Ректором Корпоративного университета Сбербанка назначена Валерия Заболотная
До Сбербанка Валерия возглавляла образовательные направления благотворительного фонда kFund и работала в инновационном образовательном проекте UNIT Factory. Ранее занимала должность замдекана в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, преподавала в международных бизнес-школах, в частности в Эдинбургской бизнес-школе и Международном институте бизнеса. Валерия также возглавляла Дирекцию по организационному развитию в холдинге UDP: отвечала за совершенствование бизнес-процессов, внедрение Lean-технологий и развитие сотрудников. Кроме того, работала в диверсифицированных бизнесах холдинга, а также выступала в обучающем центре компании Toyota c лекциями.
Последние пять лет успешно занималась развитием альтернативных образовательных проектов. С мая по ноябрь 2018 под руководством Валерии успешно был запущен проект «Школа 21» Сбербанка и стартовал учебный процесс с 562 студентами. « Школа 21» готовит специалистов нового формата в области информационных технологий.
«Сегодня Корпоративный университет — это уникальная образовательная среда, это признанный во всем мире центр экспертизы в области корпоративного образования. Поэтому своей ключевой задачей я считаю внесение максимального вклада Корпоративного университета в реализацию стратегии Сбербанка. Созданная современная система обучения руководителей Сбербанка, которую мы планируем совершенствовать, позволит достичь нового уровня корпоративной культуры и конкурентоспособности банка», — подчеркнула ректор Корпоративного университета.
Мы традиционно верим, что лучший способ добиться успеха на рынке труда — быть дипломированным специалистом. Естественное желание такого сотрудника с опытом работы — почивать на лаврах предыдущих достижений, описанных в красивом резюме. Однако сейчас такие стратегии уже не срабатывают или не дают ожидаемого результата. Как оставаться востребованным специалистом и чему учиться профессионалам, рассказывает Валерия Заболотная, ректор Корпоративного университета Сбербанка
Профессиональные знания и навыки в среднем нужно обновлять каждые несколько лет. Но если раньше было достаточно найти лучший вуз и экспертов, чтобы получить доступ к самой актуальной информации в конкретной области, то сейчас не все так однозначно.
Международная исследовательская и консалтинговая компания IDC прогнозировала, что с 2009-го до 2020 года объем мировых данных увеличится в 44 раза. В дальнейшем прогноз был скорректирован до 50 раз. Последний прогноз — в 55 раз. С 0,8 зеттабайт в 2009 году, согласно исследованию IDC, объем информации вырастет до 163 зеттабайт к 2025-м. В этой лавине информации и изменений экспертиза стала хрупкой, а преподаватели имеют ограничения — они могут использовать только небольшой объем данных, исходя из своего понимания мироустройства и приобретенного опыта. Иными словами, ты можешь сегодня быть экспертом, а завтра твоя экспертиза уже устареет. Поэтому тем, кто хочет оставаться на плаву, избежать непрерывного развития, в том числе через обучение, не получится. Но давайте будем честными: большинство людей не готовы учиться постоянно, у них другая мечта — они хотят быть востребованными.
Сложности современного обучения
Цифровую и онлайн-революцию в системе образования мы ожидали с начала нулевых. Однако изменения в этой сфере за двадцать лет можно назвать скорее эволюционными, чем революционными.
Конечно, возникали новые подходы и методы — от онлайн-курсов, обучающих видео и LMS (платформ для электронного обучения) мы переходили к микрообучению (возможность получать дозированный объем информации, например, через гаджеты), real-time видео (обучение в режиме реального времени), геймифицированным решениям. Разрабатывались платформы, решающие разные задачи, например, зарубежная платформа Medshr, созданная для обмена опытом среди врачей.
Но в большинстве случаев, как показывает реальность, обучение до сих пор построено по образцу скрипучей телеги XIX века или, если угодно, потрепанных «жигулей». Мы перешли из офлайн-среды в онлайн практически без изменений: очные лекции заменили вебинарами, письменные задания — заданиями в электронном виде, контрольные поменялись на тестирование в сети. И получилось, что традиционная модель образования продолжает существовать, пусть в несколько измененных формах, но с неизменными, стандартными функциями.
Задача современного человека — перенести ответственность за обучение с институтов на себя. Любой, даже самый рейтинговый и инновационный вуз не станет залогом блестящей карьеры, если человек сам этого не захочет. Научить насильно нельзя, можно только научиться. Развитие и дальнейший профессиональный успех зависят только от вас. А значит, надо сосредоточиться на совершенствовании личностных навыков: уметь управлять своим вниманием и настроением, находить смысл в работе и понимать самого себя. Другой вопрос: как это сделать?
Навыки и привычки, которые помогут оставаться востребованным специалистом
Ресурсное состояние. Психологи называют ресурсным состоянием наличие духовных и физических сил, которые дают энергию для решения предстоящих задач. Налаживать ресурсное состояние можно, соблюдая баланс между 4 важными источниками энергии: интеллектуальной, физической, духовной и эмоциональной сферой жизни. Важно следить за своим настроением, замечать, какие занятия наполняют вас энергией, какие, наоборот, ее забирают. Для кого-то восполнением энергии будет медитация, для кого-то — танцы. Одни люди любят общаться и получают удовольствие от множества коммуникаций, другие, наоборот, предпочитают уединение и в одиночестве чувствуют себя лучше. Выработайте свои принципы ресурсного состояния и уделяйте им внимание, чтобы вашей жизненной энергии хватало на осуществление задуманных целей.
Критическое мышление. Для его развития надо учить себя отсекать лишнюю информацию, ставить внутренний фильтр, видеть подмену понятий, нарушение причинно-следственных связей, нелогичность выводов, которые мы нередко можем видеть в СМИ и социальных сетях. Особенно важно сейчас, в условиях самоизоляции, уметь мыслить здраво и не поддаваться манипуляциям.
Креативное мышление поможет нам мыслить нестандартно и уметь находить выходы из трудных ситуаций. С началом карантина многие выстроили антикризисный план на неделю, месяц, но сейчас мы уже понимаем, что такие планы надо делать как минимум до конца года, даже в ситуации крайней неопределенности. Большинство элементов стандартных бизнес-моделей сейчас не работают, и выживать многим придется учиться в условиях отсутствия доходов в течение долгого времени. Значит, надо искать новые возможности: найти нестандартные способы применения своих профессиональных навыков (например, вдохновляясь примером ресторанов «Тануки» и Novikov School, которые готовят еду для врачей, работающих с коронавирусными больными) или адаптировать работу к новым реалиям, как это сделала компания Ogylvi, снявшая рекламный видеоролик автомобиля Honda Civic прямо из дома.
Эффективные коммуникации и взаимодействие. Сейчас говорить о социальной изоляции не приходится: мы дистанцированы, но не изолированы, и становится очень важным научиться контролировать виртуальное общение. В личном взаимодействии нам часто хватает намеков. В виртуальном мире без умения более четко выражать свои мысли и доносить информацию вы рискуете оказаться в положении, когда важные договоренности могут попросту сорваться из-за недопонимания. Конкретизируйте запросы, максимально однозначно объясняйте задачи и не пренебрегайте телефонными разговорами и возможностями видео-конференций для установления личного контакта с собеседником.
Наконец, благодаря мышлению роста (или мышлению амбиций) можно добиться успеха в любой сфере, ведь такой тип сознания помогает развить иммунитет к трудностям и укрепить веру в собственные силы. Любая неопределенность, задача, с которой ранее вы не сталкивались, воспринимается как возможность научиться чему-то новому или приложить больше усилий для ее решения. Подобная методология используется в Школе 21. В ее основе лежит коллективное обучение, которое проходит методом проб, ошибок, взаимодействия с другими людьми, поиска информации и экспертного мнения, а также решения любой задачи так, чтобы она была полностью завершена. Участники школы разделяются на команды, изучают информацию и поочередно выступают в роли ученика или тренера. Подобная методика помогает развивать новые способы поиска информации. Варианта «забить, проскочить незамеченным и пойти дальше» просто нет, тебе нужно это понять. Если не до конца выучить урок и получить условную «тройку» — это нормально, сделать машину с тремя колесами — уже нет, она ехать не будет. Мышление роста помогает развивать в себе понимание, что с задачами нужно справляться полностью, а не почти. Для этого стоит перестать бояться совершать ошибки и осознать, что они не только неизбежны, но и абсолютно нормальны.
Заключение
Могу с уверенностью сказать, что сохранять трудовую активность мы будем до 70–80 лет, а будущее — за проектной карьерой, то есть возможностью совмещать сразу несколько профессиональных занятий, участвовать в разных карьерных сферах в разных ролях: специалиста, эксперта, лидера или подмастерья. Или заканчивать одну профессиональную линию и переходить к другой (например, закончить карьеру врача и стать историком). Поэтому сейчас нужно учиться решать как можно больше разнообразных задач и участвовать в интересных проектах, чтобы в будущем видеть больше новых профессиональных возможностей.
Сегодняшний кризис, как и любой другой, учит нас пересматривать свою систему ценностей, приобретать новые навыки и компетенции. Нам нужно принять тот факт, что ситуации, когда не срабатывает то, что работало раньше, неизбежны, и надо просто учиться к ним адаптироваться. Тогда велики шансы добиться успеха в областях, в которых ранее у вас не было опыта.
Как оставаться востребованным специалистом и чему учиться профессионалам?
В журнале «Сноб» вышла авторская колонка Валерии Заболотной, ректора Корпоративного университета Сбербанка, посвященная теме важности непрерывного образования и тех возможностей, которые открыл перед нами вызванный пандемией кризис.
Убеждение, что образования, полученного в вузе, достаточно, по-прежнему широко распространено. Безусловно, диплом университета помогает стать специалистом, но смогут ли полученные знания сохранить свою актуальность и помочь стать востребованным в современном мире? Эксперты сферы образования считают, что было бы полезно пересмотреть процесс и основные принципы формирования самого подхода к обучению.
В своей колонке ректор также подчеркивает особенную важность навыков и привычек, которые способны помочь каждому остаться востребованным и иметь конкурентные преимущества на рынке труда. Подробнее о том, как развивать свои компетенции в современном мире, вы можете прочитать в материале по ссылке