В соответствии с «Государственными
санитарными правилами и нормами
устраивания и оборудования кабинетов
компьютерной техники в учебных заведениях
и режима труда учеников на персональных
компьютерах» ДСанПиН 5.5.6.009-98 установленные
санитарно-гигиенические требования к
параметрам окружающей среды классов с
компьютерной техникой.
Вопрос:
Какие основные санитарно-гигиенические требования предъявляются к кабинетам информатики в школе? Какими нормативными документами можно руководствоваться при организации кабинета информатики в школе? Часто спрашивают какие новые санитарные и гигиенические требования СанПин предъявляются к помещению кабинета информатики в школе, расскажите о требованиях безопасности в кабинете информатики и вычислительной техники.
Гигиеническая оценка трудового процесса 6б класса
В
учебной программе предусмотрено
приобретение знаний и умений по обработке
металла, дерева и других материалов,
изготовление несложных изделий. Школа
оснащена собственной трудовой мастерской.
Для
анализа был посещён урок технологии в
6 Б классе. В классе 24 ученика, 11 мальчиков.
Урок труда стоит в расписании 6 Б класса
в среду 3 и 4 уроком. В неделю предусмотрено
проведение 2 уроков.
Гигиеническая
характеристика школьной мастерской.
Общая
площадь мастерской – 62,3 м2
Согласно
СНиП – 66 м2
Площадь
на 1 ученика – 4,7 м2
Световой
коэффициент – 1:3,5
Удельная
мощность – 15,4 м2
Естественное
освещение – 3 окна.
Искусственное
освещение – 14 люминесцентных ламп
Местное
освещение в кабинете отсутствует.
В
мастерской имеется оборудование –
деревообрабатывающий станок, верстаки,
точильный станок, тиски, фрезерный
станок, инструменты, также имеются
шкафы, стеллажи, уборочный инвентарь,
аптечка.
Количество
одновременно занимающихся учеников –
11. Все знакомы с техникой безопасности
при работе с оборудованием, оказанием
первой помощи при травматизме.
Характеристика
соответствия оборудования росту
учеников: высота верстака регулируется
в соответствии с ростом ученика. На
момент обследования высота верстака
соответствует росту учащихся – 75 см.
Рубанок
– длина – 21 см
Напильник
– общая длина – 20 см, длина ручки – 11,2
см.
Молоток
слесарный – длина 28 см, сечение ручки
в месте хвата – 26*20 мм.
Гигиеническая
оценка урока труда.
Тема
урока – дефекты древесины.
Общая
продолжительность – 80 минут
Вводная
часть – 10 минут
Разбор
нового материала – 15 минут
Практическая
работа – 55 минут
Объяснения
учителя – 25 минут (17% времени урока)
Подготовка
рабочего места – 5 минут
Механическое
строгание – 20 минут
Время
простоя и отвлечения – 14 минут
Плотность
урока – 66%
Отношение
продолжительности пауз к общей
продолжительности урока – 16%
При
исследовании было установлено, что
кабинет технологии соответствует
гигиеническим нормативам по набору
оборудования, инструментария, по
плотности урока. Также было установлено,
рабочие места не оборудованы местным
освещением, подоконники заставлены
рабочим материалом, что мешает попаданию
естественного освещения.
Требования к микроклимату
В кабинетах и классах учебных заведений,
где учеба проводится с применением
персональных компьютеров, температура
воздуха должна быть 19,5 ± 0,5°С; скорость
движения воздуха – не более 0,1 м/с,
относительная влажность 60 ± 5% (согласно
с ДСанПиН 5.5.6.009-98).
Уровень ионизированности воздуха на
расстоянии 0,3м от работающего екранамонитора не должен быть ниже 200 и больше
50000 легких позитивных и негативных ионов
(отдельно) в 1 см3 воздух, в соответствии
с ДСанПиН 5.5.6.009-98.
Поддерживать оптимальный уровень легких
позитивных и негативных аэроионов в
пределах 1000-3000 ионов в 1 см3 воздух каждой
полярности на рабочих местах школьников
рекомендуется с помощью биполярных
коронных аэроионизаторов.
В кабинетах и классах учебных заведений
должен быть обеспечен трехкратный обмен
воздуха за один час. Для обеспечения
постоянных параметров микроклимата
(температуры, влажности, скорости
движения и чистоты воздуха) в кабинетах
и классах могут быть установлены
кондиционеры.
Гигиеническая оценка организации условий обучения в компьютерном классе
Кабинет
информатики площадью 50,1 м2
(имеется
подсобное помещение
16,2 м2,
расположен на 2 этаже, окна ориентированы
на север. Стены кабинета оклеены
бежево-оранжевыми обоями, на полу
линолеум.
Естественное
освещение осуществляется через
естественные оконные проёмы, расположенные
по одной стороне (3 окна). Местного
освещения нет. На окнах – жалюзи.
Искусственное
освещение – 20 люминесцентных ламп,
мощностью по 40 Вт каждая.
В
кабинете расположены 10 столов, на которых
расположены 10 ПК. Имеются специальные
поворотно-откидные стулья за ПК.
Учительский стол с 1 ПК. Компьютеры
расставлены по периметру. Розетки и
провода находятся в специальном коробе,
заземлены. В кабинете имеется интерактивная
доска. Также имеются столы двухместные
для письменных работ в количестве 4, 8
стульев за ними.
При
гигиенической оценке компьютерного
класса выявлено: рациональное устройство
помещения, освещённость, непрерывное
время работы за компьютером в течение
урока отвечает требованиям к размещению
и оборудованию кабинета информатики.
Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.
Площадь
на I рабочее место – не менее 6 м”, объем
– не менее 24 м3. Высота кабинета не менее
4 м. должна быть лаборантская с 2 входами.
В ДДУ смежным помещением может быть
игровой зал. Для внутренней отделки
должны использоваться диффузно-отраж
материалы с коээф-том отраж для потолка
0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола — 0,3 – 0,5.
Занятия
за одним дисплеем двух и более учеников
недопустимо. Поверхность для клавиатуры
должна быть наклонной
Оптимальное
расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень
глаз должен приходиться на центр или
2/3 высоты экрана. Естесственный свет
должен падать преимущественно слева.
Оптимальное расположение рабочих мест-
периметральное (может быть рядами и
центральным). Расстояние м/у столами не
менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями
монитора не менее1.2 м.
Оптимальная
т-ра 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость
воздуха не менее 0,1 м/с.
Должно
быть естественное и искусственное
освещение (преимущественно люмин лампы).
Уровень иск осв-ти на кла-вна гурс и
поверхности стола 300 – 500 кл, на экране
дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на
рабочем месте не должен превышать 50 дБ.
Для предупреждения утомления в 10-11
классах должно быть не более 2 уроков/нед
для остальных -12.
Медицинский контроль за физическим
воспитанием детей и подростков.
Физкультура
— организованный процесс воздействия
на человека физических упражнений,
гигиенических мероприятий,
естественных
сил природы для обеспечения определенного
уровня физического развития, формирования
и совершенствования двиг качеств,
воспитание умений и навыков с целью
лучшей подготовки к разнообразной
деятельности.
Контроль
за физическим воспитанием.
1.наблюдение
за состоянием здоровья: основн., ослабл
– в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе.
2.
меднко-педагогич. Место уроков физкультуры
в расписании, их длительность и
правильность построения.
•
вводная часть – 5 -.
мин.
•
подготовит- 12 – 15.
•
заключительная – 3
– 5.
в
ДДУ выделяют 3 части:
•
основная (обучение
основным движениям).
Контроль
за общей и моторной плотностью урока.
Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в
школах 60 -70%.
Контроль
за состоянием детей (состояние кожи,
ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают
кривую занятия.
10
– 15% восстановление пульса за 5 мин.
В
ДДУ физиологическая кривая.
Ср
уровень пульс давления:
39
5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин. 7 – 14 лет- 140- 160. 3 – 4
года – 130- 140 уд/мин.
3.
Контроль за условиями проведения. Т 15
– 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18
садовая группа. 18 – 20 -ясельная; влажность
30 – 60%, скорость воздуха- 0,5 – 1 м/с;
освещенность 100лк – лампы накаливания,
200 лк-люмин; воздухообмен 80 м3 на 1 чел/час
(объем вентиляции).
4.
Соблюдение техники безопасности и
профилактика травматизма (спортивная
форма, инвентарь).
5.
Сани гарно-просветительная работа по
физ воспитанию.
Физиол
сущность закалиывания и д. его на растущ
орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные
пр-пы
Закаливание
— система процедур, направленных на
выработку закаленности.
Закаленность-
качество организма, обеспечивающее
сопротивление его неблагоприятным
метео воздействиям.
Сути
закаливания: раздражение кожи,
кратковременное сужение поверхностных
сосудов, кровь оттекает ко внутренним
органам,
сохраняя тепло. Одновременно усиливается
обмен веществ, усиливается выработка
дополнительного количества
тепла,
сосуды расширяются. Т. о. системное
повторение разрадражающего воздействия
ведет к созданию некоторой
тренированности
саморегул вегет функции.
У
незакаленного ребенка сужение сосудов
происходит медленнее, в результате
происходит потеря тепла. Нет ≪игры
сосудов≫,
бледность кожных покровов, действие
химической терморегуляции задерживается,
наступает переохлаждение организма и
ребенок может заболеть.
Терморегул-спос-ти
организма сохранять температуру тела
не определенном уровне вне зав-ти от
температуры окружающей среды. В основе
ее проц химического характера, параллельно
идет теплоотдача путем: теплоизлучения,
испарения, при дыхании и потоотделении,
т. е. путем физической регуляции (физич.
Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей
наступает к 13-15 годам. При тренировке
системы терморегуляции равновесие
формируется значительно раньше.
У
ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее,
образование тепла больше в – р.
Принципы
проведения закаливающих процедур.
1.систематическое
использование закаливанияво все времена
года, без перерыва. В основе лежи условный
рефлекс,
который
надо поддерживать. Не рекомендуется
отменять процедуры в случае легкого
заболевания детей, не сопровождающегося
значительным ухудшением общего состояния.
В зависимости от поры года- смена
процедур.
2.
Постепенное увеличение силы раздражающего
воздействия. Скорость перехода
определяется состоянием ребенка,
его
реакцией на раздражение.
3.
Применяя различные средства закаливания,
необходимо учитывать возраст ребенка,
состояние его здоровья и питания, условия
жизни, индивидуальные свойства.
1гр.
здоровья – детям показаны все виды
закаливания.
2
гр здоровья – показано закаливание
воздухом, ограничение физической
нагрузки, температура воды на2оС выше.
3
гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные
процедуры только местные, воздушные
процедуры – умеренные.
4.
комплексное использование всех природных
факторов вместе с физичесеими упр и
правильное их сочетание.
5.
Любые закаливающие мероприятия надо
проводить на хорошей эмоциональной
основе. Закаливание начинают с местных
закаливающих процедур.
Санитарно-гигиенические требования
к кабинету информатики
Требования к организации и оборудованию рабочих мест с персональными компьютерами в кабинете информатики для учащихся школы изложены в разделе 11 Гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.4.3648-20).
Не допускается размещение кабинетов информатики в в цокольных и подвальных помещениях.
Кабинет информатики должен быть оборудован одноместными столами, предназначенными для работы с персональным компьютером. Высота края стола, обращенного к работающему с ПК, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви. В случае несоответствия стола и стула росту обучающегося, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
В кабинете информатики должно быть естественное и искусственное общее и местное освещение на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Естественное освещение должно осуществляться через окна, ориентированные преимущественно на север или северо-восток.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
В помещениях кабинетов информатики образовательных учреждений, где расположены персональные компьютеры, согласно требованиям и нормам уровни шума и вибрации не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий.
Согласно требованиям к кабинету информатики шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с персональными компьютерами.
В отсутствии обучающихся произвести проветривание кабинета информатики в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, а именно:
Температура воздуха в кабинете информатики должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
Согласно требованиям СанПин кабинет информатики должен быть оборудован защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
Рекомендуем посетить раздел:
Требования охраны труда к кабинету информатики
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Инструкция
по охране труда в кабинете информатики
1.1. Настоящая инструкция по охране труда в кабинете информатики школы разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», применяемым с 1 января 2023 года, Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда в кабинете информатики устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в кабинете информатики школы, обозначает безопасные методы и приемы работ, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в кабинете.
1.3. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в кабинете информатики является учитель информатики, непосредственно проводящий занятия в кабинете и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя информатики в школе.
1.4. В кабинете информатики проводятся уроки по предмету «Информатика», факультативы, осуществляется дополнительная образовательная деятельность. К образовательной деятельности в кабинете информатики допускаются обучающиеся 1-11 классов.
1.5. Учитель информатики проводит в начале года с обучающимися вводный инструктаж по охране труда в кабинете информатики, первичный инструктаж на рабочем месте до начала их самостоятельной работы с персональным компьютером (ноутбуком), повторные инструктажи по соответствующим инструкциям по охране труда с внесением записей в журнал инструктажа учащихся в кабинете информатики общеобразовательной организации.
1.6. В целях соблюдения требований охраны труда в кабинете информатики необходимо:
1.7. В процессе работы возможно воздействие в кабинете информатики следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:
Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.8. Перечень профессиональных рисков и опасностей в кабинете информатики:
1.9. Все электроприборы в кабинете информатики должны иметь заземление.
1.10. Для обеспечения пожарной безопасности в кабинете информатики в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители, огнестойкое покрывало), иметься аптечка первой помощи.
1.11. В кабинете на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в кабинете информатики, а также инструкция по охране труда для учащихся в кабинете информатики, правила поведения в кабинете информатики.
1.12. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. В случае неисправности ЭСО и иной оргтехники или поломок мебели сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в кабинете информатики необходимо:
1.14. Все положения данной инструкции обязательны для исполнения педагогами школы, которые проводят учебные занятия с обучающимися (учителя информатики, педагоги дополнительного образования), учебно-вспомогательным персоналом (лаборант, инженер, системный администратор), которые также осуществляют свою деятельность в кабинете информатики.
1.15. Сотрудники, осуществляющие деятельность в кабинете информатики, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий – и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб – к материальной ответственности в установленном порядке.
Требования охраны труда перед началом работы в кабинете информатики
2.1. В кабинете информатики перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:
2.2. Убедиться в безопасности рабочих мест:
2.3. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.4. Убедиться в свободности выхода из кабинета информатики, проходов.
2.5. В отсутствии обучающихся произвести проветривание кабинета информатики в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, а именно:
2.6. Температура воздуха в кабинете информатики должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
2.7. В кабинете информатики при организации мест обучающихся с компьютерами (ноутбуками или планшетами) предусматривается естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
2.8. Организация рабочих мест обучающихся с персональными ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
2.9. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять:
2.10. Размер и размещение интерактивной доски (интерактивной панели) в кабинете информатики должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены кабинета. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.
2.11. Приступать к образовательной деятельности в кабинете информатики разрешается при соответствии кабинета информатики гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.
Требования охраны труда во время работы в кабинете информатики
3.1. Во время осуществления образовательной деятельности необходимо соблюдать порядок в кабинете информатики, не загромождать рабочие места, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами, ближе к доске. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.
3.3. Необходимо включить ЭСО на рабочих местах в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования с учетом характера выполняемых работ. После включения оборудования и выполнения запуска, используемых в работе программ необходимо убедиться:
3.4. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.5. Работа с ЭСО должна соответствовать гигиеническим нормативам, использование ЭСО осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
3.6. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих программ или иной информации, выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Для этого оконные проемы в кабинете информатики, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Необходимо убедиться в отсутствии ярко освещенных предметов, которые могут попадать в поле зрения при переходе взгляда с экрана монитора в тетрадь (учебник или документ). Необходимо убедиться в том, что освещенность текста достаточна для четкого различения его содержания. При возможности, необходимо отрегулировать освещение и принять все возможные меры для исключения бликов и засветок на экране и в поле зрения.
3.7. Линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО и шрифтовое оформление электронных учебных изданий должны соответствовать гигиеническим нормативам.
3.8. Не допускать использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок.
3.9. Для обучающихся 1-4 классов использование ноутбуков возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.10. Для вычисления продолжительности использования электронного средства обучения (ЭСО) индивидуального пользования определяется непрерывная продолжительность их использования на занятии.
3.11. При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них.
3.12. Не допускать одновременное использование обучающимися на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет).
3.13. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам.
3.14. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
3.15. Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) на уроке рассчитывается суммарное время ее использования на занятии.
3.16. Не превышать общую продолжительность использования ЭСО на уроке и в школе:
3.17. Необходимо выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.18. Соблюдать время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп, которое должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники не использовать.
3.19. Сенсорные экраны, клавиатуры и мыши, интерактивные маркеры ежедневно дезинфицировать в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.20. При использовании ЭСО и оргтехники в кабинете информатики запрещается:
3.21. При использовании маркерной доски в кабинете информатики цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски.
3.22. Не использовать в помещении кабинета информатики переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
3.23. В середине урока информатики необходимо организовывать перерыв для проведения физкультминутки, содержащей комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводить гимнастику для глаз.
3.24. Не разрешать обучающимся самостоятельно вставать с рабочего места, подходить к иному рабочему месту, прикасаться к тыльной стороне монитора и системного блока, подключать и отсоединять кабели питания, самостоятельно устранять неисправности.
3.25. В кабинете информатики после каждого урока должно проводиться сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится.
3.26. Не допускается во время работы в кабинете информатики нарушать настоящую инструкцию, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с электронными средствами обучения.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в кабинете информатики, причины их вызывающие:
4.2. При выявлении обрывов шнуров электропитания или нарушения целостности их изоляции, повреждений ЭСО и оргтехники, появления запаха гари, каких-либо посторонних звуков при работе оборудования и сигналов, сообщающих о его неисправности, необходимо немедленно прекратить выполнение работы, отключить электропитание, изъять с рабочего места, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и использовать только после выполнения ремонта (получения нового) и получения разрешения.
4.3. При поражении обучающегося электрическим током необходимо принять экстренные меры по освобождению его от действия электрического тока путем отключения электропитания в распределительном щитке. При получении травмы обучающимся оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
4.4. В случае появления задымления или возгорания в кабинете информатики немедленно прекратить работу и обесточить оборудование в распределительном щитке кабинета, вывести обучающихся из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка.
4.5. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете информатики необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.6. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.
Требования охраны труда по окончании работы в кабинете информатики
5.1. После завершения занятия в кабинете информатики необходимо:
5.2. Отключить электропитание на розетки в кабинете в распределительном щитке.
5.3. Протереть аппаратуру, экраны мониторов мягкой чистой тканью.
5.4. Осуществить сквозное проветривание кабинета информатики.
5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушитель необходимо передать лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.6. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения кабинета информатики.
5.7. Закрыть окна, отключить приточно-вытяжную вентиляцию (при наличии), перекрыть воду и выключить свет.
5.8. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.9. При отсутствии недостатков закрыть кабинет информатики на ключ.
Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ____________ /_______________________/
Требования к освещению помещений и рабочих мест
Помещения с ПКдолжны
иметь естественное и искусственное
освещение. При неудовлетворительном
освещении снижается производительность
труда пользователейПК,
возможное появление близорукости,
быстрая утомляемость.
Система освещения должна отвечать таким
требованиям:
• освещенность на рабочем месте должна
отвечать характеру зрительной работы,
который определяется тремя параметрами:
объектом различения – наименьшим размером
объекта, который рассматривается на
мониторе ПК;
фоном, который характеризуется
коэффициентом отражения;
контрастом объекта и фона:
Естественное освещение в помещениях с
ПКдолжно отвечать
требованиямДБНВ.2.2.-3-97
«Здания и сооружения учебных заведений».
Естественное освещение должно
осуществляться через окна, ориентированные
преимущественно на север или северный
восток и обеспечивать коэффициент
естественной освещенности е не ниже
1,5%. Для защиты от прямых солнечных лучей,
которые создают прямые и отбитые отблески
из поверхности экранов и клавиатуры
должны быть предусмотрены солнцезащитные
устройства, на окнах должны быть жалюзи
или шторы. Удовлетворительное естественное
освещение легче создать в небольших
помещениях на 5-8 рабочих мест.
Искусственное освещение в помещениях
с рабочими местами, оборудованными ПК,
должно осуществляться системой общего
равномерного освещения. Как источники
искусственного освещения должны
применяться преимущественно люминесцентные
лампы типу ЛБ. Искусственное освещение
должно обеспечивать на рабочих местах
в кабинетах и классах сПКосвещенность более не низкую, а на
экранах – не визжу значений, приведенных
втабл. 4.2 в соответствии
с ДСанПиН 5.5.6.009-98.
Система общего освещения должна
составлять сплошные или прерывистые
линии светильников, расположенных сбоку
от рабочих мест (преимущественно налево),
параллельно линии зрения работающих.
Для общего освещения допускается
использование светильников таких
классов свитлорозподилу:
прямого света – П; преимущественно
отбитого света – В. Для общего освещения
можно применять светильники серииЛПО-36с зеркальными
решетками, укомплектованные высокочастотнымипускорегулирующимиаппаратами (ВЧПРА).
Применение светильников безрозсиювачиви экранирующих ґратзапрещено.
Таблица 4.2. Нормы освещенности в кабинетах
и классах с ПК
Яркость светильников общего освещения
в зоне углов излучения от 50° к 90° с
вертикалью в продольной и поперечной
плоскостях должна составлять не более
чем 200 кд/м2, защитный угол светильников
– не меньше 400. Яркость больших поверхностей
(окна, источники искусственного освещения
и др.), которые расположены в поле зрения,
не должна превышать 200 кд/м2.
Показатель ослепления для источников
общего искусственного освещения в
кабинетах и классах с ПКне должен быть более 20, а, показатель
дискомфорта – не более 40.
Необходимо предусмотреть ограничение
прямых отблесков от источников
естественного и искусственного освещения.
Защитой от прямых отблесков должно быть
снижение яркости видимой части источников
света путем применения специальных
рассеивателей,отражателей
и другихсветозащитныхустройств, а также правильное размещение
рабочих мест относительно источников
света.
Необходимо предусматривать мероприятия
по ограничению отбитых отблесков на
рабочих поверхностях (экран, стол,
клавиатура). Яркость отблесков на экране
ПКне должна превышать
80 кд/м2, а яркость потолка при применении
системы отбитого освещения — 200 кд/м2.
Следует ограничить неравномерность
распределения яркости в поле зрения
учеников. Соотношение яркости между
рабочим экраном и близким окружением
(стол, тетради, пособия и т.п.) не должно
превышать 5:1, а между поверхностями
рабочего екранаи окружением
(стол, оборудование) – 10:1.
Коэффициент запаса (Кз) для осветительных
установок общего освещения принимается
ровным 1,4.
Величина коэффициента пульсации
освещенности не должна превышать 5%, что
обеспечивается применением газоразрядных
ламп в светильниках общего и местного
освещения с высокочастотными
пускорегулирующимиаппаратами (ВЧПРА) для
светильников каких-нибудь типов. Если
нет светильников сВЧПРА,
то лампы многие ламповые светильники
или светильники общего освещения,
расположенные рядом, следует включать
на разные фазы трехфазной сети.
Для обеспечения нормируемых значений
освещенности в помещениях с ПКследует чистить оконные стекла и
светильники не меньше двух раз в год и
своевременно заменять лампы, которые
перегорели.
Требования, которые обеспечивают
защиту учеников от шума и вибрации
Источниками
шума при работе с ПК
является жесткий диск, вентилятор блока
питания, вентилятор, расположенный на
процессоре, скоростные поводы для
дисков, механические сканеры, передвижные
механические части принтера. При работе
матричных игольчатых принтеров шум
возникает при перемещении головки
принтера и в процессе ударов игл головки
по бумаге. При работе вентиляционной
системы ПК,
которая обеспечивает оптимальный
температурный режим электронных блоков,
создается аэродинамический шум. Кроме
того, действуют и другие внешние источники
шума, не связанные с работой ПК.
Шум, что создается работающими ПК,
являетсяширокополосным,
постоянным с апериодическим усилением
при работе принтеров. Поэтому шум должен
оцениваться общим уровнем звукового
давления по частотной коррекции «А» и
измеряться вдБА.
Параметрами постоянного шума, что
подлежат нормированию, есть уровни
звукового давления в октавных полосах
частот с среднегеометрическими16; ЗІ,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.
Допустимые значения октавных уровней
звукового давления, уровней звука на
рабочих местах в помещениях кабинетов
компьютерной техники необходимо
принимать согласно с ДСанШН 5.5.6.009-98
(табл. 4.3).
Таблица 4.3. Предельно допустимые уровни
шума на рабочем месте, дБ
Классы компьютерной техники рекомендуется
оборудовать ПК, корректируемый
уровень звуковой мощности которых не
превышает 45дБА.
Снижение уровня шума в кабинетах и
классах учебных заведений можно
осуществить таким образом:
« использованием блоков питания ПКс вентиляторами на резиновых подвесках;
« использованием ПК, в
которых вентилятор на процессоре
установлен производителем (ВОХ-процессор);
• применением принтеров коллективного
пользования, расположенных на значительном
расстоянии от большинства рабочих мест
пользователей ПК;
в препятствием распространению шума
путем размещения звукоизолирущегоограждения в виде стен, перегородок,
кабин;
• акустической обработкой помещений
– уменьшение энергии отбитых звуковых
волн путем увеличения площади
звукопоглощения (размещение на
поверхностях помещения облицювань,
что поглощают звук, размещением в
помещениях искусственных поглотителей
звука).
Вибрация на рабочих местах, что создается
ПК, не должна быть выше
значений, определенных ДСанШН 5.5.6.009-98
(табл. 4.4).
Таблица 4.4. Предельно допустимые ровные
вибрации на рабочем месте, дБ
Требования
к помещениям и расположению рабочих
мест с ПК
Согласно с «Государственными санитарными
правилами и нормами «Устройство и
оборудование кабинетов компьютерной
техники в учебных заведениях» и режим
труда учеников на персональных
компьютерах» (ДСанПиН 5.5.6.009-98) площадь
помещения на одно рабочее место ученика
должна составлять 6 м2, а объем – не меньше
20 м3. Площадь учебных помещений с ПКдолжна рассчитываться на полкласса
учеников, но не более как 12 человек.
Не позволяется размещать кабинеты
вычислительной техники в подвальных
помещениях и на цокольных этажах.
Кабинеты, оборудованные компьютерной
техникой, должны размещаться в учебных
заведениях в отдельных помещениях с
естественным освещением и организованным
обменом воздуха.
Покрытие пола, стен, потолки должны быть
матовыми с коэффициентами отражения
соответственно 0,2-0,3; 0,4-0,5; 0,7-0,8; рабочего
стола 0,4-0,5; корпуса дисплея и клавиатуры
0,3-0,5; шкафов и стеллажей 0,4-0,6. Поверхность
пола должна иметь антистатическое
покрытие и быть удобной для влажной
уборки.
Запрещается применять для отделки
интерьера помещений компьютерных
классов полимерные материалы
(древесинно-стружковые плиты, обои,
которые моются, рулонные синтетические
материалы, слоистый бумажный пластик
и тому подобное), которые выделяют в
воздух вредные химические вещества,
которые превышают предельно допустимые
нормы.