К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация
В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.
Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.
ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N. D.
ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
This article deals with the concept of “digital literacy “. A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.
Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.
Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий – социальных, этических и экономических.
Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.
К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.
Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.
К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.
Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии
1. Ахметжанова Г. В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1
.
2. Берман Н. Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.
3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.
Александрова А. В., Курашова С. А., Кондрашева Н. Н. (2017). Проблема формирования и развития цифровых компетенций персонала в авиастроении // Бабкин А. В. (ред.) (2017). Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика Труды VIII научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого: 544-549.
Берман Н. Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. Т. 8. № 6-2: 35-38.
Веселовский М. Я., Измайлова М. А., Абрашкин М. С. (2018). Приоритеты и главные инструменты развития цифровой экономики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 9. № 2: 192-199.
Войнилов Ю. Л., Мальцева Д. В, Шубина Л. В. (2016). Медиаграмотность в России: картография проблемных зон // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.1. №2: 95-114 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/4478/8404 (Дата обращения: 14.11.2018).
Голубовская Т., Гребенников С., Капустинский Я. и др. (2015). Индекс цифровой грамотности. Москва: РОЦИТ.
Давыдов С. Г., Логунова О. С. (2015). Проект “Индекс цифровой грамотности”: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 41: 120-141.
Джаилиди Г. А., Гринь В. А., Радуль Н. П. и др. (2016). Опыт внедрения в работу ветеринарной службы Краснодарского края информационной системы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде // Ветеринария Кубани. № 4: 21-24.
Задорин И. В., Мальцева Д. В., Шубина Л. В. (2017). Уровень медиаграмотности населения в регионах России: сравнительный анализ // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т.2. №4: 123-141 (электронный ресурс). Режим доступа: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/7477/8462 (Дата обращения: 14.11.2018).
Индекс цифровой грамотности – 2016 (2016) // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. № 9 (62): 10-12.
Китайцева О. В. (2016). Возможности обеспечения финансовой грамотности россиян в цифровом обществе // Рулиене Л. Н., Маланов И. А., Лобанов Н. А. (ред.) (2016). Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет: 189-193.
Кузнецова А. В. (2010). Значение профилактики компьютерной аддикции у младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.1. №2. С.181.
Кузьмин Е. И., Жилавская И. В., Игнатова Д. Д. (ред.) (2014). Медийно- информационная грамотность в России: дорога в будущее. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (ред.) (2013). Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. Москва: МЦБС.
Кузьмин Е. И., Паршакова А. В., Борисенко А. С. (ред.) (2017). Медийно- информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Москва: МЦБС.
Латухина К. (2017). Владимир Путин: Внедрить цифровые технологии во все сферы жизни // Российская газета. 04.6.2017 (Электронный ресурс). Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/04/reg-szfo/vladimir-putin-vnedrit-cifrovye-tehnologii-vo-vse-sfery-zhizni.html (Дата обращения: 14.11.2018).
Семенов М. С. (2017). Структура ИКТ-компетентности // Информатизация образования: теория и практика сборник материалов Международной научно- практической конференции: 299-302.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. (2013). Цифровая грамотность и безопасность в интернете: Методическое пособие для специалистов основного общего образования. Москва: Google.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. №2
: 27-35.
Уразова М. С. (2015). Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении // Техника и технологии: роль в развитии современного общества. №6: 57-62.
Цифровая грамотность как драйвер роста (2018) // Университетская книга. № 5: 34-39.
Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности (2013). Москва: МЦБС.
Шариков А. В. (2016). О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. Т. 14. № 1: 87-98.
Alcock M., Fisher M. L., Hargadon S., Jacobs H. H., Sheskey B., Tolisano S. R. (2014). Mastering digital literacy. Bloomington, IN: Solution Tree Press.
Ávila J., Pandya J. Z. (eds.) (2013). Critical digital literacies as social praxis : intersections and challenges. New York: Peter Lang.
Banzato M. (2011). Digital literacy : cultura ed educazione per la società della conoscenza. Milan: B. Mondadori.
Cartelli A. (ed.) (2012). Current trends and future practices for digital literacy and competence. Hershey, PA: Information Science Reference.
Davies J. (2003). D OA: education in the electronic culture. Lanham, Md.: Scarecrow Press.
Digital literacy : concepts, methodologies, tools, and applications (2013). Hershey, PA : Information Science Reference.
Druckrey T. (1996). Electronic culture: technology and visual representation. New York : Aperture.
E* literacy (2001). Washington, D. C.: National Institute for Literacy.
Evans S. H., Clarke P. (1984). The computer culture. Indianapolis, Ind.: White River Press.
Gilster P. (1997). Цифровая грамотность. Нью-Йорк: Компьютерный паб Wiley.
Хоббс Р. (2017). Создавать, чтобы учиться: введение в цифровую грамотность. Хобокен, Нью-Джерси, США: Уайли, Блэквелл.
Хофстеттер Ф. Т., Сине П. (1998). Интернет-грамотность. Бостон: Ирвин/МакГроу-Хилл.
Хоук А., Богарт К. (1974). Медиаграмотность: задуматься. Дейтон, Огайо: Pflaum/Standart.
Листер М. (1995). Фотоизображение в цифровой культуре. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
Малой Р. В., Малиновский А. (2017). Работа Wiki: преподавание веб-исследований и цифровой грамотности в классах истории и гуманитарных наук. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд.
Мартин Л. Э. М. (1997). Проблема интернет-грамотности: инструкция-конвергенция Сети. Нью-Йорк: Хаворт Пресс.
Монако Ж. (1978). Медиакультура: телевидение, радио, пластинки, книги, журналы, газеты, кино. Нью-Йорк: Паб Dell. Компания
Медиаобразование (1984). Париж, ЮНЕСКО.
Мур Д. В. (1995). Виртуальная одежда императора: голая правда об интернет-культуре. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Algonquin Books.
Пейджелс Х. Р. (1984). Компьютерная культура: научное, интеллектуальное и социальное влияние компьютера. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Нью-Йоркская академия наук.
Портер Д. (1997). Интернет-культура. Нью-Йорк: Рутледж.
Спилка Р. (ред.) (2010). Цифровая грамотность для технической коммуникации: теория и практика XXI века. Нью-Йорк: Рутледж.
Визингер С., Беливо Р. (2016) Цифровая грамотность: введение в медиа, идентичность и эволюцию технологий. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
УДК 37.016:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2020.79.44.020
О. В. Елцова1’2, М. В. Емельянова 1 К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
‘Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я, Яковлева, г. Чебоксары, Россия
2Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Надыма, г. Надым, Россия
Аннотация. В настоящей статье автором вопрос определения цифровой грамотности. Изучаются роль цифровой грамотности в современном обществе, история возникновения понятий. Приняты решения и подходы к понятию «цифровая грамотность». Рассмотрены основные компоненты цифровой грамотности, определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования. Сделан вывод о том, что цифровая грамотность – важнейший навык, способствующий успеху в XXI веке, обладающий навыками глубокого мышления, ведения общения, сотрудничества, решения проблем.
Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.
О. В. Ельцова1’2, М. В. Емельянова1 О ПОНЯТИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
‘/. Чувашский государственный педагогический университет имени Яковлева, Чебоксары, Россия 2 Надымская средняя школа № 3, Надым, Россия
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос цифровой грамотности; рассматривает роль цифровой грамотности в современном обществе, происхождение понятия; представлены ключевые определения и подходы к структуре цифровой грамотности. Также в статье рассматриваются основные составляющие цифровой грамотности, определяется необходимость развития цифровой грамотности на всех уровнях образования; приходит к выводу, что цифровая грамотность является наиболее важным навыком для достижения успеха в 21 веке наряду со способностью критического мышления, общения, сотрудничества и решения проблем.
Ключевые слова: грамотность, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровое потребление, цифровая безопасность.
Актуальность сохранения проблемы. В современном обществе цифровая грамотность является одним из важнейших личностных образованных людей. Цель статьи – рассмотрение содержания понятия «цифровая грамотность», используемого в современных исследованиях.
Материалы и методика исследования. В ходе исследований проводятся анализы научной литературы, нормативных документов, педагогического опыта; применялись также такие методы, как сравнение, классификация, педагогическое наблюдение, обобщение, моделирование.
Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека успешно осваивать ту или иную практическую территорию обозначают такие категории, как «грамотность», «квалификация», «компетентность», «образованность». каждая из этих категорий сейчас используется и на примерах, и в теоретических исследованиях,
предварительное заключение ограничивает указанную способность. Ключевой среди них является грамотность, так как она состоит из знаний, умений и навыков, заключающихся в способности оперировать знаковыми системами искусственных и естественных языков при восприятии и выполнении поставленных задач; это способность современного человека действовать в соответствии с объективной логикой окружающего предметного мира и достигать поставленных целей.
В рамках формирования информационного общества, доступного для всех, ЮНЕСКО в 2000 г. была учреждена программа «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Была установлена область деятельности программы, прежде всего связанная с использованием человеческих ресурсов и возможностей для современного информационного мира.
Итак, цифровая грамотность – это достаточно важное образование личности, она оказывает влияние на все области человеческой жизни и профессиональной деятельности.
Но что включает в себя это понятие в современном мире? Все исследователи говорят о том, что нельзя отождествлять обычную грамотность и цифровую. Цифровая грамотность позволяет человеку, обладающему ей, быть интеллектуально мобильным, взаимодействовать с людьми так, как это не может сделать человек, владеющий только традиционной грамотностью.
Впервые понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер в 1997 году, который рассматривал ее как умение воспринимать предоставленную в широком круге источников и во множестве разнообразных форматов информацию, пользоваться ею с помощью компьютеров. По П. Гилстеру, в настоящее время работа в интернете с гипертекстом, который предлагает возможность быстрого перемещения от одного ресурса к другому, способствует возникновению новых шаблонов поведения, изменению образа действий человека при общении. Возникает сетевое мышление, основной характеристикой которого можно назвать высокую степень информационно-коммуникационной активности.
Г. У. Солдатовой предложена четырехкомпонентная структура цифровой компетентности, включающая в себя:
– умения и навыки;
– ответственность (в том числе безопасность).
На текущий момент едва ли можно назвать нашу страну лидером цифровизации: доступность интернета в России по сравнению с Европой до сих пор достаточно низкая -чуть более 70 % против 90 %; далеко не у всех есть кредитные карты, и не каждый россиянин в состоянии записаться к врачу через сайт «Госуслуги». Более того, согласно исследованию НАФИ, лишь 42 % россиян пользуются мобильным интернетом. Преимущества сервисов в оптимизированном цифровом формате не всегда донесены до потенциальных пользователей, что создает определенный мотивационный барьер.
В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о том, что повышать степень осведомленности граждан о правилах безопасного пользования цифровыми технологиями необходимо уже на уровне начальной школы. Развитие цифровой экономики и связанные с этим задачи модернизации образовательных систем и проектов – один из национальных приоритетов, указанных в указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В Российской Федерации образовательные инициативы в сфере цифровой грамотности реализуются точечно на федеральном уровне, в том числе в рамках мероприятий «Университет 20.35». В регионах комплексные образовательные программы в сфере повышения цифровой грамотности детей и молодежи развиты недостаточно. Это повышает риски для учащихся и молодежи в их личностной и профессиональной деятельности в сфере информационных технологий (кибербезопасность, цифровая гигиена и медиапотребление, использование интернет-сервисов, в том числе финансовых и т. д.).
Под цифровым потреблением понимается использование услуг интернета для жизни и работы. Сюда входят: стационарный интернет, который есть сейчас почти в каждом доме; мобильный интернет; цифровые устройства, которыми люди начинают пользоваться иногда до того, как начинают говорить; интернет-СМИ, новости; социальные сети разных форматов; государственные услуги; облачные технологии для хранения и передачи данных.
Цифровыми компетенциями называют навыки эффективного пользования технологиями. К ним относятся поиск информации в разнообразных источниках, использование цифровых устройств и функционала социальных сетей, покупки в интернете, совершение финансовых операций с использованием технологий, производство медийного контента, синхронизация устройств, критическое восприятие информации.
Цифровая безопасность обозначает в рамках цифровой грамотности такие основы сетевой безопасности, которые включают в себя защиту персональных данных, формирование надежных паролей, обращение только к легальному контенту, сетевой этикет, репутацию в Сети, создание резервных копий информации, хранение.
Прошло не так много лет, но понятие цифровой грамотности, которое ранее отождествлялось только с умением человека использовать компьютер, теперь воспринимается как весьма серьезный инструмент информационной деятельности и рассматривается наряду с другими понятиями, связанными с технологической грамотностью, такими как компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность. Информационное общество нацелено на потребителя электронных услуг, и цифровая грамотность содействует обретению гражданами важных жизненных навыков. Цифровая грамотность является катализатором развития современного человека.
Компонент Знания Навыки Установки в отношении
Информационная грамотность Отличительные черты информации и различные источники информации Поиск соответствующей запросу информации и ее сопоставление Польза и вред информации
Компьютерная грамотность Устройство компьютера, его функции Использование компьютера и аналогичных устройств Роль компьютера в ежедневной жизни
Медиаграмотность Медиа-контент и его источники Поиск новостей и проверка их достоверности Достоверность информации, сообщаемой через СМИ
Коммуникативная грамотность Специфика диалога при цифровой коммуникации Использование современных средств коммуникации Сетевой этикет
Технологические инновации Современные технологические тенденции Работа с гаджетами и приложениями Польза технологических инноваций
Предлагаем использовать следующее определение: цифровая грамотность – знания, умения и мотивация в области разработки, безопасного и эффективного использования и применения цифровой информации и ресурсов. Цифровая грамотность предусматривает овладение знаниями, закрепление, освоение и эффективное использование навыков и умений.
Рассмотрим компоненты цифровой грамотности:
Когнитивный компонент структуры цифровой грамотности характеризуется системой знаний прикладного характера, являющихся ядром цифровой грамотности.
Деятельностный компонент содержит умения, навыки эффективного осуществления базовых операций самостоятельной работы с цифровыми ресурсами, а также способы планирования и деятельности по решению задач с использованием цифровых данных и ресурсов.
Нацеленность на создание сознательной потребности человека в компетентном использовании цифровой среды характеризует мотивационную составляющую цифровой грамотности.
В понятии «цифровая грамотность» выделяются шесть главных умений:
– найти нужную информацию в интернете и быть в состоянии оценить ее достоверность и качество;
– произвести анализ проблемы и подобрать те цифровые инструменты, которые смогут найти ее решение;
– непрерывно обучаться в течение всей жизни, используя доступность информации;
– оценивать постоянно меняющиеся технологические инструменты и выбирать их них наиболее подходящие для решения конкретной проблемы;
– обучаться и перестраиваться, чтобы успешно работать с постоянно обновляющимися цифровыми инструментами;
Учитывая современный уровень использования технологий, а также благоприятные условия для развития грамотного общества, мы считаем, что цифровую грамотность и детей, и молодежи необходимо повышать. Сложность современного информационного мира в том, что доступность технологий и умение искать нужную информацию не обеспечивают наличия у молодежи навыков, необходимых для успешного существования в цифровом обществе. Уверенно пользующиеся технологиями дети и молодые люди часто переоценивают свои умения. Им не хватает знаний для эффективного использования технологий, критической оценки своих умений, они не могут избежать риска и подвергают себя опасности. Формирование и развитие цифровой грамотности должно давать молодым людям навыки не только необходимые, но и востребованные.
Использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.
Специально разработанные программы и мероприятия для детей и подростков по формированию и развитию цифровой грамотности необходимы. Благодаря им подрас-
тающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее. Вместе с тем молодым людям необходимо овладевать навыками, необходимыми для успешной жизни в XXI веке. Цифровая грамотность сегодня – это, разумеется, ответственность не только образовательных организаций. Семья, общество, библиотека, бизнес также должны сыграть свою роль.
Цифровая грамотность является важнейшим навыком, который в условиях XXI века необходим для успешности ничуть не меньше, чем умение критически мыслить, а также умение решать проблемы, сотрудничать и общаться друг с другом. Некоторые исследователи называют цифровую грамотность столь же важной, как умение читать и писать, давая ей название «четвертой грамотности». Большое значение имеет повышение цифровой грамотности как отдельного гражданина, так и населения всей страны в целом. Если говорить об уровне цифровой грамотности отдельного человека, мы считаем, что от способности человека находить необходимую информацию в условиях огромных объемов данных, передавать ее, использовать возможности, открывающиеся с появлением цифровых ресурсов, напрямую зависит, сможет ли он адаптироваться к требованиям современности. Человек, обладающий цифровой грамотностью, может отбирать нужную ему информацию из огромных потоков данных в интернете, он понимает, как устроен виртуальный мир, и способен быть в цифровой среде в безопасности. Если говорить о населении России, то общий уровень цифровой грамотности складывается из уровней цифровой грамотности каждого гражданина. А это, в свою очередь, влияет на культурный уровень населения, на то, способен ли человек в эпоху цифровой экономики внести свой вклад для выведения страны на передовые позиции в сфере инноваций. Поэтому мы считаем, что программы развития цифровой грамотности должны внедряться уже в школьное образование.
Резюме. Цифровая грамотность учащегося – личностное образование субъекта, включающее следующие компоненты: систему знаний, умений и навыков в сфере использования цифровых ресурсов и цифровой информации, положительную мотивацию к цифровой активности, положительный опыт работы в Сети; позволяющие находить, оценивать, использовать, распространять и создавать контент при помощи современных информационных технологий. Рекомендуемое включение в школьное образование программ развития цифровой грамотности позволит детям и молодежи осознанно выбирать релевантную информацию из большого потока, понимать, как работает виртуальный мир, и не подвергать себя опасности в цифровой среде.
2. Гендина И. И. Информационная грамотность в контексте других видов грамотности: дайджест зарубежного опыта : по материалам докладов // Школьная библиотека. – 2009. – № 9-10. – С. 28-39.
3. Давыдов С. Т., Логунова О. С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4M). -2015. -№41. – С. 120-141.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Б. Дендева. – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013.-320 с.
9. Цифровая компетентность подростков и родителей : результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М. : ФондРазвития Интернет, 2013. – 144 с.
ХО. Хуатэн Ма. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 250 с.
Статья поступила в редакцию 25.10.2019
2. Gendina N. I. Informacionnaya gramotnost’ v kontekste drugih vidov gramotnosti: dajdzhest zarabezhnogo opyta : po materialam dokladov // Shkol’naya biblioteka. – 2009. – № 9-10. – S. 28-39.
3. Davydov S. G., Logimova O. S. Proekt «Indeks cifrovoj gramotnosti»: metodicheskie eksperimenty // Sociologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M). -2015. – № 41. – S. 120-141.
4. Informacionnve i kommunikacionnye tekhnologii v obrazovanii / pod red. B. Dendeva. – M. : НТО YuNESKO, 2013, – 320 s.
9. Cifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej : rezul’taty vserossijskogo issledovaniya / G. U. Soldatova, T. A. Nestik, E.-1. Rasskazova, E.-Yu. Zotova. – M. : Fond Razvitiya Internet, 2013. – 144 s.
10. Huaten Ma. Cifrovaya transformaciya Kitaya. Opyt preobrazovaniya infrastruktury nacional’noj ekonomiki. – M. : Al’pina Pablisher, 2019. -250 s.
The article was contributed on October 25, 2019
Сведения об авторах