 52 до 71 п.п.

Две трети россиян (69%) на сегодняшний день обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Менее трети (29%) – продвинутым. 2% жителей России имеют начальный уровень цифровой грамотности.

В динамике за два года доля населения с начальным уровнем цифровой грамотности падает, с продвинутым и базовым растет. Так, рост доли тех, кто демонстрирует уверенные знания и компетенции в цифровой среде, с 2020 года выросла на 2 п.п. (с 27% до 29%), средние – 3 п.п. (с 66% до 69%). Доля россиян, плохо разбирающихся в цифровых технологиях, сократилась на 5 п.п. (с 7% до 2%).

Сильные и слабые цифровые компетенции

Исследование показало, что наиболее высокие показатели у россиян в умении работать с информацией онлайн и работать с данными.

В сфере коммуникативной грамотности лучше всего россияне справляются с использованием мобильных устройств для общения.

Также довольно хорошо россияне справляются с настройкой антивирусной защиты, однако не осознают до сих пор важность умения защищать свои персональные данные.

Хуже всего у жителей России обстоят дела с умением самостоятельно настраивать ПО.

Мужчины демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.).

Уровень цифровой грамотности также зависит от возраста человека: наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), а наиболее низкие – россияне от 55 лет и старше (68 п.п.).

Работающие и студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (68 и 71 п.п. соответственно). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 65 п.п.

Цифровая грамотность россиян во многом определяется типом населенного пункта, в котором проживает человек. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности на уровне 70 п.п., а среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга и других городов-миллионников среднее значение индекса составило 72 и 73 п.п. соответственно.

Лейсан Баймуратова, директор направления исследований в сфере цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:

«Рост цифровой грамотности населения вполне ожидаем, так как во всем мире продолжает происходить активная цифровизация большинства сфер жизнедеятельности. Росту уровня цифровой грамотности способствует и так называемое «цифровое наставничество» со стороны молодого поколения. 89% молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Благодаря такой помощи россияне старшей возрастной категории начинают привыкать к цифровым инструментам, цифровые технологии становятся для них привычными. В результате растет число пожилых пользователей, доля тех, кто демонстрирует низкие компетенции в этой сфере, снижается. Что касается представителей молодежи, то среди них в большей степени происходит углубление знаний и навыков, что коррелирует с ростом популярности IT-профессий. Проблемой на сегодняшний день остается уязвимость в вопросах цифровой безопасности: здесь мы видим самые низкие показатели, особенно в умении обеспечивать защиту своих персональных данных. Зачастую это связано не с нежеланием россиян уделять этому внимание и беспокоиться о своей безопасности, а с недостатком достоверной и проверенной информации по тому, как эффективно защищаться от цифровых угроз. Поэтому следует расширять программы просвещения в цифровой финансовой безопасности».

Это не полная версия релиза. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем файл со всеми данными, включая таблицы, на вашу электронную почту.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Каков уровень цифровой грамотности?

В 2021 году авторы доклада провели социологический интернет-опрос среди жителей РФ с целью прояснить уровень цифровой грамотности и цифрового доверия граждан с учётом международных подходов в измерении этих показателей. Опрос проводился с использованием запрограммированной формализованной онлайн-анкеты объёмом в 116 вопросов. В нём приняли участие 2180 человек в возрасте от 18 до 75 лет.

Для анализа уровня цифровой грамотности в исследовании использовался опросник DigCompSAT, разработанный Европейской комиссией для самотестирования с учётом перспектив трудоустройства. Респонденты оценивали свой уровень по 82 компетенциям, начиная от самых простых, как например, поиск в интернете, и заканчивая сложными — умением применять инструменты для обработки данных, создавать мультимедийные презентации и т.п.

Результаты были сгруппированы по пяти направлениям (блокам): информационная грамотность, коммуникация и взаимодействие, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем. А также по трём уровням: базовый, средний, продвинутый.

Выяснилось, что базовый уровень цифровой грамотности по всем компетенциям и блокам есть у 59,4% респондентов, 38,4% находятся на начальном уровне (⅔ компетенций по всем блокам), не владеет базовыми цифровыми компетенциями вообще — 2% россиян. Здесь, как и на остальных уровнях владения компетенциями, учёные зафиксировали зависимость от возраста, образования, материального положения и типа населенного пункта.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Средний уровень цифровой грамотности по всем компетенциям исследователи зафиксировали у 19,5% респондентов, промежуточный (⅔ компетенций из всех блоков среднего уровня) — у 66% респондентов. На продвинутом уровне цифровой грамотности по всем компетенциям находятся только 3% респондентов и 35% занимают промежуточное положение (⅔ компетенций из всех блоков продвинутого уровня).

Как оценить уровень своей цифровой грамотности

Для оценки уровня своей компьютерной грамотности задайте себе несколько вопросов:

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то ваш уровень цифровой грамотности очень высокий! 😎 Если же в большинстве пунктов ответ отрицательный, возможно, вы в зоне риска.

Пройти более детальное тестирование для оценки компьютерной грамотности вы можете на сайте проекта «Цифровой гражданин».

Низкая компьютерная грамотность может подвергнуть человека и организацию большой опасности. Давайте рассмотрим рядовой случай.

Как можно оценить уровень компьютерной грамотности этой учительницы? Совсем безобидная оплошность привела к серьезной проблеме. Если бы классная руководительница знала, что сторонние письма открывать необходимо с тщательной проверкой данных, умела пользоваться антивирусом и понимала последствия заражения — она никогда бы не открыла это письмо.

Это пример низкого уровня цифровой грамотности, который в современном мире недопустим.

Выберите идеального наставника по программированию 15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Навыки цифровой компетенции

Итак, с какими рисками можно столкнуться в информационном пространстве, и какие навыки использовать для защиты своей безопасности? Специалисты выделяют четыре основных направления цифровой грамотности:

Информационная безопасность

Это, прежде всего, умение проверять информацию на достоверность, а также навык противостояния клиповому мышлению. Все чаще можно услышать такое понятие как «информационная диета». Под ним подразумевается способность человека избегать информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки.

Коммуникативная безопасность

Это своеобразный имидж каждого пользователя интернета. По нашей активности в социальных сетях, публикуемых фотографиях и видео, кликов на страницах различных сайтов формируется так называемый цифровой слепок. С помощью специальной программы эти данные анализируются, создавая информационный портрет пользователя.

Техническая безопасность

В этом случае речь идет непосредственно об устройстве, с использованием которого осуществляется выход в интернет. Это может быть смартфон, компьютер, ноутбук или планшет. В зависимости от того, какая степень защиты обеспечена хранящимся на устройстве личным данным, можно говорить о наличии рисков ее попадания в чужие руки. А потому уметь пользоваться гаджетами правильно очень необходимо.

Потребительская безопасность

Действия, привычные для нас в реальной жизни, постепенно завоевывают кибернетическое пространство. Через интернет мы оплачиваем счета, делаем покупки, общаемся, играем в игры, работаем и т.п. Но всегда нужно помнить о том, что это все же виртуальный мир, а потому его правила и законы могут отличаться от реально существующих.

Из чего складывается цифровая грамотность

Давайте более конкретно рассмотрим, что может входить в понятие цифровой грамотности.

Цифровая грамотность — это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

Высокая степень компьютерной грамотности помогает учиться: по сравнению с традиционными бумажными ресурсами обучения получать доступ к информации из цифровых источников легче.

Компонентом цифровой грамотности являются и персональные данные, которые студенты предоставляют и используют для вступления в онлайн-сообщества и работы с различными сетями.

Стартуй в программировании прямо сейчасРеши свою первую настоящую задачу на JavaScript и поделись крутым результатом с друзьями

Как повысить уровень цифровой грамотности

Для начала – тщательно изучать имеющуюся информацию. Обязательно посещать раздел FAQ различных сервисов, знакомится с тематическими статьями или даже пройти специальное обучение цифровой грамотности и безопасности в сети. Внимательно следите за новостями о случаях мошенничества в интернете, не доверяйте непроверенным источникам информации, не совершайте тех действий, в результате которых вы не уверены.

Подумайте, что вам уже известно, какими умениями обладаете? Навыки работы с какими программами имеете? Это и есть ваша точка отсчета на пути к дальнейшему развитию.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Выберите направления в сетевом пространстве, которые могут быть вам интересны. Возможно, вы хотите научиться создавать сайты или реализовать себя в качестве графического редактора? Умеете писать полезные и интересные программы? Выбрав приоритет в своих предпочтениях, продолжайте следовать к этой цели.

Теории недостаточно. Без практики цифровой грамотности достичь невозможно. Только путем последовательных действий можно действительно приобрести необходимые навыки.

И в заключение стоит сказать, что в одиночку добиться успехов в этой области очень трудно. Налаживание контактов с людьми, общение с ними не только помогает реализовать свои стремления в выбранной цифровой сфере, но еще может стать очень приятным, интересным и выгодным.

Цифровое доверие

Для анализа уровня цифрового доверия среди россиян исследователи разработали ряд вопросов. Они отражают следующие аспекты:

отношение к ключевым рискам, которые связаны с получением услуг через интернет.

Опрос с их помощью показал достаточно высокий уровень доверия граждан большинству созданных государственных и коммерческих цифровых сервисов. В целом 85% взрослого населения России (18-75 лет) доверяют цифровым сервисам государства, 84,5% денежным переводам онлайн и 70,5% цифровым сервисам для приобретения товаров и услуг.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Интересно, что чем выше базовый уровень цифровых компетенций у пользователей, тем выше у них и уровень доверия онлайн-сервисам налоговой службы, ГИБДД, Госуслугам, МФЦ, сервисам денежных переводов и покупке товаров в интернет-магазинах. Помимо прочего, респонденты с высоким базовым уровнем цифровых компетенций более склонны доверять онлайн-взаимодействиям с государственным организациями, крупными банками и НКО (в части подачи заявки (документов), получения результатов, заключения договора).

Учёные изучили, что влияет на готовность россиян использовать цифровой сервис. В результате выявились две группы факторов. Сила их воздействия на выбор респондентов зависит от уровня цифровых компетенций и социального статуса. Первую группу учёные обобщили как доверие технологиям, вторую — как социальное доверие.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Выяснилось, что чем выше уровень цифровой грамотности (от начального до продвинутого), тем слабее влияние фактора «доверие технологиям» при принятии решения использовать цифровой сервис. Так, для бизнесменов при использовании сервиса, наиболее сильное влияние имеет фактор социального доверия. А вот для военнослужащих, наоборот, ярче выражен фактор доверия технологиям. Тогда как для учащихся (студентов) оба фактора одинаково значимы.

В ходе исследования респондентам также было предложено оценить семь различных проблем, которые могут вызывать у них обеспокоенность. Эти проблемы также были сгруппированы в два больших фактора: недоверие технологиям (например, сбои в работе системы) и социально-этическое недоверие (утечка данных, их использование не по назначению, возможность слежки и контроля).


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Оказалось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем слабее влияние фактора недоверия технологиям и сильнее влияние фактора социально-этического недоверия. У студентов выражен фактор недоверия технологиям, а фактор этического недоверия сильнее у безработных, самозанятых и руководителей.

Обнаружилось, что чем выше уровень цифровой грамотности, тем выше уровень доверия технологичным компаниям, например, Яндексу.

В целом в ходе исследования подтвердились гипотезы о том, что чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше у них уровень цифрового доверия и тем чаще они используют цифровые технологии для личного и профессионального развития. А также, что у них выше оценка безопасности цифровых сервисов государственных и коммерческих организаций.

Практические советы по компьютерной грамотности

То есть все, что вы получаете из СМИ, новостных порталов, мессенджеров, социальных сетей и т. д. Немалая часть информации в интернете является фейком, поэтому фильтруйте источники и перепроверяйте достоверность увиденного, будь то новостная статья, видео в тиктоке или письмо с предложением перейти по ссылке.

Бережно относитесь к персональным данным и цифровому портрету

Наше поведение в Сети запоминают поисковые системы и сайты, которые мы посещаем. Фактически мы сами предоставляем информацию о себе в свободном доступе, а, как гласит известный мем, все, что попало в интернет, остается там навсегда.

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Проверьте свой технический бэкграунд

Проанализируйте свой уровень работы с компьютером или телефоном и постарайтесь его повысить:

Школа будущих профессий Skysmart Pro предлагает курсы программирования, которые подойдут для разного уровня подготовки. Вы сможете узнать основы цифровой грамотности, начать свой путь в разработке сайтов или приложений для телефонов, научиться программировать на языке Python или создать игры на различных движках. Приоткройте дверь в мир IT вместе с нами!

Как оценить свой уровень цифровой грамотности

Вы можете назвать уровень своей цифровой грамотности высоким, если вы:

Что такое контент? Это информация любого рода, которую мы можем создать и транслировать с использованием цифровых технологий. Сюда относятся электронные письма, посты в социальных сетях, статьи на сайтах, видео ролики, выкладываемые пользователями интернета.

Очевидно, что влияние современных технологий находит отражение во всех сферах. В частности развитие цифровой экономики привело к появлению новых требований к соискателям на рынке труда:

Поэтому получение новых знаний в цифровых областях является необходимой и очень важной задачей каждого человека.

В 80 % случаях одним из основных условий предлагаемой вакансии является уверенное владение соискателем компьютером. Приход пандемии значительно ужесточил эти требования, потому как в своем большинстве люди вынуждены были переходить на удаленную работу с использованием как раз таки цифровых технологий.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

В течение последних пяти лет наблюдалось значительное повышение требований к уровню пользователей ПК. На сегодня 90 % должностей предполагают знание определенных компьютерных программ, базового языка программирования, навыки обработки информации с использованием новых программных разработок и технологий. И такая тенденция роста требований в сфере цифровой грамотности сохраняется до сих пор.

Все навыки работы с цифровыми устройствами можно разделить на две категории:

Об Акции

Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (10-13
лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Что мы измеряем в ходе Цифрового Диктанта?

Каждое тестирование включает 4 смысловых блока. Первый блок посвящен основам цифрового потребления,
а
именно, различным устройствам и знаниям базовых программ и приложений. Второй – цифровым
компетенциям (работе с интернетом, социальными сетями, интернет-магазинами и другими
онлайн-сервисами). Третий – цифровой безопасности, в том числе защите своих персональных данных и
устройств. Четвертый дополнительный блок – новым технологиям, включая искусственный интеллект и умные голосовые помощники.
Цифровой Диктант также позволяет познакомиться с цифровыми сервисами и
продуктами,
в том числе отечественного производства.


УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО РЕГИОНАМ

Партнерские возможности

Хотите внести значительный вклад в повышение цифровой грамотности в России? Присоединяйтесь к акции и
станьте партнером Цифрового Диктанта или региональной площадкой.

Больше возможностей в разделе «Партнерские
диктанты»

Повышение цифровой грамотности

Для всех, кто заинтересован в развитии своих цифровых навыков и компетенций, в рамках Акции
функционирует раздел с образовательно-просветительскими материалами по цифровой грамотности
«Библиотека
знаний». В ней собраны различные учебные пособия для разных возрастных категорий по самым актуальным
темам: от базового пользования браузером и текстовыми редакторами до создания собственного сайта
с
помощью онлайн-конструктора.

О чём говорят российские показатели?

Цифровая готовность населения — один из важнейших показателей для России, где на федеральном уровне уделяется большое внимание цифровой трансформации. Однако цифровые компетенции населения — на уровне всей страны — пока недостаточно обследованы, несмотря на предусмотренную «сверхамбициозную» динамику по отдельным показателям цифровой трансформации к 2030 году.

«Например, 80% общих собраний собственников в многоквартирных домах, проведённых посредством электронного голосования, или 50% граждан, находящихся на диспансерном наблюдении, по которым обеспечен дистанционный мониторинг состояния здоровья, в том числе на ЕПГУ, или 100% педагогических работников, получивших возможность использования верифицированного цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов и т.д», — таковы примеры прогнозируемых цифровых показателей.

В феврале 2020 года в своем приказе Росстат утвердил методику расчёта показателя «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики». В рамках этой методики определены показатели по пяти направлениям.

Учёные провели анализ данных обследований Росстата с использованием существующей методики за 2016 – 2019 годы. Выяснилось, что на протяжении этих четырёх лет не произошло существенных изменений в уровне большинства измеряемых навыков, в том числе в аспекте возрастных групп и уровней образования.

Авторы доклада констатируют серьёзный цифровой разрыв в России. Он связан с разделением в цифровом доступе — зависимостью от наличия персонального компьютера и сети интернет, неравенством в уровне знаний и навыков и различиях в конечных результатах использования компьютера и интернета.

Например, в домохозяйствах, где есть интернет и/или персональный компьютер, почти половина респондентов владеет навыками работы в текстовых редакторах, каждый четвёртый — навыками работы с электронными таблицами, а каждый десятый может создавать электронные презентации. Там, где нет интернета и/или персонального компьютера только около 7% могут работать в текстовых редакторах, около 4% с электронными таблицами и менее 1% создавать электронные презентации.

Отдельное внимание авторы обращают на цифровое взаимодействие граждан с органами государственной власти. На данных 2019 года они проанализировали различия в выполнении четырёх самых распространенных действий в сети при взаимодействии с органами госвласти:

получение результатов госуслуг в электронном виде.

Подтвердилось, что чем выше уровень образования, тем активнее граждане совершают подобные действия. Большой разрыв также существует в зависимости от места проживания — городское или сельское поселение.

Существенный цифровой разрыв обнаружился и между российскими регионами. Всё это, по мнению авторов, является достаточно серьёзным вызовом для развития цифровой экономики в РФ.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *